Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ «БИОСФЕРА В НАШИХ РУКАХ» В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ «БИОСФЕРА В НАШИХ РУКАХ» В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Жизнь Земли
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ADDITIONAL EDUCATION / ONLINE EDUCATION / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тимофеева Елена Александровна, Попова Людмила Владимировна

Проанализирован опыт проведения мероприятий проекта «Экологическая школа “Биосфера в наших руках”» в онлайн-формате для учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ, подключившихся к реализации проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе». Онлайн-формат работы со школьниками потребовал более тщательной подготовки занятий, особенно практических, и выявил проблемы регулятивного и коммуникационного характера: недостаточная самодисциплина школьников и слабая обратная связь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тимофеева Елена Александровна, Попова Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ENVIRONMENTAL SCHOOL «BIOSPHERE IN OUR HANDS» ONLINE CONDUCTING

Experience of the project «Environmental School “Biosphere in our hands”» activities online conducting for grades 8-10 of general education schools, participants in the project “Academic (scientific and technological) class in a Moscow school” has been analyzed. Online format of work with schoolchildren required more thorough preparation of classes, especially practical ones, and revealed a number of regulatory and communication problems, such as insufficient self-discipline of schoolchildren and weak feedback.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ «БИОСФЕРА В НАШИХ РУКАХ» В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ»

Тимофеева Е.А., Попова Л.В. Особенности проведения экологической школы «Биосфера в наших руках»... УДК 378.147:631.47

DOI 10.29003/m1776.0514-7468.2020_42_4/473-477

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ «БИОСФЕРА В НАШИХ РУКАХ» В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ

Е.А. Тимофеева, Л.В. Попова1

Проанализирован опыт проведения мероприятий проекта «Экологическая школа "Биосфера в наших руках"» в онлайн-формате для учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ, подключившихся к реализации проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе». Онлайн-формат работы со школьниками потребовал более тщательной подготовки занятий, особенно практических, и выявил проблемы регулятивного и коммуникационного характера: недостаточная самодисциплина школьников и слабая обратная связь.

Ключевые слова: экологическое образование, дополнительное образование, он-лайн-обучение, профессиональное самоопределение школьников.

Ссылка для цитирования: Тимофеева Е.А., Попова Л.В. Особенности проведения экологической школы «Биосфера в наших руках» в онлайн-формате // Жизнь Земли. 2020. Т. 42, № 4. С. 473-477. DOI: 10.29003/m1776.0514-7468.2020_42_4/473-477.

Поступила 11.11.2020 / Принята к публикации 25.11.2020

FEATURES OF THE ENVIRONMENTAL SCHOOL «BIOSPHERE IN OUR HANDS» ONLINE CONDUCTING

E.A. Timofeeva1, PhD, L.V. Popova,2 Dr.Sci (Ped.)

1 Lomonosov Moscow State University (Faculty of soil science) 2 Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum)

Experience of the project «Environmental School "Biosphere in our hands"» activities online conducting for grades 8-10 of general education schools, participants in the project "Academic (scientific and technological) class in a Moscow school" has been analyzed. Online format of work with schoolchildren required more thorough preparation of classes, especially practical ones, and revealed a number of regulatory and communication problems, such as insufficient self-discipline of schoolchildren and weak feedback.

Keywords: environmental education, additional education, online education, professional self-determination of schoolchildren.

Введение. В числе национальных целей развития в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2020 г. № 474 на период до 2030 г. определены такие цели, как сохранение здоровья и благополучия людей, возможности для самореализации и развития талантов, цифровая трансформация и др. [3]. Именно этим целям и послужило проведение экологической школы «Биосфера в наших руках» для учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ, участниц проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе». Данный проект в Москве2 существует всего несколько лет и направлен на погружение школьников в научно-исследовательскую деятельность для осознанного выбора профессии в наукоёмких отраслях экономики. Бесспорно, что успешная реализация такого проекта возможна

1 Тимофеева Елена Александровна - к.б.н., доцент факультета почвоведения МГУ, helentimofeeva17@gmail. com; Попова Людмила Владимировна - д.п.н., в.н.с. Музея землеведения МГУ, popova@mes.msu.ru.

2 http://profil.mos.ru/ntek.html.

Жизнь Земли 42(4) 2020 473-477 473

SetMUii-

2020, том 42, № 4

только при интеграции основного и дополнительного образования и при условии, что программы дополнительного образования разрабатываются и осуществляются вузом на его материально-технической базе высококвалифицированными специалистами, что поддерживает стремление школьников к активной познавательной деятельности и интеллектуальному росту. Занятия в рамках таких проектов способствуют развитию у школьников исследовательских навыков и творческого мышления, что так необходимо современным абитуриентам и студентам вузов. Однако в 2020 г. - в условиях противодействия распространению инфекции, карантинных мер и удалённой работы - оказалось невозможным пригласить школьников непосредственно в научные лаборатории и музеи университета. Вследствие этого наиболее острыми стали вопросы организации работы, подбора соответствующего содержания образовательной программы - как с научной точки зрения представления материала, так и интересного для обучающихся без ущерба качеству образовательного процесса. Поэтому целью нашего исследования стала разработка комплексной экологической образовательной программы для старших школьников, основанной на знакомстве с методами научных исследований, и анализ её реализации в дистанционной форме (онлайн-формат).

В качестве методов исследования мы использовали контент-анализ отбора содержания для образовательной экологической программы, наблюдение за онлайн-обу-чением школьников (платформа Zoom), а также анонимное анкетирование, которое было проведено после выполнения всей программы в Google формах.

Результаты и обсуждение. На момент начала работ предполагалось, что программа дополнительного образования «Экологическая школа "Биосфера в наших руках"» позволит учащимся московских школ познакомиться с различными вопросами в области экологии, охраны окружающей среды, сохранения здоровья человека и санитарно-гигиенических норм, которые являются основополагающими для ряда профессий (от медицинских работников и научных сотрудников до инженеров-экологов на предприятиях). Прежде всего программа должна была быть направлена на освоение различных методов естественнонаучных исследований и приобретение практических навыков самостоятельного планирования и осуществления исследовательской деятельности. Участники программы смогли бы посетить различные научные лаборатории МГУ имени М.В. Ломоносова и познакомиться с современным научным оборудованием, а также детально изучить естественные экосистемы на экспозициях «Природная зональность» научно-учебного Музея землеведения МГУ и Дендрария Ботанического сада МГУ. Однако введённый с октября 2020 года режим дистанционного обучения для старшеклассников не позволил им посещать университет, и занятия пришлось провести с использованием дистанционных цифровых технологий, что потребовало применения нового подхода к разработке содержания экологической школы «Биосфера в наших руках».

Программа экологической школы была разбита на три крупных блока - «Общая экология», «Экология человека», «Промышленная экология», в каждом из которых 2/3 времени было отведено под практические занятия; некоторые из них можно воспроизвести в домашних условиях в соответствии с нашими рекомендациям, с другими можно познакомиться с экрана компьютера, и в последующем в школьной лаборатории подготовленный слушатель сможет осуществить их самостоятельно, а часть из них возможна только в режиме ознакомления в экскурсионной форме. Разработанная нами программа экологической школы представлена в табл. 1. Следует отметить, что наполнение её содержания происходило с учётом доступных для школьников исследовательских ме-474

Тимофеева Е.А., Попова Л.В. Особенности проведения экологической школы «Биосфера в наших руках»...

тодик, изложенных в учебном пособии [8], а также на основе рекомендуемой учебной литературы [1, 2, 6, 7], широко используемой в экологических исследованиях.

Таблица 1. Программа экологической школы «Биосфера в наших руках» Table 1. Curriculum of the environmental school» Biosphere in our hands». Training modules

and their content

№ п/п Учебный модуль Содержание модуля

1. Общая экология Лекция «Жизнь в окружающей среде: от организма до биосферы»

Практическое занятие «Асимметрия растений как биоиндикационный показатель»

Практическое занятие «Определение степени загрязнённости воды органическими веществами с помощью организмов-биоиндикаторов»

Виртуальная экскурсия в Ботанический сад МГУ

Мастер-класс «Маркировка твёрдых коммунальных отходов (ТКО) и их переработка»

2. Экология человека Лекция «Микроорганизмы вокруг нас: экологические и медицинские аспекты»

Практическое занятие «Микробиологические методы анализа объектов окружающей среды»

Практическое занятие «Изучение разнообразия микроорганизмов современными методами»

Виртуальная экскурсия в микробиологическую лабораторию

Мастер-класс «Санитарно-микробиологический мониторинг объектов окружающей среды»

3. Промышленная экология Лекция «Химическое загрязнение биосферы: проявления, масштабы, способы борьбы»

Практическое занятие «Химическая лаборатория изучения объектов окружающей среды и как в ней работать»

Практическое занятие «Химические методы анализа объектов окружающей среды»

Виртуальная экскурсия в химико-аналитический центр МГУ

Мастер-класс «Результаты химического анализа: оценка, интерпретация, выводы»

После проведения занятий по программе экологической школы «Биосфера в наших руках», общее количество слушателей которой составило 80 человек, было проведено анонимное анкетирование. Результаты анкетирования показали, что слушателями школы были достаточно мотивированные школьники, о чём можно судить по их ответам об интересующем их предмете и цели участия в мероприятиях проекта. Так, 76 % опрошенных отметили, что им нравится в школьной программе предмет биология, одновременно 41 % учащихся назвали таким предметом экологию. Основной целью участия в экологической школе «Биосфера в наших руках» учащиеся назвали получение дополнительной информации (82 % опрошенных) и подготовку к выполнению экологического проекта (47 %). Среди новой и неизвестной им ранее информации школьники отметили асимметрию растений как показатель состояния окружающей среды (82 %), существование множества разных видов микроорганизмов (94 %) и способы борьбы с химическим загрязнением биосферы (82 % опрошенных). На основании результатов ответов школьников можно сделать вывод, что практически все проведённые занятия школьникам понравились, они узнали интересные темы для проектных работ, а также познакомились с методами их выполнения.

¿¿fâu&iû SetMUii-

2020, том 42, № 4

Однако преподаватели программы выявили ряд проблем обучения школьников в онлайн-формате (здесь мы не касаемся технических и организационных вопросов - их решение в большинстве случаев состоялось). Наибольшей проблемой стала сложность для слушателей выдержать график и расписание занятий. Даже мотивированным школьникам ещё предстоит научиться планировать свою работу и не пропускать занятия. Здесь максимальную помощь оказывали школьные учителя, во взаимодействии с которыми проходила работа. Они напоминали школьникам о проведении занятий, подчёркивали уникальность полученных знаний и возможность задать вопросы в рамках экологических дисциплин, а также своим примером вдохновляли на посещение занятий.

Второй проблемой была коммуникация со слушателями, на что указывается и в других опубликованных работах [5]. Для обеспечения более эффективного взаимодействия с преподавателями на практических занятиях экологической школы «Биосфера в наших руках» поток школьников был разделён на малые группы (до 10-15 человек). Однако даже в группе небольшого размера активного общения достичь удавалось не всегда, отвечали на вопросы и показывали выполненные задания максимально 3-5 человек. У преподавателя не было возможности видеть большую часть участников, т. к. многие школьники выключали свои камеры. Причин отключения камер на занятиях множество - от технических до социокультурных: школьник не уверен в своём внешнем виде, он не хочет переодеваться или убирать свою комнату, рядом с ним находятся младшие братья и сёстры, домашние животные, слушатель не готов быть активным, поскольку это необязательно с его точки зрения и т. д. Эти факты указывают на отсутствие у школьников культуры цифрового общения, которая почти сформирована у студентов. Следует отметить, что при работе со студентами чаще не преподаватели жалуются на слабую обратную связь, а студенты, если преподаватель забывает ответить на все их вопросы [4]. На наш взгляд, для более эффективной работы со школьниками в онлайн-формате требуется их специальная психологическая подготовка, а также обучение культуре взаимодействия в онлайн-формате, в т. ч. между собой.

Среди положительных аспектов проведения экологической школы «Биосфера в наших руках» в онлайн-формате стоит отметить значительную экономию времени на обучение, т. к. не надо тратить его на дорогу, и предоставляются дополнительные возможности обучения для учащихся, что отмечают и студенты среди плюсов онлайн-об-учения [4]. Однако, на наш взгляд, при онлайн-обучении школьников преподаватель вуза не всегда получает должного удовлетворения от своей работы, т. к. обратная связь очень слабая. Возможно, это особенность московских школьников, которые формально подходят к предоставленной им возможности индивидуальной работы с ними преподавателей университета. Этот вопрос пока остаётся риторическим и требует дальнейшего исследования.

Заключение. Цифровые технологии обучения имеют ряд преимуществ: мобильность - слушатель может подключиться в любом месте к процессу обучения; неформальность - обучение происходит в комфортной домашней обстановке, технологичность - есть возможность доступа даже в закрытые для традиционного формата обучения лаборатории, интерактивность - получение отклика от преподавателя быстро и, при необходимости, анонимно через чат, экономичность - не требуется тратить время на дорогу, а для сотрудников лабораторий есть возможность масштабирования и демонстраций экспериментов для широкой публики.

Дистанционный формат обучения имеет и ряд недостатков: необходимость тщательной разработки пособий и оценочных средств; сложность организации 476

Тимофеева Е.А., Попова Л.В. Особенности проведения экологической школы «Биосфера в наших руках»...

практических занятий; сложность проверки истинности предъявленных знаний; сложность для слушателей выдержать график, расписание и самодисциплинироваться; исключается усвоение навыков «бок-о-бок» с учителем; требуется большее участие помощников (видеосъёмка, подготовка контента), часто у преподавателей повышается нагрузка; нет плотного общения с коллективом - ограничена социализация обучающихся.

В ходе проведения экологической школы «Биосфера в наших руках» преподаватели университета столкнулись с такими проблемами, как слабая обратная связь, отсутствие коммуникации внутри рабочих групп и недостаточная дисциплинированность участников. Данные проблемы могут быть решены с помощью внедрения культуры онлайн-обучения в школе.

Благодарности. Работа выполнена при поддержке гранта Департамента образования и науки г. Москвы, соглашение № 155 от 14.10.2020.

ЛИТЕРАТУРА

1. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / О.П. Мелехова, Е.И. Сарапульцева, Т.И. Евсеева и др. М.: Издательский центр Академия, 2008. 288 с.

2. Методы экологических исследований / Н.В. Каверина, Т.И. Прожорина, Е.Ю. Иванова и др. Воронеж: Воронеж, 2019. 355 с.

3. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 (http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728).

4. Попова Л.В., Марфенин Н.Н., Пеккер П.Л. Почему студенты выбирают онлайн-обуче-ние? // Платформа навигатор: развитие карьеры. 2018. № 4. С. 42-46.

5. Таранец И.П. Отзывы школьников об онлайн-обучении в период карантина // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: Мат. 17-ой Межд. научно-практич. конф. (г. Новомосковск, 16-17 октября 2020 г.). Новомосковск, 2020. Ч. 2. С. 95-100.

6. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. М.: Дрофа, 2004. 414 с.

7. Чертопруд М.В., Чертопруд Е.С. Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра Европейской России. М.: Тов-во научных изданий КМК, 2011. 219 с.

8. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В. Моргун. 2 изд., допол. М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2013. 304 с.

REFERENCES

1. Melekhova О.П., Sarapultseva E.I., Evseeva T.I. et al. Biological control of the environment: bioindication and biotesting. 288 p. (Moscow: Publishing Center "Academiya", 2008) (in Russian).

2. Kaverina N.V., Prozhorina T.I., Ivanova E.Yu. et al. Methods of ecological research. 355 p. (Voronezh: Voronezh, 2019) (in Russian).

3. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030. Decree of the President of the Russian Federation: [dated July 21, 2020 No. 474] (http://www.kremlin.ru/ events/president/news/63728) (in Russian).

4. Popova L.V., Marfenin N.N., Pekker P.L. Why do students choose online education? Navigator platform: career development. 4, 42-46 (2018) (in Russian).

5. Taranets I.P. Reviews of schoolchildren about online learning during the quarantine period // Humanitarian and natural science factors in solving environmental problems and sustainable development. Part 2. P. 95-100 (Novomoskovsk, 2020) (in Russian).

6. Chernova N.M., Bylova A.M. General ecology. 414 p. (Moscow: Drofa, 2004) (in Russian).

7. Chertoprud M.V., Chertoprud E.S. A short guide to freshwater invertebrates in the center of European Russia. 219 p. (Moscow: Partnership of scientific publications KMK, 2011) (in Russian).

8. Yagodin О.А., Argunova M.V., Plyusnina T.A., Morgun D.V. Ecology of Moscow and sustainable development: Textbook for 10 (11) grades of secondary schools. 304 p. 2nd ed. (Moscow: GAOU VPO MIOO, 2013) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.