Научная статья на тему 'Особенности прогнозирования денежного потока предприятий, оказывающих услуги по переработке ТКО'

Особенности прогнозирования денежного потока предприятий, оказывающих услуги по переработке ТКО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
192
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЕЖНЫЙ ПОТОК / ФИНАНСЫ / УПРАВЛЕНИЕ / КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Максимов Василий Викторович

Деятельность по управлению денежными потоками предприятия сопряжена с его производственно-хозяйственной деятельностью, независимо от экономических условий, в которых оно находится. Разработка подходов к эффективному управлению денежными ресурсами предприятий, оказывающих услуги по переработке твердых коммунальных расходов, в современных экономических условиях является крайне актуальной задаче, так как финансовое состояние многих из таких предприятий можно охарактеризовать как крайне неустойчивое. При этом выработка подходов к эффективному управлению денежными ресурсами предприятий, оказывающих услуги по переработке твердых коммунальных расходов, базируется на особенностях прогнозирования денежного потока предприятий, оказывающих услуги по переработке ТКО, к которым можно относить особенности законодательного регулирования, отличия производственного процесса, высокую социальную значимость деятельности, степень механизации и автоматизации процессов и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности прогнозирования денежного потока предприятий, оказывающих услуги по переработке ТКО»

Особенности прогнозирования денежного потока предприятий, оказывающих услуги по переработке ТКО.

Features of forecasting of a cash flow of the enterprises rendering services in processing of solid municipal waste.

Максимов Василий Викторович Maximov Vasily Victorovich

Аспирант

НОЧУ ВО «МФПУ «Синергия» E-mail: maxrespection@yandex.ru SPIN код: 8099-1984

Аннотация: Деятельность по управлению денежными потоками предприятия сопряжена с его производственно-хозяйственной деятельностью, независимо от экономических условий, в которых оно находится. Разработка подходов к эффективному управлению денежными ресурсами предприятий, оказывающих услуги по переработке твердых коммунальных расходов, в современных экономических условиях является крайне актуальной задаче, так как финансовое состояние многих из таких предприятий можно охарактеризовать как крайне неустойчивое. При этом выработка подходов к эффективному управлению денежными ресурсами предприятий, оказывающих услуги по переработке твердых коммунальных расходов, базируется на особенностях прогнозирования денежного потока предприятий, оказывающих услуги по переработке ТКО, к которым можно относить особенности законодательного регулирования, отличия производственного процесса, высокую социальную значимость деятельности, степень механизации и автоматизации процессов и т.д.

Abstract: Management of the enterprise cash flows associated with its production and economic activity, regardless of the economic environment in which it is located. The development of effective approaches to the management

of monetary resources of the enterprises rendering services on processing of solid municipal expenditures, in current economic conditions is a very urgent task, because the financial condition of many of these companies can be characterized as highly volatile. However, the elaboration of approaches to effective management of monetary resources of the enterprises rendering services on processing of solid communal costs, based on the nature of forecasting cash flow of enterprises providing services for the processing of MSW, which include legislation and regulations, the differences of production process, high social significance of the activities, the degree of mechanization and automation of processes, etc.

Ключевые слова: денежный поток, финансы, управление, коммунальные услуги, прогнозирование

Key words: cash flow, Finance, management, utilities, forecasting

Производственно-хозяйственная деятельность каждого предприятия сопряжена с трудной задачей по управлению денежными потоками независимо от экономических условий, в которых оно находится. Эффективное управление денежными ресурсами в современных экономических условиях является крайне актуальным, так как финансовое состояние многих из них можно охарактеризовать как крайне неустойчивое. Особенно это характерно для предприятий, оказывающих услуги по переработке твердых коммунальных расходов.

Существующая в России практика обращения с отходами характеризуется возрастающим негативным воздействием на окружающую среду и здоровье человека, неэффективным использованием материальных и энергетических ресурсов.

По данным Минприроды России, ежегодно в стране образуется 3-4 млрд. т отходов. Более половины из них (54%) приходится на добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (в основном предприятиями угольной промышленности), 17% — на цветную

металлургию, 16% — на черную, 12% — на другие отрасли, включая ЖКХ. ТКО составляют 1-2% всех отходов (см. табл.1., табл.2.)

Таблица 1. Общий объем использования и обезвреживания отходов в

Российской Федерации по видам ОКВЭД1

Объем отходов, млн т 2007 2010 2011 2012 2013 2014

Общий объем использования и обезвреживания отходов 2257,4 1738,1 1990,7 2348,1 2043,6 2357,2

Из него:

- Сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство (р. А+В ОКВЭД) 19,2 19,8 23,4 23,2 34,7 33,6

- Добыча полезных ископаемых (р. С ОКВЭД) 1829,4 1562,2 1800,1 2125,9 1753,1 2165,7

- Обрабатывающие производства (р. D ОКВЭД) 85,4 124,4 124,3 164,6 132,3 119,3

- Строительство (р. F ОКВЭД) 38,8 10,1 11,3 10,3 8,9 7,7

- Производство и распределение электроэнергии, газа и воды (р. Е ОКВЭД) 8,3 9,8 13,3 9,2 3,8 4,3

- Прочие виды экономической деятельности 276,3 11,8 18,3 14,9 110,8 26,6

Таблица 2. Общий объем использования и обезвреживания опасных

2

отходов (Ь^класс опасности) по классам опасности

Объем отходов, млн т 2007 2010 2011 2012 2013 2014

Из общего объема использования и обезвреживания опасных отходов (1-ГУ класс опасности) отходов: 105,552 83,481 96,766 91,754 102,099 103,814

- I класса опасности 0,0934 0,097 0,08 0,04 0,044 0,044

- II класса опасности 0,8716 0,431 0,389 0,452 0,444 0,371

- III класса опасности 9,29 11,862 11,701 10,309 17,093 17,425

- IV класса опасности, из них: 95,2973 71,091 84,596 80,953 84,518 85,974

- объем использованных и обезвреженных твердых коммунальных отходов н/д н/д н/д 3,673 3,634 4,26

Несмотря на потенциальную прибыльность деятельности, на предприятиях в сфере услуг по переработке твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в большинстве случаев отсутствует должная

1 Составлено на основе данных Росприроднадзора

2 Составлено на основе данных Росприроднадзора

организация финансовой системы, нет взаимосвязи между структурными подразделениями, не установлены и не разграничены их функции. Отсутствие квалифицированных специалистов приводит к неэффективному использованию денежных средств.

В современных условиях углубление теоретической базы и расширение практических рекомендаций является основой для совершенствования на предприятиях по переработке твердых коммунальных отходов системы управления денежными потоками, которые традиционно являются важнейшим самостоятельным объектом финансового менеджмента. При этом особое значение приобретает разработка новых форм и методов управления денежными потоками с ориентацией на специфику деятельности предприятия.

Исследованию проблематики денежных потоков посвятили свои работы ученые, среди которых И.А. Бланк, В.В. Бочаров, Ю. Бригхем, Дж. Ван Хорн, В.В. Ковалев, Б. Коласс, И.В. Никитушкина, Т. Райс, Т.В. Теплова и др. Стратегическим анализом денежных потоков занимаются М.В. Мельник, О.В. Ефимова и др., тактическим - В.В. Бочаров, Л.Т. Гиляровская, Г.В. Савицкая и пр.

Цель анализа движения денежных потоков - выявление основных направлений поступления и выбытия денежных средств, определение факторов, влияющих на их изменение, разработка мероприятий по повышению эффективности использования денежных средств организации.

По результатам оценки и анализа движения денежных потоков предприятия в сфере услуг по переработке твердых коммунальных отходов могут определить:

• в каком объеме и из каких источников получены денежные средства и каковы основные направления их расходования;

• способно ли предприятие в результате своей текущей деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами и насколько стабильно такое

превышение;

• в состоянии ли предприятие расплатиться по своим текущим обязательствам;

• достаточно ли собственных средств предприятия для финансирования инвестиционной деятельности;

• достаточно ли полученной предприятием прибыли для удовлетворения его текущих потребностей в денежных средствах.

В процессе анализа предприятия в сфере услуг по переработке твердых коммунальных отходов определяют общую сумму поступления и выбытия денежных средств за период, изменение остатка денежных средств, изучают основные направления поступления и выбытия денежных средств.

Притоки денежных средств предприятия в сфере услуг по переработке твердых коммунальных отходов формируются:

• в результате поступлений от операционной деятельности в виде выручки от продажи работ услуг, поступлений от арендных платежей;

• в результате поступлений от инвестиционной деятельности - от продажи внеоборотных активов и акций, долговых ценных бумаг, получения дивидендов и процентов, от возврата ранее предоставленных займов;

• в результате поступлений от финансовой деятельности - в результате получения кредитов и займов, денежных вкладов собственников, выпуска акций и облигаций.

В свою очередь, оттоки денежных средств предприятия в сфере услуг по переработке твердых коммунальных отходов представляют собой расходование средств в виде платежей:

• по операционной деятельности, т.е. направляются на оплату счетов поставщиков (подрядчиков), оплату труда работников,

выплату процентов по долговым обязательствам, уплату налогов;

• по инвестиционной деятельности - на приобретение земельных участков, подвод коммуникаций, строительство (реконструкцию) или приобретение зданий (сооружений), на приобретение и модернизацию оборудования, специализированных транспортных средств, внеоборотных активов, на приобретение акций других компаний, долговых ценных бумаг, на выплату процентов по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционного актива;

• по финансовой деятельности - на уплату дивидендов, на возврат ранее предоставленных займов, на выкуп собственных акций и т.п. .

Сопоставление притоков и оттоков денежных средств от всех видов деятельности позволяет выявить чистый денежный поток.

Чистый денежный поток характеризует резерв денежной наличности и определяется как разница между всеми поступлениями и выплатами денежных средств. Чистый денежный поток показывает фактическое изменение денежных активов предприятия за период, в то время как чистая прибыль не учитывает многие выплаты предприятия. Происходят временные разрывы в учете денежных и неденежных доходов и расходов предприятия с реальным поступлением или расходованием денежных средств. Результатом такого несовпадения является парадокс прибыли, то есть у предприятия отсутствуют денежные средства при одновременном получение прибыли, либо наоборот.

Следовательно, показатель прибыли может не отражать реальное финансовое положение предприятия, эффективность его экономической деятельности. Именно для выявления причин расхождения чистой прибыли и чистого денежного потока проводится анализ денежных потоков

предприятия.

При анализе выделяют движение в направлении текущих, инвестиционных, финансовых операций, и начинается он с изучения результативного чистого денежного потока (чистого увеличения (уменьшения) денежных средств и их эквивалентов).

Анализ результативного чистого денежного потока в разрезе видов операций организации предполагает выделение следующих основных составляющих:

• чистого денежного потока (чистых денежных средств) от текущих операций;

• чистого денежного потока (чистых денежных средств) от инвестиционных операций;

• чистого денежного потока (чистых денежных средств) от финансовых операций.

Наиболее часто используемыми методами анализа денежных потоков являются прямой и косвенный методы, а также метод коэффициентов, который скорее выступает дополнением к двум основным методам.

Для установления величины и причин расхождения между чистой прибылью и изменением денежных остатков предприятия в сфере услуг по переработке твердых коммунальных отходов в большей степени подходит именно косвенный метод.

Исходным элементом данного метода является чистая прибыль, которая путем последовательных корректировок приводится к величине чистого денежного потока. Данный метод предполагает корректировку полученной предприятием прибыли на величину операций неденежного характера, таких как амортизация активов, а также на величины изменения статей баланса, активов и пассивов, тем самым помогая определить, куда направлены денежные средства. Для осуществления анализа косвенным методом используется «Отчет о финансовых результатах» и «Бухгалтерский баланс».

Косвенный метод предпочтительнее с аналитической точки зрения, так позволяет установить взаимосвязь полученной прибыли с изменением денежных средств. Однако косвенный метод позволяет определить только совокупный чистый денежный поток, а для оперативного устранения выявленных при косвенном методе проблем необходимо произвести более детальный анализ движения денежных потоков прямым методом.

Суть прямого метода заключается в преобразовании выручки от продажи в чистую денежную прибыль при выполнении корректировок на величину поступлений и затрат, осуществляемых исключительно в денежной форме.

Анализ денежных потоков предприятия прямым методом производится на основе с оставления данных Отчета о движении денежных средств. В процессе анализа поступления и платежи за анализируемый период группируются по 3 основным направлениям деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой. По каждому направлению рассчитывается чистый денежный поток.

Оценка денежных потоков прямым методом позволяет определить способность предприятия генерировать чистые денежные поступления для обеспечения как текущей деятельности, так и осуществления инвестирования и выполнения своих финансовых обязательств, установить потребность предприятия во внешнем финансировании. Другими словами, анализ денежных потоков прямым методом определить проблемные места предприятия более точно, а также дает возможность оперативно их устранить.

Сложность проведения анализа и прогнозирования денежных потоков предприятия в сфере услуг по переработке твердых коммунальных отходов заключается в сложившейся системе коммунального хозяйства.

Твердыми коммунальными отходами, согласно ФЗ - 89 от 24.06.98, считаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также ...отходы, образующиеся в

результате деятельности юридических лиц .

С 01 января 2016 года федеральным законом №4044 были внесены поправки в ФЗ-89, которые установили важнейшее изменение, вступившее в силу в этом году: вывоз бытовых отходов стал коммунальной услугой, а единый региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами выбирается на конкурсной основе.

В том же ФЗ-89 дается определение оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов5.

Таким образом, мы можем отнести предприятия, оказывающие услуги по переработке твердых коммунальных отходов, к категории операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, а потому выделить присущий им характерный ряд особенностей хозяйственной деятельности: 1. Согласно ст. 24.6 вышеупомянутого ФЗ-89 региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами должен обеспечить процедуру обращения с отходами в пределах конкретного региона РФ в соответствии со схемой сбора, перевозки, обезвреживания и утилизации отходов. На основании контракта, заключенного с уполномоченным органом исполнительной власти, определяется зона деятельности регионального оператора. В свою очередь, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами должен заключать договоры на ликвидацию и переработку твердых промышленных отходов (кроме металлоотходов), а именно - вывоз, захоронение, сжигание, складирование и хранение - только после заключения контракта с органом исполнительной власти. Тем самым, в деятельности

3 Ст.1. ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г.

4 ФЗ-404 от 29.12.2015 « О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

5 Ст.1. ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998г.

оператора твердых коммунальных отходов увеличен риск ключевой фигуры (в данном случае - контакта с руководителем органа исполнительной власти), что отражается на прогнозировании денежных потоков.

2. Существенным является риск, что предприятия в сфере услуг по переработке твердых коммунальных отходов будут поставлены в зависимость от региональных операторов, каковыми с 01 января 2017 года, вероятней всего, станут компании, которые в настоящий момент (осень 2016 года) занимаются вывозом мусора, а, следовательно, предприятия - переработчики окажутся в зависимости от операторов -монополистов в регионе.

3. Срок заключения контракта с органом исполнительной власти - 10 лет. Несмотря на то, что в законе прописана возможность пролонгации, срок контракта, тем не менее, ставит перед предприятием в сфере переработки твердых коммунальных отходов задачу осторожного инвестирования. Это должно делаться в целью снижения рисков от деятельности и минимизации убытков в случае, если контракт не будет продлен.

4. Согласно законодательству, деятельность операторов по обращению с отходами подчиняется установленному порядку. Определение порядка обращения с отходами возложено на субъекты Российской Федерации, а поскольку решения субъектов зачастую подвержены влиянию экономической конъюнктуры, возрастает риск изменения порядков, а следовательно - удорожания хозяйственной деятельности оператора твердых коммунальных отходов.

Однако, несмотря на указанные сложности, одной из главных проблем для прогнозирования денежных потоков предприятия предоставляющего услуги в сфере переработки твердых коммунальных отходов является состояние законодательства в этой отрасли.

Изменение законодательства о системе обращения с твердыми

коммунальными отходами повлекло за собой изменение нормативного регулирования ценообразования в этой отрасли. Так, на смену постановления Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса» с вносившимися в него изменениями и дополнениями с 01 января 2017 года приходит постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

Указанный нормативно - правовой акт также, как и ФЗ-89, содержит в себе положения, повышающие уровень риска хозяйственной деятельности оператора твердых коммунальных отходов и сложности для прогнозирования его денежных потоков.

Прежде всего, оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами действует на основании цен, не превышающих тарифов, которые рассчитываются органами исполнительной власти и на величину которых оператор повлиять не в силах.

К регулируемым видам деятельности - а значит, к видам деятельности, для которых существуют предельные тарифы оплаты, - относятся, в частности:

• Обработка;

• Обезвреживание;

• Захоронение;

• Услуги по обращению с ТКО.

Однако остается ряд случаев, при которых цены на услуги по сбору и транспортировке определяются на основе торгов. Эти случаи определяются Правительством РФ, оно же устанавливает порядок проведения торгов.

Небезупречными с экономической точки зрения, на наш взгляд, являются также формулировки в тексте самого Постановления, являющиеся нормативным документом для расчета предельных тарифов.

Так, 2 статьей Постановления дается определение базы инвестированного капитала, под которой «понимается величина инвестированного капитала, определяемая органом регулирования тарифов на соответствующий год долгосрочного периода регулирования, на основе которой определяется величина дохода инвестированного капитала при установлении тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала». Разбор столь сложной по составу формулировки дает в итоге понимание, что орган исполнительной власти (в Постановлении он обозначен как орган регулирования тарифов) определяет величину капитала, подлежащего инвестированию, с тем, чтобы в определенный год периода, на который заключен контракт с оператором, «заложить» доход на этот капитал и, таким образом, заложить его в тарифы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом, под инвестированным капиталом понимается «стоимость объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, принимаемая органом регулирования тарифов для целей тарифного регулирования с использованием метода доходности инвестированного капитала». Иными словами, под инвестированным капиталом в Постановлении понимается стоимость объектов, принимаемая органом исполнительной власти для целей установления тарифов. Однако, в данном случае в реалиях хозяйственной жизни возникает риск расхождения действительной величины инвестированного капитала и стоимости, определенной властью для установления тарифов. Особо, на наш взгляд, стоит отметить введение в определение причастия «принимаемая», поскольку его смысловая нагрузка такова, что в него же закладывается вероятностная возможность, антоним «не принимаемая».

В тесной связи с предыдущим термином находится показатель нормы доходности инвестированного капитала, под которой законодатель понимает «величину, отражающую экономически обоснованный уровень доходности инвестированного капитала». Наши замечания к этой

формулировке практически идентичны предыдущей: с экономической точки зрения норма дохода - это относительный показатель эффективности вложений, а норма доходности (для экономистов более привычным является использование термина внутренней нормы доходности, IRR) -процент, при котором инвестор лишь возвращает вложенные средства, свои инвестиции, но не более того, ничего не заработав на инвестициях, а потому является базовым показателем в инвестиционных расчетах. В свете сказанного становится неясным, какую именно величину имел ввиду законодатель: внутреннюю норму доходности или же норму дохода на инвестированный капитал, но с ограничением, что эта норма дохода является «экономически обоснованной»? Если же законодатель под нормой доходности понимает внутреннюю норму доходности, то возникает резонный вопрос разумности деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку в результате хозяйственной деятельности такой оператор, возможно сумеет окупить свои вложения, сможет самозанять себя, создать рабочие места, однако же не сможет создать никакого прироста капитала, а потому вложения в другие отрасли будут более предпочтительны.

Не менее увлекательно проводить анализ определений, заложенных в Постановлении Правительства, - «недополученные расходы», «неподконтрольные расходы» и «необходимая валовая выручка». Применение этих терминов прямо говорит о том, что в отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами от чистой рыночной экономики не осталось ничего.

Так, необходимой валовой выручкой законодатель обозначает (кратко) «экономически обоснованный объем финансовых средств...необходимый.. организации ... для осуществления деятельности ..и достижения..в соответствии с нормативно - правовыми актами Российской Федерации .плановых значений ..эффективности объектов..»6. К этой формулировке

6 П.2. Постановления «Термины и определения».

больше вопросов, чем ответов.

Во-первых, почему законодатель вводит плановые показатели в деятельность, по сути, независимой коммерческой организации?

Во-вторых, под валовой выручкой понимается полная сумма денежных поступлений от реализации товаров, работ, услуг, но не объем средств, необходимый для обеспечения деятельности организации.

В-третьих, термин финансовые средства имеет больше отношения к бюджетному процессу, нежели к хозяйственной деятельности коммерческой организации. В микроэкономике и экономике предпринимательства - а речь идет о коммерческих организациях, занятых в сфере коммунального хозяйства - есть устоявшийся термин «финансовые ресурсы», в которые, помимо денежных средств, входят также ценные бумаги, кредитные средства, другие доходы и поступления. И пусть граница между финансовыми средствами и финансовыми ресурсами может быть размыта, от этого не становится яснее, что именно подразумевал законодатель, говоря о том, что коммерческой организации требуется «экономически - обоснованный объем финансовых средств» и называя эти финансовые средства «необходимой валовой выручкой».

Интересной с точки зрения прогнозирования денежных потоков предприятия, занятого в сфере обращения твердых коммунальных отходов, является позиция «недополученные доходы», под которыми законодатель понимает доходы, которые предприятие не получило в предыдущие периоды из-за снижения объемов или массы твердых коммунальных отходов по сравнению с объемом (массой) твердых коммунальных отходов, учтенных при установлении тарифов. Этот термин кокетливо уводит от включения в нормативно - правовой акт общеупотребимого термина «убыток», что, с учетом возможного толкования нормы доходности как внутренней нормы доходности, по-видимому, должно было чуть менее испугать потенциальных заявителей на роль оператора по обращения с твердыми коммунальными отходами.

Термин же «неподконтрольные расходы», т.е. «расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией товаров (работ, услуг) по регулируемым видам деятельности, на величину которых влияют факторы, которые не зависят от деятельности регулируемой организации и в отношении которых не устанавливаются требования к их снижению» вызывает изумление тем, что включены в законопроект и подлежат учету при определении тарифов. Если исходить из того, что процесс хозяйственной деятельности в условиях рыночной экономики стремится к максимальной эффективности, тщательному контролю операций и минимизации издержек, то позиция «неподконтрольные расходы» не может существовать в принципе, поскольку даже расходы на ведение являются подконтрольными и могут быть запланированы. Кроме того, российская и зарубежная классификации расходов предприятия не знают такого термина, как «неподконтрольные расходы». Этот термин, в той формулировке, в какой он приведен у законодателя, не может быть понят ни как социальная поддержка или благотворительность, поскольку такие расходы могут быть запланированы, и ни как штрафы, пени, или как управленческие и коммерческие расходы, поскольку их возникновение зависит от деятельности регулируемой организации. Таким образом, с учетом состояния коррупции в Российской Федерации, под термином «неподконтрольные расходы» можно понимать лишь величину «отката», т.е. взятки чиновникам, регулирующих деятельность в сфере твердых коммунальных отходов.

Подобному анализу можно подвергнуть весь документ Постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами». Однако рамки статьи не позволяют это сделать.

Поэтому исходя из нашего анализа нормативно - правовых актов в сфере твердых бытовых отходов и из указанных особенностей в деятельности предприятия, оказывающего услуги по переработке твердых

коммунальных отходов, можно предположить, что применение существующих методов прогнозирования денежных потоков будет некорректно отражать результаты хозяйственной деятельности такого предприятия.

Таким образом, актуальной задачей в настоящий момент является создание методики формирования денежных потоков на предприятии, оказывающего услуги по переработке ТКО, которая позволяла бы нивелировать приведенные в статье проблемы, связанные с прогнозированием денежного потока.

За основу создания эффективной системы прогнозирования денежных потоков на предприятии, оказывающего услуги по переработке ТКО, можно взять существующую методику расчета денежных потоков в доходном подходе и адаптировать ее для целей прогнозирования денежных потоков на предприятии, оказывающего услуги в сфере переработки твердых коммунальных отходов.

Процесс реализации разработки подобной методики состоит из ряда этапов:

1. Анализ денежных потоков в предшествующих периодах на предприятиях, оказывающих услуги в сфере переработки твердых коммунальных отходов, во взаимосвязи с анализом существующих тарифов.

2. Анализ существующих подходов при прогнозировании денежных потоков на предприятиях разных отраслей.

3. Разработка методики прогнозирования денежных потоков предприятия, оказывающего услуги в сфере переработки твердых коммунальных отходов.

4. Оптимизация денежных потоков на основе полученных результатов.

5. Планирование денежных потоков предприятия в разрезе отдельных их видов.

6. Разработка системы контроля за денежными потоками предприятия.

Непосредственно сама методика прогнозирования денежных потоков предприятия, оказывающего услуги в сфере переработки твердых коммунальных отходов должна учитывать, на наш взгляд, такие особенности деятельности предприятия жилищно - коммунального хозяйства и, соответственно, движения денежных потоков, как:

• Выручка предприятия, перерабатывающего ТКО, увязана на тарифы за обработку, обезвреживание, захоронение, услуги по обращению с ТКО, а, следовательно, с одной стороны может быть спрогнозирована на будущий период, а с другой - не позволяет предприятию, перерабатывающему ТКО, управлять рентабельностью своего бизнеса путем изменения цен на услуги;

• Ярковыраженная сезонность объемов работ;

• Региональные различия в деятельности;

• Повышенная социальная значимость деятельности предприятий жилищно - коммунального хозяйства вместе с регламентацией и тарификацией, а также повышенным контролем со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления означает, что в случаях недостаточного поступления выручки на предприятия, перерабатывающих ТКО, их деятельность, тем не менее, не может быть приостановлена. Отсюда возникает вероятность обращения за кредитными средствами, что, в свою очередь, оказывает влияние на итоговый финансовый результат, увеличивает издержки производственной деятельности, снижает рентабельность деятельности, а в крайних случаях - может приводить к банкротству таких предприятий. Причем, особенностью подобных ситуаций будет то, что снижение рентабельности или же предбанкротное/банкротное состояние будет связано не столько с процессом управления на

предприятии, сколько с предписанной повышенной социальной ответственностью такого предприятия, не позволяющей отказываться от обязательств по переработке ТКО даже в случае непоступления денег за эту деятельность;

• Разный уровень механизации производства (автоматизации), а также компьютеризации предприятий, оказывающих услуги в сфере переработки твердых коммунальных отходов также оказывает влияние на рентабельность производства. При одном и том же объеме переработки у двух одинаковых предприятий в силу разницы в автоматизации, механизации и компьютеризации процессов рентабельность может различаться. Таким образом, на денежные потоки оказывает влияние общий процесс организации производства на предприятии;

• Применение оборудования, транспортных средств, техники и технологий, которые существенно изменяют объём и структуру денежных потоков.

В свою очередь, после разработки подобной методики формирования денежных потоков в сфере переработки ТКО станет возможным постановка вопроса о внесение предложений по изменению нормативно - правовых положений расчета тарифов, что позволит улучшить позиции предприятий - переработчиков.

Список литературы

1. Федеральный закон № 404 от 29.12.2015 ФЗ-404 « О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

2. Федеральный закон № 89 от 24.06.1998г. ФЗ-89 «Об отходах производства и потребления».

3. Постановление Правительства РФ от 14.07.2008 N 520 «Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса».

4. Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами».

5. Бочаров В.В. Корпоративные финансы. -СПб.: Питер, 2007. -272с.

6. Ковалев В.В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью. Учебно- практическое пособие. - М.: Проспект, 2015. - 336 с.

7. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник,4- е изд., доп. -М.: Инфра- М, 2011. - 704с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.