Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ЛИЧНОСТИ / ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ / ПОСТДИПЛОМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еделева Е.Г., Шилова О.В.

В статье рассмотрены вопросы психологического обеспечения постдипломного образования, проблема изучения психологического здоровья и благополучия личности учителя в современных условиях. Авторами представлены результаты диагностического исследования учителей Нижегородской области и выявлены особенности их психологического благополучия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF A TEACHER IN THE MODERN SCHOOL

The article reveals the questions of psychological providing of postgraduate training, the problem of researching psychological health and psychological well-being of teacher personality in today's world. The authors presented the results of diagnostic testing of the teachers of the Nizhny Novgorod region and identified features of their psychological well-being.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Е. Г. ЕДЕЛЕВА,

кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии НИРО edeleva.eg@gmail.com

О. В. ШИЛОВА,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии НИРО shov75@bk.ru

В статье рассмотрены вопросы психологического обеспечения постдипломного образования, проблема изучения психологического здоровья и благополучия личности учителя в современных условиях. Авторами представлены результаты диагностического исследования учителей Нижегородской области и выявлены особенности их психологического благополучия.

The article reveals the questions of psychological providing of postgraduate training, the problem of researching psychological health and psychological well-being of teacher personality in today's world. The authors presented the results of diagnostic testing of the teachers of the Nizhny Novgorod region and identified features of their psychological well-being.

Ключевые слова: психологическое обеспечение, психологическое здоровье, психологическое благополучие личности, проблема изучения психологического благополучия личности учителя в современной школе, постдипломное образование

Key words: psychological providing, psychological health, psychological well-being of personality, the problem of researching psychological well-being of teacher personality in the modern school, postgraduate training

В последние годы в современной школе произошли существенные изменения: внедрены и реализуются федеральные государственные образовательные стандарты, изменились программы и методики обучения, возросли требования к выпускникам образовательных организаций и к педагогам, их обучающим.

Как отмечает Н. Ю. Бармин, к числу ведущих характеристик инновационного человека относятся адаптивность к постоянным изменениям, способность к критическому мышлению, креативность, изобретательность, предприимчивость, владение аналитической, информационной и коммуникативной компетентностями [1].

Кроме того, современному педагогу необходимо развитие таких профессионально важных личностных качеств, как активность и целеустремленность, эмпатия, коммуникативная толерантность, рефлексия, стрессоустойчивость и многих других. Повышаются требования не только к предметной, но и к психологической компетентности современного учителя, формирование которой возможно лишь при тщательно разработанном психологическом обеспечении в процессе постдипломного образования [2].

Следует отметить, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него высокого уровня самообладания и саморегуляции. Причем степень напряженности стрессов, с которыми сталкиваются педагоги, зачастую выше, чем у представителей других социономи-ческих профессий. В своей деятельности учитель часто оказывается в ситуациях, провоцирующих высокий уровень эмоциональной напряженности: нарушение дисциплины на занятиях, непредвиденные конфликтные ситуации с обучающимися и их родителями, перегруженность поручениями, возможные трудности во взаимоотношениях с коллегами и администрацией. Все это оказывает влияние на состояние психологического здоровья всех субъектов образовательного пространства и на уровень психологической безопасности образовательной среды.

В связи с этим проблема изучения психологического здоровья и благополучия личности учителя в современных условиях приобретает острую актуальность. Результаты исследования особенностей и уровней психологического благополучия личности современного учителя могут быть использованы не только для корректировки содержания программ повышения квалификации, но и для оказания психологической помощи и поддержки специалистам образования.

Существует большое разнообразие подходов к определению понятия, структуры, факторов, детерминант и предпо-

сылок психологического благополучия личности. Так, оно рассматривается как позитивная оценка себя и собственной жизни (Е. Динер, Р. М. Шамионов, Г. Л. Пуч-кова, М. В. Соколова); доминирующее психическое состояние (Л. В. Куликов); совокупность необходимых личностных ресурсов, обеспечивающих субъективную и объективную успешность личности в системе «субъект — среда» (О. С. Ширяева), направленность личности на позитивное функционирование и результат этой направленности, выражающийся в переживании счастья и удовлетворенности собственной жизнью (П. П. Фесенко, Т. Д. Шевеленкова).

На сегодняшний день можно констатировать, что в современной науке не выработаны единое общепринятое понятие «психологическое благополучие личности», определения его структуры и детерминант.

Опираясь на исследования И. В. Зау-сенко, К. Рифф, П. П. Фесенко, Т. Д. Ше-веленковой, под психологическим благополучием личности мы понимаем переживание удовлетворенности собственной жизнью как результата позитивного функционирования в среде. Благополучие рассматривается как психологический ресурс, как условие для самореализации и самоактуализации личности.

Высокий уровень психологического благополучия личности учителя является одним из необходимых условий создания психологически безопасной образовательной среды. Проблема разработки психопрофилактических мер по сохранению психологического здоровья не только детей и подростков, но и других субъектов образовательного пространства (учителей, родителей, администрации) является как никогда актуальной, поскольку психолого-педагогические и социальные проблемы последних прямо и косвенно влияют на всех субъектов образования [2].

Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от него высокого уровня самообладания и саморегуляции.

Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение показателей психологического благополучия личности современного учителя. В нем принимали участие 50 учителей (женщины) общеобразовательных школ Нижнего Новгорода, средний возраст которых 40— 50 лет. Исследование носило констатирующий характер. Отбор испытуемых осуществлялся по принципу добровольного участия.

С целью изучения основных показателей психологического благополучия личности современного учителя мы использовали методику «Шкала психологического благополучия» К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко [8].

В обобщенную К. Рифф модель психологического благополучия входят шесть составляющих, соответствующих шкалам опросника:

3 отношения с другими, пронизанные заботой и доверием, — «Позитивные отношения с другими»;

3 способность следовать собственным убеждениям — «Автономность»;

3 способность выполнять требования повседневной жизни — «Управление средой»;

3 чувство непрекращающегося развития и самореализации — «Личностный рост»;

3 наличие целей и занятий, придающих жизни смысл, — «Цели в жизни»;

3 позитивное отношение к себе и своей прошлой жизни — «Самопринятие».

Диаграмма 1

Шкала »Позитивные отношения с окружающими»

22 %

10 %

□ Ниже нормы

□ Норма

□ Выше нормы

68 %

В методике К. Рифф также выделена шкала «Индекс общего психологического благополучия» как интегральный показатель уровня психологического благополучия личности.

Кроме основных шкал, для углубленного изучения структуры психологического благополучия Т. Д. Шевеленкова и П. П. Фесенко выделили дополнительно три новых шкалы опросника: «Осмысленность жизни», «Человек как открытая система» и «Баланс аффекта».

Авторы данной версии диагностической методики провели проверку теста на надежность, а также на критериальную и конструктную валидность. Было показано, что все шкалы русскоязычного варианта шкалы психологического благополучия имеют высокие показатели тестовой и ретестовой надежности, а измеряемые ими признаки являются стабильными и устойчивыми к перетестированию. По результатам факторного анализа авторы выявли, что факторная структура опросника является устойчивой и воспроизводится на отечественной выборке.

По результатам проведенной диагностики нами были сформулированы следующие особенности психологического благополучия личности учителя.

Большинство учителей нашей выборки имеют доверительные отношения с окружающими; они могут проявлять заботу о благополучии других и способны к сопереживанию; осознают, что позитивные и конструктивные человеческие отношения строятся на взаимных уступках. Это очень важный фактор для осуществления педагогической деятельности, так как характеризует способность педагогов к проявлению эмпатии к окружающим и склонности к бесконфликтному общению.

10 % учителей продемонстрировали низкие результаты по шкале «позитивные отношения с окружающими» (диаграмма 1). Данных педагогов характеризует ограниченное количество доверительных отношений с окружающими. Связано это

с тем, что им сложно заботиться о других и быть открытыми по отношению к людям; в межличностных взаимоотношениях, как правило, они не желают идти на компромиссы и уступки. Такой тип отношений неизбежно оказывает негативное влияние на выстраивание психологически безопасных взаимоотношений со всеми субъектами образовательного пространства.

По шкале «Автономия» (диаграмма 2) выявлено, что большинство исследуемых имеют нормативные и превышающие нормативные показатели (60 % и 16 % соответственно). Это означает, что данную категорию учителей отличает независимость в суждениях; они могут самостоятельно регулировать собственное поведение и оценивать себя в соответствии с личными критериями. При этом 24 % педагогов нашей выборки свойственна зависимость от мнения и оценки окружающих, даже при принятии важных решений они полагаются на мнение других.

По шкале «Управление средой» абсолютное большинство респондентов имеют нормативные и превышающие норму значения (84% и 8%) (диаграмма 3). Учителя обладают властью и компетенцией в управлении окружающими, а также контролируют внешнюю деятельность с целью удовлетворения личных потребностей и достижения целей. Мы считаем, что данные особенности свойственны специалистам, занимающимся педагогической деятельностью, в частности осуществлением функции контроля.

Оставшиеся 8 % респондентов показали низкий балл по данной шкале, который характеризует их как людей, испытывающих сложности в организации повседневной деятельности, чувствующих себя неспособными изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства. Данная группа учителей не могут в полной мере контролировать происходящее вокруг.

По показателю «Личностный рост» у большинства опрошенных не выявлено явных трудностей (диаграмма 4).

64 % педагогов показали нормативные значения, а 8 % имеют уровень выше

Диаграмма 2

Шкала »Автономия»

16 %

60 %

24 %

□ Ниже нормы

□ Норма

□ Выше нормы

Диаграмма 3

8 %

»Управление средой»

8 %

84 %

□ Ниже нормы

□ Норма

□ Выше нормы

Диаграмма 4

Шкала »Личностный рост»

8 %

64 %

28 % С Ниже нормы

□ Норма

□ Выше нормы

Диаграмма 5

30 %

Диаграмма 6

18 %

нормы. Они готовы развиваться, открыты новому опыту и изменяются в соответствии с собственными познаниями и достижениями; реализуют свой потенциал.

28 % педагогов не испытывают чувства самореализации, не способны что-

Шкала »Цели в жизни»

4 %

□ Ниже нормы

□ Норма

□ Выше нормы

66 %

Шкала »Самопринятие»

20 %

62 %

Диаграмма 7

16 %

□ Ниже нормы

□ Норма

□ Выше нормы

Шкала »Баланс аффекта»

34 %

□ Ниже нормы

□ Норма

□ Выше нормы

50 %-

либо менять в своем поведении, не развиваются и не имеют интереса к жизни. Последнее вызывает тревогу, так как именно интерес к жизни является одним из важнейших факторов психологически здоровой личности.

По шкале наличия целей, придающих смысл жизни (диаграмма 5), практически все учителя показали уровни нормы и выше нормы (66 % и 30 % соответственно). Данные респонденты имеют цель в жизни; считают, что прошлая и настоящая жизнь имеет смысл; придерживаются убеждений, которые являются источниками целей.

Лишь 4 % испытуемых имеют низкий балл по данному показателю. Они не видят перспектив в определении дальнейшего смысла жизни, что, несомненно, является сигналом психологического неблагополучия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По шкале «Самопринятие» (диаграмма 6) мы видим, что у большинства педагогов выявлено позитивное отношение к себе, они знают и принимают все свои достоинства и недостатки. Осознание собственной индивидуальности, вера в себя являются показателями психологически здоровой личности, способной успешно функционировать в обществе.

20 % респондентов с уровнем ниже нормы проявляют недовольство собой, испытывают беспокойство по поводу некоторых личных качеств, желают быть не тем, кем они являются.

Далее мы проанализировали результаты по новым шкалам опросника, выделенным авторами методики.

Шкала «Баланс аффекта» дает возможность общей эмоциональной оценки человеком себя и своей жизни (диаграмма 7).

16% респондентов имеют уровень показателя выше нормы, что свидетельствует о негативной самооценке учителей, неудовлетворенности собственной жизнью, об ощущении никчемности и бессилия. Им трудно поддерживать позитивные отношения с людьми, преодоле-

вать жизненные препятствия, усваивать новые умения и навыки.

У половины исследуемых педагогов выявлены нормативные значения по данному критерию, а 34 % опрошенных показали уровень ниже нормы. Такие результаты свидетельствуют о преобладании в целом позитивной самооценки, принятии себя со всеми достоинствами и недостатками. Данным специалистам свойственны уверенность в себе и собственных силах, общая удовлетворенность жизнью, они с легкостью устанавливают и поддерживают контакты с окружающими.

Полученные данные согласуются с результатами, представленными выше.

По показателю «Осмысленность жизни» (диаграмма 8) лишь 10 % из опрошенных имеют значения ниже нормы, что свидетельствует о недостатке или полном отсутствии осмысленности жизни у этих респондентов. У них преобладает чувство скуки и бесцельности существования, поэтому они не видят жизненных перспектив, которые были бы для них достаточно привлекательными.

Оставшиеся 90 % респондентов указывают на наличие жизненных целей и смысла жизни; они оценивают себя как людей целеустремленных, имеющих убеждения, придающих осмысленность их жизни.

Данные, полученные по шкале «Человек как открытая система» (диаграмма 9), свидетельствуют о способности человека воспринимать и интегрировать новый опыт, а также реалистично воспринимать разные аспекты жизни — как позитивные, так и негативные.

26 % из опрошенных учителей имеют низкие показали, что указывает на их недостаточную способность интегрировать отдельные аспекты своего жизненного опыта и недостаточно реалистичное восприятие различных аспектов жизни.

Оставшиеся 74 % опрошенных обладают высокой способностью усваивать новую информацию, они открыты новому

Диаграмма 8 Шкала »Осмысленность жизни»

10 %

28 %

□ Ниже нормы

□ Норма

□ Выше нормы

62 %

Диаграмма 9 Шкала »Человек как открытая система»

0 %

26 %

□ Ниже нормы

□ Норма

□ Выше нормы

44 %

опыту. У них сформирован целостный, реалистичный взгляд на жизнь. Данный показатель является актуальным для современного учителя и характеризует уровень его адаптивности к постоянным изменениям.

Качественно-количественный анализ результатов по интегральной шкале «Психологическое благополучие» и соотнесение полученных данных с уровнями психологического благополучия, предложенными авторами методики, позволили сделать следующие выводы.

Оценивая уровень психологического благополучия опрошенных как интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования в среде, а также степени реализованно-

сти этой направленности, субъективно выражающейся в ощущении счастья, удовлетворенности собой и собственной жизнью учителей, можно отметить следующие особенности.

3 Большинству (50 %) опрошенных педагогов свойственен средний уровень психологического благополучия: респонденты в целом ощущают себя достаточно комфортно, однако у них могут возникать определенные сложности в построении контактов. Проблемы личностного развития и постановки целей на будущее не являются для них актуальными. Они готовы принимать решения, брать на себя ответственность за них, но при этом мнение и оценки окружающих являются для них немаловажным фактором.

3 Высокий показатель психологического благополучия свойственен 26 % учителей: они стремятся к самосовершенствованию и саморазвитию, проявлению своих творческих способностей; могут противостоять социальному давлению, оценивают себя и свое поведение исходя из собственных стандартов. Эта группа респондентов умеет выстраивать позитивные взаимоотношения с окружающими и получает от этого удовлетворение; они обладают таким профессионально важным личностным качеством, как эмпатия.

3 24 % испытуемых демонстрируют пониженный уровень психологического благополучия: они переживают чувство стагнации в сфере личностного роста, не видят для себя привлекательных жизненных перспектив, у них нет интереса к жизни. Педагогами, входящим в данную группу не хватает доверительных и близких отношений с окружающими людьми. Возможно, это связано с тем, что они не готовы идти на компромиссы для сохранения этих отношений.

Обобщая полученные результаты ис-

Именно психологическая поддержка и активная развивающая работа педагога-психолога с учителем в направлении его личностного саморазвития будут способствовать повышению его самооценки и самоценности.

следования, мы считаем, что существует необходимость в оказании помощи специалистам по оптимизации уровня психологического благополучия. На основании полученных в эмпирическом исследовании данных можно выделить основные направления психологического сопровождения учителей.

Прежде всего это оказание помощи в конструктивном изменении отношений к себе, другим людям и миру в целом; в поиске личностных ресурсов в управлении событиями собственной жизни, а также в осознании необходимости личностного саморазвития и самосовершенствования. Именно психологическая поддержка и активная развивающая работа педагога-психолога с учителем в направлении его личностного саморазвития, осознании личной ответственности за свое психологическое состояние будут способствовать повышению его самооценки и самоценности.

Еще одним важным направлением работы педагога-психолога является профилактика «профессионального выгорания» как составляющая психологического благополучия учителя. Необходимость реализации данной деятельности связана с выявлением у учителей в ходе нашего исследования таких проблем, как потеря интереса к жизни, отсутствие привлекательных жизненных перспектив и переживание чувства стагнации в сфере личностного роста.

Наши исследования показали, что у педагогов-психологов, работающих в образовательных организациях, существуют затруднения в осуществлении профилактики синдрома «профессионального выгорания» специалистов, понимании причин его возникновения, владении методами предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива.

Причина заключается в том, что в программы учебных заведений редко включаются курсы по профилактике профессионального выгорания и саморегу-

ляции эмоциональных состояний, хотя это является требованием профессионального стандарта, предъявляемым к умениям педагогов-психологов при осуществлении деятельности.

С учетом результатов проведенного нами исследования в Нижегородском институте развития образования разработан и реализуется модульный курс «Профилактика профессионального и эмоционального выгорания», который востребован не только педагогами-психологами, но и другими специалистами сферы образования [3]. Основными задачами дан-

ного курса являются обучение специалистов методам коррекции психоэмоционального состояния, осознание личностных особенностей, мешающих позитивному самовосприятию, а также поиск психологических ресурсов для полноценной самореализации и самоактуализации личности.

Психологическая помощь педагогу, учитывающая особенности разных типов благополучия, сможет стать эффективной и позволит создать все необходимые условия для полной реализации жизненного потенциала личности.

ЛИТЕРАТУРА _

1. Бармин, Н. Ю. Повышение квалификации педагогических работников как условие формирования человеческого капитала инновационного развития / Н. Ю. Бармин // Нижегородское образование. — 2012. — № 1. — С. 4—12.

2. Еделева, Е. Г. Психологическое обеспечение специалистов в системе постдипломного образования / Е. Г. Еделева // Нижегородское образование. — 2012. — № 1. — С. 122—128.

3. Еделева, Е. Г. Самооценка профессиональных умений педагога-психолога в соответствии с требованиями профессионального стандарта / Е. Г. Еделева // Психология образования: апробация и внедрение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» : материалы XII Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 14—15 апреля 2016 г.) / ред. С. Э. Мелентьев. — М. : Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2016. — С. 40—41.

4. Заусенко, И. В. Личностные детерминанты психологического благополучия педагога : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. В. Заусенко. — Екатеринбург, 2012. — 23 с.

5. Игнатьева, Г. А. Дополнительное профессиональное образование в проекции инновационного развития образования взрослых / Г. А. Игнатьева // Mediterranean journal of social sciences. — Сер. «Социальные науки». — 2015. — Специальный выпуск. — С. 321—328.

6. Куликов, Л. В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики : учебное пособие / Л. В. Куликов. — СПб. : Питер, 2004. — 464 с.

7. Пучкова, Г. Л. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Г. Л. Пучкова. — Хабаровск, 2003. — 17 с.

8. Рифф, К. Шкала психологического благополучия / К. Рифф ; адапт. Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесен-ко ; URL: https://infopedia.su/12xb3b7.html.

9. Фесенко, П. П. Имеет ли понятие психологического благополучия социально-культурную специфику? / П. П. Фесенко // Психология. — 2005. — Т. 2. — № 4. — С. 132—138.

10. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия личности /Р. М. Шамионов. — Саратов : Изд-во Саратовского ун-та, 2004. — 174 с.

11. Шевеленкова, Т. Д. Психологическое благополучие личности /Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко // Психологическая диагностика. — 2005. — № 3. — С. 95—129.

12. Ширяева, О. С. Психологическое благополучие личности в экстремальных условиях жизнедеятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук / О. С. Ширяева. — Петропавловск-Камчатский, 2008. — 27 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.