Научная статья на тему 'Особенности проявления «Синдрома отличника»'

Особенности проявления «Синдрома отличника» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5784
591
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СИНДРОМ ОТЛИЧНИКА" / СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОЖНОСТЬ / ТРЕВОЖНОСТЬ / НЕВРОТИЧЕСКИЙ ПЕРФЕКЦИО-НИЗМ / ПЕРФЕКЦИОНИЗМ / ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА / ТВОРЧЕСТВО / EXCELLENT STUDENT SYNDROME / SITUATIONAL ANXIETY / ANXIETY AND NEUROTIC PERFECTIONISM / PERFECTIONISM / EXTERNAL EVALUATION / CREATIVITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Коцуба Александра Евгеньевна, Курышкина Татьяна Юрьевна

Проводится анализ достаточно малоизученного в психологии понятия «синдром отличника» и наличия ситуативной тревожности в условии оценки качества выполненных заданий и в ее отсутствии. «Синдром отличника» рассматривается как одно из понятий, которое включает в себя не только наличие высоких личных стандартов, но и получение внешних вознаграждений, таких как оценка окружающих и достижение наилучшего результата во всех сферах деятельности. В данной статье путем экспериментального исследования, проведенного на 40 учащихся 8-х классов общеобразовательной школы, было показано, что взаимосвязь высокой ситуативной тревожности, вызванной ситуацией оценивания, с высокими баллами в анкете «синдром отличника» свидетельствует о «синдроме отличника». В результате была подтверждена гипотеза о том, что у учеников с выраженным «синдромом отличника» в условии оценки качества выполненных заданий повысится ситуативная тревожность, а в условиях отсутствия оценки тревожность останется неизменной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANIFESTATIONS OF THE "EXCELLENT STUDENT SYNDROME"

The article analyses the concept of “excellent student syndrome” and the state of anxiety under the conditions of task performance assessment and in its absence. The “excellent student syndrome” includes not only high personal standards but also the reception of extrinsic rewards such as the appraisal by the others and outstanding achievements in all spheres of activities. On the basis of experimental research carried out with 40 secondary school students this paper shows that the “excellent student syndrome” is present if there is an interconnection between the high anxiety caused by the situation of appraisal and the high rates in the questionnaire “Excellent Student Syndrome”. It supports the hypothesis that the students with severe “excellent student syndrome” will have higher anxiety rate under the conditions of task performance assessment, while in the absence of assessment the state of anxiety will remain unaltered.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления «Синдрома отличника»»

особенности проявления «синдрома отличника»

А. Е. Коцуба, Т. Ю. Курышкина

Проводится анализ достаточно малоизученного в психологии понятия «синдром отличника» и наличия ситуативной тревожности в условии оценки качества выполненных заданий и в ее отсутствии. «Синдром отличника» включает в себя не только наличие высоких личных стандартов, но и получение внешних вознаграждений, таких как оценка окружающих и достижение наилучшего результата во всех сферах деятельности. в данной статье путем экспериментального исследования, проведенного на 40 учащихся 8-х классов общеобразовательной школы, было показано, что взаимосвязь высокой ситуативной тревожности, вызванной ситуацией оценивания, с высокими баллами в анкете «синдром отличника» свидетельствует о «синдроме отличника». в результате была подтверждена гипотеза о том, что у учащихся с выраженным «синдромом отличника» в условиях оценки качества выполненных заданий повысится ситуативная тревожность, а в условиях отсутствия оценки тревожность останется неизменной.

Ключевые слова: «синдром отличника», ситуативная тревожность, тревожность, невротический перфекцио-низм, перфекционизм, внешняя оценка, творчество. Об авторах:

Постановка проблемы Коцуба

Александра Евгеньевна

«Синдром отличника» до сих пор остается неопределенным понятием в психологии. целью студентка 4 курса психо-

данного практического исследования является логического факультета

- „ Самарского национального

выявление 0с0бенн0стей проявления «синдрома исследовательского уни-отличника» у школьников. новизна данной экспе- верситета им. С. П. Коро-риментальной работы заключается в том, что это лева.

понятие никогда не рассматривалось как отдель- Е-та1

- Aleksakocuba@mail.ru

ное. не были известны механизмы возникновения «синдрома отличника», а его значение Курышкина рассматривалось в парадигме перфекционист- Татьяна Юрьевна ских стремлений личности. в данной работе про-

студентка 4 курса психо-

демонстрированы особенности пр°явления логического факультета «синдрома отличника» и механизма его функцио- Самарского национального нирования на протяжении жизни. о данном син- исследовательского уни-

дроме можно говорить в том случае, если у верситета им. С.П.Королева.

личности есть стремление не только к наличию Е-таИ-высоких личных стандартов, но и к получению tanya_kuryshkina@mail.ru внешних вознаграждений — оценки окружающих, а также к достижению наилучшего результата во всех сферах деятельности. По мнению К. Хорни, перфекционистские стремления способствуют ббк 88.6

УДК 159.9

возникновению невротической неспособности осознать собственное несовершенство [Хорни, 2000, с. 44]. в эксперименте, описанном ниже, ученики не могли принять тот факт, что задание не выполнено, из-за этого у них возникало чувство тревожности. По мнению А. и. захарова, определенные характеристики формируют возникновение невротической тенденции личности. Автор говорит о том, что существует основная триада невротического типа реагирования: гиперсоциальность, сензи-тивность и тревожность [захаров, 2000, с. 117]. в данном исследовании мы рассматриваем тревожность как основной механизм возникновения «синдрома отличника» в ситуации оценивания.

д. Хамачек выделяет два типа перфекционизма, а именно: здоровый и невротический. в первом случае человек проявляет высокую работоспособность, стремление к лидерству, при этом имеет соответствующий его личности уровень притязаний и высокую самооценку, творчество. невротический перфекционизм так же, как и «синдром отличника», вызван страхом перед неудачей.

Автор рассматривает невротический перфекционизм как чрезвычайную озабоченность людей ошибками в собственной деятельности. Такие люди сильно сомневаются в качестве полученного результата, для них важны оценки и ожидания значимого окружения.

Перфекционисты чувствуют, что их родители, учителя, работодатели предъявляют высокие требования, и невозможность соответствовать им для них равнозначно потери их принятия [Hamachek, 1978].

частью перфекционизма является «синдром отличника». он рассматривается в качестве многомерного конструкта со сложной структурой, имеющей ряд параметров:

1. организованность — показывает важность порядка.

2. Сомнения в собственных действиях.

3. озабоченность ошибками.

4. родительские ожидания/родительская критика — дети обеспокоены высокими ожиданиями родителей по отношению к их достижениям.

5. личные стандарты — выдвижение высоких требований с обязательным соответствием им [Гаранян, 2006].

в основе вытекающего из перфекционизма «синдрома отличника» также лежит стремление к достижению высоких результатов не только в конкретной области, но и во всех сферах деятельности человека. При этом оценка своей деятельности другими людьми играет более важную роль, чем собственная оценка. Это опасно тем, что человек с «синдромом отличника» не в состоянии адекватно оценивать собственную деятельность, его приобретенный опыт сводится к ограничению оценки своего труда только другими людьми. у такого человека отсутствует адекватное восприятие обратной связи о его действиях, любое мнение, рекомендации, советы, наставления воспринимаются без критики.

Психологические исследования «синдрома отличника» очень важны в изучении особенностей формирования личности ребенка. у детей с данным синдромом стремление за идеалом превращается в самоистязание. в «синдроме отличника» преобладает негативный компонент, так

как человек стремится не к личностному совершенствованию, а к положительной оценке своих достижений другими людьми. При этом люди с «синдромом отличника» способны достигать успехов. вопрос только в том, каких усилий и эмоциональных переживаний им это стоит. Поэтому важно найти способы профилактики данного синдрома начиная с семьи и продолжая школьным периодом.

в школьном образовании до сих пор остается актуальной проблема способа оценки учащихся. для некоторых отрицательная отметка болезненна потому, что фиксирует не успешность в классе и отражается на отношениях с одноклассниками и родителями. С другой стороны, для «сильных» учащихся высокая оценка может стать главной целью в обучении, поскольку она позволяет поддерживать статус отличника. То есть оценка может способствовать формированию «синдрома отличника».

«общим родовым понятием оценивания деятельности ученика выступает "контроль", означающий выявление знаний и умений обучаемых» [Амоношвили, 1984, с. 297]. зачастую получая оценку, учащийся не получает содержательной обратной связи. на наш взгляд, более эффективным был бы акцент на содержании работы, на ее минусах и плюсах так, чтобы учащийся получал ресурс для самостоятельного анализа. Такая самостоятельность в оценке своей учебной деятельности является условием мотивации к учению, осмысленности учебной деятельности.

«Синдром отличника» впоследствии формирует в людях способность только к исполнительским функциям, т. к. такой человек привык ориентироваться на задания, которые ему дают более высокопоставленные люди, он может выполнять качественно работу с целью получения вознаграждения. «Синдром отличника» не позволяет человеку развиваться творчески, продуцировать идеи и делегировать обязанности другим. люди с данным синдромом ориентированы как никто другой на заданную им деятельность и склонны выполнить ее хорошо, не выходя за рамки отмеченной работы.

люди, не страдающие данным синдромом, способны к творчеству, управлению и организации собственной деятельности, они могут сами оценивать результаты своей работы, без ориентации на высокостатусного человека.

важным аспектом различия людей с «синдромом отличника» и без него является проявление творческого подхода к организации деятельности. По мнению н. а. Бердяева, творчество — это прежде всего свободное проявление личности [бердяев, 2015, с. 522]. дж. Гилфорд определяет креативность как универсальную творческую способность личности.

в основе креативности лежит дивергентное мышление, направленное на поиск разных вариантов решения проблемы и выходящее за пределы имеющихся требований [дружинин, 2008]. действительно, в описанном ниже эксперименте была замечена разница в выполнении заданий у детей с «синдромом отличника» и без него. Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое

мышление и могут найти несколько вариантов. А. ребер определяет креативность как психический процесс, приводящий к оригинальным результатам [Хьелл, зиглер, 2000, 608].

данные особенности проявления творчества присущи здоровой личности, которая способна к принятию решений и выходу за рамки оценок других людей.

на современном этапе развития общества наблюдается повышенное внимания к профилактике разнообразных психологических нарушений. мы считаем, что в ней нуждаются и дети с «синдромом отличника», так как он вызывает тревожность и нарушает эффективность работы. в особую группу риска относится молодое поколение. в качестве приоритетных выделяются вопросы профилактики психологических нарушений школьников и студентов. исследования, которые проводились среди молодого поколения, выявили высокий уровень тревоги и снижение стрессоустойчивости. По этой причине факторы школьной и студенческой дезадаптации являются предметом исследования в науке. «Синдром отличника» — один из факторов, снижающих адаптацию. Поэтому очень важно на раннем этапе развития данного синдрома диагностировать его, а также найти способы коррекции. Эта проблема вызвала исследовательский интерес, поэтому целью описанного ниже эксперимента является установление механизма образования «синдрома отличника». Это стало первым шагом в создании диагностической методики оценки данного синдрома.

Цель: теоретическое и эмпирическое обоснование «синдрома отличника» в зависимости от наличия высокой ситуативной тревожности в условиях оценивания.

Объект: «синдром отличника».

Предмет: взаимосвязь «синдрома отличника» с наличием ситуативной тревожности в условиях оценивания.

Гипотеза: у учеников с выраженным «синдромом отличника» повысится ситуативная тревожность в условии оценки качества выполненных заданий, а в условиях отсутствия оценки тревожность останется неизменной либо повысится незначительно.

Дизайн исследования

Выборка: 40 учащихся 8-го класса общеобразовательной школы №168 г. Самары. Были созданы две рандомизированные группы по 20 человек в каждой.

Процедура (одинакова для обеих групп, за исключением 3 этапа):

1) Психодиагностика, срез 1 «Тест Спилберга на ситуативную тревожность». данный тест был выбран с целью определить уровень тревожности школьников до начала экспериментального воздействия.

2) Анкетирование, выявляющее «синдром отличника». нами был создан ряд вопросов, которые выявляют «синдром отличника» или предрасположенность к нему. вопросы анкеты были оценены методом экс-

пертных оценок. Экспертами были пять преподавателей психологического факультета Самарского университета.

3) Создание условий «оценки» (для экспериментальной группы). данной группе была озвучена следующая инструкция: «Сейчас вам нужно будет решить несколько заданий высокого уровня сложности. ваша задача за 15 минут выполнить правильно как можно больше заданий. При этом вы должны знать, что качество выполненной вами работы отражает честь школы, так как ее результаты будут направлены в министерство. нам важен результат каждого из вас».

отсутствие условий «оценки» (для контрольной группы). данной группе была озвучена следующая инструкция: «Сейчас вам нужно будет решить несколько заданий высокого уровня сложности. на их решение у вас есть 15 минут. результаты ваших работ нужны для статистики общего уровня успеваемости школьников Самары».

4) решение «нерешаемых» заданий. Были использованы 10 заданий из теста на интеллект Айзенка. При этом 50% из них были не решаемыми, т.к. в них были изменены изначальные данные. Это было сделано для того, чтобы создать условия невыполнимости, вследствие чего у учеников с «синдромом отличника» тревожность возрастала значительнее. Таким образом, и в контрольной, и в экспериментальной группе были созданы условия значительной сложности для того, чтобы ученики столкнулись с ситуацией преодоления.

5) Психодиагностика, срез 2 «Тест Спилберга на ситуативную тревожность». мы использовали данный тест после экспериментального воздействия для того, чтобы выявить изменение тревожности у учеников, а затем сравнить данные результаты.

Методы измерения:

• шкала ситуативной тревожности Спилберга;

• анализ ответов анкетирования (выше 40 баллов — отсутствие «синдрома отличника», ниже — наличие);

• корреляционный анализ Пирсона.

Результаты: при взаимосвязи высокой ситуативной тревожности, вызванной ситуацией оценивания и нерешенными заданиями, с низкими баллами в авторской анкете «синдром отличника» можно говорить о «синдроме отличника». в данном исследовании в контрольной группе не было выявлено учеников с «синдромом отличника», а в экспериментальной группе — 6 человек с данным синдромом.

Выводы: гипотеза была подтверждена, так как действительно у учеников с выраженным «синдромом отличника» (менее 40 баллов по анкетированию) повысилась ситуативная тревожность в условии оценки качества выполненных заданий, а в условиях отсутствия оценки тревожность осталась неизменной либо повысилась незначительно. Следовательно, мы можем утверждать, что «синдром отличника» значимо коррелирует с ситуацией оценивания и отсутствует в безоценочной ситуации.

Перспективы исследования: планируется расширение выборки, включающее в себя взрослых людей, имеющих работу, с целью изуче-

ния проявления «синдрома отличника» на работе, так как мы предполагаем, что данный феномен не исчезает в процессе взросления, а остается на всю жизнь. Если данная гипотеза подтвердится, то будет интересно узнать, какие именно проявления свойственны взрослым людям, а также какие существуют отличия между детской и взрослой выборкой.

Также планируется лонгитюдное исследование на представленной в данном эксперименте выборке с целью повторной диагностики «синдрома отличника» и выявления различий в успешности жизни между людьми с синдромом и без.

Кроме того, предполагается также разработка программы профилактики «синдрома отличника» у детей.

Список литературы

1 Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. — М., 1984. — С. 297.

2 Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. Опыт оправдания. — М.: Изд-во «Академический проект», 2015. — С. 522.

3 Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. №4. C. 18-48.

4 Дружинин В. Н. Психология общих способностей. — СПб.: Питер, 2008.

5 Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. — С. 117.

6 Хорни К. Невротическая личность нашего времени. — М.: Академический проект, 2008. — С. 44.

7 Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб., 2000. — С. 608.

8 Чошанов М. А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы // Педагогика. — 2000. — № 10. — С. 34.

9 Hamachek D.E. Psychodynamics of normal and neurotic perfectionism/Psychology. 1978. V. 15. P. 27-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.