Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У НАЧИНАЮЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У НАЧИНАЮЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧИНАЮЩИЕ ПЕДАГОГИ / ВОСПИТАТЕЛИ / ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / ПОМОГАЮЩИЕ ПРОФЕССИИ / КОМПОНЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Велиева Светлана Витальевна, Ярабаева Наталья Юрьевна

В статье обсуждаются результаты исследования, посвященного выявлению особенностей и связей психических состояний в профессиональном поле начинающих воспитателей с разной степенью эмоционального выгорания. Для решения задач и достижения цели исследования использовались опросники К. Маслач и С. Джексон, адаптированного Е.С. Старченковой и Н.Е. Водопьяновой (MBI/ПВ), СУПОС-8 (О. Микшик, в адаптации В.А. Кулганова), «Самооценка психических состояний» Г.Ю. Айзенка, «Рельеф психического состояния» А.О. Прохорова, шкала организационного стресса Мак-Лина (OSS) в адаптации Н.Е. Водопьяновой. В исследовании участвовали 243 молодых воспитателя со стажем работы не более трех лет. В ходе корреляционного анализа установлено, что, чем чаще актуализируются неравновесные психические состояния высокой степени активации (организационный стресс, напряжение, реактивная импульсивность, тревожность, фрустрация, ригидность, агрессивность) и чем реже регистрируются равновесные состояния (сосредоточенность, спокойствие, заинтересованность), тем выше степень интегрального показателя профессионального выгорания. Эмоциональное истощение наиболее тесно связано с тревожностью и фрустрацией, напряжением и реактивной импульсивностью. Высокий уровень деперсонализации и редукции отрицательно влияет на поведение, физиологические проявления, переживания и психические процессы. При разной степени профессионального выгорания менее всего подвергаются изменениям характеристики психических процессов и больше всего страдает психосоматическая сфера. Сила, энергия, интенсивность неравновесных психических состояний, существенные эмоциональные затраты вносят нежелательные изменения в соматическую, аффективную и поведенческую сферу личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Велиева Светлана Витальевна, Ярабаева Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MENTAL STATES IN NOVICE EDUCATORS WITH VARYING DEGREES OF PROFESSIONAL BURNOUT

The article discusses the results of a study devoted to identifying the features and connections of mental states in the professional field of novice educators with different degrees of emotional burnout. To solve the tasks and achieve the research goal, the questionnaires of K. Maslach and S. Jackson, adapted by E. S. Starchenkova and N. E. Vodopyanova (MBI/PV), SUPOS-8 (O. Mikshik, adapted by V. A. Kulganov), "Self-assessment of mental states" by G. Y. Aizenka, "Relief of mental state" by A. O. Prokhorov, the McLean organizational stress scale (OSS) in the adaptation by N. E. Vodopyanova were used. The study involved 243 young educators with no more than three years of work experience. During the correlation analysis, it was found that the more often non-equilibrium mental states of a high degree of activation are actualized (organizational stress, tension, reactive impulsivity, anxiety, frustration, rigidity, aggressiveness) and the less often equilibrium states (concentration, calmness, interest) are registered, the higher the degree of integrative indicator of professional burnout. Emotional exhaustion is most closely associated with anxiety and frustration, tension and reactive impulsivity. A high level of depersonalization and reduction negatively affects behavior, physiological manifestations, experiences and mental processes. With different degrees of professional burnout, the characteristics of mental processes are least affected by changes and the psychosomatic sphere suffers the most. The strength, energy, intensity of non-equilibrium mental states, significant emotional costs make undesirable changes in the somatic, affective and behavioral sphere of the individual.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У НАЧИНАЮЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ»

VTTk" 1 SO О 07? /—\ |Т|Д> C.2021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

•У ДЛ. Ljy.y.Vf /Z |(сс) кУ<$) |Tbs is an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1004-0070 iMmtw (https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ У НАЧИНАЮЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ С РАЗНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

© Автор(ы) 2021 SPIN: 9664-8439 AuthorlD: 784544 ResearcherlD: AAE-2923-2019 ORCID: 0000-0001-7343-4780

ВЕЛИЕВА Светлана Витальевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной,

педагогической и специальной психологии Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (428000, Россия, Чебоксары, улица К. Маркса, 38, e-mail: stlena70@mail.ru)

SPIN: 4204-0956 AuthorlD: 1060754 ORCID: 0000-0002-8288-5396

ЯРАБАЕВА Наталья Юрьевна, аспирантка

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева (428000, Россия, Чебоксары, улица К. Маркса, 38, e-mail: tatali22@mail.ru) Аннотация. В статье обсуждаются результаты исследования, посвященного выявлению особенностей и связей психических состояний в профессиональном поле начинающих воспитателей с разной степенью эмоционального выгорания. Для решения задач и достижения цели исследования использовались опросники К. Маслач и С. Джексон, адаптированного Е.С. Старченковой и Н.Е. Водопьяновой (МВ1/ПВ), СУПОС-8 (О. Микшик, в адаптации В.А. Кулганова), «Самооценка психических состояний» Г.Ю. Айзенка, «Рельеф психического состояния» А.О. Прохорова, шкала организационного стресса Мак-Лина (OSS) в адаптации Н.Е. Водопьяновой. В исследовании участвовали 243 молодых воспитателя со стажем работы не более трех лет. В ходе корреляционного анализа установлено, что, чем чаще актуализируются неравновесные психические состояния высокой степени активации (организационный стресс, напряжение, реактивная импульсивность, тревожность, фрустрация, ригидность, агрессивность) и чем реже регистрируются равновесные состояния (сосредоточенность, спокойствие, заинтересованность), тем выше степень интегрального показателя профессионального выгорания. Эмоциональное истощение наиболее тесно связано с тревожностью и фрустрацией, напряжением и реактивной импульсивностью. Высокий уровень деперсонализации и редукции отрицательно влияет на поведение, физиологические проявления, переживания и психические процессы. При разной степени профессионального выгорания менее всего подвергаются изменениям характеристики психических процессов и больше всего страдает психосоматическая сфера. Сила, энергия, интенсивность неравновесных психических состояний, существенные эмоциональные затраты вносят нежелательные изменения в соматическую, аффективную и поведенческую сферу личности.

Ключевые слова: начинающие педагоги, воспитатели, психические состояния, профессиональное выгорание, помогающие профессии, компоненты.

FEATURES OF MENTAL STATES IN NOVICE EDUCATORS WITH VARYING DEGREES OF

PROFESSIONAL BURNOUT

© The Author(s) 2021

VELIEVA Svetlana Vitalevna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Age,

Pedagogical and Special Psychology Chuvash State Pedagogical University named after and I. Yakovleva (428000, Russia, Cheboksary, st. K. Marx, house 38, e-mail: stlena70@mail.ru) YARABAEVA Natalia Yurievna, postgraduate student Chuvash State Pedagogical University named after and I. Yakovleva (428000, Russia, Cheboksary, st. K. Marx, house 38, e-mail: tatali22@mail.ru) Abstract. The article discusses the results of a study devoted to identifying the features and connections of mental states in the professional field of novice educators with different degrees of emotional burnout. To solve the tasks and achieve the research goal, the questionnaires of K. Maslach and S. Jackson, adapted by E. S. Starchenkova and N. E. Vodopyanova (MBI/PV), SUPOS-8 (O. Mikshik, adapted by V. A. Kulganov), "Self-assessment of mental states" by G. Y. Aizenka, "Relief of mental state" by A. O. Prokhorov, the McLean organizational stress scale (OSS) in the adaptation by N. E. Vodopyanova were used. The study involved 243 young educators with no more than three years of work experience. During the correlation analysis, it was found that the more often non-equilibrium mental states of a high degree of activation are actualized (organizational stress, tension, reactive impulsivity, anxiety, frustration, rigidity, aggressiveness) and the less often equilibrium states (concentration, calmness, interest) are registered, the higher the degree of integrative indicator of professional burnout. Emotional exhaustion is most closely associated with anxiety and frustration, tension and reactive impulsivity. A high level of depersonalization and reduction negatively affects behavior, physiological manifestations, experiences and mental processes. With different degrees of professional burnout, the characteristics of mental processes are least affected by changes and the psychosomatic sphere suffers the most. The strength, energy, intensity of non-equilibrium mental states, significant emotional costs make undesirable changes in the somatic, affective and behavioral sphere of the individual.

Keywords: beginning teachers, educators, mental states, professional burnout, helping professions, components.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами

Реалии современных условий профессиональной деятельности позволяют отнести педагогов (дефектологов, воспитателей, учителей, преподавателей, психологов) как представителей хелперских профессий к наиболее уязвимой категории.

Труд педагогов связан с потоком стрессоров как в профессиональной среде, от субъектов образовательных отношений, так и со стороны повседневного жизненного пространства. Известно, что профессия педагога связана с высоким пролонгированным действием всевозможных неблагоприятных факторов, нарушающих субъективное благополучие, физическое и психологическое здоровье помогающей личности, служит фактором возникнове-

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 23Q9-1754; e-ISSN: 2712-S474

ния профессионального выгорания.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы

Профессиональное выгорание определяется как отдельный феномен, включающий сочетание дезадаптаци-онных функций (антимотивационную, антиментальную, дерегулятивную) (В.Е. Орел [1]), защитный механизм (В.В. Бойко [2], Е.П. Ильин [3]), многомерное психологическое образование, специфический синдром (Н.Е. Водопьянова [4], С. Maslach, М. Р. Leiter [5]) или комплекс деструктивных трансформаций личности (Т.Г. Неруш [6]), трудное психологическое состояние (А.А. Баранов [7], Л.М. Васюнина [8], М.А. Круглова [8], С.В. Мясникова [8], Е.А. Родионова [8], Е.А. Столярчук [8]), психическое расстройство (W.R Каsсhkа, D. Коrсzаk [9], К. Вшю^ F.J. Fajardo-Lazo, I.C. Mesa-Cano, A.A. Ramírez-Coronel, F.C. Rodríguez Quezada [10]), обусловленные процессом профессиональной деятельности.

В нашем исследовании профессиональное выгорание рассматривается как сложное, многоуровневое психологическое состояние, возникающее вследствие пролонгированного дисбаланса актуальных, потенциальных субстанциональных, интерсубъектных и внесубъектных ресурсов личности и требований социального функционирования, профессиональной ситуации, субъективно воспринимаемых как чрезмерно трудных.

Всеми авторами подчеркивается негативное влияние профессионального выгорания на физическое и психическое здоровье человека, эффективность выполнения задач профессиональной деятельности, выстраивание коммуникативных ситуаций в различных ситуациях жизнедеятельности. Особо подчеркивается ухудшение эмоционального отношения к себе (A. Ishani, A. Majkut Klint, J. McPherson, S. Raju, A. Tella, W. Vang, R. Windschitl [11]), окружающим и деятельности (Л.И. Быковская [16], А.И. Полянский [16]), снижение эффективности деятельности, рост конфликтности, отстраненности, дегуманизации и циничности (С. Maslach, М. Р. Leiter [5]), формирование истощения (A.A. Ramírez-Coronel, F.C. Rodríguez Quezada [10]), негативных установок (Е.А. Василевская [12]), трансформацию ценностно-смысловой сферы (Е.В. Ермакова [13]) и профессиональной роли (F.J. Fajardo-Lazo, I.C. Mesa-Cano [10]).

Предикторами профессионального выгорания разные авторы выделяют биомаркеры (L.V. Неinеmаnn, Т. Неinеmаnn [14]), трудоголизм и перфекционизм (Л.М. Васюнина [8], Н.Е. Водопьянова [8], М.А. Круглова [8], Е.А. Столярчук [8], С.В. Мясникова [8], Е.А. Родионова [8]), организационные и индивидуальные факторы (В.В. Бойко [2], Н.Е. Водопьянова [8], В.Е. Орел [1] и др.), личностные особенности (Т.А. Ушакова [14]).

К организационным факторам относят рабочую нагрузку (G. Aronsson, T. Grape [17], I. Marteinsdottir, I. Skoog, L. Träskman-Bendz, T. Theorell, C. Hall, A. Hammarström, C. Hogstedt [17]), психологический климат в рабочем коллективе (X. Qi, Y. Wen [18]), профессиональную автономию (контроль процесса и ресурсов), ценность (M.P. Leiter, C. Maslach [5]), справедливость оценки и вознаграждения (B.M. Ana Belén, M.J. María del Mar, P.-F. María del Carmen, G.L. José Jesús [19]).

В числе индивидуальных факторов, инициирующих риск развития профессионального выгорания, выделяют эмоциональную ригидность (M.A. Opoku, H. Yoon, S.-W. Kang, M. You [20]), интенсивную интериоризацию (переживание, восприятие) событий профессиональной деятельности (В.В. Бойко [2]), слабую мотивационную готовность проявлять эмпатию, альтруизм, сочувствие (О.О. Гофман, Н.Е. Водопьянова, Г. С. Никифоров [4]), низкий эмоциональный интеллект (Z. Gong, Y. Chen, Y. Wang [21]), нравственные дефекты и дезориентацию личности (A. Ishani, A. Majkut Klint, J. McPherson, S. Raju, A. Tella, W. Vang, R. Windschitl [11]), дисбаланс распре-ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

деления усилий и времени между работой и личной жизнью (A.-M. Edwards, Y. Kotera, N. Knutton, R. MaxwellJones [22]), наличие в анамнезе депрессии и тревоги (Р. КоШштат, A. Montgomery, K. Georganta [23]).

Ресурсами, препятствующими возникновению профессионального выгорания, выступают стрессоустойчи-вость (Л.И. Быковская [16], Т.С. Мороз [24], В.В. Наумов [24], А.И. Полянский [16], А.М. Станкевич [24]), энергичность, целеустремлённость и вовлеченность в работу (M.P. Leiter, C. Maslach [5]), развитые коммуникативные и навыки саморегуляции (M. J. María del Mar, P.-F. María del Carmen, G.L. José Jesús, B.M. Ana Belén [19]), эмоциональный интеллект (Z. Gong, Y. Chen, Y. Wang [21]), субъективное благополучие (X. Lan, Y. Liang, G. Wu, H. Ye [25]).

Требования особой мобильности и оперативности, противоречия между запросами организации и личными интересами (А.Н. Блинков, О.И. Лебединцева [26]), конфликт между новыми ожиданиями и истинными возможностями сотрудников (Ю.П. Платонов [27]), - приводят к повышению нервно-психических затрат у всех субъектов педагогической деятельности.

Обосновывается актуальность исследования

Работа педагога характеризуется повышенной и длительной концентрацией внимания и интеллектуальной нагрузкой, высокой эмоциогенной напряженностью и постоянной личной включенностью, ответственностью, значительными физическими усилиями (особенно в группах раннего и младшего дошкольного возраста). Сменная работа (часто внеурочная, в две смены), необходимость оперативного овладения новыми траекториями саморазвития, информационными технологиями и новейшими форматами образования, - приводят к значительным психофизическим перегрузкам. Такие стрес-согенные условия обуславливают частую смену педагогического персонала в дошкольных образовательных организациях, нарастание дефицита молодых кадров, значительную долю педагогов старших возрастных групп (предпенсионного и пенсионного возрастов).

Куммуляция пролонгированного воздействия факторов профессиональных ситуаций, связанных с режимом сложности, интенсивности, неопределенности, быстрой смены условий задач и принятия решений, распределения и управления временем и собственными ресурсами, широкий и многообразный спектр интеракций разного типа с психологически трудным контингентом провоцирует подрыв профессионального здоровья, раннее возникновение профессионального выгорания. Это подтверждает актуальность исследования, касающегося установления особенностей психических состояний и профессионального выгорания начинающих воспитателей. Вместе с тем, несмотря на актуальность и значительный интерес к проблеме профессионального выгорания, обнаруживается недостаток исследований в отношении связи психических состояний и уровня профессионального выгорания. Установление особенностей характера связи психических состояний с проявлениями компонентов профессионального выгорания позволит установить мишени воздействия специалистов при конструировании системы профилактики и коррекции.

МЕТОДОЛОГИЯ

Формирование целей статьи

Поскольку очевидна роль адекватных позитивных и равновесных психических состояний воспитателей для обеспечения эффективности педагогической деятельности, целью нашего исследования оказывается выявление особенностей и связей психических состояний в профессиональном поле начинающих воспитателей с разной степенью профессионального выгорания.

Используемые методы, методики и технологии

Для достижения цели применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, тестирование, опрос респондентов, количественный и качественный анализ данных.

Величина и характер компонентов профессионального выгорания устанавливались по опроснику К. Маслач и С. Джексон, адаптированного Е.С. Старченковой и Н.Е. Водопьяновой (МВ1/ПВ). На основании полученных результатов респонденты были распределены на три категории в соответствии с уровнем интегрального показателя профессионального выгорания: средним (140 педагогов), низким (63 педагога), высоким (40 педагогов).

Всем респондентам предлагалась шкала организационного стресса Мак-Лина (OSS) в адаптации Н.Е. Водопьяновой, опросники СУПОС-8 (О. Микшик, в адаптации В.А. Кулганова), «Самооценка психических состояний» Г.Ю. Айзенка; «Рельеф психического состояния» А.О. Прохорова.

Обработка результатов проводилась в среде Microsoft Office Excel 2020 и SPSS 25.0 с применением расчета нормального распределения, стандартного отклонения, коэффициента корреляции t-Kendall, дескриптивной статистики.

Исследование проводилось на площадках базовых дошкольных образовательных организаций г. Чебоксары. Выборка включала 243 начинающих воспитателя со средним возрастом 26±4 лет (M±c) и со стажем работы до 3 лет и не менее 9 месяцев.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов

Респонденты с низким (25,9%) и средним (57,6%) уровнем интегрального показателя профессионального выгорания в разной степени выявили удовлетворенность результатами собственной педагогической деятельности, получение удовольствия от самореализации и результатов своей работы (МВГ).

Главными качествами при взаимодействии с субъектами образовательной деятельности называют отзывчивость и ответственность, искренность и терпеливость, подчеркивают необходимость учета индивидуальных особенностей и значимости поиска персонального подхода к каждому ребенку и его родителю. В картине состояний у 50,6% воспитателей преобладает поведение типа В (OSS), сосредоточенность, спокойствие, заинтересованность (45,3%), энергичность (46,1%), стремление к действию (46,1%), низкий уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Этим группам воспитателей доступна гибкость в общении и поведении, широта интересов, адекватная активность, обдуманность и стремление к самопознанию, принятие ценностей и учет точки зрения окружающих.

По методикам МЫ и OSS у части воспитателей зарегистрирован высокий уровень организационного стресса (49,4%), психоэмоционального истощения (у 41,1%), деперсонализации (у 37,4%), редукции достижений (у 28,4%), общий уровень профессионального выгорания (у 16,5%). Эти педагоги отмечают экспансивные импульсы, перенапряжение, нехватку эмоциональных и временных ресурсов, аффективную усталость и физический дискомфорт; недовольство собой, обесценивание профессиональных достижений при постоянном стремлении к успеху в профессиональной деятельности. Им характерно негативное самовосприятие образа себя и собственного личностного роста в профессии, не смотря на ответственность и обязательность. У них проявляется трудность установления доверительных связей, рационализация темы и характера диадного общения, отмечаются дистанцирование, избегание или формальное отношение, черствость и холодность в коммуникативных контактах. Если необходимо проявить сочувствие, то ситуативно такие педагоги демонстрируют элементы сопереживания. Воспитатели этой категории обладают установками, препятствующими развитию социально-коммуникативных компетенций и проявлению проникающей способности к эмпатии. Эти показатели указывают на негативные тенденции в осуществлении педагогической деятельности, служат 292

профессионального выгорания.

В числе психических состояний у педагогов с высокими значениями интегрального показателя выгорания отмечается высокий уровень актуализации ригидности (23,8%), фрустрации (22,9%), напряжения (20,6%), тревожности (19,3%), импульсивной реактивности (9,1%), на низком уровне регистрируется энергичность и стремление к действию (46,1%), спокойствие (45,3%).

При высоком интегральном показателе профессионального выгорания в основных характеристиках психических состояний (Таблица 1) фиксируются нижние значения по всем параметрам психических процессов (4,5), поведения (3,3), физиологических реакций (2,8), переживаний (2,6). При интегральном показателе профессионального выгорания низкой степени значения всех сторон психических состояний находятся в пределах нормы. При средней степени интегрального показателя профессионального выгорания качество основных сторон психических состояний (психических процессов, переживания, поведения) значительно понижаются, наибольшей деструкции подвергаются физиологические реакции, отмечаются изменения и нарушения деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта.

Таблица 1 - Средние значения основных характеристик психических состояний у начинающих воспитателей с разным уровнем профессионального выгорания («Рельеф психического состояния»)

Интегральный показатель профессионального выгорания Психические процессы Физиологические реакции Переживания Поведение

Низкая степень 10,2 10,7 9,8 10,5

Средняя степень 7,6 5,4 6,6 8,9

Высокая степень 4,5 2,8 2,6 3,3

При обострении экстернальной чувствительности отмечается снижение продуктивности, сосредоточенности, мозаичные и ситуативные нарушения запоминания, осознанности и логичности. Наблюдается трудность конструирования новых образов, ассоциаций и фантазирования. Снижается способность управления собой. В поведении чаще отмечается суетливость, непоследовательность, импульсивность, пассивность и закрытость. Регистрируются проблемы со стороны сердечно-сосудистой и дыхательной системы, желудочно-кишечного тракта. Сфера переживаний наполнена неравновесными состояниями низкого уровня психической активности.

В ходе корреляционного анализа установлены положительные и отрицательные связи компонентов профессионального выгорания и психических состояний (при р<0,05):

- тем выше степень интегрального показателя профессионального выгорания, чем выше уровень организационного стресса (1=,98), тревожности (г=,91), фрустрации (г=,52), ригидности (г=,51), агрессивности (г=0,49) и чем реже актуализируются равновесные состояния (сосредоточенность, спокойствие, заинтересованность) (г=,57 при р<0,05), стремление к действию (г=,51), энергичность (г=,49);

- развитие эмоционального истощения наиболее тесно связано с тревожностью и фрустрацией, напряжением и реактивной импульсивностью (при р<0,05). При сохранении адекватности психических процессов (г=,49) значимо угнетается поведение (г=-,98), сфера переживания (-,95), физиологические реакции (-,38);

- повышение уровня деперсонализации и редукции отрицательно влияет на поведение (г=-,52 и г=-,95), физиологические проявления (г=-,51 и г=-,85), переживания (г=-,75, и г=-,83), психические процессы (г=-,51 и 1=-,65 соответственно).

С компонентами профессионального выгорания обнаружена незначимая положительная связь неравновесных психических состояний пониженной психической

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №4(37)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

активности (удрученности, депрессивности, изнуренности, подавленности). Статистическая взаимосвязь между этими величинами не достигла уровня значимости.

Результаты корреляционного анализа указывают на положительную значимую связь высокой частоты актуализации равновесных состояний и низкого уровня редукции личных достижений (г=,982), интегрального показателя профессионального выгорания (г=,972), психоэмоционального истощения (г=,922), деперсонализации (г=,084).

Неравновесные психические состояния повышенной психической активности (организационный стресс, напряжение, реактивная импульсивность, тревожность, фрустрация, ригидность, агрессивность) оказываются значительно связаны с формированием и проявлением как отдельных компонентов, так и интегрального показателя профессионального выгорания (г=,952). Сила, энергия, интенсивность неравновесных психических состояний, серьезные эмоциональные затраты личности вносят существенные изменения в соматическую, аффективную и поведенческую сферу личности.

ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях

Исследования связи компонентов профессионального выгорания с различными сферами психической реальности касаются преимущественно эмоционально-личностных предикторов (Е.С. Дьячкова [28], Д.С. Минин [29]). Так, Е.С. Дьячкова [28] выявила связь профессионального выгорания с тревогой и работоголизмом. Автор отмечает нарушения в сфере социального взаимодействия, ухудшение продуктивности психических (восприятия времени) и физиологических (желудочно-кишечный тракт) процессов.

Д.С. Мининым [29] установлено, что проявления профессионального выгорания усиливаются гневом и невротичностью, психоастенией, пугнической аффективной направленностью, а ослабляются пониманием эмоций, праксической, коммуникативной и эстетической эмоциональной направленностью и поведенческой регуляцией.

Подобные закономерности обнаружены и в нашем исследовании.

Выводы исследования

Таким образом, обнаружена связь между степенью и характером актуализации психических состояний и составляющими профессионального выгорания. Эмоциональное истощение формируется при высокой частоте актуализации напряжения, тревожности, фрустрации, импульсивности и ригидности, проявляется в понижении целеустремленности, упорядоченности и адекватности поведения, угнетении сферы переживаний и нарушении физиологических реакций.

Функционирование психических процессов менее всего, а сфера переживаний более всех сторон психических состояний подвергаются изменениям при всех степенях профессионального выгорания.

Психосоматическая и поведенческая сферы страдают более значительно на уровне деперсонализации и редукции.

На формирование и проявление различных сторон и симптомов профессионального выгорания оказывают влияние частота и интенсивность неравновесных психических состояний повышенной психической активности.

Следовательно, в ходе педагогической деятельности необходимо уделять особое внимание оперативной саморегуляции психических состояний и прежде всего -неравновесным психическим состояниям повышенной психической активности.

Легкость, гибкость, подвижность эмоций, умение встать на точку зрения другого человека, готовность к сопереживанию, искренность чувств, открытость и доверительность, развитые аутокомпетенции, - оказываются важными личностными качествами педагога, обе-ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

спечивающими успех профессиональной деятельности и сохранение здоровья.

Учет данных настоящего исследования позволяет утверждать целесообразность использования методов и техник когнитивно-поведенческой, эмоционально-образной и личностно-ориентированной (реконструктивной) терапии для преодоления симптомов и факторов профессионального выгорания.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении

Вместе с тем, остаются открытыми вопросы о критериях, позволяющих дифференцировать феномен профессионального выгорания от других психических явлений, например, депрессии, тревоги, усталости, профессиональной дезадаптации и пр. Решение этого вопроса позволит обнаружить верные стратегии профилактики, коррекции и психотерапии, установить направления профессионального развития начинающего воспитателя. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. Харьков: Гуманитарный центр, 2014. 296 с.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Наука, 1996. 360 с.

3. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. 752 с.

4. Гофман О.О., ВодопьяноваН.Е., НикифоровГ.С. Психологическое обеспечение профессионального здоровья работников организаций с учетом их возраста // Психология труда, организации и управления в условиях современных технологий: состояние и перспективы развития. Тверь, 2020. С. 177-182.

5. Maslach C., Leiter M.P. (2016) Understanding the burnout experience: recent research and its implications for psychiatry. World Psychiatry. Jun. №15(2). P. 103-111. doi: 10.1002/wps.20311.

6. Неруш Т.Г. Профессиональное выгорание как специфическая форма профессиональных деструкций. Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. № 3. С. 85.

7. Баранов А.А. Состояние психического выгорания и личность педагога // Психология психических состояний. Под редакцией. А.В. Чернова, М.Г. Юсупова. Казань, 2019. С. 322-324.

8. Круглова М.А., Водопьянова Н.Е., Столярчук Е.А., Мясникова С.В., Родионова Е.А., Васюнина Л.М. Перфекционизм и трудоголизм как предикторы возникновения синдрома выгорания // Психология стресса и совладающего поведения: вызовы, ресурсы, благополучие. Кострома: в 2-х томах, 2019. С. 206-209.

9. Каsсhkа W.P., Кprсzаk D., Bmi^ К. (2011). Burnout: A fashionable diagnosis. DeutschesÂrzteblatt International, 108. P. 781-787.

10. Fajardo-Lazo F. J., Mesa-Cano I. C., Ramírez-Coronel A. A., Rodríguez Quezada F. C. (2021) Síndrome de Burnout profesional en los profesionales de la salud. Professional Burnout AVFT Archivos Venezolanos de Farmacología y Terapéutica. Volumen 40. Número 3. P. 248-256. DOI: http://doi.org/10.5281/zenodo.5038655.

11. MajkutKlint A., McPherson J., TellaA., Vang W., Raju S., Windschitl R., Ishani A. (2021) Impacts of Research Staff Burnout for a National Large Scale Pragmatic Clinical Trial. Journal of Clinical Trials. 5 July. Volume 2021:13. P. 31-35. DOI https://doi.org/10.2147/0AJCT.S312365.

12. Василевская, Е.А. Психологическая поддержка педагогов в состоянии эмоционального выгорания : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.07 — Педагогическая психология. Самара, 2015. 24 с.

13. Ермакова Е.В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) //Культурно-историческая психология. 2010. Том. 6. №1. С. 27-39.

14. Неinеmаnn L. V., Неinеmаnn Т. (2017) Burnout Research: Emergence and Scientific Investigation of a Contested Diagnosis. SAGE Open. January-March, P. 1-12. DOI: 10.1177/215824401769715.

15. Ушакова, Т.А. Социально-психологические и индивидуально-личностные детерминанты состояния профессионального «выгорания» специалистов социальной работы // Отечественный журнал социальной работы. 2012. № 2. С. 60-70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Полянский А.И., Быковская Л.И. Синдром выгорания как феномен в современной науке //Горизонты гуманитарного знания. 2018. №5. С. 85-92.

17. Aronsson G., Theorell T., Grape T., Hammarstrom A., Hogstedt C, Marteinsdottir I, Skoog I., Traskman-Bendz L., Hall C. (2017) A systematic review including meta-analysis of work environment and burnout symptoms / G. Aronsson, T. Theorell, T. Grape, A. Hammarstrom, C. Hogstedt, I. Marteinsdottir, I. Skoog, L. Traskman-Bendz, C. Hall //BMC Public Health. Mar 16. 17(1):264. doi: 10.1186/s12889-017-4153-7.

18. Qi X., Wen Y. (2021) Research on the Relationship between Psychological Safety and Individual Job Burnout / Xueyang Qi and Yu Wen. SHS Web of Conferences 96.1AFSM 2020. EDP Sciences, 02004 https://doi. org/10.1051/shsconf/20219602004.

19. María del Mar M.J., María del Carmen P.-F., José Jesús G.L., Ana Belén B.M. Burnout in Health (2018) Professionals According to Their Self-Esteem, Social Support and Empathy Profile. Frontiers in Psychology. Volume 9. P. 424-430. D01=10.3389/fpsyg.2018.00424.

20. Opoku M.A., Yoon H., Kang S.-W., You M. (2021) How to Mitigate the Negative Effect of Emotional Exhaustion among Healthcare Workers The Role of Safety Climate and Compensation. Environ. Res. Public Health. 18. P. 6641. https://doi.org/10.3390/ijerph1812664. https://doi. org/10.3390/ijerph18126641.

21. Gong Z., Chen Y., Wang Y. (2019) The Influence of Emotional Intelligence on Job Burnout and Job Performance: Mediating Effect of Psychological Capital. Front Psychol. Dec 10: 2707. P. 1-11. doi: 10.3389/ fpsyg.2019.02707.

22. Kotera Y., Maxwell-Jones R., Edwards A.-M., Knutton N. (2021) Burnout in Professional Psychotherapists: Relationships with Self-Compassion, Work-Life Balance, and Telepressure. International Journal of Environmental Research and Public Health. 18(10):5308. https://doi. org/10.3390/ijerph18105308.

23. Koutsimani P., Montgomery A., Georganta K. (2019) The Relationship Between Burnout, Depression, and Anxiety: A Systematic Review and Meta-Analysis. Front Psychol; 10: 284. Mar 13. doi: 10.3389/ fpsyg.2019.00284.

24. Мороз Т.С., Наумов В.В., Станкевич А.М. Жизнестойкость как личностный ресурс устойчивости к синдрому эмоционального выгорания сотрудников ФСИН России по Тульской области // Научное обеспечение психолого-педагогической и социальной работы в уголовно-исполнительной системе /Под общей редакцией Т. В. Кирилловой. 2018. С. 405-412.

25. Lan X., Liang Y., Wu G. and Ye H. (2021) Relationships Among Job Burnout, Generativity Concern, and Subjective Well-Being. A Moderated Mediation Model. Front. Psychol. 12:613767. doi: 10.3389/ fpsyg.2021.613767.

26. Блинков А.Н., Лебединцева О.И. Профессиональное выгорание как следствие дефицита профессиональной готовности (на основе анализа научной литературы) //Акмеология. 2018. №1 (65). С. 27-34.

27. Платонов Ю.П. Феномен эмоционального выгорания личности: структурно-функциональный анализ // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2018. Том 29. № 1. С. 7-13.

28. Дьячкова Е.С. Личностные особенности педагогов с разной степенью профессионального выгорания // Вестник ТГУ. 2011. №10. С. 102-109.

29. Минин Д.С. Эмоционально-личностные предикторы психического выгорания адвокатов в различных видах судопроизводства : диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук на соискание ученой степени кандидата психологических наук по специальности 19.00.03 - Психология труда, инженерная психология, эргономика / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2016. 230 с.

Статья поступила в редакцию 01.08.2021 Статья принята к публикации 27.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.