Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАЗНЫХ ПРОФЕССИЯХ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАЗНЫХ ПРОФЕССИЯХ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
79
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРЕСС / ВЫГОРАНИЕ / САМОРЕГУЛЯЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ / КАРЬЕРА / ПРОФЕССИЯ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Друзева А.Н., Терсакова А.А.

В статье мы описываем проблему стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. На сегодняшний день в литературе, посвященной синдрому выгорания, отмечается значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Друзева А.Н., Терсакова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF MENTAL AND EMOTIONAL BURN OUT IN DIFFERENT PROFESSIONS OF THE MANAGEMENT SPHERE

Resume: in the article we describe the problem of human stress resistance in various professions for a long time attracted the attention of psychologists of various directions. There are a number of professions in which a person begins to experience a feeling of inner emotional emptiness due to the need for constant contact with other people. To date, the literature on burnout syndrome has noted a significant expansion of the areas of activity that are prone to such danger.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАЗНЫХ ПРОФЕССИЯХ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ»

УДК 378

Друзева А.Н. студент магистратуры ФГБОУВО «АГПУ» Терсакова А.А., к.п. н.

доцент ТИПИОП ФГБОУ ВО «АГПУ»

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОГО И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В РАЗНЫХ ПРОФЕССИЯХ

УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СФЕРЫ

Аннотация: в статье мы описываем проблему стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. На сегодняшний день в литературе, посвященной синдрому выгорания, отмечается значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности.

Ключевые слова: стресс, выгорание, саморегуляция, профессионализация, карьера, профессия, специальность, эмоции, личностный смысл

Druzeva A.N. master's student FSBEI HE "ASPU" Tersakova A.A., Ph.D. associate professor TIPIOP FSBEI HE ""ASPU"

FEATURES OF THE MANIFESTATION OF MENTAL AND EMOTIONAL BURN OUT IN DIFFERENT PROFESSIONS OF THE

MANAGEMENT SPHERE

Resume: in the article we describe the problem of human stress resistance in various professions for a long time attracted the attention of psychologists of various directions. There are a number of professions in which a person begins to experience a feeling of inner emotional emptiness due to the need for constant contact with other people. To date, the literature on burnout syndrome has noted a significant expansion of the areas of activity that are prone to such danger.

Keywords: stress, burnout, self-regulation, professionalization, career, profession, specialty, emotions, personal meaning

Среди многообразия видов социальной деятельности человека профессиональная деятельность занимает особое место, образуя основную форму активности субъекта. Процесс профессионального становления и профессиональной саморегуляции - важнейшая составляющая жизнедеятельности человека - остается одной из центральных проблем современной психологии, не теряющих актуальность. Процесс профессионализации не является однонаправленным. Прогрессивные стадии профессионального развития сменяются регрессивными периодами, в которых на первый план выходят такие проблемы как профессиональная деформация и психическое выгорание. Описанные тенденции обладают выраженной спецификой в различных видах деятельности: управленческая активность как интегрирующий тип деятельности оказывает уникальное воздействие на личность руководителя, а выявление специфических особенностей профессионального становления субъекта управленческой деятельности выступает в качестве одной из основополагающих проблем психологии менеджмента. Необходимо особое внимание по отношению к негативным последствиям профессионализации управленцев в современных условиях рыночной экономики и ужесточения конкуренции, когда требования к личности профессионала-руководителя со стороны общества и организационной среды все более возрастают.

Проблема стрессоустойчивости человека в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов различных направлений. Суще -ствует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости по -стоянных контактов с другими людьми. На сегодняшний день в литературе, посвященной синдрому выгорания, отмечается значительное расширение сфер деятельности, подверженных такой опасности.

Симптомы выгорания указывают на характерные черты длительного стресса и психической перегрузки, которые приводят или могут приводить к полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего - эмоциональной. Развитие синдрома носит стадиальный характер. Следует отме -тить, что генезис синдрома носит индивидуальный характер, определяемый различиями в эмоционально-мотивационной сфере, а также условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека.

Леонтьев А.Н. считал, что профессия представляет собой развивающуюся систему, имеющую свое строение, свои внутренние переходы и превращения. Деятельность каждого человека зависит от его места в обще -стве, от того, как она складывается в неповторимых обстоятельствах. Харак -тер и особенности деятельности определяются потребностями и мотивами, а её структура обеспечивается определенными действиями и операциями. Та -ким образом, в деятельности различают две стороны: мотивационно-потребностную и операционально-техническую. Потребности конкретизируются в системе мотивов, которые представляют собой сложную иерархию: основные, стержневые мотивы и дополнительные мотивы-стимулы. По

утверждению А.Н. Леонтьева, стержневые мотивы приобретают для человека личностный смысл. Деятельность мотивирует человека в той степени, в какой она приобретает для него личностный смысл .

В психологической структуре деятельности выделяют три уровня обобщения: конкретные виды деятельности и ситуации; типовые профессиональные функции и задачи; профессиональные действия, умения и навыки.

Становление деятельности можно интерпретировать как развитие и субъекта самой деятельности. Профессиональное становление субъекта вы -ражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности. В отличие от этого процесс становления профессиональной деятельности проявляется в развитии ее приемов и способов, совершенствовании технологии, обогащении методологического инструментария и расширении области его применения. Исследование профессионального становления личности позволяет выдвинуть предположение, что многолетнее выполнение любой профессиональной деятельности приводит к образованию деформаций личности, снижающих продуктивность осуществления трудовых функций, а иногда и затрудняющих этот процесс.

Существует огромное множество трактовок понятия «профессия». Наиболее полным является определение Е.А. Климова: «Профессия - это необходимая для общества, социально ценная и ограниченная вследствие раз -деления труда область приложения физических и духовных сил человека, дающая ему возможность получать взамен затраченного труда необходимые средства его существования и развития» . Более узкое определение профессии, с точки зрения конкретного человека, приводит В.Г. Макушин: «Профессия - это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию» .

Обобщая имеющиеся трактовки, Э.Ф. Зеер дает следующее определе -ние: Профессия (лат. ргоГеББю) - это исторически возникшие формы трудовой деятельности, для выполнения которых человек должен обладать опре-деленными знаниями и навыками, иметь специальные способности и развитые профессионально важные качества .

Существует несколько классификаций профессий: Дж. Холланда, Е.А. Климова, С.Я. Батышева и др. В своей работе мы будем опираться на классификацию Е.А. Климова [3].

Авторами было показано, что практически во всех группах работников «социальных» профессий есть достаточно большое количество лиц с высоким и средним уровнем выгорания. Все обследуемые люди - представители коммуникативных профессий (по характеру и преобладанию в трудовой дея -тельности ситуаций межперсонального делового общения).

Содержание труда всех обследуемых профессиональных групп отличает: высокая насыщенность рабочего дня, обусловленная общением с другими

лицами; большое количество разных по содержанию и эмоциональной напряженности деловых контактов; высокая ответственность за результат общения; определенная зависимость от партнеров по общению; необходимость понимать их индивидуальные особенности, притязания и экспектации; частые притязания на неформальные отношения при решении их проблем; конфликтные или напряженные ситуации общения, вызванные недоверием, несогласием и проявляющиеся в различных формах отказа от дальнейшего взаимодействия (общения).

В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином «burnout» (англ. «выгорание», «сгорание», «затухание горения»). Впервые этот термин предложил H. Freudenberger (1974) для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, которые он наблюдал у работников психиатрических учреждений.

В настоящее время общепринятым и наиболее употребляемым является концепция выгорания С. Maslach и S£. Jackon (1976, 1986 и др.), которые определили психическое выгорание как синдром, состоящий из эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений, возникающий у индивидов, работающих с людьми.

В результате сравнительного анализа различных профессиональных групп, проведенного Н.Е. Водопьяновой и Е.С. Старченковой на отечественной выборке, были обнаружены отличия между ними как по типу выгорания, так и по количеству «сгоревших на работе».

По данным Т.И. Ронгинской, полученных в исследовании различных профессиональных групп социальной сферы на немецкой и австрийской выборках, также особой «группой риска» являются учителя. Автором выявлено, что развитие синдрома выгорания (независимо от региональных различий) обусловлено спецификой педагогической профессии, признаки выгорания испытывают около 30% учителей .

Врачи терапевты и медсестры хирургических отделений наиболее часто испытывают эмоциональное истощение и деперсонализацию (профессиональную отстраненность и циничность по отношению к пациентам), а медсестры реанимационных отделений чаще подвержены редукции личных достижений и неудовлетворенности работой. Большое количество лиц с высо -ким уровнем выгорания по всем трем компонентам обнаружено среди социальных работников. Врачи-стоматологи чаще, чем их ассистенты, испытывают эмоциональное истощение и реже - деперсонализацию [6].

В сфере предпринимательской деятельности количество менеджеров с высоким уровнем выгорания составляет 29% у мужчин и 47% у женщин. При этом выгорание у менеджеров-мужчин чаще развивается по составляющей «деперсонализация» (профессиональный цинизм, «холодность» и интерперсональная отстраненность, деформация отношения к подчиненным или к клиентам). Среди менеджеров-женщин чаще встречается эмоциональное истощение [7].

Сотрудники коммерческих организаций подвержены выгоранию реже, чем служащие административно-государственных структур (чиновники). Очевидно, психологическая и социально-экономическая специфика предпринимательской деятельности - творческой и динамичной - играет не последнюю роль в противостоянии выгоранию занятых ею лиц.

Выгорание у продавцов-консультантов торговых центров чаще представлено по составляющей «эмоциональное истощение» (высокий уровень у 38% продавцов). Менеджеры торговых центров чаще продавцов подвержены выгоранию по составляющей «деперсонализация» [3].

Высокий процент «выгоревших» наблюдается среди агентов по прода -же недвижимости - риэлтеров: 30% у лиц со стажем 1 - 2 года и 46% с опытом работы 3-5 лет [22].

Служащие коммерческих банков с небольшим стажем работы существенно реже переживают выгорание, чем их коллеги, работающие с клиен -тами более 6 лет. Среди служащих с большим стажем работы эмоциональное истощение обнаружено у 60%, деперсонализация - у 40%, а редукция персональных достижений — в 60% случаев. Работники в возрасте 21-25 лет, проработавшие недолго, менее склонны к выгоранию, чем их коллеги с большим стажем в возрасте старше 35 лет [7].

Полученные данные не позволяют пока точно определить, что в боль -шей мере влияет на выгорание - возраст или стаж. Однако можно предположить, что стаж работы свыше 6 лет в системе «профессионал-компьютер-клиент» способствует развитию у банковских служащих синдрома выгорания. Значимая связь обнаружена между стажем и редукцией персональных достижений. Возраст не имеет значимых корреляций ни с одним из показателей выгорания [1].

Работники бюджетной сферы по сравнению с персоналом коммерче -ских структур более подвержены эмоциональному истощению и мотивационно-установочному выгоранию. Это показывает, что фактор, опосредующий выгорание, - это не только коммуникативная нагрузка но и более низкое материальное вознаграждение, а также связанная с этим неудовлетворенность качеством жизни: переживание социальной несправедливости и незащищенности, потеря социальной престижности и ролевого статуса и др. [7].

В «социальных» профессиях («помогающих», сервисных, управленче -ских) продолжительные, многообразные и когнитивно сложные ситуации общения с другими людьми предъявляют высокие требования к качеству общения (доверительности, профессионализму, эмоциональной устойчивости и др.) и к высокой коммуникативной компетентности, поскольку от качества общения в наибольшей мере зависят результат данного взаимодействия и перспективы будущих деловых или интерперсональных контактов [4].

Именно для «социальных» или «коммуникативных» профессий характерны ежедневное многообразие эмоционально и когнитивно сложных ситуаций общения, высокая ответственность за результат коммуникации, частое

отсутствие положительного результата или мотивационного подкрепления (положительной обратной связи). Данные особенности делового общения выступают в качестве общих профессиональных стрессов для профессий, относящихся к числу «коммуникативных». Все эти признаки в той или иной мере представлены в обследованных группах специалистов, чем и объясняется большой процент лиц с высоким уровнем выгорания среди них.

Итак, генезис синдрома психического выгорания носит индивидуальный характер, определяемый условиями, в которых протекает профессиональная деятельность человека. Показано, что в коммуникативных профессиях в качестве общих профессиональных стрессов выступают интенсивность, продолжительность и когнитивная сложность ситуаций служебного общения, высокая ответственность за результат коммуникации и др. Также фактором, опосредующим выгорание, является не только коммуникативная нагрузка, но и более низкое материальное вознаграждение. Именно эти признаки являются причиной наличия большого процента лиц с высоким уровнем выгорания практически во всех группах работников социальной сферы.

В статье мы понимаем, что вне рамок рассмотрения остается ряд аспектов: взаимосвязь результативного параметра анализа деятельности руководителей и выгорания, детерминационные отношения выгорания и различных характеристик личности управленца и особенностей его управленческой деятельности. Высокая эклектичность существующих исследований выгорания руководителей сочетается с их выраженным прикладным характером: отсутствуют попытки теоретического обобщения полученных эмпирических данных, в качестве выборки исследований по преимуществу выступает менеджмент только коммерческих организаций. Наконец, литературные данные не позволяют выделить специфику выгорания собственно в управленческой деятельности. Такое состояние данной проблемы обуславливает необходимость комплексного анализа личностных и организационных детерминант психического выгорания в управленческой деятельности.

Использованные источники:

1. Савина, Н.С. Специфика психического выгорания в управленческой деятельности / Н.С. Савина // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. - Ярославль, 2009. - № 1. - С. 55-60.

2. Айсина Р. М. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2007. - 27 с. 2. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. - М.: Литтерра, 2010. - 272 с.

3. Борисова М.В., Ансимова Н.П. Основные направления профилактики и коррекции профессионального выгорания // Ярославский педагогический вестник - 2011 - № 2 - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 212215.

4. Водопьянова Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек -человек»: Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. - СПб.: Речь, 2003. - С. 276-282.

5. Карпов А.В., Скитяева И.М. Исследование личности руководителей девиантных организаций //Современные проблемы прикладной психологии. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т. I . Ярославль, 2006. - С.176-182.

6. Малышева Е.А. Синдром профессионального выгорания психотерапевта: роль особенностей клинических взаимоотношений / Проблемы общей и педагогической психологии. — Т. IV, ч. 3. — 2002. - С. 134-139. 37. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Электронный документ] // URL: http://psy.piter.com/Hbrary/?tp=1&rd=1

7. Никифоров Г.С. Психическое выгорание у менеджеров и его преодоление // Линчук Т.П., Михалёва И. М. Психология менеджмента: хрестоматия. -Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2007 - Ч.1. - С.175-198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.