Научная статья на тему 'Деятельность ПР-агентства в кинобизнесе'

Деятельность ПР-агентства в кинобизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1157
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деятельность ПР-агентства в кинобизнесе»

Секция «Реклама и бизнес»

Деятельность ПР-агентства в инобизнесе

А.В. Орешкова,

студентка группы ДРр 5-4

В настоящее время каждый успешный руководитель понимает, что без PR (связей с общественностью) его фирма во многом будет проигрывать конкурентам, слабеть и находиться в группе риска из-за неподконтрольных информационных потоков и, как следствие, стихийно образующегося имиджа. Нельзя построить сильную компанию только на хорошей деловой репутации. Даже в бизнес-среде и в среде коллектива собственной компании необходимо выстраивать коммуникации с целевыми группами общественности, коими являются отнюдь не только массы потребителей, но также и бизнес-партнеры, поставщики, подрядчики, представители дилерской сети, журналисты и СМИ, и собственные сотрудники. Отсюда берут истоки разные направления пиар-деятельности, такие как GR (government relations), MR (media relations), HRM (human resource management).

Пиар-деятельность заключается в коммуникациях с интересующими нас группами общественности с целью представленияне-коего объекта реальности в необходимом нам свете и в нужное время, то есть это деятельность по формированию, поддержанию и/или изменению общественного мнения относительно каких-либо объектов (компаний, событий, товаров, услуг, персон).

Специфика PR-деятельности предполагает существование нескольких ее организационных форм: она может осуществляться пиар-отделом компании или самостоятельно функционирующим пиар-агентством.

Дальнейшее изложение требует приведения некоторых определений в качестве пояснения.

Управленческая деятельность - системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации.

Организация (предприятие, фирма) - система сознательно координируемой деятельности двух и более людей, в которой люди могут смениться, но институированная система ролей и сама организация сохранятся.

Основные управленческие функции - циклически повторяющиеся процессы, которые обеспечивают достижение целей организации, ее эффективное функционирование, сохранение и развитие.

Связи с общественностью (public relations) - это управленческая функция организации, а также самостоятельный вид бизнеса, которые направлены на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с целевыми группами общественности, от которых заисит успех или неудача продвигаемого объекта, ради которого инициируется коммуникация.

PR-деятельность - это осуществление связей с общественностью в разных сферах; собирательное название для спектра коммуникационных действий с группами общественности, каждое из которых направлено на свою группу целей.

PR-агентство - организация, предоставляющая услуги в сфере коммуникаций, уполномоченная действовать от имени другого лица (заказчика) для создания коммуникаций с третьей стороной, которой являются целевые группы общественности. Могут быть специализированными и широкого спектра предоставляемых услуг.

PR-агентство в кинобизнесе выполняет те же функции, что и в других сферах, только со свойственной кинематографу спецификой. Это может быть и агентство, принимающее широкий спектр заказов из разных сфер, но где имеют место проекты, связанные с кино. Или это может быть пиар-агентство, специализирующееся на кинобизнесе и индустрии развлечений.

Коммуникационные процессы, связанные с деятельностью PR-агентства, занимающегося широким спектром заказов, среди которых есть связанные с продвижением кинофильмов, могут быть разделены на два основных направления:

1. Коммуникации, не связанные с целями и задачами кинонаправления.

2. Коммуникации, направленные на продвижение готового кинопродукта.

Существует еще несколько сложных, переходных, но более типичных для России вариантов задействования пиар-агентства в кинобизнесе. Определяющим фактором в данной ситуации становятся молодые и слаборазвитые индустрии кино и PR, из-за чего на новом для России рынке отсутствует дифференциация по профилю пиар-агентств, специализация их на кинопроектах. Они вынуждены браться за любую работу, а также работать по принципу абонементов, обслуживая любые

потребности в PR своей постоянной клиентской базы, предоставляя максимально возможный ассортимент услуг.

Первый из пограничных вариантов - это выраженное смещение акцента специализации пиар-агентства на кинопроекты, но все же наличие пиар-отдела, который выполняет поддерживающие бюджет организации функции, обслуживая заказы из других сфер, работая как на нужды киноподразделения, так и параллельно с ним. Отдел по кинопроектам со временем развивается в кинопродюсерское предприятие, которое может на начальном этапе еще удовлетворять потребности пиар-подразделения в видеоматериалах (то есть, например, в рекламных роликах для тех же отвлеченных от сферы кинопроектов), но со временем должно выделиться в отдельную продюсерскую компанию.

Описанная выше модель не отличается распространенностью, может появиться по редкому стечению обстоятельств. С подобной переходной структурой организации, в которой пиар-подразделение сочетается с отделом продюсирования кино, я столкнулась, проходя стажировку в институте коммуникаций Vita Activa.

Коммуникационные процессы, связанные с PR-деятельнос-тью данной компании, могут быть подразделены на три основных направления:

I. Пиар-коммуникации, направленные на обеспечение процесса производства кино.

II. Пиар-коммуникации, направленные на продвижение созданного кинопродукта.

*Отдельно следует выделить рекламные коммуникации (дистрибуция кино).

III. Коммуникации пиар-деятельности, не связанной с целями и задачами киноподразделения.

Пояснение к схеме.

Пиар-подразделение осуществляет деятельность по следующим направлениям:

• проведение информационных кампаний, в которые входят:

- работа со СМИ;

- создание текстов (райтинг);

• съемка корпоративного видео;

• организация мероприятий (event marketing).

Деятельность подразделения продюсирования кино работает по следующим направлениям:

• поиск или создание идеи;

• пиар кинопроектов (при поддержке PR-отдела и самостоятельно);

• фандрайзинг (поиск финансирования) и поиск подрядчиков;

• кинопроизводство;

• дистрибуция и продвижение фильмов (в том числе, продвижение на кинофестивали).

Второй переходный вариант осуществления пиар-деятельности в кинобизнесе, свойственный российскому рынку, непосредственно связан с организационной формой существования кинопродюсер-ской компании.

Кинопродюсерская компания - это компания, являющаяся посредником между производителями фильма или идеи и киноиндустрией, а также общественностью, и реализующая и продвигающая получающийся в конечном счете кинопродукт. Она занимается продвижением чьих-то уже готовых фильмов средствами PRf то есть является пиар-агентством по сути своей, но затем - в российском кинобизнесе - мы сталкиваемся со случаями, когда такие компании становятся продюсерскими кинокомпаниями. Что это такое? В чем заключается отличие?

Кинокомпания - это организация, имеющая в распоряжении киностудию (киностудии; площади и технические средства, необходимые для фильмопроизводства), и занимающаяся производством фильмов. Кинокомпании, особенно крупные, в большинстве случаев сами продвигают свои фильмы и непременно имеют в своем составе PR-подразделение.

В рассматриваемом нами случае, кинопродюсерские компании не теряют своих продюсерских функций, превращаясь в продюсер-ские кинокомпании, просто теперь эти функции начинают распространяться еще и на процесс создания фильма, а в составе организации появляется киностудия, которая позволяет ей самой производить ки-кие-то фильмы. Зачастую эти компании продолжают параллельно совмещать продвижение сторонних проектов, а также производство и продвижение теперь уже собственных фильмов - и это является особенностью российского кинопродюсерского рынка. Их оргструктура вынужденно меняется с приобретением киностудий: теперь выделены и закреплены под эгидой продюсерской составляющей отделы дистрибуции, пиара, экономический отдел, бухгалтерия, хозяйственная часть и материальная база, тогда как раньше продюсерская составляющая была определяющим элементом компании. Если же рассматривать кинокомпанию, изначально существующую как таковая, то в ней всегда присутствует элемент продвижения своей продукции, но главным все-таки является не продвижение, а создание кино, то есть совершенно другая сторона продюсирования.

Продюсирование представляет собой деятельность по регуляции финансовых, административных, технологических и юридических аспектов в кинопроизводстве, а также регуляцию политики реализации какого-либо проекта. Кинопродюсером является доверенное лицо кинокомпании, осуществляющее:

А) идейно-художественный;

Б) организационно-финансовый контроль над постановкой

фильма.

Коммуникационные процессы, связанные с PR-деятельнос-тью компании, занимающейся производством и продвижением кинофильмов (кинокомпании/продюсерской кинокомпании), несмотря на различия в особенностях организации, тем не менее могут быть разделены на два единых направления:

I. Пиар-коммуникации, направленные на обеспечение процесса производства кино:

- фандрайзинг;

- межличностные коммуникации.

II. Пиар-коммуникации, направленные на продвижение созданного кинопродукта:

- продвижение на кинофестивали;

- пиар-акции (пресс-конференции, автограф-сессии, интервью с членами съемочной команды, презентации и т. д.);

- межличностные коммуникации.

Пиар кинопроектов осуществляется как после, так и во время съемочного процесса и может осуществляться даже до начала съемок. Сама деятельность характеризуется неопределенностью границ, а ее сущность заключается не только в спланированных коммуникациях (акциях и мероприятиях), но также и в спонтанных межличностных коммуникациях, крайне важных для реализации других направлений деятельности кинопродюсерской компании.

Поиск финансирования (фандрайзинг) для некассовых фильмов чаще всего осуществляется на всем протяжении процесса создания фильма. В редких случаях финансирование можно найти сразу на всю необходимую сумму, в остальных же случаях оно осуществляется по частям, даже когда уже процесс фильма запущен и идут расходы. Поэтому часто финансовое обеспечение кинопроизводства и пиар-мероприятий на его протяжении происходит за счет собственных средств компании. В дальнейшем усилия направляются на то, чтобы повысить долю заемных средств и сократить использование собственных средств компании.

Продвижение фильма на фестивали вместе с его дистрибуцией производятся на завершающем этапе производства фильма. Одной из главных целей участия в кинофестивале является не только победа или завоевание награды для удовлетворения имиджевой составляющей успешности фильма и повышения привлекательности компании, но также и поиск аудиторий интереса. Этот процесс представляет собой коммуникации с продюсерами из других стран, которые тоже посещают фестиваль со своими фильмами, и обсуждение с ними существующих проектов, представляющих интерес для обеих сторон, а также идей возможных будущих проектов.

Таким образом, в кинобизнесе существует несколько отраслей, и каждая из них нуждается в сопровождающей PR-деятельности, так или иначе.

Продюсирование кино Продюсер:

• Организует деятельность по созданию фильма.

• Ищет финансирование.

• Осуществляет поиск и создание идей, продумывает художественную концепцию кинопроекта.

• Следит за реализацией художественного замысла (сценарии, воплощение, трудовой регламент).

Производство фильмов

Киностудия (или кинокомпания в лице киностудии):

• Подготовка к съемкам.

• Съемочный процесс.

• Пост-продакшн.

Дистрибуция кинопродукции:

• Прокат фильмов.

•Продажа DVD и альтернативные виды реализации кинопродукции (например, загрузка в электронном формате через интернет-магазины).

Продвижение кинопродукции:

• PR-кампании.

• Рекламные кампании.

Кинофестивальное движение:

• Организация и проведение кинофестивалей.

• Подготовка к следующему фестивальному сезону.

Каждая область деятельности человека завязана на коммуникациях и обмене информацией - быть может, не на всех отрезках работы и не всегда одинаковой сложности - но спланированные коммуникационные инициативы со стороны пиар-служб обеспечивают организациям и их руководству контроль за информационными потоками в целевой группе любой сложности. PR-деятельность в информационном обществе является критически важной, и все больше и больше людей начинает понимать тот факт, что информация - это стихия, способная поднять на вершину или погубить под тяжестью своих обломков. И кинобизнес не является исключением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.