Научная статья на тему 'Особенности психолого-педагогического проектирования'

Особенности психолого-педагогического проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3178
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТ / PSYCHO-PEDAGOGICAL DESIGNING / PROJECT ACTIVITY / THE SUBJECT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайфуллина Гульнара Маратовна

В статье представлено теоретическое исследование подходов к пониманию психолого-педагогического проектирования как современной технологии построения образовательного процесса, в котором развитие личности обучающихся, становление их субъектности выступают базовыми условиями его эффективности. Автором также описаны особенности, условия и структурные компоненты психолого-педагогического проектирования в сфере образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сайфуллина Гульнара Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF PSYCHO-PEDAGOGICAL DESIGNING

The article presents theoretical study of the approaches to the understanding of psycho-pedagogical designing as modern technologies of construction of the educational process, in which the personality development of students, the formation of their subjectness are the basic conditions for its effectiveness. Also the author of described the features, conditions and structural components of psycho-pedagogical designing in education

Текст научной работы на тему «Особенности психолого-педагогического проектирования»

УДК 159.922.7 © Г. М. Сайфуллина

Г.М. Сайфуллина

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

В статье представлено теоретическое исследование подходов к пониманию психолого-педагогического проектирования как современной технологии построения образовательного процесса, в котором развитие личности обучающихся, становление их субъектности выступают базовыми условиями его эффективности. Автором также описаны особенности, условия и структурные компоненты психолого-педагогического проектирования в сфере образования.

Ключевые слова: психолого-педагогическое проектирование, проектная деятельность, субъект.

Проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Психолого-педагогическое проектирование, можно рассматривать как создание новых форм общности участников учебного процесса образовательной организации, новое содержание и технологию образования, способов и технологий психолого-педагогической деятельности и мышления (В. А. Болотов, Е. И. Исаев, Н. Б. Крылова, В. И. Слободчиков и др.); творческой деятельности, направленной на разработку и реализацию образовательных проектов как инновационных продуктов.

У нас в стране понятие педагогического проектирования было введено в научно-педагогический оборот А. С. Макаренко. Отечественная педагогическая наука обязана ему разработкой основ технологической логики педагогического мышления. Педагогическое проектирование у А. С. Макаренко предполагало проектирование личности ребенка с учетом не только обшей цели воспитания, но и способностей и склонностей конкретного воспитанника.

С начала 90-х годов в образовании утвердилась проектная парадигма, которая стала активно реализовываться в проектировании развития педагогических объектов и образовательных систем (Н. А. Алексеев,

Н. Г. Алексеев, А. Г. Асмолов, Ю. В. Громыко, В. А. Гуружапов, В. В. Давыдов, Э. Ф. Зеер, Е. И. Исаев, А.

A. Марголис, В. В. Рубцов, В. И. Слободчиков, Г. П. Щедровицкий, П. Г. Щедровицкий).

Современное образование начинает выступать в функции субъекта преобразования социума и порождения новых форм общественной жизни, становится пространством развития личности и индивидуальности человека. В педагогической психологии оформляется парадигма развивающего образования (А. Г. Асмолов, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, И. А. Зимняя,

B. П. Зинченко, В. А. Иванников, И. И. Ильясов, Е. А. Климов, В. Т. Кудрявцев, Л. М. Митина, В. В. Рубцов,

Н. Г. Салмина, В. И. Слободчиков, С. Д. Смирнов, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман).

Педагогическая деятельность становится, по сути, деятельностью по проектированию и организации образовательных процессов, нацеленных на познавательное и личностное развитие обучающихся, становление их как субъектов собственного образования и культурного роста. Методологическую роль практики для развития психологической науки подчеркивал Л. С. Выготский.

Психотехника в его понимании - это конструктивное начало любой отрасли прикладной (практической) психологии.

Переход современного российского образования на инновационный путь развития предопределяет высокий уровень требований к активности личности, к её способности организовывать себя и свою деятельность, проявлять инициативу и брать ответственность за разработку и реализацию проектов (В. В. Курунов).

В работах А. К. Осницкого подчеркивается наиболее существенная черта деятельностно организованной активности - ее проектируемость. Виды активности, реализующие все множество действенных отношений с реальным миром вещей, людей, средовых условий, социальных явлений и т.д., являются основным модусом субъектного бытия человека (О. А. Конопкин, В.

В. Курунов). Способность субъекта мобилизовывать усилия и управлять своей активностью в необходимых формах и в определённое время позволяет наиболее полно выявить особенности и роль осознанной саморегуляции в организации самой деятельности и ее эффективности.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что психолого-педагогическое проектирование среды образовательной организации является одной из актуальных, но мало изученных проблем.

Ключевой проблемой проектирования является выбор средств проектировочной деятельности, адекватных удовлетворяемой потребности.

Средства проектирования это выработанные в ходе общественно-исторического развития определенные способы воздействия человека на окружающую действительность. Эти средства являются достоянием культуры. Оптимальность выбора средств проектирования определяется социальной и профессиональной компетентностью субъекта проектирования, системати-зированностью его представлений о мире и месте в нем человека, его опытом по преобразованию объективной и субъективной действительности.

Образование в наиболее общем виде представляет собой движение субъекта в образовательной среде, в ходе которого он осваивает культурные артефакты, наполняя их собственным смыслом, т.е. значением для себя [9].

Педагогическое проектирование - особый вид абстрактной, умственной деятельности, опосредствующий конкретную, коммуникативную, педагогическую деятельность. Проектирование выступает артефактом педагогической деятельности. Объектное поле педагогического проектирования включает цели, содержание,

методы, формы и другие компоненты педагогической деятельности.

Образование как социальный институт является традиционной и инертной системой, функционирование которой в большой степени определяется преемственностью педагогического опыта. Однако общественноэкономические преобразования, осуществляющиеся в последние годы в России, не могут быть достаточно эффективными без организации соответствующих инновационных процессов в образовании, в нашем исследовании проектирования сред.

Сущность проектирования заключается в структурировании замысла по определенной цепочке, в конструировании желаемых состояний будущего [1]. Проектировщик выстраивает модели, исходя из концептуального понимания конструируемого объекта и видения научных, преобразовательных, практических проблем деятельности.

Проектная деятельность человека обусловлена его способностью, строить в своем сознании, придумывать идеальные модели, лишь частично отражающие действительность, а частично отражающие субъективный мир человека, его ценности и цели.

В сфере образования возможности проектирования используются достаточно широко, однако лишь в последние годы такой вид деятельности становится предметом целенаправленного изучения с позиций получения нового педагогического знания.

Е. А. Тирская считает, что педагогическое проектирование - это мотивированный способ изменения педагогической действительности, основанием которого является результат самоопределения его создателя в ценностносмысловом педагогическом пространстве [8].

Л. Н. Захарова отмечает то, что проектирование позволяет создавать теоретическую модель измененного процесса, что дает возможность педагогам избежать ошибок, которые могут возникнуть при незамедлительном внедрении в практику показавшейся интересной идеи. А, выбрав приемлемую, максимально спрогнозировать результаты ее реализации. Кроме того, принцип постоянной обратной связи на всех этапах реализации позволяет вовремя корректировать проект уже на стадии реализации, что повышает эффективность выполняемой деятельности. Важна также возможность постоянного осознания результатов своей деятельности, чего так не хватает современному образованию.

Рассмотрев различные толкования термина «педагогическое проектирование», необходимо отметить, что у большинства авторов совпадает смысл этой деятельности, под которым понимается структурирование своего замысла по определенной цепочке.

Однако с точки зрения нашего исследования нам необходимо раскрыть суть, несомненно, родственного педагогическому проектированию термина «психологопедагогическое проектирование». На наш взгляд, между двумя этими понятиями есть существенные отличия. В многочисленных воспитательных системах прошлого и настоящего распространена идея о том, что человека можно (а зачастую и необходимо) целенаправленно сформировать, выпестовать в соответствии с определенным идеалом или хотением воспитателя. Объективно этот поиск есть выражение потребности социальной системы в личностном типе, обеспечивающем ее существование.

Гуманистический подход отличается принципиально

иным пониманием роли человека, а, следовательно, и обучающегося. Уважение к личности ребенка, его достоинству, принятие его личностных целей, запросов, интересов, создание условий для его самоопределения, самореализации, самодвижения и развития

- непременное условие гуманистического подхода в образовании. Это положение вносит определенную специфику в процессы проектирования. Таким образом, в психолого-педагогическом проектировании более выражен субъект-субъектный подход.

Существуют различные модели психологопедагогического проектирования. Это связано с тем, что идея проектирования изменяется в соответствии с условиями, в которых она применяется. Однако понятие «психолого-педагогическое проектирование» остается по-прежнему недостаточно ясным.

Также мы считаем необходимым, остановиться более подробно на компонентах проектирования:

1. Цель - идеальный образ будущего результата. Цель появляется из пространства, в которое входят ценности, смыслы и цели более высокого порядка. Цель имеет пространственные и временные характеристики и отвечает на вопросы «Что? Где? Когда?».

2. Субъект - носитель активности, продуктивно выполняет некоторую деятельность; человек, обладающий способностью сознательной саморегуляции и саморазвития в этой деятельности.

3. Объект - тот, на кого направлена активность. Проектировать объект в целом нельзя, но можно учитывать отдельные характеристики объекта.

4. Содержание - наполнение проекта, отвечает на вопрос «Что можем сделать?».

5. Средства-методы, при помощи которых реализуется цель; отвечают на вопрос «Как это сделать?».

6. Взаимодействие. Этот компонент один из самых важных в проектировании, так как психологопедагогическая деятельность по своей природе коммуникативная, т.е. связана с общением.

7. Ожидаемый результат. Основной критерий для результата - степень его осуществления.

Такая структура проектирования инвариантна и может применяться в разных сферах. Эта деятельность имеет функциональную организацию, проявляющуюся в закономерной последовательности сменяющих друг друга фаз, часто повторяющихся с коррекцией и обогащением: мотивационно-целевая ориентация, выявление или построение ориентировочной основы деятельности, уточнение и конкретизация целей вплоть до представлений о конкретных ожидаемых результатах, проектирование их достижения, контроль и коррекция процесса.

Подводя итог наших рассуждений об особенностях психолого-педагогического проектирования, можно сказать следующее.

Мы рассматриваем психолого-педагогическое проектирование как осознанную и целенаправленную деятельность (или ее совокупность), обладающую всеми признаками деятельности. Следовательно, проектирование как деятельность специально организована и содержит определенный инвариант последовательных операций.

Характерной особенностью проектирования является направленность не только на разрешение противоречий, проблем, не на изучение того, что уже существует, а на создание новых продуктов и одновременно познание

того, что может возникнуть что-то новое неожиданное.

Участие в проектировании, позволяет человеку почувствовать себя не просто исполнителем, а творцом, который разрабатывает для себя и других новые условия жизни. Согласно философской формуле «изменяя обстоятельства, человек изменяет самого себя», т. е. без внешнего принуждения преобразовывает, совершенствует себя.

Иными словами, проектирование выступает как принципиально иная субъектная, а не объектная (исполнительская) форма участия человека в социальном самоуправлении. Таким образом, проектирование может стать средством социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования.

Все люди, конечно, с разной степенью осознанности в своей повседневной практике проектируют (мысленно организуют) межличностные ситуации и участвуют в них, стремясь к достижению тех или иных целей. С другой стороны, все общественные институты, включая образовательные организации, стремясь к упорядочению социальной среды, также в определенном смысле проектируют межличностные ситуации, обеспечивающие по возможности эффективное взаимодействие людей, что одновременно решает задачи их общей и профессиональной социализации.

В заключение важно отметить большой потенциал психолого-педагогического проектирования формирующей рабочей среды образовательной организации.

Библиографический список

1. Алексеев, Н. Г. Проектирование и рефлексивное мышление. [Текст] / Н. Г. Алексеев // Развитие личности. -2002.-№2.-С.92-116.

2. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе [Текст] / М. Р. Битянова. - М.: Совершенство, 1998.-298 с.

3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст]/Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1991. -480 с.

4. Гончаров, В. С. Психология проектирования когнитивного развития: Монография [Текст] / В. С. Гончаров.

- Курган: Издательство Курганского государственного университета, 2005. - 235 с.

5. Курунов, В. В. Подходы к исследованию и формированию субъектной активности студента-психолога в процессе профессионального самоопределения [Текст] / В. В. Курунов // Человек в условиях социальных изменений: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Уфа, 2007. С. 137-142.

6. Курунов, В. В. Связь успешности решения познавательных задач с развитием регуляторного опыта: автор-т. дисс. канд. псих. наук. М., 2008 [Электронный ресурс] / В. В. Курунов. - Ш1_: http://www.dissercat.com/content/svyaz-uspeshnost¡-reshen¡ya-poznavatelnykh-zadach-s-razv¡t¡em-regulyatornogo-opyta-0, свободный.

7. Технология оценки образовательной среды школы: Учебно-методическое пособие для школьных психологов [Текст] / под ред. В.В. Рубцова, И. М. Уланской. - М.; Обнинск: ИГ - СОЦИН, 2010. - 256с.

8. Тирская, Е. А. Проектирование учебной деятельности старшеклассников в условиях личностноориентированного обучения: автор-т. дисс. канд. пед. наук. Омск. 1999. [Электронный ресурс] / А. Е. Тирская. -Ш1_: http://www.dissercat.com/content/proektirovanie-uchebnoi-deyatelnosti-starsheklassnikov-v-usloviyakh-lichnostno-опепйгоуапп, свободный.

9. Шендрик, И. Г. Образовательное пространство субъекта и его проектирование [Текст] / И. Г. Шнедрик. - М.: АСАОЕМ1А АПК и ПРО, 2003. - 156 с.

THE FEATURES OF PSYCHO-PEDAGOGICAL DESIGNING Gulnara M. Saifullina,

assistant, M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University

Abstract. The article presents theoretical study of the approaches to the understanding of psycho-pedagogical designing as modern technologies of construction of the educational process, in which the personality development of students, the formation of their subjectness are the basic conditions for its effectiveness. Also the author of described the features, conditions and structural components of psycho-pedagogical designing in education.

Key words: psycho-pedagogical designing, project activity, the subject.

Сведения об авторе:

Сайфуллина Гульнара Маратовна - аспирант Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы (г. Уфа, Российская Федерация), e-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 05.11.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.