ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ У БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В ТРЕТЬЕМ ТРИМЕСТРЕ
М.А. Гладкая, студент
Научный руководитель: Л.А. Маковец, канд. пед. наук
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Россия, г. Красноярск)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-8-2-94-97
Аннотация. В статье рассмотрен феномен готовности к материнству с точки зрения разных авторов. Описываются различные аспекты готовности беременных женщин к материнству, а также проблемы, с которыми они могут столкнуться в процессе подготовки к этому важному этапу жизни. Проанализированы результаты изучения уровней психологической готовности к материнству у беременных женщин.
Ключевые слова: материнство, перинатальная психология, готовность к материнству, беременные женщины, кризис.
В последние годы в нашей стране проблема рождаемости стала одной из самых актуальных. По данным Росстата, в 2023 году в России родилось 1 264 000 детей. Это самый низкий показатель с 1999 года, когда было зарегистрировано 1 214 000 рождений и установлен антирекорд по количеству младенцев за всю новейшую историю Российской Федерации.
Мы наблюдаем такие данные даже несмотря на меры, которые государство предлагает для улучшения демографической ситуации в стране. Помимо усилий, направленных на улучшение социальной сферы взаимоотношений между беременной женщиной, родителями родившегося ребенка и государством, не обойтись без применения научно обоснованных, выверенных практикой индивидуальных психотерапевтических подходов к работе с беременными женщинами, которые готовятся стать матерями. Тем более, что беременная женщина является непосредственной продолжательницей рода, а в совокупности - основой и предпосылкой сохранения здоровой и полноценной нации.
Закономерности формирования психологической готовности к материнству в перинатальной психологии трактуются по-разному. Такие ученые как Г.Г. Филиппова, И.Ю. Хамитова,
Е.Ю. Шулакова, В.И. Бутман трактуют данный феномен как способность матери обеспечивать благоприятные условия для
развития ребенка, что определяется в ее типе отношения к ребенку [1, 2].
М.Е. Блох считает, что если готовность к материнству не сформирована, то кризис будет протекать психологически сложно для беременной женщины и не будет сопровождаться глубоким осмыслением изменения ее жизненного пути и изменения ее ролевой принадлежности, связанной с новой функцией - функцией материнства [3].
По мнению С.Ю. Мещеряковой, сформированная готовность к материнству предполагает успешное завершение кризиса идентичности, который будет сопровождаться приобретением психологического благополучия, стабилизацией эмоционального состояния, а также осознание и принятие новой роли - роли матери [4].
Матвеева Е.В. определяет психологическую готовность к материнству, как специфическое личностное образование, включающее в себя три блока готовности: потребностно-мотивационный блок; когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству [5].
Мы придерживались мнения последнего автора, считая, что готовность к материнству должна включать основные показатели всех трех блоков.
Нами было проведено исследование с целью изучения уровня психологической готовности к материнству у беременных
женщин. В исследовании приняли участие 26 женщин на 28-38 неделе беременности. Был подобран диагностический комплекс: анкета для беременных (О.Ф. Лысенко, М.В. Сафонова), рисуночный тест «Я и мой ребенок» (Г.Г. Филиппова), тест отношений беременной (И.В. Добряков), тест «Характеристика эмоциональности» (Е.П. Ильин).
Анализ результатов анкеты показал, что для 100% респондентов беременность желанна, у 88% беременность запланирована, 100% респондентов имеют свое жилье. Все респонденты ответили, что планируют кормить грудью. 100% респондентов ответили, что знают особенности физического и психического развития детей, однако общаются с ребенком 68% и 44% считают, что не стоит «приучать к рукам». На вопрос «Как Вы готовитесь к родам?» жен-
щины отвечали следующее: сделан ремонт в квартире, куплены вещи, коляска, готова сумка в роддом. Испытывают тревогу за то, как справляются и будут справляться со своей новой ролью 68% испытуемых. Такие результаты говорят нам о недостаточной информированности испытуемых о данном периоде.
Анализ результатов по методике Г.Г. Филипповой рисунок «Я и мой ребенок» (рис. 1) показывает, что в целом по выборке наблюдается благоприятная ситуация переживания беременности и материнства. Конфликтность с беременностью и с ситуацией материнства были не выражены в данной выборке. Также необходимо отметить, показатели симптомов тревоги и неуверенности в себе, хоть и на низком уровне, но присутствуют.
Средний
Рис. 1. Выраженность ситуации переживания беременности и материнства по методике
Г.Г. Филипповой
Анализируя результаты теста «Характеристика эмоциональности» (рис. 2) мы выяснили, что беременных женщин отличает высокая интенсивность эмоций - 44%, 60% женщин имеют средний уровень, 0% низкий. Это означает, что интенсивность проявляется у беременных очень ярко, что
связано с гормональными изменениями в организме. Проявление эмоциональной возбудимости и длительности эмоций невысокие и составляют порядка 28% и 12%. Эмоции не оказывают негативного влияния на эффективность деятельности и общения.
Эмоциональная Интенсивность Длительность Отрицательное возбудимость эмоций эмоций влияние эмоций
на эффективность деятельности и общения
■ Высокий Средний ■ Низкий
Рис. 2. Характеристика эмоциональности беременных женщин по методике Е.П. Ильина
С одной стороны процессы возбуждения преобладают и эмоции очень интенсивны, с другой стороны женщинам недостаточно способов саморегуляции для того, чтобы справиться со своими состояниями.
По данной выборке преобладает оптимальный тип отношения (рис. 3), но при этом у 44% женщин проявляются, хоть и на низком уровне, элементы тревожного отношения. В свою очередь это может неблагоприятно сказываться на эмоциональном самочувствии. Учитывая результаты
по методике «Характеристика эмоциональности», мы можем говорить, что женщины возбудимы и интенсивны в своих эмоциях, а значит, склонны к образованию тревожных реакций. На втором месте проявляется эйфорический тип отношений, что говорит о несформированности реальных представлений у женщин о ребенке и о жизни после рождения ребенка, а также о завышенных ожиданиях. Гипогестогно-зический и депрессивный типы выражены в меньшей степени.
Низкий
Рис. 3. Выраженность типов отношений к беременности по методике И.В. Добрякова
У большинства испытуемых (64%) средний уровень психологической готовности к материнству. Это говорит о том, что для этих женщин беременность желанна, в основном, протекает без осложнений, отношения с партнером стабильные. Для женщин данной группы отношение к беременности и будущему ребенку не-
сколько эйфоричны, есть склонность к эмоциональным и тревожным состояниям. Недостаточны знания о психофизиологии ребенка, уходе за младенцем, процессе родов. Они планируют грудное вскармливание, но считают, что «не стоит приучать к рукам», общаются с малышом нечасто. У женщин этой группы опыт взаимоотноше-
ний с собственными родителями неоднозначен.
Для 28% испытуемых характерен высокий уровень психологической готовности к материнству. Беременность для таких женщин желанна и запланирована, отношения с партнером доверительные, поддерживающие. Эти женщины имеют реалистичные ожидания от будущего ребенка и предстоящих изменениях, в целом, они эмоционально стабильны. Женщины общаются с ребенком, знают психофизиологию ребенка, готовятся к родам и активно ищут необходимую информацию, есть опыт ухода за младенцем. У женщин данной группы благополучный опыт взаимодействия с собственными родителями.
Анализ показал, что 8% испытуемых имеют низкий уровень психологической готовности к материнству. У таких женщин беременность не запланирована, они
рены в себе, отношения с партнером имеют напряженный характер. У женщин данной группы ожидания от будущих изменений и от ребенка завышены, отсутствует опыта ухода за младенцем, они не общаются с малышом. Отношения с собственными родителями затруднены.
Проведенное исследование не претендует на завершенность. На основе полученных экспериментальных данных разрабатывается программа индивидуальных консультаций для беременных женщин в форме консультативных бесед, просветительских лекций, рекомендаций, коррек-ционных мероприятий, направленных на личностный рост, развитие эмоциональной сферы, снятие тревоги, проработку образа ребенка, своих ожиданий от родов с использованием способов пренатального обучения и налаживания взаимодействия матери с ребенком в период беременности.
очень эмоциональны, тревожны и не уве-
Библиографический список
1. Брутман В.И. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 38-47.
2. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. - Москва: Юрайт, 2022. - 212 с.
3. Блох М.Е. Психологическое сопровождение беременной женщины: обоснование программы // Психологическое здоровье и социально-психологическая поддержка детей и подростков: Состояние и перспективы. - 2002. - С. 159-160.
4. Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству // Вопросы психологии. - 2000. - № 5. - С. 18-27.
5. Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности // Вопросы психологии. - 2004. - № 2. - С. 15-19.
FEATURES OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR MOTHERHOOD IN PREGNANT WOMEN IN THE THIRD TRIMESTER
M.A. Gladkaya, Student
Supervisor: L.A. Makovets, Candidate of Pedagogical Sciences Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev (Russia, Krasnoyarsk)
Abstract. The article examines the phenomenon of readiness for motherhood from the point of view of different authors. Various aspects of pregnant women's readiness for motherhood are described, as well as the problems they may face in the process of preparing for this important stage of life. The results of studying the levels of psychological readiness for motherhood in pregnant women are analyzed.
Keywords: motherhood, perinatal psychology, readiness for motherhood, pregnant women, crisis.