Научная статья на тему 'Особенности психологической подготовки будущих инженеров по направлению «Химическая технология»'

Особенности психологической подготовки будущих инженеров по направлению «Химическая технология» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ КОЛЛЕКТИВОМ / ТРЕНИНГИ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / РОЛЕВЫЕ ИГРЫ / PSYCHOLOGICAL PREPARATION / PROFESSIONAL COMMUNICATION / STUFF MANAGEMENT / TRAININGS / BUSINESS GAMES / ROLE GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмина Ю. М.

В статье показано, что психологическая подготовка будущих инженеров является важной и значимой составляющей содержания их обучения. Рассмотрены компетенции, формирование которых напрямую сопряжено с психологической подготовкой. Предложены структура и краткое содержание дисциплины «Психологические основы общения и управления коллективом». Данная дисциплина направлена на формирование у будущих инженеров представлений, умений и навыков, связанных с профессиональным общением и управлением коллективом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article says that the psychological preparation for future engineers is a very important and significant component of their education. The competences interfaced with the psychological preparation have been examined. The structure and summary of the academic discipline Psychological bases of communication and stuff management have been suggested. This discipline is focused on the forming the future engineers ideas, abilities and skills, connected with professional communication and stuff management.

Текст научной работы на тему «Особенности психологической подготовки будущих инженеров по направлению «Химическая технология»»

УДК 378

Ю. М. Кузьмина

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ХИМИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Ключевые слова: психологическая подготовка, профессиональное общение, управление коллективом, тренинги,

деловые игры, ролевые игры.

В статье показано, что психологическая подготовка будущих инженеров является важной и значимой составляющей содержания их обучения. Рассмотрены компетенции, формирование которых напрямую сопряжено с психологической подготовкой. Предложены структура и краткое содержание дисциплины «Психологические основы общения и управления коллективом». Данная дисциплина направлена на формирование у будущих инженеров представлений, умений и навыков, связанных с профессиональным общением и управлением коллективом.

Keywords: psychological preparation, professional communication, stuff management, trainings, business games, role

games.

The article says that the psychological preparation for future engineers is a very important and significant component of their education. The competences interfaced with the psychological preparation have been examined. The structure and summary of the academic discipline “Psychological bases of communication and stuff management” have been suggested. This discipline is focused on the forming the future engineers’ ideas, abilities and skills, connected with professional communication and stuff management.

Современное российское общество характеризуется существенными преобразованиями практически во всех сферах его жизни. Серьезные изменения происходят и в области высшего образования, к которому предъявляются новые требования, связанные с необходимостью высококвалифицированной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире. В связи с этим перед вузами в качестве одной из важных стоит задача подготовки специалистов, владеющих не только узкопрофессиональными знаниями и умениями, но и способных строить свою профессиональную деятельность в форме продуктивного сотрудничества, с учетом интересов других людей.

Важными свойствами современного инженера является умение управлять своим поведением, грамотно и целенаправленно взаимодействовать с людьми, разбираться в людях, принимать решения в сложных ситуациях, владеть психологическими приемами общения, в целом обладать высоким уровнем психологической культуры.

В научной литературе разработано немало рекомендаций для правильного поведения руководителя в производственном коллективе. Раньше других важность межличностных и межгрупповых отношений, психологической совместимости в коллективе поняли японцы. Так, на одном из японских предприятий инструкция мастеру обязывает его расположить к себе рабочего, вызвать у него хорошее настроение. Для этого мастер обязан знать, как зовут каждого рабочего, здороваться с ним за руку, один раз в смену поинтересоваться его самочувствием, а второй раз - здоровьем жены и детей. Среди сотрудников японских фирм проявляется большая деликатность в общении, в частности, не принята открытая критика друг друга. Считается, что такая критика снижает трудовую активность человека, а это невыгодно фирме. Человек должен работать с хорошим настроением, поэтому больше критикуются идеи, чем их авторы [3].

Также известно, что инженерная деятельность предполагает не только взаимодействие с техникой, но в значительной мере - с людьми. Инженер - это профессия социотехническая: 50% его работы приходится на технику, 50% - на взаимодействие с другими людьми. Инженер должен понимать и учитывать закономерности и особенности функционирования

человека в социально-психологической системе. Ведь, прежде всего, от инженерноконструкторских разработок зависят условия труда (температура, шум, вибрация и др.), параметры рабочего места, содержание и организация труда. Поэтому уже на стадии проектно-конструкторских разработок должны закладываться решения, приводящие к сокращению содержания труда, улучшению эргономических показателей [4].

Как правило, инженер становится руководителем коллектива. Следовательно, он должен знать, как функционирует коллектив, какое место занимает отдельный человек в коллективе. Психологическая подготовка позволяет разрешать конфликтные ситуации между людьми, создавать благоприятный психологический климат, психологическую совместимость работников.

Таким образом, можно сделать вывод, что без психологических и социальных знаний невозможно профессиональное самосовершенствование инженера. Психологическая подготовка будущих инженеров является важной и значимой составляющей содержания их обучения. Это обусловлено тем, что психологическая подготовка:

1. обеспечивает ясное видение социально-психологических качеств, необходимых для трудовой деятельности инженеров, а также социальных последствий и условий, применяемых технических и управленческих решений;

2. позволит молодому инженеру ориентироваться в сложной современной обстановке, будет способствовать овладению арсеналом основных исследовательских методик и практических навыков, которые окажут ему большую помощь в организации инженерной деятельности.

Однако в программе подготовки инженеров акцентируется особое внимание на технических предметах, формировании профессиональной компетентности, но человеческому фактору уделяется не достаточное внимание.

Согласно ГОС ВПО бакалавр по направлению подготовки 240100 «Химическая технология» должен быть подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

1. производственно-технологическая,

2. организационно-управленческая,

3. проектно-конструкторская,

4. научно-исследовательская,

5. проектная.

В рамках организационно-управленческой деятельности инженер должен решать ряд профессиональных задач, которые требуют психологической подготовки. Например, организация работы коллектива в условиях действующего производства; планирование работы персонала; планирование и выполнение мероприятий.

Также, в требованиях к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата перечислены компетенции, формирование которых напрямую сопряжено с психологической подготовкой:

- способность к постановке целей и выбору путей ее достижений (ОК-1);

- умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);

- способность и готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);

- способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовность нести за них ответственность (ОК-4);

- критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития и устранения недостатков (ОК-8);

- использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-10);

- организовать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-19).

Основная образовательная программа (базовая часть) в рамках гуманитарного, социального и экономического циклов предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «История России», «Философия», «Иностранный язык», «Основы экономики и управления производством». Именно на эти дисциплины, а также на производственную практику, возложена функция по формированию вышеперечисленных компетенций.

Образовательная программа предусматривает вариативную (профильную) часть, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.

Исходя из требований, предъявляемым к современным инженерам, целесообразно включение в вариативную часть дисциплины «Психологические основы общения и управления коллективом». Данная дисциплина направлена на формирование у будущих специалистов представлений, умений и навыков, связанных с профессиональным общением и управлением коллективом.

В содержании дисциплины рассматриваются основные феномены общения и психологические аспекты процесса управления, особенности управленческого общения, функционирования и развития коллектива.

Дисциплина совмещает в себе как теоретические, так и практические основы психологии общения с элементами общей и социальной психологии, а также менеджмента.

В ходе изучения дисциплины студенты приобретают следующие умения:

— использовать в своей деятельности приемы делового и управленческого общения;

— использовать различные средства коммуникаций;

— находить и принимать управленческие решения;

— применять в управлении коллективом стили руководства, соответствующие обстоятельствам;

— организовывать работу исполнителей.

Также данная дисциплина позволит сформировать у будущих инженеров следующие

навыки:

— диагностики и прогнозирования поведение субъекта в ситуациях общения;

— социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами;

— разрешения конфликтов;

— ведения дискуссии, собрания, деловых переговоров;

— анализа и прогнозирования реальных ситуаций, возникающих в процессе управления.

Отработка вышеперечисленных навыков будет способствовать повышению как личностной, так и профессиональной эффективности будущего специалиста.

На изучение дисциплины необходимо 36 часов (1 зачетная единица), из них 18 часов отводится на лекционные занятия, 8 часов - на семинарские и 10 - на практические занятия. Итоговая оценка знаний проводится в виде зачета.

Практические занятия целесообразно проводить в форме тренингов, с использованием учебных ролевых игр, с анализом конкретных ситуаций.

Тренинг (от англ. training - тренировка) - это спланированные и систематические усилия по модификации или развитию знаний, умений и установок человека посредством обучения, с тем, чтобы добиться эффективного исполнения одного или нескольких видов деятельности [2]. Это является главным преимуществом тренинга перед традиционными формами обучения, такими как лекция, семинар. Какая бы не была интересной и захватывающей лекция, какими яркими и красивыми не были бы материалы, они останутся только теоретическими знаниями, пока не будут применены на практике. Поскольку даже

самая передовая информация останется невостребованной, если она не была практически использована.

Тренинги позволяют развивать исследовательские навыки, навыки коллективного взаимодействия и способность брать на себя ответственность, принимать решения и делать выбор, формируют умения строить гармоничные взаимоотношения с другими людьми, повышают степень осознания себя, способствуют открытости изменениям и принятие своего и чужого опыта во всем его разнообразии.

В тренинге можно моделировать различные ситуации, максимально приближенные к действительности, это дает ощущение реальной жизни, и впоследствии все навыки легко применяются на практике. Это достигается, прежде всего, с помощью проведения деловых игр и ролевых упражнений с последующим анализом действий участников.

Игра воспроизводит стабильное, инновационное в жизненной практике, и, значит, является действительностью, в которой отражаются правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции нормы, а повторяемость правил игры создает тренинговую основу развития студента. Инновационное же идет от рациональной установки игры, которая способствует тому, чтобы индивид верил во всё то, что происходит в сюжете игры [1].

Способность к игре - индивидуально-психологическая особенность личности, являющаяся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. В игре человек абсолютно свободен, и уже поэтому не копирует поведение людей, но обязательно вносит даже в подражательные действия нечто самобытное. В игровом самовыражении студента проявляется его разум, его подсознание, его фантазия; игровая деятельность - своеобразная сфера человеческой жизнедеятельности, имеющая свои особые формы и проявляющаяся в других видах деятельности [1].

Деловая игра - это имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.

Ролевая игра - это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.

Также на тренинге используются следующие методы:

- кейсы - проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий;

- групповая дискуссия - совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи;

- видеоанализ представляет собой демонстрацию видеороликов, подготовленных заранее, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения;

- мозговой штурм - это один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил — сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

В ходе изучения дисциплины предусматривается текущий контроль успеваемости в качестве подготовки студентов посредством проведения контрольных устных и письменных опросов, психолого-педагогических тренингов и психологического тестирования.

Дисциплина состоит из двух разделов:

1. Психологические основы общения;

2. Психология управления коллективом.

В первом разделе, состоящем из трёх тем, раскрывается феноменология общения, структура общения, психология делового общения и психология конфликта.

В ходе практических занятий данного раздела:

— формируется умение эффективно слушать,

— формируется умение анализировать причины искажения информации при ее передаче;

— формируется умение ориентироваться в обстановке;

— вырабатывается механизм считывания информации, выстраивания структуры фразы через единицы слов;

— самодиагностируются стимулы, которые более значимы для конкретного человека (например, глаголы, значимые слова, прошлый опыт);

— отрабатываются навыки эффективного приема и передачи информации;

— формируются адекватные реакции в различных ситуациях;

— формируются необходимые «ролевые» пристройки.

Практическое занятие «Психология делового общения» включает ролевые игры:

— Построение деловой беседы с подчиненным на предмет повышения его мотивации к труду;

— Построение деловой беседы с руководителем на предмет повышения заработной платы;

— Работа с рекламацией агрессивного клиента.

Упражнения практического занятия «Психология делового общения» направлены на:

— тренировку приемов и правил ведения переговоров;

— тренировку приемов аргументации;

— выработку у участников навыков уверенных интонаций.

Второй раздел называется «Психология управления». Содержание этого раздела включает следующие темы:

1. Управление и его психологические функции;

2. Трудовой коллектив и психологический климат;

3. Влияние личности руководителя на процесс управления;

4. Психологические принципы принятия управленческих решений.

Уровень усвоения знаний проверяется контрольными работами по каждому разделу.

Таким образом, дисциплина «Психологические основы общения и управления коллективом», направленная на формирование у будущих инженеров представлений, умений и навыков, связанных с профессиональным общением и управлением коллективом, будет способствовать подготовке будущих специалистов к реалиям будущей профессиональной деятельности и повысит их конкурентоспособность на рынке труда.

Литература

1. Амирова, Г.Г. Организационно-деятельные игры в условиях коллективной учебной деятельности как средство формирования межличностного взаимодействия / Г.Г. Амирова // Вестник Казанского технологического университета. - 2010. - №3.- С.407-413.

2. Бакли, Р. Теория и практика тренинга / Р. Бакли, Дж. Кэйпл. - Питер, 2002. - 352с.

3. Комаров, И.Н. Этика - инженеру / И.Н. Комаров. - Минск, Университетское, 1990. -180с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Хаккер, В. Инженерная психология и психология труда / В. Хакер. - М.: Машиностроение, 1985. -345с.

© Ю. М. Кузьмина - канд. пед. наук, доц. каф. социальной работы, педагогики и психологии КНИТУ, kuzminoy@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.