Научная статья на тему 'Особенности процесса согласования экономических интересов в современной России'

Особенности процесса согласования экономических интересов в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2099
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНТЕРЕС / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / ЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ИНТЕРЕС / ECONOMIC INTEREST / STATE INTEREST / NATIONAL INTEREST / PERSONAL INTEREST / ENTERPRISE INTEREST

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колодина Оксана Юрьевна

Данная статья посвящена исследованию процесса согласования экономических интересов многообразия хозяйствующих субъектов с учетом особенностей развития современной экономики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ECONOMIC INTERESTS’ COORDINATION PROCESS IN MODERN RUSSIA

This article is devoted to research of economic interests’ coordination process of variety of managing subjects taking into account features of development of modern economy of Russia.

Текст научной работы на тему «Особенности процесса согласования экономических интересов в современной России»

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОГЛАСОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

О. Ю. КОЛОДИНА

Данная статья посвящена исследованию процесса согласования экономических интересов многообразия хозяйствующих субъектов с учетом особенностей развития современной экономики России.

Ключевые слова: экономический интерес, государственный интерес, национальный интерес, личный интерес, предпринимательский интерес.

Устойчивое и динамичное развитие экономики любой страны возможно только при соблюдении условия согласования и наиболее полной реализации экономических интересов хозяйствующих субъектов. К данным субъектам можно отнести государство, международные организации, фирмы (предприятия), менеджеров, наемных работников, профсоюзы и др. В связи с этим, систему экономических интересов составляют государственные, региональные, корпоративные, коллективные, групповые, личные и другие интересы.

В широком смысле экономические интересы представляют собой побудительные мотивы деятельности хозяйствующих субъектов в экономике любой страны. При этом экономическая деятельность данных субъектов направлена на удовлетворение их разнообразных потребностей: личных, коллективных, государственных, общественных и т. д. Так, по мнению Д. Г. Фролова, ведущими личными потребностями являются потребности в получении и потреблении людьми разнообразных материальных и духовных благ, а также стремление повышения их жизненного уровня. Ключевые потребности фирм (предприятий) связаны со стремлением достижения нормального по объемам и структуре уровня обеспеченности производственными факторами и в получении достаточной прибыли для осуществления расширенного воспроизводства. Основными потребностями государства считаются динамичное эффективное развитие национальной экономики в целом, стремление к достижению устойчивого экономического роста и макроэкономическому равновесию, а также успешное решение социально экономических проблем и повышение качества жизни всех членов общества [12].

Учитывая все многообразие хозяйствующих субъектов и их потребностей, уместно говорить о

необходимости процесса согласования экономических интересов. При этом следует отметить роль общественных институтов в данном процессе. Это связано, прежде всего, с тем, что институты включают в себя определенные рамки для человеческих взаимоотношений. Следовательно, согласованные экономические интересы являются институционализированными.

Говоря о ситуации в России, следует отметить тот факт, что все проводимые в стране социально-экономические реформы, не решили проблему согласования интересов различных социальных групп в обществе и требуют кардинально новых подходов к ее решению. Произошедшие за последнее время изменения в экономике нашей страны оказали существенное влияние на характер экономических интересов хозяйствующих субъектов. Проблема согласования интересов осложняется тем, что, во-первых, существенно трансформировалась система интересов в российском обществе; во-вторых, все чаще наблюдаются «конфликты интересов»; в-третьих, общественные интересы, формально считаясь первичными, в реальности находятся в подчинении у личных, персонифицированных интересов конкретных людей; в-четвертых, прежняя трехуровневая структурированность интересов, служившая основой механизма взаимодействия и регулирования направленности общественных, коллективных и личных интересов, не отвечает современным требованиям [8].

Экономические интересы имеют существенные различия, поскольку их носителями и выразителями являются многообразные экономические агенты. Само по себе общество представляет собой взаимосвязанное множество различных хозяйствующих субъектов, воспроизводящееся как целое благодаря

процессу их деятельности и взаимодействию между собой [4].

Наиболее остро, по нашему мнению, стоит проблема согласования государственных и частных интересов, которая является предметом дискуссий на протяжении всего периода развития общества и государства. Тем не менее, именно общественный интерес является концептуальной основой согласования всех интересов. Обратившись к истории Древнего мира, можно отметить, что еще Ульпиан противопоставлял интересу (пользе) государств интерес (пользу) отдельных лиц. В соотношении «общего блага», которое в Риме понималось как высшее благо государства, и «индивидуального блага», приоритет отдавался в пользу первого. Следовательно, произошло некое сведение различия частного и публичного права к различию охраняемых интересов, в основу которого легло отделение частных интересов от общих интересов.

Существует противоположное мнение о том, что совершенно неправомерно противопоставлять общие и частные интересы. С одной стороны, интересы только и существуют у отдельных людей, а общественные интересы есть не что иное, как совокупность частных интересов. В этом смысле можно сказать, что все право установлено ради охраны интересов отдельных лиц, то есть частных интересов. С другой стороны, правовая охрана дается только тем интересам отдельных лиц, которые имеют более или менее общее значение или которые присущи целой группе лиц. Следовательно, всякое право охраняет общие интересы [5].

Греческие мыслители долгое время не могли найти компромисс между интересами личности и интересами государства. Поглощение личности государством или разложение государства во имя интересов личности - вот основные черты их воззрений на общественное развитие.

В данной связи мы разделяем точку зрения Л. А. Морозовой, отмечавшей, что «определение общего блага или общественного интереса представляет значительную трудность, поскольку ни в экономической, ни в юридической литературе эта категория не разрабатывалась». По ее мнению, «общее благо, общественные интересы - это не интересы именно государства, а интересы, приносящие пользу всему обществу или значимые для отдельной социальной общности и имеющие не разовое, кратковременное действие, а служащие условием жизнедеятельности и развития общества (отдельных социальных общностей) и ориентированные на основополагающие конституционные ценности» [7].

В основе общего блага должен лежать общественный интерес, понятие которого наиболее близко

категории публичного интереса. Общественные интересы находятся в сфере общественных отношений, публичные - в сфере правовых отношений, т. е. общественные интересы, перенесенные в правовое поле, становятся публичными интересами. Следует отметить, что в разные исторические периоды под публичным интересом в той или иной степени понимались: общий интерес, общая воля, общее благо, общественный интерес, государственный интерес и др.

В философском смысле различие в понимании публичных и частных интересов сводится к тому, что личность есть единство в человеческом индивидууме общего и особенного. Общее - это то, что связывает индивида с исторически данной совокупностью общественных отношений, классом, социальной группой и то, что свойственно всякой жизнедеятельности, всякому человеческому организму, а особенное есть индивидуальность, т. е. уникальность, неповторимое в проявлении всего общего, что отличает одного индивида от другого. Поскольку коллективность есть сочетание, сплочение, а индивидуальность есть выделение, отличие одного индивида от другого, они взаимно противоположны. В то же время они взаимно предполагают одна другую, утверждают себя одна посредством другой и связаны неразрывным единством [3]. Человек неизменно является составной частью общества. Общественные интересы и интересы каждой конкретной личности неразрывно связаны и определяют друг друга. При этом процесс формирования комплекса социально значимых интересов личности и общества в целом определяется закономерностями жизни и эволюцией общества. Следовательно, основополагающие общественные интересы и интересы каждого отдельного субъекта общественных отношений составляют единое целое.

Исходя из вышесказанного, отрицается сама возможность противопоставления общего блага и частного интереса. С одной стороны, общее благо распадается на совокупность частных интересов, и это дает основание утверждать, что общественные интересы охраняются правом настолько, насколько они способны обеспечивать благосостояние отдельных лиц. С другой стороны, частные интересы поддерживаются и защищаются правом лишь тогда, когда преследование их соответствует общему благу.

Государству очень часто приходится вмешиваться в индивидуальную жизнь людей, руководствуясь особым пониманием общественного блага. Однако если вместо заботы о благосостоянии индивидов господствующее государство употребляет свою силу для притеснения, то оно уклоняется от

своей цели и нарушает свои обязанности. Однако не подлежит никакому сомнению тот факт, что государство может и обязано вводить в определенные рамки индивидуальную свободу и в определенной мере «жертвовать» индивидуальными интересами в пользу общественных. В данном случае возникает проблема установления границ требований государства по отношению к индивиду в интересах «общего блага». Поскольку вопросы соотношения интересов решаются законодателем, выражающим публичные интересы, они изначально превалируют над частными в том смысле, что служат критерием для установления пределов реализации частных интересов, а тем самым и критериями их законности.

Следует отметить, что процесс согласования экономических интересов представляет собой один из важнейших элементов экономической политики, проводимой государством. В современных условиях хозяйствования в РФ разработка вопросов взаимосвязи экономических интересов и проводимой в обществе экономической политики имеет особо важное значение, поскольку, с одной стороны, происходит поиск оптимального сочетания рыночного регулирования экономики с государственным, а с другой - она служит формированию одного из важнейших аспектов государственной политики.

Современная социально-ориентированная экономика базируется на представлениях об обществе как сложной совокупности отдельно взятых индивидов и их экономических интересов. Механизм государственного регулирования всех сфер общества должен быть направлен на реализацию интересов не только отдельных групп, но всей совокупности индивидов. Такого рода государственная политика будет способствовать оптимальному сочетанию экономических интересов в обществе и динамичному и эффективному развитию экономической системы [13].

Под механизмом согласования экономических интересов мы понимаем принцип организации взаимоотношений субъектов с помощью определенного набора средств и действий, осуществляемых с помощью комплекса мер (экономических, организационных, управленческих, правовых), способствующих созданию максимально эффективного взаимодействия между экономическими субъектами в процессе воспроизводства. Проблема формирования механизма, с помощью которого можно обеспечить согласование интересов общества и предпринимателей, занимает центральное место в социально-экономической и политической практике высокоразвитых стран на протяжении последних десятилетий. Данный процесс протекает неоднозначно, но на сегодняшний день уже достигнуты

определенные положительные результаты. По нашему мнению во главу угла процесса согласования экономических интересов должны быть поставлены взаимовыгодные отношения субъектов хозяйствования.

В условиях российской действительности особенно актуальной остается проблема согласования экономических интересов предпринимателей, общества, государства, а также выбора механизма данного процесса. Следует отметить, что данный механизм все еще находится на стадии теоретического и практического становления и требует тщательного анализа [5].

Носители экономических интересов в России разнообразны, а экономические интересы их зачастую полярны. В экономике разнонаправленные интересы собираются в систему и становятся действенными побудительными стимулами развития только при преобладании национальных интересов. Так, по мнению А. Алейникова, по мере формирования многофункциональной социально-ориентированной рыночной экономики динамика социальноэкономических и политических интересов бизнеса как весьма весомого участника борьбы за использование национальных ресурсов неизбежно придает взаимосвязи государственных, гражданских и экономических институтов характер соперничества по поводу влияния на процесс принятия общезначимых решений [1].

Особую актуальность изучению оснований, механизмов и принципов взаимодействия интересов бизнеса, государства и институтов гражданского общества придали кризисные события в мировой и российской экономике 2008-2009 гг., которые повлекли за собой не только крах фондовых рынков и глобальную финансово-экономическую рецессию, но и заставили подумать о необходимости качественной реконструкции сложившейся докризисной конфигурации реальных субъектов современной экономики, модернизации экономического курса, трансформации существующих институтов и модификации распределения полномочий между ними при реализации поставленных целей [6].

Отметим, что под экономическими интересами бизнеса мы понимаем, прежде всего, все разнообразие интересов предпринимательского сообщества в целом, в которое включены интересы индивидуального предпринимательства, среднего и крупного бизнеса и других субъектов рыночной экономики. В зависимости от масштабов и условий хозяйственной деятельности экономические интересы данных субъектов становятся все более дифференцированными и разнонаправленными.

В современных условиях государство регулирует экономические интересы предпринимательских структур путем выстраивания с ними определенных отношений. Содействие и заинтересованность государства в развитии предпринимательства напрямую отражаются на результатах его экономической деятельности. Основной целью предпринимательских структур является стремление к получению максимальной прибыли, а также расширению сферы деятельности на рынке. Что касается государства, то его основными целями являются увеличение объема налоговых поступлений в бюджет, а также расширение социальных программ и поддержка предпринимательства на уровне страны и региона.

Эффективные и взаимовыгодные отношения «государство-предпринимательство» отражают объективные потребности органов государственной власти и интересы предпринимательства. Следует отметить, что если предпринимательские структуры функционируют в неравных социально-экономических и правовых условиях, то это приводит к подчинению экономического интереса одного субъекта другому. Данная ситуация ведет к замедлению процесса развития предпринимательства в стране. При взаимовыгодности экономических отношений между государством и бизнесом создаются наиболее благоприятные условия их взаимодействия. В этих условиях стороны осуществляют взаимный контроль за хозяйственной деятельностью, координируют свои действия в разрешении противоречий, достигая тем самым согласованного функционирования интересов. Одной из форм взаимодействия государства и бизнес-структур является создание института партнерских отношений.

Ключевой характеристикой социальноэкономической системы России является неразде-ленность власти и собственности, опосредующая процессы институционализации взаимодействия власти и бизнеса. Данный процесс можно рассматривать и как установление контроля со стороны государства над бизнесом, и как воздействие бизнеса на разработку и реализацию государственной социально-экономической политики. При этом если поведение государства, вне зависимости от целей политики означает принуждение последнего к их выполнению, то бизнес не обладает такими возможностями [1].

Отметим, что по своей природе «цели частной коммерческой фирмы... и интересы общества хотя бы частично, но конфликтны» [9], поскольку потребности бизнеса, основанные на стремлении к максимизации полезности (прибыли), противоположны интересам государства, направленным на

изъятие части доходов частных хозяйствующих субъектов в виде налогов и иных платежей с их последующим перераспределением. Такое положение вещей является источником нестабильности и конфликтов в отношениях между государством и бизнесом, которые, в свою очередь, негативно отражаются на состоянии, как отдельных организаций, так и экономики страны в целом.

Вместе с тем, сегодня происходит качественное изменение системы потребностей государства, основой которой становится гражданин, его естественные права и свободы, уровень и качество жизни, а социальные нормы и отношения, получая официальный, охраняемый государством статус, начинают носить общеобязательный характер. При этом экономической основой правового социального государства является регулируемая социальноориентированная рыночная экономика, при которой происходит отказ от доминирования экономических целей над социальными и достигается их гармоничное сочетание с реальными условиями. Мы согласны с точкой зрения В. Л. Сидниной, которая отмечает, что главная корректирующая роль в механизме стабилизации социально-экономического положения должна отводиться государству, призванному обеспечить одновекторность реализации интересов в границах определенной структурной формы единой парадигмы интересов [11].

Известно, что экономические интересы являются ключевым фактором системы экономического стимулирования производства, которая должна быть построена таким образом, чтобы стимулировать людей к более рациональному и эффективному труду и наиболее полному удовлетворению общественных потребностей. Данная цель может быть реализована исключительно с помощью построения социально ориентированных рыночных отношений, сочетающихся с государственным регулированием экономики. Социальная политика в условиях рыночных отношений направлена на создание условий для высокопроизводительного труда и раскрытию творческих способностей человека, его инициативности и творческой предприимчивости.

Предпосылки перехода к модели системы личных экономических интересов постиндустриальной экономики только начали складываться. Создание благоприятного инвестиционного климата и развитие наукоемкого производства, внедрение новых технологий способствуют данному процессу [10].

Личные экономические интересы наемных работников подразумевают возможность полного воспроизводства рабочей силы, безопасность условий труда, максимально высокую заработную плату, социальную защиту и т. д. Интересы предпри-

нимателя (работодателя) заключается в том, чтобы вложенный им капитал при минимальных затратах принес максимально возможную прибыль. Следовательно, мы наблюдаем противоречивость экономических интересов данных субъектов экономических отношений. Однако обе стороны находятся в постоянном взаимодействии и вовлечены в единый производственный процесс. Так, и работник, и работодатель заинтересованы и нацелены на получение прибыли - в виде заработной платы и дохода, что, в конечном счете, приводит к пересечению их интересов [13].

Кроме того, достижение главной цели предпринимателя возможно только при стабильном и устойчивом состоянии коллектива, региона, общества в целом. Поэтому предприниматели заинтересованы в применении социального партнерства как инструмента поддержания социальной стабильности.

В целях активизации процесса гармонизации экономических интересов возникает необходимость совершенствования институтов, регулирующих предпринимательскую деятельность. В первую очередь следует провести ревизию всех формальных правил и выявить среди них неэффективные, противоречащие другим формальным правилам. Во-вторых, необходимо способствовать повышению уровня доверия между экономическими агентами за счет стабилизации экономических и политических процессов. Эти и другие меры, в конечном счете, позволят разработать и внедрить новые правила, которые должны повлечь за собой постепенное исчезновение и/или устранение неэффективных правил, сдерживающих развитие предпринимательских структур.

Для общества в целом взаимная реализация интересов государства и бизнеса, с нашей точки зрения, позволяет достичь следующих положительных эффектов:

- повышения благосостояния населения, роста уровня и качества его жизни;

- экономического роста страны и ее регионов, повышения инвестиционной привлекательности российской экономики;

- повышения эффективности взаимодействия государства и бизнеса, синергии государственной федеральной и региональной политики и бизнес-стратегий;

- повышения эффективности института государства и конкурентоспособности российского бизнеса;

- повышения эффективности использования ресурсов в рамках страны;

- политической и социальной стабильности, гармоничного развития страны в рамках совместных стратегий развития.

Литература

1. Алейников А. В. Анализ генезиса бизнеса в России: проблемное поле // Власть. 2009. № 12. С. 9-14.

2. Аузан А., Крючкова П. Административные барьеры в экономике: задачи деблокирования // Вопросы экономики. 2001. № 5.

3. Гак Г. М. Диалектика коллективности и индивидуальности. М., 1987. С. 20.

4. Дегтяров А., Маликов Р. Институциональные факторы создания механизмов преодоления административных барьеров в развитии предпринимательства // Вестник МГУ. С. 6. Экономика. 2003. № 6.

5. Мамонтов В. Д. Некоторые размышления состояния отечественной экономической науки // Социальноэкономические явления и процессы. Тамбов, 2007. № 1.

6. Материалы форума по развитию предпринимательства и предприятий в РФ. URL: http://

www.rcmse.ru

7. Морозова Л. А. Государство и собственность // Государство и право. 1996. № 12. С. 23.

8. Мусин М. Проблема согласования интересов // Экономист. 2005. № 5. С. 54.

9. Нельсон Р. P., Уинтер С. Дж. Эволюционная теория экономических изменений: пер. с англ. M., 2002. С. 469.

10. Рассказова Н. В. Интересы предпринимателей и эволюционное развитие экономки // Российское предпринимательство. 2011. Вып. 1 (175). С. 6.

11. Сиднина В. Л. Создание эффективной иерархической системы экономических интересов - условие развития экономики России // Теоретическая экономика. 2012. № 2. С. 20.

12. Фролов Д. Г. Формирование экономических интересов хозяйствующих субъектов // Вестник Орел-ГИЭТ. 2012. № 3(21). С. 140.

13. Юрьев В. М., Лоскутов В. Г., Козлова Г. В. Мировая держава как форма российской государственности в глобальном миропорядке // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2009. №11(79). С. 9-14.

* * *

FEATURES OF THE ECONOMIC INTERESTS’ COORDINATION PROCESS IN MODERN RUSSIA

O. Yu. Kolodina

This article is devoted to research of economic interests’ coordination process of variety of managing subjects taking into account features of development of modern economy of Russia.

Key words: economic interest, state interest, national interest, personal interest, enterprise interest.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.