Научная статья на тему 'Особенности работы над орфографическими ошибками в письменной речи младших школьников'

Особенности работы над орфографическими ошибками в письменной речи младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3106
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ОРФОГРАММА / ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / ПРИЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ИСПРАВЛЕНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ОШИБОК / ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пенкина София Дмитриевна, Коваленко Екатерина Георгиевна

В статье рассматривается проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, орфографическая грамотность учащихся остается в целом весьма низкой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах младших школьников, абитуриентов, студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности работы над орфографическими ошибками в письменной речи младших школьников»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

rabotu_poiskovyh _otrjadov-1908/ (дата обращение 01.09.2016).

2. Демянская наступательная операция (1942) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Демянская_операция_(1942) (дата обращение 06.09.2016).

3. Хроника Демянских боев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://oursociety.ru/publ/istorij a_rossii/khronika_demj anskikh_boev/4-1 -0-172 (дата обращение 10.09.2016).

4. Демянская наступательная операция (1943) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Демянская_наступательная_операция_ (1943) (дата обращение 11.09.2016).

© Пахарь В В., 2016

УДК 330

Пенкина София Дмитриевна

Студентка 1 курса (магистратура), г.Краснодар, РФ E-mail: Solnce_1307@mail.ru Коваленко Екатерина Георгиевна

Доцент кафедры педагогики и методики начального образования,

кандидат филологических наук г.Краснодар, РФ E-mail: kovalenkoeg@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация

В статье рассматривается проблема повышения орфографической грамотности учащихся всегда волновала учителей, методистов, родителей, так как, несмотря на огромные усилия педагогов, орфографическая грамотность учащихся остается в целом весьма низкой. Об этом говорят многочисленные ошибки в письменных работах младших школьников, абитуриентов, студентов.

Ключевые слова

Орфограмма, орфографические ошибки, приемы предупреждения и исправления орфографических ошибок, орфографическая грамотность.

В условиях современного школьного образования известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности. Поэтому, актуальность исследования обусловлена потребностью педагогической практики в разработке такой системы работы над орфографическими ошибками, которая способствовала бы реальному повышению орфографической грамотности младших школьников.

Орфография служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова, графике, морфологии и синтаксису, лексике. Для младших школьников важнейшими являются такие орфографические темы, как: правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласных - звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных; употребление заглавных букв; перенос слов; слитно-раздельные и дефисные написания и др. Именно при изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических ошибок. Поэтому необходима планомерная работа, система совершенствования письменной речи младших школьников. Задача учителя состоит в том, чтобы привлечь самих учащихся к исправлению допущенных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

орфографических ошибок, научить их предупреждать эти ошибки, совершенствовать культуру письменной речи.

Методами исследования стали: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по проблеме исследования, констатирующий этап педагогического эксперимента, анализ письменных продуктов деятельности четвероклассников, методы математической обработки результатов исследования.

В психологической, дидактической, лингвистической и методической литературе рассматриваются различные аспекты проблемы работы над орфографическими ошибками. Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, невысоким уровнем орфографической грамотности учащихся. Наличие большого количества ошибок в письменных работах как творческого, так и репродуктивного характера послужило одной из причин возникновения в начале XX века двух направлений в методике обучения правописанию — грамматического (К.Д. Ушинский, Н.А. Корф, Ф.Ф. Пуцыкович, Д.И. Тихомиров и др.) и антиграмматического (Борман, Лай, Мейман,Б.П. Шереметевский, И. Соломоновский и др.).

В 40 - 60-е годы XX века в методике обучения орфографии (Е.С. Истрина, Н.А. Костин, С.П. Редозубов, Н.С. Поздняков, Н.С. Рождественский, Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова, Л.К. Назарова и другие) разрабатываются вопросы классификации и учета орфографических ошибок, приемы их предупреждения и исправления, причины возникновения.

Так, Н.С. Рождественский выделяет пять групп орфографических ошибок:

1) ошибки графические (против правил графики): пропуск, замена, перестановка, вставка букв или слогов;

2) ошибки орфографические, т.е. ошибки против правил орфографии, соотносительной с произношением.

3) ошибки против правил о слитном и раздельном написании слов;

4) ошибки против правил об употреблении больших и малых букв;

5) ошибки против правил переноса слов с одной строки на другую.

Иную классификацию ошибок предлагает В.Ф. Иванова, которая отмечает, что подлинно орфографические ошибки не сопровождаются неправильным произношением, ибо как при правильном (лежу на траве), так и при неправильном («лижу на траве») написании приведенные в скобках слова читаются (произносятся) одинаково: собственно орфографические ошибки, фонетико- орфографические ошибки, грамматико- орфографические.

Для успешной организации работы над ошибками учитель должен знать причины допускаемых ошибок учащимися орфографических ошибок.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет выделить несколько групп причин орфографических ошибок, имеющих общие основания.

Первая группа включает причины, связанные с организацией работы над ошибками (В.Г. Бирюков, Л.К. Назарова, В.Н. Шевченко и другие). К ним относятся отсутствие систематической работы над ошибками; неумение ученика контролировать себя во время письма и проверять написанное; недостаток учета индивидуальных заданий в процессе работы над ошибками.

Во вторую группу входят причины, связанные с усвоением учащимися знаний, умений и навыков из различных разделов программы по русскому языку (Н.С. Рождественский, Н.Н. Алгазина, Т.Г. Рамзаева и другие).

Третью группу составляют причины, связанные с усвоением учащимися правил правописания (Н.А. Щербакова, Н.П. Каноныкин, Н.Н. Алгазина).

К четвертой группе относятся причины, связанные с индивидуальными психофизическими особенностями учащихся (С.П. Редозубов, Н.С. Рождественский, Н.А. Щербакова и другие). Данная группа включает причины ошибок, допускаемых вследствие дефектов речи, свойств нервной системы учащихся, неустойчивости внимания, недостаточного развития оперативной памяти, медленного письма.

Таким образом, многообразие причин орфографических ошибок представляет собой определенную трудность для учителя, но не снимает с него ответственности за точное определение причин ошибок

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

каждого учащегося и за выбор наиболее эффективных и оптимальных приемов их исправления.

В методике орфографии имеется два понимания сущности предупреждения ошибок: предупреждает их появление вся система работы по орфографии (Н.Н. Алгазина, Л.К. Назарова) и непосредственное предупреждение ошибок в отдельных словах перед выполнением тех или иных письменных упражнений (М.Т. Баранов).

Специальная работа по предупреждению орфографических ошибок имеет две формы: самоконтроль учащихся за выполнением работы и организуемая учителем словарно-орфографическая работа.

Самоконтроль — это намеренное перечитывание учеником написанного с целью нахождения возможных ошибок и их исправления.

Словарно - орфографическая работа по предупреждению орфографических ошибок. Эта работа организуется учителем перед выполнением как обучающих упражнений, так и контрольных работ.

Работа по предупреждению орфографических ошибок связанна с работой по их исправлению. Процесс предупреждения и исправления орфографических ошибок включает последовательное выполнение определений действий, необходимых для решения орфографической задачи.

Приемы исправления орфографических ошибок учащихся рассматриваются с двух сторон: с одной -вид заданий, предлагаемых учащимся с целью преодоления ошибок, с другой - вид указания учителя на ошибку при проверке письменных работ. Виды заданий перекликаются с приемами предупреждения ошибок. Это различные упражнения, использование таблиц, карточек, перфокарт и т.п.

Использование одного и того же приема исправления ошибки приводит к тому, что учащиеся не выполняют работу над ошибками и допускают типичные ошибки

С целью активизации учебной деятельности учащихся в процессе выполнения работы над ошибками и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к исправлению ошибок, учителям рекомендуется использовать различные способы исправления ошибок. Учащиеся могут быть разделены на четыре группы.

Первую группу составляют учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, самостоятельно могут обнаружить и исправить их во время само- и взаимопроверки.

Ко второй группе относятся учащиеся, которые допускают в письменных работах 1-2 ошибки, частично обнаруживают их во время само- и взаимопроверки.

Третья группа включает учащихся, которые допускают 3-5 ошибок в письменных работах, самостоятельно не могут обнаружить и исправить их во время само - взаимопроверки.

Для четвертой группы учащихся характерно большое количество ошибок в письменных работах. Учащиеся не могут обнаружить и исправить их, не выполняют работу над ошибками, затрудняются в определении характера орфограммы и в выборе способа исправления ошибки.

В целом овладение учащимися общим способом исправления ошибок способствует закреплению как общеучебных (рассуждать, доказывать, сопоставлять), так и специальных (распознавать орфограмму, разбирать слово по составу, устанавливать способ исправления ошибки) умений.

Проанализировав психолого- педагогическую, лингвистическую и методическую литературу по проблеме исследования, мы провели эксперимент. При проверке письменных работ четвероклассников мы получили уровни орфографической грамотности. (рис.1)

Класс, количество учащихся Уровни орфографической грамотности

высокий средний ниже среднего низкий

кол-во % кол-во % кол-во % кол-во %

4 «А» класс - экспериментальный (25 человек) 4 16 7 28 11 44 3 12

Таким образом, результаты проведенного диктанта на констатирующем этапе эксперимента свидетельствуют о наличие у учащихся среднего уровня орфографической грамотности и уровня ниже среднего, что говорит о недостаточном подходе к работе над орфографическими ошибками.

Итак, в период начального обучения дети получают основные знания для дальнейшего обучения и всестороннего развития личности. Особую роль на данном этапе играет формирование орфографической

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-2/2016 ISSN 2410-700Х_

грамотности, орфографических навыков учащихся. Этому помогают не только методы обучения правописанию, но и комплексное использование разнообразных приемов и способов предупреждения и исправления орфографических ошибок.

Список использованной литературы:

1. Булохов В.Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся//Начальная школа. -2011. №1.

2. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. -М., 2011.

3.Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников. - М.: Просвещение, 2010. - 176с.

4.Рализаева, Т. Г., Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - //Т.Г.Рализаева, М.Р.Львов// - М., 2009.

5.Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. -М., 2010.

© Пенкина С.Д., Коваленко Е.Г., 2016

УДК 004.942

УДК 796.087

Переведенцев Константин Алексеевич, аспирант Благодатский Григорий Александрович, к.т.н., доцент Ижевский государственный технический университет имени М. Т. Калашникова, г. Ижевск

Научный руководитель: Горохов Максим Михайлович,

доктор физико - математических наук, профессор

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОВ

Аннотация

Данная работа раскрывает актуальную на сегодняшний день тему. В статье рассказывается о возможности подготовки и совершенствования профессиональных спортсменов с использованием современных информационных технологий и математического моделирования. Рассмотрим подробнее такой известный метод функциональной диагностики, как программа «Омега-спорт-2».

Ключевые слова

Спорт, высшие достижения, информационные технологии (ИТ), компьютерная программа, Олимпийские игры, функциональная диагностика.

Настоящее время можно смело считать веком информационных технологий, так как информационные технологии и инновации широко используются практически в каждой сфере деятельности: в науке, образовании, политике, спорте и других сферах областях жизни. Не исключение и спорт высших достижений. Сейчас разработка научных основ подготовки спортивного резерва является одной из ключевых проблем данной области. Настоящая статья касается актуальности и важности использования информационных технологий в развитии спорта высших достижений, в совершенствовании подготовки высококвалифицированных спортсменов.

Чтобы определить актуальность темы, обозначим понятие информационных технологий. ИТ, ставшие неотъемлемой составляющей общества, - это совокупность методов и программно-

Горохов М. М., Переведенцев К. А., Благодатский Г. А. 2016 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.