Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ И ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ И ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
166
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаев Евгений Львович, Лазарева Елена Юрьевна, Якубов Рахматулла Эминович

Жизнестойкость является одной из важных психологических категорий, относимых к ресурсному потенциалу личности, которая тесно связана со здоровьем и совладанием. Цель работы - установление особенностей и взаимосвязей жизнестойкости у российских и иностранных студентов-медиков. Исследовано 205 российских и иностранных студентов младших курсов медицинского факультета университета. Использовался тест жизнестойкости С. Мадди, методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, социокультурная анкета. Статистическая обработка включала описательную статистику с количественным и качественным сравнением выборок и корреляционный анализ. Выявлено, что достоверные различия в выраженности показателей жизнестойкости у российских и иностранных студентов не выявлены, что характеризует студентов как способных эффективно осуществлять учебную и профессиональную деятельность и сохранять психологическое равновесие в большинстве стрессовых ситуаций. Тем не менее, у российских и иностранных студентов имелись определенные различия в выраженности жизнестойкости с учетом факторов пола и возраста. Мотивация к учебной и профессиональной деятельности была больше выражена у российских студентов мужского пола, а толерантность к неопределенности больше выражена у иностранных студентов женского пола. У иностранных студентов вовлеченность в учебную деятельность была выше в младшей возрастной группе, а у российских студентов выше в группе старшего возраста. В группе иностранных студентов также отмечено, что высокие характеристики жизнестойкости взаимосвязаны с психологическим благополучием и стремлением к получению нового опыта. У российских студентов высокие показатели жизнестойкости были больше взаимосвязаны с психическим здоровьем, психологическим благополучием, отсутствием вредных привычек употребления психоактивных веществ и выраженной стрессоустойчивостью. Результаты могут стать основой для разработки вузовских программ адаптации обучающихся к образовательной среде, ориентированных на российских и иностранных студентов, для реализации в университетах профилактических программ и программ развития здоровья с учетом факторов пола, возраста и страны происхождения студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Николаев Евгений Львович, Лазарева Елена Юрьевна, Якубов Рахматулла Эминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANIFESTATIONS AND INTERRELATIONS OF HARDINESS IN RUSSIAN AND INTERNATIONAL UNIVERSITY STUDENTS

Hardiness is one of the important psychological categories related to the resource potential of a personality, which is closely related to health and coping. The aim of the study was to define characteristics and relationships of hardiness in Russian and international medical students. 205 Russian and international students of junior courses of the medical faculty of the university were studied. We used the S. Maddy hardiness test, Dembo-Rubinstein self-assessment technique, sociocultural questionnaire. Statistical processing included descriptive statistics and correlation analysis. It was revealed that significant differences in the severity of indicators of hardiness among Russian and international students were not revealed, which characterizes students as capable of effectively carrying out educational and professional activities and maintaining psychological balance in most stressful situations. Nevertheless, Russian and international students had certain differences in the severity of hardiness, taking into account gender and age factors. Motivation for educational and professional activity was more pronounced among Russian male students, and tolerance for uncertainty was more pronounced among female international students. International students were more involved in learning activities in the younger age group, while Russian students were more involved in the older age group. In the group of international students, it was also noted that high characteristics of hardiness were interconnected with psychological well-being and the desire to gain new experience. In Russian students, high indicators of hardiness were more interconnected with mental health, psychological well-being, the absence of harmful habits of using psychoactive substances and pronounced stress resistance. The results can become the basis for the development of university programs for adapting students to the educational environment, focused on Russian and international students, for the implementation of preventive programs and health development programs at universities, taking into account the factors of gender, age and country of origin of a student.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ И ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА»

СОВРЕМЕННЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ: ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

DOI: 10.23888/humJ20214423-432

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ И ВЗАИМОСВЯЗЕЙ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ У РОССИЙСКИХ И ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ ВУЗА

FEATURES OF MANIFESTATIONS AND INTERRELATIONS OF HARDINESS IN RUSSIAN AND INTERNATIONAL UNIVERSITY STUDENTS

Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю., Якубов Р.Э.

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

Аннотация:

Жизнестойкость является одной из важных психологических категорий, относимых к ресурсному потенциалу личности, которая тесно связана со здоровьем и совладанием. Цель работы - установление особенностей и взаимосвязей жизнестойкости у российских и иностранных студентов-медиков. Исследовано 205 российских и иностранных студентов младших курсов медицинского факультета университета. Использовался тест жизнестойкости С. Мадди, методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, социокультурная анкета. Статистическая обработка включала описательную статистику с количественным и качественным сравнением выборок и корреляционный анализ. Выявлено, что достоверные различия в выраженности показателей жизнестойкости у российских и иностранных студентов не выявлены, что характеризует студентов как способных эффективно осуществлять учебную и профессиональную деятельность и сохранять психологическое равновесие в большинстве стрессовых ситуаций. Тем не менее, у российских и иностранных студентов имелись

Nikolaev E.L., Lazareva E.Yu., Yakubov R.E.

I.N. Ulianov Chuvash State University Abstract:

Hardiness is one of the important psychological categories related to the resource potential of a personality, which is closely related to health and coping. The aim of the study was to define characteristics and relationships of hardiness in Russian and international medical students. 205 Russian and international students of junior courses of the medical faculty of the university were studied. We used the S. Maddy hardiness test, Dembo-Rubinstein self-assessment technique, sociocultural questionnaire. Statistical processing included descriptive statistics and correlation analysis. It was revealed that significant differences in the severity of indicators of hardiness among Russian and international students were not revealed, which characterizes students as capable of effectively carrying out educational and professional activities and maintaining psychological balance in most stressful situations. Nevertheless, Russian and international students had certain differences in the severity of hardiness, taking into account gender

определенные различия в выраженности жизнестойкости с учетом факторов пола и возраста. Мотивация к учебной и профессиональной деятельности была больше выражена у российских студентов мужского пола, а толерантность к неопределенности больше выражена у иностранных студентов женского пола. У иностранных студентов вовлеченность в учебную деятельность была выше в младшей возрастной группе, а у российских студентов выше в группе старшего возраста. В группе иностранных студентов также отмечено, что высокие характеристики жизнестойкости взаимосвязаны с психологическим благополучием и стремлением к получению нового опыта. У российских студентов высокие показатели жизнестойкости были больше взаимосвязаны с психическим здоровьем, психологическим благополучием, отсутствием вредных привычек употребления психоактивных веществ и выраженной стрессоустой-чивостью. Результаты могут стать основой для разработки вузовских программ адаптации обучающихся к образовательной среде, ориентированных на российских и иностранных студентов, для реализации в университетах профилактических программ и программ развития здоровья с учетом факторов пола, возраста и страны происхождения студента.

Ключевые слова:

жизнестойкость, психическое здоровье, психологическое благополучие, российские студенты, иностранные студенты, студенты-медики

and age factors. Motivation for educational and professional activity was more pronounced among Russian male students, and tolerance for uncertainty was more pronounced among female international students. International students were more involved in learning activities in the younger age group, while Russian students were more involved in the older age group. In the group of international students, it was also noted that high characteristics of hardiness were interconnected with psychological well-being and the desire to gain new experience. In Russian students, high indicators of hardiness were more interconnected with mental health, psychological well-being, the absence of harmful habits of using psychoactive substances and pronounced stress resistance. The results can become the basis for the development of university programs for adapting students to the educational environment, focused on Russian and international students, for the implementation of preventive programs and health development programs at universities, taking into account the factors of gender, age and country of origin of a student.

Keywords:

hardiness, mental health, psychological well-being, Russian students, international students, medical students

Актуальность

Жизнестойкость является одной из важных психологических категорий, относимых к системе ресурсного потенциала личности [1]. В современной научной литературе отечественному понятию жизнестойкости могут соответствовать два англоязычных понятия: «hardiness» [2], переводящееся как «крепость», «выносливость», и «resilience», означающее «гибкость», «устойчивость» [3]. В данной работе мы рассматриваем жизнестойкость как систему убеждений личности о себе, о мире и отношениях с ним, характеризующую ее способность противостоять стрессу с сохранением внутренней сбалансированности и без снижения успешности деятельности [2].

Во многих зарубежных и отечественных исследованиях подчеркнута важность изучения специфики жизнестойкости у студентов, так как она напрямую связана с эффективностью совладания со стрессом, сохранением здоровья и приверженностью студентов здоровому образу жизни. В свою очередь, ухудшение психического здоровья у студентов вуза во многих странах мира рассматривается как серьезная научно-практическая задача, требующая эффективных решений [4]. Проблемы

психического здоровья сопровождаются у студентов ростом негативного отношения к собственному психическому здоровью, а также снижением уровня самосострадания и жизнестойкости [5].

Зарубежные исследования, опубликованные в последнее десятилетие, демонстрируют наличие сильных взаимосвязей между жизнестойкостью, стрессом и благополучием у студентов медицинских вузов. Установлено, что жизнестойкость и низкий уровень стресса способствуют поддержанию психологического благополучия студентов [6]. Исследование студентов психологических и медицинских специальностей университета в Австралии свидетельствует, что более высокий уровень жизнестойкости связан с более низким уровнем психологического стресса [7]. Исследование китайских студентов-медсестер подтверждает наличие обратных взаимосвязей жизнестойкости с уровнем стресса и психологическим благополучием [8]. В другом исследовании китайских студентов показаны взаимосвязи гендерного фактора с соотношением жизнестойкости и социальной поддержки, а также развитием психологических нарушений [9]. Полученные данные подтверждают необходимость повышения жизнестойкости у студентов медицинских специальностей, что связано со снижением негативного воздействия стресса и психосоциальной заболеваемости [6].

Проведенные исследования жизнестойкости у студентов-медиков позволяют определить характерные академические стрессоры и вспомогательные ресурсы для жизнестойкости [10]. Выявлено, что факторами, влияющими на жизнестойкость студентов, являются эмоциональный интеллект, психологическое благополучие и самооценка [11]. К предикторам жизнестойкости у студентов индийские исследователи относят осознанность, настойчивость и сочувствие [12]. Американские исследователи выявили прямую взаимосвязь жизнестойкости с поведением, направленным на здоровый образ жизни и обратную взаимосвязь с учебным стрессом [13].

Имеющиеся исследования жизнестойкости у студентов, обучающихся по медицинским специальностям, показывают взаимосвязи жизнестойкости с личным благополучием и успеваемостью. В то же время исследователями выявлено, что образовательные мероприятия, направленные на повышение жизнестойкости и выдержки, дают неоднозначные результаты. В связи с чем, предлагается акцентировать внимание на защитных факторах, которые могут повысить жизнестойкость студентов [14]. Другое исследование показывает, что повышению жизнестойкости у студентов может способствовать опыт, взаимодействие между университетом, выполняемой работой и домашними условиями студентов. В связи с чем, университет путем внедрения стратегий укрепления жизнестойкости в структуры курсов, учебную деятельность, может создавать среду обучения, поддерживающую поведение, направленное на повышение жизнестойкости и психологического благополучия студентов [15].

Повышение жизнестойкости играет важную роль в подготовке специалистов медицинского профиля. Студенты с высоким уровнем жизнестойкости оказываются лучше подготовлены к будущим образовательным практикам в клинических условиях [16], что объясняется обнаружением у данных студентов положительных корреляций между компетентностью, самостоятельностью и жизнестойкостью [17].

Жизненный стресс, психологическое благополучие, удовлетворенность жизнью, состояние здоровья и жизнестойкость также относятся к факторам, влияющим на адаптацию студентов к учебной деятельности в вузе [18]. При этом жизнестойкость может выступать в качестве посредника между социальной адаптацией и психическим благополучием студентов мигрантов, являясь фактором, улучшающим взаимосвязи социальной поддержки и психического благополучия [19].

Цель

Установление особенностей и взаимосвязей проявлений жизнестойкости у российских и иностранных студентов, обучающихся в медицинском вузе.

Достижение указанной цели достигалось посредством решения следующих задач:

- выявление выраженности и различий показателей жизнестойкости у российских и иностранных студентов;

- анализ выраженности компонентов жизнестойкости у российских и иностранных студентов с учетом пола и возраста;

- оценка характера взаимосвязи показателей жизнестойкости, самооценки, уровня стресса и употребления психоактивных веществ.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 205 студентов медицинского факультета Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. 56,10% обследованных были студентами женского пола, 43,90% - мужского. 47,32% были гражданами различных регионов России, 52,68% - гражданами стран СНГ (Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Азербайджан).

Возраст обследованных находился в интервале от 17 до 27 лет, средний возраст составил 20,26±2,2 года. Все обследованные были разделены на две возрастные подгруппы возрастом от 17 до 20 лет и от 21 года до 27 лет. Большинство обследованных студентов не работали официально - 83,41%, постоянно работали лишь 6,83% обследуемых студентов.

Распределение по возрасту, полу и занятости в группах российских и иностранных студентов было идентичным (табл. 1).

В качестве психодиагностического инструментария использовались:

1) для определения общего уровня жизнестойкости и трех ее компонентов (вовлеченности, контроля, принятия риска) - Тест жизнестойкости С. Мадди в адаптации Д.А. Леонтьева, Е.И. Рассказовой [2],

2) модифицированный вариант методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн с выделением показателей самооценки здоровья, привлекательности, спортивности, общительности, успешности, уверенности, ума, счастья религиозности, благополучия [20],

3) социокультурная анкета, в числе прочего оценивающая уровень воспринимаемого стресса и употребление психоактивных веществ [20].

426

Таблица 1

Сравнение социодемографических показателей групп студентов

Категория Характеристики Все студенты (n=205) Российские студенты (n=97) Иностранные студенты (n=108)

Абс., чел. % Абс., чел. % Абс., чел. %

Возраст 17-20 лет 121 59,02 58 59,79 63 58,33

21-27 лет 84 40,98 39 40,2 45 41,67

Пол Женщины 115 56,10 56 57,73 59 54,62

Мужчины 90 43,90 41 42,27 49 45,37

Занятость Работали официально 14 6,83 9 9,28 5 4,63

Работали неофициально или периодически 20 9,76 14 14,43 6 5,56

Не работали 171 83,41 74 76,29 97 89,81

Для математико-статистической обработки полученных данных использовались методы описательной статистики (нахождение среднего и стандартного отклонения) и корреляционного анализа с ориентиром на уровень значимости р<0,05. Количественное сравнение выборок производилось с помощью ^критерия Стьюдента, качественное - с помощью критерия х2.

Результаты и их обсуждение

Анализ результатов исследования характеристик жизнестойкости в группе российских и иностранных студентов показал, что достоверных различий по компонентам жизнестойкости между исследованными группами студентов не выявлено (р>0,05). Студенты сравниваемых групп имеют средние значения по всем компонентам жизнестойкости и общий средний уровень жизнестойкости.

Исследуемые студенты, имеют средний уровень внутренней мотивации к учебной и профессиональной деятельности, они чаще получают удовольствие от собственной деятельности. При этом ощущение самоэффективности у данных студентов может меняться в зависимости от ситуации. В проблемных и напряженных ситуациях студенты могут испытывать ощущение собственной беспомощности, тогда как в контролируемых ситуациях у студентов может наблюдаться оптимистичный настрой и вера успех. Студенты, возможно, чаще стремятся к безопасной и комфортной жизни и меньше готовы рисковать для приобретения жизненного опыта. В целом, жизнестойкость студентов рассматриваемых групп можно охарактеризовать как способность эффективно выполнять деятельность и сохранять психологическое равновесие в большинстве различных стрессовых ситуаций.

Сравнительный анализ выраженности компонентов жизнестойкости у российских и иностранных студентов мужского пола показал, что выявлены достоверные различия в вовлеченности в учебную и профессиональную деятельность (11=2,04; р<0,05). Российские студенты мужского пола имеют большую внутреннюю мотивацию к получению образования и освоения практических профессиональных навыков. Данные различия могут выявлять культураль-ные особенности в отношении активного участия в происходящих жизненных событиях.

У студентов женского пола исследуемых групп выявлены достоверные различия в готовности к риску для получения нового жизненного опыта и толерантности к неопре-

деленности ^=2,13; р<0,05). Иностранные студентки больше, чем российские проявляют оптимизм и не бояться рисковать, попадать в ситуацию неопределенности, принимая решения и осуществляя различную деятельность ради саморазвития.

Сравнительный анализ выраженности компонентов жизнестойкости у российских и иностранных студентов разных возрастных групп показал, что у студентов возрастной подгруппы 17-20 лет нет достоверных различий в уровне жизнестойкости в сравниваемых группах. Достоверные различия по шкале «Вовлеченность» выявлены у студентов в возрастных подгруппах 21-27 лет (1=2,23; р<0,05). Российские студенты возрастной подгруппы 21-27 лет имеют большую мотивацию к получению профессионального опыта и обучения, чем иностранные обучающиеся того же возраста.

Сравнение студентов разных возрастных подгрупп внутри выделенных групп российских и иностранных студентов, показало, что достоверных различий выраженности жизнестойкости у группы российских студентов в зависимости от возраста не выявлено. У иностранных студентов наблюдается выраженность компонентов жизнестойкости в зависимости от возраста. Это свидетельствует о том, что иностранные студенты старшего возраста имеют более низкую мотивацию обучения или освоения профессиональной деятельности (1=3,05; р<0,005), они менее склонны принимать рискованные решения (1:=2,49; р<0,01), имеют более низкую толерантность к неопределенности (1:=2,47; р<0,01), хуже оценивают свою самоэффективность, что приводит к тому, что данные студенты хуже справляются со стрессовыми ситуациями и имеют более низкий уровень жизнестойкости (1=3,10; р<0,005). Все это свидетельствует о возможных взаимосвязях нарушений психического здоровья, учебного стресса и низкого уровня жизнестойкости у студентов [5, 13].

Можно отметить, что жизнестойкость российских и иностранных студентов характеризуется средним уровнем и имеет свою специфику в зависимости от гражданства, пола и возраста. Мотивация к учебной и профессиональной деятельности больше выражена у российских студентов мужского пола и возрастной группы 21-27 лет, а толерантность к неопределенности больше выражена у иностранных студентов женского пола. У иностранных студентов вовлеченность в учебную деятельность выше в возрастной группе 17-20 лет.

Корреляционный анализ показал, что в исследуемой группе иностранных студентов обнаружены положительные взаимосвязи жизнестойкости с самооценкой собственной привлекательности (г=0,27; р<0,05), уверенности (г=0,22; р<0,05), умственных способностей (г=0,26; р<0,01), счастья (г=0,31; р<0,001) и благополучия (г=0,24; р<0,01). Чем больше данные студенты удовлетворены общением с окружающими, тем больше они нацелены на получение нового жизненного опыта, что способствует их личностному развитию (г=0,22; р<0,05). Приверженность следованию религиозным нормам сопровождается ощущением подконтрольности жизни, собственной деятельности и способности выбирать собственный путь (г=0,20; р<0,05). Чем старше иностранные студенты, тем меньше их вовлеченность (г=0,29; р<0,001), принятие (г=0,25; р<0,01) и общая жизнестойкость (г=0,28; р<0,001).

Высокие характеристики жизнестойкости у иностранных студентов могут свидетельствовать о психологическом благополучии, стремлении к саморазвитию, получению нового опыта и знаний, что способствует улучшению социальной адаптации иностран-

ных студентов [16]. При этом выявленные особенности больше выражены у студентов более младшего возраста.

У российских студентов выявлены обратные взаимосвязи жизнестойкости с курением (г=0,30; р<0,01) и употреблением алкогольных напитков (г=0,27; р<0,01), выраженностью испытываемого стресса (г=0,34; р<0,01). Ощущение контроля над жизнью больше свойственно студентам мужского пола (г=0,21; р<0,05). Высокие значения жизнестойкости у студентов сопровождаются положительной оценкой своего здоровья (г=0,41; р<0,001), спортивности (г=0,36; р<0,01), успешности (г=0,31; р<0,01), уверенности (г=0,44; р<0,001), удовлетворенностью общением (г=0,29; р<0,01) и умственным способностями (г=0,36; р<0,01), ощущением счастья (г=0,57; р<0,001) и благополучия (г=0,34; р<0,01). Это свидетельствует о том, что высокие значения характеристик жизнестойкости у российских студентов соответствуют положительной самооценке, психологическому благополучию личности, низкой частоте вредных привычек и хорошей стрессоустойчивости.

Выводы

Проведенное исследование особенностей и взаимосвязей проявлений жизнестойкости у российских и иностранных студентов-медиков на примере студентов, обучающихся в Чувашском государственном университете, позволило сделать следующие выводы:

1. Достоверные различия в выраженности показателей жизнестойкости у исследованных российских и иностранных студентов-медиков не выявлены, что характеризует студентов исследуемых групп как способных эффективно осуществлять учебную и профессиональную деятельность и сохранять психологическое равновесие в большинстве стрессовых ситуаций.

2. В то же время у российских и иностранных студентов имеются определенные различия в выраженности жизнестойкости с учетом факторов пола и возраста. Так, мотивация к учебной и профессиональной деятельности больше выражена у российских студентов мужского пола, а толерантность к неопределенности больше выражена у иностранных студентов женского пола. У иностранных студентов вовлеченность в учебную деятельность выше в младшей возрастной группе, а у российских студентов выше в группе старшего возраста.

3. В группе иностранных студентов также отмечено, что высокие характеристики жизнестойкости чаще взаимосвязаны с психологическим благополучием и стремлением к получению нового опыта. У российских студентов высокие показатели жизнестойкости больше взаимосвязаны с психическим здоровьем, психологическим благополучием, отсутствием вредных привычек по употреблению психоактивных веществ и выраженной стрессоустойчивостью.

Полученные данные могут использоваться при разработке вузовских программ адаптации обучающихся к образовательной среде, ориентированных как на российских, так и на иностранных студентов, а также при реализации в образовательных организациях профилактических и программ развития здоровья с учетом фактора пола, возраста и страны происхождения студента..

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ:

1. Николаева О.В. Ресурсный потенциал личности у пациентов кардиохирургического профиля: характеристики жизнестойкости и социальной поддержки // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, №2 (33). С. 175-182. Доступно по: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=483. Ссылка активна на 02 июля 2021. doi: 10.23888/humJ20212175-182

2. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл; 2006.

3. Herrman H., Stewart D.E., Diaz-Granados N., et al. What is resilience? // The Canadian Journal of Psychiatry. 2011. Т. 56, №5. С. 258-265.

4. Уланова Н.Н. Исследование индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, № 1 (28). Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=419. Ссылка активна на 02 июля 2021. doi: 10.23888/humJ 20211169-178

5. Kunzler A.M., Helmreich I., König J., et al. Psychological interventions to foster resilience in healthcare students // Cochrane Database of Systematic Reviews. 2020. №7 (7). P. CD013684.

6. Li Z.S., Hasson F. Resilience, stress, and psychological well-being in nursing students: A systematic review // Nurse Education Today. 2020. Vol. 90. P. 104440.

7. Bacchi S., Licinio J. Resilience and psychological distress in psychology and medical students // Academic Psychiatry. 2017. Vol. 41, №2. P. 185-188.

8. Smith G.D., Yang F. Stress, resilience and psychological well-being in Chinese undergraduate nursing students // Nurse Education Today. 2017. Vol. 49. P. 90-95.

9. Zhang M., Zhang J., Zhang F., et al. Prevalence of psychological distress and the effects of resilience and perceived social support among Chinese college students: Does gender make a difference? // Psychiatry Research. 2018. Vol. 267. P. 409-413.

10. Lekan D.A., Ward T.D., Elliott A.A. Resilience in baccalaureate nursing students: An exploration // Journal of Psychosocial Nursing and Mental Health Services. 2018. Vol. 56, №7. P. 46-55.

11. Lee Y.E., Kim E., Park S.Y. Effect of self-esteem, emotional intelligence and psychological well-being on resilience in nursing students // Child Health Nursing Research. 2017. Vol. 23, №3. P. 385-393.

12. Mathad M.D., PraDhan B.M., Rajesh S.K. Correlates and predictors of resilience among

REFERENCES:

1. Nikolaeva OV. Resource potential of personality in cardiac surgery patients: characteristics of hardiness and social support. Personality in a changing word: health, adaptation, development. 2021;9(2):175-82. Available at: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=483. Accessed: 2021 July 02. (In Russ). doi: 10.23888/humJ20212175-182

2. Leont'ev DA, Rasskazova EI. Test zhiznestoikosti. M.: Smysl; 2006.

3. Herrman H, Stewart DE, Diaz-Granados N, et al. What is resilience? The Canadian Journal of Psychiatry. 2011;56(5):258-65.

4. Ulanova NN. Research of individual health models of medical students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(1). Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/ art&id=419. Accessed: 2021 July 02. doi: 10.23888/ humJ2020169-78

5. Kunzler AM, Helmreich I, König J, et al. Psychological interventions to foster resilience in healthcare students. Cochrane Database of Systematic Reviews. 2020; (7):CD013684.

6. Li ZS, Hasson F. Resilience, stress, and psychological well-being in nursing students: A systematic review. Nurse Education Today. 2020;90:104440.

7. Bacchi S, Licinio J. Resilience and psychological distress in psychology and medical students. Academic Psychiatry. 2017;41(2):185-8.

8. Smith GD, Yang F. Stress, resilience and psychological well-being in Chinese undergraduate nursing students. Nurse Education Today. 2017; 49:90-5.

9. Zhang M, Zhang J, Zhang F, et al. Prevalence of psychological distress and the effects of resilience and perceived social support among Chinese college students: Does gender make a difference? Psychiatry Research. 2018; 267: 409-13.

10. Lekan DA, Ward TD, Elliott AA. Resilience in baccalaureate nursing students: An exploration. Journal of Psychosocial Nursing and Mental Health Services. 2018;56(7):46-55.

11. Lee YE, Kim E, Park SY. Effect of self-esteem, emotional intelligence and psychological well-being on resilience in nursing students. Child Health Nursing Research. 2017; 23(3): 385-93.

12. Mathad MD, PraDhan BM, Rajesh SK. Correlates and predictors of resilience among baccalaureate nursing students. Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2017;11(2):JC05. doi: 10.7860/JCDR/

430

baccalaureate nursing students // Journal of Clinical and Diagnostic Research. 2017. Vol. 11, №2. P. JC05. doi: 10.7860/JCDR/2017/24442.9352

13. Park J.H., Kim E.H. Relationship of academic stress, ego-resilience and health promoting behaviors in nursing students // Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society. 2017. Vol. 18, №9. P. 193-202.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Stoffel J.M., Cain J. Review of grit and resilience literature within health professions education // American Journal of Pharmaceutical Education. 2018. Vol. 82, №2. doi: 10.5688/ajpe6150

15. Turner M., Scott-Young C.M., Holdsworth S. Promoting wellbeing at university: the role of resilience for students of the built environment // Construction Management and Economics. 2017. Vol. 35, №11-12. P. 707-718.

16. Thomas L.J., Asselin M. Promoting resilience among nursing students in clinical education // Nurse Education in Practice. 2018. Vol. 28. P. 231-234.

17. Bar M.A., Leurer M.K., Warshawski S., et al. The role of personal resilience and personality traits of healthcare students on their attitudes towards interprofessional collaboration // Nurse Education Today. 2018. Vol. 61. P. 36-42.

18. Son H.G., Kwon S., Park H.J. The influence of life stress, ego-resilience, and spiritual well-being on adaptation to university life in nursing students // Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society. 2017. Vol. 18, №5. P. 636-646.

19. Khawaja N.G., Ibrahim O., Schweitzer R.D. Mental wellbeing of students from refugee and migrant backgrounds: The mediating role of resilience // School Mental Health. 2017. Vol. 9, №3. P. 284-293.

20. Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю., Ланцова Н.Н. Особенности приверженности здоровому образу жизни студентов-медиков младших курсов: взаимосвязь с психосоциальными характеристиками // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №4 (31). С. 427-435. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art& id=458. Ссылка активна на 02 июля 2021. doi: 10.23888/humJ20204427-435

2017/24442.9352

13. Park JH, Kim EH. Relationship of academic stress, ego-resilience and health promoting behaviors in nursing students. Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society. 2017;18(9): 193-202.

14. Stoffel JM, Cain J. Review of grit and resilience literature within health professions education. American Journal of Pharmaceutical Education. 2018; 82( 2). doi: 10.5688/ajpe6150

15. Turner M, Scott-Young CM, Holdsworth S. Promoting wellbeing at university: the role of resilience for students of the built environment. Construction Management and Economics. 2017;35(11-12):707-18.

16. Thomas LJ, Asselin M. Promoting resilience among nursing students in clinical education. Nurse Education in Practice. 2018;28:231-4.

17. Bar M A, Leurer MK, Warshawski S, et al. The role of personal resilience and personality traits of healthcare students on their attitudes towards interprofessional collaboration. Nurse Education Today. 2018;61:36-42.

18. Son HG, Kwon S, Park HJ. The influence of life stress, ego-resilience, and spiritual well-being on adaptation to university life in nursing students. Journal of the Korea Academia-Industrial Cooperation Society. 2017;18(5):636-46.

19. Khawaja NG, Ibrahim O, Schweitzer RD. Mental wellbeing of students from refugee and migrant backgrounds: The mediating role of resilience. School Mental Health. 2017;9(3):284-93.

20. Nikolaev EL, Lazareva EY, Lantsova NN. Specifics of healthy lifestyle adherence in medical students of younger courses: relationship with psychosocial characteristics. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(4):427-35. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art& id=458. Accessed: 2021 July 02. doi: 10.23888/ humJ20204427-435

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Николаев Евгений Львович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова; 428015, Чебоксары, Московский пр., 15. E-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Nikolaev Evgeni L. - Dr. Sci. (Med.), Professor, Head of the Department of Social and Clinical Psychology, I.N. Ulianov Chuvash State University; 15, Moskovsky av., 428015, Cheboksary. E-mail: [email protected]

431

Лазарева Елена Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова; 428015, Чебоксары, Московский пр., 15. E-mail: [email protected]

Якубов Рахматулла Эминович - аспирант кафедры социальной и клинической психологии, Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова; 428015, Чебоксары, Московский пр., 15. E-mail: [email protected]

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 05.07.2021. ДАТА ПРИНЯТИЯ: 01.12.2021.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю., Якубов Р.Э. Особенности проявлений и взаимосвязей жизнестойкости у российских и иностранных студентов вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2021. Т. 9, №4 (35). С. 423-432. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=506. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ20214423-432

Lazareva Elena Yu. - Cand. Sci. (Psych.), Associate Professor of the Department of Social and Clinical Psychology, I.N. Ulianov Chuvash State University; 15, Moskovsky av., 428015, Cheboksary. E-mail: [email protected]

Yakubov Rahmatulla E. - PhD-Student of the Department of Social and Clinical Psychology, I.N. Ulianov Chuvash State University; 15, Moskovsky av., 428015, Cheboksary. E-mail: [email protected]

PAPER RECEIVED: 05.07.2021. PAPER ACCEPTED: 01.12.2021.

FOR CITATION:

Nikolaev EL, Lazareva EYu, Yakubov RE. Features of manifestations and interrelations of hardiness in Russian and international university students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2021;9(4):423-32. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=506. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ20214423-432

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.