Научная статья на тему 'Особенности процессуального статуса потерпевшего, заявившего гражданский иск (гражданского истца) в уголовном судопроизводстве, по законодательству отдельных стран'

Особенности процессуального статуса потерпевшего, заявившего гражданский иск (гражданского истца) в уголовном судопроизводстве, по законодательству отдельных стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
355
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬ / НОРМА / ПРАВА / ПОТЕРПЕВШИЙ / ГРАЖДАНСКИЙ ИСТЕЦ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ / СТАТУС / УЩЕРБ / УПК РФ / LEGISLATOR / RULE OF LAW / VICTIM / CIVIL PLAINTIFF / CRIME / THE STATUS OF DAMAGE / CODE OF CRIMINAL PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Волынская Ольга Владимировна, Федоров Михаил Иванович

Авторы статьи на основании исследования опубликованных в юридической литературе источников, законодательных норм и анализа правоприменительной практики попытались обратить внимание на особенности процессуального статуса потерпевшего, заявившего гражданский иск (гражданского истца) в уголовном судопроизводстве, по законодательству отдельных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of procedural status of the victim, who said civil action (civil claimant) in criminal proceedings, according to the laws of individual countries

Authors of the article based on the study published in the legal literature sources, legislation and assessment practices have attempted to draw attention to the peculiarities of the procedural status of the victim, who said civil action (civil claimant) in criminal proceedings under the laws of individual countries.

Текст научной работы на тему «Особенности процессуального статуса потерпевшего, заявившего гражданский иск (гражданского истца) в уголовном судопроизводстве, по законодательству отдельных стран»

УДК 343.13 ББК 67.410.2

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССУАЛЬНОГО СТАТУСА ПОТЕРПЕВШЕГО, ЗАЯВИВШЕГО ГРАЖДАНСКИЙ ИСК (ГРАЖДАНСКОГО ИСТЦА) В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН1

ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА ВОЛЫНСКАЯ,

профессор кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

доктор юридических наук, профессор; МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ФЕДОРОВ, преподаватель кафедры уголовного процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

Научная специальность 12.00.09—уголовный процесс

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Авторы статьи на основании исследования опубликованных в юридической литературе источников, законодательных норм и анализа правоприменительной практики попытались обратить внимание на особенности процессуального статуса потерпевшего, заявившего гражданский иск (гражданского истца) в уголовном судопроизводстве, по законодательству отдельных стран.

Ключевые слова: законодатель, норма, права, потерпевший, гражданский истец, преступление, статус, ущерб, УПК РФ.

Abstract. Authors of the article based on the study published in the legal literature sources, legislation and assessment practices have attempted to draw attention to the peculiarities of the procedural status of the victim, who said civil action (civil claimant) in criminal proceedings under the laws of individual countries.

Keywords: legislator, the rule of law, victim, civil plaintiff, the crime, the status of damage, Code of Criminal Procedure.

Критический анализ содержания норм, регламентирующих процессуальный статус потерпевшего и гражданского истца (ч. 1 ст. 42 и ст. 44 УПК РФ), свидетельствует о их частичном совпадении в части урегулирования проблем, связанных с возмещением имущественного ущерба. Данное обстоятельство позволило авторам в настоящей статье рассматривать особенности правового положения потерпевшего, заявившего гражданский иск в едином контексте.

Одним из основных правовых документов, определяющих положение личности в уголовном процессе на уровне международных общепринятых стандартов следует считать «Всеобщую декларацию прав человека, принятую и провозглашенную резолюцией № 217А (III) Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 года.

В юридической литературе отмечается, что указанный нормативный акт имел «ряд крупных недостатков. Главный из которых заключается в его

формально-юридическом характере и в отсутствии в этом процессе каких бы то ни было мероприятий, которые были бы способны содействовать осуществлению провозглашенных...основных свобод и прав человека»2 к числу которых, несомненно, должны относиться и права потерпевшего. Это мнение породило дискуссию по определенным вопросам в российском научном сообществе.

Принятая на основе Декларации «Европейская конвенция о защите прав человека» от 04.11.1950 года, не только закрепила и дала детальное разъяснение основным правам и свободам личности, но и упорядочила необходимость создания Европейского суда по правам человека, окончательные решения которого в рассматриваемой сфере считаются обязательными и на сегодняшний день. А в соответствии со ст. 46 Конституции РФ, любой гражданин, в том числе и потерпевший от преступления, вправе обращаться в международные (меж-

государственные) органы, в том числе в Европейский суд за реализацией своего права на защиту прав и законных интересов вследствие того что скорость принятия решения о возмещении вреда необыкновенно важна, поскольку задержка в возмещении вреда, наоборот, влечет дискредитацию самой идеи правового регулирования. Тем самым отечественное уголовно-процессуальное законодательство, в соответствии с действующим УПК РФ, акцентировалось на состязательности процесса в сфере соблюдения баланса в обеспечении и осуществлении конституционных прав граждан, а именно: «обвиняемый» — «потерпевший (гражданский истец)». Но это реалия сегодняшнего дня.

Отмечается, что Европейский Суд в тот период времени, основывался на том, что потерпевший не обладает правом «подачи заявления о возбуждении уголовного дела», что предполагает ориентированность уголовного судопроизводства прежде всего на процессуальную фигуру обвиняемого. Однако мировое европейское сообщество не поддержало эту правую идею, чему способствовало принятие в 1985 году «Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью» (1985 г.), согласно которой потерпевший, как жертва преступления должен иметь возможность на реализацию права о доступе к правосудию и компенсации вреда, причиненного преступлением. Уместно отметить, что в названном нормативном акте впервые было определено, кто понимается под «жертвой преступления».

Последующие международно-правовые документы отражают в себе конкретные рекомендации по стабилизации процессуального статуса потерпевшего, получение соответствующей практико-юридической помощи (консультации); информации о ходе производимого расследования; о характере и размере выявленного от преступления ущербе и т.д. Эти положения в той или иной степени нашли отражение в нормах действующего УПК РФ. С точки зрения российского законодателя, положительный для потерпевшего результат урегулирования правового конфликта должен основываться на нормах международной системы права с использованием его апробации в рамках национального правоприменительного опыта, одним из важнейших вопросов которого является проблема возмещения вреда, причиненного преступлением.

Очевидно, что способы возмещения ущерба потерпевшим (гражданским истцам) весьма разнообразны в соответствии с законодательством большинства государств. Однако отдельным из них присущи свои особенности. Так на основании § 403 УПК ФРГ «потерпевший» или его наследник вправе предъявить в уголовном процессе к обвиняемому имущественное требование, вытекающее из совершенного преступления. Одновременно с этим потерпевший или его наследник вправе требовать от органов уголовного судопроизводства сведения, касающиеся возмещения причиненного им ущерба. При этом потерпевшему должно быть указано на возможность предъявления своего требования в уголовном процессе.

В соответствии с законодательством ФРГ возмещение вреда потерпевшему производится посредством конфискации имущества и денег подсудимого, в первую очередь приобретенных противоправным путем. Для этого в соответствии с § 111Ь—111п УПК ФРГ производится обеспечение сохранности предметов и имущества, конфискация денежных сумм, штрафа или издержек путем их изъятия или ареста. Изъятое движимое имущество может быть возвращено соответствующим лицам в случае немедленной уплаты стоимости вещи (п. 1 абз. 6 § 111с УПК ФРГ), если на эту сумму был возмещен вред потерпевшему. Если лицо, совершившее противоправное деяние, добровольно не исполняет предписание суда или прокуратуры по обеспечению претензий потерпевших, вытекающих из вреда, причиненного таким деянием, то возмещение вреда потерпевшему производится принудительным путем (абз. 1 § 11^ УПК ФРГ). Когда возмещение вреда потерпевшему преступником невозможно, так как конфисковать у него нечего (что зачастую происходит и в России), то возмещают вред потерпевшему третьи лица. Однако возвращение этого имущества, в том числе залога, происходит, если обвиняемый признан невиновным, либо если ходатайство потерпевшего признано судом необоснованным (§ 405 УПК ФРГ)3.

Интересно, что в законодательстве Испании вопросы возмещения потерпевшему вреда от преступлений регулируются Уголовным кодексом. Согласно ст. 113 УК Испании компенсация материального и морального вреда означает возмещение вреда, причиненного не только потерпевшему, но и его родственникам или третьему лицу4. На наш взгляд,

№ 5 / 2016

Вестник экономической безопасности

123

это совершенно справедливо, так как родственники и близкие люди также испытывают стресс, который в определенных случаях может переживаться ими не менее остро, а это, в свою очередь, может негативно сказаться на их здоровье, а иногда и на работоспособности. Соответственно такая ситуация отразится на экономическом положении работодателя (третьего лица), где работает потерпевший либо его родственники. Суд или Трибунал Испании, постановив о гражданской ответственности лица, определяет размер ущерба и его компенсации, указывая это в своем решении. Данному вопросу законодатель посвятил главы II, III, IV Уголовного кодекса, состоящие из 11 статей (ст. 116—126).

Сходные черты можно проследить и в законодательстве Австрии.

Законодатель США делении разграничил понятие «потерпевшего» и «жертва», акцентируя внимание, в большей степени на последнем и определил его на региональном, а не на федеральном уровне, что нашло отражение в Федеральном законе «О защите жертв преступлений» (1982 г.).

К числу основных принципов, составляющих содержание названного Закона относились оказание им первоочередной и срочной медицинской помощи; — разъяснение их роли и места в уголовном процессе; — представление информации о мерах, которые могут быть предприняты правоохранительными органами для защиты, а также о задержании и аресте обвиняемого, о его освобождении до рассмотрения дела в суде, о прекращении или об отказе в возбуждении уголовного дела; — уведомление администрации предприятия, на котором работают потерпевший или свидетель, о его сотрудничестве с правоохранительными органами — оказание иной помощи, включая предоставление транспорта, бронирование мест в гостиницах и т.д.

Законодатель, исследовав совокупный опыт правоприменения в этой сфере, в том числе и инициативы, поступающие от отдельных штатов, на Конгрессе США, принял «Билль о правах жертв» (1990 г.), акцентируя внимание на правилах регистрации при возмещении ущерба.

Названный нормативный акт установил ряд положений, среди которых имеются весьма интересные для отечественного правоприменителя. К примеру: 1) на справедливое и уважительное отношение

с соблюдением достоинства личности и конфиденциальности; 2) на необходимую защиту от обвиняемого; 3) быть информированным о судебном заседании; 4) представлять свои интересы и быть выслушанным на всех этапах рассмотрения дела; 5) советоваться с государственным обвинителем на всем протяжении процесса; 6) на возмещение ущерба виновным (право на реституцию); 7) на информацию об обвиняемом, о вынесенном ему приговоре, об отбывании им наказания и освобождении его из заключения.

Возвращаясь к инициативам отдельных штатов США, хотелось бы обратить внимание на права потерпевших, определенные в основном законе о правах жертв преступлений. Принятый в 1992 г. Конгрессом Пенсильвании, которые по нашему мнению имеют перспективу для реформирования российского законодательства и среди них следующее: получать всю информацию о видах помощи и сфере услуг, предоставляемых жертвам преступлений; в случае причинения им физического или материального ущерба вносить до вынесения приговора свои предложения и ходатайства по поводу его путей и размера его возмещения; на возмещение ущерба, как в порядке реституции, так и в порядке выплачиваемой государством компенсации ущерба; на быстрейшее возвращение предметов собственности, изъятых в качестве вещественных доказательств по делу; вносить в органы расследования свои предложения по изменению формулы обвинения, возможному снижению наказания или оправданию виновного (что оставляет возможность примирения сторон)5.

Нами сознательно акцентировалось внимание на отдельных аспектах правоприменения в рамках института потерпевшего с точки зрения международных стандартов, поскольку проблема весьма многогранна и требует длительного исследования.

1 Поясняем, что когда в тексте статьи мы используем терминологию «потерпевший», под ним понимается то лицо, которое заявило гражданский иск о возмещении имущественного вреда, причиненного преступлением.

2 Фоменко А.Н. «К вопросу о правовом положении жертвы преступления в международно-правовых актах» // «Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал» № 5. 2012. С. 36.

3 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Федеративной Республики Германии. С изменениями и дополнениями на 1 января 1993 г.: Перевод с немецкого / Пер., предисл.: Филимонов Б.А. М.: Манускрипт, 1994. С. 164—166.

4 Уголовный кодекс Испании / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой и Ф.Н. Решетникова. М., 1998.

5 Квашис В.Е., Вавилова Л.В. Зарубежное законодательство и практика защиты жертв преступлений. М., 1996. С. 52—53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.