Научная статья на тему 'Особенности психического состояния лиц, управляющих динамическими объектами'

Особенности психического состояния лиц, управляющих динамическими объектами Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
426
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Опачанов Г. И., Рыбникова М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности психического состояния лиц, управляющих динамическими объектами»

удовлетворяющие задачам исследования и совокупности критериев {Кз} и {Кт}, включаются в пакет тестов {ПТ}.

Таким образом, на выходе блока 8т формируется целевой пакет тестов из набора ПДМ, включенных в АСППД и отвечающих условиям задачи и контингенту респондентов.

При проведении тестирования (блоки Ep{B[i]} и R{P[k],T[i]}) используется информация (Рт) о тестах (Т), выбранных (РПТ) из конкретного пакета тестов (ПТ). При свертке результатов тестирования Sг в единую комплексную оценку, в зависимости от решаемой задачи {З} и тестируемого контингента {Кр}, а также с учетом специфики ПДМ {Т} подбираются весовые коэффициенты (Вк) значимости результатов каждой ПДМ в интегральной оценке результата ПЭ.

Обработка результатов тестирования (Ог) происходит следующим образом: в зависимости от решаемой задачи (З) подбирается (Рзт)

необходимый алгоритм обработки (Аод), с помощью которого и осуществляется обработка (Одт) поступающих данных (Рао). Получение непротиворечивого текста интерпретации Sиb происходит следующим образом: после анализа (Ра) результатов (Ар), полученных по отдельным (Рт) тестам ПДМ (Т), составляющим ПТ, строится первичный текст интерпретации Ат и предъявляется психологу-эксперту Рат. Психолог вводит так называемые фразы-связки (Ви) для снятия противоречия текста; полученные связки используются для окончательного синтеза (Рз) текста интерпретации (Сир).

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЛИЦ, УПРАВЛЯЮЩИХ ДИНАМИЧЕСКИМИ ОБЪЕКТАМИ Г.И. Опачанов, М.Н.Рыбникова

ЦКБ МПС РФ, Москва, Волоколамское шоссе 84, тел. 105-02-02

Психическое состояние человека-оператора, управляющего динамическими объектами, давно является предметом многочисленных исследований специалистов в области инженерной психологии и психологии туда (Горбов Ф.Д. Медведев В.И., Леонова А.Б, Гримак Л.П. Бодров В.А., Пономаренко В.А.). Традиционно в поле зрения исследователей попадали состояния, являющиеся результатом взаимодействия субъекта и объекта труда (монотония, напряженность, утомление). В меньшей степени разработана проблема, так называемых, «трудных» состояний, развивающихся в ситуациях экстремального характера, которые нередко встречаются в работе человека, управляющего динамическим объектом, в том числе в работе машинистов железнодорожного транспорта. Речь идет, прежде всего, о наездах на людей, животных и транспортные средства.

МИС-2002

Модели и методы оценки и коррекции психофизиологического состояния

человека-оператора

В целях выявления особенностей психического состояния машинистов и их помощников при возникновении ЧП подобного рода было проведено специальное исследование. Машинисты и их помощники, ставшие участниками ЧП проходили специальное психофизиологическое обследование с применением теста САН, методики цветовых выборов Люшера и заполнением специального опросника. Всего в обследовании принимало участие 32 человека.

Результаты обследования позволили выявить специфические черты неблагоприятных психических состояний, развивающиеся у машинистов после ЧП. Особенностями этих состояний являются: резко сниженный фон настроения при высоких показателях самочувствия и активности (в штатных условиях деятельности у машинистов к концу смены снижаются показатели самочувствия и активности при высоких значениях показателя «настроение»). Это может быть связано с необходимостью мобилизации для участия в разборах чрезвычайной ситуации. Данные, полученные по тесту цветовых выборов Люшера, подтверждают неблагоприятное психоэмоциональное состояние машинистов. Для экспериментальной группы характерны: существенно сниженная работоспособность (у 100%

обследуемых), неблагоприятный прогноз развития тревожности (67% обследуемых), низкий вегетативный индекс (80% обследуемых), являющийся индикатором развития утомления и энергетического истощения. Решение проблемы данная категория обследуемых видит в усилении самоконтроля для достижения чувства безопасности и в отказе от дальнейшей борьбы с трудностями, которая им кажется бессмысленной. Данные контрольной групп свидетельствуют об относительном благополучии состояний этой категории машинистов. Т.о. можно сделать вывод, что машинисты, участвующие в ЧП испытывают сильнейший психологический стресс.

Анкетирование также показало, что после ЧП отдельные симптомы посттравматических стрессовых расстройств развиваются у 70% машинистов. К их числу относятся трудности с засыпанием, ночные пробуждения из-за мыслей о происходящем, навязчивые мысли о возможности еще более неблагоприятного исхода происшествия, неоднократное мысленное возвращение к ситуации, приведшей к данному событию. У 28% это стойкие изменения, длящиеся в течение нескольких месяцев.

Несмотря на необходимость обязательного обследования у психолога машиниста после ЧП, администрация направляет к нему только 37% машинистов. Еще 16% обращаются за помощью к психологу сами. Усугубляет ситуацию следующее за ЧП разбирательство. Обращает на себя внимание, что в 12% случаев единственным способом коррекции психического состояния является принятие алкоголя, что в дальнейшем может послужить основой для формирования алкогольной зависимости.

Таким образом, ЧП, случающиеся на железнодорожном транспорте, могут являться причиной развития неблагоприятных психических состояний машинистов, снижающих качество профессиональной деятельности и способных стать основой для стойких личностных изменений.

Существующая система психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности предусматривает создание при депо комнат психологической разгрузки, призванных оказывать качественную и своевременную помощь лицам, совершившим наезд на людей, животных или транспортное средство. Однако решение этой проблемы недопустимо затягивается, что уже сейчас неблагоприятно сказывается на кадровом

составе железных дорог (по нашим данным около 85% машинистов оказывались в ситуации ЧП).

В настоящее время разрабатывается и внедряется система реабилитационных и восстановительных служб в структурных подразделениях МПС, предусматривающая создание комнат (кабинетов) психологической разгрузки, деятельность которых будет прежде всего направлена на оказание своевременной и эффективной помощи машинистам и их помощникам, участвовавшим в ЧП.

ПРИМЕНЕНИЕ МОДИФИЦИРОВАННОЙ АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ И ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ ПРИ ПСИХОВЕГЕТАТИВНОМ СИНДРОМЕ И.П. Бобровницкий, В.М. Звоников, В.В. Арьков

Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии.Москва, Новый Арбат 32 ЦКБ МПС РФ, Москва, Волоколамское шоссе 84, тел.105-02-02

Распространенность вегетативной патологии в популяции чрезвычайно широка, отмечена возможность перехода в стойкую органическую патологию. Психовегетативный синдром (ПВС) - наиболее частое проявление расстройств вегетативной нервной системы, связанных с нарушениями эмоциональной сферы. Проявляется ПВС постоянными или пароксизмальными вегетативными нарушениями, зачастую ухудшающими психологическое состояние пациента.

В качестве критериев пониженных резервных возможностей организма при ПВС могут быть выделены следующие функциональные нарушения: гиперактивация стресс-инициирующих проявлений, прежде всего симпатоадреналовой системы, признаки невротизации личности, нарушение психофизиологического статуса, пониженная переносимость функциональных нагрузочных проб.

По мнению большинства исследователей, занимающихся данной патологией, наиболее эффективным является комплексное этиопатогенетическое лечение. Между тем, медикаментозное лечение, при необходимости длительного приема обладает многочисленными побочными действиями. Нормализация образа жизни, снятие негативных психологических воздействий наряду с применением физических факторов представляется, при достаточной мотивации пациента, оправданным в целях длительной и эффективной коррекции в амбулаторных и домашних условиях.

Было обследовано 60 человек с ПВС. Обследование проводилось до и после курса коррекции (с интервалом 2-3 месяца). Преобладающими жалобами были: нарушение настроения и сна, эмоциональная лабильность, головные боли, сердцебиение, неприятные ощущения в области сердца, колебания артериального давления, локальная потливость, изменение окраски кожных покровов. У 30 % обследованных на фоне облигатных вегетативных нарушений возникали вегетативные пароксизмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.