МИС-2002
Модели и методы оценки и коррекции психофизиологического состояния
человека-оператора
Методы исследования: анкеты и пробы для выявления вегетативных нарушений и характера межполушарной асимметрии (стабильные и динамические признаки), опросники и тесты, характеризующие состояние психоэмоциональной сферы (САН, ММР1, Спилбергера, цветовой тест Люшера), тредмил-тест с газовым анализом, клинический и биохимический анализ крови.
Для коррекции функционального состояния применялся комплекс, включающий модифицированную аутогенную тренировку (латеральное психорегулирующее воздействие), дозированную физическую нагрузку, дыхательную гимнастику и контрастный душ. Использование модифицированной аутогенной тренировки позволило менять, как было показано ранее, при применении дифференцированного гипнотического воздействия, динамическую структуру межполушарной асимметрии и проводить эффективную коррекцию психоэмоциональных нарушений. При этом отмечалась редукция жалоб невротического характера, улучшение показателей зрительно-моторной реакции и теппинг-теста (в качестве динамических критериев моторной асимметрии и функционального состояния ЦНС), снижался уровень реактивной и личностной тревожности. А в комплексе с дозированной (по частоте пульса анаэробного порога) физической нагрузкой и дыхательной гимнастикой, контрастными душами, отмечалось повышение функциональных возможностей организма. При проведении тредмил-теста с газовым анализом отмечалось увеличение показателей кислородного пульса, расчетной мощности нагрузки, выполняемой при пульсе 170 ударов в минуту, улучшалось вегетативное обеспечение физической нагрузки. Кроме того, наблюдалась редукция жалоб на вегетативные нарушения со стороны внутренних органов (сердцебиение, затруднение дыхания). Была выявлена отчетливая тенденция к нормализации вегетативного обеспечения деятельности, изменению вегетативного тонуса, реактивности в сторону уменьшения исходной гиперсимпатикотонии.
Проведенные исследования показывают эффективность комплексной восстановительной коррекции психовегетативного синдрома, обосновывают возможность и необходимость дальнейшей разработки
дифференцированного применения психотерапевтических и физических факторов в целях коррекции и профилактики вегетативных нарушений.
ОСОБЕННОСТИ МЕЖПОЛУШАРНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ПРИ ПСИХОВЕГЕТАТИВНОМ СИНДРОМЕ
В.М. Звоников, В.В.Арьков
ЦКБ МПС РФ, Москва, Волоколамское шоссе 84, тел.105-02-02
Распространенность вегетативной патологии в популяции достигает 25-80 % наблюдений, отмечена высокая частота временной
нетрудоспособности и возможность перехода в стойкую органическую патологию.
Психовегетативный синдром (ПВС) наиболее частое проявление расстройств вегетативной нервной системы (ВНС), связанных с нарушениями эмоциональной сферы. Установлено, что в основе возникновения эмоциональных, поведенческих, вегетативных и эндокринных нарушений при ПВС лежит изменение функционального состояния лимбико-ретикулярного комплекса и нарушение его интеграционной роли. Во многих случаях наблюдается дезинтеграция синхронизирующих и активирующих неспецифических систем мозга, то есть происходит нарушение корковоподкорковых взаимоотношений. Немаловажную, а порой и ведущую, роль в интегративной деятельности мозга играют межполушарные взаимоотношения. В настоящем исследовании изучались закономерности их изменения при ПВС.
Было исследовано 60 пациентов с ПВС, у которых отмечались пароксизмальные (30 %) и перманентные вегетативные нарушения различной степени выраженности.
Методами обследования были: анкеты и пробы, характеризующие состояние ВНС, стабильные (карта латеральности, пробы) и динамические (время реакции, теппинг-тест, ЭЭГ) признаки функциональных асимметрий. Все пациенты обследовались в утренние часы, с исключением каких либо значимых внешних раздражителей, после адаптации к непривычной обстановке.
По стабильным (генотипическим) признакам функциональной асимметрии рук и ног левополушарное доминирование было отмечено у 45 пациентов (75 %), правополушарное у 5 (8.33 %), смешанное у 10 человек (16.66 %). При этом по совокупности результатов исследования
динамических признаков функциональной моторной асимметрии рук (время реакции, теппинг-тест) проводилось распределение методом ранжирования.
При левополушарном доминировании только у 14 человек (31 % от числа пациентов с левополушарным доминированием по стабильным признакам функциональной асимметрии) отмечались показатели, соответствующие умеренному преобладанию левого полушария головного мозга. Эти данные нами расценивались как вариант нормы. Данное соответствие свойственно относительно здоровым лицам, не испытывающим неблагоприятные психофизиологические реакции (стресс, утомление, отрицательные эмоции). Однако у остальных имелись различной степени выраженности нарушения межполушарных взаимоотношений. Так у 12 человек (27 %) отмечалась тенденция к сравниванию показателей,
свидетельствующая о сглаживании межполушарной асимметрии. А у 13 человек (29%) имелась инверсия межполушарных взаимоотношений, проявлявшаяся относительной активацией недоминантного правого полушария. У 6 человек (13 %) отмечался рост асимметрии в сторону преобладания доминантного полушария. Трактовка данных, полученных при вариантах смешанного и правополушарного доминирования по стабильным (генотипическим) признакам функциональной асимметрии рук и ног была менее показательной. Однако обращало на себя внимание, что из 10 человек у 4 со смешанным вариантом было значительно выраженное преобладание правого полушария по динамическим показателям функциональной асимметрии, а у 2 человек с правополушарным вариантом по стабильными признаками функциональной асимметрии выявлялась инверсия показателей динамической моторной асимметрии, свидетельствующая об относительной активации недоминантного левого полушария.
При этом сглаживание и инверсия динамических признаков функциональной асимметрии, а также ее резкое увеличение,
МИС-2002
Модели и методы оценки и коррекции психофизиологического состояния
человека-оператора
рассматривались нами как дезинтеграция межполушарных взаимоотношений, что проявлялось также в выраженности симптоматики у данной категории пациентов. Отмечалась корреляция между выраженностью вегетативных нарушений и степенью изменения межполушарных взаимоотношений. Динамическая моторная асимметрия выявлялась также изменениями амплитудно-мощностного спектра ЭЭГ.
Полученные данные могут свидетельствовать о значительной роли нарушения межполушарных взаимоотношений при ПВС. Результаты позволяют выделить доступные в клинической практике методики тестирования динамических признаков межполушарной асимметрии при вегетативных нарушениях, с целью их оптимальной коррекции.
АППАРАТНО ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ
А.С. Саакян, Д.С. Саакян
ООО «НЦКонцепция», 117593 Москва, Литовский бульвар, д 19-444, Тел/факс: 427-32-10, E-mail: [email protected]
Диагностика функционального состояния человека, ошибки которого приобретают большой экономический резонанс, остается актуальной задачей транспортной и промышленной психологии.
Функциональное состояние складывается из двух важных составляющих: внешние факторы (дефицит сна, алкоголизация, переработки, разного рода социальные проблемы.) и фактор психологической профессиональной пригодности к деятельности. Недостаточная психологическая профессиональная пригодность всегда ощущается человеком и особенно остро - в тех профессиях, которые сопряжены с потенциальной опасностью как для самого исполнителя, так и для окружающих людей. Компенсаторным является переживание состояния психологического и физиологического напряжения, стресса, которые, безусловно, могут быть зарегистрированы объективно средствами психофизиологических измерений.
В конечном счете речь идет о надежности человека-оператора, для обеспечения которой важны диагностика предстартового функционального состояния и проведение профессионального отбора и подбора в профессию.
Другим важным вопросом является выбор референтных методик и показателей состояния работоспособности.
Наконец, третий вопрос - точность измерений при осуществлении диагностики.
Для оценки функционального состояния предлагается методический комплекс «ПФК-М2001», при создании которого особое внимание уделялось обеспечению метрологической точности.
В состав комплекса входят 13 психофизиологических методик, которые включают блоки оценки реактивности, работоспособности, тревожности, бдительности. При этом соблюдены 2 важных условия -методическая корректность предъявления стимульного материала и наглядная визуализация результатов экспериментов.