Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
87
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА / ВИДЫ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ / ПОДРОСТКИ / ПОТРЕБНОСТИ / РИСК УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рябов Павел Вячеславович, Семенова Лидия Эдуардовна, Маркелова Татьяна Владимировна

В статье обсуждается проблема психологической защиты подростков группы риска употребления психоактивных веществ. Представлены результаты сравнительного исследования, иллюстрирующие некоторую специфику защитных механизмов, а также корреляционных связей между разными видами защитных механизмов у старших подростков группы риска в отличие от их сверстников, не склонных к употреблению психоактивных веществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Рябов Павел Вячеславович, Семенова Лидия Эдуардовна, Маркелова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF PSYCHOLOGICAL PROTECTION OF ADOLESCENTS AT RISK OF SUBSTANCE USE

The article discusses the problem of psychological protection of adolescents at risk of substance use. The results of a comparative study are presented, illustrating some specifics of protective mechanisms, as well as correlations between different types of protective mechanisms in older adolescents at risk, in contrast to their peers who are not prone to the use of psychoactive substances.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ»

2. Бергер, П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / П. Бергер, Т. Лукман; перевод с англ. - Москва: Медиум, 1995. - 323 с.

3. Бочавер, А.А. Уличный досуг детей и подростков / А.А. Бочавер, А.Н. Корзун, К.Н. Поливанова // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2017. - Т.14. - №3. - С. 470-490

4. Ганузин, В.М. Нужны ли нам федеральные клинические рекомендации по посттравматическому стрессовому расстройству у детей и подростков? / В.М. Ганузин // Психологическая газета. - URL: https://psy.su/feed/10721/ - (дата обращения: 19.03.2023)

5. Зубок, Ю.А. Изменяющаяся социальная реальность: рефлексия теоретических и эмпирических аспектов социологического исследования молодежи / Ю.А. Зубок // Научный результат. Социология и управление. - 2022. - Т. 8. -№3. - С. 10-30. - URL: http://rrsociology.ru/journal/annotation/2827/ - (дата обращения: 19.03.2023)

6. Клинические рекомендации «Посттравматическое стрессовое расстройство». - URL: https://psy.su/content/files/KP753.pdf - (дата обращения: 19.03.2023)

7. Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. - Москва: Политиздат, 1982. - 255 с.

8. Посттравматическое стрессовое расстройство / под ред. В.А. Солдаткина; ГБОУ ВПОРостГМУ Минздрава России.

- Ростов н/Д: Изд-во РостГМУ, 2015. - 624 с.

9. Посттравматическое стрессовое расстройство. Проект. - URL: https://psy.su/content/files/6016.pdf - (дата обращения: 19.03.2023)

10. Северный, А.А. К вопросу о дидактогенных депрессиях у младших школьников / А.А. Северный, Н.М. Иовчук // Психологическая наука и образование psyedu.ru. - 2012. - Т. 4. - №1. - URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n1/50833.shtml - (дата обращения: 19.03.2023)

11. Сорокин, О.В. Отклоняющиеся смыслы в межличностных коммуникациях молодежи через призму тезаурусного подхода / О.В. Сорокин // Знание. Понимание. Умение. - 2021. - №3. - С. 145-158

12. Социология девиантного поведения: Учеб. пособие / под общ. ред. Ю.Ю. Комлева. - 2-е изд., перераб. и доп. -Казань: КЮИ МВД России, 2006. - 222 с.

13. Фрейд, З. Невропсихозы защиты: критически-историческое исследовательское издание / З. Фрейд; перевод с нем. М.М. Бочкарёвой. - Ижевск: ERGO, 2018. - 67 с.

14. Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / Под ред. Э. Фоа, Т.М. Кина, М. Фридмана.

- Москва: «Когито-Центр», 2005. - 467 с.

Психология

УДК 159.9

магистр психологии, дефектолог Рябов Павел Вячеславович

НООО «Семейный центр «Лада» (г. Нижний Новгород); доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Семенова Лидия Эдуардовна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород); доктор психологических наук, заведующая кафедрой общей и социальной психологии Маркелова Татьяна Владимировна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ПОДРОСТКОВ ГРУППЫ РИСКА УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ

Аннотация. В статье обсуждается проблема психологической защиты подростков группы риска употребления психоактивных веществ. Представлены результаты сравнительного исследования, иллюстрирующие некоторую специфику защитных механизмов, а также корреляционных связей между разными видами защитных механизмов у старших подростков группы риска в отличие от их сверстников, не склонных к употреблению психоактивных веществ.

Ключевые слова: психологическая защита, виды защитных механизмов, подростки, потребности, риск употребления психоактивных веществ.

Annоtation. The article discusses the problem of psychological protection of adolescents at risk of substance use. The results of a comparative study are presented, illustrating some specifics of protective mechanisms, as well as correlations between different types of protective mechanisms in older adolescents at risk, in contrast to their peers who are not prone to the use of psychoactive substances.

Key words: psychological defense, types of defense mechanisms, adolescents, needs, the risk of using psychoactive substances.

Введение. Нестабильность современного общества риска, изобилие и доступность разнообразной информации делает актуальным проблему анализа механизмов адаптации личности (включая механизмы психологической защиты) к соответствующим условиям жизнедеятельности. Особую значимость эта проблема приобретает применительно к подростковому возрасту, для которого вполне реален конфликт между ожиданием от подростка зрелых взвешенных решений, с одной стороны, и его неготовностью делать выбор и справляться с неопределенностью, с другой. Как известно, некоторые подростки, не будучи готовыми разрешать этот конфликт конструктивно, и не обладая ресурсами стрессоустойчивости, начинают прибегать к девиантным формам реагирования, в том числе к употреблению психоактивных веществ (ПАВ).

Целью данного исследования стало изучение особенностей проявления механизмов психологических защит у старших подростков группы риска употребления ПАВ в сравнении с их сверстниками не склонными к злоупотреблению ПАВ. Объектом исследования выступила психологическая защита личности старших подростков группы риска употребления ПАВ. Предметом - механизмы психологических защит у старших подростков группы риска употребления ПАВ.

Изложение основного материала статьи. Проблема психологической защиты личности, впервые поставленная З.Фрейдом в конце XIX века, относится к числу классических, однако, как и весь ХХ век, она до сих пор активно разрабатывается и зарубежными (А. Адлер, Ф. Крамер, А. Маслоу, Ф. Перлз, А. Фрейд и др.), и отечественными специалистами (P.M. Грановская, Б.В. Зейгарник, Э.И. Киршбаум, И.М. Никольская и др.). Среди наиболее активно обсуждаемых в последнее время вопросов - проблема онтогенеза психологической защиты, специфика использования

защитных механизмов на разных возрастных этапах развития (в раннем возрасте, дошкольном детстве, младшем школьном возрасте, у подростков и т.п.).

Так, если говорить непосредственно о психологической защите в подростковом возрасте, то по имеющимся на сегодняшний день данным ведущим механизмом защиты у подростков считается проекция. Однако вместе с тем имеются сведения, свидетельствующие о частом использовании ими и такого защитного механизма, как рационализация [цит. по: 1]. Согласно А.Фрейд, типично подростковыми защитными механизмами являются аскетизм и интеллектуализм [13]. В свою очередь И.М.Никольская и Р.М.Грановская к числу наиболее часто используемых подростками защит относят оппозицию, имитацию, эмансипацию, компенсацию и гиперкомпенсацию [10]. И только к старшему подростковому возрасту психологическая защита становится более зрелой. Кроме того, установлено, что специфика использования подростками психологических защит зависит от сформированности их коммуникативных способностей [11], а также от семейной среды и, в частности, ее состава [7].

Как показывают исследования, причинами использования подростками психологических защит, равно как и причинами употребления некоторыми из них ПАВ, являются трудности реализации ведущих возрастных и индивидуальных потребностей [10], среди которых потребность в своей уникальности (быть отличным(ой) от других); потребность иметь значимую деятельность; потребность в социальном принятии и положительном взаимодействии со сверстниками и взрослыми, а также в близком (интимном) общении со сверстниками; потребность в компетентности и успешности; потребность в стабильности и т.п. Вместе с тем к основным критериям внесения подростков в группу риска употребления ПАВ помимо патологической наследственности исследователи также относят неблагополучную семью, наличие негативных моделей поведения в ближайшем социальном окружении, жесткое обращение с ребенком, его виктимизацию, безнадзорность, психологическую травматизацию (смерть близких, развод родителей и др.), незанятость ребенка (скука, безделье), общение с асоциальными сверстниками, в том числе злоупотребляющими ПАВ, неразвитость воли, саморегуляции и самоконтроля, неуверенность в себе, комформность, эмоциональную неустойчивость, низкую стрессоустойчивость, коммуникативную некомпетентность и др. [6; 8].

Установлено, что для аддиктов ведущими защитами являются регрессия, замещение, проекция и компенсация, тогда как для людей без химической зависимости - вытеснение, проекция и рационализация [5]. В свою очередь по данным исследования Е.В.Ветерок для подростков группы риска употребления ПАВ характерны преимущественно следующие виды психологической защиты: вытеснение, отрицание и проекция, тогда как для их сверстников, не употребляющих ПАВ, типичны реактивное образование, отрицание и замещение [3]. При этом особо подчеркивается тот факт, что нередко употребление ПАВ (алкоголь, наркотики и др.) сама выступает в качестве защиты, и, следовательно, может быть заменой действия целого ряда защитных механизмов [2].

С учетом изложенного выше, в нашем исследовании проверялись следующие гипотезы: 1. Проявления психологической защиты у старших подростков группы риска употребления ПАВ будут иметь свою специфику, отличающую их от сверстников, не склонных к злоупотреблению ПАВ. В частности, у старших подростков группы риска употребления ПАВ будет более ярче выражена склонность к использованию незрелых видов психологической защиты в отличии от сверстников не склонных к злоупотреблению ПАВ, у которых степень выраженности незрелых видов психологических защит будет значительно ниже и, напротив, может проявляться тенденция к использованию преимущественно зрелых видов психологической защиты. 2. У старших подростков группы риска употребления ПАВ и у их сверстников, не склонных к употреблению ПАВ, будут наблюдаться как схожие, так и различные корреляционные связи между разными механизмами психологических защит.

В нашем исследовании приняли участие 93 старших подростка. Основную группу (ОГ) составили 34 испытуемых группы риска употребления ПАВ; группу сравнения (ГС) - 59 испытуемых, не склонных к употреблению ПАВ. Для сбора эмпирических данных использовался опросник «Индекс жизненного стиля» Р.Плутчика, Х.Келлермана и Х.Р.Конте в адаптации Л.И.Вассермана. При обработке полученных результатов использовались методы математической статистики, среди которых: корреляционный анализ с использованием коэффициента Спирмена; выявление достоверности различий посредством U-критерия Манна-Уитни. Статистическая обработка осуществлялась с помощью программы IBM SPSS Statistics 22.

Кратко изложим полученные результаты. Для начала обратимся к данным, иллюстрирующим специфику проявления механизмов психологической защиты у старших подростков группы риска употребления ПАВ и их сверстников, не склонных к употреблению ПАВ (таблица 1).

Таблица 1

Специфика проявления механизмов психологических защит у старших подростков группы риска употребления

ПАВ и их сверстников, не употребляющих ПАВ

Виды защит Испытуемые ( x / 5) U-критерий Манна-Уитни

ОГ ГС

Отрицание 63,88 / 23,45 66,05 / 21,27 926,5 (р=0,537)

Подавление 65,38 / 27,81 61,81 / 28,15 1073 (р=0,537)

Регрессия 67,47 / 31,31 70,78 / 28,43 992 (р=0,930)

Компенсация 75,09 / 27,87 73,32 / 24,33 1071,5 (р=0,581)

Проекция 52,73 / 33,46 48,44 / 26,35 1067 (р=0,608)

Замещение 74,94 / 28,65 68,57 / 25,31 1225 (р=0,075)

Интеллектуализация 52,50 / 25,87 58,12 / 25,58 889,5 (р=0,358)

Реактивное образование 39,67 / 27,38 52,96 / 29,47 736,5 (р=0,031)*

Общая напряженность защит 44,06 / 11,30 44,12 / 9,08 1025 (р=0,861)

Примечание: * - значимость различий на уровне 0,05

Как можно видеть из таблицы 1, у старших подростков группы риска употребления ПАВ в числе преобладающих оказываются следующие виды защитных механизмов: замещение, подавление, компенсация и проекция. Что же касается их сверстников, не склонных к употреблению ПАВ, то у них, прежде всего, доминируют реактивное образование,

интеллектуализация и отрицание. Напротив, в качестве наименее выраженных у испытуемых ОГ зафиксировано реактивное образование, а у испытуемых ГС - замещение. Другими словами, согласно полученным результатам, налицо полная противоположность в проявляющихся у старших подростков ОГ и ГС тенденциях использования бессознательных защит. Однако достоверно значимые различия (0=736,5; р<0,05) между ОГ и ГС зафиксированы только по одному виду защитных механизмов, а именно: реактивное образование, которое в большей степени характерно для старших подростков, не склонных к употреблению ПАВ, и гораздо менее выражено у подростков группы риска употребления ПАВ.

Далее обратимся к результатам корреляционного анализа между разными видами защитных механизмов у испытуемых ОГ и ГС (таблицы 2 и 3).

Таблица 2

Структура корреляционных связей механизмов психологических защит у старших подростков группы риска

употребления ПАВ (по Спирмену)

Защитные механизмы отрицание подавление регрессия компенсация проекция замещение интеллектуализация реактивное образование общая напряж-ть защит

отрицание ,019 -,175 -,111 ,003 -,101 ,376* ,034 ,134

подавление ,105 ,226 -,129 ,052 ,145 -,056 ,313

регрессия ,652** ,450** ,521** -,140 ,355* 774**

компенсация ,333 ,339* ,128 ,221 ,698**

проекция ,469** ,267 ,243 ,691*

замещение -,056 ,065 ,625**

интеллектуализация -,086 ,297

реактивное образован. ,378*

общая напряж-ть защит

Примечание: * - корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя);

** - корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Как можно видеть из данных, представленных в таблице 2, у подростков группы риска употребления ПАВ обнаружена целая плеяда статистически значимых корреляционных связей между разными видами защитных механизмов. В частности, у испытуемых ОГ установлена положительная связь между такими видами психологических защит как отрицание и интеллектуализация (г=0,376; р<0,05). Данная взаимосвязь интересна тем, что первая из этих защит относится к числу примитивных, тогда как вторая считается защитой высшего порядка, и, следовательно, было бы логично ожидать совсем иного их соотношения - отрицательной корреляции. Соответственно, можно предположить, что подростки, употребляющие ПАВ, не осознают болезненные элементы своего жизненного опыта, но при этом пытаются находить правдоподобные причины для оправдания своих деструктивных действий, а именно - употребления никотина, алкоголя и т.п. Кроме того, здесь уместно вспомнить о том, что по имеющимся в научной литературе данным, механизм отрицания является одним из ведущих в подростковом возрасте [12], а у подростков группы риска он проявляется в основном при зависимости от летучих органических веществ и алкоголизме [4].

Самое большое количество статистически значимых положительных корреляционных связей было зафиксировано между защитным механизмом регрессии с одной стороны и такими защитами как компенсация (г=0,652; р<0,01), проекция (г=0,450; р<0,01), замещение (г=0,521; р<0,01), реактивное образование (г=0,355; р<0,05), а также общей напряженностью психологических защит (г=0,774; р<0,01). Подчеркнем, что выявленные нами взаимосвязи также имеют свое объяснение в научной литературе, где, в частности, отмечается, что для аддиктов ведущими защитами являются регрессия, замещение, проекция и компенсация [5]. При этом наличие такого количества взаимосвязей логично приводит подростка группы риска употребления ПАВ к повышению общей напряженности защит, которая, в свою очередь, может влиять на его внутреннюю дестабилизацию. Также были констатированы положительные корреляционные связи, с одной стороны, компенсации с замещением (г=0,339; р<0,05) и с общей напряженностью защит (г=0,698; р<0,01), а с другой, - проекции с тем же замещением (г=0,469; р<0,01) и общей напряженностью защит (г=0,691; р<0,05). Другими словами, выходит, что подростки группы риска употребления ПАВ склонны приписывать свои неприемлемые мысли, чувства и поступки другим людям, а также искать доступные объекты для разрядки своего внутреннего напряжения, которыми как раз и могут быть алкоголь, сигареты, снюс, насвай и т.п., что в итоге приводит к повышению напряженности защит и может негативно сказываться на их социальной адаптации и интеграции. К сказанному выше нужно добавить, что вместе с тем нами было также обнаружено наличие положительных корреляционных связей как между замещением и общей напряженностью защит (г=0,625; р<0,01), так и между реактивным образованием и общей напряженностью защит (г=0,378; р<0,05). Заметим, что согласно литературным данным для старших подростков характерны такие защиты как замещение, реактивное образование и

компенсация [9]. Поэтому вполне логично, что в условиях гормональной перестройки организма подростков и общей психологической нестабильности при использовании этих защит будет повышаться и общая напряженность их защитных механизмов.

Далее для сравнения обратимся к аналогичной структуре корреляционных связей установленных в группе старших подростков, не склонных к употреблению ПАВ, представленной в таблице 3.

Таблица 3

Структура корреляционных связей механизмов психологических защит и актуальных потребностей у старших

подростков, не склонных к употреблению ПАВ

Защитные механизмы отрицание подавление регрессия компенсация проекция замещение интеллектуализация реактивное образование общая напряж-ть защит

отрицание -,039 -,125 ,027 -,051 -,016 ,015 ,181 ,190

подавление ,010 -,105 -,164 ,254 ,128 -,262* ,240

регрессия ,480** ,438" ,536" -,184 ,094 ,669**

компенсация ,379** ,343** ,001 ,269* ,640**

проекция ,351** -,035 ,211 ,607**

замещение ,069 -,020 ,738**

интеллектуализация -,008 ,165

реактивное образован. ,334**

общая напряж-ть защит

Примечание: * - корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя);

** - корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Согласно полученным данным, самое большое количество статистически значимых положительных корреляционных связей в группе подростков, не склонных к употреблению ПАВ, как и у их сверстников из группы риска, было зафиксировано между защитным механизмом регрессия и такими защитами как компенсация (г=0,465; р<0,01), проекция (г=0,476; р<0,01), замещение (г=0,367; р<0,05), а также общей напряженностью защит (г=0,669; р<0,01). Полагаем, что такое положение дел вовсе не случайно, поскольку регрессия является мало эффективной защитой и поэтому, как правило, сопровождается использованием еще каких-либо других защитных механизмов и повышением общей напряженности защит. Кроме того, у подростков, не склонных к употреблению ПАВ, наблюдаются положительные корреляционные связи между компенсацией и такими защитами как проекция (г=0,351; р<0,01), замещение (г=0,343; р<0,01), реактивное образование (г=0,269; р<0,05) и общая напряженность защит (г=0,640; р<0,01). Таким образом, данная тенденция подтверждает, что у старших подростков доминирующими защитами являются реактивное образование, компенсация и замещение [9]. При этом также как и у подростков группы риска отмечается их связь с повышением общей напряженности защит. Однако в то же время в отличии от подростков ОГ компенсация в ГС имеет связь с проекцией. Это свидетельствует о том, что старшие подростки, не злоупотребляющие ПАВ, стремятся находить подходящую замену своему реальному или воображаемому недостатку каким-то другим качеством, а те недостатки, которые не удается компенсировать, начинают приписывать другим людям.

Вместе с тем мы наблюдаем также наличие в группе старших подростков, не склонных к употреблению ПАВ, положительных корреляционных связей между проекцией, с одной стороны, и замещением (г=0,351; р<0,01) и общей напряженностью защит (г=0,607; р<0,01), с другой. Подчеркнем, что аналогичные связи констатированы также и у подростков группы риска употребления ПАВ, т.е. в этом плане имеют место схожие тенденции. Другими словами, в большинстве своем старшие подростки склонны приписывать свои неприемлемые мысли, чувства и поступки другим людям, а также искать доступные объекты для разрядки своего внутреннего напряжения, в числе которых могут быть компьютерные игры, сверстники, младшие сиблинги и др. При этом проявление данных защит заметно приводит к повышению напряженности. Однако в то же время испытуемые ОГ и ГС отличаются друг от друга тем, что первые из них часто переходят на объекты замещения деструктивного характера (алкоголь, сигареты), тогда как их сверстники, не употребляющие ПАВ, используют другие социально более приемлемые формы. Еще две положительных корреляционных связи в группе старших подростков, не склонных к употреблению ПАВ, зафиксированы между замещением и общей напряженностью защит (г=0,738; р<0,01), а также между реактивным образованием и общей напряженностью (г=0,334; р<0,01). Поскольку обе эти защиты являются ведущими в подростковом возрасте [9], они вполне могут вызывать и повышение общей напряженности. В свою очередь отрицательная корреляционная связь в группе подростков, не склонных к употреблению ПАВ, обнаружена между подавлением и реактивным образованием (г=-0,2б2; р<0,05), которая, в частности, свидетельствует о том, что в случае бессознательного забывания, составляющего суть подавления, у большинства

подростков, как правило, отсутствует необходимость в бессознательных преобразованиях неприемлемых чувств и желаний в противоположные - социально приемлемые.

Таким образом, как показали результаты нашего исследования, у старших подростков группы риска употребления ПАВ и их сверстников, не склонных к злоупотреблению ПАВ, наблюдаются как схожие, так и различные корреляционные связи механизмов психологических защит.

Выводы. Итак, согласно полученным в нашем исследовании данным, наша первая гипотеза не нашла своего подтверждения, поскольку статистически значимые различия были обнаружены только в отношении одного защитного механизма - реактивное образование, к которому чаще прибегают старшие подростки, не употребляющие ПАВ. Иными словами, старшие подростки группы риска употребления ПАВ и их сверстники, не склонные к употреблению ПАВ, используют в основном одни и те же психологические защиты. Однако в то же время наша вторая гипотеза полностью подтвердилась, поскольку у каждой группы подростков обнаружены как различные, так и схожие корреляционные связи между разными механизмами психологических защит.

Литература:

1. Алимова, Е.Г. Исследование психологических защитных механизмов у подростков / Е.Г. Алимова, Н.С. Сафоев // Oriental renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences. - 2022. - Vol. 2. - N. 3. - Р. 1336-1344

2. Валентик, Ю.В. Руководство по реабилитации больных с зависимостью от психоактивных веществ / Ю.В. Валентик, Н.А. Сирота. - Москва: Изд-во «Литера», 2002. - 204 с.

3. Ветерок, Е.В. Психологические и психофизиологические особенности подростков группы риска в отношении химических аддикций / Е.В. Ветерок // Мир науки, культуры и образования. - 2010. - №3. - С. 159-160

4. Гречаный, С.В. Сравнительная характеристика механизмов психологической защиты у подростков при различных наркологических заболеваниях / С.В. Гречаный // Прикладные информационные аспекты медицины. - 2008. - №11. -С. 16-20

5. Изотова, И.Ю. Специфика психологических защит у лиц с химической зависимостью / И.Ю.Изотова // E-Scio. -2020. - №11(50). - С. 232-247

6. Колесова, Ю.И. Особенности личности подростков, употребляющих психоактивные вещества / Ю.И. Колесова, Е.В. Николаев // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Педагогика. Психология. Философия. - 2020. - №2 (18). - С. 30-35

7. Мелоян, А.Э. Особенности проявления защитных механизмов при развитии самоотношения подростков из полных и не полных семей / А.Э. Мелоян, Л.Э. Семенова, А.В. Чевачина // Вестник Мининского университета. - 2015. - №2. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Москаленко, В.Д. Биологические, индивидуальные, семейные и внесемейные факторы риска и защиты от злоупотребления психоактивными веществами у подростков / В.Д. Москаленко // Медицина неотложных состояний. - 2010.

- №1. - URL: http://www.mif-ua.com/archive/article/12978

9. Муслумов, Р.Р. Взаимосвязь психологических защит подростков с разными типами акцентуаций / Р.Р. Муслумов, А.А. Печеркин, И.П. Веденкина // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2019. - Том 25. - №1. - С. 160-168

10. Никольская, И.М. Психологическая защита у детей / И.М. Никольская, Р.М. Грановская. - Санкт-Петербург: Речь, 2006. - 352 с.

11. Семенова, Ф.О. Коммуникативные способности подростков как фактор зрелости используемых механизмов психологической защиты / Ф.О. Семенова, И.В. Ткаченко, Л.А. Перепелица // Семья и личность: проблемы взаимодействия.

- 2020. - №17. - С. 108-116

12. Соловьева, А.В. Специфика психологической защиты в подростковом возрасте / А.В. Соловьева // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2007. - Том 13. - №2. - С. 159-163

13. Фрейд, А. Психология «Я» и защитные механизмы / А. Фрейд. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 144 с.

Психология

УДК 159.9

студент Садков Иван Сергеевич

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский государственный университет» (г. Вологда)

КОРРЕКЦИЯ СКЛОННОСТИ К АГРЕССИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ АРТ-ТЕРАПИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме насилия в школе, склонности современных младших школьников к проявлению агрессии. Первичная диагностика показала, что часть младших школьников имеет уровень агрессии выше среднего, обнаруживает склонность к проявлению насильственных действий по отношению к другим. По результатам диагностики были сформированы экспериментальная и контрольная группы, в которые вошли обучающиеся с уровнем агрессии выше среднего. Коррекция склонности к агрессии осуществлялось в ходе реализации специально разработанной программы коррекционно-развивающих занятий. Результаты статистических процедур обработки данных до и после проведения цикла занятий показали снижение уровня агрессии у младших школьников. Подтверждено, что специально разработанная программа занятий, направленных на коррекцию склонности к агрессии у младших школьников, способствует овладению конструктивными способами поведения в конфликтной ситуации, установлении доверительных отношений в общении со сверстниками.

Ключевые слова: агрессия, склонность к агрессии, младшие школьники, коррекция склонности к агрессии у младших школьников, условия коррекция склонности к агрессии.

Annotation. The article is devoted to the problem of the propensity to aggression of modern junior schoolchildren. Primary diagnostics of the level of aggression in the subjects showed that there is a part of younger schoolchildren who have a level of aggression above the average. Primary schoolchildren may have difficulties in their studies, in interaction with other people, in building close friendly relations. Experimental and control groups were formed, which included students with a level of aggression above the average. Correction of the propensity to aggression of junior schoolchildren was carried out in the course of the implementation of a specially designed program of correctional and developmental classes. The results of statistical data processing procedures before and after the training program showed that there is a significant positive trend in the indicators of aggression in younger students. It is shown that a specially designed program of classes aimed at correcting the tendency to aggression contributes

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.