ОСОБЕННОСТИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ ПОДРОСТКОВ СО СКОЛИОТИЧЕСКОЙ ОСАНКОЙ НА УСЛОВИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
© Белоусова Н.А.*
Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск
В статье представлены исследования психофизиологической реакции подростков со сколиотической осанкой на условия образовательного процесса. Новыми результатами настоящего исследования явилась психофизиологическая характеристика подростка препубертатно-го период со сколиотической осанкой.
Укрепление здоровья населения нашей страны - одна из наиболее актуальных задач, к решению которой привлечены ученые из различных областей. Тем не менее, до сих пор их усилия не принесли желаемых результатов. Рост отклонений в состоянии здоровья наблюдается не только у взрослых, но и у детей и подростков [А.А. Баранов, Л.А. Щеплягина, 2005; Ю.А. Ям-польская, 2005; М.Ф. Сауткин, 2006]. Основной социальной функцией для ребенка и подростка является выполнение всех требований, предъявляемых, в первую очередь, образовательным учреждением, основными критериями социально-психологической адаптации являются: эффективность учебной деятельности, соблюдение принятых в обществе, в том числе школьных норм поведения, успешность социальных контактов с ближайшим окружением, эмоциональное благополучие. Именно нарушение социально-психологической адаптации зачастую является первым признаком нарушений в психическом здоровье [1]. С другой стороны, длительно существующая социальная неуспешность вызывает состояние хронического стресса и может приводить к нарушениям в состоянии психического здоровья (А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, В.В. Чубаровский, И.К. Рапопорт, О.В. Даниленко, Г.А. Гончарова, К.Э. Павлович, Л.Ф. Бережков, А.Г. Ильин, Н.Н. Куинджи 2008).
Указанные в литературе функциональные нарушения и отклонения органов и систем организма школьника как результат вероятной неудовлетворительной адаптации к условиям образовательной среды, есть лишь следствие, выраженное в конкретном соматическом, трофологическом, психологическом и иных статусах [5]. В подростковом возрасте (12-15 лет) происходит усиленный рост тела подростка в длину. Позвоночник отличается гибкостью и пластичностью. Рост мышечной ткани несколько отстает от развития костного скелета. Это может явиться предрасполагающим моментом для
* Доцент кафедры Математики, естествознания и методики преподавания математики и естествознания, кандидат биологических наук, доцент.
возникновения нарушений осанки и деформаций позвоночника при неблагоприятных условиях.
В 12-13 лет отчетливо снижается функциональная активность клеток коры головного мозга. Наблюдается замедление темпов развития функциональной подвижности нервных процессов (Н.В. Макаренко с соавт., 2001), а также выраженное снижение уровня подвижности нервных процессов к 14 годам (Н.Е. Высотская, 1972; Ж.Е. Фирилева, 1974).
Патология со стороны спинного мозга и его корешков, включая проводниковые и сегментарные расстройства, является обязательным компонентом сколиотической болезни [М.Г. Дудин, Д.Ю. Пинчук, 2005].
В ряде работ [Т.А. Коршунова, И.А. Норкин, В.А. Герасимова, 2003; Ю.В. Гайдук, 2009] выявлены неврологические симптомы при врожденных пороках развития позвоночника и диспластический сколиозах у детей.
Другого мнения придерживаются А.Т. Худяев, О.Г. Прудникова, И.А. Ме-щерягина, Ю.А. Муштаева. Они проанализировали результаты лечения 108 подростков с разными видами сколиоза и кифоза 3-4 степени. Данные неврологических обследований свидетельствовали об отсутствии грубых неврологических расстройств [6].
Интерес представляет исследование Н.С. Бирченко, посвященное изучению возможных связей функциональной латерализации больших полушарий и наличием у ребенка идиопатического сколиоза, а также исследованию методов раннего прогнозирования этого заболевания. Как отмечает автор, существуют достоверные различия между больными идиопатическим сколиозом и здоровыми детьми в распределении вариантов доминирования правого и левого полушарий мозга. Различия в распределении вариантов доминирования правого и левого полушарий существуют так же между мальчиками и девочками в обследованных группах детей. Обнаружена связь между профилем латеральной организации функций переднего мозга детей 7-11 лет и наличием у них идио-патического сколиоза. Типы профиля латеральной организации функций мозга ППП (праворукие дети с доминированием правосторонних сенсорных функций) и ППЛ (правши с доминированием правого уха и левого глаза) достоверно чаще встречаются у детей с идиопатическим сколиозом обоего пола [3].
В данной работе определили показатель уравновешенности нервной деятельности у учащихся препубертатного периода со сколиотической осанкой.
Обследование проводилось на базе МОУ СОШ № 19 г. Челябинска. Обследовано 79 учащихся препубертатного периода со сколиотической осанкой. Средний возраст обследуемых был 12,8 лет. Из них 39 мальчиков и 40 девочек.
Основные показатели психофизиологического статуса: сила нервной системы, подвижность нервных процессов, функциональная лабильность регистрировались с помощью компьютерной программы «НС-Психотест», разработанной фирмой «Нейрософт» г. Иваново. Применялись методики: теппинг-тест, реакция на движущийся объект.
Результаты исследования обработаны с использованием современных электронных таблиц программы Microsoft Excel пакета Microsoft Office XP (2002). Применяли методы математической статистики. Оценка достоверности различий средних значений показателей сравниваемых групп определялась по t-критерию Стьюдента [4], относительных величин рассчитывали с помощью программы «Облегченные способы статистического анализа в клинической медицине (Clinic)» (2002) [2].
Для оценки уравновешенности возбуждения и торможения использовался тест «Реакция на движущийся объект». Результаты диагностики можем условно разделить на пять уровней:
- Количество отрицательных и положительных результатов различается не более чем на 10 % - средняя уравновешенность возбуждения и торможения;
- Преобладают положительные результаты, но отрицательные составляют больше 10 % - преобладание торможения;
- Преобладают положительные результаты, отрицательные составляют менее 10 % - абсолютное преобладание торможения;
- Преобладают отрицательные результаты, но положительные составляют больше 10 % - преобладание возбуждения;
- Преобладают отрицательные результаты, положительные составляют менее 10 % - абсолютное преобладание возбуждения.
Теппинг-тест применяется для оценки свойств лабильности нервной системы, т.е. способности нервных клеток быстро переходить от состояния торможения к возбуждению и наоборот, и для определения скоростных возможностей двигательного анализатора. По данным методикам оценивается: средний тип нервных процессов; инертность нервных процессов; ярко выраженная инертность нервных процессов; подвижность нервных процессов; ярко выраженная подвижность нервных процессов.
Проанализируем результаты диагностики уравновешенности возбуждения и торможения с учетом гендерных различий.
У 72,7 % девочек преобладает возбуждение, что на 21, 1 % выше, чем у мальчиков (51,6 %). У данной группы учащихся проявляется импульсивность в ответных действиях на стимул, слабый самоконтроль в поведенческих реакциях, определенная расторможенность; медленное или запоздалое, реагирование ответными действиями на простые сигналы; плохая реакция, неровное реагирование, неадекватные реакции, склонность к истерии.
Средняя уравновешенность возбуждения и торможения составляет у девочек 9,1 %, у мальчиков 22,6 %. Учащиеся со средним уровнем уравновешенности возбуждения и торможения склонны работать по стереотипу, не любят быстрых и неожиданных изменений в деятельности, инертны, проявляющие низкую способность переключаться на новые виды работ.
У 25,8 % мальчиков преобладает торможение, у девочек в 18,2 % случаев. У данной группы детей слабая и запоздалая реакция на возбуждение,
быстро достигается запредельное торможение, вплоть до ступора, отказа в работе; низкие показатели по теппинг-тесту; медленные: включаемость в работу, врабатываемость и невысокая производительность труда; высокая утомляемость; низкая работоспособность и выносливость.
Повышенная слабость нервной системы проявляется у 63,6 % девочек и у 41,9 % мальчиков. Учащиеся данной группы проявляется низкая выносливость, работоспособность нервных клеток, неустойчивость к длительному действию раздражителя. Чем слабее нервная система, тем раньше нервные центры переходят в состояние утомления и охранительного торможения.
У 3,2 % мальчиков преобладает средняя сила нервной системы, данный показатель у девочек отсутствует. Наблюдается уравновешенность нервной системы по отношению к возбуждению и торможению, которая проявляется в одинаковой реактивности нервной системы в ответ на возбудительные и тормозные влияния. Неустойчивый тип нервной системы выявлен у 36,4 % девочек и 54,8 % мальчиков. Учащиеся данной группы обладают легкой возбудимостью, высокой утомляемостью и нерешительностью. Нервная система отличается высокой чувствительностью ко всем раздражителям. Они чрезвычайно восприимчивы и податливы по отношению к любым внешним воздействиям.
Подводя итоги исследования, представляется возможным сделать следующие выводы.
Подростки со сколиотической осанкой имеют достоверные отличия от здоровых подростков по показателям психофизиологического статуса: сила, подвижность, уравновешенность нервных процессов, а также сенсорно-моторной координации и сенсорно-моторной регуляции процессов и функций.
У мальчиков и девочек, страдающих сколиозом, преобладает возбуждение над торможением, при чем, у девочек выше на 21,1 %, что сопровождается наличием повышенной слабости нервной системы соответственно у 63,6 % девочек и у 41,9 % мальчиков.
Состояние психофизиологического статуса у подростков характеризуется в проявлении особенных свойств гендерных групп (только у мальчиков / только у девочек): мальчики - слабость нервной системы (тенденция в сторону среднего типа); преобладание возбуждения; девочки - слабость нервной системы (тенденция в сторону ярко выраженной слабости); преобладание торможения; средняя концентрация возбуждения.
Модернизация школьного образования нацелена, прежде всего, на повышение качества образования. В настоящее время встал вопрос о создании такой образовательной системы, которая была бы ориентирована не только на потребности общества, государства, а в первую очередь на потребности личности, человека. Личностно-ориентированное образование должно быть основано на знаниях индивидуально-типологических особенностей учащихся. Данные психофизиологических исследований могут стать основанием разработки системы мероприятий, направленных на коррекцию функционального состояния подростков со сколиотической осанкой.
Список литературы:
1. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность [Текст] / А.С. Батуев. - М.: Высшая школа, 2002. - 416 с.
2. Бенсман В.М. Облегченные способы статистического анализа в клинической медицине [Текст] / В.М. Бенсман. - Краснодар: Изд-во КГМА, 2002. - 32 с.
3. Бирченко Н.С. Исследование функциональной межполушарной асимметрии мозга у здоровых детей и детей со сколиозом 7-11 лет: автореф. дисс. .. .канд. биологических наук / Н.С. Бирченко. - Рязань, 2005. - 149 с.
4. Лапач С.Н. Статистические методы в медико-биологических исследованиях с использованием Excel [Текст] / С.Н. Лапач, А.В. Чубенко, П.Н. Бабич. - 2-е изд. - К.: МОРИОН, 2001. - 408 с.
5. Ермоленко Г.В. Особенности функционирования ведущих адаптационных систем и психофизиологический статус подростков, проживающих в условиях химического загрязнения окружающей среды: дисс. ... канд. биол. наук / Г.В. Ермоленко. - М., 2007. - 179 с.
6. Худяев А.Т., Прудникова О.Г., Мещерягина И.А., Муштаева Ю.А. Возможности аппарата наружной транспедикулярной фиксации при исправлении деформаций позвоночника / А.Т. Худяев, О.Г. Прудникова, И.А. Мещерягина, Ю.А. Муштаева // Хирургия позвоночника. - 2005. - № 4. - С. 20-24.
ВЛИЯНИЕ САПРОТРОФНЫХ МИКРООРГАНИЗМОВ, КОНТАМИНИРУЮЩИХ ПОВЕРХНОСТЬ ЛИСТА
РАЗЛИЧНЫХ СОРТОВ САЛАТОВ НА РОСТ И РАЗМНОЖЕНИЕ LISTERIA MONOCYTOGENES
© Голозубова Ю.С.*
Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
Некоторые патогенные микроорганизмы обладают уникальной способностью существовать как сапротрофы в объектах окружающей среды [7]. Особый интерес в этом плане вызывают возбудители инфекционных болезней. Из них наиболее опасным для человека является лис-териоз, который вызывается штаммами Listeria monocytogenes. В проведенном исследовании проводилось определение оптимальной концентрации салата в среде на рост и развитие Listeria monocytogenes и изучалась динамика роста и размножения Listeria monocytogenes на поверхности разных сортов и частей салата
Listeria monocytogenes - бактериальный патоген III группы опасности, который вызывает у людей кишечную инфекцию, именуемую листериозом,
* Студент.