Научная статья на тему 'Особенности психоэмоционального статуса детей с врождённым гипотиреозом в зависимости от уровня интеллектуального развития'

Особенности психоэмоционального статуса детей с врождённым гипотиреозом в зависимости от уровня интеллектуального развития Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
320
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВРОЖДЁННЫЙ ГИПОТИРЕОЗ / КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА / ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА / INBORN HYPOTHERIOSIS / INDEX OF INTELLECT / BEHAVIORAL DISORDERS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гусарук Л. Р., Голубцов В. И.

Для исследования особенностей психоэмоционального статуса детей с врождённым гипотиреозом пользовались проективным методом «Нарисуй человека» Гудинафф-Харриса. Показали, что особенностями психологического статуса детей с ВГ являются: трудности в общении, сниженная самооценка, страхи, астения, психологическая неустойчивость. Выявленные поведенческие расстройства в большей степени выражены у детей с нормальными показателями коэффициента интеллекта. это свидетельствует о целесообразности разработки психокоррекционных мероприятий в комплексной реабилитации больных гипотиреозом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гусарук Л. Р., Голубцов В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of psychoemotional status of children with inborn hypotheriosis depending of the level of intellectual development

Psychoemotional status of children with inborn hypotheriosis has been estimated using projective method «Draw a Man» Goodenough-Harris test. It has been revealed that the major signs of psychological status disorders of children with inborn hypotheriosis are as following: communication difficulties, lowering of self-feeling, fears, hyposthenia, psychological lability which are expressed in a greater degree with children who have normal index of intellect. It testifies to the advisability of the development of psycho-сorrectional arrangements with combined aftertreatment of patients with hypotheriosis.

Текст научной работы на тему «Особенности психоэмоционального статуса детей с врождённым гипотиреозом в зависимости от уровня интеллектуального развития»

Л. Р. ГУСАРУК, В. И. ГОЛУБЦОВ

особенности психоэмоционального статуса ДЕТЕЙ С ВРОЖДЁННЫМ ГИПОТИРЕОЗОМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ уровня интеллектуального развития

Кафедра биологии с курсом медицинской генетики Кубанского государственного медицинского университета,

Россия, 350063, г. Краснодар, ул. Седина, 4. E-mail: gusaruk@yandex.ru, тел. (861) 2314718

Для исследования особенностей психоэмоционального статуса детей с врождённым гипотиреозом пользовались проективным методом «Нарисуй человека» Гудинафф-Харриса. Показали, что особенностями психологического статуса детей с ВГ являются: трудности в общении, сниженная самооценка, страхи, астения, психологическая неустойчивость. Выявленные поведенческие расстройства в большей степени выражены у детей с нормальными показателями коэффициента интеллекта. Это свидетельствует о целесообразности разработки психокоррекционных мероприятий в комплексной реабилитации больных гипотиреозом.

Ключевые слова: врождённый гипотиреоз, коэффициент интеллекта, поведенческие расстройства.

L. R. GUSARUK, V. I. GOLUBTSOV

FEATURES OF PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF CHILDREN WITH INBORN HYPOTHERIOSIS DEPENDING OF THE LEVEL OF INTELLECTUAL DEVELOPMENT

Department of biology with the course of medical genetics Kuban State Medical University,

Russia, 350063, City Krasnodar, 4, Sedina street. E-mail: gusaruk@yandex.ru, tel. (861) 2314718

Psychoemotional status of children with inborn hypotheriosis has been estimated using projective method «Draw a Man» Goodenough-Harris test. It has been revealed that the major signs of psychological status disorders of children with inborn hypotheriosis are as following: communication difficulties, lowering of self-feeling, fears, hyposthenia, psychological lability which are expressed in a greater degree with children who have normal index of intellect. It testifies to the advisability of the development of psycho-correctional arrangements with combined aftertreatment of patients with hypotheriosis.

Key words: inborn hypotheriosis, index of intellect, behavioral disorders.

Врождённый гипотиреоз (ВГ) является одним из наиболее частых заболеваний щитовидной железы у детей. Встречаемость ВГ в Краснодарском крае составляет 1 случай на 4092 новорожденных. Это несколько выше частоты в Северо-Западном, ДальнеВосточном и Центральном округах России (1:4300, 1:4400, 1:4400) [5].

В основе заболевания лежит недостаточность ти-реоидных гормонов, что неблагоприятно влияет на все органы и системы ребёнка. В первую очередь от дефицита тиреоидных гормонов страдает центральная нервная система. При поздней диагностике и задержке заместительной гормональной терапии ВГ ведёт к резкому отставанию умственного развития и, как результат, инвалидизации с детства [4].

Ранее нами была показана тесная зависимость между сроками начала заместительной гормональной терапии и индексом интеллектуального развития детей. В большинстве случаев нормальный уровень интеллектуального развития наблюдался при начале систематического лечения с первых месяцев жизни [6]. Очевидно, что адекватность и результативность лечения невозможны без учёта психофизиологического состояния ребёнка. В связи с этим целью данной работы явилось определение параметров психоэмоционального статуса детей с ВГ, отличающихся уровнем коэффициента интеллекта.

Материалы и методы

Нами были проанализированы рисуночные тесты 32 детей в возрасте от 3 до 11 лет, находящихся на учёте в Кубанской межрегиональной медико-генетической консультации с диагнозом «врождённый гипотиреоз», подтверждённым биохимическими исследованиями. Всем больным проводилась заместительная гормональная терапия. С учётом возраста диагностику уровня общего умственного развития проводили проективным тестом Гудинафф-Харриса «Нарисуй человека». Шкала признаков для оценки коэффициента интеллекта (КИ) содержит 73 пункта. Общий принцип, лежащий в её основе, - нарастание детальности рисунка. За правильное выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. Полученные баллы переводятся в показатели, соответствующие коэффициенту интеллекта для данного возраста. Нормальными считаются показатели от 70% до 100%. Сниженные показатели являются основанием для более детального изучения интеллектуальной сферы ребёнка с целью выявления возможного отставания умственного развития. Далее рисунки интерпретировались в качестве личностного теста. По принятой системе критериев анализировали коммуникативные способности, самооценку, наличие депрессивных состояний, таких как тревожность и страхи, психологическую устойчивость [1, 2].

Кубанский научный медицинский вестник № 9 (114) 2009 УДК 616.441-008.64-053.4/5

Кубанский научный медицинский вестник № 9 (114) 2009

Рис. 1. Средние показатели коэффициента интеллекта детей с врожденным гипотиреозом

і норма

¡трудности в общении

1-я группа 2-я группа

Рис. 2. Коммуникативные способности детей с врожденным гипотиреозом

100%

80%

60%

40%

20%

0%

I норма

I сниженная самооценка

1-я группа 2-я группа

Рис. 3. Самооценка детей с врожденным гипотиреозом

100%

80%

60%

40%

20%

0%

і норма I тревожность

1-я группа 2-я группа

24

Рис. 4. Показатели депрессивных состояний

Рис. 5. Показатели психологической неустойчивости

Результаты и обсуждение

Полученные результаты тестирования позволили разделить обследованных детей на 2 группы: в первую группу (п=20) вошли дети, у которых КИ соответствовал нормальному (от 70% до 100%) , во вторую (п=12) -дети, чей КИ ниже нормы. Средние показатели КИ обеих групп представлены на рисунке 1.

Проективные методы дают возможность изучать неосознаваемые или не вполне осознанные формы мотивации поведения. Это едва ли не единственный метод проникновения в наиболее интимную область психики. В рисунке неосознанно выражаются особенности личности обследуемого и их можно выявить и оценить в соответствии с рекомендованной системой критериев. Установлено, что 42% детей с нормальным уровнем интеллектуального развития испытывают трудности общения. Во второй группе (КИ ниже нормы) такие дети составили 27% (рис. 2).

Важной характеристикой коммуникативного процесса является намерение участников к общению, влиянию друг на друга, обеспечению своей идеальной представленности в другом. Это достигается, если индивидуум имеет способность адекватно оценивать свои возможности, личностные качества, место в обществе. В первой группе 33% детей имеют склонность к сниженной самооценке, в то время как во второй группе таких детей лишь 9% (рис. 3).

Самооценку относят к ядру личности, она важный регулятор поведения, от которого зависят взаимоотношения человека с окружающими. Возможно, что склонность к сниженной самооценке у детей с нормальным КИ является одной из причин, которая осложняет их отношения с другими людьми.

Выполняя рисунок, ребёнок не только невольно выражает себя, но при этом «проецирует» и свои переживания как личностные особенности. Интерпретация рисунков показала, что число детей, склонных к депрессивным состояниям, в обеих исследуемых группах достаточно высокое: 83% и 91% (рис. 4). Для этих детей характерны повышенный уровень тревожности, страхи.

Тревожность, имеющая приспособительную направленность, выступает как фактор адаптации. Однако, если тревожность проявляется как постоянная готовность к страху, это является одним из проявлений субъективного неблагополучия личности. Этим методом не удалось провести разграничение ситуативной тревожности и личностной, однако можно предположить, что в данном случае тревожность связана с ожи-

данием реальных или мнимых опасностей, а также неудач в социальном взаимодействии.

Известно, что при хронических нервно-психических и соматических заболеваниях тревожность, как правило, повышена. Тревожные дети испытывают непрерывное беспокойство по поводу неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений. Такие дети чрезмерно озабочены возможным негативным впечатлением, которое могут произвести на окружающих, они опасаются, что окружающие станут избегать их, считать неполноценными [3]. Следствие этого - угнетённое настроение, подавленность, страхи.

В отличие от тревожности страх - это эмоция, направленная на источник действительной или воображаемой опасности. Функционально страх служит предупреждением о предстоящей опасности. Но, поскольку в условиях общества индивид пользуется защитой, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значения и также оценивается отрицательно.

При интерпретации рисунков с целью выявления устойчивых личностных особенностей оказалось, что у 58% детей первой группы проявляются признаки астении. В группе детей со сниженным интеллектом таких в два раза меньше - 27% (рис. 5).

Психастеникам присущи общие астенические свойства: слабость и быстрая истощаемость нервно-психических процессов, повышенная чувствительность. Для таких детей характерны быстрая утомляемость, раздражительность, неустойчивость настроения, нарушение сна, нерешительность, боязливость. Слабость и истощаемость приводят к малой эффективности и успешности их деятельности, которая на фоне повышенной чувствительности тяжело переживается. Имеющаяся, как было показано выше, низкая самооценка, депрессивность, испытываемые трудности в социальной жизни способствуют психастенической акцентуации личности таких детей.

Сравнение показателей других личностных качеств у детей обеих групп показало, что в первой группе по сравнению со второй в 1,8 раза больше детей испытывают потребность в поддержке (33% и 18%), в 2,7 раза больше детей, склонных к демонстративности поведения (25% и 9%).

Полученные результаты свидетельствуют, что поведенческие нарушения при гипотиреозе крайне разнообразны по своей структуре. Причём в группе детей с сохранным интеллектом в большей степени проявляются особенности личности, мешающие обучению и социальной адаптации, отмечается астеническая

Кубанский научный медицинский вестник № 9 (114) 2009

УДК 615.47: 355 Кубанский научный медицинский вестник № 9 (114) 2009

симптоматика. Их психологический портрет характеризуется более выраженным переживанием своей «неполноценности», ярче проявляются элементы критического отношения к своей деятельности и поведению. Они нерешительны, неуверенны в себе, мнительны. Все эти психологические особенности усугубляют друг друга и могут служить значимым невротизирующим фактором. Дети со сниженным интеллектом, напротив, в меньшей степени подвержены подобному риску. Очевидно, снижение уровня притязаний, самокритичности делает их психологически более устойчивыми, в том числе и в системе межличностных отношений.

Это наводит на мысль о необходимости разработки системы реабилитационных и психокоррекционных мероприятий для детей с ВГ, что, несомненно, будет способствовать стабилизации их психологического статуса и оптимизации процесса лечения в целом.

Выводы

Особенностями психологического статуса детей с ВГ являются: трудности в общении, сниженная самооценка, страхи, астения, психологическая неустойчивость.

Выявленные поведенческие расстройства в большей степени выражены у детей с нормальными показателями коэффициента интеллекта, что необходимо

учитывать при проведении заместительной гормональной терапии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2002. - 159 с.

2. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. -М., 2002. - 120 с.

3. Макаева М. Я., Файзуллина Р. М., Юлдашев В. Л. Нарушения психоэмоционального статуса у детей с бронхиальной астмой // Аллергология. - 2000. - № 3. - С. 21-23.

4. Филимонова Н. А., Шилин Д. Е., Печора О. Л., Андрейченко А. П., Касаткина Э. П. Интеллектуальное развитие детей с врождённым гипотиреозом // Проблемы эндокринологии. - 2003. -№ 4. - С. 26-32.

5. Ходунова А. А., Байков А. Д., Безлепкина О. Б., Петерко-ва В. А. Скрининг врождённого гипотиреоза в Российской Федерации. Опыт, проблемы, пути оптимизации. - 2005. - С. 3-11.

6. Шумливая Е. О., Голубцов В. И., Быков И. М., Соболева Н. Г., Матулевич С. А., Гусарук Л. Р. Оценка эффективности биохимического скрининга новорожденных на врождённый гипотиреоз в Краснодарском крае и Республике Адыгея // Кубанский научный медицинский вестник. - 2006. - № 12. - С. 26-30.

Поступила 2.10.2009

т. г. дергоусова

КОНЦЕПЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖВЕДОМСТВЕННОЙ УНИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКОГО СНАБЖЕНИЯ СИЛОВЫХ СТРУКТУР ГОСУДАРСТВА

Кафедра медицинской профилактики и защиты Ростовского государственного медицинского университета,

Россия, 344022, г. Ростов-на-Дону, Нахичеванский пер., 29.

E-mail: tatyana-701@yandex.ru, тел. 8-918-596-15-02

Представлена логистическая концепция формирования межведомственной унифицированной системы медицинского снабжения силовых структур государства, где определена концептуально предметная область логистики медицинского снабжения силовых структур на основе тенденции сближения теории логистики и теории медицинского снабжения силовых структур. Доказана необходимость применения логистики в практике территориальных органов системы медицинского снабжения силовых структур, определены её цель, задачи, основные положения, роль и значение логистики медицинского снабжения силовых структур в новых экономических условиях.

Ключевые слова: медицинское снабжение, логистика, силовые структуры государства.

t. g. dergousova

LOGISTIC CONCEPTION THE PROCESS OF FORMING THE INTER-DEPARTMENTAL UNIFICATED SYSTEM OF MEDICAL FORCE STATE STRUCTURES DELIVERIES

Department of protective medicine of Medical State University of Rostov-on-Don,

Russia, 344022, Rostov-on-Don, Nakhichevansky street, 29. E-mail: tatyana-701@yandex.ru, tel. 8-918-596-15-02

Logistic conception the process of forming the inter-departmental unificated system of medical force state structures deliveries is presented, where determinated conceptually the subject area of logistic medical deliveries force structures on the basis tendention the proximity logistic theory and theory of medical deliveries force structures. Proved necessity of the applying logistic in the practical activity of the territorial organs system of medical force structures deliveries, determinated its aim, essence, tasks, role and significance of logistic medical deliveries force structures in the new economical conditions.

Key words: medical deliveries, logistic, force structures state.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.