Научная статья на тему 'Особенности психологии восприятия и дифференцированный подход в формировании творческой активности зарубежных студентов илпмд при изучении курса «Колористика»'

Особенности психологии восприятия и дифференцированный подход в формировании творческой активности зарубежных студентов илпмд при изучении курса «Колористика» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
100
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ / ЭТНОС / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / PSYCHOLOGY PERCEPTION / ETHNOS / CULTURAL-HISTORICAL PECULIARITY / COLORS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Агишева М. А., Иванова А. А.

В статье раскрываются методические приемы, позволяющие активизировать иностранных студентов к творческой деятельности на семинарских занятиях с учетом особенностей психологии восприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers conceptual to research of development the creative works foreign student of institute light industry fashion and designing.

Текст научной работы на тему «Особенности психологии восприятия и дифференцированный подход в формировании творческой активности зарубежных студентов илпмд при изучении курса «Колористика»»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 159.93

М. А. Агишева, А. А. Иванова

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ ВОСПРИЯТИЯ И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

В ФОРМИРОВАНИИ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТУДЕНТОВ ИЛПМД

ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «КОЛОРИСТИКА»

Ключевые слова: психология восприятия, этнос, культурно-исторические особенности, творческая активность,

толерантность.

В статье раскрываются методические приемы, позволяющие активизировать иностранных студентов к творческой деятельности на семинарских занятиях с учетом особенностей психологии восприятия.

Keywords: Psychology perception, ethnos, cultural-historical peculiarity, colors.

The article considers conceptual to research of development the creative works foreign student of institute light industry fashion and designing.

Последние три десятилетия мы наблюдаем колоссальный всплеск популярности дизайнерского искусства и творчества во всех его аспектах - от ландшафта до ювелирного дела. Происходят мыслимые и немыслимые сочетания и сосуществование разнообразных направлений моды и стиля не только в одежде, но и образе жизни.

С возникновением единого европейского экономического пространства происходит слияние художественных, эстетических, культурно-

этнических и религиозных направлений. Нередко этот процесс приобретает характер социальнополитических, нравственно-этических и

религиозных разногласий.

Цивилизованное общество несет ответственность не только за сохранение ценнейших пластов культурного наследия, но и за их творческое сосуществование, взаимодействие и процветание.

Этот вопрос имеет огромное значение и для многонациональной России. Наша задача воспитывать и формировать поколение не только высокой культуры и эстетики, а такое общество, в котором каждый способен и желает понимать, воспринимать и уважать культуры других народов.

Рассмотрение этой проблемы имеет непосредственное отношение к вопросам психологии восприятия. Это сложный и далеко не изученный процесс. Здесь имеет место некоторая дуальность, так как с одной стороны психология восприятия рассматривается с эстественнонаучнной точки зрения, а с другой с точки зрения философии.

Например, интересно отметить, что законы смешения цветов и теория иллюзий - это психология. Тем не менее, экстремальные эстетические переживания цветовых контрастов (также как и вкус, и запах, и пр.)- являются фактами индивидуального сознания субъекта.

Сущность восприятия вообще - это взаимодействие объекта восприятия с сенсорно -перцептивной системой наблюдателя, которое

сводится, в конечном счете, к энергетическому взаимодействию.

Однако и философский и естественнонаучный подходы приводят к единому выводу - восприятие - это информационный процесс.

Психология восприятия, как уже

отмечалось, имеет определенную закономерность возникновения видов чувственности, которая зависит от информации, передаваемой тем или иным событием. и имеет следующую

классификацию [1] ощущений:

- чувственная модальность, наделенная несводимостью (зрение, вкус, слух, осязание - не могут выражаться одно через другое);

- рецепторы, предназначенные для преобразования различных видов внешней энергии в нервные импульсы;

- виды чувственности, зависящие от информации, передаваемой тем или иным событием;

- обусловленность двух различных функций -сигнально-пусковой и контрольно коррекционной;

- временная закономерность возникновения видов чувственности (протопатическая и эпикритическая).

И при этой классификации цветовые ощущения играют очень важную роль уже с первых дней жизни человека. Но переживание цвета, как установлено, имеет чисто субъективную природу. При этом оно может быть адекватным или неадекватным только относительно конкретной задачи, решаемой субъектом. Например, созерцание красного и зеленого не несет никакой информации, но если поставить задачу о сборе спелых томатов, то различие красного и зеленого становится адекватным.

С помощью восприятия человек получает новые знания и происходит это мгновенно. Ситуация изменяется если восприятия выстраиваются в некоторую последовательность, причем знания возникают в условиях проблемной

ситуации, вот здесь и происходит получение информации с помощью мышления. Когда ситуация перестает быть проблемной, т. е. информация получена мгновенно, без каких либо усилий, в этом случае интеллектуальный «акт» превращается в восприятие.

Высшие психические функции, присущие исключительно человеку, возникают под влиянием культурно-исторических факторов. В своих работах Л.С.Выготский выделял [2] их фундаментальное значение для понимания не только восприятия, как непосредственного отражения объективной действительности органами чувств, а и всего психического развития человеческого индивида. На базе этого в психологии сформирована культурноисторическая концепция сознания и высших психических функций, в которых выделены три основных критерия: генезис, строение, и характер протекания высших психических функций.

С точки зрения генезиса природные психические функции появляются и развиваются под влиянием фактора биологической адаптации. В этом случае передача накопленного опыта потомству минимальна. Главную роль играют те объекты, на которые окажется направленным природное любопытство человека и максимальную мощность воздействия приходится на период детства. Это, в первую очередь, предметы быта, жилище, пространство внутри жилища и снаружи, речь, язык. То чему учится человек, оказывается заданным средой, в которой он находится, «встраивается» в ту культурно- историческую среду, в которой он живет. Более того, предполагается, что перцептивные действия и операции являются результатом автоматизации интеллектуальных актов, содержание и правила, осуществления которых полностью

детерминировано культурно-исторической средой.

Выявлено также, что все высшие психические функции осуществляются с использованием средств, которые, в свою очередь, являются результатом культурно-исторического развития.

Выше перечисленные теоретические положения классической теории восприятия и существующих представлений о высших функциях интерпретированы в курсе лекций физики цвета и психологии восприятия.

Кроме естественнонаучного рассмотрения природы цвета построенного на модели строения атома, вещества и самой природы излучения света и т.д., которая воспринимается студентами однозначно и позитивно, в психологии восприятия, оказался уместным индивидуальный подход.

Здесь обнаружились культурно-этнические особенности при рассмотрении колористики, и оказалось уместным углубление в причинноследственные связи, обусловленные культурноисторической средой.

В последнее десятилетие в университете значительно увеличилось число иностранных студентов (Сирия, Ливан, Тунис, ЮАР Вьетнам, Китай), представляющих не только многообразные

культурно-этнические особенности, а и различные религиозные направления.

Рассматривая особенности колористики Африки необходимо учитывать факторы биологической адаптации. Природа африканского континента оказала большое влияние на восприятие цвета у местных племен и народов. Большое количество солнечного света и буйство природных красок не могло не сказаться на цветовых предпочтениях жителей этого континента. Например, студент из ЮАР отметил, что окрашенные ткани ценятся выше набивных тканей и являются признаком социального статуса, местное население отдает предпочтение сильным, насыщенным краскам. Так, например, в Мали народность бамбра из чистых цветов отдают предпочтение темно-фиолетовому, темно-зеленому и золотому для зрелого населения, а яркооранжевый и желтый - молодежные цвета.

Диверсификация же современной европейской культуры вносит свои коррективы, происходит то самое «встраивание» одной культурно-исторической среды в другую.

В колористике современной Африки появляются деликатные оттенки сухой травы саванны, песка, пыльно-серых слонов. В качестве акцентов выступают резко контрастные цвета зебры и насыщенные земляные оттенки.

Колористика Африки воспринимается уже как сочетание этнического наследия с современным стилем.

Особый интерес и дискуссии студентов вызвала тема дизайна и колористики стран арабомусульманской культуры.

Территория, где возникает эта культура -огромный Аравийский полуостров в основном покрытый плоскогорьями, засушливыми степями полупустынями и пустынями. Здесь люди стали жить лишь с появлением кочевого скотоводства. Такой образ жизни не позволял создавать материальные излишки, что на протяжении многих веков защищало арабов от социального порабощения. Обильный досуг и личная свобода позволили им создать богатейший литературный язык, достичь огромных успехов в поэзии и коврового промысла.

Студенты представители стран арабомусульманской культуры отмечают, что в исламе нет запрета лишь на изображение неодушевленных предметов.

Мусульманские орнаменты в сочетании с выразительной гаммой красок являются одними из красивейших украшений в мире.

В исламской культуре отдают предпочтения белому, зеленому, золотому и красному. Белый цвет считают символом чистоты и духовности, золотисто-желтый - символ богатства и успеха. Особая роль принадлежит зеленому цвету

- это смешение синего «как небеса» -

символизирующего высокий интеллект и золотого -символа земного благополучия, что в результате дает зеленый цвет мудрости, равенства, обновления природы и свободы.

В результате внедрения в курс

«Колористика» тематики этнического и культурно

- исторического содержания выявлено:

- повышение качества подготовки

студентов в среднем на 1,0 балла;

- повышение творческой активности

зарубежных студентов до 90%;

- укрепление толерантности студентов различных культурно-этнических групп.

Литература

1. Любимов, В. В.Психология восприятия. Учебник. /

В.В.Любимов. //- М.: Издательство Эксмо, ЧеРо,

МПСИ, 2007 - 472 с., илл. - (Психология:

университетский стандарт).

2. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. /Л.С.Выготский Собрание сочинений, т.3 // - М., «Педагогика», 1993.

3. Куприянычева,,Н.И .Развитие креативных

способностей студентов в техническом вузе. /Н.И.Куприянычева, Э.Б.Куприянычева// Вестник Казанского технологического ун-та. 2011. - №1,-

С.310.

4. Кузина Н.А. Влияние различных факторов на развитие

технического мышления при изучении курса физики/Н.А. Кузина, В.С. Минкин// Вестник Казанского технологического ун-та. 2013. - №15,-

С.229-231.

© М. А. Агишева - канд. пед. наук, доц. каф физики КНИТУ, zamilid@kstu.ru; А. А. Иванова - к.х.н., ассистент каф. физики КНИТУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.