ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
УДК 323.28 ББК 66.4(0)
DOI 10.22394/1682-2358-2024-2-34-40
G.V. Vershitskaya, Candidate of Sciences (Law), Docent of the Administrative and Criminal Law Department, Povolzhsky Institute of Management named after P.A. Stolyp-in, Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration
PECULIARITIES OF COUNTERING TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION
The methods of conducting operational and investigative activities to prevent terrorist acts are analyzed. Theoretical and practical aspects of carrying out operational and investigative activities for the purpose of terrorism prevention are considered, and proposals for changing the current legislation aimed at improving the effectiveness of prevention of terrorist acts are formulated.
Key words and word-combinations: terrorism, prevention of terrorist acts, operational and investigative activities, prevention of terrorist ideology.
Г.В. Вершицкая, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и уголовного права Поволжского института управления имени П.А. Столыпина — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (email: [email protected])
ОСОБЕННОСТИ
ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ТЕРРОРИЗМУ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. Анализируются методы проведения оперативно-розыскной деятельности с целью предупреждения террористических актов. Рассматриваются теоретические и практические аспекты проведения оперативно-розыскных мероприятий с целью профилактики терроризма, а также формулируются предложения по изменению действующего законодательства, направленные на повышение эффективности предупреждения террористических актов.
Ключевые слова и словосочетания: терроризм, предупреждение террористических актов, оперативно-розыскная деятельность, профилактика идеологии терроризма.
С
34
✓лово «терроризм» в переводе с латинского означает «страх», «ужас». Многие специалисты раскрывают содержание современного понятия «терроризм» с политической точки зрения, указывая два его основных признака:
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 2
насилие и устрашение как необходимое следствие насилия [1, с. 19]. Испокон веков терроризм был главным средством политической борьбы с потенциальными конкурентами, а также широко использовался для устрашения населения. Современный терроризм превратился в крайне опасное явление, оказывающее негативное влияние на безопасность граждан и стабильность государственных институтов. В связи с этим возникла необходимость разработки эффективной и комплексной стратегии борьбы с терроризмом, включающей различные методы и средства.
В Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» терроризм определяется как идеология насилия с целью устрашения населения и практика воздействия на органы государственной власти путем совершения противоправных насильственных действий [2]. По нашему мнению, в данной дефиниции отсутствует уголовно-правовая и криминалистическая составляющие содержания понятия «терроризм», который является наиболее агрессивной формой экстремизма и выражается в реализации многообъектных уголовно наказуемых деяний, совершаемых общественно опасным способом.
Противодействие терроризму в Российской Федерации включает выявление и предотвращение террористических угроз, а также расследование совершенных преступлений террористической направленности. Безусловно, приоритетной должна быть профилактика терроризма, поскольку любое преступление легче предотвратить, чем устранять последствия его совершения. В рамках антитеррористической деятельности государства приоритетное внимание следует уделять усилившимуся распространению идеологии терроризма. Прежде всего это касается молодых людей с неокрепшей психикой, которые активно вовлекаются в различные террористические группировки посредством Интернета. Продвижению идеологии терроризма способствует подготовленная теоретическая база соответствующих интернет-ресурсов и использование определенных методов информационно-психологического воздействия на сознание пользователей в зависимости от их личностных особенностей [3].
Преступления террористической направленности совершаются организованными преступными группами и требуют тщательной подготовки. Как правило, террористы применяют высокотехнологичное оружие и используют современные средства связи, что позволяет им действовать весьма организованно и целенаправленно.
Своевременная и скоординированная работа правоохранительных органов по выявлению и предотвращению планируемых террористических актов, а также задержание террористов до совершения ими общественно опасного противоправного деяния проводится в рамках оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон от 12 августа
Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 2 35
1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» содержит перечень оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление различных преступлений [4].
В силу специфических особенностей преступлений террористической направленности проведение оперативно-розыскной деятельности по их выявлению и предупреждению требует использования особых приемов, средств и методов, а именно:
— сбора и анализа информации о возможных террористических угрозах;
— определения и выявления террористических групп и их членов;
— использования различных методов технического наблюдения и контроля;
— организации предупредительных мероприятий и оперативных задержаний для предотвращения террористических актов;
— проведения оперативно-розыскной работы в сфере информационной безопасности и контроля над использованием интернета и социальных сетей террористами.
С целью определения проблем, возникающих при проведении оперативно-розыскной деятельности по выявлению терроризма, необходимо рассмотреть некоторые часто применяемые методы и выявить их достоинства и недостатки.
Метод «Сбор и анализ информации о возможных террористических угрозах» является наиболее распространенным по предупреждению терроризма. Он основан на получении и анализе различных данных, которые могут свидетельствовать о возможной подготовке террористических актов. Одно из главных достоинств этого метода — возможность оперативно получать информацию о потенциальных террористических угрозах из различных источников, включая открытые и закрытые, и своевременно принимать соответствующие меры для их предотвращения.
Недостатки этого метода заключаются в следующем: во-первых, сбор и анализ информации может быть трудоемким процессом и требовать большого количества времени и ресурсов; во-вторых, важно учитывать, что не всегда удается точно определить террористическую угрозу, поскольку террористы постоянно меняют свою тактику; в-третьих, в силу специфики данного метода может возникнуть опасность неправильной оценки информации или ее недостаточность, что может привести к неверным выводам и ошибочным решениям.
Метод «Техническое наблюдение и контроль» включает в себя использование технических средств для сбора информации о подозрительных объектах и лицах, а также для мониторинга коммуникационных сетей и электронной переписки. Данный метод позволяет
36 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 2
получить значительный объем информации о возможных террористических угрозах и действиях террористических группировок с помощью технических средств: видеокамер, микрофонов, радиоперехватчиков, маршрутизаторов, дронов, тепловизоров, GPS-навигации и другого. Указанные средства дают возможность определить местоположение потенциальных террористов, а также установить связи между участниками преступных группировок.
Недостатки этого метода: во-первых, изначально возникают сложности с определением потенциального объекта наблюдения; во-вторых, технические средства могут быть обнаружены и выведены из строя террористами, что приводит к утрате нужной информации.
Метод «Предупредительные мероприятия» направлен на предотвращение возможных террористических актов и включает в себя ряд мер, которые могут быть приняты в случае обнаружения террористической угрозы. Главными достоинствами этого метода являются его превентивный характер и комплексность.
Недостатки данного метода заключаются в следующем: во-первых, его применение может привести к ненужной панике среди населения, если меры будут приняты без понятного обоснования; во-вторых, данный метод не является универсальным, так как его эффективность может быть значительно снижена террористическими действиями, которые не удалось заранее предупредить.
С целью повышения эффективности оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление и предупреждение террористических актов, представляется необходимым комбинировать все перечисленные методы, чтобы компенсировать их недостатки и увеличить достоинства. Например, использование метода сбора и анализа информации о возможных террористических угрозах позволит определить потенциально опасные объекты, за которыми следует усилить техническое наблюдение и контроль. Предупредительные мероприятия могут проводиться для защиты наиболее уязвимых объектов после их установления.
Кроме того, оперативно-розыскная деятельность по предотвращению террористических угроз должна осуществляться с учетом специфики каждой конкретной ситуации. Террористические группировки и их действия могут иметь характерные особенности, поэтому в каждом конкретном случае решение о применении определенного комплекса методов следует принимать индивидуально. Например, при проведении предупредительных мероприятий эвакуация людей должна проводиться заблаговременно, чтобы не вызывать паники среди населения.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» не содержит требований, предъявляемых к оформлению результатов опе-
Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 2 37
ративно-розыскных мероприятий. Как правило, ход и результаты оперативно-розыскной деятельности отображаются либо в протоколе оперативно-розыскного мероприятия, либо в рапорте исполнителя, либо в справке. Как показывает практика, данные непроцессуальные документы составляются с нарушениями действующего законодательства [5]. В связи с этим представляется целесообразным внести в данный Закон перечень оперативно-служебных документов, оформляемых по результатам оперативно-розыскной деятельности, а именно: протокол оперативно-розыскного мероприятия, рапорт и справка.
На основании ч. 2 ст. 11 рассматриваемого Федерального закона результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, регламентирующим собирание, проверку и оценку доказательств [4]. Именно по этой причине возникает необходимость внесения изменений и в уголовно-процессуальное законодательство. По нашему мнению, в п. 6 ч. 2 ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [6] вместо «иных документов», которые допускаются в качестве доказательств, следует указать обозначенные оперативно-служебные документы. Благодаря перечисленным тактическим приемам проведения оперативно-розыскной деятельности и изменениям в действующем законодательстве, результаты оперативно-розыскной деятельности могут использоваться в доказывании по уголовным делам о терроризме.
На наш взгляд, следует также внести изменения в действующее законодательство по поводу уголовной ответственности за террористические преступления. В частности, необходимо ужесточить наказания для лиц, причастных к пропаганде террористической деятельности или организации террористических сообществ и организаций, по ст. 205.2, 205.4, 205.5 УК РФ [7]. Помимо денежных штрафов и различных сроков лишения свободы, следует применять и дополнительные наказания: например, запрет на выезд за границу Российской Федерации сроком от пяти до двадцати лет; запрет на осуществление деятельности в сети «Интернет». Перечисленные дополнительные меры должны быть использованы в совокупности применительно к обозначенным статьям, поскольку осужденные после отбытия наказания могут продолжить свою пропагандистскую террористическую деятельность за пределами России. Данные меры нацелены прежде всего на пресечение подобных случаев.
В связи с увеличением роста преступлений террористической направленности особое внимание законодателя должно быть направлено на ужесточение уголовной ответственности за терроризм. На наш
38 Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 2
взгляд, максимальный срок наказания за исполнение террористического акта (ст. 205 УК РФ) должен быть увеличен до двадцати лет лишения свободы, а содействие террористической деятельности по ст. 205.1 УК РФ — наказываться лишением свободы сроком не менее семи лет.
Требуется также дополнить перечень преступлений террористического характера ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма». Данная мера обусловлена статистическими данными о росте преступлений террористической направленности, которые подтверждают, что совершение указанных противоправных действий приводит к устрашению населения и дестабилизации государства [8].
Криминалистическая составляющая содержания терроризма связана с особенностями расследования террористических актов. Преступления террористической направленности, как правило, совершаются с применением взрывных устройств, то есть общественно опасным способом. Расследование указанных преступлений является трудоемким и тактически сложным процессом, успех которого зависит от грамотно проведенного первоначального этапа. Именно на первоначальном этапе расследования в ходе осмотра места взрыва происходит собирание максимального объема криминалистически значимой информации, часть которой приобретет статус доказательственной. Тактические особенности осмотра места происшествия по факту взрыва обусловливаются механизмом следообразования при взрыве [9]. На месте происшествия по факту взрыва можно обнаружить три группы следов: фрагменты взрывного устройства; следы механического воздействия на объекты окружающей обстановки (воронки, пробоины, деформации и пр.); продукты взрыва в виде газообразных и конденсированных веществ. Данные следы содержат информацию об обстоятельствах взрыва, виде взрывного устройства и взрывчатого вещества, способе изготовления взрывного устройства, профессиональных навыков изготовителя и другом [10]. Перечисленные вопросы ставятся на разрешение взрывотехнической экспертизы, успешное проведение которой зависит не только от качественно проведенного осмотра места взрыва, но и от технико-криминалистического обеспечения и профессиональной компетенции экспертов-взрывотехников.
С целью повышения эффективности противодействия терроризму в Российской Федерации необходимо осуществить ряд мероприятий:
— принять комплекс мер, предупреждающих распространение идеологии терроризма, прежде всего в сети «Интернет»;
— внести изменения в действующее уголовное законодательство: расширить перечень преступлений террористического характера; усилить уголовную ответственность за их совершение;
Вестник Поволжского института управления • 2024. Том 24. № 2 39
— использовать комплексы специфических приемов, средств и методов выявления террористических угроз в зависимости от конкретной ситуации;
— внести в Федеральный закон перечень оперативно-служебных документов, оформляемых по результатам оперативно-розыскной деятельности (протокол оперативно-розыскного мероприятия, рапорт исполнителя, справка);
— внести в действующее уголовно-процессуальное законодательство вместо иных документов, которые допускаются в качестве доказательств, ранее перечисленные оперативно-служебные документы;
— уточнить содержание понятия «терроризм» с учетом его уголовно-правовой и криминалистической составляющих и привести его в Федеральном законе «О противодействии терроризму» в следующей редакции: терроризм — это система многообъектных уголовно наказуемых деяний, совершенных общественно опасными способами с целью устрашения населения и воздействия на органы государственной власти.
Библиографический список
1. Петрищев В.Е. Что такое терроризм, или Введение в террологию. М., 2013.
2. О противодействии терроризму: Федер. закон от 6 марта 2006 г. N° 35-Ф3 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Вершицкая Г.В., Смирнова А.Д. Роль оперативно-розыскной деятельности в выявлении преступлений экстремистской направленности среди несовершеннолетних в сети Интернет // Современные проблемы юридической науки: материалы XIX Международной научно-практической конференции молодых исследователей. Челябинск, 2023. Ч. 2. С. 308-310.
4. Об оперативно-розыскной деятельности: Федер. закон от 12 авг. 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 29 дек. 2022 г.) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Вершицкая Г.В., Овсянников В.А. Некоторые процессуально-правовые аспекты оперативно-розыскной деятельности // Современные проблемы криминалистики и судебной экспертизы: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции. М., 2020. С. 23-26.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 дек. 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 28 апр. 2023 г.).
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 28 апр. 2023) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Игнатов А.Н. Проблемы законодательной регламентации уголовной ответственности за преступления террористического характера // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 6. С. 98-101.
9. Евстигнеев Б.А., Иванов А.Н., Исхизов Д.А., Колотушкин С.М. Осмотр места происшествия при расследовании преступлений, совершенных с применением взрывных устройств: учебное пособие. Саратов, 2002.
10. Основы инженерно-технических экспертиз: учебное пособие / под ред. Ю.М. Дильлина. М., 2010.
Bulletin of the Volga Region Institute of Administration • 2024. Vol. 24. № 2