Васильева Е. И. Особенности проведения учебных практик студентов в центрах культуры России / Е. И. Васильева, Д. В. Кравцов // Научный диалог. — 2016. — № 12 (60). — С. 361—373.
Vasilyeva, Y. I., Kravtsov, D. V. (2016). Features of Carrying out Student Educational Practices in Cultural Centres of Russia. Nauchnyy dialog, 12(60): 361-373. (In Russ.).
ERIHJMk
и L R I С H ' S PlBliHHtAlS : •: ( ГСЖЧ
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 378.147.88:745
Особенности проведения учебных практик студентов в центрах культуры России
© Васильева Елена Ивановна (2016), кандидат педагогических наук, профессор кафедры рисунка и живописи, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования Высшая школа народных искусств (институт) (Санкт-Петербург, Россия), [email protected].
© Кравцов Дмитрий Владимирович (2016), преподаватель, Инженерная школа одежды (колледж) Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (Санкт-Петербург, Россия), [email protected].
Статья посвящена особенностям проведения учебных практик в различных центрах культуры России и за рубежом с учетом исторического опыта преподавания рисунка и живописи. Представлены авторские программы учебных практик, разработанных в Высшей школе народных искусств (институте), в частности программа выездной практики в Финляндию. Рассматривается опыт включения учебных практик в образовательный процесс Императорской Академии художеств в XIX веке. Подчеркивается важное значение пенсионных поездок за границу для образования выпускников Академии. Уделяется внимание европейскому опыту начала XX века, а именно педагогике Баухауза. Актуальность исследования обусловлена необходимостью изучения культурного наследия народных художественных промыслов России. Новизна исследования видится в обосновании применения междисциплинарного подхода к организации практик; в разработке комплексных и интегрированных программ учебных практик в разных культурных центрах России. Описывается методика организации и проведения учебной практики по изучению произведений декоративно-прикладного искусства в культурных центрах России или за рубежом. Отмечается, что в результате прохождения практики молодые художники приобретают новые знания, расширяют свой творческий опыт, получают возможность познакомиться с признанными мастерами, создающими произведения декоративно-прикладного искусства.
Ключевые слова: учебная практика; рисунок; живопись; музей; культура; творчество; народные художественные промыслы.
1. Введение
Традиции народной культуры России существовали, сохранялись и развивались на протяжении веков многими поколениями художников. Необходимость сохранения памятников культуры и их влияния на нравственность человека отмечал Д. С. Лихачёв. Неоднократно в своих выступлениях и публикациях он говорил об «экологии культуры» и о том, что культуру своего отечества необходимо действенно любить, оберегая. «Я в своё время предложил осторожный термин для защиты человеческой культуры — экология культуры, принятый и распространившийся широко в мировой научной литературе» [Лихачёв, 2000, с. 92—93].
Учебные практики в формате экспедиций в центрах культуры России, проводимые в музеях, на местах бытования народных художественных промыслов, имеют стратегическое значение для обучения будущих художников декоративно-прикладного искусства.
Проведение занятий в центрах, где аккумулируются культурные достижения народа, позволяет продемонстрировать студентам наглядные образцы великого наследия страны. Такая работа играет роль в формировании общекультурных и профессиональных компетенций, поскольку знакомство с традициями, изучение многообразия и глубины русского культурного наследия воспитывает в молодом художнике чувство преемственности мастерства и уважительное отношение к художественным достижениям предшественников. В. Ф. Максимович, президент Высшей школы народных искусств (института), считает: «Получение высшего образования для художника традиционного искусства — это, прежде всего, расширение кругозора, возможность поддерживать связи со своими коллегами и общаться с ними на одном языке» [Максимович, 2014, с. 6].
В процессе профессиональной подготовки художника традиционного прикладного искусства различные виды практик занимают особое место. На протяжении 12 лет Высшая школа народных искусств (далее — ВШНИ) в их число включала несколько видов учебных и производственных практик. Общее число недель, отводимых в ВШНИ на практику, соответствует требованиям государственного образовательного стандарта.
В данной статье мы рассматриваем содержание и проведение некоторых учебных практик, цель которых — познакомить студентов с художественным наследием центров культуры России.
2. Педагогическое наследие Императорской Академии художеств
Вопросы необходимости создания художественных музеев в России освещает Н. Н. Попова в своей статье «Первый этап подготовки устава
Академии художеств 1893 года». Так, она отмечает, что при обсуждении изменения пунктов Устава Академии художеств, утверждённого в 1893 году, членами комитета выдвигались предложения, заслуживающие внимания, например, «учредить в разных местах России Музеумы изящных искусств» [Попова, 2007, с. 122]. Далее Н. Н. Попова пишет: «Вспомним, что именно в Академии в первой половине ХУШ века открылся первый в России музей, причём доступный для посещения представителями всех сословий. И это предложение можно рассматривать в контексте просветительской деятельности Академии художеств» [Там же].
При формировании системы образования в России XVIII—XIX веков особенная роль отводилась учебным заведениям, организованным по примеру Императорской Академии художеств. В основу педагогической системы школ закрытого типа был положен метод погружения учащегося в среду замкнутого пространства, защищающего воспитанника от влияния отвлекающих внешних факторов.
Академия художеств направляла своих выпускников за границу в пенсионные поездки. На виллах во Франции, Италии и Германии были организованы академические базы для её воспитанников. Организаторами преследовалась цель — создать условия и предоставить возможности повышать молодым художникам свой профессиональный уровень, обеспечив им полный пансион. Отчётом о пребывании и образовании за пределами Российской Империи являлась предоставляемая художником картина. Известно, что Карл Брюллов, посетивший раскопки в Италии, собрал обширные натурные и информационные материалы, которые он впоследствии применил при создании своего грандиозного полотна «Последний день Помпеи».
Академическая школа стояла на принципах обучения изобразительной грамоте, основанной на рисовании с натуры, «передаче видимой действительности (натуры)» [Бернштейн, 1940, с. 2]. Яркий представитель академической школы, М. Д Бернштейн настаивал на сохранении и развитии педагогической системы, основанной на изучении натуры и её изображении художественными средствами, позволяющими создавать иллюзию реалистического образа. Он утверждал: «Методика вырастала непосредственно из потребностей художественной практики и всегда ориентировала, по существу, воспитывала необходимые для практика знания и навыки» [Там же, с. 8].
Для другого известного педагога, Д. Н. Кардовского, важной являлась идея, раскрывающая разницу между «глядеть» и «видеть». Он писал: «Глядят все, но видят немногие. И чем больше человек умеет, тем больше видит ... Следует предпочесть знания и опыт, культуру и вкус — невеже-
ству и безвкусию» [Кардовский, 2006, с. 7]. Педагогический опыт авторов настоящей статьи убеждает в справедливости установок Кардовского, считавшего, что знание, опыт и мастерство — это прежде всего результат тяжёлого самоотверженного труда, который не сразу приносит свои плоды.
Педагогическое наследие Императорской Академии художеств послужило примером для ВШНИ при организации учебных практик. Институт —единственный не только в России, но и мире вуз, ведущий подготовку художников традиционного прикладного искусства по различным профилям. Поэтому при подготовке будущего специалистов важно, что, являясь частью учебного процесса, организованные вне стен института практики позволяют студенту выйти за рамки аудиторного пространства, пополнить знания, получить разнообразный творческий опыт, обнаружить в себе творческий потенциал.
3. Из опыта российских и европейских художественных школ
Рассматривая строгую академическую систему преподавания искусства в России, следует заметить, что художественное образование не ограничивалось рамками государственных учебных заведений. Примером этому служит творческий и педагогический метод В. С. Венецианова (1780—1847), который позволяет понять преимущества и особенности индивидуального подхода в обучении рисунку и живописи. «Венецианов, неудовлетворённый академической программой, создал свою частную школу-мастерскую, в которой преподавание не исходило из строгой единой образовательной программы, но, тем не менее, придерживалось традиционного метода работы с натурой. В своей программе он использовал различные методические приёмы: беседы об искусстве, чтение теоретических трудов, встречи с литераторами, артистами, мастерами. Всё это способствовало созданию особой творческой атмосферы. Творческое общение с передовыми людьми и деятелями культуры учеников Венецианова расширяло их кругозор и позволяло находить свои творческие пути, свободно ориентироваться в мире искусства [Васильева, 2009, с. 51]. В его наглядных уроках не было ремесленничества, стиралась грань между практической изобразительной деятельностью и теорией искусства.
Анализируя исследования в области европейских художественных школ, мы заинтересовались опытом «педагогики Баухауза», представленным в работе Н. И. Дружковой [ Дружкова, 2007]. Автор подробно описывает методики преподавания художественных дисциплин таких выдающихся педагогов первой половины XX века, как В. В. Кандинский и Пауль Клее. Педагогический опыт Баухауза интересен тем, что данная европейская
школа была построена по принципу погружения учащихся в образовательную среду, ограничивающую внешние влияния. Новаторские для того времени педагогические условия позволяли учащимся максимально сосредоточиться на предметах обучения, погрузиться в состояние внутреннего ощущения видимой натуры — и выразить её в новых художественных образах. Обучение в заданных педагогических условиях и внедрение новых методик способствовали формированию у начинающих художников современного видения действительности, способности к трансформации и созданию новых пластических форм в различных видах искусства. Воспитанники Баухауза оказали влияние на архитектуру и дизайн второй половины XX века. Наследие педагогов Баухауза уникально и достойно дальнейшего изучения и применения в образовательных практиках.
4. Программы учебной практики студентов ВШНИ
Высшее образование является неотъемлемой частью развития современного общества, модернизация которого ставит задачу соответствия содержания образовательных программ новым требованиям, улучшения качества образования [Рыбникова, 2014].
Раскрывая общую модель интеграции науки и образования в ВШНИ как субъекте образовательной политики в сфере традиционного прикладного искусства, Н. М. Александрова приводит формулировку, характеризующую образовательную программу, которая «имеет общую — инвариантную часть и вариативную, ее структура определяется как разветвленная, многовариативная, многопрофильная и открытая, строится как система, поэтому имеет несколько компонентов и сложную сеть связей между ними и внешней средой» [Александрова, 2014, с. 19]. Данная характеристика соответствует программе «Учебной практики по ознакомлению с памятниками изобразительного искусства и архитектуры в других городах России и зарубежных странах».
Необходимость проведения учебных практик побудила педагогов ВШНИ разработать такую модель, которая бы отвечала «организационно-педагогическим условиям образовательного процесса в сетевом вузе» [Рыбникова, 2014]. Модель учебных практик данного типа включает в себя ознакомительную, теоретическую, практическую составляющие. Музейные практики решают задачи пополнения, развития и преумножения творческого потенциала художественной личности.
Впервые в сфере образования в области традиционного прикладного искусства Высшей школой народных искусств организовано взаимодействие кафедр рисунка, живописи, истории и теории искусства, специали-
зирующих — выпускающих, что способствовало конструктивной организации и эффективному проведению практик. Разработка интегрированных программ позволила внедрить в содержание программ учебных практик задания из различных дисциплин. В первые годы работы ВШНИ проводились такие совершенно уникальные, новаторские виды практик, как «Творческая экспедиция по изучению художественно-стилистических особенностей центров народного искусства России» и «Учебная практика по ознакомлению с памятниками изобразительного искусства и архитектуры в других городах России и зарубежных странах».
Авторами совместно с преподавателями кафедры физической культуры разработана и апробирована уникальная комплексная программа, нацеленная на воспитание полноценного, здорового, грамотного гражданина, профессионала, человека, тонко чувствующего красоту и гармонию окружающего мира, уважающего и понимающего культуру другого народа, патриота своего отечества. С целью поддержания здоровья студентов, обеспечения более высокого уровня их работоспособности и физического самосовершенствования практика проводится в комплексе с физкультурно-оздоровительной программой «Молодежь и физическая культура: реализация творческого потенциала». Апробация данной программы проходила на выездной учебной практике в Финляндии (г. Савонлинна).
При проведении практики «Творческая экспедиция по изучению художественно-стилистических особенностей центров народного искусства России» предполагается изучение художественно-стилистических особенностей центров народного искусства в местах бытования различных народных художественных промыслов Подмосковья. Студенты могли увидеть, что народное декоративно-прикладное искусство продолжает служить для художественного оформления быта, жилого и общественного интерьера, одежды, украшений, среды обитания человека. Они на практике убеждались в том, что «характерной чертой основной части народных художественных промыслов является то, что они выполняются вручную и из природных материалов» [Максимович, 2000, с. 7].
5. Методика проведения учебной практики в культурных центрах
Одной из форм учебной практики может быть организация экспедиции в культурные центры народных художественных промыслов России. В процессе подготовки студентов к экспедиции ответственные преподаватели проводят ряд мероприятий, утверждённых «Положением об учебной практике»:
— проведение инструктажа техники безопасности;
— ознакомление с содержанием программы практики;
— разъяснение задач и способов выполнения заданий;
— предъявление «Дорожной карты».
В обязанности кафедр, за которыми закреплена учебная практика, входит:
— инструктирование педагогов, ответственных за проведение практики;
— предоставление «Дневника практики»;
— разработка «Дорожной карты» со списком мест и объектов для предстоящего посещения и ознакомления;
— согласование прав и обязанностей с принимающей организацией;
— выяснение правил посещения центров культуры.
В обязанности ответственных педагогов, за которыми закреплены группы студентов, проходящих учебную практику, входит:
— проявление бдительности при проезде в общественном транспорте и следовании пешеходными маршрутами;
— привлечение внимания студентов к центрам культуры разнообразными способами информирования;
— применение различных мотиваций для пробуждения интереса у студентов к сбору информации постоянных и временных экспозиций;
— напоминание студентам о расписании запланированных мероприятий;
— информирование студентов о графике работы музеев, библиотек и т. д.;
— сообщение студентам о времени пребывания на практических занятиях;
— осуществление контроля за соблюдением студентами условий, позволяющих обеспечить проведение практических занятий и мастер-классов;
— наблюдение за выполнением студентами технических требований практической работы с инструментами и художественными материалами на оборудовании.
Особое внимание уделяется вопросам организованности группы; согласования совместной работы в коллективе; выбора объектов изображения; определения тем углублённого изучения; приемов оптимального выполнения практических заданий; воспитания у студентов чувства ответственности за результат.
Предложенные методики проведения практик, о которых здесь идёт речь, включены и подробно описаны в разработанные авторами программы по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные художественные промыслы»: «Практика по ознакомлению студентов с па-
мятниками изобразительного искусства и архитектуры в других городах России и за рубежом», «Практика на открытом воздухе (пленэр)». Указанные авторские программы, при соответствующей редакции, могут ре-ализовываться в системе непрерывного профессионального образования, в средней общеобразовательной школе с углубленным изучением декоративно-прикладного искусства, средних профессиональных учебных заведениях, институтах повышения квалификации работников образования и культуры. [Васильева, 2009].
В ходе обучения в ВШНИ на всех уровнях образования (специалитет, бакалавриат, СПО) студенты обязательно проходят «Практику на открытом воздухе (пленэр)» в конце второго и третьего годов обучения. Пленэрные практики по овладению и совершенствованию умений и навыков исполнения графических и живописных изображений с натуры и декоративной трансформации элементов растительности, природных мотивов, разнообразных пейзажей с культурными памятниками архитектуры как России, так и других стран.
Главной задачей практики является закрепление имеющихся и приобретение новых навыков работы на пленэре по дисциплинам: «Основы цве-товедения и колористики», «Академический рисунок», «Академическая живопись», «Декоративный рисунок», «Декоративная живопись». В соответствии с действующими графиками учебного процесса практики могут иметь различную продолжительность. Они включают в себя посещение музеев, выставочных залов, частных собраний, экскурсии, выполнение графических зарисовок и живописных этюдов как в закрытых помещениях, так и на открытом воздухе.
На практике студенты закрепляют навыки владения художественными материалами. В зависимости от специализации выбирают объекты изучения, средства художественной выразительности, техники и материалы для их изображения. Следование специализации, которая, по мнению М. А. Некрасовой, «определяется её ценностным содержанием», применимо и для проведения учебных практик [Некрасова, 2013].
Нацеливая студентов на выбор объектов и изделий для изучения и изображения, преимущественно связанных с конкретным видом декоративно-прикладного искусства, мы концентрируем их внимание на закреплении профессиональных и углублении общехудожественных компетенций. В этом устремлении мы руководствовались позицией М. Д. Бернштейна, которую он отстаивает в своей работе «Проблемы учебного рисунка». Бернштейн утверждает, что при определении содержания обучения необходимо исходить из конечной цели художественного образования [Бернштейн, 1940].
Выбор средств выразительности должен основываться на подходе, включающем в себя представление и изучение основных закономерностей построения декоративной формы, и подчиняться принципам и правилам создания конкретного вида декоративно-прикладного искусства. Именно этот подход позволяет решать проблему содержания программ, нацеленных на обучение рисунку и живописи, в системе профессиональной подготовки специалистов.
На учебных практиках раздвигаются границы профессионального кругозора студента, развивается экологическая культура, воспитывается художественный вкус, формируется целостный взгляд на историю и развитие отечественной и зарубежной культур. О значении художественного воспитания А. В. Бакушинский писал: «Этот принцип сводится к требованию, ныне весьма нарушаемому и практически, и теоретически <...>: необходимо исходить из внутреннего мира, из внутренних потребностей, из их естественного развития» [Бакушинский, 1925, с. 157].
В рекомендациях к научно-методическому пособию, предназначенному для преподавателей и студентов средних и высших профессиональных заведений традиционного прикладного искусства, В. Ф. Максимович говорит о цели занятий, которая заключается в том, чтобы «дать общее представление о месте и значении народного искусства в системе искусств, ознакомить студентов с центрами народных художественных промыслов России, технологиями и художественно-стилистическими особенностями каждого центра, существующими там учебными заведениями» [Максимович, 2007, с. 8].
6. Результаты творческой экспедиции и достижения студентов
Выполняя задания программы практики «Творческая экспедиция по изучению художественно-стилистических особенностей центров народного искусства России», студенты описывали зарождение и развитие художественных промыслов в России, а также характеристики изделий декоративно-прикладного искусства, хранящихся в российских музеях.
В процессе прохождения практики студенты показали следующие результаты:
— посетили Государственный исторический музей, Музей народного искусства в Москве, Государственный Русский музей, Российский этнографический музей, ряд областных краеведческих и художественных музеев;
— узнали, что в собраниях этих музеев находятся изделия русских народных мастеров, среди которых они самостоятельно выделяли наиболее художественно ценные и эстетически притягательные;
— дали описание функциональных характеристик, материалов экспонатов ДНИ;
— определили принадлежность произведений к тому или иному художественному промыслу;
— зафиксировали время создания и авторство там, где это было возможно;
— дали собственную оценку, выделяя среди общей экспозиции уникальные произведения искусства;
— выполнили практические задания по изображению наиболее впечатливших объектов в графических и живописных техниках;
— составили отчёт в форме реферата по дневнику с приложениями, содержащими зарисовки, этюды, выполненные во время прохождения практики, в сроки, установленные учебным планом.
7. Выводы
Таким образом, можно заключить, что представленные в статье и подобные им виды практик способны в рамках учебного плана выполнять следующие задачи:
— ознакомления студентов с народными художественными промыслами России, их развитием и современным состоянием;
— информирования о географическом расположении центров народных художественных промыслов;
— формирования представлений о народных художественных промыслах как части традиционного прикладного искусства России;
— развития интереса к посещению учебных заведений в центрах народных художественных промыслов:
— расширения представлений о современном состоянии традиционного прикладного искусства;
— концентрирования внимания на проблемах декоративно-прикладного искусства в контексте современной культуры.
Важно, что на учебных практиках молодые художники могут в сжатые сроки проанализировать большое количество информации; воочию увидеть предметы искусства, о которых говорилось на лекциях; прикоснуться к изделиям; попробовать применить на практике новые техники; ознакомиться с технологиями создания произведений искусства в процессе общения с художниками, мастерами своего дела, в том числе и на мастер-классах; подобрать варианты возможных решений формообразования изделий декоративно-прикладного искусства, зарядиться новыми идеями для творческого воплощения своих замыслов.
Литература
1. Александрова Н. М. Общая модель интеграции науки и образования в ВШНИ как субъекте образовательной политики в сфере традиционного прикладного искусства / Н. М. Александрова // Высшая школа народных искусств : инновационная модель непрерывного профессионального образования : коллективная монография / под общ. ред. В. Ф. Максимович. — Санкт-Петербург : ВШНИ, 2014. — 112 с.
2. Бакушинский А. В. Художественное творчество и воспитание / А. В. Бакушинский. — Москва : Искра революции, 1925. — 240 с.
3. Бернштейн М. Д. Проблемы учебного рисунка / М. Д. Бернштейн. — Москва : Искусство, 1940. — 162 с.
4. Васильева Е. И. Особенности обучения живописи будущих художников традиционного прикладного искусства : монография / Е. И. Васильева. — Санкт-Петербург : ГОУ ВПО Высшая школа народных искусств (институт), 2009. — 163 с.
5. Высшая школа народных искусств : инновационная модель непрерывного профессионального образования : коллективная монография / под общ. ред. В. Ф. Максимович. — Санкт-Петербург : ВШНИ, 2014. — 112 с.
6. Дружкова Н. И. Педагогика Баухауза : монография / Н. И. Дружкова. — Москва : ИХО РАО, 2007. — 230 с.
7. Кардовский Д. Н. Пособие по рисованию / Д. Н. Кардовский. — Москва : Изд. В. Шевчук, 2006. — 208 с.
8. Лихачев Д. С. Русская культура / Д. С. Лихачев. — Санкт-Петербург : [б. и.], 2000. — С. 92—93.
9. Максимович В. Ф. Традиционное декоративно-прикладное искусство и образование : исторический аспект, современное состояние и пути обновления / В. Ф. Максимович. — Москва : Флинта, 2000. — 197 с.
10. Максимович В. Ф. Традиционное прикладное искусство России : научно-методическое пособие для преподавателей и студентов средних и высших профессиональных заведений традиционного прикладного искусства / В. Ф. Максимович. — Санкт-Петербург : ВШНИ, 2007. — 67 с.
11. Некрасова М. А. Народное искусство. Русская традиционная культура и православие ХУШ—ХХ1 вв. Традиции и современность / М. А. Некрасова // Российская академия художеств Институт теории и истории изобразительных искусств. — Москва : Союз дизайн, 2013. — 623 с.
12. ПоповаН. Н. Академия художеств : вчера, сегодня, завтра : материалы международной конференции. — Санкт-Петербург : [б. и.], 2007. — 122 с.
13. Рыбникова О. П. Организационно-педагогические условия образовательного процесса в сетевом вузе / О. П. Рыбникова // Высшая школа народных искусств : инновационная модель непрерывного профессионального образования : коллективная монография / под общ. ред. В. Ф. Максимович. — Санкт-Петербург : ВШНИ, 2014. — 112 с.
Features of Carrying out Student Educational Practices in Cultural Centres of Russia
© Vasilyeva Yelena Ivanovna (2016), PhD in Education, professor, Department of Drawing and Painting, Higher School of Folk Arts (Institute) (Saint Petersburg, Russia), vaskrav@ bk.ru.
© Kravtsov Dmitriy Vladimirovich (2016), lecturer, Engineering School of Clothes (College) of Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design (Saint Petersburg, Russia), [email protected].
The article is devoted to features of carrying out educational practices in various cultural centres of Russia and abroad taking into account the historical experience of teaching drawing and painting. The authors' programs of training practices developed in the Higher School of Folk Arts (Institute) are presented, in particular a program of on-site practice in Finland. The experience of incorporating educational practices into the educational process of the Imperial Academy of Arts in the XIX century is discussed. The importance of pension travel abroad for education graduates of the Academy is emphasized. Attention is paid to the European experience of the early XX century, namely the pedagogy of the Bauhaus. The research urgency is caused by necessity of studying of cultural heritage of Russian folk crafts. The novelty of the research is seen in justification of the application of an interdisciplinary approach to the organization of practices; in development of comprehensive and integrated programs of educational practices in different cultural centres of Russia. Methods of organizing and conducting training practices for the study of works of decorative art in cultural centres of Russia or abroad are described. It is noted that as a result of the internship the young artists acquire new knowledge, expand their creative experience, get the opportunity to meet with established artists creating works of decorative art.
Key words: educational practice; drawing; painting; museum; culture; creative work; folk arts and crafts.
References
Aleksandrova, N. M. 2014. Obshchaya model integratsii nauki i obrazovaniya v VShNI kak subyekte obrazovatelnoy politiki v sfere traditsionnogo prikladnogo iskusstva. In: Vysshaya shkola narodnykh iskusstv: innovatsionnaya model nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg: VShNI. (In Russ.). Bakushinskiy, A. V. 1925. Khudozhestvennoye tvorchestvo i vospitaniye. Moskva: Iskra
revolyutsii. (In Russ.). Bernshteyn, M. D. 1940. Problemy uchebnogo risunka. Moskva: Iskusstvo. (In Russ.). Druzhkova, N. I. 2007. Pedagogika Baukhauza: monografiya. Moskva: IKhO RAO. (In Russ.).
Kardovskiy, D. N. 2006. Posobiyepo risovaniyu. Moskva: Izd. V. Shevchuk. (In Russ.). Likhachev, D. S. 2000. Russkaya kultura. Sankt-Peterburg: [b. i.]. 92—93. (In Russ.). Maksimovich, V. F. 2000. Traditsionnoye dekorativno-prikladnoye iskusstvo i obrazo-vaniye: Istoricheskiy aspekt, sovremennoye sostoyaniye i puti obnovleniya. Moskva: Flinta. (In Russ.).
Maksimovich, V. F. 2007. Traditsionnoye prikladnoye iskusstvo Rossii. Sankt-Peterburg: VShNI. (In Russ.).
Maksimovich, V. F. (ed.) 2014. Vysshaya shkola narodnykh iskusstv: innovatsionnaya model ' nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya: kollektivnaya mono-grafiya. Sankt-Peterburg: VShNI. (In Russ.).
Nekrasova, M. A. 2013. Narodnoye iskusstvo. Russkaya traditsionnaya kultura i pra-voslaviye XVIII—XXI vv. Traditsii i sovremennost'. In: Rossiyskaya aka-demiya khudozhestv Institut teorii i istorii izobrazitelnykh iskusstv. Moskva: Soyuz dizayn. (In Russ.).
Popova, N. N. 2007. Akademiya khudozhestv: vchera, segodnya, zavtra: materialy mezh-dunarodnoy konferentsii. Sankt-Peterburg. (In Russ.).
Rybnikova, O. P. 2014. Organizatsionno-pedagogicheskiye usloviya obrazovatelnogo protsessa v setevom vuze. In: Vysshaya shkola narodnykh iskusstv: inno-vatsionnaya model nepreryvnogo professionalnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya. Sankt-Peterburg: VShNI. (In Russ.).
Vasilyeva, E. I. 2009. Osobennosti obucheniya zhivopisi budushchikh khudozhnikov tra-ditsionnogo prikladnogo iskusstva: monografiya. Sankt-Peterburg: GOU VPO Vysshaya shkola narodnykh iskusstv (institut). (In Russ.).