Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБЩЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБЩЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА / ОБЩЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Антимонова Виктория Алексеевна

В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с особенностями общения подростков при наличии акцентуаций характера. Приведены результаты методик, направленных на выявление потребности в общении и акцентуаций характера у групп, экстравертированных и интровертированных подростков. Выявлена зависимость между такими критериями, как направленность личности и акцентуации характера. На основе проведенного исследования и полученных данных доказано, что каждый тип акцентуации характера имеет связи с возникновением коммуникативных трудностей у подростков обеих групп; также удостоверились в необходимости своевременной корректировки поведения у подростков с акцентуациями характера. Тема дальнейшего исследования была определена по результатам методики направленности на общение, где исследуемой выборкой будут выступать интроверты с ярко выраженной манипулятивной направленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANIFESTATION OF MOTIVATION FOR COMMUNICATION AMONG ADOLESCENTS WITH DIFFERENT CHARACTER ACCENTUATIONS

This article discusses issues related to the peculiarities of communication between adolescents in the presence of character accentuations. The results of methods aimed at identifying the need for communication and character accentuations in groups of extroverted and introverted adolescents are presented. The dependence between such criteria as personality orientation and character accentuation is revealed. Based on the conducted research and the data obtained, it is proved that each type of character accentuation has connections with the emergence of communicative difficulties in adolescents of both groups. They also made sure of the need for timely correction of behavior in adolescents with character accentuations. The topic of further research was determined based on the results of the communication orientation methodology, where introverts with a pronounced manipulative orientation will act as the study sample.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБЩЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА»

Шаг в науку • № 2, 2022

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.9.072

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБЩЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА

Антимонова Виктория Алексеевна, студент, направление подготовки 37.03.01 Психология, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: antimonova0@yandex.ru

Научный руководитель: Логутова Елена Владимировна, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: logutovae@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с особенностями общения подростков при наличии акцентуаций характера. Приведены результаты методик, направленных на выявление потребности в общении и акцентуаций характера у групп, экстравертированных и интровертированных подростков. Выявлена зависимость между такими критериями, как направленность личности и акцентуации характера. На основе проведенного исследования и полученных данных доказано, что каждый тип акцентуации характера имеет связи с возникновением коммуникативных трудностей у подростков обеих групп; также удостоверились в необходимости своевременной корректировки поведения у подростков с акцентуациями характера. Тема дальнейшего исследования была определена по результатам методики направленности на общение, где исследуемой выборкой будут выступать интроверты с ярко выраженной манипулятивной направленностью.

Ключевые слова: подростки, подростковый возраст, акцентуации характера, общение, коммуникативные трудности.

Для цитирования: Антимонова В. А. Особенности проявления мотивации к общению подростков с различными акцентуациями характера // Шаг в науку. - 2022. - № 2. - С. 58-61.

FEATURES OF MANIFESTATION OF MOTIVATION FOR COMMUNICATION AMONG ADOLESCENTS WITH DIFFERENT CHARACTER ACCENTUATIONS

Antimonova Victoria Alekseevna, student, training program 37.03.01 Psychology, Orenburg State University, Orenburg

e-mail: antimonova0@yandex.ru

Research advisor: Logutova Elena Vladimirovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social Psychology, Orenburg State University, Orenburg e-mail: logutovae@mail.ru

Abstract. This article discusses issues related to the peculiarities of communication between adolescents in the presence of character accentuations. The results of methods aimed at identifying the need for communication and character accentuations in groups of extroverted and introverted adolescents are presented. The dependence between such criteria as personality orientation and character accentuation is revealed. Based on the conducted research and the data obtained, it is proved that each type of character accentuation has connections with the emergence of communicative difficulties in adolescents of both groups. They also made sure of the need for timely correction of behavior in adolescents with character accentuations. The topic offurther research was determined based on the results of the communication orientation methodology, where introverts with a pronounced manipulative orientation will act as the study sample.

Key words: teenagers, adolescence, character accentuation, communication, communication difficulties.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. © В. А. Антимонова, 2022

Cite as: Antimonova, V. A. (2022) [Features of manifestation of motivation for communication among adolescents with different character accentuations]. Shag v nauku [Step into Science]. Vol. 2, pp. 58-61.

По мнению психологов, общение - это процесс обмена информацией между двумя или более людьми, который состоит в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера [5]. Если рассматривать основной фактор развития психики ребенка, то общение характеризуется как одно из важных и необходимых условий для психического развития.

Именно в подростковом возрасте человек приобретает различные механизмы социальной адаптации, наиболее эффективным является сфера общения. «Для подросткового возраста основными возрастными задачами в сфере общения являются развитие навыков конструктивного общения в группе сверстников; коммуникативной рефлексии и наблюдательности; моделей уверенного коммуникативного поведения, овладение индивидуальными способами самовыражения в общении» [7, с. 42]. В большинстве случаев, общение в подростковом возрасте выступает как ведущий тип деятельности, из чего следует, что данный возраст является наиболее подходящим для развития коммуникативной компетентности. При наличии таких индивидуально-психологических особенностей у несовершеннолетнего подростка, как застенчивость, агрессивность и низкое умение устанавливать контакт, а также налаживать взаимопонимание с другими людьми, может выступить как следствие возникновения нарушений в коммуникативной сфере [2].

Традиционным направлением в психолого-педагогических исследованиях является анализ особенностей возраста у подростков. Связь подросткового возраста с резкими качественными изменениями, которые затрагивают все стороны жизни и развития личности, делает его наиболее трудным периодом, протекающим в онтогенезе. В этот период происходит перестройка организма, меняется социальная ситуация развития, появляется чувство зрелости и потребность в самоутверждении, усложняется внутренний мир и формируются личностные качества.

По детским коммуникативным проблемам были проведены многочисленные исследования: Брунер Дж., Асадулаева Н. А., Выготский Л. С., Григорьев С. В., Григорьев В. М., Монтенегро К., Эльконин Д. Б. и другие [1]. Данные исследования говорят о том, что в период подросткового возраста количество детских коммуникативных проблем возрастает с наибольшей скоростью, а также они становятся более осознанными и дифференцированными, вызывают у подростков переживания, актуализацию деструктивных форм коммуникативного поведения острых психоэмоциональных ощущений для реализации деструктивных форм коммуникативного поведения [8].

Существует много причин резкого увеличения затрудненных коммуникативных ситуаций. Одной из таких причин является то, что в процессе социализации у немногих подростков формируются акцентуации характера. Отсутствие гибкости во взаимоотношениях с окружающими людьми, а также проблемы, связанные с пониманием смысла сообщения и его передачей, встречаются достаточно часто в любом акцентуированном подростке.

Акцентуации характера в подростковом возрасте ученые считают одной из важнейших проблем в психологии, социологии и педагогике, подтверждением этому служит тот факт, что возраст приходится на период обучения в средней и старшей школе, где ведущей деятельностью подростков наряду с учебной выступает общение со сверстниками [3]. Акцентуация характера может проявляться как в положительных, так и в отрицательных характерологических проявлениях. Акцентуированных подростков можно встретить в каждом классе, их поведение может отличаться от общепринятых норм общения, что в свою очередь, может способствовать нарушению межличностных взаимоотношений.

Личко А. Е. определял акцентуации характера как «чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода психогенным воздействиям (тяжелым переживаниям, чрезвычайным нервно психическим нагрузкам и т. д.) при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [4, с. 255]. Но при этом он указывал на то, что в процессе взросления у человека сглаживаются острые черты характера [6].

Психологи и педагоги могут оказать подросткам существенную помощь в прохождении кризисного периода жизни, а также в решении проблем в общении со сверстниками. Для изучения особенностей общения, акцентуаций характера, а также их взаимосвязи у подростков, было проведено экспериментальное исследование, участие в котором приняли обучающиеся 8-х классов МОАУ «Лицей № 1» города Оренбурга в количестве 65 человек (27 мальчиков, 38 девочек) в возрасте от 13 до 14 лет.

На первом этапе исследования диагностировались потребности личности в общении по методике Елисеева О. П. (выявление уровня потребности в общении) и направленности личности в общении по методике Братченко С. Л. (авторитарная, манипулятивная, конформная, альтероцентрист-ская, индифферентная, диалогическая), а также акцентуации характера у подростков по методике Леонгарда К. (в адаптации Г. Шмишека).

Психологическая диагностика потребности в общении, проведённая с помощью методики

Антимонова В. А.

Елисеева О. П., где низкий уровень потребности в общении и уровень ниже среднего определялись как интроверсия, а средний уровень потребности в общении и уровень выше среднего - экстраверсия. Данная методика позволила выявить две группы подростков: экстраверты (п = 39), что составляет 60% испытуемых, и интроверты (п = 26), что составляет 40% испытуемых.

Исследование, проведенное с помощью методики Братченко С. Л., позволило выявить направленности в общении наиболее характерные для групп испытуемых. В группе экстравертов наиболее часто встречающейся является такая направленность, как альтероцентристская, а в группе интровертов - ма-нипулятивная (рисунок 1).

Рисунок 1. Сравнительные данные по направленности в общении

Источник: разработано автором

Результаты сравнения выявленных акцентуаций пытуемых экстравертов и интровертов представле-по методике Леонгарда - Шмишека в группах ис- ны на рисунке 2.

Е 20

5 18

I 16

03

? 14 12

У 10

ь 6

3 2

12

1 1

ы

чЛ^ ■Л-' .чр

^ ,#ч ¿Р

¿с ¿с

^ ^

I Экстраверты ы Интроверты

Рисунок 2. Сравнительные данные по акцентуациям характера

Источник: разработано автором

Выявление качественных характеристик производилось по методу ранговой корреляции Спир-мена. Данный метод позволил определить тесноту

(силу) и направление корреляционной связи между двумя признаками. С помощью корреляции в группе экстравертов были получены следующие резуль-

таты, где корреляция имеет значимость на уровне 0,01 между:

• «педантичностью» и «застреванием», прямая взаимосвязь (к = 0,537), если один показатель растет, то и второй растет, и наоборот, если проявление педантичности будет уменьшаться, то и застревание уменьшится;

• «гипертимностью» и «демонстративностью», прямая связь (к = 0,423), которая характеризует данные типы общим увеличением и уменьшением их проявления;

• «тревожностью» и «педантичностью», прямая взаимосвязь (к = 0,523), что характеризуется во взаимном увеличении и уменьшении одного и другого типа;

• «тревожностью» и «возбудимостью», прямая связь (к = 0,418), которая характеризуется общим увеличением и уменьшением их проявления;

• «циклотимичностью» и «возбудимостью», прямая взаимосвязь (к = 0,654), если один показатель растет, то и второй растет, и наоборот;

• «конформной» и «манипулятивной», обратная связь (к = -0,558), при которой рост одного показателя способствует падению другого. Это характеризуется тем, что данные направленности имеют противоположные характеристики;

• «индифферентной» и «альтероцентрист-ской» - обратная связь (к = -0,641), где при росте индифферентной направленности на общение, уменьшается выраженность альтероцентристской направленности общения у подростков.

Также, используя корреляционный метод, в группе интровертов мы получили следующие результаты, где корреляция имеет значимость на уровне 0,01 между:

• «педантичностью» и «застреванием», прямую взаимосвязь (к = 0,537), если проявление педантичности будет уменьшаться, то и застревание уменьшится и наоборот;

• «экзальтированностью» и «застреванием» - прямая связь (к = 0,512), которая характеризует данные типы общим увеличением и уменьшением их проявления.

Анализ проведенного исследования, выявленные взаимосвязи акцентуаций характера в группах подростков экстравертов и интровертов, позволяет предположить, что наличие у подростков одной или нескольких акцентуаций тесто связано с особенностями их общения как со сверстниками, так и со взрослыми людьми, педагогами или родителями. Индивидуальные консультации подростков по результатам проведенного исследования также косвенно подтверждают данное предположение

Подростковый возраст - это хорошее время для развития личностных качеств, но не все подростки способны выстраивать свое общение «правильно». Значимую роль играют акцентуации характера, при взрослении особенности остаются достаточно выраженными, но с возрастом компенсируются, сглаживаются жизненным опытом, во взрослом возрасте черты остаются достаточно выраженными, но со временем компенсируются и сглаживаются жизненным опытом. И очень важно бывает своевременно скорректировать поведение. Учащиеся должны быть осведомлены своим психологическим содержанием, должны считаться как со своими особенностями, так и личными качествами. Поэтому выявление черт личности, т. е. акцентуаций характера, является концепцией, лежащей в основе нашего исследования.

Литература

1. Буйлина Е. Е. Проблемы формирования коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста / Е. Е. Буйлина // Наука в мегаполисе. - 2020. - № 3(19). - С. 13-16.

2. Вишняков А. И. Причины немотивированной агрессии у трудных подростков / А. И. Вишняков, К. Е. Буцына // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 576.

3. Козырькова А. А. Влияние акцентуации характера подростков на межличностные отношения в коллективе / А. А. Козырькова // Проблемы науки. - 2019. - С. 117.

4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко // Медицина. - 1983. -255 с.

5. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников / А. В. Мудрик // Педагогика. - Москва, 1984. - С. 16.

6. Панфилова В. Б. Особенности межличностных отношений у подростков с разными акцентуациями характера / В. Б. Панфилова // Вопросы студенческой науки. - апрель, 2021. - № 4 (56). - С. 190.

7. Самохвалова А. Г. Структурно-динамическая концепция затрудненного общения в онтогенезе общения / А. Г. Самохвалова // Автореферат дис. ... доктора психологических наук. - Кострома, 2015. - С. 42.

8. Самохвалова А. Г. Психология затрудненного общения ребенка / А. Г. Самохвалова // КГУ им. Н. А. Некрасова. - Кострома, 2013. - С. 418.

Статья поступила в редакцию: 29.04.2022; принята в печать: 01.06.2022.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.