Научная статья на тему 'Особенности работы чувашского национального музея в области формирования экологической культуры'

Особенности работы чувашского национального музея в области формирования экологической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / МУЗЕЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ / ECOLOGY / ECOLOGICAL CULTURE / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ENVIRONMENTAL PROTECTION / THE MUSEUM / ENVIRONMENTAL SAFETY / RESPECT FOR NATURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давыдова Татьяна Анатольевна

Проанализирована деятельность Чувашского национального музея в области формирования экологической культуры граждан, приведены реализуемые формы работы с целью эффективного привлечения внимания населения к проблемам охраны природы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CHUVASH NATIONAL MUSEUM OF ENVIRONMENTAL CULTURE

Analyzed the activity of the Chuvash National Museum in the formation of ecological culture of the citizens are implemented forms of work in order to effectively attract public attention to the problems of environmental protection.

Текст научной работы на тему «Особенности работы чувашского национального музея в области формирования экологической культуры»

ВОДЯНАЯ Светлана Евгеньевна - ведущий инженер Центра информационных технологий. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: akartuzov@rucoop.ru

VODYANAYA, Svetlana Evgenyevna - Senior Engineer of Information Technology Centre. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. Email: akartuzov@rucoop.ru

УДК 37.018.7

особенности работы чувашского национального музея в области формирования экологической культуры

т.А. Давыдова

Проанализирована деятельность Чувашского национального музея в области формирования экологической культуры граждан, приведены реализуемые формы работы с целью эффективного привлечения внимания населения к проблемам охраны природы.

Ключевые слова: экология; экологическая культура; экологическое образование; охрана окружающей среды; музей; экологическая безопасность; бережное отношение к природе.

T.A. Davydova. FEATURES OF CHUVASH NATIONAL MUSEUM OF ENVIRONMENTAL CULTURE

Analyzed the activity of the Chuvash National Museum in the formation of ecological culture of the citizens are implemented forms of work in order to effectively attract public attention to the problems of environmental protection.

Keywords: ecology; ecological culture; environmental education; environmental protection; the museum; environmental safety; respect for nature.

В число приоритетных задач современности входит экологическое образование и воспитание населения. Сегодня необходимо, чтобы каждый гражданин не только знал об экологических проблемах, происходящих в мире, но и умел их преодолевать, а в идеале - этих проблем не создавал. Такое поведение посильно только экологически грамотному человеку, способному правильно оценивать результаты своей деятельности и умеющему не наносить вред окружающей его среде, обладающему культурой поведения и навыками бережного отношения к природе.

Низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны отнесен Экологической доктриной Российской Федерации к числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации. Эта программа потребовала включения в республиканскую целевую программу «Повышение экологической безопасности в Чувашской Республике на 2006-2011 годы» мероприятий по повышению экологической культуры.

Экологическое просвещение, в том числе и информирование жителей республики о

законодательстве в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, осуществляется органами государственной власти Российской Федерации и Чувашской Республики, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями и учреждениями культуры. Благодаря разносторонним формам работы, совмещающим культурный досуг, воспитание и образование, эстетическое наслаждение, музей обладает широкими потенциальными возможностями в деле формирования экологической культуры. Важнейшая задача современного музея - пробуждать интерес публики к общественно значимым проблемам. Для воспитания экологически грамотного человека в Чувашском национальном музее разработана программа «.. .Мы дети твои, дорогая Земля...».

Многогранные формы работы дают возможность более эффективно привлекать внимание населения к проблемам охраны природы, что способствует развитию экологического образования. Одна из форм такой деятельности - празднование международных экологических

102

Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2013. №1(11)

дат, появившихся благодаря решениям Генеральной Ассамблеи ООН. Современных экологических праздников довольно много. В словаре-справочнике В.В. Снакина (2000) «Экология и охрана природы» и «Календаре экологических дат: Дни календаря, отмечающие Всемирные и Международные дни природы» (Церцек Н.Ф., 2000) указывалось 20 праздников, связанных с проблемами охраны природы, отмечаемых в России и в других странах. Помимо этого по инициативе Федерации независимых профсоюзов России с 1994 г ежегодно с 15 апреля по 5 июня проходят Общероссийские дни защиты от экологической опасности.

Проанализировав многочисленные экологические праздники, музеем были отобраны следующие: Всемирный день воды, Международный день птиц, Международный день Земли, Всемирный день охраны окружающей среды, Всемирный день животных и Общероссийские дни защиты от экологической опасности.

Цель программы: сделать экологическую проблематику неотъемлемой частью общего образования и культуры, направленной на формирование у посетителей сопричастности ко всему происходящему вокруг, она должна помочь в формировании взглядов и убеждений, способствующих ответственному отношению к природе.

Программа «...Мы дети твои, дорогая Земля...» развивается по нескольким направлениям. Основная деятельность музея и одно из направлений программы - это экспозицион-но-выставочная работа. Кроме стационарной экспозиции «Природа и человек», было построено немало выставок на природоохранную тематику. Среди них можно выделить «В гостях у сказки», «Похожие и разные», «Вторая жизнь ненужным вещам», «Животные в мифах и легендах», «Там, на неведомых дорожках». На каждой выставке проводится определенная работа по повышению уровня экологического образования и воспитания посетителя. Например, на выставке «Похожие и разные» проходила викторина «Путешествие перышка». В зале на витринах были прикреплены специальные таблички в форме птичьего яйца с интересными фактами из жизни птиц. После посещения выставки желающие могли вытащить билет с вопросом и проверить полученные знания. Ответы складывались в специальный ящичек. Подведение итогов прошло после закрытия выставки. На базе выставки «Похожие и разные» также была проведена орнитологическая декада «Тайны птичьего мира». Сотрудниками музея совместно с эколого-биологическим центром «Караш», Союзом охраны птиц России по

Чувашской Республике проведено 15 лекций и 2 практических мастер-класса по изготовлению скворечников для школьников и таксидермии для студентов биолого-химического факультета Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. Для того, чтобы знания использовались не только теоретически, но и на практике, скворечник совместно со школьниками повесили в ЦПКиО «Лакреевский лес».

По нашему мнению, сочетание образовательной работы с осознанными практическими природоохранными делами является наиболее эффективным средством активизации экологического образования и воспитания.

На выставке «Вторая жизнь ненужным вещам» были представлены работы, пропагандирующие необходимость применения ресурсосберегающих технологий и утилизации твердых бытовых отходов, важность соблюдения чистоты вокруг себя, а также бережное отношение к природе. Эпиграфом к выставке стала цитата из Послания Президента Чувашии Н.В. Федорова Государственному Совету Чувашской Республики на 2010 г. «Чувашия из будущего и для будущего»: «Надо собирать и утилизировать все, повторяю - все, что пригодно для переработки. Все и каждый в отдельности должны научиться ежедневно восстанавливать нарушенную среду, воссоздавать красоту там, где человеческая деятельность её погубила». Особое внимание привлекали платья, сделанные из мешков для мусора, газет. Здесь также можно познакомиться с образцами продукции ООО «Реал бизнес Лес», изготовленных из древесных отходов. На основе выставки в 2010 г. был проведен месячник по Общероссийским дням защиты от экологической опасности.

Особое значение в плане экологического воспитания имеют выставки, связанные с известными личностями. В музее были построены выставки об П.А. Сидорове, кандидате географических наук; М. Козлове, энтомологе, докторе биологических наук; Ф.В. Федорове, микологе; И.К. Илларионове, первом кандидате геолого-минералогических наук и других известных людях, которые добыли или интерпретировали и донесли до нас экологические знания.

Центральной линией программы является разработка и проведение экологических игр. Экологические игры проводятся в Чувашском национальном музее с 2006 г. и являются новой формой работы в области экологического образования и просвещения населения. Использование инновационных форм и методов, также творческий подход к их применению помогает

в пробуждении у детей интереса к природе и проблемам ее охраны. Эмоционально привлекательны игры экологического содержания, построенные на основе популярных телепрограмм. В 2008 г. был проведен экологический праздник, посвященный Всемирному дню воды. Игра была построена на основе передачи «Самый умный». В 2010 г. формат проведения экологических праздников изменился. По примеру Государственного Дарвиновского музея этот день мы решили сделать семейным праздником, где могли принять участие все желающие. Викторина «Знаешь ли ты животных?» начала программу праздника. Посетителям предлагались анкеты с вопросами, для ответов на которые требовалось не только внимательное знакомство с экспозицией, но и собственные знания. Электронная выставка «Не дайте им исчезнуть» знакомила посетителей с охраняемыми растениями Чувашской Республики. Здесь были представлены такие редкие растения, как настоящий венерин башмачок, зубянка пятилистная, шалфей степной, дремлик и др. Экологическая игра «Узнай и раскрась птицу» привлекла внимание самых маленьких посетителей. Они с удовольствием находили знакомых птиц и раскрашивали их по образцу представленных фотографий. Вместе с детьми в игру втягивались и взрослые. Также в зале отдела природы демонстрировался фильм «Жизнь млекопитающих. Грызуны». В программу праздника был включен мастер-класс для всех желающих по изготовлению оригами. Все свои творения посетители уносили с собой. Подобного рода мероприятия позволяют закреплять экологические знания и воспитывать экологическую культуру в семье.

В экологическом образовании и воспитании подрастающего поколения важное значение имеет научно-исследовательская работа краеведческого и природоохранного направления. Самостоятельная исследовательская деятельность школьника в любой отрасли знаний безусловно является одним из стимулов для развития его стремления к постоянному самосовершенствованию. С 2010 г. в традицию входит проведение орнитологической научно-практической конференции учащихся. Большую помощь в проведении конференции оказывает Союз охраны птиц России по Чувашской Республике, члены которой входят в экспертную комиссию. На каждую работу пишется рецензия, которая размещается на сайте музея и дублируется на сайте Союза охраны птиц. По итогам работы комиссии, приглашаются участники очного тура, где прослушиваются докла-

ды учащихся. Победители определяются в трех возрастных категориях.

Активное участие музей принимает в проведении Общероссийских дней защиты от экологической опасности. К этим дням предполагается специальная программа, проводится большая организационно-массовая работа. Программа Дней защиты от экологической опасности очень насыщенная. Она включает обзорные, тематические и природоведческие экскурсии, лекции, выставки, викторины на экологическую тематику, экологические праздники, выезды в заказники и колонии птиц.

С 2013 г. в музее реализуется программа «Музейный выходной». Так как этот год объявлен Годом охраны окружающей среды, то все мероприятия имеют экологическую направленность. В каждую третью субботу месяца в музее проходят занятия, посвященные определенной тематике. Эта игра проходит одновременно во всем музее. Каждое задание - это определенный этап конкурса, проходя который, посетители знакомятся с музеем самым неожиданным способом, становясь активными действующими лицами. При этом участники игры по своему желанию определяют количество конкурсов и их тематику. Во время игры ребенок занят изучением самых разнообразных удивительных экспонатов, рассматривая их, сравнивая, пробуя, раскладывая по определенным признакам. Все эти исследования он может проводить сам или при помощи родителей. А сотрудники музея всегда помогут в случае необходимости. С каждой семьей они работают индивидуально, учитывая возраст ребенка. Игра рекомендуется детям от 4-х лет и старше. Взрослые также получают не меньшее удовольствие, чем их дети.

Помощь в реализации программы оказывают Министерство природных ресурсов и экологии, Министерство культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики, Государственный природный заповедник «Присурский», эколого-биологиче-ский центр «Караш», Союз охраны птиц России по Чувашской Республике, Молодежная экологическая дружина.

Эффективное решение поставленной программой задачи позволит формировать у жителей республики, особенно у подрастающего поколения, экологическую культуру. Комплекс мероприятий программы помогает повысить активность граждан в процессе принятия экологических решений, будет способствовать формированию новых природоохранных традиций.

104

Вестник Российского университета кооперации. 2013. №1(11)

список литературы

1. Васильева Л.А., Зубкова Т.Н. Программа «Семья в музее» в Государственном биологическом музее им. К.А. Тимирязева // Сб. науч. тр. по музейной педагогике Государственного биологического музея. М.: ИКАР, 2008. С. 58-63.

2. Васильева Т.В. Детский мир во взрослом музее, или Как мы работаем с детьми от трех до бесконечности. Музейный посетитель: как сделать так, чтобы он возвращался: тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конф. / Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева. М.: Акварель, 2012. С.38-40.

3. Гвоздева О.А. Экологические праздники в Государственном Дарвиновском музее: метод. пособие / сост. О. Гвоздева; под общ. ред. А.И. Клюкиной. Гос. Дарв. музей. М.: Альфа-Принт, 2003. 288 с.

4. Давыдова Т.А. Музей в системе экологического образования и эстетического воспитания. Труды Государственного Дарвиновского музея. Вып. XII / под общ. ред. директора ГДМ, заслуженного работника культуры РФ, кандидата культурологии А.И. Клюкиной. М.: ГДМ, 2008. С. 379-383.

ДАВЫДОВА Татьяна Анатольевна - заведующий сектором естественной истории. Чувашский национальный музей. Россия. Чебоксары. E-mail: tat_dav81@mail.ru

DAVYDOVA, Tatiana Anatolyevna - Head of Department of Natural History. Chuvash National Museum. Russia. Cheboksary. E-mail: tat_dav81@mail.ru

уцк 001.2

методология управления знаниями

З.ф. смолов

Обозначена роль знаний в бизнес-процессах, процессах взаимодействия и сотрудничества в качестве как нематериальных активов организаций. Проанализированы основные процессы (этапы) жизненного цикла знаний, рассмотрены сформировавшиеся подходы к управлению знанием и определено наличие неразрывной связи между процессами работы со знанием и бизнес-процессами.

Ключевые слова: знания; жизненный цикл знаний; корпоративные информационные системы; методология системного анализа; бизнес-процесс; управление знанием; стратегия.

Z.F. Smolov. METHODOLOGY FOR KNOWLEDGE MANAGEMENT

Designated role of knowledge in business processes, the processes of interaction and cooperation as intangible as the assets. Analyzed the basic processes (stages) of the life cycle of knowledge considered formed knowledge management approach and determined the intrinsic link between the processes of the knowledge and business processes.

Keywords: knowledge; the life cycle of knowledge; corporate information systems; systems analysis methodology; business process; knowledge management; strategy.

В нынешней информационной экономике такие активы компании, как знания, имеют особую ценность. Довести продукцию до рынка, с меньшими затратами и более эффективно, чем конкуренты, можно только обладая экспертными знаниями в области процессов проектирования, производства, маркетинга и сбыта. Для достижения этой цели руководители и сотрудники организации используют собственные знания, знания партнеров, поставщиков и потребителей в собственных бизнес-процессах, а также в процессах взаимодействия и сотрудничества. Поэтому неудивительно, что все большее число компаний начинает относить

такие знания к своим нематериальным активам, а многие из них оценивают их выше, чем материальные активы вообще и финансовые в частности.

Сегодня, когда знания стали таким стратегически важным видом активов, мало кто сомневается, что будущее любой компании напрямую зависит от его способности извлекать, создавать, хранить и распространять знания. Разработка процедур, обеспечивающих выявление, передачу, пополнение знаний и обмен знаниями, становится одним из основных направлений деятельности управляющих компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.