Научная статья на тему 'Особенности психологического сопровождения профессиональной социализации выпускников колледжа'

Особенности психологического сопровождения профессиональной социализации выпускников колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психологического сопровождения профессиональной социализации выпускников колледжа»

Особое внимание было уделено выпускникам организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитанники детского дома «Надежда» посетили почтовое отделение, парикмахерские, цветочную студию с целью знакомства с миром рабочих профессий. Воспитатели отмечают, что благодаря экскурсиям у детей воспитывается уважение к труду взрослых, любознательность.

В школе-интернате № 15 города Белово был организован информационный час с участием специалиста центра занятости населения о самых востребованных рабочих профессиях округа, о необходимости профессионального образования, а также о льготах для детей-сирот.

Беловский многопрофильный техникум для воспитанников школы-интерната № 36 города Белово организовал День открытых дверей «Наши производственные мастерские», на котором дети закрепили свои знания об особенностях профессий штукатура, маляра, швеи.

Особенностью проведения Дня выбора рабочей профессии для обучающихся Белов-ского ГО стала пресс-конференция «Шахтерами гордится Кузбасс!». Была представлена информация о шахтерских специальностях, истории

профессии, профессиональных образовательных организациях, успешных профессионалах, рынке труда и востребованных на нем специалистах. Педагоги ОО подготовили слайд-презентации об истории шахтерских династий, рассказали об особенностях и условиях труда шахтеров, о развитии и перспективах угольной отрасли Кузбасса. Были показаны фильмы о нелегкой, но очень почетной профессии шахтера. После фильмов и беседы ребята познакомились с выставкой портретов шахтеров-белов-чан, прославивших Кемеровскую область своим трудом.

Благодаря межведомственному взаимодействию с учреждениями культуры, здравоохранения, общественными организациями, шахтами, угольными разрезами, образовательными организациями профессионального образования, службой занятости, социальными партнерами День выбора рабочей профессии прошел на высоком организационном уровне, помог обучающимся сделать профессиональный выбор, утвердиться в желании продолжить образование в профессиональных образовательных организациях Беловского городского округа, Кемеровской области.

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖА

М. Ю. Сучкова, педагог-психолог Новокузнецкого горнотранспортного колледжа

Проблема профессиональной социализации выпускников является существенным звеном подготовки квалифицированных рабочих кадров в системе среднего профессионального образования (СПО). В связи с ростом производства, динамикой социальных процессов особую значимость приобретает интеграция выпускников СПО в профессиональную среду.

Основной задачей образовательного учреждения среднего профессионального образования является подготовка ориентированного на профессию выпускника со стойкой мотивацией, способного к преодолению сложностей в будущей профессиональной деятельности, т. е. профессионально социализированного молодого специалиста.

Психологическое сопровождение профессиональной социализации состоит в выявлении личностных особенностей обучающихся

в профессиональном становлении, а также организации соответствующих условий для успешной личностной и профессиональной адаптации в системе учебной и профессиональной деятельности.

Само понятие профессиональной социализации широко и многогранно. Его рассматривали различные исследователи. Так, Н. А. Каргопольцева трактует социализацию как зрелость личности, ее готовность к труду. В. А. Сластенин рассматривает профессиональную социализацию студентов как «процесс интеграции личности в профессиональное сообщество и далее в обще-

ство в целом». Нам ближе определение, данное Л. М. Митиной, которая выделяет две стороны профессиональной социализации: усвоение необходимого опыта и творческую его реализацию.

В процессе адаптации к условиям профессиональной среды выпускники СПО часто испытывают затруднения, связанные со спецификой профессиональной деятельности, правилами и нормами профессии, а также современными социальными условиями.

Анкетирование, проведенное в Новокузнецком горнотранспортном колледже позволило выявить уровень освоения практического опыта (согласно ФГОС СПО) студентами выпускных курсов.

Анализ результатов исследования показал, что средние оценки обучающихся расположены в диапазоне от 3,6 до 4,3 балла. На наш взгляд, диапазон представленных данных свидетельствует об объективной самооценке выпускниками своего практического опыта, а также о необходимости дальнейшего совершенствования процесса социализации.

Кроме того, были выявлены трудности, с которыми столкнулись обучающиеся на практике: отмечается как недостаток опыта работы, так и нехватка практических умений.

Важнейшей составляющей эффективности процесса профессиональной социализации обучающихся является мотивация на получение необходимых знаний с последующим трудоустройством по специальности. Она регулирует трудовую активность, поведение, деятельность личности. В процессе изучения мотивации профессиональной деятельности выпускников (с использованием методики К. Замфир в модификации А. Реана) были получены следующие данные: у 33 % выпускников Новокузнецкого горнотранспортного колледжа наблюдается оптимальный мотивационный комплекс (преобладание внутренней мотивации, интереса к деятельности как таковой). Хороший мотивационный комплекс (преобладание внешней положительной мотивации, мотивов социального престижа, денежного вознаграждения и т. д.) обнаруживается у 46 %% респондентов. Присутствует и внешняя отрицательная мотивация, стремление избежать осуждения и критики — 21 %% выпускников.

При этом является интересным тот факт, что у 39 %% обучающихся внутренние и внешние положительные мотивы формируются в процессе обучения, под влиянием деятельности педагогов, прохождения практики на предприя-

тиях, нахождения в профессиональной среде. В ситуации эффективно организованного образовательного процесса происходит переход внешних мотивов во внутренние: интерес к преподавателю перерастает в интерес к дисциплине и позже — к науке, которую он представляет. Подобный процесс происходит и на производстве. Грамотный наставник, осуществляющий поддержку молодого специалиста, способен содействовать переходу внешней отрицательной мотивации в положительную и, наконец, во внутреннюю.

Работа педагога-психолога с целью эффективной профессиональной социализации выпускников направлена, в том числе, на формирование профессионально важных личностных качеств, необходимых для выполнения трудовой деятельности. Педагоги-психологи Новокузнецкого горнотранспортного колледжа сотрудничают с центром содействия трудоустройству и предпринимательству по вопросам профориентации, привлекая к этому выпускников. В колледже работает агитбригада старшекурсников, выезжающая в школы с целью привлечения абитуриентов. В ходе диалога с обучающимися и педагогами школ осуществляется более глубокое погружение выпускников в профессию.

Проводится система тренинговых, практических занятий с выпускниками, направленных на развитие навыков самопрезентации, прохождения тестирования и собеседования, ведения переговоров, подготовки документов (написания резюме, рекомендательного письма, порт-фолио и др.)

Активное включение обучающегося во вну-триколледжную жизнь содействует его социализации и освоению профессиональных знаний и навыков. К примеру, работа психологического кружка «Эффективный лидер» способствует развитию умений: находить выход из сложных ситуаций, принимать самостоятельные решения, правильно спорить и выражать свое мнение, ставить цели и достигать их. Тематика кружковой деятельности согласуется со спецификой образовательных программ, реализуемых в колледже. Организуются занятия по темам «Эффективно работающая команда», «Тайм-менеджмент», «Учимся разрешать конфликты», «Публичное выступление» и пр., направленные на формирование у обучающихся лидерских способностей. На занятиях выпускники получают возможность проверить как свои профессиональные навыки, так и способность привлечь потенциальных работодателей.

Соединение интересов работодателей, компаний и образовательных организаций в части обучения кадров способствует обеспечению успешной профессиональной социализации студентов еще на этапе обучения, сформированное™ личностных качеств и высокого уровня профессиональной подготовки.

Одним из основных показателей эффективной профессиональной социализации является доля выпускников образовательного учреждения, трудоустроившихся по специальности. Показатели трудоустройства выпускников Новокузнецкого горнотранспортного колледжа за прошедшие годы свидетельствуют об их конкурентоспособности на рынке труда:

большинство из них трудоустроены. При этом работают по специальности 53 %% выпускников, продолжили обучение на следующей ступени профессионального образования — 10 %%, призваны в ряды российской армии — 8 %%, трудятся не по специальности — 15 %%, находятся в отпуске по уходу за ребенком — 4 %%, остальные — в трудовом поиске.

Таким образом, мероприятия, направленные на эффективную профессиональную социализацию выпускников колледжа, способствуют повышению заинтересованности в работе по специальности, а также формируют готовность к постоянному саморазвитию, что отвечает запросам современного рынка.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТИНТЕРНАТНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА

Е. Н. рылова, педагог-психолог Осинниковского горнотехнического колледжа К. А. Карасева, социальный педагог

Проблема постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на сегодняшний день актуальна как для самих интернатных учреждений, так и для большинства профессиональных образовательных учреждений, поскольку, согласно статистическим данным, количество таких детей не уменьшается. Так, в нашем колледже отмечается рост абитуриентов, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ряд социологических, психологических и педагогических исследований показывает, что проблемы данной категории обучающихся многообразны и имеют сложный, системный характер. Решению этих проблем в Осинниковском горнотехническом колледже уделяется большое внимание.

С 2016 года колледж является базовым учреждением КРИРПО и соисполнителем программы федеральной экспериментальной площадки по теме «Разработка и апробация модели взаимодействия образовательных организаций разных типов по сопровождению социально- профессиональной адаптации воспитанников детских домов и обучающихся (на примере Ленинск-Кузнецкого, Осинниковского и Юргинского городских округов Кемеровской области)». Администрацией колледжа проведена работа по организации сетевого взаимодействия. Заключены договоры и ведется тес-

Е. Н. рылова К. А. Карасева

ное сотрудничество с Индустриально-судостроительным лицеем г. Санкт-Петербурга, детским домом-школой № 95 г. Новокузнецка, Проко-пьевским горнотехническим техникумом. В рамках экспериментальной площадки организуется межведомственное взаимодействие в городе Осинники, сотрудничество с органами опеки и попечительства, социальной защиты населения, учреждениями здравоохранения, комиссией по делам несовершеннолетних, школами города и детским домом Осинниковского городского округа.

В колледже создана и реализуется программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Школа жизненных навыков. Цель программы заключается в организа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.