Научная статья на тему 'Особенности проявления тревожности в детско-родительских отношениях часто болеющим ребёнком дошкольного возраста'

Особенности проявления тревожности в детско-родительских отношениях часто болеющим ребёнком дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1466
475
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРЕВОЖНОСТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ЧАСТО БОЛЕЮЩИЙ РЕБЁНОК

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дубовик Е. Ю.

В статье содержатся результаты проведенного исследования, коррекции, направленной на снижение уровня развития тревожности у данных детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дубовик Е. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления тревожности в детско-родительских отношениях часто болеющим ребёнком дошкольного возраста»

Е.Ю. Дубовик

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ ТРЕВОЖНОСТИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ЧАСТО БОЛЕЮЩИМ РЕБЕНКОМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В настоящее время социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций, ухудшение психологического климата в семье, являются причинами, которые обусловливают рост отклонений в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения. По данным ежегодных государственных докладов «О положении детей в РФ» за 2001—2004 год, количество детей, страдающих нервно-психическими заболеваниями в нозологической форме, увеличивается. Тревожность относится к числу наиболее частых поводов обращения родителей к психологу, при этом в последние годы количество таких обращений существенно возросло. Предпосылкой формирования тревожности как черты личности к школьному возрасту является накопление дошкольником «достаточного» багажа неудачных способов преодоления состояния тревоги. Поэтому для профилактики тревожного типа развития личности необходимо находить адекватные способы, с помощью которых дети могли бы совладать с волнением, неуверенностью, с другими проявлениями эмоциональной неустойчивости. В связи с этим задача оказания психологической поддержки тревожному ребенку является актуальной и практически ценной.

Выявлено множество причин детской тревожности. В качестве основного источника могут быть рассмотрены детско-родительские и внутрисемейные отношения относительно здорового ребенка, нарушения которых приводят к постоянным микротравмам детей (Захаров А.И., 1988; Прихожан А.М., 2000; Спива-ковская А. С., 2001). Однако рассмотрение причин появления и фиксации тревожности у часто болеющего ребенка в дошкольном возрасте, возможностей ее коррекции в связи с особенностями семейной среды представляется нам актуальным и соответствующим задачам развития психологической теории и потребностям практики.

В последнее время повсеместно отмечается рост детской заболеваемости и, как следствие, возникает проблема развития соматически больных детей. Особую категорию таких детей составляют часто болеющие дети дошкольного возраста. По данным диспансеризации, проведенной в Красноярском крае в 20032004 учебном году, около 80 % дошкольников страдают различными хроническими заболеваниями. В структуре заболеваемости детей дошкольного возраста преобладают болезни органов дыхания (бронхиты, грипп, ОРВИ, трахеиты и др. (63,3 %)), инфекционные и паразитарные заболевания (7,8 %), болезни орга-

нов пищеварения (гастриты, панкреатиты, язвенные болезни желудка и пр. (23,3 %) и др.).

Известно, что социальная ситуация развития больного ребенка является качественно иной по сравнению с ситуацией развития здорового. Кроме этого, в психологической литературе приводятся некоторые данные, указывающие на отличия часто болеющих детей от здоровых сверстников по ряду индивидуально-психологических характеристик (Николаева В.В., 1987; Арина Г.А., Коваленко Н.А., 1995; Исаев Д.Н., 1996; Ковалевский В.А., 1997), а также по специфике семейного воспитания (Николаева В.В., 1987, 1992; Михеева А.А., Касаткин В.Н., 1995; Холмогорова А.Б., 2000; Исаев Д.Н., 2001; Коробейников И.А., 2002). Так, для них характерны выраженная тревожность, боязливость, неуверенность в себе, быстрая утомляемость, зависимость от мнения окружающих, что может перерасти в стойкие черты личности. В то же время остаются неразработанными направления и способы коррекции проявления тревожности в системе детско-родительских отношений часто болеющим ребенком дошкольного возраста.

В связи с этим целью исследования были изучение особенностей проявлений тревожности в детско-родительских отношениях часто болеющим ребенком дошкольного возраста и разработка коррекционной программы, направленной на снижение уровня тревожности часто болеющих дошкольников, а также на формирование эффективных (оптимальных) взаимоотношений между родителями и детьми.

В основу исследования легло предположение о том, что нарушения соматического статуса ребенка (частые простудные, обострение хронических соматических заболеваний) в силу создаваемой болезнью особой социальной ситуации развития существенно влияют как на взаимоотношения между ребенком и родителями, так и на эмоциональную сферу (а именно тревожность) ребенка дошкольного возраста.

Для изучения особенностей проявлений тревожности в детско-родительских отношениях часто болеющим ребенком дошкольного возраста применялись следующие методы и методики: а) анализ научной литературы по проблеме исследования; б) опросник-анкета (выявление тревожного ребенка дошкольного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, педагогов-воспитателей) (Костина Л.И., 2004); в) методика «Рисунок человека» (определение уровня тревожности у детей дошкольного возраста) (Костина Л.И., 2004); г) проективная методика «Выбери нужное лицо» (Тэммл Р., Амен В., Дорки М.) (определение тревожности по отношению к ряду типичных для ребенка (3-7 лет) жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми); д) методика «Кинетический рисунок семьи» (Бэнс Р., Кауфман С.) (изучение степени эмоционального благополучия или неблагополучия ребенка дошкольного возраста в семье); е) «Шкала тревожности ребенка» (Прихожан А.М.) (оцениваются ситуации, области действительности, являющиеся для ребенка старшего дошкольного возраста основными причинами тревожности, страхов); ж) опросник-тест родительского отношения (Варга А.Я., Столин В.В.); з) методы математической обработки и корреляционного

анализа (сравнение результатов по критерию Стьюдента, подсчет коэффициента корреляции по Спирмену).

В результате проведенного анализа научной литературы мы констатировали:

- преобладание высокого уровня тревожности у часто болеющих детей дошкольного возраста (Бассин Ф.В., 1970);

- наличие тревожности, неуверенности в себе, зависимости от чужого мнения (Румянцев А.Г., Касаткин В.Н.,1996);

- ограниченный круг общения больных детей (Николаева В.В., 1989; Ковалевский В.А., 1997).

Нам кажутся правильными представления В.В. Николаевой и Г.А. Ариной (1995), которые выделяют два вида ограничений, определяющих для больного ребенка иную социальную ситуацию развития: а) ограничение движений; б) ограничение познавательной деятельности. Первое связано с общим недомоганием, постельным режимом. Известно, что двигательная активность является важной формой самовыражения ребенка, а также сильнейшим фактором его развития. Второе ограничение связано с фрустрацией познавательной потребности. Изменения познавательной активности ребенка, и особенно ограниченность его общения со сверстниками, существенно меняют социальную ситуацию развития часто болеющего дошкольника.

В семьях, имеющих часто болеющего ребенка, преобладают такие стили воспитания, как привязывающе-подавляющий (Ковалевский В.А., 1997, Николаева В.В., 1990); симбиотичекий — симбиотически, авторитарный (Личко А.Е., 1983).

Многие авторы в качестве основной причины повышенного уровня тревожности дошкольников считают нарушение детско-родительских отношений. Пси-холого-педагогические исследования привели к выделению типов неэффективного (нарушенного) родительского отношения, которые способствуют формированию патологических новообразований в психической деятельности и поведении ребенка (Захаров А.И., Варга А.Я., Спиваковская А.С.).

Подводя итог вышеизложенному, нам представляется возможным утверждать, что в качестве главной причины тревожности выделяют неэффективное (нарушенное) отношение родителей к ребенку, а также незнание психологических особенностей возраста, задач, содержания, форм, методов воспитания ребенка. Следует отметить, что часто болеющие дети более тревожны, чем здоровые дети дошкольного возраста. Больные дети находятся в особой социальной ситуации развития. Психологическое воздействие на личность часто болеющего тревожного ребенка будет более эффективным при условии оптимизации родительского отношения к нему. При этом стабильность результатов, достигнутых в ходе коррекционной работы, определяется их последующей поддержкой ближайшим социальным окружением ребенка.

Исследование особенностей проявлений тревожности в детско-родительских отношениях часто болеющим ребенком дошкольного возраста состояло из четырех последовательных этапов. На первом происходило определение особенностей проявлений тревожности часто болеющих детей дошкольного воз-

раста. На втором - определение преобладающих типов родительского отношения к часто болеющим детям, а также эмоционального благополучия данного ребенка в семье. Третий этап позволил выявить наличие взаимосвязей между социально-психологическими условиями семьи: родительским отношением, составом семьи, жилищными условиями, материальным благополучием, образованием и местом работы родителей и уровнем тревожности ребенка. Последний этап позволил обобщить полученные результаты и сформулировать следующие выводы:

1) часто болеющие дети младшего дошкольного возраста имеют высокий уровень личностной тревожности (30 %) по методике Р. Тэммла, В. Амена, М. Дор-ки («Выбери нужное лицо»). Чаще всего больные дети делали негативный выбор таких ситуаций, как укладывание спать в одиночестве, умывание, выговор, собирание игрушек, изоляция, еда в одиночестве. Анализ результатов по методике «Рисунок человека» показал, что у часто болеющих детей проявление признаков тревожности более выражено (25 %), чем у здоровых детей младшего дошкольного возраста (5 %). Дети экспериментальной группы были неуверенны, нерешительны, замкнуты, боялись оценки со стороны экспериментатора. Статистический анализ полученных результатов показал, что существуют достоверные различия (р<0,01) в уровнях развития тревожности между больными детьми и их здоровыми сверстниками;

2) исследование наличия признаков тревожности исследуемых групп детей среднего дошкольного возраста по методике «Рисунок человека» показало их равенство у часто болеющих детей (55 %) и их здоровых сверстников (55 %). Значимые различия в уровнях тревожности имеют дети среднего дошкольного возраста по методике «Выбери нужное лицо». Большинство часто болеющих детей имеют высокий уровень тревожности - 50 %, а здоровые дети - 20 %. При этом часто болеющие дети делали «отрицательно эмоциональный выбор» чаще всего в таких ситуациях, как: ребенок и мать с младенцем (50 %), выговор (60 %), игнорирование (75 %), ребенок с родителями (45 %), изоляция (60 %), укладывание спать в одиночестве, еда в одиночестве (75 %). В момент обследования часто болеющие дети были более тревожными, пассивными, неуверенными, чаще искали подтверждения у экспериментатора, чем их здоровые сверстники. При этом в среднем дошкольном возрасте существуют статистически достоверные различия (р<0,01) проявления тревожности часто болеющих детей по сравнению с их здоровыми сверстниками;

3) сравнительный анализ проявлений признаков тревожности детей старшего дошкольного возраста показал, что различий результатов по методике «Выбери нужное лицо» нет, а по методике «Рисунок человека» отличия имеются по среднему уровню проявлений признаков тревожности: часто болеющие дети -35 %, здоровые дети - 15 %. С помощью методов математической статистики определили достоверные различия в уровнях развития тревожности исследуемых групп детей. Для дополнительного выяснения преобладающего уровня развития тревожности у часто болеющих детей старшего дошкольного возраста необходимо было проведение дополнительной методики «Шкала тревожности ре-

бенка» (Прихожан А.М., Кондаша О.) по определению ситуаций, области действительности, являющихся для ребенка старшего дошкольного возраста основными причинами развития тревожности. Качественный анализ полученных данных показал, что часто болеющие дети старшего дошкольного возраста имеют высокий уровень тревожности (учебной (20 %), самооценочной (70 %), межличностной (50 %)) по методике «Шкала тревожности». В момент обследования наблюдались отличия в поведении соматически больных и здоровых детей. Часто болеющие дети были более неуверенными, нерешительными, пассивными, постоянно переспрашивали инструкцию. В старшем дошкольном возрасте существуют достоверные различия в уровнях проявлений учебной, межличностной тревожности часто болеющих детей и здоровых сверстников, с преобладанием их у первых;

4) для более полного объективного обследования по выявлению наличия признаков тревожности у детей дошкольного возраста был проведен опрос родителей и педагогов-воспитателей по поводу проявлений тревожности детьми. В большинстве случаев ответы родителей и педагогов-воспитателей во всех возрастных периодах совпадают. При этом уровень тревожности был выше у часто болеющих детей дошкольного возраста, чем у их здоровых сверстников;

5) при изучении эмоционального благополучия ребенка в семье у детей среднего и старшего дошкольного возраста были обнаружены отличия у больных и здоровых детей. В рисунках семьи часто болеющих детей (55 %) было выявлено присутствие чувства отверженности, покинутости, внутреннего психологического дискомфорта ребенка, эмоциональное перенапряжение, внутреннее возбуждение, чувство тревоги, наличие у ребенка негативных чувств по отношению к одному из членов семьи, большой психологической дистанции между членами его семьи. При этом были обнаружены достоверные различия между особенностями эмоционального благополучия ребенка в семье среднего и старшего дошкольного возраста часто болеющих детей и их здоровых сверстников;

7) полученные результаты по выявлению особенностей детско-родительских отношений часто болеющего ребенка дошкольного возраста показали, что преобладающим типом родительского отношения к детям является симбиоз, авторитарная гиперсоциализация;

8) определение взаимосвязей между некоторыми социально-психологическими условиями семьи и уровнем тревожности часто болеющего ребенка младшего, среднего, старшего дошкольного возраста показало, что существует прямая тесная связь между высоким уровнем тревожности и типом родительского отношения, составом семьи (полная, неполная), материальным положением, образованием родителей, удовлетворенностью их своей работой. В то же время отсутствует функциональная связь между такими факторами семьи, как жилищные условия, наличие в семье брата, сестры и уровнем тревожности часто болеющего ребенка дошкольника.

Для снижения уровня тревожности часто болеющих детей в системе детско-родительских отношений были разработаны направления и способы психологопедагогической коррекции.

Общая стратегия коррекционных воздействий осуществлялась в отношении трех субъектов образовательного пространства: работа с часто болеющими детьми. Целью данного направления являлось снижение уровня тревожности часто болеющих детей дошкольного возраста через повышение самооценки ребенка, обучение его способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, отработку навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка; работа с родителями заключалась в повышении психолого-педагогической компетенции и уровня психологических знаний родителей, гармонизации детско-родительских отношений, развитии теплых интимных отношений между родителями и детьми через психологическое просвещение, консультирование, а также тренинговые занятия; работа с педагогами предусматривала пополнение психологических знаний по возрастной психологии, а именно по эмоциональному развитию дошкольника, а также знакомство со способами работы с тревожными детьми через семинары и психологические консультации.

При реализации данной коррекционной программы использовались следующие принципы: детерминизма, единства развития личности ребенка и общения, единства сознания и деятельности, стереоскопичности, ненанесения ущерба, единства диагностики и коррекции, дозирования нагрузки.

Решение задач данных направлений происходило не изолированно, они решались одновременно. Задачи коррекционно-развивающей работы вытекали из результатов констатирующего эксперимента.

Чтобы выяснить, какие изменения произошли в уровнях проявления тревожности часто болеющих детей дошкольного возраста после формирующего эксперимента, был проведен контрольный срез. Результаты, которые показали часто болеющие дети младшего, среднего и старшего дошкольного возраста до формирующего эксперимента и после него, приведены на рисунках 1-3.

низкии средним высоким

□ часто болеющие дети до

формирующего

эксперимента

□ часто болеющие дети после формирующего эксперимента

Рис. 1. Распределение выборочной совокупности часто болеющих детей младшего дошкольного возраста по определению уровня тревожности до и после формирующего эксперимента

□ часто болеющие дети до

формирующего

эксперимента

□ часто болеющие дети после формирующего эксперимента

низким среднии высоким

Рис. 2. Распределение выборочной совокупности часто болеющих детей среднего дошкольного возраста по определению уровня тревожности до и после формирующего эксперимента

90% 80% 70% 60% 50% 40% Н 30% 20% 10% 0%

80%

40%

10%

60%

10%

0%

□ часто болеющие дети до

формирующего

эксперимента

□ часто болеющие дети после формирующего эксперимента

низким среднии высоким

Рис. 3. Распределение выборочной совокупности часто болеющих детей старшего дошкольного возраста по определению уровня тревожности до и после формирующего эксперимента

У часто болеющих детей дошкольного возраста после проведения коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на снижение уровня тревожности, было выявлено статистически достоверное снижение тревожности (р<0,05).

Следовательно, у дошкольников тревожность еще не является устойчивой чертой характера и при проведении соответствующей психолого-педагогической коррекции относительно обратима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.