Научная статья на тему 'Особенности работы автотранспорта в сбытовых системах пищевой промышленности'

Особенности работы автотранспорта в сбытовых системах пищевой промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
217
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕПЬ ПОСТАВКИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИЗДЕРЖКИ / СБЫТОВАЯ СИСТЕМА / МЕТОД КЛАРКА-РАЙТА / МЕТОД ВЕТВЕЙ И ГРАНИЦ / SUPPLY CHAIN / LOGISTICAL COSTS / MARKETING SYSTEM / CLARKE WRIGHT METHOD / BRANCH AND BOUND METHOD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюрин Алексей Юрьевич

Рассматриваются вопросы работы автотранспорта в сбытовых системах пищевой промышленности с позиции логистического подхода. Учитываются технологические особенности производства, накопления отгрузочных партий и организации доставки готовой продукции потребителям. На основе предлагаемого двухэтапного процесса распределения товаров формируются рациональные маршруты перевозок грузов пищевой промышленности. Илл. 1. Табл. 3. Библиогр. 3 назв

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of motor transport work in marketing systems of the food-processing industry

Questions of motor transport work in marketing systems of the food-processing industry from a position of the logistical approach are considered. Technological features of manufacture, accumulation of shipping parties and the organization of delivery of finished goods to consumers are taken into account. On the basis of offered double-stage process of distribution of the goods rational routes of transportations of cargoes of the food-processing industry are formed.

Текст научной работы на тему «Особенности работы автотранспорта в сбытовых системах пищевой промышленности»

УДК 656.135.073

А.Ю. Тюрин

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ АВТОТРАНСПОРТА В СБЫТОВЫХ СИСТЕМАХ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Использование принципов логистики становится неотъемлемым фактором производственной деятельности различных предприятий и фирм, а формирование логистической системы всех участников продвижения материального потока позволяет выработать единые правила управления логистическими процессами в различных отраслях экономики.

Рассмотрение цепи «поставщик - транспорт -потребитель» как логистической системы позволяет учесть интересы всех сторон и выработать компромиссное решение, удовлетворяющее всем ограничениям.

Учет прямых и косвенных издержек возможен при анализе ритма выпуска готовой продукции, режимов работы сбытовых организаций производства, распределения спроса по торговым точкам в течение дня, учете тенденций изменения спроса в течение длительного периода времени и провозной способности транспортных средств.

Рассмотрим логистическую систему сбыта готовой продукции в хлебопекарной промышленности.

Производственный процесс характеризуется относительно равномерным выпуском хлебобулочных изделий, а процесс сбыта определяется соотношением между количеством подготовленных отгрузочных партий и наличием транспортных средств. В случае ограниченного режима работы транспортных средств на складе экспедиции накапливается запас готовой продукции, который необходимо вывезти в течение небольшого периода времени. Иначе могут исчерпаться ресурсы

складской площади в связи с поступлением новой продукции, в худшем случае возникнут потери из-за ограниченного срока хранения товара (до 14 ч).

Быстрое реагирование на предъявленный спрос и доставка свежей продукции позволят поддержать объем продаж на достигнутом уровне, а задержка поставки, скорее всего, приведет к оттоку части покупателей и снижению спроса в данной торговой точке. Также необходимо отметить особенности работы транспорта по доставке хлебобулочных изделий. Для больших транспортных сетей с числом потребителей более 100 задача разработки маршрута доставки является сложной даже для одного типа транспортных средств. А в сбытовых системах хлебопекарной промышленности работает подвижной состав различной грузоподъемности и принадлежности. Поэтому возникают дополнительные задачи по выбору и распределению транспортных средств по маршрутам доставки.

Для решения поставленной задачи предлагается двухэтапный подход.

На первом этапе происходит оптимальное распределение объемов поставок по периодам завоза с учетом динамики спроса.

На втором этапе под оптимальные партии поставок подбираются транспортные средства различной грузоподъемности и принадлежности и формируется график доставки хлебобулочной продукции потребителям.

Решение задачи первого этапа основано на учете всех логистических издержек и потерь, связанных с процессом сбыта. Предполагается, что

О

с;

о"

о

СР

с

О

120

100

80

60

40

20

0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Потребители

Суточный спрос по потребителям

Экономические науки

133

Таблица 1. Оптимальное распределение готовой продукции

№ потребителя 1 завоз, лотки 2 завоз, лотки 3 завоз, лотки Суточная потребность, лотки

план оптим. план оптим. план оптим.

1 4 2 4 6 6 6 14

2 8 8 8 8 24 24 40

3 14 14 22 22 36 36 72

4 4 8 14 10 18 18 36

5 8 8 30 30 38 38 76

6 4 6 12 10 16 16 32

7 12 10 38 40 52 52 102

8 18 18 8 8 18 18 44

9 10 10 6 6 16 16 32

10 6 6 10 10 16 16 32

11 12 10 26 28 26 26 64

12 4 10 16 10 20 20 40

13 10 10 10 10 32 32 52

14 6 8 12 10 12 12 30

общие затраты состоят из транспортных расходов по доставке оптимальных партий поставок, потерь вследствие несвоевременного удовлетворения спроса, организационных расходов по формированию партии поставки, а также возможных потерь из-за задержки вывоза ночного запаса.

На втором этапе корректируются транспортные расходы и формируются окончательные затраты на управление процессом сбыта. Так как для доставки продукции в свежем виде требуется осуществлять два-три завоза одному и тому же потребителю в течение дня, то принимаем максимальное количество поставок одному грузополучателю равным трем. На первом этапе для доставки продукции предполагается подвижной состав одной грузоподъемности, работающий по маятни-

ковому маршруту. Таким образом, моделируется наихудший вариант транспортного обслуживания и, соответственно, наибольшие транспортные расходы.

Спрос на готовую продукцию по периодам времени в каждом пункте потребления устанавливается в результате анкетного опроса или анализа соответствующих данных. Суточный спрос на готовую продукцию по 14 потребителям показан на рисунке.

При решении задачи первого этапа используется методика, изложенная в [1]. В результате решения этой задачи получаем оптимальное распределение завоза продукции потребителям по периодам времени, показанное в табл. 1.

Используя информацию из таблицы 1, для ка-

Таблица 2. Матрица расстояний между пунктами в км

№ 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

0 - 8,4 11,6 4,1 8,1 8,7 7,2 4,5 3,5 9,6 6,8 7,9 8,2 1,3 9,2

1 8,6 - 14,5 6,2 8,1 1,3 9,0 5,1 9,8 12,5 2,5 1,9 3,2 8,6 9,1

2 11,6 14,5 - 9,8 8,1 15,3 7,2 12,1 14,6 4,2 13,6 14,5 15,8 11,3 9,2

3 3,6 6,1 10,0 - 6,6 6,9 5,6 2,9 6,5 8,0 5,2 6,1 7,4 3,3 7,6

4 8,1 8,1 8,1 6,3 - 8,9 1,8 8,4 11,2 6,2 7,2 8,1 9,4 7,9 1,3

5 8,7 1,3 15,3 7,0 8,9 - 9,8 5,2 9,8 13,3 2,4 1,6 2,9 8,7 9,9

6 7,2 9,0 7,2 5,4 1,8 9,8 - 7,8 10,3 5,2 8,1 9,1 10,4 6,9 2,7

7 4,5 5,1 11,9 3,0 8,4 5,2 7,5 - 5,9 9,9 3,4 4,4 5,7 4,5 9,4

8 3,5 9,8 14,6 6,5 11,2 9,8 10,3 5,9 - 12,7 7,9 9,0 8,4 4,3 12,3

9 9,6 12,5 4,2 7,8 6,2 13,3 5,2 10,2 12,7 - 11,6 12,5 13,8 9,3 7,2

10 6,8 2,5 13,6 5,3 7,2 2,4 8,1 3,4 7,9 11,6 - 1,6 2,9 6,9 8,2

11 7,9 1,9 14,5 6,3 8,1 1,6 9,1 4,4 9,0 12,5 1,6 - 1,6 7,9 9,1

12 8,2 3,2 15,8 7,6 9,4 2,9 10,4 5,7 8,4 13,8 2,9 2,3 - 8,4 10,4

13 1,3 8,5 11,3 3,9 7,9 8,7 6,9 4,5 4,3 9,3 6,9 7,9 8,4 - 8,9

14 9,2 9,1 9,2 7,4 1,3 9,9 2,7 9,4 12,3 7,2 8,2 9,1 10,4 8,9 -

Примечание. Пункт 0 - поставщик, пункты 1-14 - потребители.

ждого завоза продукции на втором этапе формируем маршруты доставки с помощью известных методов [2-3].

Так как производство хлебобулочной продукции является относительно непрерывным, то для снижения уровня запасов у поставщика и потре-

Таблица 3. Результаты решения задачи

№ п/п Порядок объезда пунктов Объем перевозок на маршруте, лотки Грузовместимость, лотки Степень использования грузовместимости

1 завоз

1 0-2-9-б-14-4-1-5-11-12- 10-7-0 Вб 9б 0,90

2 0-В-3-13-0 42 В4 0,50

2 завоз

3 0-9-2-б-14-4-1-5-0 В0 В4 0,95

4 0-7-10-11-12-0 ВВ 9б 0,92

5 0-В-3-13-0 40 В4 0,4В

3 завоз

б 0-1-4-14-б-2-9-0 92 9б 0,9б

7 0-5-1-12-0 В4 В4 1,00

В 0-7-10-0 бВ В4 0,В1

9 0-В-3-13-0 Вб 9б 0,90

Для формирования маршрутов перевозок используем матрицу расстояний, представленную в табл. 2.

Предварительно маршруты формируем с помощью метода Кларка-Райта, а затем порядок объезда пунктов на маршрутах проверяем методом ветвей и границ. Окончательные результаты маршрутизации показаны в табл.3.

Анализ результатов табл. 3 показывает, что кроме 2 и 5 маршрутов неплохо используется грузовместимость автомобилей (0,81-1,00). Низкие значения степени использования грузовместимости на 2 и 5 маршрутах объясняются остатком груза для развоза и минимальной вместимостью автомобиля в 84 лотка. В результате для организации 3 завозов хлебобулочной продукции 14 потребителям за сутки необходимо использовать два типа автомобилей: вместимостью в 84 и 96 лотков.

бителей необходимо согласовывать транспортные и складские процессы во времени. Также можно определить устойчивость оптимального распределения, при котором темп выпуска и доставки хлебобулочных изделий получателям по периодам времени не изменится.

В заключение хочется отметить, что уточнение функции затрат и параметров, влияющих на оптимальное решение, позволит правильно планировать выпуск хлебобулочных изделий, определять графики доставки продукции потребителям в приемлемый срок, планировать задействование автотранспорта на маршрутах, определять трудозатраты на этапе подготовки отгрузочных партий и в целом определять внепроизводственные расходы, влияющие на конечную цену готовой продукции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тюрин А.Ю. Моделирование логистических процессов на стадии сбыта с учетом распределения спроса // Вестн. Кузбасского гос. тех. унив., 2002. - №6. - С.92-95.

2. Житков В.А. Планирование автомобильных перевозок грузов мелкими партиями. - М.: Транспорт, 1976.- 112 с.

3. Геронимус Б.Л. Экономико-математические методы в планировании на автомобильном транспорте. / Б.Л. Геронимус, Л.В. Царфин. - М.: Транспорт, 1988. - 192 с.

□ Автор статьи:

Тюрин Алексей Юрьевич - канд. экон. наук, доц. каф. автомобильных перевозок КузГТУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: alexturin07@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.