Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОГО ПРОЖИВАНИЯ В СИТУАЦИИ СВО'

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОГО ПРОЖИВАНИЯ В СИТУАЦИИ СВО Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
стресс / адаптация / стрессоустойчивость / копинг-стратегии / stress / adaptation / stress tolerance / coping strategies

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Чеховская О. А.

В статье представлено исследования психических состояний и стрессоустойчивости детей в условиях совместного проживания в ситуации СВО. Особое внимание уделено понятию адаптации и стрессоустойчивости. Отмечено значимое влияние стрессовых ситуаций, а именно боевые действия, эвакуация на психическое состояние детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MENTAL STATES AND STRESS TOLERANCE OF CHILDREN IN CONDITIONS OF COHABITATION IN SITUATION OF THEIR OWN

The article presents research on the mental states and stress resistance of children in conditions of cohabitation in a situation of their own. Special attention is paid to the concept of adaptation and stress resistance. A significant impact of stressful situations, namely fighting, evacuation on the mental state of children, was noted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОГО ПРОЖИВАНИЯ В СИТУАЦИИ СВО»

УДК 159

Чеховская О.А.

студент 3 курса магистратуры, Херсонский государственный педагогический университет

(г. Херсон, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОГО ПРОЖИВАНИЯ В СИТУАЦИИ СВО

Аннотация: в статье представлено исследования психических состояний и стрессоустойчивости детей в условиях совместного проживания в ситуации СВО. Особое внимание уделено понятию адаптации и стрессоустойчивости. Отмечено значимое влияние стрессовых ситуаций, а именно боевые действия, эвакуация на психическое состояние детей.

Ключевые слова: стресс, адаптация, стрессоустойчивость, копинг-стратегии.

Способность человека к адаптации является одной из самых поразительных и существенных его характеристик. Под адаптацией понимается приспособление организма к изменяющимся внешним и внутренним условиям среды. Данный термин имеет древнее происхождение, восходящее к латинскому «adaptation», что означает «прилежание, приспособление». Уровень стрессоустойчивости и способность адаптировать своё поведение к критическим ситуациям влияют на то, насколько успешно человек справляется со стрессорами.

Актуальность исследования стрессоустойчивости детей в стрессовой ситуации обусловлена необходимостью выявления особенностей этого процесса у детей различного возраста на новом месте жительства.

21 февраля 2022 года Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о признании Донецкой и Луганской Народных Республик (ДНР и ЛНР). В тот же день стало известно о дислокации около 60 тысяч военнослужащих

Вооружённых Сил Украины в непосредственной близости от границ ДНР и ЛНР. Лидеры ДНР и ЛНР обратились к России с просьбой о защите от агрессии со стороны Украины.

Военные действия на территории Украины привели к вынужденной миграции значительной части населения, в том числе семей с детьми, которые были эвакуированы из Херсона и размещены на закрытой территории. Изменение условий жизни, утрата привычной обстановки, окружения, места работы и учебы, а также пережитый стресс военного конфликта - все это можно отнести к воздействию факторов внешней среды. Любое воздействие таких факторов на организм человека вызывает стрессовую реакцию, которая активизирует определенные системы организма, включая регуляторные, мобилизуя его функциональные резервы.

Актуальность системной работы по организации психологической помощи детям и ближайшему окружению участников специальной военной операции велика, поскольку относительно часто происходят кризисные ситуации. Особое внимание в таких ситуациях требуют дети и подростки, так как, в силу возраста, у них продолжается формирование когнитивных функций, и переживание кризисного события может негативно повлиять на психическое здоровье ребенка.

Психологическая помощь должна быть профессиональной и полноценной. Для этого необходим системный динамический подход в организации психологической помощи в образовательной среде, основные аспекты которой будут рассмотрены в данном пособии.

Психологи отмечают, что если наблюдаются изменения в поведении членов семьи, не стоит впадать в отчаяние. Необходимо прислушаться к себе и окружающим. Особенно важно уделять внимание психологическому здоровью подрастающего поколения, которое, в отличие от взрослых, не обладает достаточной эмоциональной зрелостью и жизненным опытом, чтобы справиться с нахлынувшими эмоциями.

В связи с этим, важно разработать мероприятия по повышению стрессоустойчивости у детей и подростков. Современное общество нуждается в людях, способных не только адаптироваться к окружающей среде, но и реализовать свой потенциал в ней, несмотря на наличие множества стрессовых факторов. От этого зависит наше общее будущее.

Постановка проблемы. Сложившаяся ситуация представляет собой сложный вызов как для взрослых, так и для детей, которым необходима полноценная помощь в преодолении стресса и выработке адаптационных способностей.

Необходимо подчеркнуть, что проблема преодоления стресса актуальна не только для взрослых, но и для детей, возможно, даже в большей степени. Ведь дети - это будущее общества, и правильное преодоление стресса, адекватная адаптация, закладываются именно в детском и подростковом возрасте. В связи с этим, важно разработать мероприятия по повышению стрессоустойчивости у детей и подростков. Современное общество нуждается в людях, способных не только адаптироваться к окружающей среде, но и реализовать свой потенциал в ней, несмотря на наличие множества стрессовых факторов. От этого зависит наше общее будущее.

Анализ литературы. Теоретическую основу составляют труды таких отечественных и зарубежных исследователей, как: А. М. Столяренко, А. Г. Маклаков, В. В Брофман, Б. М. Мастеровая, З. С. Текоева, А. Л. Венгер, Е. И. Морозова, Ю. Г. Демьянов, О. Б. Есина, А. А. Портнова, Г. А. Фа-стовцева, Н. В. Тарабрина, О. В. Бертман-Полякова, К. Даут, Р. М. Уильямс, У. Юла, A. Ахмед, B. Рашиди. В то же время мы считаем, что невозможно полноценное рассмотрение данной проблемы без учета факторов, влияющих на эмоциональное состояние ребенка. Данный вопрос особенно глубоко изучен такими исследователями, как: И. Г. Малкина-Пых, Ю. Г. Демьянов, О. Б. Есина, А. А. Портнова, Н. В. Тарабрина, Дж. Готман.

Изложение основного материала. Дети, проживающие в условиях военного конфликта, оказываются в сложной и уязвимой ситуации. Как наиболее

незащищённый сегмент населения, они остро реагируют на необходимость адаптации к таким обстоятельствам и выработку определенного уровня стрессоустойчивости.

В результате постоянного воздействия негативных эмоций (страх, печаль, гнев), дети могут испытывать нарушения в эмоциональной сфере. Важно отметить, что помимо внешних факторов военного конфликта, на проявление эмоциональных реакций у ребёнка также влияют его индивидуальные психологические особенности. Психическая травма, полученная в результате нарушения нормальной жизни, может стать для ребёнка серьёзным травматическим событием. Для более глубокого понимания этой проблемы необходимо обратиться к определениям понятий «ситуация» и «экстремальная ситуация».

Ситуация - это совокупность условий, которые влияют на активность субъекта. Экстремальная ситуация - внезапная, опасная для человека или воспринимаемая им как тревожная обстановка.

Военный конфликт на территории Херсонской области может стать причиной различных патологических состояний.

Следовательно, дети, подражая эмоциональным реакциям взрослых, также могут проявлять склонность к состоянию замешательства, сильного эмоционального напряжения или, наоборот, спокойствия. Любая экстремальная ситуация оказывает травмирующее воздействие на весь организм человека. Влияние военной обстановки на ребёнка особенно опасно, поскольку такие напряжённые события с сильным негативным воздействием требуют от него особых усилий для преодоления последствий. Эмоциональная сфера ребёнка реагирует на это крайне остро и чувствительно. В условиях длительных военных действий дети испытывают не только эмоциональный и травматический стресс, но и могут развить посттравматическое стрессовое расстройство [3, с.16].

Военный конфликт является бесспорно стрессовым событием для детей, вызывая у них постоянный комплекс негативных эмоций. В таких условиях дети сталкиваются с тремя взаимосвязанными компонентами: ощущением

отдалённой угрозы, оценкой и эмоциональной реакцией на эту угрозу, а также физиологическими и соматическими последствиями этих переживаний.

В контексте нашего исследования важно рассмотреть такое существенное эмоциональное состояние, как эмоциональный стресс. Эмоциональный стресс представляет собой аффективное переживание, которое сопровождается ощущением негативных физиологических изменений в организме. Это свидетельствует о том, что негативные эмоции могут приводить к психосоматическим проблемам. Современные взгляды определяют эмоциональный стресс как способность организма адаптироваться к внешним требованиям. При этом следует отметить, что именно эмоциональная сфера человека первично реагирует на военные события, демонстрируя признаки стресса [5, с. 13].

По мнению специалистов, дети и подростки, чьи родители или близкие родственники были мобилизованы, могут испытывать симптомы стресса различной интенсивности - от легкого беспокойства до панического страха. Мобилизация близких людей является психотравмирующим событием, которое ребенок не может контролировать и предотвратить, что усугубляет его переживания. Обязательным является оказание психологической помощи. Работа с детьми, их родителями и педагогами позволит сохранить их психологическое благополучие.

Исследование проводилось в период с ноября 2022 года по март 2023 года на территории серой зоны левобережья Херсонской области, южного региона Российской Федерации. В исследовании приняли участие 64 ребенка в возрасте с 9 до 15 лет. Для удобства эксперимента было выбрано равное количество разнополых детей.

Опытно-экспериментальная база исследования - лагерь «Голубое пламя», закрытого типа (для эвакуированных с правобережья Херсонской области в процессе СВО семей в «погонах») и ГБОУ Херсонской области «Стрелковская школа Генического муниципального округа» (дети которой не были подвержены эвакуации). Экспериментальная группа: дети из лагеря «Голубое пламя» в

количестве 32 человек (16 девочек и 16 мальчиков). Контрольная группа: ученики ГБОУ Херсонской области «Стрелковская школа Генического муниципального округа» в количестве 32 человека (16 девочек и 16 мальчиков).

В ноябре 2022 года на данных группах детей нами была проведена методика «Самооценки психических состояний» (Г.Айзенка). На основании данной таблицы составлен рисунок 1.1.

Рис. 1.1. Самооценка психических состояний по Г.Айзенку за 2022 год.

Данные показатели говорят о том, что дети «Голубого пламени» находятся в достаточно неустойчивых психических состояниях, что, в целом, соответствует той стрессогенной обстановке, в которую они попали.

В течение 4-х месяцев с учащимися экспериментальной группы нами были проведены мероприятия психолого-педагогического сопровождения, направленных на развитие стрессоустойчивости.

После чего, в марте 2023 года методика «Самооценки психических состояний» (Г.Айзенка) была проведена повторно на тех же детях.

На основании данных результатов составлен рисунок 1.2.

Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень

Регидность

О

Агрессивность

Фрустрация

=

11

15

16

17

Тревожность

21

Рис. 1.2. Самооценка психических состояний по Г.Айзенку за 2023 год.

Анализируя данные показатели, были выявлены следующие результаты:

- у 2/3 детей наблюдался низкий уровень тревожности, 1/3 детей - со средним уровнем, высокого уровня тревожности выявлено не было,

- так же не было выявлено высокого уровня агрессивности, половина детей показали низкий уровень, а половина средний уровень данного состояния.

- по показателю состояния регидности так же не выявили высокого уровня, но половина детей показала средний уровень регидности и вторая половина - низкий уровень.

- удивил показатель фрустрации. Половина детей показала низкий уровень, но вторая половина - средний и даже 5 человек с высоким уровнем фрустрации.

Также был подсчитан средний балл показателей по четырем основным критериям (тревожность, фрустрация, агрессивность и ригидность) за 2022 и 2023 год и данные оформлены в рисунок 1.3.

■ 2022 ■ 2023

11,2

Тревожность Фрустрация Агрессивность Ригидность

Рис. 1.3. Сравнительная характеристика самооценки психических состояний по среднему баллу за 2022 - 2023 год.

Для большей наглядности результаты были выведены в процентах и представлены в рисунок 1.4.

■ 2022 ■ 2023

100% 100% 99% 100% 100%

Тревожность Фрустрация Агрессивность Ригидность

Рис. 1.4. Сравнительная характеристика самооценки психических состояний в процентном соотношении за 2022 - 2023 год.

Исходя из данных диаграммы, мы делаем следующие выводы:

- средний показатель тревожности в 2023 году снизился на 33% по сравнению с 2022 годом,

- средний показатель агрессивности снизился на 42% в 2023 году, что показывает положительную динамику,

- средний показатель регидности в 2023 году снизился на 30%

- а вот показатель фрустрации в 2023 году по сравнению с 2022 годом снизился всего лишь на 1%.

После дополнительного проведения обследования детей с высоким и средним уровнем фрустрации путем методов беседы и элементов арт-терапии, была выявлена причина данного состояния - родителям одобрили сертификат на жилье и детям предстояло вновь менять место жительства.

Одновременно с методикой Айзенка в 2022 году дети из лагеря «Голубое пламя» и ученики ГБОУ Херсонской области «Стрелковская школа Генического МО» также были продиагностированы по методике «Определение стрессоустойчивости личности для подростков» Тест на стрессоустойчивость Холмса и Раге.

Для лучшей наглядности обработанные данные сравнительного анализа показателей стрессоустойчивости за 2022 год экспериментальной и контрольной группы представлены в виде графика 2.1.

200 150 100 50 0 -50 -100

/ \ ^^

-о—■—■—■ Ц^^о—п-

Очень низки й Низки й Ниже среди его Чуть ниже среди его Среди ий Чуть выше среди его Выше среди его Высок ий Очень высок ий

—Ф— ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА(количество детей) 0 5 4 7 6 5 4 1 0

КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА (количество детей) 0 2 3 5 7 9 5 1 0

А Разница в % 0 150 33 75 -14 -44 -20 0 0

График 2.1. Показатель разности в процентах уровня стрессоустойчивости по тесту Холмса и Раге экспериментальной и контрольной группы за 2022 год.

Исходя из данных исследования, мы явно наблюдаем, что у экспериментальной группы в 2022 году показатель «низкого уровня» стрессоустойчивости был выше контрольной на 150%, так же на 75% был показатель уровня стрессоустойчивости «чуть ниже среднего» и на 33% «ниже среднего», так же, контрольная группа показала хорошие результаты по уровню стрессоустойчивости «чуть выше среднего» - на 44% больше и «выше среднего» - на 20% показатель был выше, чем у экспериментальной группы.

Это дало нам снования сделать вывод, что у экспериментальной группы уровень стрессоустойчивости на тот момент был почти в два раза ниже, чем у контрольной группы

Спустя полгода, после проведения психолого-педагогической работы, направленной на развитие стрессоустойчивости у экспериментальной группы «Голубое пламя», методика «Определение стрессоустойчивости личности для подростков» Тест Холмса и Раге, была проведена снова в 2023 году.

Обработанные данные представлены в виде графика 2.2.

60 1 -120 --

—д ш ——и—^—

\ / ^ /

\ / \ /

^^ / ^^

ж & ж

Очен ь низки й Низки й Ниже среди его Чуть ниже среди его Сред ний Чуть выше среди его Выше среди его Высо кий Очен ь высок ий

—Ф— ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА(количество детей) 0 0 0 9 10 8 5 0 0

-^КОНТРОЛЬНАЯ ГРУППА (количество детей) 0 1 1 6 8 7 6 1 0

А Разница в % 0 -100 -100 50 25 14 -17 -100 0

График 2.2. Показатель разности в процентах уровня стрессоустойчивости по тесту Холмса и Раге экспериментальной и контрольной группы за 2022 год.

Изучая данные показатели, было выявлено:

Дети экспериментальной на 50% больше имели показатель уровня стрессоустойчивости «чуть ниже среднего».

На 25% - больше показатель «среднего» уровня стрессоустойчивости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Низкий», «ниже среднего» показатели уровня стрессоустойчивости вышли в ноль.

Также нулевыми остались показатели «высокого» и «очень высокого» уровня стрессоустойчивости.

В то время, как в контрольной группе появились дети с «низким» и «ниже среднего» показателями.

Проводя сравнительный анализ результатов за 2023 год двух данных групп, участвовавших в исследовании, мы можем сделать следующий вывод: в экспериментальной группе прослеживается динамика повышения уровня стрессоустойчивости на фоне детей контрольной группы по показателям «Средний» (на 25%), «Чуть выше среднего» (на 14 %), «Чуть ниже среднего» (на 50%).

Так же нам интересно было пронаблюдать динамику изменений результатов в данных группах, полученных до реализации мероприятий

психолого-педагогического сопровождения, в 2022 году и после него, в 2023 году.

Данные и по экспериментальной и по контрольной группе также были внесены в сводную таблицу данных за 2022 - 2023 год (см. Приложение Г, таблица 2.5) и отображены на графике 2.3 и 2.4.

120 100 80 60 40 20 0 -20

Очен ь низки й Низк ий Ниже среди его Чуть ниже среди его Сред ний Чуть выше среди его Выше среди его Высо кий Очен ь высо кий

А Разница в % 0 100 100 -22 -40 -37 -20 100 0

Я Экспериментальная группа 2023 г. 0 0 0 9 10 8 5 0 0

Ф Экспериментальная группа 2022 г. 0 5 4 7 6 5 4 1 0

График 2.3. Показатель разности в процентах уровня стрессоустойчивости по тесту Холмса и Раге экспериментальной группы за 2022 - 2023 год.

График 2.4. Показатель разности в процентах уровня стрессоустойчивости по тесту Холмса и Раге контрольной группы за 2022 - 2023 год.

Исходя из графика 2.3, мы наглядно видим, что показатели экспериментальной группы с 2022 года по 2023 изменились:

«Средний уровень» стрессоустойчивости увеличился на 40%,

«Чуть выше среднего» на 37%,

На 22% уменьшился показатель «Чуть ниже среднего» и на 20% «Выше среднего»,

«Низкий», «Ниже среднего» и «Высокий» показали 100% динамику изменения в 2023 году, по сравнению с 2022 годом.

Анализируя данные исследования, мы видим, что:

В экспериментальной группе самый высокий показатель из трех (10 баллов), в копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки».

На втором месте средний и низкий уровень «Избегания проблем»

И на третьем копинг-стратегия «Решение проблем».

Нужно отметить, что дети контрольной группы показали приблизительно такие же результаты, особенно в выборе копинг-стратегии «Избегание проблем»

Так же явно видно, что копинг-стратегия «Поиск социальной поддержки» у экспериментальной группы явно превалирует по сравнению с контрольной.

Выводы и перспективы. Анализ литературы по проблеме стрессоустойчивости показывает, что, несмотря на значительный объем исследований, концептуальные и методологические аспекты этого психологического феномена остаются недостаточно разработанными.

Детский возраст характеризуется длительными и сложными психическими процессами, происходящими на фоне интенсивных физиологических и социальных изменений. В этот период формируются новые социальные связи и происходит половое созревание, что требует от детей значительных адаптивных усилий.

Стрессоустойчивость в детском возрасте нуждается в особом развитии, поскольку подростки обладают ограниченным опытом и не всегда способны адекватно оценивать стрессовые ситуации. Недостаток жизненного опыта может привести к искаженному восприятию стресса и затруднять поиск эффективных

способов преодоления трудных ситуаций. Исследование показало, что стрессоустойчивость зависит от гармоничного взаимодействия когнитивного, рефлексивного, эмоционально-волевого и коммуникативно-поведенческого компонентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абдулов, Ф.У. Стрессоустойчивость личности в образовательном процессе [Текст] / Ф.У. Абдулов, К.А. Холуева // Современные наукоемкие технологии. 2013. - № 7-2. - 190 с;

2. Антропов Ю. Ф. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков / Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко. М.: Изд-во Института Психотерапии, Изд-во НГМА, 2000. 320 с;

3. Ахмедова Х. Б. Мирные жители в условиях военных действий: личностные черты и расстройства адаптации / Х. Б. Ахмедова // Психологический журнал. 2003. № 3. С. 37-42;

4. Божович, Л.И. Личность и проблемы ее формирования [Текст] / Л.И.Божович. - М.: Академия, 2013. - 136 с;

5. Бусыгина, И.С. Внутриличностные ресурсы стрессоустойчивости личности [Текст] / И.С. Бусыгина, Е.В. Растопин // Вестник Южно- Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2013. - Т. 6. - № 2. - С. 93-97

Chekhovskaya O.A.

Kherson State Pedagogical University (Kherson, Russia)

FEATURES OF MENTAL STATES AND STRESS TOLERANCE OF CHILDREN IN CONDITIONS OF COHABITATION IN SITUATION OF THEIR OWN

Abstract: the article presents research on the mental states and stress resistance of children in conditions of cohabitation in a situation of their own. Special attention is paid to the concept of adaptation and stress resistance. A significant impact of stressful situations, namely fighting, evacuation on the mental state of children, was noted.

Keywords: stress, adaptation, stress tolerance, coping strategies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.