Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ МЛАДШИХ КУРСОВ: ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ МЛАДШИХ КУРСОВ: ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
289
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ПРИВЕРЖЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ / ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / HEALTHY LIFESTYLE / ADHERENCE / MEDICAL STUDENTS / PSYCHOSOCIAL CHARACTERISTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Николаев Евгений Львович, Лазарева Елена Юрьевна, Ланцова Надежда Николаевна

Студенты медицинских вузов испытывают большие перегрузки в процессе обучения и адаптации к образовательному процессу. Формирование здорового поведения у студентов может способствовать их лучшей адаптации к процессу обучения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья. Следование здоровому образу жизни студентом-медиком может быть также чрезвычайно важным для него в будущей работе врачом. Именно поэтому при изучении приверженности здоровому образу жизни студентов необходимо учитывать характеристики, которые связаны как с их личностными особенностями, так и с воздействием макро- и микросоциальных факторов, прямо или опосредованно влияющих на формирование здорового образа жизни. Исследование направлено на определение особенностей приверженности здоровому образу жизни студентов-медиков младших курсов через выявление особенностей взаимосвязи показателей здорового образа жизни с психосоциальными характеристиками студентов. Выборка представлена 119 студентами 1-2 курсов медицинского факультета в возрасте 17-26 лет, являющимися российскими и иностранными гражданами. В качестве психодиагностических методик использовались опросник «Профиль здорового образа жизни», модифицированный вариант методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, социокультурная анкета. Математическая обработка производилась при помощи методов описательной статистики и корреляционного анализа. Полученные результаты характеризуют приверженность здоровому образу жизни студентов на основе взаимосвязи возрастной специфики, гендерных и религиозных особенностей, трудовой занятости, материального состояния, подверженности стрессу и вредным привычкам, антисуицидального барьера и основных показателей профиля здорового образа жизни. В работе установлено, что большая приверженность здоровому образу жизни у студентов-медиков определяется их более старшим возрастом, принадлежностью к мужскому полу, трудовой активностью, сочетающейся с обучением, более низким уровнем ежемесячных материальных расходов, наличием религиозной веры, более высокой переносимостью нагрузок и меньшей подверженностью стрессу. Принадлежность к российской или зарубежной культуре не связана в период обучения на младших курсах с приверженностью здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Николаев Евгений Львович, Лазарева Елена Юрьевна, Ланцова Надежда Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF HEALTHY LIFESTYLE ADHERENCE IN MEDICAL STUDENTS OF YOUNGER COURSES: RELATIONSHIP WITH PSYCHOSOCIAL CHARACTERISTICS

Students of medical universities are experiencing great overload in the learning process and adaptation to the educational process. The formation of healthy behavior among students can contribute to their better adaptation to the learning process, disease prevention and health promotion. That is why, when studying the commitment to a healthy lifestyle of students, it is necessary to take into account characteristics that are associated with their personal traits, as well as with the influence of macro- and microsocial factors that directly or indirectly affect the life of a healthy lifestyle. The study aims to determine the characteristics of adherence to a healthy lifestyle of junior medical students by identifying the characteristics of the relationship between healthy lifestyle indicators and the psychosocial characteristics of students. The sample is represented by 119 students of 1-2 courses of the Faculty of Medicine at the age of 17-26 years, who are Russian and foreign citizens. As psychodiagnostic methods we used the Russian version of HPLP - Health Promoting Lifesyle Profile, a modified version of Dembo-Rubinstein methodology for self-esteem studying, a sociocultural questionnaire. Mathematical processing was carried out using descriptive statistics and correlation analysis methods. The results obtained characterize the adherence to a healthy lifestyle of students based on the relationship of age-specific, gender and religious characteristics, employment, material conditions, exposure to stress and bad habits, anti-suicidal barrier and the main indicators of a healthy lifestyle profile. The study found that a greater healthy lifestyle adherence among medical students is determined by their older age, male gender, labor activity combined with training, lower levels of monthly material costs, the presence of a religious faith, higher tolerance of loads and less exposure stress. Belonging to Russian or foreign culture is not associated with healthy lifestyle adherence during the junior years.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ МЛАДШИХ КУРСОВ: ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ»

DQI:lQ.23888/humJ20204427-435

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЕРЖЕННОСТИ ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ МЛАДШИХ КУРСОВ: ВЗАИМОСВЯЗЬ С ПСИХОСОЦИАЛЬНЫМИ ХАРАКТЕРИСТИКАМИ

SPECIFICS OF HEALTHY LIFESTYLE ADHERENCE IN MEDICAL STUDENTS OF YOUNGER COURSES: RELATIONSHIP WITH PSYCHOSOCIAL CHARACTERISTICS

Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю., Ланцова Н.Н.

Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова

Аннотация:

Студенты медицинских вузов испытывают большие перегрузки в процессе обучения и адаптации к образовательному процессу. Формирование здорового поведения у студентов может способствовать их лучшей адаптации к процессу обучения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья. Следование здоровому образу жизни студентом-медиком может быть также чрезвычайно важным для него в будущей работе врачом. Именно поэтому при изучении приверженности здоровому образу жизни студентов необходимо учитывать характеристики, которые связаны как с их личностными особенностями, так и с воздействием макро- и микросоциальных факторов, прямо или опосредованно влияющих на формирование здорового образа жизни. Исследование направлено на определение особенностей приверженности здоровому образу жизни студентов-медиков младших курсов через выявление особенностей взаимосвязи показателей здорового образа жизни с психосоциальными характеристиками студентов. Выборка представлена 119 студентами 1-2 курсов медицинского факультета в возрасте 17-26 лет, являющимися российскими и иностранными гражданами. В качестве психодиагностических методик использовались опросник «Профиль

Nikolaev E.L., Lazareva E.Yu., Lantsova N.N.

I.N. Ulianov Chuvash State University Abstract:

Students of medical universities are experiencing great overload in the learning process and adaptation to the educational process. The formation of healthy behavior among students can contribute to their better adaptation to the learning process, disease prevention and health promotion. That is why, when studying the commitment to a healthy lifestyle of students, it is necessary to take into account characteristics that are associated with their personal traits, as well as with the influence of macro- and microsocial factors that directly or indirectly affect the life of a healthy lifestyle. The study aims to determine the characteristics of adherence to a healthy lifestyle of junior medical students by identifying the characteristics of the relationship between healthy lifestyle indicators and the psychosocial characteristics of students. The sample is represented by 119 students of 1-2 courses of the Faculty of Medicine at the age of 17-26 years, who are Russian and foreign citizens. As psychodiagnostic methods we used the Russian version of HPLP - Health Promoting Lifesyle Profile, a modified version of Dembo-Rubinstein methodology for self-esteem studying, a sociocultural questionnaire. Mathematical processing was carried out using descriptive statistics and correlation analysis methods.

здорового образа жизни», модифицированный вариант методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн, социокультурная анкета. Математическая обработка производилась при помощи методов описательной статистики и корреляционного анализа.

Полученные результаты характеризуют приверженность здоровому образу жизни студентов на основе взаимосвязи возрастной специфики, гендерных и религиозных особенностей, трудовой занятости, материального состояния, подверженности стрессу и вредным привычкам, антисуицидального барьера и основных показателей профиля здорового образа жизни. В работе установлено, что большая приверженность здоровому образу жизни у студентов-медиков определяется их более старшим возрастом, принадлежностью к мужскому полу, трудовой активностью, сочетающейся с обучением, более низким уровнем ежемесячных материальных расходов, наличием религиозной веры, более высокой переносимостью нагрузок и меньшей подверженностью стрессу. Принадлежность к российской или зарубежной культуре не связана в период обучения на младших курсах с приверженностью здоровому образу жизни.

The results obtained characterize the adherence to a healthy lifestyle of students based on the relationship of age-specific, gender and religious characteristics, employment, material conditions, exposure to stress and bad habits, anti-suicidal barrier and the main indicators of a healthy lifestyle profile.

The study found that a greater healthy lifestyle adherence among medical students is determined by their older age, male gender, labor activity combined with training, lower levels of monthly material costs, the presence of a religious faith, higher tolerance of loads and less exposure stress. Belonging to Russian or foreign culture is not associated with healthy lifestyle adherence during the junior years.

Ключевые слова:

здоровый образ жизни, приверженность, студенты-медики, психосоциальные характеристики.

Keywords:

healthy lifestyle, adherence, medical students, psychosocial characteristics.

Актуальность

Актуальность изучения проблемы приверженности здоровому образу жизни студентов обусловлена тем, что данная социальная группа, в особенности студенты медицинских вузов, испытывают большие перегрузки в процессе обучения и адаптации к образовательному процессу. Формирование здорового поведения у студентов может способствовать их лучшей адаптации к процессу обучения, профилактике заболеваний и укреплению здоровья. Следование здоровому образу жизни студентом-медиком может быть также чрезвычайно важным для него в будущей работе врачом.

Исследователи рассматривают различные аспекты формирования здорового образа жизни у студентов. В большинстве работ приводится анализ влияния физической активности на состояния здоровья студентов [1], уровня культуры и компетенций к ведению здорового образа жизни [2], особенностей формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни [3], уровней сформированного здорового образа жизни и компонентов здорового образа жизни [2,4], осведомленности и ориентированности студентов на здоровый образ жизни, индивидуальных моделей здоровья [5],

возможностей применения адаптационных мероприятий у иностранных студентов, основных этапов поведенческого стиля здорового образа жизни студентов [6]. Исследуются взаимосвязи между верованиями и поведением, направленным на поддержание здорового образа жизни, тревогой, депрессией и стрессом [7].

Изучение гендерных различий в привычках студентов в области здоровья и мотивации к здоровому образу жизни показывает более выраженное воздействие стресса на здоровье студенток, а для студентов мужского пола более выражен риск нездорового питания в сочетании с низкой физической активностью и слишком большим потреблением алкоголя [8]. Проведенное сравнение различий в знаниях и следовании здоровому образу жизни среди студентов медицинских и немедицинских специальностей показало, что осведомленность о здоровом образе жизни не обязательно приводит к следованию здоровым привычкам [9]. Оценка поведения, направленного на поддержание здорового образа жизни и факторов, влияющих на это поведение у студентов медицинского вуза показывает, что приверженность здоровому образу жизни наиболее взаимосвязана с самореализацией, ответственностью за самочувствие, в то время как привычные упражнения играют небольшую роль [10]. Оценка корреляции между воспринимаемым стрессом студентов и факторами здорового образа жизни показывает, что меры по укреплению здоровья, направленные на здоровое питание, физическую активность и употребление веществ с низким риском, могут уменьшить предполагаемый стресс [11]. Было показано, что локус контроля внутреннего здоровья может влиять на поведение, поддерживающее здоровый образ жизни посредством специфической для здоровья самоэффективности [12].

Приверженность здоровому образу жизни взаимосвязана с множеством различных факторов, включающих отказ от вредных привычек и другие формы здорового поведения [13]. В настоящее время проводятся исследования таких факторов, влияющих на формирование здорового образа жизни студентов, как уровень профессиональной культуры студентов медицинского вуза [14], отношение к спорту и использование средств физической культуры [15], социальная мотивация, рациональное питание, пол и возраст респондентов, саморегуляция психического состояния и отказ от вредных привычек [16]. В то же время некоторые варианты здорового образа жизни (более частая физическая активность, некурение, регулярный социальный ритм) связаны с улучшением психического здоровья [17].

Именно поэтому при изучении приверженности здоровому образу жизни студентов необходимо учитывать те характеристики, которые связаны как с их личностными особенностями, так и с воздействием макро- и микросоциальных факторов, прямо или опосредованно влияющих на формирование здорового образа жизни. Студенты медицинских специальностей младших курсов в этом контексте представляют собой группу повышенного интереса. С одной стороны, они начинают трансформировать свое поведение в отношении здоровья с учетом получаемых ими в вузе фундаментальных естественнонаучных знаний, с другой стороны, в их поведении продолжают сохраняться установки, ценности и стереотипы предшествующего периода жизни. Не меньшее влияние на них продолжает оказывать и окружающая социальная среда.

Цель и задачи

Представленное исследование направлено на определение особенностей приверженности здоровому образу жизни студентов-медиков младших курсов через выявление особенностей взаимосвязи показателей здорового образа жизни с психосоциальными характеристиками студентов.

Материал и методы

Выборка была представлена 119 студентами 1-2 курсов медицинского факультета Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова в возрасте от 17 до 26 лет (средний возраст - 19,5±1,6 года), из них - 42,1% мужчин и 57,9% - женщин. Большинство обследованных студентов являлось гражданами России (75,6%), остальные 24,4% - гражданами зарубежных стран, обучающимися в университете. Большинство обследованных не работали (83,2%), остальные работали периодически (9,2%) или постоянно официально (7,6%).

В качестве психодиагностического инструментария использовались: опросник «Профиль здорового образа жизни» (валидизированная русскоязычная версия HPLP -Health Promoting Lifesyle Profile) [18], модифицированный вариант методики изучения самооценки Дембо-Рубинштейн [19], а также социокультурная анкета Е.Л. Николаева [20].

Математическая обработка полученных в исследовании данных производилась при помощи методов описательной статистики и корреляционного анализа.

Результаты и их обсуждение

Анализ полученных результатов выявил определенную возрастную специфику взаимосвязей. Так, чем старше студенты-медики, тем больше они ориентированы на здоровую физическую активность (r=0,20; p<0,01), питание, помогающее поддерживать здоровье (r=0,23; p<0,01), на противодействие стрессу и применение техник, способствующих снижению напряжению (r=0,21; p<0,01).

Студенты в возрасте 22 лет и старше в сравнении с более молодыми сверстниками имеют большую (p<0,01) сформированность направленного на укрепление здоровья поведения по таким характеристикам, как физическая активность, питание, внутренний рост, межличностные отношения, управление стрессом.

В результате того, что данная группа обследованных больше времени уделяет состоянию своей физической формы, большинство из них (78,6%) имеет нормальный индекс массы тела. При этом избыточный вес выявлен у 21,4%, что мы можем объяснить тенденцией к наращиванию мышечной массы в результате систематических физических тренировок, которые очень популярны у современной молодежи.

У студентов-медиков в возрасте 17-21 года показатели несколько иные: недостаток веса имеют 12,4%, нормальный вес - 80,0%, избыток веса - у 7,6% обследованных, что может быть связано как с меньшим опытом интенсивных физических тренировок, так и с физиологическими особенностями функционирования более молодого организма.

Студенты в возрасте 22 лет и старше, больше, чем их более молодые сверстники стремятся к внутреннему саморазвитию, достижению поставленных целей (p<0,001), так

как в этом возрасте происходит более интенсивное формирование профессиональной идентичности, возрастают потребности в самореализации, умении поддерживать эффективную коммуникацию, вместе с тем повышается адаптация к учебной деятельности, чему способствуют более развитые в этом возрасте навыки преодоления стрессовых ситуаций (р<0,01).

Гендерные особенности. Студенты мужского пола чаще прибегают к регулярным занятиям физическими упражнениями ф<0,01), они лучше, чем девушки распознают источники стрессов и предпринимают эффективные меры по их преодолению ф<0,01). Большинство студентов как мужского (88,0%), так и женского пола не курят (84,0%), при этом, среди часто курящих медиков несколько больше студентов женского пола, чем мужского ф<0,01). Также выявлены достоверные различия в употреблении алкоголя студентами мужского и женского пола (р<0,05). Большинство студентов как мужского (82,0%), так и женского пола (66,6%) не употребляют алкоголь. Но если среди студентов мужского пола редко употребляющих алкоголь 16,0%, то среди женщин таких студентов почти треть (31,9%).

Употребление психоактивных веществ. В исследовании установлено, что чем чаще студенты курят сигареты и употребляют алкоголь, тем меньше для них значимость здоровья (г=0,36; p<0,01 и г=0,30; p<0,01 соответственно), тем меньше они обращают внимание на поддержание своей физической формы (г=0,26; p<0,01 и г=0,25; p<0,01 соответственно), тем менее склонны стремиться к самореализации (г=0,38; p<0,01 и г=0,30; p<0,01 соответственно), тем менее у них выражено чувство близости с другими (г=0,27; p<0,01 и г=0,20; p<0,01 соответственно), тем в меньшей степени умеют противостоять стрессу (г=0,37; p<0,01 и г=0,25; p<0,01 соответственно).

Трудовая занятость и материальное состояние. Работающие студенты больше внимания уделяют регулярной физической нагрузке (г=0,20; p<0,01), а также стремятся к самореализации и развитию внутренних ресурсов (г=0,21; p<0,01). Чем выше ежемесячные материальные затраты у студентов, тем меньше они ориентированы на регулярную физическую нагрузку (г=0,21; p<0,01).

Антисуицидальный барьер. Установлено, что чем чаще студенты курят сигареты (г=0,45; p<0,01) и употребляют алкоголь (г=0,44; p<0,01), тем выше у них готовность к совершению суицидального поступка. Антисуицидальный барьер одинаково выражен у российских (88,9%) и иностранных студентов (89,7%).

Религиозные особенности. Отношение к суициду с учетом принадлежности к религии показывает, что большинство студентов, идентифицирующих себя как христиане (88,6%,), уверены, что суицид недопустим никогда, и лишь каждый десятый студент-христианин (11,4%.) допускает возможность его совершения в исключительно трудной и непреодолимой ситуации. Большинство студентов-мусульман (90,0%) также считают, что суицид недопустим, и только каждый двадцатый (5,0%) студент уверен в допустимости самоубийства и столько же (5,0%) допускают самоубийство в трудной ситуации.

Результаты исследования подверженности стрессу показали, что у 30,3% студентов определяется высокий стресс, умеренный стресс выявлен у 41,2%, низкий уровень или отсутствие стресса имеют 28,5% студентов. Умеренный уровень стресса чаще наблюдает-

ся у граждан России (47,8%), чем у иностранных граждан, у которых низкий уровень стресса наблюдается в 48,3% случаев (р<0,001). При этом доля студентов-медиков, имеющих высокий уровень стресса, одинакова как среди российских (30,0%), так и иностранных граждан (31,0%). Лучше справляются со стрессовыми ситуациями и предпринимают адекватные меры по предупреждению возникновения стресса студенты мужского пола (р<0,01) и иностранные студенты (р<0,05), а также студенты, исповедующие ислам (р<0,01).

Выявлены достоверные различия в уровне стресса у мужчин и женщин (р<0,001), определяющие специфику переживания стресса. При этом у мужчин выявляется низкий уровень в 46,0% случаях, умеренный и высокий уровни стресса - у 54,0% в сравнении с женщинами, для кого более характерен умеренный и высокий уровень стресса (84,1%), чем его низкий уровень (15,9%).

Чем большие нагрузки и усталость испытывают студенты, тем ниже у них выражен антисуицидальный барьер (г=0,29; р<0,01), тем хуже они справляются со стрессом (г=0,48; р<0,01), меньше внимания уделяют своему здоровью (г=0,27; р<0,01), занятию физическими упражнениями (г=0,40; р<0,01), здоровому питанию (г=0,30; р<0,01), саморазвитию (г=0,37; р<0,01), недостаточно используют эффективную коммуникацию для поддержания близких отношений (г=0,23; р<0,01).

Выводы

Анализ профиля здорового образа жизни и взаимосвязи его показателей с психосоциальными характеристиками обследованных показал, что негативные взаимосвязи приверженности здоровому образу жизни определены в отношении употребления психоактивных веществ, снижения уровня антисуицидального барьера, более высокого уровня стресса. Большая приверженность здоровому образу жизни у студентов-медиков 1-2 курсов определяется следующими факторами: более старшим возрастом; принадлежностью к мужскому полу; трудовой активностью, сочетающейся с обучением; более низким уровнем ежемесячных материальных расходов; наличием религиозной веры; более высокой переносимостью нагрузок и меньшей подверженностью стрессу. Фактор принадлежности студента-медика к российской или зарубежной культуре или гражданству напрямую не связан в период обучения на младших курсах с приверженностью здоровому образу жизни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Михайлова С.В., Дерюгина А.В., Съемова С.Г. Морфологический статус студентов с различным уровнем двигательной активности // Российский медико-биологический вестник имени академика И.П. Павлова. 2019. Т. 27, №3. С. 342-352. doi:10.23888/PAVLOVJ2019273342-352

REFERENCES:

1. Mikhaylova SV, Deryugina AV, Syomova S.G. Morphological status of students with different level of motor activity. I.P. Pavlov Russian Medical Biological Herald. 2019;27(3): 342-52. (In Russ). doi:10.23888/PAVLOVJ 2019273342-352

432

2. Аров Х.Н., Тимошенко Л.И., Кудря А.Д. и др. Уровень культуры здорового образа жизни студентов. В сб.: Кавказский диалог: материалы IX международной научно-практической конференции. Невинномысск: НГГТИ; 2018. С. 17-20.

3. Сорокина В.М., Сорокин Д.Ю. Формирование отношения к здоровому образу жизни как профессиональной ценности у студентов вузов // Современные проблемы науки и образования. 2009. №6-3. С. 52-56.

4. Хлусьянов О.В. Формирование здорового образа жизни у студентов вуза // Заметки ученого. 2018. №9(34). С. 90-95.

5. Уланова Н.Н. Исследование индивидуальных моделей здоровья студентов медицинского вуза // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №1. С. 69-78. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art& id=419. Ссылка активна 30 апреля 2020.

6. Глушкова О.В., Папшева Г.О., Шерстникова С.В. Адаптационные мероприятия как один из способов пропаганды и формирования здорового образа жизни иностранных студентов. В сб.: Среда, окружающая человека: природная, техногенная, социальная: материалы VIII международной научно-практической конференции. Брянск: БГИТУ; 2019.

7. Борискин Д.А. Здоровый образ жизни у студентов // Аллея науки. 2019. Т. 1, №2(29). С. 184-186.

8. Von Bothmer M.I.K., Fridlund B. Gender differences in health habits and in motivation for a healthy lifestyle among Swedish university students // Nursing & health sciences. 2005. Vol. 7, №2. P. 107118. doi:10.1111/j.1442-2018.2005.00227.x

9. Sajwani R.A., Shoukat S., Raza, R., et al. Knowledge and practice of healthy lifestyle and dietary habits in medical and non-medical students of Karachi, Pakistan // Journal of the Pakistan Medical Association. 2009. Vol. 59, №9. P. 650.

10. ^aligkan C., Arberk K., Uner S. Healthy lifestyle behaviors of university students // Prehospital and Disaster Medicine. 2017. Vol. 32, №S1. P. S213. doi: 10.1017/S1049023X17005544

11. Badger J., Quatromoni P.A., Morrell J.S. Relationship between Stress and Healthy Lifestyle Factors of College Students // Health Behavior and Policy Review. 2019. Vol. 6, №1. P. 43-55. doi: 10.14485/HBPR.6.1.4

12. Agikgoz ^epni S., Kitig Y. Relationship between healthy lifestyle behaviors and health locus of

2. Arov KhN, Timoshenko LI, Kudrya AD, et al. Uroven' kul'tury zdorovogo obraza zhizni studen-tov. In: Kavkazskiy dialog: materialy IX mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Nevinnomyssk: NGGTI; 2018. (In Russ).

3. Sorokina VM, Sorokin DYu. Formirovanie otnosheniya k zdorovomu obrazu zhizni kak professional'noi tsennosti u studentov vuzov. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2009;(6-3):52-6. (In Russ).

4. Khlus'yanov OV. Formirovanie zdorovogo obraza zhizni u studentov vuza. Zametki uchenogo. 2018;(9):90-5. (In Russ).

5. Ulanova NN. Research of individual health models of medical students. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(1):69-78. Available at: http://humjournal. rzgmu.ru/art&id=419. Accessed: 2020 April 30. (In Russ).

6. Glushkova OV, Papsheva GO, Sherstnikova SV. Adaptatsionnye meropriyatiya kak odin iz sposobov propagandy i formirovaniya zdorovogo obraza zhizni inostrannykh studentov. In: Sreda, okruzhayushchaya cheloveka: prirodnaya, tekhnogennaya, sotsial'naya: materialy VIII mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Bryansk: BGITU; 2019. (In Russ).

7. Boriskin DA. Zdorovyi obraz zhizni u studentov. Alleya nauki. 2019;1(2):184-6. (In Russ).

8. Von Bothmer MIK, Fridlund B. Gender differences in health habits and in motivation for a healthy lifestyle among Swedish university students. Nursing & health sciences. 2005;7(2):107-18. doi:10.1111/j.1442-2018.2005.00227.x

9. Sajwani RA, Shoukat S, Raza R, et al. Knowledge and practice of healthy lifestyle and dietary habits in medical and non-medical students of Karachi, Pakistan. Journal of the Pakistan Medical Association. 2009;59(9):650.

10. ^aligkan C, Arberk K, Üner S. Healthy lifestyle behaviors of university students. Prehospital and Disaster Medicine. 2017;32(S1):S213. doi: 10.1017/S1049023X17005544

11. Badger J, Quatromoni PA, Morrell JS. Relationship between Stress and Healthy Lifestyle Factors of College Students. Health Behavior and Policy Review. 2019;6(1):43-55. doi: 10.14485/HBPR.6.1.4

12. Apkgöz ^epni S, Kitig Y. Relationship between healthy lifestyle behaviors and health locus of

433

control and health-specific self-efficacy in university students // Japan Journal of Nursing Science. 2017. Vol. 14, №3. P. 231-239. doi:10.1111/jjns.12154

13. Муртазина И.Р. Качество жизни и личностные характеристики взрослых в контексте здорового образа жизни // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №1. Доступно по: https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN119.pdf Ссылка активна на 30 апреля 2020.

14. Сергеева А.А., Собянина П.К. Формирование культуры здорового образа жизни у студентов медицинского вуза. В сб.: Молодежь в науке: новые аргументы: III международный молодежный сборник научных статей. Липецк; 2019. С. 89-92.

15. Imas Y., Dutchak M., Andrieieva O., et al. Assessment of the level of formation of values of healthy lifestyle of students // Slobozhanskyi herald of science and sport. 2019. Vol. 7, №1 (69). P. 8-12. doi:10.5281/zenodo.2589874

16. Зиновьев Н.А. Активность студентов в соблюдении принципов здорового образа жизни // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2012. №12(94). С. 73-77. doi:10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94

17. Velten J., Bieda A., Scholten S., et al. Lifestyle choices and mental health: a longitudinal survey with German and Chinese students // BMC Public Health. 2018. Vol. 18, №1. P. 632. doi: 10.1186/s12889-018-5526-2

18. Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Муртазина И.Р. Валидизация опросника «Профиль здорового образа жизни» на российской выборке // Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26, №3. С. 164-190. doi:10.17759/cpp. 2018260309

19. Яньшин П.В. Клиническая психодиагностика личности. СПб.: Речь; 2007.

20. Николаев Е.Л. Пограничные расстройства как феномен психологии и культуры. Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та; 2006.

control and health-specific self-efficacy in university students. Japan Journal of Nursing Science. 2017; 14(3):231-9. doi:10.1111/jjns.12154

13. Murtazina IR. Quality of life and personality characteristics of adults in the context of a healthy lifestyle. World of Science. Pedagogy and psychology. 2019;(1). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/03PSMN119.pdf. Accessed: 2020 April 30. (In Russ).

14. Sergeeva AA. Sobyanina PK. Formirovanie kul'tury zdorovogo obraza zhizni u studentov meditsinskogo vuza. In: Molodezh' v nauke: novye argumenty: III mezhdunarodnyy molodezhnyi sbornik nauchnykh statey. Lipetsk; 2019. P. 89-92. (In Russ).

15. Imas Y, Dutchak M, Andrieieva O, et al. Assessment of the level of formation of values of healthy lifestyle of students. Slobozhanskyi herald of science and sport. 2019;7(1):8-12. doi:10.5281/ zenodo.2589874

16. Zinov'ev NA. Activity of students in observance of the principles of a healthy lifestyle. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2012;(12):73-7. (In Russ). doi:10.5930/issn.1994-4683.2012.12.94

17. Velten J, Bieda A, Scholten S, et al. Lifestyle choices and mental health: a longitudinal survey with German and Chinese students. BMC Public Health. 2018;18(1):632. doi:10.1186/s12889-018-5526-2

18. Petrash MD, Strizhitskaya OYu, Murtazina IR. Validation of the health-promoting lifestyle profile in the russian sample. Counseling Psychology and Psychotherapy. 2018;26(3):164-90. doi: 10.17759/cpp.2018260309

19. Yan'shin PV. Klinicheskaya psikhodiagnostika lichnosti. Saint-Petersburg: Rech'; 2007.

20. Nikolaev EL. Pogranichnye rasstroistva kak fenomen psikhologii i kul'tury. Cheboksary: Izd-vo Chuvash. un-ta; 2006.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Николаев Евгений Львович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой социальной и клинической психологии Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова; 428015, Чебоксары, Московский пр., д. 15. E-mail: pzdorovie@bk.ru

Лазарева Елена Юрьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и клинической психологии Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова; 428015, Чебоксары, Московский пр., д. 15. E-mail:

INFORMATION ABOUT AUTHORS:

Nikolaev Evgeni Lvovich - Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Social and Clinical Psychology, I.N. Ulianov Chuvash State University; 15, Moskovsky pr., 428015, Cheboksary. E-mail: pzdorovie@bk.ru

Lazareva Elena Yurevna - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of Social and Clinical Psychology, I.N. Ulianov Chuvash State University; 15, Moskovsky pr., 428015, Cheboksary. E-mail: r.e.35@mail.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

434

r.e.35@mail.ru

Ланцова Надежда Николаевна - старший преподаватель кафедры нормальной и топографической анатомии с оперативной хирургией Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова; 428015, Чебоксары, Московский пр., д. 15. E-mail: iserg21@mail.ru

ДАТА ПОСТУПЛЕНИЯ: 30.04.2020. ДАТА ПРИНЯТИЯ В ПЕЧАТЬ: 01.12.2020.

ССЫЛКА ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Николаев Е.Л., Лазарева Е.Ю., Ланцова Н.Н. Особенности приверженности здоровому образу жизни студентов-медиков младших курсов: взаимосвязь с психосоциальными характеристиками // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т. 8, №4(31). С. 427-435. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=458. Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi:10.23888/humJ20204427-435

Lantsova Nadezhda Nikolaevna - senior teacher of Normal and Topographical Anatomy Department, I.N. Ulianov Chuvash State University; 15, Moskovsky pr., 428015, Cheboksary. E-mail: iserg21@mail.ru

PAPER RECEIVED: 30.04.2020. PAPER ACCEPTED: 01.12.2020.

REFERENCE FOR CITING:

Nikolaev EL, Lazareva EY, Lantsova NN. Specifics of healthy lifestyle adherence in medical students of younger courses: relationship with psychosocial characteristics. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2020;8(4):427-35. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=458. Accessed: dd Month yyyy. doi:10.23888/humJ20204427-435

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.