Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Г. ХАНТЫ-МАНСИЙСКА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Г. ХАНТЫ-МАНСИЙСКА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COVID-19 / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ГОСПИТАЛЬНОЙ ШКАЛЫ ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чегус Л.А., Каспарова А.Э., Молчанова Ж.И.

Эпидемия COVID-19 привело к глобальной перестройке в истории функционирования систем образования, которая затронула более 190 стран на разных континентах. В Ханты-Мансийской государственной медицинской академии были определены условия работы с активным внедрением в педагогический процесс дистанционных форм обучения, которые не подразумевают стандартного очного взаимодействия между студентом, преподавателем и пациентом. Для реализации процесса online обучения были использованы различные веб-инструменты и платформы: ZOOM, Microsoft Ttams.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чегус Л.А., Каспарова А.Э., Молчанова Ж.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL STATE OF MEDICAL STUDENTS IN KHANTY-MANSIYSK DURING DISTANCE LEARNING IN THE PERIOD OF COVID-19 PANDEMIC

The COVID-19 epidemic has led to a global restructuring in the history of the functioning of educational systems, which has affected more than 190 countries on different continents. In Khanty-Mansiysk State Medical Academy conditions of work were defined with active introduction of distance learning forms into the pedagogical process, which do not imply standard face-to-face interaction between a student, a teacher and a patient. Various web-based tools and platforms were used to implement the process of online learning: ZOOM, Microsoft Ttams.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Г. ХАНТЫ-МАНСИЙСКА В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ COVID-19»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Г. ХАНТЫ-МАНСИЙСКА В ПЕРИОД

ПАНДЕМИИ COVID-19.

Чегус'Л.А.,

кандидат медицинских наук Каспарова1А.Э., доктор медицинских наук Молчанова1 Ж.И.

кандидат медицинских наук

1 Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия».

Кафедра акушерства и гинекологии.

628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, ул. Мира, 40

PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL STATE OF MEDICAL STUDENTS IN KHANTY-

MANSIYSK DURING DISTANCE LEARNING IN THE PERIOD OF COVID-19 PANDEMIC

L.A. Chegus1, m.d.

A.E. Kasparova1, M.D.

Z.I. Molchanova1, m.d.

1Budgetary institution of higher education of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra "Khanty-Mansiysk State Medical Academy". Department of Obstetrics and Gynecology.

628011, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Yugra, the city of Khanty-Mansiysk, 40 Mira St.

DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2023.2.87.714

АННОТАЦИЯ

Эпидемия COVID-19 привело к глобальной перестройке в истории функционирования систем образования, которая затронула более 190 стран на разных континентах.

В Ханты-Мансийской государственной медицинской академии были определены условия работы с активным внедрением в педагогический процесс дистанционных форм обучения, которые не подразумевают стандартного очного взаимодействия между студентом, преподавателем и пациентом. Для реализации процесса online обучения были использованы различные веб-инструменты и платформы: ZOOM, Microsoft Ttams.

ABSTRACT

The COVID-19 epidemic has led to a global restructuring in the history of the functioning of educational systems, which has affected more than 190 countries on different continents.

In Khanty-Mansiysk State Medical Academy conditions of work were defined with active introduction of distance learning forms into the pedagogical process, which do not imply standard face-to-face interaction between a student, a teacher and a patient. Various web-based tools and platforms were used to implement the process of online learning: ZOOM, Microsoft Ttams.

Ключевые слова: COVID-19, дистанционное обучение, студенты, госпитальной шкалы тревоги и депрессии

Keywords: COVID-19, distance learning, students, Hospital Anxiety and Depression Scale

Введение.

Распространение новой короновирусной инфекции COVID-19 привело к глобальной перестройке в истории функционирования систем образования, которая затронула более 190 стран на разных континентах.

Органы исполнительной власти были вынуждены ввести различные ограничения для предотвращения распространения короновирусной инфекции, которые затронули наиважнейшие сферы общественной жизни. В первую очередь изменился порядок работы образовательных организаций, так в замен традиционному образованию пришла система дистанционных образовательных технологий [1].

В связи со вспышкой короновирусной инфекции все образовательные учреждения были вынуждены перейти на online-обучение. Переход на дистанционную форму обучения всех

образовательных организаций, в том числе реализующих программы высшего и дополнительного образования в Российской Федерации был осуществлен с 16 марта 2020 года [2].

Все это заставило по-новому взглянуть на вопросы организации дистанционного образования у студентов медицинских вузов [3].

Медицинские вузы столкнулись с серьезными трудностями в образовательной деятельности, так как на сегодняшний день к процессу обучения студентов предъявляют соответствующие требования, а именно получение на выходе высокообразованных специалистов [4].

В Ханты-Мансийской государственной медицинской академии были определены условия работы с активным внедрением в педагогический процесс дистанционных форм обучения, которые не подразумевают стандартного очного

взаимодеиствия между студентом, преподавателем и пациентом. Для реализации процесса online обучения были использованы различные веб-инструменты и платформы: ZOOM, Microsoft Ttams.

Данныи опыт работы в период пандемии COVID-19 показал, что дистанционная форма обучения студентов в медицинском вузе может быть использовано в образовательном процессе, только в период пандемии и чрезвычаиных ситуации [5].

Материалы и методы. Проведено исследование студентов 4 и 5 курсов обучающихся на кафедре акушерства и гинекология в Бюджетном учреждении «Ханты-Мансийская медицинская академия» на предмет стресса устойчивости, при помощи госпитальнои шкалы тревоги и депрессии (HADS) разработанной A. S. Zigmond и R. P. Snaith в 1983 г., данная шкала относится к субъективным признакам выявления тревоги и депрессии у пациентов и рекомендована к использованию в общемедицинской практике. Шкала составлена из 14 утверждений, обслуживающих 2 подшкалы: подшкала А - «тревога», подшкала D «депрессия». Каждому утверждению соответствуют 4 варианта ответа, отражающие градации выраженности признака и кодирующиеся по нарастанию тяжести симптома от 0 баллов (отсутствие) до 4 (максимальная выраженность). При интерпретации данных учитывался суммарный показатель по каждой подшкале (А и D), с выделением

трех областей значений: 0-7 баллов - норма; 810 баллов - субклинически выраженная тревога/депрессия; 11 баллов и выше - клинически выраженная тревога/депрессия. Так же студентам было предложено отметить отрицательные и положительные стороны дистанционного обучения.

Всего в исследовании приняли участие 120 человек, которые были разделены на две группы: 1 Группа - студенты 4 курса (n=61) средний возраст составил 21 год, 2 Группа - студенты 5 курса (n=59) средний возраст 22 года.

Статистическая обработка выполнялась в пакете программ SPSS, Statistica 8.0., а также пакета анализа MICROSOFT EXSEL. Для проверки статистической значимости результатов исследования использовали критерий "Хи-квадрат".

Результаты. При анализе анкет заполненных студентами по госпитальной шкале тревоги и депрессии было выявлено, что у студентов 4 курса и 5 курсов с одинаковой частотой была выявлена субклинически выраженная тревога 16,4% и 18,6% соответственно, данные не были статистически значимы. Однако у 4 курса статистически значимо чаще встречалась субклинически у 14,8% и клинически выраженная депрессия у 11,5% в сравнении со студентами 5 курса, где депрессия встречалась в единичных случаях и лишь в субклинически выраженная у 5,1% (табл. 1)

Таблица 1.

Сравнительная характеристика тревоги и депрессии в

Показатель Группа 1 (n=61) Группа 2 (n=59) х2 d.t. Р

Тревога

0-7 72,1% (44) 74,6% (44) 0,09 1 =0,76

8-10 16,4% (10) 18,6% (11) 0,10 1 =0,74

11 и более 8,2% (5) 6,8% (4) 0,08 1 =0,76

Депрессия

0-7 73,8% (45) 94,6% (56) 10,06 1 =0,00

8-10 14,8% (9) 5,1% (3) 3,11 1 =0,07

11 и более 11,5% (7) 0% (0) 3,11 1 =0,01

При анализе положительных сторон дистанционного обучения студенты исследуемых групп 4 и 5 курсов выделили следующие показатели: лекционный материал записан и размещен на сайте академии, экономия времени и денежных средств на поездку к месту учебы,

личная заинтересованность в обучении, нахождение рядом с семьей, соблюдение режима питания, соблюдение режима питания, возможность обучения в любом удобном месте (табл. 2).

Таблица 2.

Сравнительная характеристика положительных сторон дистанционного обучения среди

Показатель Группа 1 (п=61) Группа 2 (п=59) х2 Р

Лекционный материал записан и размещен на сайте академии 50,8% (31) 69,5% (41) 4,35 1 =0,03

Экономия времени и денежных средств на поездку к месту учебы 32,8% (20) 32,2% (19) 0,00 1 =0,94

Личная заинтересованность в обучении 16,4% (10) 27,1% (16) 2,03 1 =0,15

Нахождение рядом с семьей 21,3% (13) 11,9% (7) 2,03 1 =0,16

Соблюдение режима питания 11,5% (7) 1,7% (1) 4,61 1 =0,03

Возможность обучения в любом удобном месте 41,0% (25) 61,0% (36) 4,81 1 =0,02

При анализе ответов на вопрос про отрицательные стороны обучения студентами 4 и 5 курсов были отмечены такие отрицательные стороны дистанционного обучения, как плохое интернет-соединение, отсутствие прямого контакта с преподавателем, отсутствие практических навыков, снижение усидчивости, ухудшение зрения, много письменных работ. При этом студенты 4 курса статистически значимо чаще отмечали такие отрицательные стороны как снижение усидчивости 52,5% и ухудшение зрения

36,1, тогда как у 5 курса снижение усидчивости было отмечено у 28,8%, ухудшение зрения отмечали лишь 6,8%. Студенты 5 курса на первое место поставили из отрицательных сторон дистанционного обучения отсутствие

практических навыков 86,4% и много письменных работ 40,7% в сравнении с 4 курсом, где отсутствие практических навыков как отрицательная сторона была отмечена у 44,3% при этом данные студенты не отметили такой показатель, как много письменных работ (табл. 3).

Таблица 3.

Сравнительная характеристика отрицательных сторон дистанционного

Показатель Группа 1 (п=61) Группа 2 (п=59) х2 Р

Плохое интернет-соединение 27,9% (17) 16,9% (10) 2,05 1 =0,15

Отсутствие прямого контакта с преподавателем 30% (49,2) 33,9% (20) 2,88 1 =0,09

Отсутствие практических навыков 44,3% (27) 86,4% (51) 23,45 1 <0,00

Снижение усидчивости 52,5% (32) 28,8% (17) 6,94 1 =0,00

Ухудшение зрения 36,1% (28) 6,8% (4) 15,15 1 <0,00

Много письменных работ 0% (0) 40,7% (24) 31,01 1 <0,00

Обсуждение. Пандемия СОУГО-19 и связанное с ней дистанционное обучение, однозначно повлияло на психоэмоциональное состояние студентов медицинского вуза в г. Ханты-Мансийске, так же как и в других регионах Российской Федерации [6]. Следует отметить, что наиболее уязвимы в плане развития депрессии в период дистанционного обучения студенты 4 курса 26,2% в сравнении с 5 курсом, где депрессивные состояния встречались в единичных случаях. Полученные данные могут быть связаны с наслоением дистанционного обучения с началом обучения на клинических кафедрах и соответственно новым для них профессорско-педагогическим составом, и новыми требованиями.

Современные технологии используемые при дистанционном обучении студентов медицинских вузов позволяют использовать информационное пространство для получения различных научных данных, что может позволить сделать данное обучение частью образовательного процесса. 65% студентов (4 и 5 курс) медицинской академии г.

Ханты-Мансийска 65% считают, что дистанционное обучение не может полностью охватить учебный процесс, так как при данном виде обучения нет возможности освоить практические навыки, которыми должен владеть врач любой специальности, что подтверждает исследования других авторов [7].

Поэтому традиционная форма обучения (очная) более эффективна для усвоения практических занятий, однако 60% студентов считают медицинской академии г. Ханты-Мансийска солидарны со студентами других медицинских вузов, что лекционные занятия более удобно воспринимать в дистанционном формате с записью лекции и размещение ее на сайте академии, что позволяет возвращаться к данному материалу в любой момент и помогает в подготовке к промежуточной аттестации и экзаменам [8].

Заключение. По результатам проведенного исследования среди студентов БУ «Ханты-Мансийская государственная медицинская академия» выявлена достаточно высокая

распространенность субклинически выраженной тревоги среди студентов 4 и 5 курса (16,4% и 18,6%). У студентов 4 курса статистически значимо чаще встречалась субклиническая и клинически выраженная депрессия (14,8% и 11,5%) в сравнении со студентами 5 курса (5,1% ).

Использование дистанционного обучения не может полностью охватить учебный процесс и должно быть внедрено в формах, не вызывающих психологический дискомфорт студентов. Для профилактики тревожно-депрессивных

расстройств среди студентов медицинских вузов необходимо использование комплекса

мероприятий, включая обязательный мониторинг психологического состояния, доступность психолога для консультаций в учебном заведении.

Литература.

Колокольцева, О. В. Организация образовательного процесса в условиях распространения новой короновирусной инфекции COVID-19 / О. В. Колокольцева // Базис. - 2020. -№ 2(8). - С. 71-74.

Шведова, С. В. Цифровизация образовательного процесса: риски и перспективы в условиях пандемии COVID-19 / С. В. Шведова, И. М. Маевская // Primo Aspectu. - 2020. - № 3(43). -С. 85-92. - DOI 10.35211/2500-2635-2020-3-43-8592.

Леванов В.М., Перевезенцев Е.А., Гаврилова А.Н. Дистанционное образование в медицинском вузе в период пандемии COVID-19: первый опыт глазами студентов. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения 2020;(2):3-9

Шутеева, Т. В. Особенности образовательного процесса в условиях пандемии соу1^19 / Т. В. Шутеева // Коллекция гуманитарных исследований. - 2020. - № 3(24). - С. 40-44. - Б01 10.21626/>сЬг/2020-3(24)/6.

Шутеева, Т. В. Особенности образовательного процесса в условиях пандемии соу1^19 / Т. В. Шутеева // Коллекция гуманитарных исследований. - 2020. - № 3(24). - С. 40-44. - Б01 10.21626/>сЬг/2020-3(24)/6.

Авилов, О. В. Студенты и стресс: влияние направления подготовки / О. В. Авилов, К. Ю. Галиулина // Вестник психофизиологии. - 2021. -№ 2. - С. 26-38. - Б01 10.34985ЯБ409-9536-4012-Ш.

Дарменов, Е. Н. Дистанционное обучение студентов медицинского вуза в период пандемии С0УГО-19 / Е. Н. Дарменов, Ж. С. Шакенова // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - № 3-6(71). - С. 88-91

Вершинина, Т. С. Изучение уровня стрессовой нагрузки студентов медицинского вуза в период дистанционного обучения / Т. С. Вершинина, А. В. Юркевич, И. Д. Ушницкий // Актуальные проблемы и перспективы развития стоматологии в условиях Севера : Сборник статей межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 25-летию стоматологического отделения

Медицинского института ФГАОУ ВО «СевероВосточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», Якутск, 15 ноября 2021 года. - Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, 2021. - С. 70-74.

USE OF THE "SKINORMIL" LINE FOR ACNE

Shakirova A. T., Zakirov T.J., Torobekova S.A., Kurmanalieva A. U., Buranchieva A.J.

ISM

department of infectious diseases and dermatovenerology,

I.K. Akhunbaev KSMA, department of dermatovenerology Bishkek, Kyrgyz Republic DOI: 10.31618/nas.2413-5291.2023.2.87.715

SUMMARY

The use of Skinormil line A cosmetics in the treatment of acne vulgaris and problem skin care. The results of testing on patients with mild forms of acne are described.

Keywords: seborrhea, acne vulgaris, comedones, dermatocosmetics

Seborrhea is a violation of the secretory function of the sebaceous glands, characterized by a change in the quantitative and qualitative composition of sebum, especially in the sebaceous hair follicles.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

There are dry, oily, thick, liquid and mixed forms. The dense form of seborrhea serves as a background for the development of acne vulgaris.

Acne is a chronic polymorphic, multifactorial disease of hair follicles and sebaceous glands, accompanied by a change

qualitative composition of sebum, hyperkeratinization of the mouths of hair follicles, which determines the increased reproduction of the

local flora (Propionbacterium acnes) with the subsequent development of inflammation [1-5].

The inflammatory process in acne is limited by the "hair follicle-sebaceous gland" complex and includes a number of main links, among which the leading role is played by the hyperproduction of the sebaceous glands associated with impaired androgen metabolism, which is expressed in relative or absolute hyperandrogenism [3,6,7]. In addition to hypersecretion of the sebaceous glands, a change in the qualitative composition of sebum is observed: a decrease in the content of polyunsaturated fatty acids, ceramides, sphingosine, etc.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.