Научная статья на тему 'Особенности процессов развития в системе профессионального образования'

Особенности процессов развития в системе профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перинов Сергей Борисович

Гуманитарная природа профессионального образования (как и любого образования вообще), делает неизбежным и необходимым процесс инновационного развития, детерминированный преимущественно внутренними факторами и нацеленный на создание условий для полноценного личностно-профессионального развития всех участников образовательного процесса. Именно от факта и качества собственной вариативной стратегии модернизации учреждения профессионального образования зависит преодоление смысловой отчужденности педагогических коллективов и, следовательно, успех модернизации профессионального образования в целом. Всем субъектам модернизации, на всех уровнях предоставляется возможность учета особенностей региона, базовой отрасли и конкретного образовательного учреждения и выстраивания на этой основе собственного варианта модернизационных изменений, не противоречащих федеральному тренду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности процессов развития в системе профессионального образования»

УДК 371.01

Перинов Сергей Борисович

Директор АОУ СПО РБ «Республиканский многоуровневый колледж», [email protected], Улан-Удэ

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИя В СИСТЕМЕ

профессионального образования

Аннотация: Гуманитарная природа профессионального образования (как и любого образования вообще), делает неизбежным и необходимым процесс инновационного развития, детерминированный преимущественно внутренними факторами и нацеленный на создание условий для полноценного личностно-профессионального развития всех участников образовательного процесса. Именно от факта и качества собственной вариативной стратегии модернизации учреждения профессионального образования зависит преодоление смысловой отчужденности педагогических коллективов и, следовательно, успех модернизации профессионального образования в целом. Всем субъектам модернизации, на всех уровнях предоставляется возможность учета особенностей региона, базовой отрасли и конкретного образовательного учреждения и выстраивания на этой основе собственного варианта модернизационных изменений, не противоречащих федеральному тренду.

Ключевые слова: региональная система профессионального образования, модернизации профессионального образования, образовательная экспертиза

Perinov Sergey Borisovich

Headmaster of the Autonomous Institution of Secondary Vocational Education of the Republic of «The Republican multilevel college», postgraduate student, [email protected], Ulan-Ude

PECULIARITIES OF THE DEVELOPMENT PROCESS in the system OF VOCATIONAL EDUCATION

Abstract: The humanitarian nature of vocational education (as well as any education), inevitably causes the necessary process of innovative development. This process is determined mainly by internal factors and aims at creating conditions for the full personal and professional development of all its participants. Overcoming the sense of alienation of teaching staff depends on the quality of the own modernization strategy of particular vocational education institutions, and, consequently, the success of the modernization of vocational education in general. All the subjects of modernization at all levels have to consider the peculiarities of the region, it's basic industry and of the particular educational institution and build on this basis their own version of modernization changes, which do not contradict the Federal trend.

Keywords: regional system of vocational education, modernization of vocational education, educational expertise.

Разработка проблематики развития образования началась в нашей стране в 90-е гг. В качестве исходного было принято положение о том, что любая образовательная система может работать одновременно в двух режимах: функционирования и развития. Как подчёркивает один из крупнейших отечественных специалистов в области управления образованием В.С. Лазарев, «соответственно различаются и виды управления образованием: в первом случае объектом управления оказываются учебно-воспитательные процессы и обеспечивающие их

программно-методические, кадровые, материально-технические, нормативно-правовые условии, а целью - эффективное использование имеющегося в образовательной системе потенциала. Во втором случае объектом управления выступают собственно изменения в содержании, организации и технологиях учебно-воспитательного процесса с целью наращивания образовательного потенциала, повышения его эффективности» [4]. При разработке проблемы развития образования отечественными учеными широко использовались идеи западных исследовате-

ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

лей в области менеджмента. Статика и динамика любой организационной структуры рассматриваются менеджментом как своего рода динамическое равновесие: «единственная возможная стабильность - это стабильность в движении» [8].

Важная особенность практически всех работ в области развития образования, появившихся в нашей стране на протяжении двух последних десятилетий, состоит в том, что они посвящены процессам развития общеобразовательной школы (работы В. И. Гама, В. И. Зверевой, В. С. Лазарева, А. М. Моисеева, Н. В. Немовой, М. М. Поташника, Т. И. Шамовой, К. М. Ушакова, Т. В. Черниковой и др.). Главный вывод, к которому приходят многие из перечисленных авторов, состоит в том, что развитие образовательного учреждения может и должно пониматься лишь как инновационное развитие, детерминированное внутренними факторами.

Так, К. М. Ушаков определяет развитие организации как «непрерывные, структурированные попытки организации понять основы собственной деятельности» [7]. При этом образовательные инновации часто понимаются, в отличие от нововведений, как новшества, конструируемые «изнутри», за счёт внутренних творческих процессов в образовательной системе (Ю. В. Громыко, О. Е. Лебедев, Т.Г. Новикова, Т. И. Шамова и др.). Этот подход имеет два различных способа обоснования.

Первый способ обоснования исходит из того, что действие внешних факторов развития общеобразовательной школы минимально или вовсе отсутствует - такова природа общеобразовательной школы. В отличие от многих других социальных организаций, школы не имеют таких связей со своими потребителями и заказчиками, которые были бы способны стимулировать их развитие. Школа как социальная организация имеет «замкнутый характер, детерминирующий невозможность проведения их направленных изменений за счет внешних сил», поэтому источником изменений в них являются внутренние силы - лидерские команды, обладающие полномочиями и правом продвижения изменений» [2]. Учащиеся, воспитанники, родители находятся в состоянии большей зависимости от учреждения, чем оно от их оценки и отношения

к учебно-воспитательному процессу и качеству получаемого образования. Это усиливает тенденцию закрытости и вынуждает ориентироваться преимущественно на внутренние факторы развития школы (В.И. Гам, К.М. Ушаков).

Несмотря на очевидность и убедительность такого обоснования, оно используется довольно редко.

Более распространен другой способ обоснования инновационного характера развития школы: в качестве полноценного способа развития общеобразовательного учреждения можно рассматривать только такое развитие, которое определяется внутренними силами школы. Напротив, ориентация школы в своем развитии на внешние факторы приводит к целому ряду негативных последствий, среди которых - отчужденность коллектива от вводимых новшеств и его «сопротивление инновациям» (К. М. Ушаков), отсюда - имитация развития, снижение эффективности управления школой и качества школьного образования и т.д.

Следуя этой логике, Г. А. Мкртчян выделяет три модели развития общеобразовательного учреждения: (1) модель развития на основе совпадения инновационного давления и внутреннего саморазвития школы;

(2) модель жизнедеятельности на основе способности школы к преобразованию в соответствии с ее внутренними потребностями; (3) модель развития, отвечающая внешним запросам общества к системе образования. При этом, как отмечает автор, «для школ третьего типа характерно сочетание низкой осознанности собственных проблем с высокой зависимостью от внешних воздействий... В школах третьего типа все новое принимается и осознается только как управленческая проблема» [5]. Оптимальной, с его точки зрения, является первая модель развития.

В.С. Лазарев выделяет две различные стратегии развития школы, говоря о том, что большинство школ реагирует лишь тогда, когда не реагировать уже нельзя («стратегия приспособительной адаптации»), тогда как другие стремятся понять тенденции изменений и осуществить опережающую реакцию на них («стратегия активной адаптации»)

[3]. При этом В.С. Лазарев особо подчёркивает, что «лучшей» и «худшей» стратегии

нет, поскольку выбор оптимальной стратегии зависит от реально существующих условий. Это последнее указание важно для нас в том плане, что оптимальная стратегия развития учреждения профессионального образования должна быть определена исходя из специфики данного типа образования и с учетом тех условий, в которых действует данное учреждение.

Очевидно, что региональная система профессионального образования иначе устроена и иначе взаимодействует с заказчиком, чем система общего образования. Региональная экономика выступает естественным и непосредственным заказчиком региональной системы профессионального образования, а отдельные, функционирующие в регионе работодатели - естественными и непосредственными заказчиками отдельных учреждений профессионального образования. В условиях рыночной экономики и конкурентной среды предприятия-заказчики активно развиваются, постоянно меняя технологии своей работы на более совершенные. Таким образом, любое учреждение профессионального образования находится в ситуации внешнего «инновационного давления» (термин Г. А. Мкртчяна [4]).

Таким образом, ситуация с факторами развития для учреждения профессионального образования в известном смысле противоположна ситуации общеобразовательной школы. Утрата связи с заказчиками из «реальной сферы» и переход от развития, «детерминированного извне», к развитию, «детерминированному изнутри», приводит к резкому падению социально-экономической, да и педагогической эффективности профессионального образования. Такой негативный процесс происходил в нашей стране с начала 90-х гг., по мере разрушения прежних связей между учреждениями профессионального образования и базовыми предприятиями. Бум «инновационного» развития этих учреждений, связанного с реализацией внутреннего потенциала их педагогических и научно-педагогических кадров, отнюдь не привел к восстановлению их эффективности. Для этого потребовалось иное - восстановление партнерских связей с работодателями, особенно актуализировавшееся во второй половине 2000-х в контексте трёх взаимосвязанных процессов:

(1) введения ФГОС, (2) формирования профессионально-образовательных кластеров, (3) разработки и реализации Региональных комплексных программ развития профессионального образования. Здесь оказывается задействованной логика, предложенная П.И. Третьяковым, когда первым среди механизмов управления, обеспечивающих процессы развития, выступает «осознание социального заказа» [6].

Вместе с тем, гуманитарная природа профессионального образования (как и любого образования вообще), делает неизбежным и необходимым процесс собственно инновационного развития, детерминированного преимущественно внутренними факторами и нацеленного на создание условий для полноценного личностно-профессионального развития всех участников образовательного процесса. Важный аспект процесса модернизации профессионального образования состоит в том, что всем субъектам модернизации на всех уровнях предоставляется возможность учета особенностей региона, базовой отрасли и конкретного образовательного учреждения и выстраивания на этой основе собственного варианта модернизационных изменений, не противоречащих федеральному тренду. При этом, как показывает практика, именно от факта и качества формирования собственной вариативной стратегии модернизации учреждения профессионального образования зависит преодоление смысловой отчужденности педагогических коллективов и, следовательно, успех модернизации профессионального образования в целом. Напротив, в тех образовательных учреждениях, где модернизация осуществляется без учета собственной уникальности, лишь на основе типовых сюжетов и схем, введение модернизационных новшеств чаще имитируется, чем полноценно реализуется.

Таким образом, образовательная экспертиза в региональной системе профессионального образования призвана обеспечивать два относительно независимых ряда процессов развития (Таблица ).

Завершая рассмотрение вопроса об особенностях процессов развития в региональной системе общего образования, обратим внимание на тот факт, что первый из двух процессов, представленных в таблице («процесс развития, детерминированный из-

_ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА_

Таблица - Характеристика процессов развития в региональной системе профессионального образования

Характеристики Процесс развития, детерминированный извне Процесс развития, детерминированный изнутри

Ведущий фактор развития Изменения в потребностях региональной экономической сферы и конкретных работодателей - заказчиков Творческий потенциал руководящих и педагогических кадров

Сущность процесса развития Развитие как «настройка» профессионального образования на потребности заказчика - «реальной сферы» региональной экономики Развитие как принцип существования и ценностная основа образования

Цели развития Повышение конкурентоспособности выпускников и их востребованности на региональном рынке труда Создание условий для полноценного личностно-профессионального развития всех участников образовательного процесса

Основные компоненты образовательной системы, изменяющиеся в процессе развития - требования к результатам профессионального образования - содержание образования - система оценки результатов образования - требования к результатам, выраженным в форме общих компетенций - образовательные технологии - система воспитательной работы

вне»), предстает перед нами иначе, если мы изменим масштаб рассмотрения. В таблице в качестве такого масштаба выбрано учреждение профессионального образования. Если же мы увеличим ракурс нашего рассмотрения до масштаба профессионально-образовательного кластера, то в данном случае обозначенный процесс также приобретает характер инновационного, «детерминированного изнутри», т.е., полноценного развития, а не «приспособительной адаптации». Однако проблематика, связанная с развитием профессионально-образовательных кластеров, выходит за рамки настоящей статьи и должна стать предметом отдельного рассмотрения.

Библиографический список

1. Алтынникова Н. В., Герасёв А. Д. Стратегические приоритеты развития современного педагогического вуза // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 26-31.

2. Гам В. И. Методология и технологии стратегического лидерства в условиях системных изменений в образовании: автореф. дис. ... докт. пед. н. - Калининград, 2009. - 43 с.

3. Лазарев В. С. Системное развитие школы. -М: Педагогическое о-во России, 2003. - 301 с.

4. Лазарев В. С. Управление образованием // Российская пед. энциклопедия: В 2 тт. - Т2. -М-Я, - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. - С. 470-471.

5. Мкртчян Г. А. Психология экспертной деятельности в образовании: Теория. Методология. Практика . - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2002. - 182 с.

6. Регион: Управление образованием по результатам. Теория и практика . - М.: Новая школа, 2001. - 880 с.

7. Ушаков К. М. Теория и практика повышения квалификации управленческих кадров системы образования в нестабильной ситуации: дис. в виде научн. докл. ... д-ра. пед. н. - СПб., 1998. - 72 с.

8. Gardner J. W. Self-Renewal: The Individual and Innovative Society / J.W. Gardner. - rev. ed. -N.Y.: Norton, 1981. - 25 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.