Научная статья на тему 'Особенности психологического статуса детей с ортопедической патологией'

Особенности психологического статуса детей с ортопедической патологией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
313
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Попков А. В., Фогель Н. Н., Попков Д. А.

Изучен эффект мягкого мануального воздействия на крестцово-подвздошное сочленение (КПС) и использование миофасциального релиза на грушевидную мышцу и крестцОво-бугорную связку, для снятия болевого синдрома при повреждении КПС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Попков А. В., Фогель Н. Н., Попков Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического статуса детей с ортопедической патологией»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ С ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИЕИ

A.B. Попков, H.H. Фогель, Д. А. Попков

ФГУН «РНЦ «ВТО» им. акад. Г.А. Илизарова Росздрава», а. Курган

Изучен эффект мягкого мануального воздействия на крестцово-подвздошное сочленение (КПС) и использование миофасциального релиза на грушевидную мышцу и крестцово-бугорную связку, для снятия болевого синдрома при повреждении КПС.

В последнее время в нашей стране наблюдается увеличение числа детей со стойким расстройством здоровья, вызванным заболеваниями, травмами и врожденными дефектами опорнодвигательной системы. Данные нарушения приводят к значительному ограничению жизнедеятельности, а в ряде случаев - к инвалидизации ребенка [3].

Специфическая социальная ситуация развития ребенка-инвалида с патологией опорно-двигательного аппарата во многом связана с фактором социальной депривации. Дефект, в той или иной степени препятствуя общению, тормозит приобретение знаний и умений, что ведет к ряду расстройств в эмоциональной и личностной сфере ребенка, вызывает ощущение неуспеха, занижен-ность самооценки, уровня притязаний. По мнению ряда авторов, у детей с патологией развития опорно-двигательного аппарата часто встречается снижение толерантности к фрустрации, эмоциональная возбудимость и неустойчивость, повышенный или наоборот неадекватно низкий уровень тревожности, низкий уровень коммуникативных навыков [1, 2, 4, 5, 6].

Медицинская реабилитация таких больных при помощи метода Илизарова, выражаясь в функциональном восстановлении (полном или компенсации при ограниченном или отсутствующем восстановлении), имеет своей конечной целью решение комплекса проблем - биологических, психологических и социальных.

Цель настоящей работы - изучить ряд компонентов психологического статуса детей и подростков с ортопедической патологией, а также его возможные изменения в процессе лечения по методу Илизарова.

Задачи исследования:

1. Изучение особенностей личности ребенка с ортопедической патологией, психоэмоциональных реакций, особенностей поведения в конфликтных ситуациях.

2. Сравнение психодиагностических данных, полученных на разных этапах лечения у пациентов основной (ортопедическая патология) и контрольной групп.

3. Оценка психологического самочувствия пациентов детского возраста на этапах медицин-

ской, реабилитации методом чрескостного компрессионно- дистракционного остеосинтеза.

Материал и методы. Психологическое обследование включало в себя тест Р. Кеттелла 16 РР (СРС) - детский вариант), тест «Метод цветовых выборов» (МЦВ) - модифицированный вариант теста М.Люшера (адаптация Л.Н.Собчик), тест С. Розенцвейга, проективный тест «Несуществующее животное», метод индивидуальной беседы и наблюдения.

Основную группу составили 64 ребенка в возрасте 7-12 лет, находившиеся на лечении в Российском Научном Центре «Восстановительная Травматология и Ортопедия» им. акад. Г.А. Илизарова, г. Курган (РНЦ «ВТО»), среди них с врожденными укорочениями и деформациями верхних конечностей 14 человек (21,9%), с врожденными укорочениями нижних конечностей 40 человек (62,5%), последствиями гематогенного остеомиелита (верхние конечности) 2 человека (3,1%), последствиями гематогенного остеомиелита (нижние конечности) 7 человек (10,9%), последствиями рахита (нижние конечности) 1 человек (1,6%). Из них 33 человека - мальчики (51,6%), 31 - девочки (48,4%). Всем пациентам проводилось лечение по методу Илизарова.

Контрольной группой были выбраны дети с переломами длинных трубчатых костей, проходившие лечение по методу Илизарова, по следующим причинам:

- они представляют случайную выборку пациентов, которые до получения травмы росли и развивались нормально;

- лечение аппаратом Илизарова позволяет исключить при анализе психологического статуса те изменения, которые связаны непосредственно с самим оперативным вмешательством (болевой синдром, пребывание в стационаре и т.д.) и являются общими с детьми с ортопедической патологией.

Контрольную группу составили 52 человека того же возраста отделения «Травматология N»2» РНЦ «ВТО», из них мальчики - 35 человек (67,3%), девочки - 17 человек (32,7%).

Обследование основной группы проходило в два этапа - в период дистракции (начало лечения)

Акту ал ьн ые проблемы современной реабилитологии

и в период фиксации (когда пациент уже мог объективно оценить результат лечения). На первом этапе выполнялись все вышеперечисленные методики, на втором - повторно тест Р. Кеттелла и тест «МЦВ». В контрольной группе аналогичное тестирование проводилось в течение первых четырех дней со дня операции и перед снятием аппарата. Количество дней между тестированием у основной группы составило 72,3 ± 4,5 дня, у контрольной группы - 36,8 ± 1,7 дня. Достоверность различий между используемыми показателями определялась по критерию I Стьюдента.

Результаты и обсуждение. Опросник Р. Кеттелла 16 РР (СР<3).

Данные тестирования представлены в виде графиков, на которых изображены усредненные профили по каждой группе (см. рисунок).

вании выявили следующую картину: тенденция к снижению уровня тревоги проявилась и у основной, и у контрольной групп, однако у обследуемых основной группы она носит более выраженный характер (табл. 1).

Для оценки предпочтения выбора цвета проводилось ранжирование выборов по всем восьми позициям, что позволило смоделировать усредненный выбор по первому и второму тестированию, в который вошли наиболее часто выбираемые цвета. Данные по наиболее значимым позициям (1, 2, 3 и 6, 7, 8) приведены в табл. 2.

Выбор фиолетового цвета (5) на первую позицию был доминирующим у обеих групп, что указывает на трудность социальной адаптации, эмоциональность и субъективность, недостаток практицизма и реалистичности, ранимость. Вместе с

гр.) . 1-е обследование.

•*—Кеттелл (CPQ), дети 7-12 лет (основная

гр.). 2-е обследование.

10 9 -8 7 б 5

4 -

3

2

1

Q3 Q4

-Кеттелл (CPQ), дети 7-12 лет (контр, гр.]

1-е обследование.

-Кеттелл (CPQ), дети 7-12 лет (контр, гр.)

2-е обследование.

а) б)

Тест Р. Кеттелла (СР<2): а - усредненные значения по факторам (основная группа), п = 64; б - усредненные значения по факторам (контрольная группа), п = 52

Усредненные профили по тесту Кеттелла указывают на отсутствие выраженных сдвигов по факторам у детей обеих групп. Значения факторов находятся в средней зоне. Результаты также указывают на отсутствие статистически значимых различий в характеристиках основной и контрольной групп, т.е. основная группа по вербальному тесту в среднем показывает такой же уровень адаптированности, уравновешенности, эмоциональной зрелости, включенности в общение, отсутствия выраженного напряжения и переживания, что и контрольная группа.

Тест «Метод цветовых выборов»

Оценка динамики эмоционального состояния пациентов проводилось при помощи проективного теста «Метод цветовых выборов» (МЦВ) - модифицированного варианта теста М. Люшера (адаптация Л.Н. Собчик). Результаты сравнения значений уровня тревоги при первом и втором тестиро-

тем, по мнению авторов адаптации фиолетовый цвет часто занимает ведущее место в выборах детей и подростков, что объясняется недостаточной адаптированностью еще не сформировавшейся личности. На второй позиции в выборах обеих групп чаще оказывался 4-й (желтый) цвет, что при всем положительном значении этого цвета (активность и вовлеченность в процесс эмоционально насыщенного взаимодействия), в паре с 5-м цветом (5 4) указывает на снижение эмоционального контроля, повышенную чувствительность к средо-вым воздействиям, лабильность настроения. Таким образом, сочетание фиолетового и желтого на 1-й и 2-й позициях (5 4) у детей, не являясь, само по себе сигналом значительного внутреннего напряжения, указывает на снижение адаптивных реакций и тенденцию к более выраженной психоэмоциональной нестабильности.

Таблица 1

Изменения показателя выраженности тревоги на разных этапах лечения

1 обслед-е М ± m 2 обслед-е М± m 1 обслед-е М±т 2 обслед-е М±т

Основная группа, п = 64 2,7 ±0,51 1,3 ±0,34* р < 0,004 Контрольная группа, п =52 2,6 ±0,53 1,7 ±0,41* р < 0,01

* Достоверные отличия от первого обследования.

Попков А.В., Фогель Н.Н., Попков Д.А.

Особенности психологического статуса детей с ортопедической патологией

Таблица 2

Предпочитаемые выборы цвета по тесту МЦВ

Основная группа, п=64 Контрольная группа, п=52

По- зиция 1-е обследование (цвета) 2-е обследование (цвета) Позиция 1-е обследование (цвета) 2-е обследование (цвета)

1 5 (24%) 1 (19%) 4 (16%) 4 (27%) 1 (24%) 5 (23%) 1 5(31%) 4 (29%)3;7(11%) 5 (40%) 4 (21%) 2 (13%)

2 4 (23%) 2 (19%) 5 (14%) 3 (29%) 5 (24%) 2 (17%) 2 4 (24%) 3 (17%) 5 (12%) 4 (33%) 3 (22%) 2 (10%)

3 4 (21%) 1(20%)2; 5(16%) 1 (20%) 3;4;5 (19%) 3 1 (21%) 4 (19%) 3 (17%) 1 (26%) 3 (23%) 2 (19%)

6 6 (31%) 0(17%) 1 (14%) 6 (43%) 0 (23%) 2 (9%) 6 6 (28%) 5 (17%) 0 (15%) 6 (39%) 0 (29%) 2 (13%)

7 0 (24%) 7 (17%) 6 (16%) 0(34%) 6 (31%) 7(17%) 7 0 (26%) 6 (24%) 7 (17%) 6 (28%) 0 (24%) 7 (22%)

8 7 (44%) 6 (14%) 0;3(11%) 7 (60%) 0 (20%) 6 (7%) 8 7 (38%) 6 (18%) 0 (18%) 7 (56%) 6 (17%) 0 (13%)

В качестве «отвергаемых» (6, 7, 8 позиции) наиболее часто выбирались смешанные и ахроматические цвета (коричневый, серый, черный: 6 0 7), что соответствует норме. При сравнении результатов первого и второго тестирования у основной группы достоверно чаще проходило увеличение выборов 6,0,7 цвета на 6,7,8 позиции соответственно при повторном тестировании (р = 0,013). У контрольной группы статистической достоверности не выявлено (р = 0,27).

Тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга.

В соответствии с теорией С. Розенцвейга, фрустрация возникает в тех случаях, когда организм встречает более или менее существенные препятствия на пути к удовлетворению какой-либо жизненной потребности. При рассмотрении результатов нами анализировался уровень социальной адапта-

детей основной группы. Возможно, это связано с тем, что дети с ортопедической патологией чаще склонны демонстрировать социально одобряемое поведение и избегать конфликтных ситуаций, чтобы не привлекать к себе лишнего внимания и избежать возможных насмешек из-за явного физического недостатка. Дети из контрольной группы более непосредственно проявляли эмоциональное отношение к ситуациям на рисунках теста и выражали более стеничную, агрессивно-наступательную позицию по отношению к фрустрирую-щим ситуациям в тестовых заданиях.

Выводы. Сравнительный анализ данных психологического обследования пациентов 7-12 лет с врожденной или приобретенной в раннем детстве ортопедической патологией (основная группа) и пациентов травматологического отде-

Таблица 3

Оценки ответов по тесту С. Розенцвейга (%)

Е(%) М (%) I (%) E-D (%) 0-D (%) N-P (%) КГ А (%)

Основная группа, п=64 54,6 28,0 18,0 47,8 36,9 15,3 43,8

Контрольная группа, п=52 54,5 27,4 17,6 43,8 40,1 16,1 35,0*

* Статистически достоверное отличие (р=0,011).

ции, стереотипы эмоционального реагирования и характеристики фрустрационных реакций испытуемого. Результаты приведены в табл. 3.

Из табл. 3 видно, что у обеих групп по направлению доминируют экстрапунитивные реакции («Е» - внешнеобвиняющие, связанные с повышенными требованиями к окружающим):

Е > М > I; по типу доминируют ЕВ-реакции (фиксированные на самозащите): ЕО > СШ > МР (СЮ -реакции, фиксированнные на препятствии, № -направленные на разрешение ситуации). Уровень коэффициента групповой адаптации (КГА) выше у

ления того же возраста (контрольная группа) в условиях лечения по методу Илизарова выявил следующее.

1.По результатам теста Р. Кеттелла: данные находятся в пределах нормы, статистически значимых различий между основной и контрольной группами не выявлено.

2. По тесту «Метод цветовых выборов (МЦВ)»: предпочитаемый цветовой выбор (усредненный вариант), был близким у основной и у контрольной групп, представляет вариант нормы. Выявлена статистически подтвержденная тенденция к снижению

Актуальные проблемы современной реабилитологии

уровня тревоги и напряжения у обеих групп при сравнении результатов 1-го и 2-го тестирования.

3. По тесту С. Розенцвейга: типы и направления реакций совпадают у основной и контрольной групп. Исключение составляет коэффициент групповой адаптации (КГА): результаты достоверно выше у детей основной группы.

Таким образом, комплекс психодиагностических методик, использовавшихся для проведения психологического обследования, показал:

1. Отсутствие выраженных признаков дезадаптации в эмоционально-личностной сфере детей с патологией развития опорно-двигательного аппарата на этапах реабилитации.

2. Агрессивные реакции, тревога и эмоциональная нестабильность у основной группы присутствуют в «скрытом» виде, вытеснены в область бессознательного как социально не одобряемые, неприемлемые.

3. Изменение психологического самочувствия детей обеих групп на этапах лечения имеет позитивную динамику. Лечение по методу Илизарова, компенсируя физический дефект оперативными методами, увеличивает резервные психологические механизмы адаптации и интеграции в социум больных ортопедического профиля.

Литература

1. Белов В.П., Костюнина З.Г., Сергеев И.И. Аномалии личности при хронических соматических заболеваниях// Закономерные тенденции формирования личности. - М.: Медицина, 1972. — С. 179-192.

2. Исаев Д.Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия. - СПб.: Речь, 2004. - 384с.

3. Малахов O.A. О состоянии ортопедотравматологической помощи детскому населению Российской Федерации //Вестн. травматол. и ортопедии. — 2001. -№ 3. С. 3-6.

4. Психологическое консультирование подро-стков-инвстидов./Авторы-составители: И.В. Кузнецова, О.В. Большакова, О.Н. Посысоев и др./Ярославль: Центр Ресурс, 1996. — 170 с.

5. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях - М.: SvR-Аргус, 1995. -360 с.

6. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов. /Л.Ф. Обухова, Т. В. Рябова, М.Н. Гу слова и др. //Вопросы психологии - 2001. -№ 3, С. 40-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.