Научная статья на тему 'Особенности проявления социального капитала в процессе осуществления инвестиционной деятельности'

Особенности проявления социального капитала в процессе осуществления инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инвестиции / социальный капитал / социальные сети / доверие / социальные нормы. / investments / social capital / social networking / confidence / social norms.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рассказов Андрей Григорьевич

В статье раскрыты особенности проявления социального капитала в ходе осуществления инвестиционной деятельности. Проанализированы особенности формирования и развития данного ресурса в обществе, влияние форм социального капитала на ход привлечения и использования заемных средств хозяйствующими субъектами. Охарактеризованы особенности возникновения социального капитала в ходе привлечения средств на индивидуальном и групповом уровне представителями самозанятого населения, мелкого и среднего бизнеса. Участие государства в инвестиционном процессе создает условия для формирования корпоративного социального капитала. Установлено, что проявление социального капитала в виде отдельных его форм является следствием реализации процесса привлечения инвестиций. Сформированный в ходе осуществления инвестиционной деятельности социальный капитал способствует созданию условий для уменьшения издержек для её осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of social capital manifestation in the process of investment activity realization

The article reveals the peculiarities of social capital manifestation in the course of investment activity realization. The peculiarities of formation and development of this resource in society, influence of social capital forms on the course of attraction and use of borrowed funds by economic entities are analyzed. The peculiarities of the emergence of social capital during the funds’ attraction at the individual and group level by representatives of self-employed population, small and medium-sized businesses are characterized. The state’s participation in the investment process creates conditions for the formation of corporate social capital. It is determined that the manifestation of social capital in the form of its individual forms is a consequence of realizing the investment attraction process. The social capital formed during the investment activity contributes to creating conditions for reducing the costs of its implementation.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления социального капитала в процессе осуществления инвестиционной деятельности»

Рассказов А. Г.

Донбасский государственный технический университет E-mail: scoutwoolf@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье раскрыты особенности проявления социального капитала в ходе осуществления инвестиционной деятельности. Проанализированы особенности формирования и развития данного ресурса в обществе, влияние форм социального капитала на ход привлечения и использования заемных средств хозяйствующими субъектами. Охарактеризованы особенности возникновения социального капитала в ходе привлечения средств на индивидуальном и групповом уровне представителями самозанятого населения, мелкого и среднего бизнеса. Участие государства в инвестиционном процессе создает условия для формирования корпоративного социального капитала. Установлено, что проявление социального капитала в виде отдельных его форм является следствием реализации процесса привлечения инвестиций. Сформированный в ходе осуществления инвестиционной деятельности социальный капитал способствует созданию условий для уменьшения издержек для её осуществления.

Ключевые слова: инвестиции, социальный капитал, социальные сети, доверие, социальные нормы.

Экономический вестник ДонГТУ 2023. № 17

Финансы, учет и аудит

УДК 330.322

Проблема и ее связь с научными и практическими задачами. Исследования проблем социального капитала прочно вошли в круг основных интересов как зарубежного, так и отечественного научного сообщества. Не утихающую за последние тридцать лет заинтересованность ученых в исследовании данной проблематики можно объяснить тем, что социальный капитал как особый ресурс общества не может существовать без него и, являясь следствием множественных социальных взаимоотношений, создает условия для развития других ресурсов общества. В ряде работ отечественных и зарубежных ученых на сегодняшний день представлены научно обоснованные доводы того, что наличие социального капитала является одним из факторов, которые влияют на характеристики социального и экономического развития физических и юридических лиц, социальных групп, регионов, стран. Понимание природы возникновения и развития социального капитала, использование его как ресурса является актуальным и необходимым в процессе повышения эффективности деятельности хозяйствующих субъектов, экономики страны, решения социальных и гуманитарных вопросов.

В современных экономических условиях инвестиционный процесс является одним из важных элементов обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта на рынке производства товаров и предоставления услуг. Поддержание показателей прибыльности, уменьшение себестоимости, выпуск новой продукции, обновление оборудования, внедрение новых технологий, освоение новых рынков сбыта и другие направления деятельности требуют вложения значительных финансовых, технических, организационных и других ресурсов. Уменьшить издержки в достижении данных целей вполне возможно благодаря социальному капиталу.

Анализ последних исследований и публикаций по данной проблеме. Проблемы развития социального капитала как в отечественной, так и в зарубежной литературе рассматриваются в рамках политологии, социологии, антропологии, экономики. Такие подходы обусловлены наличием в научной литературе различных точек зрения относительно содержания концепции социального капитала [1, с. 7]:

- экономическая литература фокусируется на исследовании побуждений одних людей к взаимодействию с другими, исходя из личных интересов, вложений ресурсов в социальный капитал, планов и возможностей получения результатов от участия в формальных и неформальных организациях;

- в политологической литературе делается акцент на роли институтов, политических и социальных норм в формировании человеческого поведения;

- социологи фокусируют исследования на анализе социальных факторов человеческой мотивации, деятельности организаций и учреждений с позиции наличия между субъектами доверия, взаимной выгоды и сети общественных обязательств;

- в ряде работ по антропологии развивается представление о том, что у людей есть естественные инстинкты к объединению, обеспечивающие биологическую основу социального порядка.

Основные положения, которые раскрывают природу возникновения и характер развития социального капитала, содержатся в научных трудах зарубежных ученых: П. Бурдье, М. Вулкока, Э. Глейзера, Х. Грутаетра, М. Джексона, Д. Коулмана, Д. Лейбсона, Д. Нараяна, Р. Патнама, А. Портеса, Ф. Сабатини, И. Ставерен, М. Сисайнена, Ф. Фара, Ф. Фукуямы и др.

Существенный вклад в раскрытие многочисленных аспектов проявления, использования, измерения социального капитала внесли отечественные ученые: Е. Аврамо-ва, С. Барсуков, Т. Ворожейкин, Г. Гра-досельская, М. Гуревичева, С. Долуцкая, Ф. Карасев, А. Каукин, Л. Колесникова, А. Коньков, В. Косарев, Н. Лебедева, О. Ломовцев, П. Павлов, В. Радаев, В. Римский, Л. Стрельникова, Н. Тихонова, С. Творогова, А. Чепуренко, П. Шихирев и др. В отдельный блок следует выделить работы, посвящённые исследованию форм социального капитала. Так, многоаспектные исследования доверия проводили И. Клям-кина, Т. Кутковец, Ю. Левада, Б. Рутков-ский, Т. Скрипкина, А. Трапкова, И. Яко-

венко и другие. Особенности социального взаимодействия изучали Ю. Плюснина, Ф. Карасев, А. Коньков, И. Мерсиянова, И. Штейнберг, О. Фадеева, О. Лылова и др. Социальные связи рассматривал В. Па-циорковский и другие ученые.

Несмотря на представленные в научной литературе разносторонние подходы к раскрытию природы формирования и особенностей развития социального капитала, его роли в социально-экономических взаимоотношениях, следует отметить, что остаётся недостаточно исследованной связь социального капитала и инвестиционного процесса.

Изложение материала. Теоретические основы, раскрывающие структурные особенности и функциональные характеристики социального капитала, были заложены в трудах иностранных ученых.

Впервые понятие социального капитала, появилось при обсуждении деятельности сельских школьных общественных центров в США. В 1916 г. Л. Дж. Ханифан (государственный инспектор сельских школ) напечатал доклад, в котором рассматривал развитие социального капитала сельских общин штата Западная Вирджиния. Используя этот термин, автор отмечал, что недвижимость, личное имущество или деньги становятся более значимыми для большинства людей благодаря развитию доброй воли, общения, взаимной симпатии и социального взаимодействия [2].

Спустя почти полвека забвения, в 1956 году интерес к теме социального капитала был возрожден канадскими социологами Дж. Р. Сили, А. Р. Сим и Э. В. Люсли в рамках исследований жизни городских сообществ. Э. Бенфилд в 1958 году использовал этот термин для объяснения экономической отсталости Южной Италии, но его исследования не вызвали значительного интереса в экономических кругах. В 1961 г. термин «социальный капитал» использует Дж. Хоманс для развития теории социального взаимодействия [3].

Научную популярность социальный капитал приобрел лишь в начале 90-х годов

прошлого столетия благодаря трудам П. Бурдье, Д. Коулмана, исследованиям Р. Патнэма и других ученых. Социальный капитал, согласно исследованиям, имеет множество форм проявления. Так, Р. Пат-нам выделял [4]: доверие, сотрудничество, связи, социальные нормы, нормы взаимности и сеть общественной активности. М. Креутер, Н. Лезин и А. Коплан идентифицировали четыре составляющие социального капитала [5]: доверие, общественная активность, общественные обязательства и взаимность. Согласно Дж. Коулме-ну, социальный капитал принимает формы: обязательства, ожидания, информационные каналы, нормы [6].

Развитие теории социального капитала, основанное на изучении природы его возникновения, свойств, особенностей проявления и развития отдельных форм данного ресурса, неоднократно подтвердило в исследованиях ученых и организаций различных стран мира значимость социального капитала в социально-экономическом развитии отдельных социальных групп и общества в целом. Учеными эмпирически доказано, что повышение уровня доверия между экономическими партнерами:

- снижает издержки заключения контрактов и осуществление контроля при их исполнении;

- стимулирует инвестиции;

- положительно влияет на подушевой ВВП;

- оказывает положительное влияние на экономический рост за счет повышения эффективности государственного управления.

В исследованиях также отмечается влияние социальных сетей и связей на региональный экономический рост [7].

Рассматривая в контексте данного исследования инвестиционный процесс, следует отметить, что в научной литературе он формулируется как процесс вкладывания ресурсов с целью получения какой-либо выгоды и делится на отдельные стадии:

- предынвестиционную: предусматривает предварительное исследование до

принятия окончательного решения о реализации инвестиционного проекта;

- инвестиционную: включает проектирование, процедуры торгов и выбора генерального подрядчика, заключение контракта или договора подряда на строительные, монтажные работы и т. п.;

- операционную: осуществляет основную хозяйственную (производственную) деятельность организации (предприятия, объекта);

- ликвидационную: осуществляет ликвидацию последствий реализации инвестиционного проекта [8].

Учитывая вышесказанное, следует отметить, что на каждой стадии инвестиционного процесса задействованы люди и организации, которые в процессе осуществления профессиональной или хозяйственной деятельности осуществляют взаимодействие друг другом. Характер данного взаимодействия будет формировать социальные сети между ними, определять условия возникновения доверительных отношений, норм общения, ценностей, что в совокупности согласно теории социального капитала является формами проявления данного ресурса.

Разнообразие форм проявления социального капитала, их свойства, особенности формирования и развития в обществе позволяют утверждать, что социальный капитал в большей или меньшей мере неформально практически всегда присутствует в процессе привлечения инвестиций.

Один из широко известных и применяемых в бизнесе способов привлечение средств, необходимых для развития производства товаров или предоставления услуг, основывается на использовании личных средств учредителей, привлечении средств сотрудников предприятия. Данная модель привлечения средств возможна лишь при наличии высокой степени доверия между сотрудниками. Установившиеся доверительные отношения в коллективе позволяют сотрудникам с определенной степенью непредвзятости предоставить работо-

дателю личные средства на развитие коллективного проекта, быть уверенными в дальнейшем возвращении вложенных средств, а также возможности использования полученных результатов. В данной модели привлечения средств задействован и используется индивидуальный и коллективный социальный капитал, проявляющийся в форме функционирования локальной социальной сети, которая сформирована профессиональными и личными отношениями между сотрудниками предприятия и основывается на взаимном доверии друг к другу. Подобная модель привлечения средств для обеспечения развития производства товаров и сферы предоставления услуг характерна для самозанятых граждан, представителей малого и среднего бизнеса.

Проявление социального капитала на индивидуальном уровне характерно в случае привлечения средств родственников, друзей, знакомых. При обращении к данным и другим физическим лицам возможность получения от них средств определяется степенью и характером установившихся отношений между окружающим заемщика сообществом, сформировавшихся представлений и мнений о его надежности, деловых и личных качествах, удовлетворенности от опыта предшествующего сотрудничества и т. п. В этом случае можно говорить о формировании группового социального капитала в процессе инвестирования. Данная модель, за счет проявления такой формы социального капитала как доверие, имеет меньшие издержки по сравнению с привлечением средств официальной финансово-кредитной организации, также увеличивается мотивация заемщика в достижении желаемых результатов и возвращении займа.

Отсутствие возможности у предприятия и его сотрудников инвестировать в развитие предприятия достаточную сумму из собственных средств создает условия для обращения в официальную финансово-кредитную организацию. Следует отме-

тить, что при первичном обращении субъекта хозяйствования в кредитную организацию социальный капитал практически не задействуется, основу взаимоотношений определяет желание получения обоюдной выгоды. Наличие у заемщика средств хорошей кредитной истории, способности оплачивать финансовые обязательства, а также необходимость получения экономической выгоды от инвестирования на данном этапе инвестиционного процесса нивелируют проявление социального капитала. Развитие взаимовыгодного сотрудничества между кредитором и кредитополучателем в дальнейшем сформирует устоявшуюся и постоянно действующую социальную сеть, основанную на взаимовыгодных отношениях, которые можно идентифицировать как проявление таких форм социального капитала, как нормы, ценности, обязательства.

Доверительные отношения, возникшие на основе профессиональной деятельности, являются одной из важнейших форм проявления социального капитала. Чем больше доверие, тем более выгодным становится экономическое сотрудничество для организации и ее сотрудников, которое может проявиться в упрощении условий предоставления кредитной организацией постоянным клиентам кредитных линий, приоритетного обслуживания, предоставление других особых услуг и условий обслуживания, недоступных для новых или не постоянных клиентов. Наличие доверия между партнерами убирает необходимость создания и поддержания в рабочем состоянии дорогостоящих систем проверки и мониторинга. Взаимовыгодное экономическое сотрудничество между заемщиком и кредитной организацией способствует формированию доверия и в окружающем их сообществе.

В современных экономических и политических условиях следует отметить возросшую роль государства, как активного инвестора в различные сферы экономики и народного хозяйства. Участие государства в инвестиционном процессе проявляется в

форме предоставления льготных кредитов, а также грантов. С 1 февраля 2022 года по 1 февраля 2025 года на основании утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.12.2021 №2371 на базе цифровой платформы МСП реализуется эксперимент по оказанию поддержки малого и среднего бизнеса, самозанятых, а также граждан, которые только собираются начать свое дело. В 2023 году на данной цифровой платформе стали доступны более 20 различных онлайн-сервисов и порядка 350 мер поддержки, предусмотрены единовременные выплаты по социальному контракту. Согласно положениям Постановления Правительства от 29.06.2022 № 1160 индивидуальный предприниматель в 2023 году мог получить максимальную выплату в размере 350000 руб., а самозанятый гражданин, ведущий личное подсобное хозяйство, до 200000 руб.

В сфере предпринимательства и малого бизнеса осуществляется грантовая деятельность государства. В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» согласно положениям Постановления Правительства РФ от 19.03.2022 № 413 финансовую поддержку в размере от 100000 до 500000 рублей могут получить официально зарегистрированные субъекты малого и среднего предпринимательства в возрасте от 14 до 25 лет. Полученные деньги можно использовать на компенсацию аренды и ремонта нежилого помещения, приобретение необходимых стройматериалов и оборудования, оплату коммунальных услуг и др. Данный национальный проект предполагает предоставление и других форм финансовой поддержки государства, таких как:

- предоставление микрозаймов по льготной ставке государственными микрофинансовыми организациями;

- предоставление комплексной финансово-гарантийной поддержки (в том числе через сеть государственных микрофинан-

совых организаций и региональных гарантийных организаций);

- получение субъектами МСП финансовой поддержки по программе льготного кредитования по ставке 7 %;

- расширение доступа к финансированию для субъектов малого и среднего предпринимательства путем запуска новых финансовых инструментов, в том числе на базе краудин-вестинговых, факторинговых платформ;

- предоставление льготной лизинговой поддержки региональными лизинговыми компаниями, а также субсидирование лизинговым организациям авансовых платежей субъектов МСП;

- оказание поддержки при выпуске ценных бумаг (облигаций);

- предоставление грантов субъектам малого инновационного предпринимательства в целях создания и (или) расширения производства инновационной продукции [9].

Финансовая поддержка государством, субъектами Федерации, государственными учреждениями и фондами субъектов малого и среднего бизнеса, самозанятых граждан формирует в обществе положительную репутацию кредитополучателя как надежного партнера, создает условия для успешного осуществления коммерческой деятельности как социально значимой. Участие государства как инвестора способствует формированию и развитию всех форм социального капитала на различных уровнях социальных взаимоотношений. Так, при финансировании бизнес-проектов студентов и молодежи формируется индивидуальный социальный капитал. Участие государства в инвестировании в социально значимые проекты бизнеса формирует групповой и корпоративный социальный капитал как отдельных социальных групп, так и общества в целом. Полученный гран-тополучателями опыт способствует формированию социального капитала и проявлению в обществе таких его форм, как доверие, социальное взаимодействие, что идет на пользу инвестору, грантополуча-телю, а также окружающему сообществу.

Выводы и направления дальнейших исследований. Инвестиционный процесс, по своей природе подразумевающий привлечение средств для развития хозяйственной деятельности различными субъектами общества, основывается на осуществлении социального взаимодействия между экономическими партнерами различных социальных групп и слоев общества. Осуществление инвестиционной деятельности подразумевает использование потенциала новых и созданных ранее социальных связей, в которых неоднократное взаимодействие приводит к развитию доверительных отношений, норм взаимности и других форм социального капитала. Инвестиционный процесс при таком подходе становится ин-

Список источников

струментом формирования и развития социального капитала отдельных субъектов хозяйственной деятельности и общества в целом. Сформированный в ходе осуществления инвестиционной деятельности социальный капитал способствует созданию условий для уменьшения издержек для её осуществления.

Результаты проведенного исследования указывают на значимость социального капитала в инвестиционном процессе и необходимость дальнейших практических разработок по его оценке на основании привлеченных инвестиций, использование свойств данного ресурса с целью организации эффективного управления предприятием или организацией.

1. Social capital. Reviewing the concept and its policy implication / Productivity Commission Research Paper [Commonwealf of Australia]. Canberra, 2003. 89 p. URL: http://dx. doi. org/10.2139/ssrn. 429420.

2. Hanifan L. J. The rural school community center // Annals of the American Academy of Political and Social Science. 1916. № 67. P. 130-138 URL: https://archive.org/download/jstor-1013498/ 1013498.pdf.

3. Sabatini F. The empirics of social capital and economic development: a critical perspective // FEEM Working Paper 15.06. Milan, 2006. 35 p. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/Delivery.cfm/ SSRN_ID879712_code114544.pdf.

4. Патнам Р. Д., Р. Леонарди, Р. Й. Нанетти. Чтобы демократия сработала: Гражданские традиции в современной Италии /пер. с англ. А. Захарова. М. : AdMarginem, 1996. 287 с.

5. Indicators of social and family functioning / S. Silburn, G. Vimpani, A. Williams, S. Zubrick ; Department of Family and Community Services. Commonwealth of Australia, 2000. 71 р. URL: https://www.dss.gov.au/sites/default/files/documents/indicators_of_social_andfamily_functioning_full_ report.pdf.

6. Coleman J. Social Capital in the Creation of Human Capital // The American Journal of Sociology. 1988. Vol. 94. P. 95-120. URL: https://socialcapitalgateway.org/content/paper/coleman-j-s-1988-social-capital-creation-human-capital-american-journal-sociology-94-s/.

7. Косарев В., П. Павлов, А. Каукин. Социальный капитал как фактор экономического роста российских регионов // Экономическая политика. 2019. № 5. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/sotsialnyy-kapital-kak-faktor-ekonomicheskogo-rosta-rossiyskih-regionov.

8. Инвестиции и инвестиционная деятельность организаций : учебное пособие / Т. К. Руткаускас [и др.] ; под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Т. К. Руткаускас. Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. 316 с.

9. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» / Мин-во экономического развития РФ. URL: https://www. economy. gov. ru/material/directions/nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_ podderzhkajndividualnoy_predprinimatelskoyjniciativy/.

© Рассказов А. Г.

Экономический вестник ДонГТУ 2023. № 17

Финансы, учет и аудит

Рекомендована к печати к.э.н., доц. каф. финансов ДонГТУ Эккерт Е. А., первым заместителем Главы Администрации города Алчевска Держий И. Н.

Статья поступила в редакцию 06.11.2023.

Сведения об авторе

Рассказов Андрей Григорьевич, канд. гос. упр., доцент каф. финансов Донбасский государственный технический университет, г. Алчевск, Луганская Народная Республика, Россия, e-mail: scoutwoolf@mail.ru

Rasskazov A. G. (Donbass State Technical University, Alchevsk, Lugansk People's Republic, Russia, e-mail: scoutwoolf@mail.ru)

PECULIARITIES OF SOCIAL CAPITAL MANIFESTATION IN THE PROCESS OF INVESTMENT ACTIVITY REALIZATION

The article reveals the peculiarities of social capital manifestation in the course of investment activity realization. The peculiarities offormation and development of this resource in society, influence of social capital forms on the course of attraction and use of borrowed funds by economic entities are analyzed. The peculiarities of the emergence of social capital during the funds' attraction at the individual and group level by representatives of self-employed population, small and medium-sized businesses are characterized. The state's participation in the investment process creates conditions for the formation of corporate social capital. It is determined that the manifestation of social capital in the form of its individual forms is a consequence of realizing the investment attraction process. The social capital formed during the investment activity contributes to creating conditions for reducing the costs of its implementation.

Key words: investments, social capital, social networking, confidence, social norms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.