ОСОБЕННОСТИ ПРОТЕКАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СФЕРЕ УСЛУГ
1 2 3
Володченко В.С. , Ланцова Д.С. , Ивлев О.Ю. , Метельницкая Т.А.4, Бышок К.А.5, Романов Э.В.6
1Володченко Виктория Сергеевна - студент;
2Ланцова Дарья Сергеевна - студент; 3Ивлев Олег Юрьевич - студент; 4Метельницкая Татьяна Алексеевна - студент, кафедра сервиса;
5Бышок Ксения Александровна - студент, кафедра туризма и гостиничного дела, факультет технологии, предпринимательства и сервиса;
6Романов Эдуард Викторович - студент, кафедра английского языка, Институт иностранных языков Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орёл
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности протекания инновационных процессов в сфере услуг, а также результаты данной деятельности. Инновации в сфере сервиса невозможно оценить на основе знаний, сложившихся в промышленности, так как продуктом являются совершенно разные по форме товары, а, следовательно, их изучение проходит в разных направлениях. Ключевые слова: сервис, инновации, услуга, новшества.
Экономика современного мира представляет собой довольно сложный и изменчивый механизм ведения хозяйства, в котором ведут взаимодействия разнообразные структурные элементы производственного коммерческого, информационного, а также финансового характеров, для эффективного и выгодного функционирования которого требуются экономические и технологические преобразования, учитывающие интересы регионов, отраслей, предприятий и общества в целом. Данные изменения принято называть инновациями, внедренными новшествами, обеспечивающие рост эффективности процессов или продукции (услуг и товаров), востребованные рынком. Основной целью политики инноваций сферы сервиса является создание и развитие почвы для проведения эффективных изменений её экономики, когда на первый план выходит бизнес инновация как объект управления.
Сфера сервиса в современных условиях экономики играет важную роль в удовлетворении потребностей населения. Она будет упорно и неизменно возрастать по мере формирования в нашей стране постиндустриального информационного общества, потому что неуклонно возрастают не только потребности общества, но и их разнообразие.
Если более детально углубляться в сферу сервиса, то стоит отметить, что англоязычные термины "service" и "services" ("услуги", "сервис", "обслуживание") имеют обширную семантику, в которой очень легко "запутаться". Эти понятия употребляются для обозначения огромного кол-ва видов деятельности - от обслуживания микроволновых печей до церковных служб, но оставим в стороне случаи специального применения термина и в дальнейшем будем подразумевать под услугой как специфичном продукте - нематериальный, противоположный товарам (материальное производства). Этим определением характеризуются также совокупность сегментов, чей основной вид деятельности заключается в производстве услуг.
Активный рост сферы услуг начался в конце xx века, что побудило людей уделить ей больше внимания. Именно поэтому ученые стали обращать внимание на сервисные инновации, которые ранее ассоциировались лишь с технологическими новшествами, которые создаются преимущественно обрабатывающей промышленностью.
В качестве сервисных инноваций выступает результат деятельности, включающий сервисный продукт, технологический процесс или отдельные его элементы, новую организацию сервисной деятельности, который способен эффективнее удовлетворять потребности потребителей. Подход к инновациям сегодняшнего дня все в большей мере основывается на рассмотрении инноваций, как определенного процесса, основной акцент в котором делается на обновление и постоянное улучшение. К примеру, это может быть как полная реорганизация бизнес-процессов, так и стратегия периодических серьёзных изменений.
При сравнении производственных и сервисных инноваций можно выявить ряд отличительных черт:
1. Сервисные инновации, как правило, не требуют больших затрат на научно-исследовательские и научно-опытные работы (НИОКР).
2. Для предприятий сервиса в наименьшей степени характерно использование радикально новых инноваций.
3. Сервисные инновации проще копируются.
4. Большое внимание в сфере сервиса отводится управлению человеческими ресурсами.
5. Сервисные инновации имеют более широкий спектр развития (как совершенствования продукта, так и технологий).
6. Для предприятий сервиса большое значение имеет обстановка самой фирмы (местоположение, внутренняя отделка, дизайн и пр.).
7. Интересы, предпочтения и запросы потребителя - важнейший источник инноваций (ведущая роль отводится именно маркетингу).
Растущий интерес к сервисным инновациям означает, что политика их игнорирования становится неуместной. Инновационная активность, спровоцированная бурным развитием новых технологий, меняет не только привычный расклад сил в сфере услуг, но и сам вектор ее эволюции. Самый лучший вклад в будущее предприятий сервиса - это информационные технологии. Они активно влияют на эффективное функционирование предприятий, а также стратегическое управления и маркетинг.
Список литературы
1. Сервисные инновации в XXI веке. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://foresight-journal.hse.ru/data/2012/09/04/1241909238/1-Miles-4-15.pdf/ (дата обращения: 21.03.2018).
2. Значение и роль инноваций в сфере сервиса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://studfiles.net/preview/3564182/ (дата обращения: 21.03.2018).
3. Особенности управления инновационным процессом в сфере услуг. [Электронный ресурс]. Режим обращения: https://revolution.allbest.ru/management/00677139_0.html/ (дата обращения: 22.03.2018).