бумаг и валютных ценностей, отбором аудиторской организации для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Следует учитывать, что не все юридические лица из приведенного списка должны применять Закон о закупках с 01.01.2012. Так, организации, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности организаций коммунального комплекса, если у них за 2011 г. общая сумма выручки от указанных видов деятельности составляет не более 10% общей суммы выручки от всех видов деятельности, должны будут следовать требованиям данного Закона с 01.01.2013. Муниципальные унитарные предприятия и их "дочки" должны будут применять Закон о закупках только с 01.01.2014, правда, если представительный орган муниципального образования не установит более ранний срок.
Таким образом, законодательно организациям представлена возможность самостоятельно организациям распоряжаться внебюджетными деньгами , используя наиболее приемлемые и эффективные спо-
Козырев И.В. - e-mail: [email protected]
собы закупок с учетом специфики организации и сложившегося рынка.
Литература:
1. Предвыборная программа Путина,13 февраля 2012г.// http://kaleya.ru/wordpress/predvybornaya-programma-putina. html
2. http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.
html
3. http://www.chelgumr.ru/cms/chapter.do?cha pterId=180&cache=1
4. http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.
html
5. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"// СПС Консультант
6. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"// СПС Консультант.
Статья поступила в редакцию 16.09.2013 г.
УДК 351.712
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОСЗАКУПОК МЕДИЦИНСКИХ ПРОДУКТОВ
FEATURES OF CARRYING OUT PURCHASES OF MEDICAL PRODUCTS
Козырев И.В., магистрант
Kozyrev I.V., undergraduate
Орловский филиал РАНХиГС
Oryol branch of a RANEPA
Рынок лекарственных средств России, является одним из наиболее развивающимся и в то же время сложноре-гулируемым, поскольку решает не просто задачи обеспечения государственных и муниципальных организаций товарами, но и выполняет социальные функции обеспечения государством граждан. В статье представлен анализ рынка лекарственных средств России с позиций формирования взаимоотношений в рамках контрактной системы.
The market of medicines of Russia, is one of the most developing and at the same time slozhnore-guliruyemy as solves not simply problems of providing the state and municipal organizations goods, but also carries out social functions of providing by the state of citizens. The analysis of the market of medicines of Russia is presented in article from positions offormation of relationship within contract system.
Ключевые слова: лекарственные препараты, госзакупки, контрактная система. Keywords: medicines, government purchases, contract system.
Грамотная закупка
подразумевает наличие понимания ее предмета, а также всевозможных нюансов, связанных с ним. В данном разделе речь идет о лекарственных препаратах, основных регуляторных понятиях, действующих подзаконных актах. В этом разделе представлены все
необходимые определения, содержащиеся, прежде всего в Федеральном законе № 61-ФЗ от 12.04.2010 года «Об обращении лекарственных средств», с которыми, так или иначе, сталкиваются как заказчики, так и поставщики лекарственных препаратов.
Все лекарственные препараты для официального оборота на территории РФ подлежат обязательной государственной регистрации. Государственная регистрация включает в себя разработку, доклинические исследования, клинические исследования, экспертизу, стандартизацию и контроль качества лекарственного средства. Сведения о регистрации лекарственного средства должны быть доступны для потребителя. Номер и дата регистрации должны быть нанесены на этикетку или упаковку, а также содержаться в инструкции по применению и на рекламной продукции, предназначенной для конечного потребителя.
Лекарственные препараты вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственной регистрации подлежат: 1) оригинальные лекарственные препараты; воспроизведенные лекарственные препараты; новые комбинации зарегистрированных ранее лекарственных препаратов;
лекарственные препараты, зарегистрированные ранее, но произведенные в других лекарственных формах, в новой дозировке.
Регистрационное удостоверение лекарственного препарата - документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата.
Государственный реестр лекарственных средств содержит перечень лекарственных препаратов, прошедших государственную регистрацию, перечень фармацевтических субстанций, входящих в состав лекарственных препаратов. Данный реестр размещен в сети Интернет по адресу http://grls.rosminzdrav.ru/.
Обеспечение льготных категорий граждан лекарственными препаратами является существенным направлением государственных закупок. Направления льготного лекарственного обеспечения:
Первое - ОНЛС - это обеспечение необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Второе - 7 высокозатратных нозологий - это обеспечение «дорогостоящими» лекарственными препаратами больных, страдающими нозологиями, отнесенными Минздравом России высоко затратным.
Третье - за счет средств областного бюджета медикаменты получают больные социально значимыми, редкими (орфанными) заболеваниями, труженики тыла, жертвы политических репрессий, дети до 6 лет из многодетных семей.
Четвертое - за счет средств муниципальных бюджетов обеспечиваются такие льготные категории граждан как дети до 3-х лет, больные бронхиальной астмой, ИБС, сердечно-сосудистые заболевания и др. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890.
Льготное обеспечение граждан: Больные социально значимыми заболеваниями Больные, страдающие редкими (орфанными) заболеваниями Труженики тыла
Жертвы политических репрессий
Дети до 6 лет из многодетных семей
Закупки в области здравоохранения регламентируются следующими Федеральными законами:
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».( утрачивает силу с 1.01.2014г).
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступает в силу с 1 января 2014 года (за исключением положений, для которых статьей 114 установлены иные сроки вступления их в силу).
Субъекты малого предпринимательства, в том числе индивидуальные предприниматели, являются полноправными участниками фармацевтического рынка.
Доля аукционов на поставки лекарственных препаратов для субъектов малого предпринимательства законодательно регламентирована. Дополнительно установлено предельное значение начальной максимальной цены контракта, которая не должна превышать 15 миллионов рублей, согласно Постановлению Правительства РФ от 17 марта 2009 г. № 237.
Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2012 г. № 844 «О внесении изменения в перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» установлено, что субъекты малого предпринимательства могут осуществлять закупку: «Фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты за исключением лекарственных препаратов,. предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей».
Государственные учреждения здравоохранения (ГУП и МУП) могут проводить закупку лекарственных средств и медицинских изделий в рамках 223 -ФЗ, используя внебюджетные источники финансирования, исключая средства, полученные из Фонда обязательного медицинского страхования. Для осуществления закупок в рамках 223 - ФЗ заказчикам необходимо сформировать и разместить на информа-
ционном портале план закупок и утвердить Положение о закупках в рамках 223 -ФЗ для своего учреждения.
Сроки подготовки плана закупки товаров, работ, услуг, а также внутренняя организация подготовки проекта плана закупки товаров, работ, услуг определяются заказчиком самостоятельно.
По общему правилу, лекарственные препараты (ЛП) должны закупаться путем проведения открытого аукциона в электронной форме, что прямо следует из ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.02.2008 № 236-р, которым утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона.
Лекарственные препараты могут быть закуплены и путем проведения запроса котировок, если цена контракта не превышает 500 тыс. руб. При этом заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных лекарственных препаратов на сумму более чем 500 тыс. руб. в течение квартала (ч. 2 и 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ).
Лекарственные препараты могут быть закуплены и у единственного поставщика, когда возникла потребность в лекарственных препаратах вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства (п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ), а также когда одноименные лекарства закупаются на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. в квартал (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ). Заказчикам следует строго придерживаться Номенклатуры и не допускать закупок лекарственных препаратов в рамках одной группы Номенклатуры более чем на 100 тыс. руб. в квартал.
Номенклатура лекарственных препаратов утверждена Приказом Министерства экономического развития РФ от 7 июня 2011 г. № 273 «Об утвержде-
нии номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков».
Порядок расчета и обоснования начальной (максимальной) цены контракта согласно ст. 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ.
Согласно статьи 19.1 введена Законом от 21.04.2011 г. N 79-ФЗ:
Для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско- правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
Для препаратов, входящих в список ЖНВЛП возможно использовать реестр предельных опускных цен производителей.
Наиболее часто заказчики для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) для закупки лекарственных препаратов и медицинских изделий используют:
- коммерческие предложения фирм-поставщиков
- анализ цен ранее заключенных контрактов
- зарегистрированные цены реестра ЖНВЛП
При размещении заказов на поставки товаров, в том числе и лекарственных средств, участникам размещения заказа предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15%, если их заявки на участие содержат предложения о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения.
В таблицах 1 и 2 приведено соотношение импортных и отечественных препаратов на российском фармацевтическом рынке в денежном и натуральном выражении соответственно по данным ЦМИ «Фарм-экспорт».
Отечественные Импортные
2010 25,4% 74,6%
2011 25,4% 74,6%
2012 26,3% 73,7%
Таблица 1 - Соотношение импортных и отечественных препаратов на российском фармацевтическом рынке в денежном выражении
Таблица 2-Соотношение импортных и отечественных препаратов на российском фармацевтическом _рынке в натуральном выражении (упаковки)_
Отечественные Импортные
2010 66,3% 33,7%
2011 64,6% 35,4%
2012 63,7% 36,3%
Как следует из совместного письма Минэкономразвития РФ и Минпром-торига РФ от 20 января 2011 г. № 576-ЛА/Д22:
... в законодательстве Российской Федерации
0 размещении заказов предусмотрено предоставление преференций участникам размещения заказа, заявки которых содержат предложения о поставке фармацевтических препаратов российского происхождения.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 17 апреля 2013 г. N 211 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков" в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определены условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств:
... фармацевтические препараты, медицинские химические вещества и лекарственные растительные продукты (2423000).
П р и размещении заказов на поставки товаров для нужд заказчиков путем проведения аукциона в случае, если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте
1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь, государственный (муниципальный) контракт, гражданско-правовой договор бюджетного учреждения с таким победителем аукциона заключаются по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены государственного (муниципально-
го) контракта, гражданско-правового договора бюджетного учреждения.
Данное условие не применяется в случаях,
если:
а) в рамках одного конкурса (лота) или аукциона (лота) предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
б) конкурс или аукцион признан несостоявшимся и заказчик в соответствии с порядком, предусмотренным Законом, размещает заказ у единственного поставщика;
в) в заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров российского и (или) белорусского происхождения, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
г) в заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке товаров иностранного происхождения, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
д) в рамках одного конкурса (лота) или аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник конкурса или участник аукциона, признанный победителем аукциона, в своей заявке предлагает к поставке товары российского и (или) белорусского и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров российского и (или) белорусского происхождения составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров.
В общем можно выделить следующие проблемы, возникающие при формировании заказа на поставку медицинских изделий в рамках государственных контрактов (таблица3).
Проблемы Последствия Возможные пути решения
трудности при формировании качественного технического задания (Спецификации) с соблюдением норм антимонопольного законодательства трудности при формировании начальной цены контракта трудности при составлении проекта контракта, приводящие к некачественной приемке товара формирование технического задания с недостаточными требованиями к медицинскому оборудованию и нарушением антимонопольного законодательства, завышение начальной цены контракта и, как следствие, коррупция и неэффективное расходование бюджетных средств, поставка некачественного товара, нарушение сроков поставки, проблемы с возвратом некачественного товара, судебные издержки в случае нарушения требований исполнения контракта Поставщиком. привлечение соответствующих специалистов при формировании технической документации с учетом нормативно-правовой базы при обосновании начальной цены контракта пользоваться механизмом, разработанным Правительством РФ при формировании проекта контракта подробно и с учетом нормативных документов прописывать разделы, касающиеся поставки и приемки товара
Таблица 3 - Проблемы формирования заказа на поставку медицинских изделий и возможные пути их решения.
Таким образом, можно сказать следующее: грамотная закупка подразумевает наличие понимания ее предмета, а также всевозможных нюансов, связанных с ним. Именно к таким товарам относятся медицинские товары, проведенный нами анализ позволяет говорить о специфики формирования данного рынка и применении особых режимов закупок медицинских
средств связанных с применением отдельных законодательных актов на уровне государства и региона. Нами выявлено, что развитие фармацевтического рынка в РФ движется значительными темпами, так в 2012 году прирост розничного рынка составил 16,4%, а рынка в целом 10,6%, кроме того нельзя забывать про ряд программ на уровне РФ нацеленные на обес-
печение населения лекарственными средствами и предоставления льгот для отдельных категорий граждан. При этом выявлена проблема формирования рынка лекарственных средств- преобладание лекарств импортного производства, соотношение отечественных и импортных лекарств составило в 2012 году 26,3% и 73,7% соответственно. При этом остро встает вопрос о качестве товаров импортного производства .На основе анализа сформированы основные проблемы и пути их решения в рамках нового законодательства.
Литература:
1. Федеральный закон № 61-ФЗ от 12.04.2010 года «Об обращении лекарственных средств»// Консультант+
2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». (утрачивает силу с 1.01.2014г).
3. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
4. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» вступает в силу с 1 января
Козырев И.В. - e-mail: [email protected]
2014 года (за исключением положений, для которых статьей 114 установлены иные сроки вступления их в силу).
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 февраля 2006 г. № 93 «Об организации работы по формированию Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи»// консультант+
6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 18 сентября 2006 г. № 665 «Об утверждении перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно- профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг»// Консультант +
7. Приказ Министерства экономического развития РФ от 7 июня 2011 г. № 273 «Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков»//http://gris.шsminzdrav.m/.
8. Официальный сайт www.goszakupki.gov.
т
Статья поступила в редакцию 16.09.2013 г.
УДК 338.33
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА
CURRENT TRENDS OF ECONOMICAL PRODUCTION
Сорокин М.В., магистрант
Sorokin M.V., undergraduate
Орловский филиал РАНХиГС
Oryol branch of a RANEPA
Рассмотрены современные тенденции развития бережливого производства применительно к телекоммуникационным компаниям.
Current trends of development of economical production in relation to the telecommunication companies are considered.
Ключевые слова: бережливое производство, телекоммуникационные компании, эффективное производство. Keywords: economical production, telecommunication companies, effective production.
Сегодня уже достаточно много информации о том, что же такое бережливое производство, как это работает. На западе менеджмент практически 100% предприятий не просто знает - что это, но и не представляет, как работать по-другому. Правительство западных стран оказывает поддержку во внедрении и
развитии lean-технологий. В нашей стране ситуация несколько иная, хотя и не безнадежная. Например, еще в 2011 году Президент дал указание рассмотреть возможность применения передовых методов организации производства на предприятиях страны. Сами же 1еап-технологии и идеи операционного совершен-