Тимофеева Е.А., Попова Л.В. Особенности проведения экологической школы «Биосфера в наших руках»... УДК 378.147:631.47
DOI 10.29003/m1776.0514-7468.2020_42_4/473-477
ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ «БИОСФЕРА В НАШИХ РУКАХ» В ОНЛАЙН-ФОРМАТЕ
Е.А. Тимофеева, Л.В. Попова1
Проанализирован опыт проведения мероприятий проекта «Экологическая школа "Биосфера в наших руках"» в онлайн-формате для учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ, подключившихся к реализации проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе». Онлайн-формат работы со школьниками потребовал более тщательной подготовки занятий, особенно практических, и выявил проблемы регулятивного и коммуникационного характера: недостаточная самодисциплина школьников и слабая обратная связь.
Ключевые слова: экологическое образование, дополнительное образование, он-лайн-обучение, профессиональное самоопределение школьников.
Ссылка для цитирования: Тимофеева Е.А., Попова Л.В. Особенности проведения экологической школы «Биосфера в наших руках» в онлайн-формате // Жизнь Земли. 2020. Т. 42, № 4. С. 473-477. DOI: 10.29003/m1776.0514-7468.2020_42_4/473-477.
Поступила 11.11.2020 / Принята к публикации 25.11.2020
FEATURES OF THE ENVIRONMENTAL SCHOOL «BIOSPHERE IN OUR HANDS» ONLINE CONDUCTING
E.A. Timofeeva1, PhD, L.V. Popova,2 Dr.Sci (Ped.)
1 Lomonosov Moscow State University (Faculty of soil science) 2 Lomonosov Moscow State University (Earth Science Museum)
Experience of the project «Environmental School "Biosphere in our hands"» activities online conducting for grades 8-10 of general education schools, participants in the project "Academic (scientific and technological) class in a Moscow school" has been analyzed. Online format of work with schoolchildren required more thorough preparation of classes, especially practical ones, and revealed a number of regulatory and communication problems, such as insufficient self-discipline of schoolchildren and weak feedback.
Keywords: environmental education, additional education, online education, professional self-determination of schoolchildren.
Введение. В числе национальных целей развития в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 июня 2020 г. № 474 на период до 2030 г. определены такие цели, как сохранение здоровья и благополучия людей, возможности для самореализации и развития талантов, цифровая трансформация и др. [3]. Именно этим целям и послужило проведение экологической школы «Биосфера в наших руках» для учащихся 8-10 классов общеобразовательных школ, участниц проекта «Академический (научно-технологический) класс в московской школе». Данный проект в Москве2 существует всего несколько лет и направлен на погружение школьников в научно-исследовательскую деятельность для осознанного выбора профессии в наукоёмких отраслях экономики. Бесспорно, что успешная реализация такого проекта возможна
1 Тимофеева Елена Александровна - к.б.н., доцент факультета почвоведения МГУ, helentimofeeva17@gmail. com; Попова Людмила Владимировна - д.п.н., в.н.с. Музея землеведения МГУ, [email protected].
2 http://profil.mos.ru/ntek.html.
Жизнь Земли 42(4) 2020 473-477 473
SetMUii-
2020, том 42, № 4
только при интеграции основного и дополнительного образования и при условии, что программы дополнительного образования разрабатываются и осуществляются вузом на его материально-технической базе высококвалифицированными специалистами, что поддерживает стремление школьников к активной познавательной деятельности и интеллектуальному росту. Занятия в рамках таких проектов способствуют развитию у школьников исследовательских навыков и творческого мышления, что так необходимо современным абитуриентам и студентам вузов. Однако в 2020 г. - в условиях противодействия распространению инфекции, карантинных мер и удалённой работы - оказалось невозможным пригласить школьников непосредственно в научные лаборатории и музеи университета. Вследствие этого наиболее острыми стали вопросы организации работы, подбора соответствующего содержания образовательной программы - как с научной точки зрения представления материала, так и интересного для обучающихся без ущерба качеству образовательного процесса. Поэтому целью нашего исследования стала разработка комплексной экологической образовательной программы для старших школьников, основанной на знакомстве с методами научных исследований, и анализ её реализации в дистанционной форме (онлайн-формат).
В качестве методов исследования мы использовали контент-анализ отбора содержания для образовательной экологической программы, наблюдение за онлайн-обу-чением школьников (платформа Zoom), а также анонимное анкетирование, которое было проведено после выполнения всей программы в Google формах.
Результаты и обсуждение. На момент начала работ предполагалось, что программа дополнительного образования «Экологическая школа "Биосфера в наших руках"» позволит учащимся московских школ познакомиться с различными вопросами в области экологии, охраны окружающей среды, сохранения здоровья человека и санитарно-гигиенических норм, которые являются основополагающими для ряда профессий (от медицинских работников и научных сотрудников до инженеров-экологов на предприятиях). Прежде всего программа должна была быть направлена на освоение различных методов естественнонаучных исследований и приобретение практических навыков самостоятельного планирования и осуществления исследовательской деятельности. Участники программы смогли бы посетить различные научные лаборатории МГУ имени М.В. Ломоносова и познакомиться с современным научным оборудованием, а также детально изучить естественные экосистемы на экспозициях «Природная зональность» научно-учебного Музея землеведения МГУ и Дендрария Ботанического сада МГУ. Однако введённый с октября 2020 года режим дистанционного обучения для старшеклассников не позволил им посещать университет, и занятия пришлось провести с использованием дистанционных цифровых технологий, что потребовало применения нового подхода к разработке содержания экологической школы «Биосфера в наших руках».
Программа экологической школы была разбита на три крупных блока - «Общая экология», «Экология человека», «Промышленная экология», в каждом из которых 2/3 времени было отведено под практические занятия; некоторые из них можно воспроизвести в домашних условиях в соответствии с нашими рекомендациям, с другими можно познакомиться с экрана компьютера, и в последующем в школьной лаборатории подготовленный слушатель сможет осуществить их самостоятельно, а часть из них возможна только в режиме ознакомления в экскурсионной форме. Разработанная нами программа экологической школы представлена в табл. 1. Следует отметить, что наполнение её содержания происходило с учётом доступных для школьников исследовательских ме-474
Тимофеева Е.А., Попова Л.В. Особенности проведения экологической школы «Биосфера в наших руках»...
тодик, изложенных в учебном пособии [8], а также на основе рекомендуемой учебной литературы [1, 2, 6, 7], широко используемой в экологических исследованиях.
Таблица 1. Программа экологической школы «Биосфера в наших руках» Table 1. Curriculum of the environmental school» Biosphere in our hands». Training modules
and their content
№ п/п Учебный модуль Содержание модуля
1. Общая экология Лекция «Жизнь в окружающей среде: от организма до биосферы»
Практическое занятие «Асимметрия растений как биоиндикационный показатель»
Практическое занятие «Определение степени загрязнённости воды органическими веществами с помощью организмов-биоиндикаторов»
Виртуальная экскурсия в Ботанический сад МГУ
Мастер-класс «Маркировка твёрдых коммунальных отходов (ТКО) и их переработка»
2. Экология человека Лекция «Микроорганизмы вокруг нас: экологические и медицинские аспекты»
Практическое занятие «Микробиологические методы анализа объектов окружающей среды»
Практическое занятие «Изучение разнообразия микроорганизмов современными методами»
Виртуальная экскурсия в микробиологическую лабораторию
Мастер-класс «Санитарно-микробиологический мониторинг объектов окружающей среды»
3. Промышленная экология Лекция «Химическое загрязнение биосферы: проявления, масштабы, способы борьбы»
Практическое занятие «Химическая лаборатория изучения объектов окружающей среды и как в ней работать»
Практическое занятие «Химические методы анализа объектов окружающей среды»
Виртуальная экскурсия в химико-аналитический центр МГУ
Мастер-класс «Результаты химического анализа: оценка, интерпретация, выводы»
После проведения занятий по программе экологической школы «Биосфера в наших руках», общее количество слушателей которой составило 80 человек, было проведено анонимное анкетирование. Результаты анкетирования показали, что слушателями школы были достаточно мотивированные школьники, о чём можно судить по их ответам об интересующем их предмете и цели участия в мероприятиях проекта. Так, 76 % опрошенных отметили, что им нравится в школьной программе предмет биология, одновременно 41 % учащихся назвали таким предметом экологию. Основной целью участия в экологической школе «Биосфера в наших руках» учащиеся назвали получение дополнительной информации (82 % опрошенных) и подготовку к выполнению экологического проекта (47 %). Среди новой и неизвестной им ранее информации школьники отметили асимметрию растений как показатель состояния окружающей среды (82 %), существование множества разных видов микроорганизмов (94 %) и способы борьбы с химическим загрязнением биосферы (82 % опрошенных). На основании результатов ответов школьников можно сделать вывод, что практически все проведённые занятия школьникам понравились, они узнали интересные темы для проектных работ, а также познакомились с методами их выполнения.
¿¿fâu&iû SetMUii-
2020, том 42, № 4
Однако преподаватели программы выявили ряд проблем обучения школьников в онлайн-формате (здесь мы не касаемся технических и организационных вопросов - их решение в большинстве случаев состоялось). Наибольшей проблемой стала сложность для слушателей выдержать график и расписание занятий. Даже мотивированным школьникам ещё предстоит научиться планировать свою работу и не пропускать занятия. Здесь максимальную помощь оказывали школьные учителя, во взаимодействии с которыми проходила работа. Они напоминали школьникам о проведении занятий, подчёркивали уникальность полученных знаний и возможность задать вопросы в рамках экологических дисциплин, а также своим примером вдохновляли на посещение занятий.
Второй проблемой была коммуникация со слушателями, на что указывается и в других опубликованных работах [5]. Для обеспечения более эффективного взаимодействия с преподавателями на практических занятиях экологической школы «Биосфера в наших руках» поток школьников был разделён на малые группы (до 10-15 человек). Однако даже в группе небольшого размера активного общения достичь удавалось не всегда, отвечали на вопросы и показывали выполненные задания максимально 3-5 человек. У преподавателя не было возможности видеть большую часть участников, т. к. многие школьники выключали свои камеры. Причин отключения камер на занятиях множество - от технических до социокультурных: школьник не уверен в своём внешнем виде, он не хочет переодеваться или убирать свою комнату, рядом с ним находятся младшие братья и сёстры, домашние животные, слушатель не готов быть активным, поскольку это необязательно с его точки зрения и т. д. Эти факты указывают на отсутствие у школьников культуры цифрового общения, которая почти сформирована у студентов. Следует отметить, что при работе со студентами чаще не преподаватели жалуются на слабую обратную связь, а студенты, если преподаватель забывает ответить на все их вопросы [4]. На наш взгляд, для более эффективной работы со школьниками в онлайн-формате требуется их специальная психологическая подготовка, а также обучение культуре взаимодействия в онлайн-формате, в т. ч. между собой.
Среди положительных аспектов проведения экологической школы «Биосфера в наших руках» в онлайн-формате стоит отметить значительную экономию времени на обучение, т. к. не надо тратить его на дорогу, и предоставляются дополнительные возможности обучения для учащихся, что отмечают и студенты среди плюсов онлайн-об-учения [4]. Однако, на наш взгляд, при онлайн-обучении школьников преподаватель вуза не всегда получает должного удовлетворения от своей работы, т. к. обратная связь очень слабая. Возможно, это особенность московских школьников, которые формально подходят к предоставленной им возможности индивидуальной работы с ними преподавателей университета. Этот вопрос пока остаётся риторическим и требует дальнейшего исследования.
Заключение. Цифровые технологии обучения имеют ряд преимуществ: мобильность - слушатель может подключиться в любом месте к процессу обучения; неформальность - обучение происходит в комфортной домашней обстановке, технологичность - есть возможность доступа даже в закрытые для традиционного формата обучения лаборатории, интерактивность - получение отклика от преподавателя быстро и, при необходимости, анонимно через чат, экономичность - не требуется тратить время на дорогу, а для сотрудников лабораторий есть возможность масштабирования и демонстраций экспериментов для широкой публики.
Дистанционный формат обучения имеет и ряд недостатков: необходимость тщательной разработки пособий и оценочных средств; сложность организации 476
Тимофеева Е.А., Попова Л.В. Особенности проведения экологической школы «Биосфера в наших руках»...
практических занятий; сложность проверки истинности предъявленных знаний; сложность для слушателей выдержать график, расписание и самодисциплинироваться; исключается усвоение навыков «бок-о-бок» с учителем; требуется большее участие помощников (видеосъёмка, подготовка контента), часто у преподавателей повышается нагрузка; нет плотного общения с коллективом - ограничена социализация обучающихся.
В ходе проведения экологической школы «Биосфера в наших руках» преподаватели университета столкнулись с такими проблемами, как слабая обратная связь, отсутствие коммуникации внутри рабочих групп и недостаточная дисциплинированность участников. Данные проблемы могут быть решены с помощью внедрения культуры онлайн-обучения в школе.
Благодарности. Работа выполнена при поддержке гранта Департамента образования и науки г. Москвы, соглашение № 155 от 14.10.2020.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / О.П. Мелехова, Е.И. Сарапульцева, Т.И. Евсеева и др. М.: Издательский центр Академия, 2008. 288 с.
2. Методы экологических исследований / Н.В. Каверина, Т.И. Прожорина, Е.Ю. Иванова и др. Воронеж: Воронеж, 2019. 355 с.
3. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 (http://www.kremlin.ru/events/president/news/63728).
4. Попова Л.В., Марфенин Н.Н., Пеккер П.Л. Почему студенты выбирают онлайн-обуче-ние? // Платформа навигатор: развитие карьеры. 2018. № 4. С. 42-46.
5. Таранец И.П. Отзывы школьников об онлайн-обучении в период карантина // Гуманитарные и естественнонаучные факторы решения экологических проблем и устойчивого развития: Мат. 17-ой Межд. научно-практич. конф. (г. Новомосковск, 16-17 октября 2020 г.). Новомосковск, 2020. Ч. 2. С. 95-100.
6. Чернова Н.М., Былова А.М. Общая экология. М.: Дрофа, 2004. 414 с.
7. Чертопруд М.В., Чертопруд Е.С. Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра Европейской России. М.: Тов-во научных изданий КМК, 2011. 219 с.
8. Экология Москвы и устойчивое развитие: Учебное пособие для 10 (11) классов средних общеобразовательных школ / Г.А. Ягодин, М.В. Аргунова, Т.А. Плюснина, Д.В. Моргун. 2 изд., допол. М.: ГАОУ ВПО МИОО, 2013. 304 с.
REFERENCES
1. Melekhova О.П., Sarapultseva E.I., Evseeva T.I. et al. Biological control of the environment: bioindication and biotesting. 288 p. (Moscow: Publishing Center "Academiya", 2008) (in Russian).
2. Kaverina N.V., Prozhorina T.I., Ivanova E.Yu. et al. Methods of ecological research. 355 p. (Voronezh: Voronezh, 2019) (in Russian).
3. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030. Decree of the President of the Russian Federation: [dated July 21, 2020 No. 474] (http://www.kremlin.ru/ events/president/news/63728) (in Russian).
4. Popova L.V., Marfenin N.N., Pekker P.L. Why do students choose online education? Navigator platform: career development. 4, 42-46 (2018) (in Russian).
5. Taranets I.P. Reviews of schoolchildren about online learning during the quarantine period // Humanitarian and natural science factors in solving environmental problems and sustainable development. Part 2. P. 95-100 (Novomoskovsk, 2020) (in Russian).
6. Chernova N.M., Bylova A.M. General ecology. 414 p. (Moscow: Drofa, 2004) (in Russian).
7. Chertoprud M.V., Chertoprud E.S. A short guide to freshwater invertebrates in the center of European Russia. 219 p. (Moscow: Partnership of scientific publications KMK, 2011) (in Russian).
8. Yagodin О.А., Argunova M.V., Plyusnina T.A., Morgun D.V. Ecology of Moscow and sustainable development: Textbook for 10 (11) grades of secondary schools. 304 p. 2nd ed. (Moscow: GAOU VPO MIOO, 2013) (in Russian).