Научная статья на тему 'Особенности пространственной организации сервисного обслуживания Дагестана (по материалам гостинично-ресторанного бизнеса)'

Особенности пространственной организации сервисного обслуживания Дагестана (по материалам гостинично-ресторанного бизнеса) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
356
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕРВИСНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СЕРВИС / ПРЕДПРИЯТИЕ ПИТАНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬ / SERVICE AREA / SERVICE / CONSUMER / CATERING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гусенова Джамиля Адамкадиевна

В статье рассматриваются некоторые особенности развития сервисного обслуживания в Ре спублике Дагестан. Приводятся конкретные статистические данные, свидетельствующие о неравномерном развитии сферы услуг в регионе, в том числе опережающем развитии фонда среднемесячной заработной платы по некоторым направлениям сферы услуг. В частности, отмечается относительно низкий уровень востребованности рабочих мест среди работни ков сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности (5,3% от общей потребности) при опережающем средние показатели эконо мики росте заработной платы. Так, среднемесячное начисление заработной платы в гости нично-ресторанном секторе на январь-май 2014 г. по отношению к аналогичному периоду 2013 г. составило 134,1%, что почти на 23% выше среднего повышения зарплаты в целом по экономике. Особое внимание в статье уделяется пространственной организации предприятий питания г. Махачкалы. В результате картографического размещения данных объектов и их последую щего анализа были выделены 6 специфических территориальных зон городской среды, в кото рых сосредоточена основная масса предприятий питания. Автор исходит из существования прямой зависимости размещения данных предприятий вокруг крупных высших учебных заведе ний города, что указывает на ориентацию предприятий питания на учащуюся молодежь в ка честве основного потребителя товаров и услуг. Методологическую основу исследования со ставили общенаучные и частнонаучные методы изучения феномена «сервисное пространство». Сравнительный анализ как общенаучный метод позволил раскрыть особенности организации сервисного пространства относительно остальных сфер экономической деятельности. Среди частнонаучных методов активно использовался контент-анализ интернет-ресурсов, предпо лагающий количественный подсчет контрольных единиц (ключевых слов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гусенова Джамиля Адамкадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SPATIAL ORGANIZATION OF SERVICES IN DAGESTAN (BASED ON HOTEL AND RESTAURANT BUSINESSES)

The article examines some of the features of service in the Republic of Dagestan. The paper provides a specific statistical evidence of uneven development of the service sector in the region, including a faster growth in the average monthly wage in some areas of the service sector. In particular, there is a relatively lower level of demand for jobs among service workers, workers in housing and utilities, trade and related activities (5.3% of total demand) whereas for those professions there is an above-average wage growth in comparison to the whole economy. Thus, the average monthly wage in the hotel and restaurant sector in January-May 2014 compared to the same period in 2013 was 134.1%, which is almost 23% higher than the average salary increase for the whole economy. Particular attention is paid to the spatial organization of catering in Makhachkala. As a result of cartographic data placement of objects and their subsequent analysis identified are 6 specific territorial zones of the urban environment in which the great bulk of catering is concentrated. The author assumes the existence of a positive relation between the placement of enterprises and the location of the major higher educational institutions of the city, which indicates the orientation of catering on the student youth as the main consumer of goods and services. The methodological basis of the research is comprised of general scientific methods and particular studies of the phenomenon of «service area». Comparative analysis as a scientific method has allowed revealing the features of the organization of the service area, relative to the other spheres of economic activity. Among other methods actively is used content analysis of Internet resources, involving quantitative calculation of the control units (keywords).

Текст научной работы на тему «Особенности пространственной организации сервисного обслуживания Дагестана (по материалам гостинично-ресторанного бизнеса)»

2. H’kevich S.V., Sakharchuk E.S. Ekonomicheskie aspekty ustoichivogo razvitiia turizma v regionakh Rossiiskoi Federatsii [Economic aspects of sustainable tourism development in the regions of the Russian Federation] // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa. T. 8. 2014. №2. P. 4—15.

3. Rubanik A.N., Ushakov D.S. Tekhnologii v'ezdnogo turizma [Technologies of inbound tourism]. Rostov n/D: Izd. tsentr «MarT»; Feniks, 2010. 384 p.

4. Roller P. Marketing places: attracting investment, industry, and tourism to cities, states, and nations / Philip Kotler, Donald H. Haider, Irving. Rein. NY: A Division of Simon & Schuster, 1993. 390 p.

УДК 330.123.6 (470.67) DOI: 10.12737/6483

ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

СЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДАГЕСТАНА

(ПО МАТЕРИАЛАМ ГОСТИНИЧНО-РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА)

Гусенова Джамиля Адамкадиевна, кандидат философских наук, доцент, redkollegiamgus@mail.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», филиал в г. Махачкале, Республика Дагестан, Российская Федерация

В статье рассматриваются некоторые особенности развития сервисного обслуживания в Республике Дагестан. Приводятся конкретные статистические данные, свидетельствующие о неравномерном развитии сферы услуг в регионе, в том числе опережающем развитии фонда среднемесячной заработной платы по некоторым направлениям сферы услуг. В частности, отмечается относительно низкий уровень востребованности рабочих мест среди работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности (5,3% от общей потребности) при опережающем средние показатели экономики росте заработной платы. Так, среднемесячное начисление заработной платы в гостинично-ресторанном секторе на январь-май 2014 г. по отношению к аналогичному периоду 2013 г. составило 134,1%, что почти на 23% выше среднего повышения зарплаты в целом по экономике.

Особое внимание в статье уделяется пространственной организации предприятий питания г. Махачкалы. В результате картографического размещения данных объектов и их последующего анализа были выделены 6 специфических территориальных зон городской среды, в которых сосредоточена основная масса предприятий питания. Автор исходит из существования прямой зависимости размещения данных предприятий вокруг крупных высших учебных заведений города, что указывает на ориентацию предприятий питания на учащуюся молодежь в качестве основного потребителя товаров и услуг. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы изучения феномена «сервисное пространство». Сравнительный анализ как общенаучный метод позволил раскрыть особенности организации сервисного пространства относительно остальных сфер экономической деятельности. Среди частнонаучных методов активно использовался контент-анализ интернет-ресурсов, предполагающий количественный подсчет контрольных единиц (ключевых слов).

Ключевые слова: сервисное пространство, сервис, предприятие питания, потребитель

Введение. Особенности территориального размещения предприятий сервисного обслуживания отражают меняющуюся конфигурацию размещения пространствен-

но организованного потребителя, готового к потреблению. Особенно показательны в этом отношении предприятия питания «средней руки», способные удовлетворить

11

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

запрос на сервисное обслуживание широких слоев населения: кафе, столовые, закусочные, ориентированные на широкий контингент посетителей и не предполагающие высоких дополнительных издержек в сервисе. Распределение в географической плоскости в пределах городской среды подобных предприятий наглядно демонстрируют очаги напряженности потенциальных покупателей и потребителей.

Актуальность исследования и анализа сервисного пространства в Дагестане объясняется рядом факторов, в числе которых — небольшой подъем уровня жизни населения республики и как следствие формирование более высоких требований к уровню сервисного обслуживания, а также акцентирование дагестанской экономики на туристской рекреации в регионе, что само по себе требует достижения некоторого уровня сервисного обслуживания. В статье мы предприняли попытку отразить наиболее существенные стороны развития сервисного пространства г. Махачкалы, в том числе ее конфигурацию и перспективы развития.

Методологическое обоснование. Методологическую основу исследования составили общенаучные и частнонаучные методы изучения феномена «сервисное пространство». Сравнительный анализ как общенаучный метод позволил раскрыть особенности организации сервисного пространства относительно остальных сфер экономической деятельности. Среди частнонаучных методов активно использовался контент-анализ интернет-ресурсов, предполагающий количественный подсчет контрольных единиц (ключевых слов). В частности, привлекался интернет-ресурс «Деловая Махачкала»1, в котором зарегистрированы основные предприятия города Махачкалы, их юридический адрес, контактные данные, меню и т. д. Размещение объектов на карте города (картирование) производилось в соответствии с юридическим адресом предприятия. Использовались также официальные статистические данные, полевые наблюдения и т. д.

Основная часть

Как справедливо подметил Ж. Фурастье, рост производительности труда в сфере ус-

1 Справочная служба Деловая Махачкала. [Электронный ресурс] URL: http://www.05info.ru/ (дата обращения: 12.08.2014).

луг, в отличие от сельского хозяйства и промышленности, невозможен, поэтому уровень его развития измеряется не экономическими, а социальными показателями — всеобщая занятость, свободный труд, творческий характер профессий, возможности широких коммуникаций и т. п. В процессе модернизации жизни общества происходит эстетизация сервисного пространства не только в ландшафтной архитектуре, интерьере, дизайне вещей, но и в жизненном стиле человека, в актах социальной коммуникации, впечатлениях. Катализатором развития сервисной деятельности выступает возрастающая ценность времени, экономия времени потребителем, готовым тратить любые средства на сокращение временных затрат на самообслуживание.

Между тем, сервис — это не только сфера деятельности. Как утверждает В.Г. Ищенко, это «искусная индустрия социальных технологий», способная стать «сферой успешной социальной интеграции индивида» [1, с. 27]. Оказанием услуг занимается каждый человек, начиная от помощи кому-либо, предоставления полезных сведений, заканчивая профессиональной деятельностью. Уже в древности были люди и организации, оказывающие профессиональные сложные услуги, требующие специальных знаний, навыков и оборудования. Сервис — это специфический вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей, востребованных отдельными людьми или организациями. В нем задействовано более 70% населения, занятого в экономике развитых стран. К сервисной деятельности относят, как правило, торговлю, финансы, транспорт, здравоохранение, индустрию развлечений и спорта, а также сферы науки, образования и управления. Однако в контексте нашего предмета исследования мы остановимся на особенностях размещения ресторанно-гостиничного сервиса.

Раскрывая содержание сервисного пространства Дагестана, прежде всего, обратим внимание на долю сервисного обслуживания в республике в целом (всего 32 345 ед.) по видам деятельности и объему средств (рис. 1). Она представлена в следующих пропорциях: материально-производственная (7302 единицы / 22,58%), инфраструктурная (5637 единиц / 17,42%), распределительно-обменная (7737 единиц /23,9 %), социально-управлен-

12 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Особенности пространственной организации сервисного обслуживания Дагестана...

ческая — (11 669 единиц / 36,07%). Диаграмма показывает приблизительно равные доли субъектов экономической активности в республике, что само по себе демонстрирует незначительную долю сферы услуг в ее экономике. Отметим, что в развивающихся странах число укрупненных компаний сферы услуг зачастую составляет от 50% и ниже (без учета компаний банковско-финансовой сферы и так называемых прочих услуг), уступая первенство производственным компаниям.

□ Материально-производственный

■ Инфраструктурный

□ Распределительно-обменный

□ Социально-управленческий

Рис. 1. Процентное соотношение количества организаций в Республике Дагестан

Несмотря на незначительную долю в экономике, сфера сервисного обслуживания динамично развивается.

Отметим, что, по данным Росстата по Дагестану на 31 октября 2012 г., в республике востребованность рабочих мест среди работников сферы обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и родственных видов деятельности составило лишь 5,3% от общей потребности в работниках, против специалистов высшего уровня квалификации (56,5%), среднего уровня квалификации (18,4%), неквалифицированных рабочих (7,6%) и операторов, аппаратчиков, машинистов установок и машин (4,7%). При этом в этом секторе в республике отмечается опережающий рост фонда заработной платы. Так, среднемесячное начисление заработной платы в гостинично-ресторанном секторе на январь—май 2014 г. по отношению к аналогичному периоду 2013 г. составило 8282,0 тыс. руб., или 134,1%, что почти на 23% выше среднего повышения зарплаты в целом по экономике (111,6%); в сфере предоставления социальных услуг (141,2%), что превышает показатели зарплаты в целом по экономи-

ке на 30%, однако заработная плата в сфере организации отдыха и развлечений, культуры и спорта, напротив, снизилась и составила 96,6% от прошлогодних показателей или минус 15%2.

Как известно, состав населения, прежде всего, влияет на различие потребностей. Особенностью пространственного размещения в г. Махачкале предприятий общественного питания является их выраженная концентрация вокруг наиболее крупных образовательных учреждений высшего профессионального образования. Из данных, представленных на рис. 2, следует, что данный вид сервиса ориентируется, прежде всего, на студенческую молодежь в возрасте до 36 лет, доля которых в Махачкале и в Дагестане в целом крайне высока. Здесь мы поясним, что наиболее крупные вузы республики, построенные на территории Махачкалы еще в советские годы, размещены на самых старых улицах города и не рассчитаны на большой поток транспорта, поэтому здесь наблюдаются автомобильные заторы. Такое положение характерно, впрочем, для большинства средних городов России.

В целом в Махачкале функционирует 194 кафе (на карте обозначены черными фигурами) и 121 ресторан (на карте обозначены темно-серыми фигурами) на 55 улицах, причем 49% предприятий общественного питания приходится на шести центральных улицах города.

Как правило, это небольшие кафе, предлагающие европейские и дагестанские блюда. В то же время в так называемых спальных, жилых районах Махачкалы предприятия питания крайне слабо представлены, что указывает на отсутствие ориентации этих организаций на семейный отдых, субъекты которых более платежеспособны, чем экономически неактивная студенческая молодежь.

Такое неравномерное распределение услуг предприятий питания в городской среде указывает на слабое развитие сети сервисного обслуживания в городе в целом. Кроме того, характер размещения жилых районов

2 Официальная статистика Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан. URL: http://dagstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ ts/dagstat/ru/statistics/sphere/ (дата обращения: 20.09.2014).

13

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

Зоны:

1 — ФГБОУ ВПО «ДГПУ», ФГБОУ ВПО «ДТУ»; Дагестанский филиал МГТУ радиотехники, электроники и автоматики

2 — ФГБОУ ВПО «ДТУ»

3 — Институт теологии и международных отношений, ДГМА

4 — ДГТУ, ДГМА

5 — ДГИНХ, МГОУ, МГЮА, Институт финансов и права, МАДИ (филиал в г. Махачкале)

6. — Даг. фил Университета Российской академии образования

Рис. 2. Карта размещения предприятий общественного питания в г. Махачкале

города тесно увязан с природно-географическими особенностями местности (зажа-тость между морем и горами), что предполагает «вытянутое положение» и формирование большой периферии из жилой зоны. Удаленность жилых зон от центра, концентрирующего в себе основные сервисные предприятия, в том числе кафе и рестораны, сформировала две категории потребителей: «мобильных», осуществляющие маятниковые поездки за услугами, и «обделенных» (не имеющих на месте сервисных предприятий и не потребляющих услуги).

Однако не только прагматичное размещение предприятий питания в городской среде является главным залогом развития названного вида экономической деятельности. Американские рестораторы выяви-

ли зависимость между качеством пищи и качеством обслуживания, влияющую на общее впечатление посетителя от ресторана. Прием пищи в ресторанах не является единственной составляющей услуги этих предприятий питания. В ситуациях, когда обслуживание находится на недостаточно высоком уровне, большая часть клиентов отрицательно оценивает рестораны и отдает предпочтение конкурирующим заведениям [2, с. 9].

Многие из тех, кто занимается изучением индустрии гостеприимства, сходятся во мнении, что гостиницы и рестораны составляют основу индустрии гостеприимства [3, с. 17]. Поэтому, кроме сервиса предприятий питания, обратим внимание на характер гостиничного сервиса в Республике Дагестан.

14 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

Особенности пространственной организации сервисного обслуживания Дагестана...

На 2011 г. в Дагестане функционировало 110 средств размещения, большая половина которых относится к классу гостиниц малой вместимости. В половине из этих предприятий гостеприимства средняя стоимость номера в сутки колеблется от 2000 до 4000 руб. В четверти дагестанских отелей стоимость суточного проживания не превышает 1000 руб., что в среднем соответствует стоимости гостиничных номеров в ближайших субъектах РФ [6, с. 194].

Доля Махачкалы по количеству гостиничных предприятий составляет чуть меньше половины от общего количества средств размещения в целом по Дагестану по состоянию на 2014 г. — 60 гостиниц. По мнению многих исследователей, в республике практически полностью отсутствуют гостиницы, прошедшие процедуру оценки и присвоения категорий согласно российской классификации средств размещения. Об этом свидетельствуют и произвольно выделенные категории гостиничных номеров, не входящие в официальную классификацию средств размещения, такие как «Мансарда», «Полулюкс», «Люкс VIP», «Люкс улучшенный» и т. д. Проблемы гостиничного хозяйства в республике Дагестан, выявленные на основе лонгитюд-

ных наблюдений, В.В. Даитов предлагает решить с помощью расширения присутствия гостиниц в сети Интернет, роста автоматизации процессов работы предприятий гостеприимства; повышение качества сервиса для клиентов посредством расширения спектра предоставляемых информационных услуг в гостиницах и отелях [5, с. 112].

Выводы

Таким образом, сервисное пространство Дагестана в целом и ресторанно-гостиничный сектор в частности обладают целым рядом специфичных черт. В организации сервисного пространства предприятий питания очевидным является специфическая клиентоориентированность на учащуюся молодежь. Кроме того, эти предприятия демонстрируют высокий уровень дохода относительно остальных сфер экономической активности, что указывает на возрастание потребностей в названных услугах со стороны потенциальных посетителей. Полевые наблюдения показали полное отсутствие в республике кейтеринговых предприятий, что создает дополнительный ресурс для перспективного экономического роста в указанной сфере деятельности.

Литература

1. Ищенко В.Г. Философское осмысление сервисного пространства // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 2.

2. Матушевская Е.Г., Заднепровская Е.Л. Роль сервиса в обеспечении конкурентоспособности ресторана // Сервис PLUS. 2007. № 4. С. 3-13.

3. Похомчикова Е.О. К вопросу о специфике индустрии гостеприимства // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2014. № 1. С.17

4. Свириденко Ю.П., Хмелев В.В. Сервисная деятельность в обслуживании населения. Учебное пособие. М., 2012.

5. Ханбабаева З.М., Даитов В.В. IT-решения в продвижении регионального турпродукта // Сервис в России и за рубежом. 2010. № 4. С. 110—119.

6. Ханбабаева З.М., Сахарчук Е.С., Даитов В.В. Современное состояние и перспективы развития гостиничного сектора в Республике Дагестан // Сервис в России и за рубежом. 2011. Т. 25. № 6. С. 190—197.

7. Шалаев В.П. Социальные функции сервиса и туризма в современном обществе потребления // Экологический консалтинг. 2011. № 4 (44).

8. Шишкина Н.А., Берлин С.И. Современная концепция управления качеством гостиничных услуг малых средств размещения // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. 2013. № 4. С. 214—225.

15

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ТУРИЗМЕ И СЕРВИСЕ...

FEATURES OF THE SPATIAL ORGANIZATION OF SERVICES IN DAGESTAN (BASED ON HOTEL AND RESTAURANT BUSINESSES)

Gusenova Jamila Adamkadievna, Ph.D. (Candidate of Sciences) in Philosophy, Associate Professor, redkollegiamgus@mail.ru,

Russian State University of Tourism and Service, Branch in Makhachkala, Republic of Dagestan, Russian Federation

The article examines some of the features of service in the Republic of Dagestan. The paper provides a specific statistical evidence of uneven development of the service sector in the region, including a faster growth in the average monthly wage in some areas of the service sector. In particular, there is a relatively lower level of demand for jobs among service workers, workers in housing and utilities, trade and related activities (5.3% of total demand) whereas for those professions there is an above-average wage growth in comparison to the whole economy. Thus, the average monthly wage in the hotel and restaurant sector in January-May 2014 compared to the same period in 2013 was 134.1%, which is almost 23% higher than the average salary increase for the whole economy.

Particular attention is paid to the spatial organization of catering in Makhachkala. As a result of cartographic data placement of objects and their subsequent analysis identified are 6 specific territorial zones of the urban environment in which the great bulk of catering is concentrated. The author assumes the existence of a positive relation between the placement of enterprises and the location of the major higher educational institutions of the city, which indicates the orientation of catering on the student youth as the main consumer of goods and services. The methodological basis of the research is comprised of general scientific methods and particular studies of the phenomenon of «service area». Comparative analysis as a scientific method has allowed revealing the features of the organization of the service area, relative to the other spheres of economic activity. Among other methods actively is used content analysis of Internet resources, involving quantitative calculation of the control units (keywords).

Keywords: service area, service, catering, consumer

References

1. Ishchenko V.G. Filosofskoe osmyslenie servisnogo prostranstva [Philosophical understanding of the service space] // Servis v Rossii i za rubezhom. 2010. №2.

2. Matushevskaia E.G., Zadneprovskaia E.L. Rol’ servisa v obespechenii konkurentosposobnosti restorana [The role of the service in maintenance of competitiveness of the restaurant] // Servis PLUS. 2007. № 4. P. 3—13.

3. Pokhomchikova E.O. K voprosu o spetsifike industrii gostepriimstva [To a question about the specifics of the hospitality industry] // Izvestiia Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii (Baikal’skii gosudarstvennyi universitet ekonomiki i prava). 2014. №1. P.17.

4. Sviridenko Iu.P., Khmelev V.V. Servisnaia deiatel’nost’ v obsluzhivanii naseleniia [Service activities in the public service]. Uchebnoe posobie. M., 2012.

5. Khanbabaeva Z.M., Daitov V.V. IT-resheniia v prodvizhenii regional’nogo turprodukta [IT-solutions in the promotion of regional tourism products] // Servis v Rossii i za rubezhom. 2010. № 4. P. 110—119.

6. Khanbabaeva Z.M., Sakharchuk E.S., Daitov V. V. Sovremennoe sostoianie i perspektivy razvitiia gostinichnogo sektora v Respublike Dagestan [Current state and prospects of development of the hotel sector in the Republic of Dagestan] // Servis v Rossii i za rubezhom. 2011. T. 25. №6. P 190—197.

7. Shalaev V.P. Sotsial’nye funktsii servisa i turizma v sovremennom obshchestve potrebleniia [Social functions of service and tourism in contemporary consumer society] // Ekologicheskii konsalting. 2011. №4 (44).

8. Shishkina N.A., Berlin S.I. Sovremennaia kontseptsiia upravleniia kachestvom gostinichnykh uslug malykh sredstv razmeshcheniia [The modern concept of quality control of hotel services in small accommodation facilities] // Ekonomika. Pravo. Pechat’. Vestnik KSEI. 2013. №4. P 214—225.

16 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА Том 8. 2014 / №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.