ОСОБЕННОСТИ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ Г. ВЫБОРГ)
Бахчиванжи В.П.
Выборг расположен на западе Карельского перешейка в 27 км от Финляндии, на берегу Финского залива. Город лежит на полуострове, изрезанном глубокими бухтами, и на нескольких мелких островах. Является крупным экономическим, промышленным и культурным центром Ленинградской области, портом на Балтике, а также важным узлом шоссейных и железных дорог. История его возникновения во многом предопределила современное положение города. Город был основан шведами в Средние века, с 1710 г. являлся частью России вплоть до начала ХХ в., когда перешел в состав Финляндии. Однако в 1944 г. город c другими территориями Карельского перешейка был передан из КарелоФинской ССР в состав Ленинградской области РСФСР. Учитывая особенности исторического развития (в частности, тот факт, что Выборг за свою более чем 700-летнюю историю неоднократно менял свою государственную принадлежность), а также географическое положение (приграничный город, а значит, это место пересечения смыслов, идей, стремлений), мы можем выдвинуть следующую гипотезу: пространственное восприятие жителей Выборга будет сводиться к осознанию себя частью европейской территории, противопоставленной России.
Согласно гипотезе исследуемые нами города (Выборг, Санкт-Петербург и Кронштадт), находясь примерно в одном территориальном районе, могут быть
наполнены при этом разными смыслами (или мифами). Это позволяет нам сделать вывод о том, что пространственная «схожесть» не говорит об идентичности этих мифов, поскольку в рамках одного и того же пространства может существовать несколько вариантов его интерпретации. В качестве источников интерпретации выступают результаты устных опросов местного населения и глубинных интервью. Основываясь на собранном материале, представляется возможным составить более или менее целостные, уже сложившиеся пространственные стереотипы, закрепленные в массовом сознании, культуре. Любопытно, что мнения респондентов варьируются в независимости от уровня образования, возраста и т.п. Итак, среди самых распространенных пространственных представлений можно выделить три: Выборг — европейский (финский/ шведский) город. Город-крепость. Действительно, архитектурно-планир о-вочный облик города по большей части схож со странами Скандинавии: в центре города, что свойственно многим европейским городам, расположены городская ратуша, центральная площадь; рядом с привокзальной площадью возвышается жилой комплекс, имеющий название «Малая Финляндия»; количество построек советской эпохи незначительно. Местные жители часто называют Выборг «городом-крепостью»: эту роль город сохранил еще со дня своего основания (1293 г.), что является причи-
COMPARATIVE POLITICS • 4 (16-17), 2014
83
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
84
ной для особой гордости горожан. Однако в настоящее время Выборг уже не отстаивает оборонную функцию. Вероятно, произошло (или происходит) переосмысление городом своего положения из пограничного в связующее. В этой связи уместно вспомнить функции границ (по И.М. Бусыгиной: барьерные и контактные), которые в данном контексте в большей степени близки к контактным. Часть опрошенных убеждены в принадлежности города к шведской культуре, так как он «был основан шведами, и именно при них Выборг достиг своего наивысшего расцвета», поэтому ему свойственен «дух Запада», а чего-то истинно «русского» городу присуще крайне мало. Более того, следует учитывать то, что подавляющее большинство населения — переселенцы, велико число приезжих, что, в свою очередь, определяет недостаточную глубину исторической памяти и редуцированность пространственных мифов. Примечательно, что знание прежнего финского названия города «Viipuri» продемонстрировали далеко не все респонденты, но при этом им свойственна европейская идентичность.
«Мультикультурный» город. Довольно часто встречалось упоминание о Выборге как о «многонациональном» городе, в котором ощущается одновременное существование разных культурных пластов. Город представляет собой некую точку, связывающую две не похожие друг на друга культуры. Как уже отмечалось, на его историю и архитектуру оказали в свое время влияние шведская, немецкая, финская и русская культуры. Так, например, жители города имеют традицию отмечать как российские государственные праздники, так и финские; свадебные традиции также очень разноСРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА • 4 (16-
образны. При этом респонденты не могли отнести себя к одной идентичности, ощущая себя частью нескольких культур, причем ни одна из них не является доминирующей.
Городу присуща «особая исключительность» в силу особой роли и места как в истории государства, так и на карте России. Понятие эксклюзивности и обособленности наполнено позитивным смыслом и понимается жителями города как положительная черта, что во многом обусловлено отведением городу роли «русской заграницы», «единственного средневекового города России». Выделяя эти уникальные особенности города, респонденты нередко называют себя «русскими европейцами», подчеркивая свой особый статус.
Интересно отметить, что Выборг является городом-портом, однако восприятие себя жителями города-порта не наблюдается или проявляется крайне редко.
В заключение следует сказать, что результаты глубинных интервью в целом подтвердили выводы количественного анализа, показав разброс мнений. Среди уникальных смыслов и образов, которыми наполняется пространство Выборга его жителями, можно выделить как минимум три, причем они успешно сосуществуют друг с другом. Иными словами, пространство Выборга уникально, в нем представлено несколько типов идентичности, хотя локальная идентичность превалирует. За прошедшие десятилетия произошла переинтерпретация пространства: оборонные функции города (или исключительно города-крепости) перешли в связующие, контактные, что, в свою очередь, выражается в том, что Выборг представляет собой некое погра-ничье культур, традиций и ценностей.
17), 2014
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЛОКАЛЬНОГО ОПЫТА
Особенности пространственной идентичности (на примере г. Выборг)
Бахчиванжи Валерия Петровна, МГИМО(У) МИД России, студентка факультета политологии E-mail: [email protected]
Аннотация. Среди уникальных смыслов и образов, которыми наполняется пространство Выборга его жителями, можно выделить как минимум три — европейский город, «мультикультурный» город и город с «особой исключительностью», причем они успешно сосуществуют друг с другом. Иными словами, пространство Выборга уникально, в нем представлено несколько типов идентичности, хотя локальная идентичность превалирует. За прошедшие десятилетия произошла переинтерпретация пространства: оборонные функции города (или исключительно города-крепости) перешли в связующие, контактные, что, в свою очередь, выражается в том, что Выборг представляет собой некое пограничье культур, традиций и ценностей.
Ключевые слова: пространственная идентичность, пространственное воображение, Выборг, критическая геополитика.
Space Identity: The Case of Vyborg
Bakhchivanzhi Valeria Petrovna, Moscow State Institute of International Relations (MGIMO-University), School of Political Affairs, Student E-mail: [email protected]
Abstract. Among the unique meanings and images which form the Vyborg space by the citizens one can distinguish at least the images — an European town, a multicultural town and a town with the special exclusiveness, moreover so, they coexist successfully. In other words, although local identity prevails in Vyborg, its space is unique because there are several types of identity. Over the recent decades the space has been re-interpreted: defense functions of the town (or solely of the fortress town) have evolved into connecting, contact, which is demonstrated by the fact that Vyborg represents a borderzone between cultures, traditions and values.
Key words: space imagination, space identity, Vyborg, critical geopolitics.
COMPARATIVE POLITICS • 4 (16-17), 2014
85