Научная статья на тему 'Особенности производства следственных действий, осуще- ствляемых с участием потерпевших, по делам о торговле людьми'

Особенности производства следственных действий, осуще- ствляемых с участием потерпевших, по делам о торговле людьми Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
431
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / СЛЕДОВАТЕЛЬ / ПОТЕРПЕВШИЙ / ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ДОПРОС / ПОКАЗАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТАКТ / РАССЛЕДОВАНИЕ / INVESTIGATIVE ACTIONS / INVESTIGATOR / VICTIM / TRADE IN PEOPLE / INTERROGATION / EVIDENCE / SUBJECT OF INTERROGATION / PSYCHOLOGICAL CONTACT / PLANNING OF INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Варданян Артем Акопович

Настоящая статья посвящена изучению специфики производства отдельных следственных действий, осуществляемых с участием потерпевших, по делам о торговле людьми. Особый характер психотравмирующей ситуации, в которую оказался вовлечен потерпевший в результате совершения в отношении него противоправной сделки и последующей эксплуатации, а также оказываемое виновными противодействие расследованию, детерминируют тактику по установлению и поддержанию психологического контакта, получению значимой для расследования информации. Специальное внимание автор уделил производству допроса потерпевших как наиболее распространенному и информационно насыщенному следственному действию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Варданян Артем Акопович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the execution of the investigation measures concerning the people for sale cases with the participation of the victims

This article is devoted to the study of the specificity of the conduct of certain investigative actions carried out with the participation of victims in cases of trade in people. A special character of psycho traumatic situation in which the victim was involved as a result of committing an illegal transaction and subsequent exploitation on him and contractions to investigation rendered by criminals determine the tactic of establishment and maintenance of psychological contact and the receipt of important information. A special attention is paid to the conduct of interrogation of victims as the most widespread and informative investigation action.

Текст научной работы на тему «Особенности производства следственных действий, осуще- ствляемых с участием потерпевших, по делам о торговле людьми»

А.А. Варданян

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ С УЧАСТИЕМ ПОТЕРПЕВШИХ, ПО ДЕЛАМ

О ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ

Основной Закон Российской Федерации, закрепив общепризнанные принципы и нормы международного права в качестве составной части отечественной правовой системы, гарантировал их государственную защиту. Однако уголовная ответственность за торговлю людьми в УК РФ была установлена лишь Федеральным законом РФ от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, тогда как цивилизованным мировым сообществом борьба с указанным посягательством на свободу, честь и достоинство личности давно осознана в качестве одной из приоритетных проблем, носящих транснациональный характер. Так, во Франции была осуждена группа преступников, в которую входили, наряду с французом, итальянцем, югославом, и трое наших соотечественников-ростовчан. Виновные поставляли девушек для занятия проституцией. И хотя ростовчане, стремясь избежать уголовной ответственности, скрылись на обширной территории Российской Федерации, суд осудил их заочно, а также вынес международный ордер на их арест*. Однако поскольку указанные деяния были совершены россиянами до вступления в действие вышеназванного дополнения в уголовный закон РФ, вербовщики-сутенеры оказались неприкосновенными на территории России. Хотя в случае их выезда за пределы страны, независимо от цели поездки и государства следования, уже после пересечения границы они могут быть арестованы.

Анализ практической деятельности в сфере борьбы с указанной категорией деяний свидетельствует о наличии ряда успешно проведенных операций по задержанию виновных и установлению обстоятельств противоправных сделок в отношении людей. Однако данные, пока еще скромные, успехи свидетельствуют и о потребности в дальнейшем совершенствовании соответствующей частной криминалистической методики, которая на сегодняшний день все еще имеет статус развивающейся. Тем более, что, по мнению аналитиков, латентность указанного деяния еще остается высокой.

Руководствуясь корыстными интересами, виновные реализуют людей для их использования в различных целях, однако наиболее распространенным направлением является все же продажа с целью сексуальной эксплуатации молодых девушек, в том числе и несовершеннолетних.

Этот фактор также влияет на уровень раскрываемости данных деяний. Даже в случае побега от эксплуататоров или освобождения в результате слаженного действия сотрудников правоохранительных органов жертва далеко не всегда настроена сотрудничать со следствием. И мотивы уклонения от дачи показаний и иных пассивных действий жертвы, не ограничиваясь опасениями возмездия со стороны виновных, вызваны также психологическими комплексами в связи с характером эксплуатации жертвы в период пребывания в рабстве, необходимостью подробно сообщать об обстоятельствах эксплуатации, неизбежно затрагивая различные интимные аспекты. Причем нередко пагубное воздействие на подавленную психику потерпевшей оказывают некорректные и сомнительные с точки зрения этики действия и поступки сотрудников дежурных частей и иных подразделений правоохранительных органов, непосредственно ответственных за принятие заявлений и сообщений о признаках преступлений.

Между тем анализ уголовных дел свидетельствует о том, что показания лица, явившегося предметом противоправной сделки, оказывают существенное влияние на доказывание обстоятельств данного деяния, поэтому тактически грамотное проведение допроса этого лица имеет непреходящее значение. Действительно, действия виновных лиц нередко приобретают обширный географический размах, порой - международного масштаба. В этой связи нередко имеются объективные обстоятельства, препятствующие проведению осмотра места происшествия, обыска, следственного эксперимента на территории, куда жертва была доставлена и где она подвергалась эксплуатации. Отдаленность места продажи от места принудительного заточения и эксплуатации является также фактором, способствующим сокрытию следов противоправного деяния, внесению иных изменений, затрудняющих исследование данного места в связи с криминальным событием. Таким образом, результаты расследования по делам о торговле людьми нередко зависят от содержания полученных показаний от проходящих по делу лиц, наделенных различным процессуальным статусом.

С другой стороны, именно жертва противоправной сделки, находясь как бы внутри криминального события, может сообщить ценную информацию о количестве соучастников, их роли в преступной группе, внешних и анкетных данных, а также о наличии у них преступных связей с внешне респектабельными должностными лицами органов власти, оказывающими им покровительство.

Поэтому при планировании расследования по данному уголовному делу необходимо учитывать ряд специфических факторов, детерминированных как механизмом совершения данного преступления, так и социально-психологическими качествами жертвы и виновного.

В частности, руководителю следственного органа целесообразно тактически верно выбрать кандидатуру следователя, которому будет поручено расследование по уголовному делу. Наряду с предпочтением в отношении наиболее опытных сотрудников в силу организационно сложного характера данного преступления, следует принимать во внимание и другие обстоятельства. Так, учитывая испытываемое потерпевшей состояние фрустрации, связанное с переживанием по поводу совершенных в отношении нее насильственных действий сексуального характера, производство расследования по делу целесообразно поручить следователю из числа сотрудников женского пола. Если таковые отсутствуют либо не имеют соответствующего профессионального опыта, допустимо поручить расследование по данному делу следователю-мужчине, значительно превосходящему потерпевшую по возрасту. Это является необходимым условием, позволяющим сформировать психологический контакт между потерпевшей и субъектом доказывания, снять испытываемое потерпевшей напряжение. Если нагрузка сотрудников, обладающих указанными качествами, не позволяет поручить им производство предварительного следствия по данному делу в полном объеме, то целесообразно привлечь их хотя бы для участия в допросе потерпевшей, особенно осуществляемому впервые.

Для того, чтобы допрос потерпевшей по делам указанной категории позволил получить информационно-насыщенные показания, ценные для установления полной совокупности подлежащих доказыванию обстоятельств, тактически верным решением является приглашение для участия в допросе специалиста-психолога. Возможность приглашения психолога для участия в производстве допроса любого лица вытекает из ч. 1 ст. 168 УПК РФ, регламентирующей полномочие следователя привлекать любого специалиста для участия в производстве следственного действия. Участие данного лица явилось бы значимым подспорьем не только для непосредственного установления психологического контакта и снятия напряжения у допрашиваемой, но и в диагностике ее психологического состояния. Благодаря учету указанных факторов, возможно скорректировать тактику допроса, реализовав тактико-криминалистические приемы, являющиеся наиболее эффективными применительно к данной ситуации.

В процессе установления психологического контакта целесообразно разъяснить потерпевшей возможности уголовно-процессуального закона и других взаимосвязанных нормативных актов в сфере обеспечения ее личной безопасности. А именно: официальное письменное предупреждение следователя о неразглашении данных предварительного следствия (ст. 161 УПК РФ); производство следственных действий с сохранением в тайне анкетных данных их участников (ч. 9 ст. 166 УПК РФ); предъявление для опознания в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего (ч. 8 ст. 193 УПК РФ) и т.п.

Другим немаловажным моментом, обусловливающим полноту показаний, является обеспечение целенаправленности допроса. Осуществляя в ходе допроса общение с человеком, не являющимся юридически грамотным, склонным упустить какие-либо фрагменты случившегося события, не всегда желающим подробно освещать отдельные обстоятельства преступного деяния, и даже стремящимся оказать влияние на следователя, следователь, тем не менее, призван получить значимую для дела информацию. Поэтому на протяжении всего следственного действия, корректируя, по необходимости тактические приемы получения развернутых показаний, он должен стремиться установить все известные допрашиваемому обстоятельства деяния, образующие в соответствии со ст. 73 УПК РФ предмет доказывания.

В этой связи приобретает значимость разработка типового предмета допроса потерпевшей вследствие противоправной сделки, у которой необходимо узнать следующие сведения:

- знакома ли она с лицами, осуществившими ее похищение, вербовку, транспортировку, непосредственно сделку, а также эксплуатацию до совершения преступления, как давно знакома, каким образом познакомилась, в каких отношениях находилась. Кто является руководителем и интеллектуальными лидерами преступной группы, занимающейся торговлей людьми, какова роль каждого соучастника, какова протяженность сексуального трафика;

- каким образом, где и когда произошло насильственное завладение виновными ее личностью, применяли ли виновные насилие и (или) обман;

- какие взаимосвязанные события предшествовали насильственному завладению. Осуществлялись ли в отношении ее действия вербовочного характера, кем, где и при каких обстоятельствах. Какие условия выражали работодатели или посредники, представителями какой фирмы они назывались. Предъявляли ли правоустанавливающие и иные документы, предлагали ли подписать трудовые контракты или иные соглашения, выдавали ли визитки, буклеты и иные источники контактных данных. Каким образом общались между собой, допускали ли употребление характерных слов-диалектов или словосочетаний. Имеются ли у допрашиваемой контактные данные соучастников преступления;

- где, когда, каким видом транспорта осуществлялась ее транспортировка к месту реализации. Допускалось ли в процессе транспортировки насилие или обманные действия, контролировался ли

кем-либо из соучастников процесс перемещения жертв либо они достигли условленного места самостоятельно, находясь в заблуждении относительного наличия предкриминальной ситуации;

- где разместили жертву после транспортировки к месту временного расположения, как долго и в каких условиях содержали, предоставлялось ли питание, удовлетворялась ли потребность в элементарных санитарно-гигиенических процедурах;

- когда и при каких обстоятельствах жертве стало известно, что в отношении нее совершена купля-продажа, каким образом она узнала, кто ее покупатель и «владелец». Изымали ли у нее виновные загранпаспорт и иные документы. Может ли узнать и по каким признакам своего «владельца» и иных соучастников преступления;

- где, как долго и в каких условиях проданная принудительно содержалась, какие требования покупателя и его сообщников была вынуждена выполнять, может ли описать и показать данное место;

- осуществлялась ли в отношении нее эксплуатация, в какой форме, каков был распорядок дня, использовалась ли система штрафов и иных средств воздействия на поведение проданных;

- каким образом жертве удалось покинуть место насильственного удержания, а также достигнуть региона, откуда она была продана.

Данные потерпевшей показания необходимо незамедлительно подтвердить, причем, не столько с целью перепроверки, сколько для исключения вероятности ее последующего отказа от них в силу оказанного давления со стороны заинтересованных лиц.

Для показаний потерпевшей по данной категории дел характерно упоминание о месте похищения, вербовки, временного удержания, а также месте принудительной эксплуатации. Если это место ранее не было известно следователю, либо описание его обстановки требует сопоставления с ранее данными показаниями, необходимо принять решение о производстве проверки показаний на месте с участием потерпевшей.

Если в показаниях потерпевшей упоминаются обстоятельства вербовки, содержащей элементы обмана (например, обещание работы в сфере шоу- или модельного бизнеса и т.п.), необходимо тактически грамотно спланировать и осуществить обыск по месту нахождения этих организаций. Обыскиваемыми помещениями могут выступать фирмы, специализирующиеся на трудоустройстве и иному оказанию посреднических услуг (службы знакомств, модельные агентства и т.п.), а также подпольные притоны либо организации, специализирующиеся на негласном оказании сексуальных услуг.

В процессе осуществления подготовительных действий к совершению преступления, виновные, имитируя деятельность респектабельной фирмы, могли предварительно заключать с жертвой трудовые контракты и иные соглашения. При выяснении данного обстоятельства следует также путем выемки изъять находящиеся у потерпевшей соответствующие экземпляры. После их тщательного криминалистического анализа определить перечень наиболее эффективных в данной ситуации судебных экспертиз, а также круг разрешаемых экспертами вопросов.

Именно внимательный анализ данных потерпевшими показаний, их учет при дальнейшем планировании расследования, в том числе и путем внесения в план необходимых корректировок, незамедлительное производство комплекса следственных действий, подтверждающих суть ранее данных показаний, позволяют внести весомый вклад в преодоление попыток заинтересованных лиц оказать противодействие расследованию.

1. Дворкин А.И., Смирнов Г.К. Состояние и проблемы борьбы с торговлей людьми в Российской Федерации // Настольная книга следователя. Расследование преступлений против личности (убийство, торговля людьми): Научно-методическое пособие / Под ред. А.И. Дворкина, А.Б. Соловьева. М.: Экзамен, 2007. С. 577.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.