Scientist
Scientist, 2023, 4(26), 217-220._
ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И САМООРГАНИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ИЗБРАННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ
Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Курдяпов Б. К.
Научный руководитель: к. пед. н., доцент Баринова О. Г. Кафедра клинической психологии
Введение
Студенческая жизнь начинается с первого курса. И потому успешная, эффективная, самоорганизация первокурсников к жизни и к учёбе в высшем медицинском учебном заведении - залог дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста, удовлетворенного выбором своей будущей специальности [1], и, безусловно, некая гарантия психологического благополучия студентов.
Цель исследования: изучить удовлетворенность студентов-медиков избранной специальностью во взаимосвязи с особенностями их самоорганизации и психическими состояниями.
Материалы и методы
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО АГМУ Минздрава России. В нем приняли участие 94 студента с 1 до 6 курса. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме; методы математической статистики; компьютерная обработка результатов исследования с помощью пакета SPSS Statistics. В качестве психодиагностического инструментария использовались следующие методики: «Личностный опросник Айзенка, EPI»; Опросник А.А. Киссель «Удовлетворенность избранной специальностью»; методика «Самоорганизация деятельности» Е.Ю. Мандриковой.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у студентов с разными уровнями удовлетворенности избранной специальностью существуют значимые различия в психических состояниях и особенностях их самоорганизации.
Результаты и обсуждения
Важно отметить, что проведенное исследование подтверждает гипотезу о существовании связи между уровнем удовлетворенности избранной специальностью и особенностями самоорганизации у студентов медицинского вуза. В частности, выявлено, что высокий уровень удовлетворенности специальностью связан с высоким уровнем планомерности, целеустремленности, настойчивости и самоорганизации. Так, применение критерия Краскела-Уоллиса позволило обнаружить статистически значимые различия между группами респондентов, отличающихся между собой по уровням удовлетворенности избранной специальностью. А именно, по двум переменным самоорганизации: целеустремленность (р=0,040) и ориентация на настоящее (р=0,046) средние ранги значимо увеличиваются с увеличением степени удовлетворенности избранной специальностью. Однако, и для первой, и для второй переменной характерно снижение средних показателей при самой высокой степени удовлетворенности. Отсюда следует, что когда студент удовлетворен полностью избранной специальностью, то вполне логично, что он достигает желаемого, и целеустремленность перестает быть движущей силой его развития, ровно так же, как и ориентация на настоящее.
Что касается части гипотезы о связи между уровнем удовлетворенности избранной специальностью и психическими состояниями студентов-медиков, такими как тревожность, агрессивность, фрустрация и ригидность, то следует отметить, что она не нашла своего подтверждения на нашей выборке. То есть прямой связи между уровнями удовлетворенности избранной специальностью и психическими состояниями студентов-медиков обнаружено не было. Вместе с тем,
219
Особенности психических состояний и самоорганизации студентов-медиков.
следует сказать, что между переменными самоорганизации и психическими состояниями были обнаружены устойчивые взаимосвязи [2].
Так, в частности, статистически значимые обратные связи обнаружились между фрустрацией с целеустремленностью (г=-0,364) и настойчивостью (г=-0,554), при р=0,000. Те же переменные самоорганизации отрицательно коррелируют с тревожностью (целеустремленность (г=-0,250) и настойчивость (г=-0,479)), при р<0,015. Это означает, что чем выше уровень тревожности и фрустрации, тем ниже показатели целеустремленности и настойчивости. Верно и обратное. Следовательно, при психологическом благополучии и уравновешенности студентов-медиков более высока самоорганизация их учебной деятельности.
Кроме того, интересная связь была обнаружена между психическим состоянием ригидности студентов и показателем настойчивости в деятельности (г=-0,439). Связь устойчивая, обратная (р=0,000). Отсюда, чем слабее проявления ригидности, тем выше настойчивость в деятельности и наоборот.
Единственные прямые, устойчивые корреляционные связи были обнаружены между психическим состоянием агрессивности и тремя переменными самоорганизации: целеустремленностью (г=0,243), фиксацией (г=0,218), планомерностью (г=0,227), при р<0,035. Очевидно, что чем сильнее проявление агрессии, тем студенты отличаются большей целеустремленностью, планомерностью и фиксацией в самоорганизации учебной деятельности.
Выводы
Было выявлено, что существуют значимые различия в особенностях самоорганизации студентов с разным уровнем удовлетворенности избранной специальностью. Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать вывод, что уровень удовлетворенности выбранной специальностью является важным параметром, определяющим
БавпШ, 4(26), 2023
личностные характеристики, связанные с продуктивной организацией учебной деятельности студентов-медиков в период обучения в вузе. Список литературы:
1. Тимченко Н.С., Кочетова Ю.Ю., Баринова О.Г., Тупикина В.А. Организационно-педагогические факторы удовлетворенности учебной деятельностью обучающихся в вузе. Знание. Понимание. Умение. 2022; 4: 205-214. DOI 10.17805/zpu.2022.4.18.
2. Фидиркина В.Н., Баринова О.Г. Феномен академического стресса и психологическое благополучие студентов-медиков. Scientist (Russia). 2021; 4(18); 35. - EDN WTZDWG.
Как цитировать:
Курдяпов Б. К. Особенности психических состояний и самоорганизации студентов-медиков с разным уровнем удовлетворенности избранной специальностью. Материалы IX итоговой конференции НОМУИС. Барнаул. Scientist. 2023; 4 (26): 217-220.