Научная статья на тему 'Особенности психофизиологической реакции подростков со сколиотической осанкой на условия образовательного процесса'

Особенности психофизиологической реакции подростков со сколиотической осанкой на условия образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
109
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Белоусова Н. А.

В статье представлены исследования психофизиологической реакции подростков со сколиотической осанкой на условия образовательного процесса. Новыми результатами настоящего исследования явилась психофизиологическая характеристика подростка препубертатного период со сколиотической осанкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Белоусова Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психофизиологической реакции подростков со сколиотической осанкой на условия образовательного процесса»

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ ПОДРОСТКОВ СО СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ОСАНКОЙ НА УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

© Белоусова Н.А.*

Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск

В статье представлены исследования психофизиологической реакции подростков со сколиотической осанкой на условия образовательного процесса. Новыми результатами настоящего исследования явилась психофизиологическая характеристика подростка препубертатно-го период со сколиотической осанкой.

Укрепление здоровья населения нашей страны - одна из наиболее актуальных задач, к решению которой привлечены ученые из различных областей. Тем не менее, до сих пор их усилия не принесли желаемых результатов. Рост отклонений в состоянии здоровья наблюдается не только у взрослых, но и у детей и подростков [А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, 2005; Ю.А. Ям-польская, 2005; М.Ф. Сауткин, 2006]. Основной социальной функцией для ребенка и подростка является выполнение всех требований, предъявляемых, в первую очередь, образовательным учреждением, основными критериями социально-психологической адаптации являются: эффективность учебной деятельности, соблюдение принятых в обществе, в том числе школьных норм поведения, успешность социальных контактов с ближайшим окружением, эмоциональное благополучие. Именно нарушение социально-психологической адаптации зачастую является первым признаком нарушений в психическом здоровье [1]. С другой стороны, длительно существующая социальная неуспешность вызывает состояние хронического стресса и может приводить к нарушениям в состоянии психического здоровья (А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, В.В. Чубаровский, И.К. Рапопорт, О.В. Даниленко, Г.А. Гончарова, К.Э. Павлович, Л.Ф. Бережков, А.Г. Ильин, Н.Н. Куинджи 2008).

Указанные в литературе функциональные нарушения и отклонения органов и систем организма школьника как результат вероятной неудовлетворительной адаптации к условиям образовательной среды, есть лишь следствие, выраженное в конкретном соматическом, трофологическом, психологическом и иных статусах [5]. В подростковом возрасте (12-15 лет) происходит усиленный рост тела подростка в длину. Позвоночник отличается гибкостью и пластичностью. Рост мышечной ткани несколько отстает от развития костного скелета. Это может явиться предрасполагающим моментом для

* Доцент кафедры Математики, естествознания и методики преподавания математики и естествознания, кандидат биологических наук, доцент.

возникновения нарушений осанки и деформаций позвоночника при неблагоприятных условиях.

В 12-13 лет отчетливо снижается функциональная активность клеток коры головного мозга. Наблюдается замедление темпов развития функциональной подвижности нервных процессов (Н.В. Макаренко с соавт., 2001), а также выраженное снижение уровня подвижности нервных процессов к 14 годам (Н.Е. Высотская, 1972; Ж.Е. Фирилева, 1974).

Патология со стороны спинного мозга и его корешков, включая проводниковые и сегментарные расстройства, является обязательным компонентом сколиотической болезни [М.Г. Дудин, Д.Ю. Пинчук, 2005].

В ряде работ [Т.А. Коршунова, И.А. Норкин, В.А. Герасимова, 2003; Ю.В. Гайдук, 2009] выявлены неврологические симптомы при врожденных пороках развития позвоночника и диспластический сколиозах у детей.

Другого мнения придерживаются А.Т. Худяев, О.Г. Прудникова, И.А. Ме-щерягина, Ю.А. Муштаева. Они проанализировали результаты лечения 108 подростков с разными видами сколиоза и кифоза 3-4 степени. Данные неврологических обследований свидетельствовали об отсутствии грубых неврологических расстройств [6].

Интерес представляет исследование Н.С. Бирченко, посвященное изучению возможных связей функциональной латерализации больших полушарий и наличием у ребенка идиопатического сколиоза, а также исследованию методов раннего прогнозирования этого заболевания. Как отмечает автор, существуют достоверные различия между больными идиопатическим сколиозом и здоровыми детьми в распределении вариантов доминирования правого и левого полушарий мозга. Различия в распределении вариантов доминирования правого и левого полушарий существуют так же между мальчиками и девочками в обследованных группах детей. Обнаружена связь между профилем латеральной организации функций переднего мозга детей 7-11 лет и наличием у них идио-патического сколиоза. Типы профиля латеральной организации функций мозга ППП (праворукие дети с доминированием правосторонних сенсорных функций) и ППЛ (правши с доминированием правого уха и левого глаза) достоверно чаще встречаются у детей с идиопатическим сколиозом обоего пола [3].

В данной работе определили показатель уравновешенности нервной деятельности у учащихся препубертатного периода со сколиотической осанкой.

Обследование проводилось на базе МОУ СОШ № 19 г. Челябинска. Обследовано 79 учащихся препубертатного периода со сколиотической осанкой. Средний возраст обследуемых был 12,8 лет. Из них 39 мальчиков и 40 девочек.

Основные показатели психофизиологического статуса: сила нервной системы, подвижность нервных процессов, функциональная лабильность регистрировались с помощью компьютерной программы «НС-Психотест», разработанной фирмой «Нейрософт» г. Иваново. Применялись методики: теппинг-тест, реакция на движущийся объект.

Результаты исследования обработаны с использованием современных электронных таблиц программы Microsoft Excel пакета Microsoft Office XP (2002). Применяли методы математической статистики. Оценка достоверности различий средних значений показателей сравниваемых групп определялась по t-критерию Стьюдента [4], относительных величин рассчитывали с помощью программы «Облегченные способы статистического анализа в клинической медицине (Clinic)» (2002) [2].

Для оценки уравновешенности возбуждения и торможения использовался тест «Реакция на движущийся объект». Результаты диагностики можем условно разделить на пять уровней:

- Количество отрицательных и положительных результатов различается не более чем на 10 % - средняя уравновешенность возбуждения и торможения;

- Преобладают положительные результаты, но отрицательные составляют больше 10 % - преобладание торможения;

- Преобладают положительные результаты, отрицательные составляют менее 10 % - абсолютное преобладание торможения;

- Преобладают отрицательные результаты, но положительные составляют больше 10 % - преобладание возбуждения;

- Преобладают отрицательные результаты, положительные составляют менее 10 % - абсолютное преобладание возбуждения.

Теппинг-тест применяется для оценки свойств лабильности нервной системы, т.е. способности нервных клеток быстро переходить от состояния торможения к возбуждению и наоборот, и для определения скоростных возможностей двигательного анализатора. По данным методикам оценивается: средний тип нервных процессов; инертность нервных процессов; ярко выраженная инертность нервных процессов; подвижность нервных процессов; ярко выраженная подвижность нервных процессов.

Проанализируем результаты диагностики уравновешенности возбуждения и торможения с учетом гендерных различий.

У 72,7 % девочек преобладает возбуждение, что на 21, 1 % выше, чем у мальчиков (51,6 %). У данной группы учащихся проявляется импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.

Средняя уравновешенность возбуждения и торможения составляет у девочек 9,1 %, у мальчиков 22,6 %. Учащиеся со средним уровнем уравновешенности возбуждения и торможения склонны работать по стереотипу, не любят быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертны, проявляющие низкую способность переключаться на новые виды работ.

У 25,8 % мальчиков преобладает торможение, у девочек в 18,2 % случаев. У данной группы детей слабая и запоздалая реакция на возбуждение,

быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость.

Повышенная слабость нервной системы проявляется у 63,6 % девочек и у 41,9 % мальчиков. Учащиеся данной группы проявляется низкая выносливость, работоспособность нервных клеток, неустойчивость к длительному действию раздражителя. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения.

У 3,2 % мальчиков преобладает средняя сила нервной системы, данный показатель у девочек отсутствует. Наблюдается уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния. Неустойчивый тип нервной системы выявлен у 36,4 % девочек и 54,8 % мальчиков. Учащиеся данной группы обладают легкой возбудимостью, высокой утомляемостью и нерешительностью. Нервная система отличается высокой чувствительностью ко всем раздражителям. Они чрезвычайно восприимчивы и податливы по отношению к любым внешним воздействиям.

Подводя итоги исследования, представляется возможным сделать следующие выводы.

Подростки со сколиотической осанкой имеют достоверные отличия от здоровых подростков по показателям психофизиологического статуса: сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов, а также сенсорно-моторной координации и сенсорно-моторной регуляции процессов и функций.

У мальчиков и девочек, страдающих сколиозом, преобладает возбуждение над торможением, при чем, у девочек выше на 21,1 %, что сопровождается наличием повышенной слабости нервной системы соответственно у 63,6 % девочек и у 41,9 % мальчиков.

Состояние психофизиологического статуса у подростков характеризуется в проявлении особенных свойств гендерных групп (только у мальчиков / только у девочек): мальчики - слабость нервной системы (тенденция в сторону среднего типа); преобладание возбуждения; девочки - слабость нервной системы (тенденция в сторону ярко выраженной слабости); преобладание торможения; средняя концентрация возбуждения.

Модернизация школьного образования нацелена, прежде всего, на повышение качества образования. В настоящее время встал вопрос о создании такой образовательной системы, которая была бы ориентирована не только на потребности общества, государства, а в первую очередь на потребности личности, человека. Личностно-ориентированное образование должно быть основано на знаниях индивидуально-типологических особенностей учащихся. Данные психофизиологических исследований могут стать основанием разработки системы мероприятий, направленных на коррекцию функционального состояния подростков со сколиотической осанкой.

Список литературы:

1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность [Текст] / А.С. Батуев. - М.: Высшая школа, 2002. - 416 с.

2. Бенсман В.М. Облегченные способы статистического анализа в клинической медицине [Текст] / В.М. Бенсман. - Краснодар: Изд-во КГМА, 2002. - 32 с.

3. Бирченко Н.С. Исследование функциональной межполушарной асимметрии мозга у здоровых детей и детей со сколиозом 7-11 лет: автореф. дисс. .. .канд. биологических наук / Н.С. Бирченко. - Рязань, 2005. - 149 с.

4. Лапач С.Н. Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel [Текст] / С.Н. Лапач, А.В. Чубенко, П.Н. Бабич. - 2-е изд. - К.: МОРИОН, 2001. - 408 с.

5. Ермоленко Г.В. Особенности функционирования ведущих адаптационных систем и психофизиологический статус подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды: дисс. ... канд. биол. наук / Г.В. Ермоленко. - М., 2007. - 179 с.

6. Худяев А.Т., Прудникова О.Г., Мещерягина И.А., Муштаева Ю.А. Возможности аппарата наружной транспедикулярной фиксации при исправлении деформаций позвоночника / А.Т. Худяев, О.Г. Прудникова, И.А. Мещерягина, Ю.А. Муштаева // Хирургия позвоночника. - 2005. - № 4. - С. 20-24.

ВЛИЯНИЕ САПРОТРОФНЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ, КОНТАМИНИРУЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЬ ЛИСТА

РАЗЛИЧНЫХ СОРТОВ САЛАТОВ НА РОСТ И РАЗМНОЖЕНИЕ LISTERIA MONOCYTOGENES

© Голозубова Ю.С.*

Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток

Некоторые патогенные микроорганизмы обладают уникальной способностью существовать как сапротрофы в объектах окружающей среды [7]. Особый интерес в этом плане вызывают возбудители инфекционных болезней. Из них наиболее опасным для человека является лис-териоз, который вызывается штаммами Listeria monocytogenes. В проведенном исследовании проводилось определение оптимальной концентрации салата в среде на рост и развитие Listeria monocytogenes и изучалась динамика роста и размножения Listeria monocytogenes на поверхности разных сортов и частей салата

Listeria monocytogenes - бактериальный патоген III группы опасности, который вызывает у людей кишечную инфекцию, именуемую листериозом,

* Студент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.