Социальная адаптация студентов в вузе является основной проблемой качества высшего образования. Попадая в высшее учебное заведение, студенты вынуждены адаптироваться к абсолютно незнакомой для них системе. Процесс социальной адаптации начинается с осознания студентов того обстоятельства, что прежние модели поведения не содействует достижения успеха, следовательно, они вынуждены менять модель поведения с учетом требований новой социальной среды.
Социальная адаптация предполагает проявление различных комбинаций приемов и способов — стратегий социальной адаптации. Понятие стратегия в общем смысле можно определить направляющий, организующий способ ведения действий, поведения, рассчитанных на достижение неслучайных, сиюминутных, а значимых определенных целей.
Однако не все студенты обучаются успешному применению адаптационных стратегий. Некоторый процент молодых людей, обучающихся в высшей школе, остаются дезадаптированым. Это проявляется в их неуспеваемости или различных психических, соматических и психосоматических болезнях, а так же это может выражаться в девиантном поведении студентов.
На наш взгляд, основными показателями успешной социальной адаптации как процесса приспособления к социальной среде можно считать:
1) установление позитивных связей с новой средой и решение ежедневных житейских проблем;
2) участие в социальной и культурной жизни принимающего общества;
3) удовлетворенное психическое и физическое состояние;
4) адекватность в общении и в межкультур-ных отношениях;
5) комфортность личности в новой среде.
Н. Н. Милославова характеризует типы адаптации в связи с уровнем соответствия личности внешним условиями, «врастания в среду», не включая процесс преобразования, воздействия личности на среду:
1. уравновешивание — установление равновесия между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам друг друга;
2. псевдоадаптация — сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям;
3. приноравливание — признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, взаимные уступки;
4. уподобление — психологическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентаций, установок в соответствии с новой ситуацией.
Необходимо заметить, что индивид, адаптируясь к новой университетской среде, может пройти все этапы последовательно, а может остановиться на каком-то из них. Однако необходимо помнить, для эффективного обучения в вузе студент должен активно включаться в учебный процесс. Степень включенности в адаптационный процесс зависит от ряда факторов:
— степени «герметичности» личности»,
— характера ситуации,
— отношения индивида к ситуации,
— жизненного опыта адаптирующегося.
Следовательно, в рамках профилактики
дезадаптации коллектив преподавателей вуза должен, в свою очередь создать такие условия, чтобы все выделенные факторы были направлены на успешность всего адаптационного процесса, который в итоге, повысит качество обучения студентов.
О. А. Овсяник Особенности профилактики социальной дезадаптации студентов в вузе
160 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ
2006 - №2
Проводя превентивную работу дезадаптации студентов в вузе необходимо большее внимание удалять студентам, поменявшим свое место жительства в связи с учебной деятельностью. Студентов-мигрантов, обучающихся в вузах и средних специальных учебных заведениях можно разделить на 3 группы:
1) Студенты, имеющие очень близкую культуру и социальные нормы (приехавшие из поселков, близлежащих деревень и городов).
2) Студенты, имеющие похожую культуру (приехавшие из соседних регионов, близлежащих стран).
3) Студенты, приехавшие из далеких стран (имеющих другую культуру, политический строй, нормы и ценности).
Процесс адаптации проходят все студенты, поступающие в вуз, но студенты, проживающие в соседнем населенном пункте, не имею кардинальных изменений в своем образе жизни. Больший процент дезадаптированных студентов приходится на студентов, находящихся в третьей группе.
В зависимости от личностных особенностей студентов процесс адаптации студентов может быть от 1 месяца до 1 года. Причем, в течение всего адаптационного периода у студен-тов-мигрантов в большей или меньшей степени могут заметить следующие дезадаптированные изменения:
1. На физиологическом уровне: головные и мышечные боли, расстройство пищеварения, нейродермит, обострение существовавших хронических заболеваний и даже нервное истощение.
2. Изменения в аффективной сфере: подавленность, раздражительность, мрачность, конфликтность, повышенная тревожность. Часто наступает апатия, депрессия, отвращение к жизни, ощущение ее бесполезности и бессмысленности, неспособность испытывать радость, любовь, творческий подъем.
3. Изменения в когнитивной сфере: ухудшение памяти, концентрации внимания, замедлен процесс мышления.
4. Изменения в поведении: алогичность и непоследовательность поступков непредсказуемость поведения, немотивированная бдитель-
ность, повышенная агрессивность, раздражительность, трудности в установлении и поддержании социальных связей.
Около 80% мигрантов успешно справляются с данными проблемами и не нуждаются в специализированной помощи.
В процессе адаптации у всех студентов-ми-грантов выбирают различные стратегии меж-культурного взаимодействия мигрантов1:
1) интеграция — аккомодация собственных культурных ценностей и ценностей принимающего общества;
2) ассимиляция — отказ от собственных культурных норм и ценностей и добровольное или вынужденное принятие норм и ценностей другой культуры вплоть до полного в ней растворения;
3) cегрегация (сепаратизм) — раздельное существование и развитие культурных групп. В данном случае меньшинство отвергает культуры большинства и сохраняет свои культурные особенности;
4) геноцид — намеренное уничтожение другой группы.
На основании выделенных категорий можно выделить четыре стратегии адаптации в новой культуре, проявляющиеся на личностном уровне:
— «посредничество» (соответствует интеграции) — синтез особенностей двух культур. Стремление сохранить собственную культуру может уменьшить ситуацию культурного шока и поддерживать позитивную самоидентификацию. Студенты, использующие данную стратегию, оказываются способны синтезировать различные идентичности и становятся мульти-культурными личностями. Чаще данную стратегию применяют специалисты, повышающие квалификацию в другой культуре и желающие использовать адаптированные знания в дальнейшем;
— «переход» (соответствует ассимиляции) — переход в другую культуру, изменяя своей собственной. Здесь возможно поглощение доминантной культурой или формирование новых культурных вариантов, содержащих в себе элементы исходных культур. Это может быть в тех ситуациях, когда вторая культура имеет
более высокий статус. Мигранты, поменявшие место жительство временно, на период учебы, менее склонны к ассимиляции. Студенты, использующие данную стратегию, обычно не желают возвращаться на родину после прохождения полного курса обучения, и принимаю культуры общества, где расположено учебное заведение;
— «маргинальный синдром» (соответствует сегрегации) — существование на границы двух культур, сопровождаемое тяжелым внутри личностным конфликтом. Такая стратегия может быть результатом невозможности поддержания собственной культурной идентичности и отсутствия желания устанавливать и развивать позитивные отношения с группой культурного большинства. Часто эта стратегия вынуждена вырабатываться из-за «временности» пребывания в другой культуре и «редкости посещения» своей культуры. Студенты, в данном случае, не испытывают ни в одной из культур «чувство дома»;
— «шовинизм» (соответствует геноциду) — отрицание принимающей культуры и возвращение к собственной. Такая стратегия часто используется мигрантами в местах их компактного проживания (общежития, городки, специальные лагеря). Специалисты, получившие образование в другой культуре и применяющие данную стратегию часто ненавидят страну, где они обучались.
Важно заметить, что чаще всего мигрантами используется не единственная стратегия адаптации, а комбинация этих технологий в зависимости от ситуации (питание, музыка, вероисповедание и др.). В данном случае сами стратегии не имеют большого значения.
Гораздо важнее, нам кажется, состояние комфортности студента в учебном заведении, но которое влияют как внешние, так и внутренние факторы.
Среди внутренних факторов в большей степени выделяются личностные особенности студентов — мигрантов.
Среди внешних факторов нам кажется важным выделить социально-психологическую поддержку студентов, под которой мы понимаем взаимоотношение с ближайшим окружением (друзья, сокурсники, преподаватели, кураторы и др.). Социальная поддержка может быть сведена к следующим видам: эмоциональная, мотивационная, инструментальная и ин-формационная2.
В качестве социальной поддержки в рамках учебного заведения могут быть проведены адаптационные тренинги для студентов — мигрантов, позволяющие в короткий срок установить социальные связи с другими студентами. Эти социальные связи могут быть установлены через введения института кураторов из числа сокурсников или студентов, обучающихся в учебном заведении на старших курсах. Преподаватель, закрепленной за учебной группой может так же контролировать успешность процесс адаптации мигрантов из различных регионов.
В зависимости от сложности предстоящего процесса адаптации, личностных особенностей можно организовать успешную социальную поддержку студента-мигранта, что будет являться профилактикой дезадаптации и ускорит его адаптацию в вузе.
1 См.: Furnham A., Bochner S. Culture Shock: Psychological Reactions to Unfamiliar Environments. L.-N.Y., 1986.
2 См.: Wills T.A. Help-seeking as a coping mechanist// C/R/ Snyder and Carol E. Ford (Eds.) Coping with negative life events: Clinical and social psychological perspectives. N.Y. -L., 1987.