УДК 159.9; ББК 88.8
DOI 10.24411/2658-638Х-2020-10060
© Ганишина И.С., Ильиных Н.А. 2020
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF EMPLOYEES PENAL ENFORCEMENT SYSTEM FOR WORK WITH INFECTED CONVICTS SERVING CRIMINAL SENTENCES PENALTIES IN PLACES OF DEPRIVATION OF LIBERTY
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ТУБИНФИЦИРОВАННЫМИ ОСУЖДЕННЫМИ, ОТБЫВАЮЩИМИ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ В МЕСТАХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ
Irina S. Ganishina,
Head of the Department of Legal Psychology and Pedagogy of the Academy of Law Management of The Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Psychological Sciences, Associate Professor Е-mail: [email protected]
Natalia A. Ilinykh,
Adjunct of the Faculty of Training of Scientific and Pedagogical Personnel of the Academy of Law Management of The Federal Penitentiary Service of Russia Е-mail: [email protected]
Ирина Сергеевна Ганишина,
начальник кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России доктор психологических наук, доцент Е-mail: [email protected]
Наталья Анатольевна Ильиных,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии ФСИН России Е-mail: [email protected]
Для цитирования: Ганишина И.С., Ильиных Н.А. Особенности психологической подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы для работы с тубинфицированными осужденными, отбывающими уголовные наказания в местах лишения свободы. Психология и педагогика служебной деятельности. 3/2020. С. 27-29. Научная специальность: 19.00.06 - Юридическая психология.
Abstract. The personal characteristics of uninfected convicts determine the specifics of psychological training of employees in the penal system. Every employee in treatment and correctional institutions is involved in working with uninfected convicts. When working with uninfected convicts, employees are systematically faced with increased sensitivity, irritability, selfishness, distrust of others, and increased suggestibility. The special features of the training of UIS employees include increasing their stress tolerance and tolerance level, developing communication skills and education level.
Аннотация. Личностные особенности тубинфициро-ванных осужденных обуславливают специфику психологической подготовки сотрудников в уголовно-исполнительной системе. Каждый сотрудник в лечебно-исправительных учреждениях включен в работу с тубинфицированными осужденными. При работе с тубинфицированными осужденными сотрудники систематически сталкиваются с проявлением повышенной чувствительностью, раздражительностью, эгоизмом, недоверием к окружающим, повышенной внушаемостью. К особенностям подготовки сотрудников УИС относится повышение у них стрессоустойчивости и уровня терпимости, развитие коммуникативных навыков и уровня образованности.
Keywords: training, psychological training, tubificidae prisoners, medical correctional institution, personal characteristics of TB-infected convicts.
Ключевые слова: подготовка сотрудников, психологическая подготовка, тубинфицированные осужденные, лечебно-исправительное учреждение, личностные особенности тубинфицированных осужденных.
Деятельность сотрудников уголовно-испол- вень стрессоустойчивости, саморегуляции, раци-нительной системы носит специализированный ональности мышления. Учитывая влияние про-характер, от сотрудников требуется высокий уро- фессиональной среды на сотрудников, пенитен-
PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS IN OFFICIAL ACTIVITY
циарные психологи выделяют следующие группы стрессогенных факторов: особая важность решаемых задач, повышенная ответственность, значительные объективные трудности на пути решения профессиональных задач, высокая цена ошибки, риск, опасность, дефицит свободного и рабочего времени. Это выражается в интенсивности деятельности, нагрузках, отсутствии полноценного отдыха и др. К стрессовым факторам в деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы относятся напряженность в межличностном взаимодействии, риск конфликтного общения в рамках служебной деятельности, постоянная бдительность, нахождение психики в состоянии повышенной готовности и психоэмоционального напряжении.
Поэтому в рамках служебной деятельности необходимо уделять особое внимание недостаткам в подготовке сотрудников и их неопытности. Данный фактор становиться особенно актуальным при служебном взаимодействии с тубинфициро-ванными осужденными. Условия службы требуют от сотрудника УИС знания личностных особенностей тубинфицированных осужденных.
Работа с тубинфицированными осужденными в лечебно-исправительном учреждении осуществляется сотрудниками всех отделов и служб: отделом социальной защиты осужденных, преподавательским составом средней общеобразовательной школы, медицинской частью, отделом по воспитательной работе с осужденными, отделом безопасности, отделом охраны, отделом тылового обеспечения, оперативным отделом, психологической службой [5]. Каждый сотрудник должен иметь специализированную подготовку и уметь использовать ее в своей работе. Помимо набора профессиональных приемов сотрудник должен обладать навыками психологического воздействия и использовать их с учетом личностных особенностей тубинфицированных осужденных [6].
Личностные особенности тубинфицирован-ных осужденных значительно отличаются от особенностей соматически здоровых осужденных [3]. В своих исследованиях K. Kraepelin выявил, что тубинфицированым лицам свойственна повышенная чувствительность, раздражительность, подавленное состояние и эгоизм. M. Boss обращает внимание на недоверие к окружающим, повышенную внушаемость, эгоизм и ипохондрические проявления. Также выделяется обостренная чувствительность в межличностных отношениях, значительная изменчивость самооценки [2]. По мнению И.С. Ганишиной, к личностным особенностям данной категории осужденных отно-
сятся: высокий уровень отчуждения, импульсивность, ригидность, уязвимость в межличностных контактах, высокий уровень выраженности гедонистических установок и силы Эго, склонность к риску и преодолению норм и правил, склонность ко лжи, макиавеллизм, низкий уровень аутоагрес-сии. Тубинфицированные осужденные придают большое значение собственной жизни, осознают ее ценность, что обусловлено спецификой трудноизлечимого инфекционного заболевания [3].
Таким образом, тубинфицированным осужденным свойственна повышенная чувствительность, раздражительность, подавленное состояние, эгоизм, недоверие к окружающим, повышенная внушаемость, ипохондрические проявления, чувствительность в межличностных отношениях, значительная изменчивость самооценки, импульсивность, ригидность, выраженность гедонистических установок, склонность ко лжи и преодолению норм и правил.
Особенности тубинфицированных осужденных заключаются в том, что весь комплекс медицинского воздействия влияет в первую очередь на психику пациента. Перед пенитенциарными психологами, при подготовке сотрудников к работе с данной категорией осужденных, стоит задача научить сотрудника целенаправленно воздействовать на самосознание осужденного, стремиться к конструктивному взаимодействию и повышению уровня доверия. Сотрудник при работе с ту-бинфицированным осужденным должен учитывать, что им свойственен повышенный уровень тревожности, раздражительности, агрессивности, эмоциональной лабильности, при не стабильной самооценке [7].
Перед сотрудниками лечебно-исправительных учреждений для содержания тубинфицированных осужденных стоит сложная задача психологического взаимодействия не только с осужденными, но и с их родственниками. При этом основной задачей является сообщение информации о состоянии здоровья осужденного (с письменного разрешения последнего), а также осуществление медико-психологического и специализированного просвещения.
Немаловажным в процессе службы является межличностное взаимодействие между сотрудниками лечебно-исправительного учреждения, которое выстраивается на основе специальной и психологической подготовки каждого [4].
При взаимодействии с каждой из перечисленных категорий, сотрудник испытывает стресс. Стресс имеет по своей природе отрицательное и положительное влияние на организм человека
[1]. На неподготовленного сотрудника стресс оказывает отрицательное влияние, которое может проявляться в беспокойстве, тревожности, неуверенности, активизации чувства самосохранения, страхе, боязни за себя и родных, внутрилич-ностном конфликте на фоне борьбы чувства долга и личной безопасности, растерянности, ступоре, дезорганизации познавательной деятельности, непонимании происходящего. Также результатом отрицательного влияния стресса является появление ошибок в отработанных навыках, и даже их разрушение, недостаточная мобилизация, несобранность в действиях, утрата, либо снижение самоконтроля, истерические и панические реакции, изнуренность, усталость, слабость и, в крайнем случае, острый психоз.
Подготовленные сотрудник в стрессовой ситуации проявляет мобилизацию психологических ресурсов, активизацию долга, ответственности и профессиональных мотивов, энтузиазм, интерес, деловое возбуждение, активизацию и оптимизацию познавательной деятельности и творческих возможностей, повышенную готовность к решительным и смелым действиям, повышенную выносливость и неприхотливость, ускорение реакций, понижение порогов ощущений, утомляемость, исчезновение чувства усталости.
Анализируя личностные особенности и специфику работы с тубинфицированными осужденными, подготовка сотрудников УИС заключается в повышении стрессоустойчивости и уровня терпимости, развитии коммуникативных навыков, уровня образованности, волевой саморегуляции и настойчивости.
Библиографический список
1. Бабурин С.В., Оботурова Н.С., Чирков А.М. Методологические подходы к проблеме психоло-
гического стресса у сотрудников исправительных учреждений и осужденных // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 3. - С. 103-112.
2. Ганишина И.С., Ильиных Н.А. Личностные особенности тубинфицированных осужденных и специфика их медико-психологического сопровождения // Пенитенциарная клиническая психология: учебное пособие под науч. ред. проф. Д.В. Сочивко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. С. 113-212.
3. Ганишина И.С., Ильиных Н.А. О комплексном исследовании личностных особенностей тубинфицированных осужденных молодежного возраста // Прикладная юридическая психология. - 2020. - № 1(50). - С. 46-51.
4. Ганишина И.С., Чернышов А.А Формирование психолого-педагогической устойчивости курсантов образовательных организаций ФСИН России как необходимое условие их профессиональной компетентности./ И.С. Ганишина, А.А. Чернышов // Казанская наука. - 2016. - № 10. -С. 131-133.
5. Ганишина И.С., Чернышов А.А Психолого-педагогические особенности формирования антинаркотического мировоззрения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Казанская наука. - 2016. - № 6. - С. 67-69.
6. Калаков Н.И., Зиборов О.В., Куклев В.А. и др. Глобалистическая прогностик: теория, методология и практика прогностического образования и науки в России в целях достижения вершин развития универсализации общества: монография. - РАО. - М., 2019.
7. Ушатиков А.И., Ганишина И.С. Психологическая типология и классификация осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы России: история и современное состояние // Международный пенитенциарный журнал. - 2015. - № 4 (4). - С. 76-81.