Научная статья на тему 'Особенности процесса продюсированиякинофестивальной деятельностикак одного из факторов экономическогороста России'

Особенности процесса продюсированиякинофестивальной деятельностикак одного из факторов экономическогороста России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
431
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИНОФЕСТИВАЛЬ / FILM FESTIVAL / ПРОДЮСИРОВАНИЕ / PRODUCING / КИНОПРОЦЕСС / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / CINEMATOGRAPHY / ECONOMICROSTDEYATELNOSTI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева П.А., Какосьян Э.К.

В современных условиях хозяйствования в связи с существен-ными изменениями в структуре кинопроцесса практика органи-зации кинофестивалей занимает достаточно специфическое местои становится одним из факторов экономического роста России обуславливая тем самым необходимость в формировании теорети-ческих основ продюсирования кинофестивальной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PRODUCING ACTIVITIESFILM FESTIVAL AS A FACTOR RUSSIANECONOMIC GROWTH

In today's economic conditions due to significant changes in thestructure of the film-making practice of the organization of film festi-vals it takes a specific place and becomes one of the factors of eco-nomic growth in Russia, thereby causing the need for the formation ofthe theoretical foundations of producing film festival activities

Текст научной работы на тему «Особенности процесса продюсированиякинофестивальной деятельностикак одного из факторов экономическогороста России»

ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА ПРОДЮСИРОВАНИЯ

КИНОФЕСТИВАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНОГО ИЗ ФАКТОРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА РОССИИ

FEATURES OF PRODUCING ACTIVITIES FILM FESTIVAL AS A FACTOR RUSSIAN ECONOMIC GROWTH

П.А. АЛЕКСЕЕВА

аспирант кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения

P.A. ALEKSEEVA

postgraduate student of producing and management in the social and cultural sphere of the St. Petersburg State University of Film and Television

Научный руководитель: Э.К. Какосьян - доцент кафедры продюсирования и управления в социально-культурной сфере Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, к.э.н.

Research supervisor: E.K. Kakosyan - assistant professor of producing and management in the social and cultural sphere of the St. Petersburg State University of Film and Television, Ph. D.

Аннотация

В современных условиях хозяйствования в связи с существенными изменениями в структуре кинопроцесса практика организации кинофестивалей занимает достаточно специфическое место и становится одним из факторов экономического роста России,

обуславливая тем самым необходимость в формировании теоретических основ продюсирования кинофестивальной деятельности.

Abstract

In today's economic conditions due to significant changes in the structure of the film-making practice of the organization of film festivals it takes a specific place and becomes one of the factors of economic growth in Russia, thereby causing the need for the formation of the theoretical foundations of producing film festival activities.

Ключевые слова: кинофестиваль, продюсирование, кинопроцесс, экономический рост.

Keywords: Film Festival, producing, cinematography, economic rostdeyatelnosti.

В современных условиях развития киноиндустрии, сопровождающихся существенными изменениями в самой структуре кинопроцесса, в условиях внешней среды, характеризующихся масштабным распространением кино по системе Интернет, практика организации кинофестивалей занимает достаточно специфическое место, в то время как актуальным остается вопрос и о будущем всего фестивального движения.

Процесс продюсирования кинофестивальной деятельности ставит перед продюсером две взаимосвязанные задачи: стремление приблизить массовую аудиторию к высокому искусству и в то же время получить определенный экономический эффект, при этом решение второй задачи невозможно без решения первой.

Необходимость решения поставленных задач формирует основные функциональные обязанности продюсера кинофестиваля, которые включают в себя разработку концепции кинофестиваля, поиск партнеров для привлечения в проект, ведение многоуровневых переговоров, заключение договоров, расчет финансовых затрат по проекту, ведение бюджета и т.д.

Таким образом, можно говорить о том, что в современных условиях темпы и направления развития фестивального движения

находятся в прямой зависимости от двух ключевых составляющих: эффективного менеджмента и качественного контента.

Стандартная практика организации кинофестивальной деятельности в Российской Федерации базируется на следующих этапах:

1) запуск проекта, включающий комплекс мероприятий, направленных на создание качественного продукта и его позиционирование как авторского, но в тоже время для массовой аудитории (данный этап требует существенных финансовых вложений);

2) создание и реализация эффективной бизнес-модели (сопровождается одновременным привлечением инвесторов). На первый план выходит качество менеджмента;

3) анализ полученных результатов (в том случае, если кинофестиваль поддерживался всеми ведущими СМИ, можно говорить о том, что успех события основывался на интересе партнеров с точки зрения имиджа).

Рассмотренная практика организации кинофестивальной деятельности безусловно имеет свои достоинства и недостатки, однако ее эффективность зачастую носит случайный характер.

Кинофестивальная деятельность одновременно с кинопрокатной считается одним из первых этапов реализации кинотовара, способствующим его продвижению от фильмопроизводителя к демонстратору.

Анализ существующих дефиниций понятия «кинофестиваль» позволил автору сформулировать следующее определение:

Кинофестиваль - публичный показ кинофильмов, как правило в присутствии авторов, объединенный общим (ми) классификационным (ми) признаком (ми), в процессе которого происходит конкурсный и внеконкурсный отбор лучших произведений в заданных категориях в соответствии с определенными критериями с целью привлечения внимания и популяризации киноискусства у широкого зрителя.

Значение кинофестивальной деятельности в процессе продвижения кинофильмов существенно менялось. Так, начиная с 1930-х годов (время зарождения кинофестивалей), наблюдался значительный рост числа форм продвижения фильмов, сама кинофестивальная деятельность становилась более разноплановой, одна-

ко с течением времени сохраняла и даже укрепляла свои позиции. Начиная с момента своего становления кинофестивали стали играть роль стимулов по отношению к кинопроцессу в целом, а в настоящее время выступают в виде компенсации процессов монополизации кинопроката и его концентрации на нескольких наиболее коммерческих проектах [1].

В настоящее время кинофестивали представляют панораму достижений киногода, устанавливают моду, ломают старые стереотипы и в то же время поддерживают традицию, оживляют культурную жизнь города, воспитывают вкусы зрителей, а также способствуют обмену опытом и выявлению значительных творческих работ в кинематографе за определенный период.

Фильмы, получившие призы на фестивале, закономерно становятся предметом повышенного спроса на кинорынке. О них много пишет пресса, и эффект фестивального признания вызывает интерес у зрителей. Конкурсные фильмы во время фестиваля получают широкую рекламу. В связи с этим процесс успешного продюсирования кинофестивальной деятельности безусловно в первую очередь должен базироваться на эффективном менеджменте.

Принципы финансирования кинофестиваля, как правило, не предполагают получения прибыли, хотя в истории киннофести-вального движения были исключения, когда подобные мероприятия приносили достаточный доход (Московский МКФ советского периода). Однако данное исключение в большей степени подтверждает общее правило: кинофестиваль представляет собой культурное, затратное мероприятие, требующее целевых ассигнований, которые могут поступать как из бюджетов разных уровней, так и от спонсоров, интерес и уровень участия которых зависит от престижности и целевой аудитории мероприятия.

В целом можно отметить, что кинофестивальное движение становится все более диверсифицированным, потому и менеджмент кинофестивалей так или иначе должен приспосабливаться к внешним и внутренним факторам воздействия, в зависимости от потенциального состава спонсоров и инвесторов фестиваля, уровня поддержки местных властей, возможности получения средств из разного рода национальных и международных фондов.

Для фестивалей характерны специфические каналы получения копий фильмов у правообладателей или прокатчиков на той или иной территории и особые условия их использования. Большинство кинофестивалей также предполагает приглашение в качестве гостей создателей фильмов и организацию творческих встреч с прессой и/или со зрителями. Общей чертой кинофестивалей является также их ориентация не только на аудиторию, но и на средства массовой информации, поскольку по сути своей они являются частью системы продвижения фильмов к зрителю, их пиара и рекламы.

Для проведения кинофестиваля обычно создается дирекция, состоящая из художественного руководителя (президента), директора программ, финансового директора, а также руководителей служб фестиваля, число и набор которых меняется в зависимости от его специфики. На больших фестивалях обязательны следующие службы: протокольная (занимается официальными делегациями и мероприятиями); приема и размещения гостей; отборочная комиссия; пресс-центр; программ; кинопоказа (занимается контрактами с кинотеатрами).

Как правило, в промежутке между кинофестивалями численность постоянно работающих сотрудников невелика (около десяти человек), а во время кинофестиваля в его организации может быть занято несколько сотен человек.

Финансирование кинофестиваля носит обычно комбинированный характер. В случае Каннского МКФ это средства из государственного и местного бюджетов, а также спонсорские средства, как в денежном выражении, так и в форме товаров и услуг, предоставляемых кинофестивалю безвозмездно или со значительной скидкой в рекламных целях. Московский МКФ финансируется из государственного бюджета, бюджета города Москвы и разного рода спонсорами. Доли бюджетных ассигнований и спонсорского вклада могут варьироваться в весьма широком диапазоне. Нет также твердых правил относительно уровня бюджета кинофестиваля, рассчитать который порой весьма затруднительно в силу сочетания финансового спонсорства и спонсорства в форме товаров и услуг.

Популярность кинофестиваля как организованной культурно-досуговой деятельности объясняется его назначением, состоящим

в приобщении людей к культуре на основе киноискусства. В рамках данной культурно-досуговой активности создаются условия для снятия психологического напряжения. Кинофестиваль заполняет вакуум, образующийся в системе развлечений по причине слабой материально-технической базы домашнего досуга. В результате - проблема духовного роста людей, развития художественно-эстетической сферы личности. Поэтому главной функцией кинофестивальной культурно-досуговой деятельности является создание развивающей среды.

Киносмотры также способны накапливать и обобщать творческий опыт, так как на них съезжаются режиссеры, операторы, актеры и другие участники кинопроцесса. В процессе общения они обсуждают проблемы сотрудничества, делятся опытом на пресс-конференциях, приемах, симпозиумах. Зачастую подобные организованные встречи позволяют открывать новые кинематографические имена, тенденции развития киноискусства и т. д.

На практике кинофестивальная деятельность реализуется и виде совокупности культурных проектов, цель которых состоит и в создании духовных ценностей. При этом культурный проект, связанный с организацией и проведением киносмотра, обладает коммерческим характером. В его основе лежит идея, базирующаяся на использовании духовных ценностей и традиций и предполагающая творческий и финансовый результаты.

Кинофестиваль как культурное благо обладает рядом характерных свойств, не позволяющих ему в процессе реализации терять свою стоимость, к которым относятся: возможность многократного практического воплощения; нестандартность; уникальность.

Неоднократная реализация киносмотров возможна благодаря введению в процесс движения продуктов культурного труда важнейшей в условиях рыночной экономики фазы хранения культурных благ, способствующей формированию культурного наследия страны.

Кинофестивальная индустрия функционирует с целью извлечения максимальных прибылей от проведения различных куль-турно-досуговых мероприятий и коммерческих видов деятельности (в том числе кинопоказов). В мировой практике кинобизнеса извлеченные фестивальной индустрией прибыли частично на-

правляются на завершение перспективных кинопроектов. Однако это возможно лишь при условии участия финансируемой картины в конкурсе фестиваля-инвестора. То есть фестиваль можно рассматривать в качестве одного из источников финансирования завершения конкретного кинопроекта.

Перед руководством (менеджментом) кинофестивального мероприятия стоит задача формирования оптимальной структуры затрат в условиях постоянной нехватки финансовых ресурсов. Планирование затрат осуществляют с целью определения экономических результатов организации и проведения фестиваля, ожидаемых в перспективе. Отметим, что планирование позволяет возвести мост между существующим положением вещей и перспективным и таким образом сводит к минимуму вероятность наступления всевозможных рисков (финансовых, рыночных, предпринимательских и других). Принимая управленческое решение, предусматривающее вовлечение различных ресурсов в реализацию культурно-досугового мероприятия, руководство структурирует затраты и предусматривает последствия их осуществления в том или ином направлении. При этом под затратами понимают представленный в денежном выражении объем ресурсов, использованных в необходимых целях.

С экономической точки зрения кинофестиваль является затратным мероприятием, требующим привлечения значительных финансовых и иных ресурсов. Деятельность по привлечению денежных средств и ресурсов относится к сфере профессиональной управленческой активности, требующей психологических, предпринимательских, организаторских и иных специализированных навыков.

Зрительская аудитория таких зрелищных культурно-массовых мероприятий, как кинофестиваль, постоянно растет. Поэтому собственные доходы также растут и составляют в среднем 50% текущих расходов. Для покрытия оставшейся части всех затрат привлекают спонсоров.

Исключительно показ фильмов лишь на 10% позволяет покрыть расходы на проведение киносмотра и вынуждает организаторов киносмотров изыскивать дополнительные возможности пополнения фестивального бюджета продажей сувенирной про-

дукции, реализацией сопутствующих товаров и услуг, проведением для субъектов кинопроцесса кинорынков, внедрением практики постфестивальных поездок, привлечением внебюджетных спонсорских и благотворительных средств и др.

Несмотря на уникальность отдельно взятого кинопроизведения как предмета купли-продажи, сложность отношений, в которые оно вступает с момента коммерциализации, фестивальный рынок способствует формированию его прокатной судьбы, обеспечивает будущий художественный и коммерческий потенциал кинофильма и эффективное функционирование возвратного механизма кинематографии (рис. 1).

Финансовые потоки

Финансовые потоки Фильм Фильм

' 1 -

Кинопроизводство Кинопрокат Кинообслуживание

Кинофестивали экрана Кинофестивали экрана

Кинорынки (в том числе кинофестивальные) Кинотеатры (центры досуга) Вторичные рынки

Рис. 1. Кинофестивали и возвратный механизм кинематогрфии

На рисунке отражена исключительная роль кинофестивальной деятельности в функционировании возвратного механизма отечественной кинематографии, способствующего возврату вложенных в кинобизнес средств. Определенная часть денежных средств, вырученная от реализации прав на демонстрацию кинолент на фестивальных кинорынках, поступает на воспроизводство кинематографической продукции. Другая часть финансовых потоков генерируется (наряду с кино-, теле- и видеопрокатом) фестивальными смотрами, что также питает фильмопроизводство.

Таким образом, будущий зрительский успех кинофильма зависит от его материально-вещественной и культурно-эстетической

составляющих, выражающих специфику кинокартины как произведения искусства, обладающего художественной и пропагандисткой значимостью, и как товара, подлежащего реализации на кинорынке, и в том числе кинофестивальном.

Таким образом, киносмотры выступают фактором возрождения киноотрасли: наряду с кинопрокатом, киносетью, вторичными рынками реализации кинопродукции они являются составным элементом возвратного механизма кинематографии, определяют будущий потенциал кинофильма, его прокатную судьбу, пробуждают зрительский интерес к последним достижениям мастеров киноэкрана, повышают вероятность окупаемости вложенных в производство и реализацию фильмов средств.

Лицом, ответственным за возврат привлеченных на кинофестиваль средств, успешную организацию и продвижение мероприятия на потребительский рынок, является продюсер. В круг основных функциональных обязанностей фестивального продюсера входят: поиск источников финансирования культурного проекта; организация мероприятия (маркетинговые исследования обозначенной тематики, проблемы или жанра, разработка концепции мероприятия, формирование фестивальной команды, поиск организационной поддержки проекта); продвижение кинофестиваля на потребительский рынок; формирование сметы и бюджета фестиваля; составление технологического плана работы служб киносмотра; правовое обеспечение кинофестивальной деятельности и т. д.

Поиск источников финансирования кинофестивального проекта является отдельной проблемой киносмотра любого организационного масштаба. Сложность процесса поиска ресурсного обеспечения мероприятия заключается, с одной стороны, в многообразии потенциальных источников финансирования, а с другой - в ограниченной степени доступа к ним потенциальных заемщиков. Финансирование мероприятия требует особого внимания со стороны фестивального продюсера, как и сам процесс управления кинофестивалем.

Существует несколько основных способов финансирования кинофестивалей, к которым можно отнести государственную поддержку фестивального проекта, файндрейзинг, инвестирование, кредитование, благотворительность, спонсорство.

Управление представляет собой процесс поддержания заданного порядка в системе или процесс активного воздействия на систему с целью перевода ее в качественно иное состояние в условиях ограниченного ресурсного обеспечения (финансового, кадрового, материально-технического, информационного, временного). Одной из особенностей кинофестивального проекта является его ограниченность временными рамками, устанавливаемыми в зависимости от длительности реализации отдельных этапов мероприятия. С этой точки зрения кинофестиваль можно представить в виде процесса последовательной реализации таких управленческих стадий, как прогнозирование, планирование, организация, контроль, учет, анализ и регулирование (рис. 2).

Планово-организационный модуль Прогнозирование Планирование Организация

1 Регулирование

Контроль

Оперативный модуль Учет

Анализ

Рис. 2. Цикл управления кинофестивалем

Все стадии, представленные на рисунке, отнесем либо к планово-организационному, либо к оперативному модулю управления. В первый входят процессы прогнозирования, планирования и организации. Второй включает виды деятельности, связанные с контролем, учетом и анализом результатов культурной деятельности. Замыкает управленческий цикл процесс регулирования, направленный на исключение непредвиденных отклонений и поддержание заданного порядка в кинофестивальной системе.

Таким образом, кинофестивали призваны продемонстрировать современные веяния в кинематографе, избрать лучшие фильмы года, оценить работу членов съемочных групп. В последние годы

интерес к кинофестивалям и их поддержка со стороны общественности как в России, так и за рубежом значительно возросли, так что авторы новых фильмов получили доступ к более широкой аудитории, а зрители - более богатый выбор. Кинофестивали служат двум основным целям: они открывают независимых режиссеров и актеров, которым необходимо получить известность, прежде чем их пригласят киностудии для работы над коммерческими фильмами; они дают кинолюбителям и общественности городов, в которых происходят эти культурные события, повод собраться вместе и обсудить новые идеи. Ключевая фигура кинофестивального менеджмента - продюсер - организатор всего сложного процесса превращения идеи в проект - кинофестиваль. Любой фестиваль, даже самый скромный, заключает в себе коммерческий потенциал. Задача продюсера - разглядеть его и превратить в реально ощутимую выгоду. Как для себя и своей команды, так и для партнеров, с которыми он работает. Особо важна работа продюсера по оформлению спонсорского пакета фестиваля, то есть поиск внебюджетных источников финансирования. Учитывая, что количество фестивалей растет с каждым годом, то найти спонсоров становится все сложнее. Огромное количество кинофестивалей предоставляют кинозрителям возможность увидеть коротко- и полнометражные картины, которые в противном случае могли бы никогда не попасть на экран. Кроме того, эти фестивали дают независимым кинематографистам, особенно молодым и неопытным участникам, уникальную возможность представить свои художественные фильмы - передовые как по тематике, так и по техническому исполнению.

Библиографический список

1. Мастерство продюсера кино и телевидения: учебник для студентов вузов, обучающихся на специальности «Продюсерство кино и телевидения» и другим кинематографическим специальностям / под ред. П.К. Огурчикова, В.В. Падейского, В.И. Сидоренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 863 с. - (Серия «Медиаоб-разование»).

2. Основы кинофестивального менеджмента. Учебное посо-бие./Под редакцией Г.А. Поличко. - М., 2003 - 208 с.

Bibliographical list

1. Masterstvo prodjusera kino i televidenija: uchebnik dlja studen-tov vuzov, obuchajushhihsja na special'nosti «Prodjuserstvo kino i televidenija» i drugim kinematograficheskim special'nostjam / pod red. P.K. Ogurchikova, V.V. Padejskogo, V.I. Sidorenko. - M.: JuNITI-DANA, 2008. - 863 s. - (Serija «Mediaob-razovanie»).

2. Osnovy kinofestival'nogo menedzhmenta. Uchebnoe poso-bie./Pod redakciej G.A. Polichko. - M., 2003 - 208 s.

Контактная информация

Санкт-Петербургский государственный институт кино

и телевидения, 191119, г. Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 13

E-mail: policha1@yandex.ru

Contact links

St.-Petersburg State Institute of Cinema and Television, 191119,

St. Petersburg, Pravdy st., 13

E-mail: policha1@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.