Section 12. Work Psychology
Section 12. Work Psychology
Buyankina Marina Alexandrovna Department of general and educational psychology. Vladimir state university named after Alexander and Nikolay Stoletovs (VlGU),
E-mail: buhome@mail.ru Onufrieva Vera Vasilevna Department of social pedagogics and psychology. Vladimir state university named after Alexander and Nikolay Stoletovs (VlGU),
E-mail: vevilia@mail.ru
The phenomenon of mental burnout and possibilities of intervention for kindergarten workers
Abstract: The article deals with the features of preschool teachers’ emotional burnout. The reduction of the motivational component of professional activity as a result of mental burnout was revealed. The intervention program was elaborated and tested. The effectiveness of the program was established for the indicators of the level of the emotional burnout, psycho-emotional exhaustion and professional motivation.
Keywords: Emotional burnout, professional motivation, psycho-emotional exhaustion, personal exclusion, frustration, child care, correction of emotional burnout.
Буянкина Марина Александровна кафедра общей и педагогической психологии Владимирский государственный университет имени Александра и Николая Столетовых (ВлГУ)
E-mail: buhome@mail.ru Онуфриева Вера Васильевна кафедра социальной педагогики и психологии Владимирский государственный университет Имени Александра и Николая Столетовых (ВлГУ)
E-mail: vevilia@mail.ru
Феномен психического выгорания и возможности его коррекции у сотрудников дошкольного учреждения
Аннотация: В статье рассматриваются особенности психического выгорания воспитателей дошкольного учреждения. Выявлено снижение мотивационного компонента профессиональной деятельности в результате психического выгорания. Апробирована коррекционная программа, эффективность которой установлена для показателей уровня психического выгорания, психоэмоцонального истощения и профессиональной мотивации.
Ключевые слова: Психическое выгорание, профессиональная мотивация,
психоэмоциональное истощение, личностное отстранение, фрустрация, воспитатели дошкольного учреждения, коррекция психического выгорания.
64
The phenomenon of mental burnout and possibilities of intervention for kindergarten workers
Профессии субъект-субъектного типа отличаются интенсивностью и напряженностью психоэмоционального состояния и наиболее подвержены влиянию профессионального выгорания. Действие многочисленных эмоциогенных факторов (как объективных, так и субъективных) вызывает у профессионалов нарастающее чувство неудовлетворенности, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Эти показатели характеризуют напряженность работы, что приводит к профессиональным кризисам, стрессам, истощению и выгоранию [7]. Результатом этих процессов является снижение эффективности профессиональной деятельности: человек перестает справляться со своими обязанностями, теряет творческий настрой относительно предмета и продукта своего труда, деформирует свои профессиональные отношения, роли и коммуникации [6].
Проблема психического выгорания в современной психологической литературе представлена достаточно широко в работах как зарубежных, так и отечественных авторов, среди которых необходимо отметить M. Burish, H. Freudenberger, R. Golembiewsky, M. Leiter, C. Maslach, A. Pines, W. Schaufeli, В. Е. Орла, А. А. Рукавишникова, И. Г. Сенина, Т. И. Ронгинскую, Т. В. Форманюк, Е. С. Старченкову, Н. Е. Водопьянову и других.
В конце 90-х годов 20 века термин «психическое выгорание» в его первоначальном смысле стал предметом самостоятельного изучения в отечественной психологии. Эти работы в основном носили либо постановочный характер, либо имели узкую эмпирическую направленность. При этом содержание понятия полностью заимствовалось из зарубежной литературы.
В последние годы теоретическая разработка проблемы достигла определенного прогресса, выразившегося в едином соглашении исследователей относительно операциональной структуры выгорания, появлении валидных методик его диагностики. Вместе с тем нет однозначной точки зрения на само определение выгорания, основные симптомы и механизмы возникновения, имеются противоречивые взгляды относительно динамики выгорания. Так же не достаточно проработаны вопросы связи выгорания и его влияния на различные подструктуры личности [3].
В ходе нашего исследования были изучены и проанализированы подходы к проблеме психического выгорания в работах отечественных и зарубежных авторов, большинство из которых, рассматривая процесс выгорания, отмечают, что он начинается с напряжения, которое является результатом противоречия между ожиданиями, намерениями, желаниями и идеалами индивида, и требованиями повседневной реальности. Результатом такого дисбаланса являются стрессы, которые постепенно развиваются и могут осознаваться индивидом, либо долгое время оставаться неосознаваемыми. Путь, по которому индивид справляется с этими, стрессами, является критическим для развития выгорания [4].
Выделяется ряд факторов, инициирующих возникновение синдрома психического выгорания. В. В. Бойко рассматривает внешние и внутренние факторы выгорания [2].
Наиболее важными являются внешние факторы, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности: хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность, дестабилизирующая организация деятельности, повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности, психологически трудный контингент, с которым имеет дело профессионал в сфере общения.
К внутренним факторам В. В. Бойко относит следующие: склонность к эмоциональной ригидности, интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности, нравственные дефекты и дезориентация личности, безразличие к субъекту деятельности и апатия к исполняемым обязанностям [2].
Таким образом, феномен выгорания имеет место тогда, когда у субъекта труда возникают негативные отношения к объекту своего труда, однако при этом объективные условия профессий субъект-субъектного типа, требуют положительного и внимательного отношения к нему. В результате, человек вынужден на подсознательном
65
Section 12. Work Psychology
уровне сдерживать свои эмоции, подавлять их, заменять на противоположные, что может привести к неудовлетворенности своим трудом, собой, к разрядке эмоционального напряжения на своих близких, дезорганизуя и профессиональную деятельность, и межличностные отношения [8].
Наиболее эффективно решить проблему выгорания может применение социально-психологического тренинга, который в последнее время становится все более популярным, как у исследователей, так и у широкой аудитории. Социальнопсихологический тренинг может включать в себя как коррекционную, так и развивающую работу, направленную на развитие уверенности в себе, эмоциональной устойчивости, профессионально значимых качеств и навыков саморегуляции [1].
В тренинге формируется возможность незамедлительного соотношения полученной информации и деятельности, эмоционального переживания новых способов поведения и связанных с ними результатов, что обеспечивается действием каналов обратной связи. Психологический тренинг также позволяет работать с личностью индивида, затрагивая глубинные внутренние структуры, сложно поддающиеся коррекции другими методами [5].
Исследование факторов, обуславливающих возникновение синдрома психического выгорания, осуществлялось среди воспитателей дошкольного учреждения. Целью работы являлось формирование умений и навыков сохранения и укрепления психического здоровья воспитателей через овладение ими способами психической саморегуляции и активизации личностных ресурсов в условиях социально-психологического тренинга.
В соответствии с целью работы, определены следующие задачи исследования: выявить особенности проявления синдрома психического выгорания воспитателей; в соответствии с полученными данными разработать социально-психологический тренинг, в условиях реализации которого обучить способам психической саморегуляции; снизить уровень психического выгорания и эмоционального напряжения; содействовать активизации личностных ресурсных состояний; сформировать установку на сохранение и укрепление психического здоровья.
Исследование проводилось в условиях дошкольного учреждения города Владимира, в нем принимали участие 25 воспитателей, женщин в возрасте 25-55 лет. Сравнительный анализ результатов проводился с применением следующих методик: опросник психического выгорания А. А. Рукавишникова, методика С. Розенцвейга, методика «Дерево» К. Коха, тест М. Люшера.
Полученные результаты показывают, что высокий уровень психического выгорания отмечен у 40% воспитателей. В группе выгоревших профессионалов, в первую очередь происходит снижение в мотивационном компоненте (35%), так же наблюдается высокий уровень психоэмоционального истощения (12%) и в меньшей степени личностного отдаления (6%).
Исследование фрустрационных реакций по С. Розенцвейгу показало, что в группе выгоревших профессионалов преобладает экс-трапунитивная направленность реакций (46%), характеризующаяся высокой степенью экспрессивности и внешней активности специалиста при неожиданном столкновении с неприятной для него ситуацией. Кроме того, преобладает препят-ственно-доминантный тип реакций (40,5%), что в два раза выше нормы), который свидетельствует о высокой степени ригидности воспитателей в стрессовых ситуациях. Воспитатели, имеющие высокий уровень выгорания, демонстрируют реакции на фрустрирующие обстоятельства: открытое проявление недовольства, озабоченность, раздражение, гнев, «зацикленность» на произошедшем, погружение в переживания, эмоциональную инерцию, вовлечение в свои переживания окружающих людей, поиск помощи и поддержки с их стороны.
Исследование личностных реакций в ситуации выгорания по тесту М. Люшера выявило трудности социальной адаптации (33%), неустойчивую самооценку (50%), эмоциональную нестабильность (66%) и потребность в самореализации (83%) у выгоревших воспитателей.
Применение методики «Дерево» К. Коха указывает на потребность в строгой систематизации (33%), проявления инфантильности (66%), поиск прочной позиции в своей среде (66%), тревогу и беспокойство (83%).
66
The phenomenon of mental burnout and possibilities of intervention for kindergarten workers
На основе теоретического анализа проблемы и полученных результатов исследования, разработана и апробирована программа тренинга, нивелирующая психическое выгорание воспитателей дошкольного учреждения, целью которой являлось снижение уровня психического выгорания воспитателей дошкольного учреждения. Цель конкретизировалась в постановке следующих задач: повысить уровень профессиональной мотивации, развить умение адекватно и эффективно действовать в различных профессиональных ситуациях; уменьшить уровень тревожности; изменить отношение к событиям профессиональной деятельности.
Методологической основой для разработки тренинговой программы послужили работы, посвященные проблеме исследования и коррек-
ции синдрома психического выгорания: К. Мас-лач, Е. С. Старченковой, Н. Е. Водопьяновой, В. Е. Орла, И. Г. Сенина, Е. Н. Брядовой и других.
Ожидаемые результаты: снижение уровня психического выгорания; активизация личностных ресурсов; повышение уровня профессиональной мотивации; снижение тревожности; улучшение общего фона настроения. Программа рассчитана на пять занятий, продолжительностью по 2,5 часа, осуществляемых в течение рабочей недели.
Для оценки эффективности программы коррекции синдрома психического выгорания сотрудников дошкольного учреждения, проводилось ретестирование исходными методиками. Выраженность компонентов психического выгорания изменилась следующим образом.
ШТ - пеихозлгоцыуяйлъноё жтащехие; ЛО - личностное orудаления;
UM - профессиональная мотивация; ИПВ - индекс психическом выгорания.
Рис. 1. Показатели уровня психического выгорания воспитателей до и после осуществления программы коррекции
Уровень психического выгорания воспитателей на этапе ретестирования имеет более низкие значения по сравнению с результатами первичной диагностики (p<0,05).
Значимыми являются изменения по шкалам: психоэмоциональное истощение (р<0,01) и профессиональная мотивация (p<0,01), что свидетельствует об уменьшении раздражительности и агрессивности, улучшении общего фона настроения воспитателей, увеличении уровня трудовой мотивации и положительных тенденций в отношении своей профессиональной деятельности. В то же время различия по шкале личностного отдаления являются не значимыми, но просле-
живается тенденция к увеличению эмоциональной толерантности воспитателей и уменьшению уровня тревоги.
На втором этапе анализировались изменения фрустрационных реакций по методике
С. Розенцвейга. Выявлены значимые различия (р<0,05) в направленности реакций до и после проведения программы коррекции психического выгорания, которые заключаются в снижении экстрапунитивной направленности, когда акцентируется внешняя причина фрустрации, подчеркивается степень фрустрирующей ситуации или разрешения ситуации требуют от другого лица (рис. 2).
67
Section 12. Work Psychology
Рис. 2. Показатели направленности реакций до и после осуществления программы коррекции по С. Розенцвейгу
По типу реакции фрустрации имеется тенденция к снижению препятственно-доминант-ных реакций, где препятствия, вызывающие фру-
страцию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные (рис. 3.):
OD - препятственио-доминантный; ED - самозащитный;
\:Р — разрешающий
Рис. 3. Показатели типа реакций до и после осуществления программы коррекциипо С. Розенцвейгу
Полученные данные демонстрируют наличие тенденции к изменению негативного отношения к событиям профессиональной деятельности, стремление развить умение адекватно и эффективно действовать в различных профессиональных ситуациях, и, кроме того, свидетельствуют о снижении уровня тревожности испытуемых.
Повторное исследование с использованием восьмицветового теста М. Люшера выявило значимые изменения по таким измеряемым параме-
трам, как социальная адаптация (р<0,05), неустойчивая самооценка (р<0,01), эмоциональная нестабильность (р<0,01), что свидетельствует о стремлении повысить собственную значимость, обрести душевное равновесие и профессиональную позицию, соответствующую уровню собственных притязаний.
Показатель, отражающий потребность в самореализации, не обнаружил значимых изменений. Сравнительные данные ретестирования ос-
68
The phenomenon of mental burnout and possibilities of intervention for kindergarten workers
новных параметров представлены на рис. 4: рисуночной методики «Дерево» К. Коха. Резуль-
На четвертом этапе рассматривались данные таты исследования представлены на рис. 5.
Рис. 4. Показатели психического выгорания до и после осуществления программы коррекции по М. Люшеру
Результаты повторного исследования по методике «Дерево» К. Коха указывают на незначительные изменения по параметрам: потребность в строгой систематизации и поиск прочной позиции в своей среде.
Статистически значимые различия наблюдаются по параметру тревога и беспокойство (р<0,01) у выгоревших воспитателей. Данные изменения фиксируют благоприятное воздействие
коррекционной программы, заключающееся в снижении уровня тревоги и стресса воспитателей.
Таким образом, после проведения программы коррекции синдрома психического выгорания, снизились основные проявления психического выгорания, уменьшился уровень психоэмоционального истощения (p<0,01), повысился показатель профессиональной мотивации (р<0,01).
потребность в поиск прочной инфантильность тревога и систематизации позиции беспокойство
■ До тренинга ■ После тренинга
Рис. 5. Сравнительные данные диагностики методикой «Дерево»
К. Коха до и после осуществления программы коррекции Фиксируются тенденции к изменению нега- адекватно и эффективно действовать в различных тивного отношения к событиям профессионалы профессиональных ситуациях, наблюдается сни-
ной деятельности, стремление развить умение жение уровня тревожности испытуемых.
69
Section 12. Work Psychology
Так же имеются значимые изменения по таким измеряемым параметрам, как социальная адаптация (р<0,05), неустойчивая самооценка (р<0,01), эмоциональная нестабильность (р<0,01), что свидетельствует о стремлении повысить собственную значимость, обрести душевное равновесие и профессиональную позицию, соответствующую уровню собственных притязаний.
Однако стоит отметить, что различия по шкале личностного отдаления, проявляющегося в уменьшении количества контактов с окружающими, повышении раздражительности и нетерпимости в ситуациях общения, являются незначимыми. Кроме того, показатели, отражающие потребность в самореализации, строгой систематизации на основе привычек и поиск прочной позиции в своей среде не имеют значимых различий.
Отсутствие изменений по данным параметрам свидетельствует об ограниченных возможностях недельной программы тренинга, направленной на коррекцию синдрома психического выгорания сотрудников дошкольных учреждений и создает перспективы для продолжения исследований в этом направлении.
Полученные в результаты могут быть использованы в целях прогнозирования, профилактики и коррекции синдрома психического выгорания воспитателей дошкольных учреждений; учитываться в процессе составления графиков работы и уточнения рабочих обязанностей воспитателей; применяться в индивидуальном и групповом консультировании специалистов, осуществляющих свою профессиональную деятельность в дошкольном учреждении.
Список литературы:
1. Агеева И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы [Текст]/И. А. Агеева. -СПб.: Речь, 2006. - 208 с.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Информац. издат. дом «Филин», 1996. - 72 с.
3. Водопьянова Н. Е. «Профилактика и коррекция синдрома выгорания: методология, теория, практика»/Водопьянова Н. Е. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. - 160 с.
4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2008-336 с.
5. Евтихов О. В. Практика психологического тренинга [Текст]/О. В. Евтихов. - СПб.: Издательство «Речь», 2005. - 256 с.
6. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются.//Практикум по социальной психологии СПб: «Питер», 2001. - 432 с.
7. Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование /В. Е. Орел//Психологический журнал. - М.: Наука, 2001. - Т. 20. № 1. С. 16-21.
8. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. - 330 с.
70