Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ НА ГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ НА ГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Ключевые слова
ВИЧ-инфицированные / психологическое сопровождение / стационарный этап лечения. / HIV-infected / psychological support / the inpatient stage of treatment.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калашникова В.В., Гусейнова Л.Э., Карнаух Н.Г.

Выявить особенности психологического сопровождения ВИЧ-инфицированных на госпитальном этапе и разработать стратегию психологического сопровождения ВИЧ-инфицированных на стационарном этапе лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калашникова В.В., Гусейнова Л.Э., Карнаух Н.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF HIV-INFECTED AT THE HOSPITAL STAGE

To identify special features of psychological of HIV-infected at the hospital stage and to develop a strategy for psychological support of HIV-infected people at the inpatient stage of treatment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ НА ГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ»

PSYCHOLOGICAL SCIENCES

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВИЧ-ИНФИЦИРОВАННЫХ

НА ГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ

Калашникова В.В.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, преподаватель доцент к.м. н.

Самара, Россия Гусейнова Л.Э.

ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, ассистент

Самара, Россия Карнаух Н.Г.

ЧУЗ «Клиническая больница РЖД- Медицина», врач-психотерапевт к.м.н.

Самара, Россия

SPECIAL FEATURES OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF HIV-INFECTED AT THE HOSPITAL

STAGE

Kalashnikova V.,

Samara State Medical University, lecturer

docent D.m.s. Samara, Russia Gusejnova L.,

Samara State Medical University, assistant

Samara, Russia Karnauh N.

Clinical Hospital of the Russian Railways - Medicine, psychotherapist D.m.s

Samara, Russia

АННОТАЦИЯ

Выявить особенности психологического сопровождения ВИЧ-инфицированных на госпитальном этапе и разработать стратегию психологического сопровождения ВИЧ-инфицированных на стационарном этапе лечения. ABSTRACT

To identify special features of psychological of HIV-infected at the hospital stage and to develop a strategy for psychological support of HIV-infected people at the inpatient stage of treatment.

Ключевые слова: ВИЧ-инфицированные, психологическое сопровождение, стационарный этап лечения.

Keywords: HIV-infected, psychological support, the inpatient stage of treatment.

ВИЧ-инфекция является хронической инфекционной болезнью, которая вызывается вирусом иммунодефицита человека, характеризуется поражением иммунной и центральной нервной систем, и приводит к развитию приобретенного иммунного дефицита и к смерти больного из-за развития вторичных инфекций и злокачественных опухолей [1, с. 191; 2, с. 452]. Пораженность ВИЧ-инфекцией в 2021 г. составила 768,2 на 100 тыс. населения России.

Согласно литературным источникам пути передачи ВИЧ-инфекции могут быть разными, но основным является - половой, поэтому ВИЧ-инфекцию относят к инфекционным заболеваниям, передающимся половым путем. Также не менее редкой формой передачи вируса иммунодефицита человека является переливание крови и использование не стерильных медицинских инструментов.

Менее частым путем передачи ВИЧ-инфекции является передача вируса от матери к ребенку и от ребенка к матери [3, с. 3, 5-6; 4, с. 56-62].

Согласно статистике РФ все большую роль в распространении ВИЧ-инфекции играет заражение наркозависимых при пользовании общими шприцами, на него приходится свыше 50% всех случаев. Также следует помнить, что ВИЧ не передается через укусы насекомых, воздушно-капельным и бытовым путем [5, с. 734].

Таким образом, ВИЧ-инфекция является тяжелым неизлечимым заболеванием, которое влияет на самочувствие и качество жизни больного. Для того, чтобы избежать летального исхода в ближайшем будущем, больному приходится отказаться от привычного образа жизни и строго придерживаться лечения, рекомендованного врачом. К тому же из-за сниженного иммунитета организм не в силах само-

стоятельно справится с различными сопутствующими заболеваниями. Все это может дезадаптировать пациента и привести к различным психологическим проблемам.

Целью настоящего исследования являлась разработка стратегии психологического сопровождения ВИЧ-инфицированных пациентов, находящихся на госпитальном этапе.

Пациенты и методы. В обследовании была включена однородная группа пациентов с целью нивелирования влияния тяжести состояния на полученные результаты. Было обследовано 30 пациентов с верифицированным диагнозом «ВИЧ-инфекция 4 стадии». Четвертая стадия - «Стадия вторичных заболеваний», характеризуется потерей массы тела, грибковыми, вирусными и бактериальными поражениями кожи и слизистых оболочек, туберкулезом, необъяснимой диареей, неврологической симптоматикой, поражениями печени и другими проявлениями. Далее следует терминальная стадия, на которой происходит поражение органов и систем, что носит необратимый характер.

Исследование проводилось на базе отделения для лечения больных ВИЧ-инфекцией №2 ГБУЗ "Самарский областной цент по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями".

Выборка представлена 30 пациентами в возрасте от 30 до 50 лет с верифицированным диагнозом «ВИЧ-инфекция 4 стадии». Среди обследованных было 10 женщин (33,3%) и 20 мужчин (66,6%). Все больные, включенные в исследование, были осмотрены врачом-инфекционистом. Диагноз «ВИЧ-инфекция» устанавливался на основании комплексной оценки эпидемиологических данных, результатов клинического обследования и лабораторных исследований.

Исследование проводилось в двух группах испытуемых в динамике наблюдения. Основная группа представлена 15 пациентами, с которыми

проводилась программа психологического сопровождения. В контрольной группе представлены 1 5 пациентов, сопоставимых с пациентами основной группы, с которыми программа психологического сопровождения не проводилась.

Были использованы экспериментально-психологические методики: самоактуализационный тест Э. Шострома в адаптации Ю.Е. Алешина, Л.Я. Гоз-ман и др.; тест фрустрационных реакций С. Розен-цвейга (модификация В.Н. Тарабариной); методика «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллер.

Результаты. Исследование самоактуализации с помощью самоактуализационного теста Э. Шострома, позволяет определить не только уровень, но и произвести анализ отдельных ее компонентов.

Основываясь на полученных данных, представленных на рисунке 1, можно отметить пониженные показатели по шкалам «Ориентация во времени» (46,5), «Ценностная ориентация» (46,6), «Гибкость поведения» (45), «Синергия» (47,4) и «Познавательные потребности» (44,2). Это говорит о том, что ориентация ВИЧ-инфицированных характеризуется прерывистым восприятием своей жизни или в большей степени направлена на определенный отрезок времени (прошлое, настоящее или будущее). При этом пациенты в меньшей степени разделяют ценности, которые присущи само-актуализирущейся личности. Также у ВИЧ-больных недостаточно развита способность к целостному восприятию мира и людей и снижена мотивация к приобретению новых знаний об окружающем мире. Это может быть связано с тем, что ВИЧ-инфицированные разделяют свою жизнь на до того, как узнали о своем ВИЧ-статусе, и после. Жизнь с наличием ВИЧ-инфекции им кажется бесперспективной и неполноценной, вследствие чего ценности, которые имеют значение кажутся недостижимыми.

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

146.5 511546,6 45 48,948,4

54,454,5

50,747 4 51. 549, 9 49,1 47,4 44,2

□ ВИЧ-инфицированные

0 „о^ ЛР* ^ V5'.,0"*

„а*

025V

•ОР1

«Г

Рис.1. Результаты исследования самоактуализации ВИЧ-больных (ср.знач.)

Исследование фрустрационной толерантности показало:

1. По типу реакций - повышен удельный вес эго-защитных реакций (E-D >O-D >N-P), то есть в

ситуации фрустрации повышена склонность к фиксации на самозащите в форме агрессии и порицания кого-либо, в форме самообвинения или в форме отрицания ответственности лица, попавшего в фруст-рирующую ситуацию (Рис.2).

Рис.2. Результаты исследования типов реакций ВИЧ-инфицированных в ситуации фрустрации

2. По направлению реакций отмечается повышение удельного веса экстрапунитивных реакций (Е> М> I), в форме явного подчеркивания наличия

препятствия, в форме агрессии, открытого порицания или обвинений в сторону партнера по ситуации, в форме перекладывания ответственности. (Рис.3)

Рис.3. Результаты исследования направления реакций ВИЧ-инфицированных в ситуации фрустрации

3. Уровень социальной адаптации (GCR) составляет 43,5 %, составляет ниже нормы.

Таким образом, у ВИЧ-инфицированных преобладает эго-защитный тип реакции в виде обвине-

ния или порицания партнера по ситуации фрустрации, по направлению - повышен удельный вес экс-трапунитивных реакций. Среднее значение уровня социальной адаптации составляет 43,5 %.

В ходе исследования межличностных отношений у ВИЧ-инфицированных с помощью семейной социограммы Э.Г. Эйдемиллера были получены следующие результаты:

1. У 53,3 % ВИЧ-инфицированных отмечается эмоциональное дистанцирование с другими членами семьи, что подтверждается данными из беседы.

2. 33,3 % ВИЧ-инфицированных отмечают себя в центре круга, что свидетельствует об их эгоцентрической направленности личности. Высокий процент по данному критерию, может быть связан с наличием психических защит в виде отрицания и рационализации.

3. 13,3 % - поместило себя внизу, в стороне от других, что может говорить о переживании эмоциональной отверженности

На основании полученных психодиагностических данных нами была разработана и осуществлена программа психологического сопровождения, которая имела целью коррекцию эмоционального состояния и межличностных отношений, повышение социальной адаптации, восстановление целостности личности.

Программа была проведена в 12 занятий и была представлена индивидуальными и групповыми занятиями.

Единой методологической основой при проведении психокоррекционной работы было гуманистическое отношение к личности с полным принятием и уважением ее свободы, эмпатическое понимание, поощрение открытости в самовыражении чувств, расширение осознания возможностей самореализации.

В ходе занятий использовались техники кли-ент-центрированной терапии, гештальт-терапии, логотерапии В. Франкла, психосинтеза Р. Ассаджи-оли и символдрамы.

Первые два этапа были представлены индивидуальной формой работы и включали в себя:

- психодиагностическое обследование, направленное на выявление индивидуально-психологических характеристик, исследование сферы отношений личности, дезадаптирующих факторов, самосознания, уровня самоактуализации и ее компонентов.

- психологический анализ эмоционального состояния (в период, когда испытуемый узнал о диагнозе и после, на момент пребывания в стационаре, выявление личностных ресурсов);

- определение основных психокоррекционных работ;

- создание мотивации к оказанию психологической помощи;

Данные этапы являлись основой для перехода к основному этапу.

Основной этап представлен тремя направлениями психокоррекции:

1. Коррекция эмоционального состояния

В ходе исследования мы выяснили, что у ВИЧ-инфицированных повышенный уровень тревожности, повышенная агрессивность, чувство вины, страха, в связи с этим дестабилизировано эмоциональное состояние. Поэтому основными направлениями работы была коррекция уровня тревожности, ослабление негативных чувств (агрессия, чувство вины, страха).

Здесь были использованы техники: парадоксальная интенция, аутогенная тренировка по Шульцу (символдрама), лимит жизни, работа с представлениями смерти, незаконченное дело, у меня есть тайна.

2. Коррекция межличностных отношений.

В ходе исследования некоторые испытуемые отмечали у себя трудности в установлении контакта и общении с другими людьми, напряженность в отношениях с окружающими, в связи с этим социальную дезадаптацию. Поэтому основным направлением работы было повышение коммуникативных навыков.

Здесь были использованы техники: дерефлек-сия, столкновение с одиночеством, работа с экзистенциальной изоляцией, очистка луковицы, разыгрывание проекции.

3. Коррекция Я-концепции.

В ходе исследования некоторые испытуемые отмечали у себя неуверенность в себе и своих возможностях, избегание или перекладывание ответственности за свою жизнь, разрывистое восприятие себя, других и времени. Поэтому основным направлением работы было восстановление целостности «Я», формирование ответственности за свою жизнь, повышение уверенности в себе.

Здесь использовались техники: сократовский диалог, работа с субличностями, постижение своего истинного Я, перестройка личности вокруг нового центра (психосинтез), три пути смыслового поиска, жизненны путь (континуум), взгляд сверху, вопрос о смысле, углубление свободы выбора и ответственности, осознавание неадаптивных видов защиты от тревоги бессмысленности, инвертирование вопросов пациента, имеющих логогностиче-ский характер или касающихся его отношения к экзистенциальным универсалиям, использование сравнений, верховые столбы моего будущего, диалог.

В эмоциональном плане психокоррекционные мероприятия помогали испытуемым получить поддержку со стороны психолога, что приводит к ощущению собственной ценности, росту личности, активности, спонтанности, к формированию более благоприятному отношению к себе. С целью достижения большей эффективности было продолжение занятий в виде домашней работы.

Данная программа доказала свою эффективность, так как оказала положительное влияние на эмоциональное состояние испытуемых, структуру образа-Я и межличностное взаимодействие пациентов с окружающими, а также повысило уровень их социальной адаптации.

Литература

1 Александрова Н.В., Городнова М.Ю., Эйде-миллер Э.Г. Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДе: учеб. пособие для врачей и психологов / Н.В. Александрова, М.Ю. Город-нова, Э.Г. Эдемиллер. - СПб.: Речь, 2010. - 191 с.

2. AIDS Therapy / Edit, by R. Dolin, H. Masur, M. S. Saag. - New York, 2003. - 452 p.

3. Стаценко, М.Е. ВИЧ-инфекция: учеб.-методическое пособие / М.Е. Стаценко, А.Ф. Косицына,

С.В. Туркина. - Волгоград: ВолГУ, 2002. - С. 3, 56.

4. Decreasing rates of lierinatal HIV transmission In Los Angeles County (LAC): Trends from 19902000. / T. Frederick, J. Jackson-Alvarez, Y.S. Shin, L. Mascola // XIV International AIDS Conference, Barcelona. - 2002. - P. 56-62.

5. Леви Д.Э. ВИЧ и патогенез СПИДа / Д.Э. Леви; пер. 3-го изд. с англ. Е.А. Монастырской; под ред. Г.А. Игнатьевой. - М.: Научный мир, 2010. -734 с.

ИССЛЕДОВАНИЕ «Я-КОНЦЕПЦИИ» ПАЦИЕНТОВ С АТОПИЧЕСКИМ ДЕРМАТИТОМ

Ильмузина А.В.

Самарский государственный медицинский университет, ассистент кафедры медицинской психологии и психотерапии,

г. Самара

SELF-CONCEPT RESEARCH OF PATIENTS WITH ATOPIC DERMATITIS

Ilmuzina A.

Samara State Medical University, Assistant of the Department of Medical Psychology and Psychotherapy, Samara

АННОТАЦИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В статье описано исследование самооценки и самоотношения, ценностных ориентаций, личностных особенностей пациентов с атопическим дерматитом.

ABSTRACT

The article describes the study of self-esteem and self-attitude, value orientations, personal characteristics of patients with atopic dermatitis.

Ключевые слова: атопический дерматит, я-концепция, личность. Keywords: atopic dermatitis, self-concept, self-esteem, personality.

Атопический дерматит (нейродермит) является одним из самых распространённых заболеваний (20-40% из всех диагностируемых кожных заболеваний), которое встречается во всех странах у представителей обоих полов и различных возрастов. Кожа является инструментом самовыражения человека, выступает основной границей, отделяющей наш внутренний мир от мира внешнего [1].

Атопический дерматит ведёт к появлению высыпаний на коже лица и других демонстрируемых частей тела (шеи, кистей рук, локтей и т.д.), что может влиять на самовосприятие, самооценку и, как следствие, на поведение больных [3]. Все перечисленные понятия являются элементами «Я-концеп-ции» - ядра личности. На данный момент уже доказана прямая взаимосвязь между психологическими факторами и формированием, течением атопиче-ского дерматита [2].

Цель: изучить характеристики «Я-концепции» пациентов с атопическим дерматитом. Исследование было проведено на базе Клиник СамГМУ и Самарского областного кожно-венерологического диспансера

Экспериментальную группу составили 20 человек от 20 до 30 лет (10 мужчин и 10 женщин), имеющих верифицированный диагноз «Атопиче-ский дерматит». У всех представителей группы

длительный стаж заболевания - первые высыпания были зафиксированы в возрасте 1-2 лет. Возраст обследуемых - 25,1 ± 5 лет.

Контрольную группу, идентичную по возрасту, тендерному и социально-психологическому критериям экспериментальной группе, составили 20 человек от 20 до 30 лет (10 мужчин и 10 женщин), не имеющих в анамнезе дерматологического диагноза. Средний возраст испытуемых - 24,7 ± 5 лет.

В рамках психологического исследования были использованы следующие методы:

1. Методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич).

2. Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (СМОЛ) (Дж. Кинкан-нон).

3. Тест «Рисунок человека» (К.Маховер, Ф.Гу-динаф).

4. Опросник самоотношения (В.В. Столин, С.Р. Пантилеев).

5. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн (Т.В. Дембо, С. Я. Рубинштейн).

На основе полученных данных сравнения экспериментальной и контрольной групп, выявлены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.