Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
114
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / НАРУШЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юдина Е.А.

В статье представлен теоретический обзор современных исследований проблемы тревожности у детей 11-12 лет с нарушениями интеллекта. Обозначена сущность понятия «тревожность», выделены особенности проявлений тревожности у детей с нарушениями интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Юдина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА»

УДК 376

Юдина Е.А.

Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация: в статье представлен теоретический обзор современных исследований проблемы тревожности у детей 11-12 лет с нарушениями интеллекта. Обозначена сущность понятия «тревожность», выделены особенности проявлений тревожности у детей с нарушениями интеллекта.

Ключевые слова: школьники, тревожность, нарушения интеллекта.

Актуальность исследуемой темы обусловлена тем, что тревожность выступает еще и фактором возникновения негативных личностных изменений, ухудшения межличностных отношений, снижения продуктивности познавательной деятельности.

На сегодняшний день в психологической литературе накоплено множество исследований и теоретических концепций в плане изучения детской тревожности.

Впервые проблема тревожности как психологическая проблема была поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда. По мнению З. Фрейда, тревожность - это «неприятное эмоциональнее переживание, являющееся сигналом опасности» [7].

На данный момент в психологической литературе, существуют разные определения понятия тревожности. Так, по мнению, А. М. Прихожан [6] тревожность -это переживание эмоционального дискомфорта, связанного с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Р. С. Немов определяет тревожность как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [4].

Увеличения числа тревожных детей происходит в младшем школьном возрасте. В дошкольном и младшем школьном возрасте мальчики тревожнее девочек, а в 9 - 11 лет интенсивность переживаний у обоих выравнивается.

Дети с нарушениями интеллекта от рождения находятся в состоянии интеллектуальной депривации, когда информация из окружающей среды воспринимается искаженно, искаженно перерабатывается и усваивается, следовательно, искаженно актуализируется. Нарушение познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, недоразвитие психических процессов препятствуют полноценной социализации детей с нарушениями интеллекта, установлению двустороннего контакта между ребенком и социумом, что в свою очередь отражается на формировании самосознания.

Д. Н. Исаев, Е. В. Войцешко, А. А. Карбасова [3], в своих исследованиях вывяли факторы, повышающие тревожность у детей с нарушениями интеллекта, одним из которых является «семейный фактор», т.е. неблагополучная обстановка, вследствие которой может возникнуть межличностный конфликт; чувство неполноценности в семье [3].

А. Н. Нехорошкова и А. В. Грибанова [5] выделили ряд факторов, способствующие развитию тревожности у детей:

1. семейное воспитание, включающее в себя взаимоотношения между матерью и ребенком, когда ребенок не оправдывает ожиданий взрослого. В таких семьях дети обладают высоким уровнем тревожности, они менее уверенны, не чувствуют себя надежно и защищено;

2. фактор успешности ребенка в школе. У тревожных детей часто наблюдается недовольство своей успеваемостью, независимо от оценок;

3. взаимоотношение ребенка и учителя. Причиной детской тревожности может являться грубость и некорректное поведение учителей к детям. В литературе такую тревожность обозначают как «дидактогенный невроз;

4. взаимоотношение со сверстниками. У детей с повышенным уровнем тревожности расценивают своих сверстников как отвергающую группу. Наблюдается

повышенная зависимость ребенка с высоким уровнем тревожности от сверстников;

43

5. Заниженная самооценка. Наличие неблагоприятного опыта у ребенка вызывает высокую тревожность. Тревожные дети ориентируются на оценку окружающих. Что в свою сопровождается постоянным переживанием неопределенности, порождая неуверенность и тревогу.

К особенностям проявления тревожности у обучающихся с интеллектуальными нарушениями относят:

1) высокий уровень тревожности и его соматическое выражение в подростковом возрасте;

2) низкий уровень тревожности в конкретный момент переходит в имманентную личностную тревожность, это обусловлено неспособностью критично оценивать себя и свою деятельность.

Также, для детей с нарушениями интеллекта характерны следующие проявления эмоциональной сферы: слабость интеллектуальной регуляции эмоций, их полярность, несоответствие внешним воздействиям по силе и содержанию, затруднения в развитии интеллектуальных, моральных и эстетических чувств, низкий уровень развития средств эмоциональной выразительности. Помимо этого, при нарушениях интеллекта могут появится раздражительность, эйфория, дисфория, апатия.

Таким образом, исходя из определенных нами особенностей, мы сочли необходимым продолжить исследование проблемы тревожности у детей 11 -12 лет с нарушениями интеллекта.

ЛИТЕРАТУРА:

Велиева, С. В., Велиев, А. Р. Психические состояния у детей 8-9 лет с умственной отсталостью / С. В. Велиева, А. Р. Велиев // Культурологический подход в специальном образовании : психолого-педагогический аспект : сб. науч. ст. / отв. ред. Т. Н. Семенова. - Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. - 262 с. - С. 135-139

Велиева, С. В., Максимова, Н. Л., Литвинова, Е. М., Николаев, Е. Л. Специфика психических состояний детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта

/ С. В. Велиева, Н. Л. Максимова, Е. М. Литвинова, Е. Л. Николаев // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - №51-5. - С. 493-499

Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев - СПб.: Речь, 2003. - 391 с.

Немов, Р.С. Психология: учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р. С. Немов -М.: Гуманит. центр ВЛАДОС, 1998

Нехорошкова А.Н., Грибанов А.В. Тревожность у детей: причины и особенности проявления [Электронный ресурс] / А. Н. Нехорошкова , А. В. Грибанова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 5. Режим доступа: http://www.science- education.ru/ru/article/view?id=14720

Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст / А.М. Прихожан - СПб: Изд.: Питер, 2009.

Фрейд, З. Страх // Тревога и тревожность / Под ред. В.М. Астапова - СПб.: Питер,

2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.