Научная статья на тему 'Особенности психологического сопровождения семей в ситуации повторного брака'

Особенности психологического сопровождения семей в ситуации повторного брака Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
812
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Ключевые слова
CASH FLOW / THEORETICAL AND LEGAL SUPPORT / SINGLE TREASURY ACCOUNT / AUTHORIZATION OF PAYMENTS / EXECUTION OF OPERATIONS / FINANCIAL DISCIPLINE OF THE BUDGET

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ржаницына Юлия Николаевна, Булыгина Татьяна Борисовна

В статье обобщены подходы к определению понятия «сопровождение», дано авторское определение повторного брака, описаны его типы, особенности и проблемы, осуществлена попытка выявления особенностей их психологического сопровождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article summarizes approaches to the definition of the concept of “support”, gives an author's definition of remarriage, describes its types, features and problems, an attempt is made to identify the features of their psychological support.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического сопровождения семей в ситуации повторного брака»

УДК 159.9

Психолого - педагогические науки

Ржаницына Юлия Николаевна,

Консультант в сфере ведения тренингов и психологической поддержки, частная практика, РФ, г. Архангельск Булыгина Татьяна Борисовна,

Научный руководитель, кандидат психологических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет, РФ, г. Архангельск

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ

В СИТУАЦИИ ПОВТОРНОГО БРАКА

Аннотация: В статье обобщены подходы к определению понятия «сопровождение», дано авторское определение повторного брака, описаны его типы, особенности и проблемы, осуществлена попытка выявления особенностей их психологического сопровождения.

Ключевые слова: сопровождение, повторный брак, его типы, особенности и проблемы, особенности психологического сопровождения семей в ситуации повторного брака.

Abstract: The article summarizes approaches to the definition of the concept of "support", gives an author's definition of remarriage, describes its types, features and problems, an attempt is made to identify the features of their psychological support.

Keywords: accompaniment, remarriage, its types, features and problems; features of psychological support of families in a situation of re-marriage.

Известно, что сопровождение понимается в отечественной психологии, как оказание поддержки и психологической помощи психически здоровому человеку в трудных жизненных ситуациях, определении его внутренних

ресурсов, компонентом системы психологической поддержки и помощи, совокупность организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий, особая форма социального патронажа и осуществления длительной психологической помощи. Это процесс взаимодействия с человеком, который нуждается в помощи, переход в деятельное состояние из беспомощного, движение вместе с изменяющейся личностью, восстановления личностного потенциала развития и самореализации человека, развитие способности личности к самопомощи, принятию конструктивных решений в проблемных ситуациях, становление субъектных свойств личности [4; 8].

В системе образования сопровождение означает психолого-педагогические технологии по созданию оптимальных социально -психологических условий для обучения и развития, систему профессиональной деятельности психолога по оказанию помощи в решении и предупреждении возникающих проблем, что означает воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подхода, связанного с реализацией права ребенка на полноценное развитие. Объектом сопровождения могут выступать все участники образовательного процесса, в том числе, и конкретные семьи, а в качестве цели - создание благоприятных условий для оптимизации взаимоотношений учащихся в семье [3].

В России практически каждый второй из заключаемых браков является повторным. Повторный брак - это брак, заключенный лицом или людьми, ранее уже состоявшим(и) в брачных отношениях, закончившихся разводом или вдовством на основе объединения трех и более родов, характеризующимся семейным кризисом и созданием смешанной семьи.

На основе неудачного опыта предыдущего брака усиления прагматического подхода к жизни, разочарований, использования неэффективных моделей ролевого супружеского и родительского поведения, этот вид брака является осознанным, отличается рациональностью, толерантностью и готовностью пойти навстречу партнеру в решении проблем. Дети от предыдущих браков при создании новой семьи оказываются

участниками семейных отношений. Если взрослые являются зрелыми личностями, то стрессовые ситуации обсуждаются вместе, «здесь и сейчас» при проявлении уважения друг к другу, понимании того факта, что младшие нуждаются в эмоциональной безопасности, защищенности и стабильности ново семейной ситуации.

Виды повторного брака зависят от наличия или отсутствия опыта брачных отношений у супругов, количества детей в предыдущих браках или их отсутствия, особенностей завершения прошлых брачных отношений, а также от разницы в возрасте между партнерами. В соответствии с этим, существуют повторные браки, в которых один из супругов состоял ранее в браке, а второй не состоял; является вдовцом или вдовой; оба были в браке, как имеющие детей, так и без них [7].

Семейные отношения в таких семьях проходят стадии мечтания, псевдоассимиляцию, мобилизацию, действия, создания контактов и разрешения. Некоторым семьям требуется для адаптации 4 года , другим - 5-7 лет, а третьи не могут справится с трудностями и семья распадается.

Каждый тип повторного брака имеет свои особенности. Так, наиболее благоприятным вариантом является материнская семья. Внебрачный ребенок, как правило, нуждается в полной семье. Благоприятным вариантом является отсутствие детей в предыдущих браках, а также тот факт, что знакомство с будущим супругом произошло после развода или смерти родителя. При этом, к основным проблемам повторных браков относят: психологическую незавершенность развода, ролевую неопределенность у членов семьи, страх перед близостью, разочарованиями в новых отношениях, сохранение эмоциональной зависимости бывших членов семьи друг от друга, чувство переживание тоски по своим родным детям, чувства вины за разрушение семьи, требования принять на себя родительские функции отчиму или мачехе.

При этом, часто имеют место поспешность заключения нового брака без должного познания партнерами друг друга, неадекватная гипертрофия мотива самоутверждения разведенного супруга посредством заключения нового брака,

эйфория от избавления «двойной жизни» и «начала новой жизни». В условиях структурной размытости диффузности семейной системы, отсутствия общих целей воспитательного процесса детей, снижения рефлексии у педагогической родителей, у супругов имеются иллюзии, что все будут любить и понимать друг друга [1].

Но основной проблемой все-таки является конфликт между ребенком и «новым» родителем. Дети обычно остаются с матерью, ее дети «обязаны принять» нового главу семьи, становясь «заложниками» новой ситуации. Создание новой семьи для них становится травмой, как и развод их родителей. Это может выражаться в возникновении агрессивных реакций со стороны ребенка, переживании негативных эмоций (печаль, гнев, ревность). Нередко ребенок испытывает чувство вины из-за того, что его биологические родители развелись.

В свою очередь, мужчина оставляет своих детей своей бывшей жене и если он начинает претендовать на роль отчима, конкурирует с родным отцом или хочет оформить усыновление/удочерение неродного ребенка, то конфликт между ребенком и «новым» отцом усиливается. Если он отстраняется и дистанцируется от воспитания детей («Твои дети — ты их и воспитывай»), то усиливается конфликт с новой женой. С наибольшими трудностями сталкиваются женщины-мачехи, они должны отвечать за воспитание детей [6].

При этом они имеют, как правило, неадекватные, искаженные материнские роли, травматичные для других членов семьи и для неё самой. Адаптация членов смешанной семьи усугубляются конкуренцией между сиблингами из разных семей и определяется возрастом, полом детей, историей семьи, отношениями с родителем, который вступает в брак. Лучше приспосабливаются к новому браку дети раннего и дошкольного возраста, у которых легче формируется привязанности. Хуже адаптируются младшие подростки, которые проявляют неприязнь к «чужому», конкурируют за любовь и внимание матери или отца. Старшие подростки обычно толерантнее относятся к новому браку. У них есть близкие друзья, романтичные отношения

с противоположным полом и они заинтересованы в дистанцировании от родителей и направлены на автономизацию от семьи. При этом, девочки испытывают больше трудностей в адаптации к повторному браку [10].

Еще одна проблема повторного брака состоит в том, что супруги часто считают, что если у них появится общий ребенок, то это усилит их семью. Но на самом деле пределы семьи становятся расплывчатыми, характер же отношений женщины с двумя отцами своих детей, ребенка с матерью, отцом и отчимом, сводных братьев или/и сестер между собой становятся еще более неопределенным и запутанным [9].

Все этот требует психологического сопровождения семей в ситуации повторного брака. В связи с этим, цель нашего исследования состоит в выявлении специфики психологического сопровождения семей в ситуации повторного брака. Объект исследования: семьи в ситуации повторного брака, предмет - особенности психологического сопровождения семей в ситуации повторного брака.

Мы полагаем, что целью психологического сопровождения семей в ситуации повторного брака является формирование адаптивности у ее членов, способности самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и своими близкими. В качестве задач психологического сопровождения таких семьи выступают: 1) установление новых границ семейной системы, состава семьи, правил и норм общения; 2) создание новой ролевой структуры семьи; 3) формирование новой семейной истории, традиций и семейного самосознания. Основными характеристиками сопровождения семьи в ситуации повторного брака являются процессуальность, погруженность в реальную жизнь всех членов семьи, пролонгированность и недирективность.

Мы полагаем, что в рамках диагностического направления сопровождения повторных браков отсутствуют какие-либо особенности. Инициаторами на участие в работе по запросу также являются родители. Ребенок выступает заказчиком лишь по достижению подросткового возраста. В диагностическом направлении чаще используется Тест Геринга ^еЬп^, 1993)

или Системный семейный тест (FAST), который основывается на структурной системной семейной теории и подходит, как для исследований, так и психотерапевтической практики. Анализ и интерпретация теста применяются как ко всей семье в целом, так и к двум её подсистемам - детской и супружеской. При этом, оцениваются уровень сплоченности всех членов семьи и расположение семейной иерархии.

Социально-психологический уровень совместимости можно изучить с помощью методики «Ролевые ожидания и притязания в браке» А.Н. Волковой. Для выявления иерархии жизненных целей и иерархии средств их достижения -методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; для экспресс-диагностики степени удовлетворенности - неудовлетворенности, а также согласования -рассогласования удовлетворенности браком в конкретной супружеской паре -тест-опросник удовлетворённости браком В.В. Столина, Г.П. Бутенко, Т.Л. Романовой. С целью определения наиболее конфликтных сфер семейных отношений, степени согласия (несогласия) в ситуации конфликта, уровня конфликтности можно использовать также методику «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» Ю. Е. Алешиной, Л.Я. Гозман [2].

Специфика в проведении просветительского и профилактического направления сопровождения семьи в ситуации повторного брака будет состоять в её содержании. Так, необходимо с самого начала четко определить место, занимаемое каждым, и тип отношений, который супруги собираются установить с остальными членами семьи. При этом мать не должна брать на себя ответственность за выстраивание отношений ребенка с новым мужем. Они смогут создать эти отношения сами. Адаптация отчима в родительской роли протекает успешнее, если он ценит игровое общение с ребенком, не стремиться показывать «твердую мужскую руку», избегает сравнений своего родного ребенка с ребенком супруги, уважает родительские чувства жены.

Супругам необходимо объяснить важность об условиях сохранения психологического и эмоционального благополучия ребенка в новой семье, дать

ему время для адаптации к новой ситуации, не принимать жестких воспитательных мер, не форсировать процесс установления близости, не заставлять ребенка называть неродного родителя мамой или папой. Если повторный брак для взрослого человека является поводом для радости, то для детей это событие предполагает начало тяжелого этапа, который характеризуется агрессией, мстительностью, обидами, ревностью, болью от невосполнимой потери одного из родителей.

При наличии позитивных отношений с родным родителем необходимо рекомендовать членам новой семьи не запрещать контакты с ним, внимательно относиться к чувствам ребенка. У ребенка от первого брака должно быть право на переживание сильных чувств, с которыми ему самому трудно справляться, и матери важно быть готовой выдерживать их.

В рамках психокоррекционного направления психологического сопровождения семьи в ситуации повторного брака с нашей точки зрения уместно использовать психодраму и когнитивно-поведенческую терапию. Известно, что психодрама является уникальным методом по разрешению проблем во взаимоотношениях людей. С её помощью можно определить новые границы семейной системы, создать новую ролевую структуру семьи. Здесь будут уместны такие методы, как «Семейная фотография», «Семейная скульптура», ролевая карточная игра, социальный ритуал и семейное пространство. В свою очередь, использование техник когнитивно -бихевиористской терапии поможет выработать членам новой снмьи более реалистичный взгляд на происходящее, помочь им обучиться навыкам самоуправления минуя долгосрочную терапию и получая более адекватное поведение. В данном случае такие техники, как подкрепление, моделирование, релаксационный тренинг, формирование поведения, когнитивная реконструкция позволяют развить и адаптировать эффективные навыки ролевого семейного поведения, научиться быть твердым без агрессии, ясно и прямо просить того, что ты хочешь, приобрести привычки, которые позволяют быстро достигнуть физического и психологического расслабления и т.п. [5].

Библиографический список:

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. - СПб.: Питер, 2011. — 400 с.

2. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: Карапуз, 2002. - 264 с.

3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Генезис, 2000. - 298 с.

4. Казакова Е.И. Сопровождение и развитие - новая образовательная технология // Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской конференции. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2001. - 266 с.

5. Кори Д. Теория и практика группового консультирования. - М.: Эксмо, 2003. - 640 с.

6. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.

7. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний - М.: Медицина, 1991. - 336 с.

8. Леус Э.В. Психологическое сопровождение и особенности его осуществления в исправительном учреждении // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 3-6; URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=18581 (дата обращения: 28.07.2019).

9. Морено 3. Т. Психодрама: ролевая теория и концепция социального атома // Эволюция психотерапии. - М.: Класс, 1998 - 354 с.

10. Baumrind D. The influence of parenting style on adotescent competence and substance use // Journal of Early Adolscence. - 1991. - Vol. 11. - P. 56-95.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.