Научная статья на тему 'Особенности профессиональных представлений в вынужденной и предпочитаемой деятельности'

Особенности профессиональных представлений в вынужденной и предпочитаемой деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
615
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАБОТЕ / ФАКТОР АКТИВНОСТИ / ФАКТОР СИЛЫ / ФАКТОР ЧЕТКОСТИ / ФАКТОР ОЦЕНКИ / ПРОФЕССИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРЕДПОЧИТАЕМАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВЫНУЖДЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОСУЖДЁННЫЕ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ГРУППА РИСКА / PRESENTATION / PROFESSIONAL PRESENTATIONS / PRESENTATION ON THE WORK / FACTOR ACTIVITY / POWER FACTOR / FACTOR DEFINITION / FACTOR SCORES / PROFESSION / PROFESSIONAL ACTIVITY / A PREFERRED ACTIVITY / FLAG OPERATION / OBJECT OF ACTIVITY / PRISONERS / CRIME / RISK GROUP

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жолудева Светлана Васильевна, Панкратова Ирина Анатольевна, Яковлева Яна Сергеевна

В данной статье обращается внимание на актуальность и важность исследования профессиональных представлений в вынужденной и предпочитаемой профессиональной деятельности, в частности, такой социальной группы как осуждённые. Анализируются некоторые аспекты понятия "профессиональные представления", исследуемого отечественными специалистами. Выявляются различия между представлениями о предпочитаемой и вынужденной деятельности. Формулируются выводы об особенностях представлений предпочитаемой и вынужденной профессиональной деятельности по типам совершённых осуждёнными преступлений. В статье описаны результаты эмпирического исследования особенностей профессиональных представлений в вынужденной и предпочитаемой деятельности. Проведен анализ представлений по факторам силы, активности, четкости и оценки образа вынужденной и предпочитаемой работы. Проведен сравнительный анализ между профессиональными представлениями разных видов деятельности и предпринята попытка выделить факторы, влияющие на процесс формирования профессиональных представлений. Данные полученные в исследовании носят прикладной характер. Проведенное исследование позволяет сделать выводы об особенностях представлений осуждённых относительно работы в вынужденной и предпочитаемой профессиональной деятельности. Так в общем, если в предпочитаемой деятельности возникает эмоциональный отклик, то вынужденная деятельность больше воспринимается как структурированный процесс. Вынужденная деятельность предполагает больше волевых усилий, она не осознается и не ясна, хотя ее выполнение кажется более легким для респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жолудева Светлана Васильевна, Панкратова Ирина Анатольевна, Яковлева Яна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features professional performances in a forced and preferred activities

This article draws attention to the relevance and importance of the study of professional performances in a forced and preferred professional activity, in particular, such social groups as prisoners. Examines some aspects of the concept of "professional presentations", researched by domestic experts. Identifies the differences between the concepts of the preferred and induced activity. It draws conclusions about the features of representations of the preferred and induced activity at the types of crimes committed by individuals sentenced. The article describes the results of empirical studies of professional performances in a forced and preferred activities. The analysis of submissions on the factors of strength, activity, definition and evaluation of the image of forced and preferred work. A comparative analysis between the professional views of different activities and attempt to identify the factors influencing the process of formation of professional performances. The data obtained in the study has an applied character. This study allows to draw conclusions about the features of the views of prisoners about the work in forced and preferred professional activity. So in General, if preferred activity occurs emotional response, then flag the activity is perceived as more structured process. Flag activity involves more than willpower, it is not recognized and is not clear, although its performance seems to be easier for respondents.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональных представлений в вынужденной и предпочитаемой деятельности»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie. ru/ Том 7, №3 (2015) http://naukovedenie.ru/index.php?p=vol7-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/37PVN315.pdf DOI: 10.15862/37PVN315 (http://dx.doi.org/10.15862/37PVN315)

УДК 159.99

Жолудева Светлана Васильевна

ФГАОУ ВО «Южный Федеральный Университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону1 Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=611307

Панкратова Ирина Анатольевна

ФГАОУ ВО «Южный Федеральный Университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону Доцент

Кандидат психологических наук E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=669137

Яковлева Яна Сергеевна

ФГАОУ ВО «Южный Федеральный Университет»

Россия, г. Ростов-на-Дону Студент 4 курса E-mail: [email protected] РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=807018

Особенности профессиональных представлений в вынужденной и предпочитаемой деятельности

1 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, д. 13, к. 307 1

Аннотация. В данной статье обращается внимание на актуальность и важность исследования профессиональных представлений в вынужденной и предпочитаемой профессиональной деятельности, в частности, такой социальной группы как осуждённые. Анализируются некоторые аспекты понятия "профессиональные представления", исследуемого отечественными специалистами. Выявляются различия между представлениями о предпочитаемой и вынужденной деятельности. Формулируются выводы об особенностях представлений предпочитаемой и вынужденной профессиональной деятельности по типам совершённых осуждёнными преступлений.

В статье описаны результаты эмпирического исследования особенностей профессиональных представлений в вынужденной и предпочитаемой деятельности. Проведен анализ представлений по факторам силы, активности, четкости и оценки образа вынужденной и предпочитаемой работы. Проведен сравнительный анализ между профессиональными представлениями разных видов деятельности и предпринята попытка выделить факторы, влияющие на процесс формирования профессиональных представлений.

Данные полученные в исследовании носят прикладной характер.

Проведенное исследование позволяет сделать выводы об особенностях представлений осуждённых относительно работы в вынужденной и предпочитаемой профессиональной деятельности. Так в общем, если в предпочитаемой деятельности возникает эмоциональный отклик, то вынужденная деятельность больше воспринимается как структурированный процесс. Вынужденная деятельность предполагает больше волевых усилий, она не осознается и не ясна, хотя ее выполнение кажется более легким для респондентов.

Ключевые слова: представления; профессиональны представления; представления о работе; фактор активности; фактор силы; фактор четкости; фактор оценки; профессия; профессиональная деятельность; предпочитаемая деятельность; вынужденная деятельность; объект деятельности; осуждённые; преступления; группа риска.

Ссылка для цитирования этой статьи:

Жолудева С.В., Панкратова И.А., Яковлева Я.С. Особенности профессиональных представлений в вынужденной и предпочитаемой деятельности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/PDF/37PVN315.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. DOI: 10.15862^^315

Проблема профессиональных представлений в психологии рассматривается весьма широко и подробно. Профессиональные представления, возникающие на начальных этапах профессионального самоопределения, в дальнейшем определяют особенности движения человека в профессии и возможности реализации себя в какой-либо профессиональной деятельности. Неупорядоченное развитие профессиональных представлений, приводит к формированию узких, искаженных моделей будущей профессии, что может препятствовать дальнейшему профессиональному росту. Наоборот, адекватный и систематизированный уровень профессиональных представлений будет являться важным фактором успешного профессионального становления индивида, а так же залогом качественного выполнения профессиональной деятельности [9].

Представления имеют свои характеристики. Прежде всего, представления характеризуются наглядностью, фрагментарностью, неустойчивостью и непостоянством [13]. Формирование представлений о профессии у каждого человека происходит посредством выполнения какой-либо профессиональной деятельности, в связи с этим всегда развивается преимущественно один определённый вид представлений.

Профессиональные представления могут различаться между собой по степени обобщённости. Единичные представления — это представления, которые основаны на восприятии какого-либо одного предмета или явления. Такие представления обычно вызывают эмоциональную реакцию. Общие представления — представления, которые обобщенно отражают ряд похожих объектов. Схематизированные представления отражают предметы или явления в виде условных фигур, графических изображений, пиктограмм и т.д.

Преобладающая часть представлений человека - это те образы, которые возникают на основе восприятия - то есть простейшего психического процесса, состоящего в отражении отдельных свойств и качеств предмета или явления. Из таких образов в процессе жизни постепенно развивается и устанавливается мировоззрение каждого отдельного индивида. Представления, сформированные на основе мышления, отличаются высокой степенью абстрактности и могут иметь мало конкретных черт. Представления, сформированные на основе воображения, представляют основу любой творческой профессии.

Представления различаются также по степени проявления волевых усилий. В этом случае, они делятся на непроизвольные и произвольные, которые контролируются сознанием человека и играют огромную роль в становлении и развитии профессиональной деятельности [25].

Представления о выполняемой деятельности, складывающиеся у субъекта, не являются строго индивидуальными, и так как они обычно порождаются, проверяются и уточняются в повседневной коммуникации, то их можно отнести к разновидности социальных представлений [18]. С. Московичи считает, что представления - ведущая и единственная характеристика и общественного, и индивидуального сознания [14]. Е.А. Семенова определяет профессиональные представления как «совокупность образов, обладающих отражающей, регулирующей, мотивирующей, оценочной, прогностической функциями и обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности» [24].

Б.Ф. Ломов указывает на амбивалентный характер профессиональных представлений: с одной стороны, они социальны, так как являются исторически обусловленными, а с другой -индивидуальны, потому что имеют свойство отражать опыт и индивидуальность каждого конкретного субъекта [12].

На сложность формирования профессиональных представлений так же указывает Б.Г. Ананьев: "Организация представлений в сознании человека имеет системный характер,

определяемый сложными взаимодействиями между отдельными его компонентами, имеет свою структуру" [1].

О.А. Конопкин, говорит о том, что представления о профессиональной деятельности это не просто совокупность знаний в какой-либо области. Это «представление о деятельности, куда входят: принятая субъектом цель деятельности; критерии успешности деятельности; программа исполнительских действий; субъективная модель значимых условий деятельности; информация о реально достигнутых результатах; решения о коррекциях системы деятельности» [10].

Н.Д. Завалова, Б.Ф. Ломов, В.А. Пономаренко определяют представление, как специфическое образование сознания, являющееся формой отражения объективной действительности, переходной от сенсорно-перцептивного к вербально-логическому уровню, которая следует за ощущением и восприятием в прогрессивной линии развития когнитивных процессов человека [8].

С точки зрения А.Н. Леонтьева именно предмет деятельности, за которым стоит мотив, определяет основные классификационные признаки, отличающие один вид деятельности от другого [11]. Очевидно, что профессиональная деятельность индивида невозможна без осознанно сформированного внутреннего образа предмета профессиональной деятельности.

В настоящее время профессиональные представления изучаются очень активно. Исследователями разделяется изучение профессиональных представлений об объекте деятельности и представлений о самой профессиональной деятельности. Так результаты исследований профессиональных представлений об объекте деятельности в разных профессиональных сферах представлены в научных работах Е.И. Рогова [17; 19; 20], С.В. Жолудевой [6; 3], И.А. Панкратовой, М.Ю. Сергиенко [16], М.В. Науменко [15], Е.Е. Роговой [22] . В целом же, изучение профессиональных представлений специалистов отражено в работах Л.В. Андреевой [2], С.В. Жолудевой, А.О. Антоновой [4], Е.Е. Роговой [23] и др. Так же активно ведутся исследования зависимости профессиональных представлений от внутренних и внешних факторов.

В современных социокультурных условиях все более устойчиво проявляются тенденции к построению гражданского общества, позиционируется направленность на его гуманизацию, что предопределяет усиление внимания к тем слоям населения, которые образуют так называемые группы риска. Так как Россия занимает второе место в мире по доле осужденных в составе населения, особенно значимыми становятся переосмысление возможностей ресоциализации осужденных и разработка механизмов ее реального осуществления. На «первом месте» среди задач данного процесса стоит образование, в связи, с чем можно сделать вывод о том, что именно оно является основой ресоциализации осужденных и ему следует уделять особое внимание. А для того, чтобы ресоциализация произошла успешно, следует знать и учитывать особенности данной социальной группы [5].

Поэтому актуально, на наш взгляд, исследовать профессиональные представления в рамках выполнения вынужденной и предпочитаемой деятельности, для того, чтобы в будущем формировать положительное отношение к труду как ведущему ценностному основанию жизнедеятельности человека. Под предпочитаемой профессиональной деятельностью мы подразумеваем деятельность, которой испытуемые занимались до попадания в исправительное учреждение. Соответственно под вынужденной -профессиональную деятельность, которой они занимаются в исправительном учреждении.

Нами уже была предпринята попытка описать особенности профессиональных представлений об объекте деятельности осужденных к лишению свободы [7]. В настоящей статье приводится анализ исследования профессиональных представлений о самой работе.

В качестве респондентов выступили осуждённые к лишению свободы, совершившие убийство (группа №1), преступления сексуального (группа №2) и корыстного (группа №3) характера. В каждой из групп выборка составила 25 испытуемых, общая выборка - 75 человек. Базой исследования выступает ФКУ ИК - 15 ГУФСИН по Ростовской области в г. Батайске.

Нами была проведена диагностика профессиональных представлений осуждённых при помощи опросника, направленного на изучение представлений об объекте деятельности (Е.И. Рогов) [21]. Для того, что бы понимать, что именно респонденты вкладывают в понятия предпочитаемой и вынужденной деятельности мы методом контент - анализа выяснили, как представляется работа в предпочитаемой и вынужденной профессиональной деятельности. Респондентам было предложено ответить на прямой вопрос. От них требовалось дать определение их деятельности, закончив предложение «Моей профессиональной деятельностью является...», написав ранжированный список из 3-х позиций, на которых располагаются ответы, расцениваемые ими как их профессиональная деятельность в первую, вторую и третью очередь. Ответы, помещаемые в список, и сравнивались по общему количеству упоминаний каждого из них всеми респондентами. В результате все полученные ответы были объединены в три категории: процесс, предмет и внутреннее состояние (рисунок 1 и 2). Анализ результатов был произведен в соответствии с выделенными группами респондентов.

20 15 10

15

16

11 11

13

11

9 9

и-----1

Внутреннее состояние

Процесс

Предмет

5

5

0

□ Группа 1

□ Группа 2

□ Группа 3

Рисунок 1. Предпочитаемая деятельность (в %), (составлено автором)

Исходя из полученных данных, мы видим, что в группе респондентов, осуждённых за убийство (группа №1) в большей степени предпочитаемая ими профессиональная деятельность воспринималась как процесс - 15%. В своих высказываниях они употребляли следующие фразы: «достижение поставленных целей», «следует убрать изъян». Свою деятельность как предмет, а именно «чистота», «техника» и т.д., определили 5% респондентов. Как внутреннее состояние - 11 % респондентов, их ответами были «комфорт и спокойствие», «честность», «желание».

В группе респондентов, осуждённых за сексуальные преступления (группа №2) профессиональная деятельность осознаётся как процесс у 11% респондентов («следить за качеством работы»); как предмет у 16% («исполнительная дисциплина», «зарплата») и как внутреннее состояние у 9% («желание»).

И наконец, в группе респондентов, осуждённых за корыстные преступления: как процесс у 11% («понимать людей»); как предмет у 13% («порядок») и как внутреннее состояние у 9% («умение находить общий язык»).

Так большинство осужденных за убийство свою предпочитаемую деятельность видят как реализацию некого процесса, осужденные за сексуальные преступления рассматривают ее как предмет, а в группе осужденных за корыстные преступления предпочитаемая деятельность у большинства ассоциируется с предметом, но четкой направленности выделено не было.

20

15

10

15 15

12

12

12

□ Группа 1

□ Группа 2

□ Группа 3

Процесс

Предмет

Внутреннее состояние

9

9

8

8

5

0

Рисунок 2. Вынужденная деятельность (в %), (составлено автором)

На рисунке 2 отражены представления о работе в вынужденной деятельности. Так в группе респондентов, осуждённых за убийство, вынужденная профессиональная деятельность воспринимается как процесс у 15% («соблюдать правила»); у 8% - как предмет («бумага») и у 8% - как внутреннее состояние («ответственность», «внимательность»). В группе респондентов, осуждённых за сексуальные преступления, у 15 % воспринимается ее как процесс («трудиться над собой»); у 9% испытуемых - как предмет («качество») и как внутреннее состояние у 9% («терпение»). В группе респондентов, осуждённых за корыстные преступления: как процесс у 12 % («благоустройство отряда»); как предмет также у 12% («безопасность») и как внутреннее состояние у 12% респондентов («серьёзное отношение к работе»).

Сравнивая представления о вынужденной и предпочитаемой деятельности, мы можем сказать, что в вынужденной деятельности представления более произвольные, они связаны с большим проявлением волевого усилия, чем в предпочитаемой. Вынужденную деятельности большинство респондентов всех групп воспринимают как процесс со своими характеристиками и правилами ее выполнения. Представления же о предпочитаемой деятельности более размыты и основаны чаще на образах, сопровождающихся эмоциональными реакциями.

Далее для уточнения профессиональных представлений респондентов нами был проведен более глубокий анализ. В соответствии с опросником профессиональные представления анализировались по четырем группам факторов: фактор оценки, фактор силы, фактор активности и фактор четкости (рисунок 3). Описание по выделенным факторам дает наиболее глубокую и полную характеристику профессиональных представлений в отношении вынужденной и предпочитаемой деятельности. Отметим, что высоких показателей ни по одному из факторов получено не было. Однако были выделены основные тенденции к различиям.

□ Фактор оценки

□ Фактор силы

□ Фактор активности

□ Фактор чёткости

Предпочитаемая проф-ая деят-ть Вынужденная проф-ая деят-ть

Рисунок 3. Выраженность представлений о работе в целом (в ср. б.), (Составлено автором)

Так, представления о самой деятельности (работе) по фактору оценки образа имеют средние показатели. Это свидетельствует о том, что респонденты в целом удовлетворены своей работой. Однако работа предпочитаемой деятельности в большей мере принимается респондентами, по сравнению с работой вынужденной деятельности, она выступает для них в большей мере социально желательной.

По фактору силы образа мы видим, что респонденты недостаточно контролируют процесс своей работы, часто зависимы от внешних обстоятельств и оценок. Они неспособны добиваться желаемого и настаивать на своем. Однако, вынужденная деятельность у них вызывает большую уверенность, нежели предпочитаемая. Можно предположить, что вынужденная деятельность более структурирована и предсказуема для респондентов, где можно заранее знать критерии ее оценки. Однако ее временный характер возможно и вызывает неуверенность.

Учитываю распределение шкал методик, по фактору активности и четкости идет повышение признака с уменьшением баллов, что учитывалось при интерпретации полученных данных. Так анализ показателей фактора активности свидетельствует о достаточно высоком уровне активности и инициативности как в отношении работы в предпочитаемой деятельности, так и в вынужденной. Так же проявляется эмоциональная вовлеченность.

Анализ результатов последнего фактора - фактора чёткости образа показал, что представления о работе в вынужденной профессиональной деятельности более расплывчатые и неопределенные. Возможно, это связано с тем, что основная профессиональная деятельность требовала большей вовлеченности, а вынужденная из-за своей структурированности и понижения ответственности за результат не предполагает точности и яркости образов.

Сравнение профессиональных представлений о работе в целом в вынужденной и предпочитаемой деятельности у осужденных на уровне статистической значимости было проведено при помощи T - критерия Вилкоксона (таблица 1). Значимые различия были выявлены по фактору оценки, в частности по критерию «печальный - радостный» -2,194, при р=0,028), а также по критерию «плохой - хороший» -1,649, при р=0,049). По фактору силы, по критерию «тяжёлый - лёгкий» -2,113, при р=0,035) и по фактору чёткости, по критерию «ясный - расплывчатый» -1,955, при р=0,031).

Таблица 1

Распределение рангов в общей выборке по параметрам факторов работы в предпочитаемой и вынужденной деятельности, (составлено (разработано) автором)

N Меап Яапк Бит оГ ЯапкБ

Печальный - Радостный Отрицательные сдвиги 16(а) 11,13 178,00

Положительные сдвиги 5(Ь) 10,60 53,00

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одинаковые ранги 39(с)

Всего 60

Плохой - Хороший Отрицательные сдвиги 12(8) 11,29 135,50

Положительные сдвиги 7(Ъ) 7,79 54,50

Одинаковые ранги 41(1)

Всего 60

Тяжелый - Легкий Отрицательные сдвиги 7(р) 11,00 77,00

Положительные сдвиги 17(Я) 13,12 223,00

Одинаковые ранги 36(г)

Всего 60

Ясный - Расплывчатый Отрицательные сдвиги 7(кк) 9,57 67,00

Положительные сдвиги 15(11) 12,40 186,00

Одинаковые ранги 38(шш)

Всего 60

Так, вынужденная деятельность в представлениях респондентов более подавляющая, в большей степени вызывает отрицательные эмоции. Она воспринимается как более легкая работа, чем предпочитаемая деятельности. Она в большей степени не понятная и не ясна респондентам. Можно предположить, что это связано с отстраненностью респондентов от данной деятельности.

Проведенное нами эмпирическое исследование позволяет сделать выводы об особенностях представлений осуждённых относительно работы в вынужденной и предпочитаемой профессиональной деятельности. Так в общем, если в предпочитаемой деятельности возникает эмоциональный отклик, то вынужденная деятельность больше воспринимается как структурированный процесс. Вынужденная деятельность предполагает больше волевых усилий, она не осознается и не ясна, хотя ее выполнение кажется более легким для респондентов.

Полученные данные могут быть использованы при организации программ исправительных работ, что позволит достигнуть высоких результатов в ресоциализации людей группы риска, посредством коррекции профессиональных представлений, в частности учитывая различия в профессиональных представлениях предпочитаемой и вынужденной профессиональной деятельности. Дальнейшее изучение профессиональных представлений такой группы риска как осужденные к лишению свободы будет способствовать уточнению понятия «профессиональные представления» в целом, в частности способствовать

целенаправленному формированию исправительных работ с выстраиванием траектории развития с перспективой на будущее для каждого осужденного.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - В 2-х т. - М.: Педагогика, 1980 г.

2. Андреева Л.В. Профессиональные представления студентов // Профессиональные представления: сборник научных трудов Интернет-конференции «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности» / Под редакцией Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: Изд-во МАРТ, 2013. - 242 с., С. 74 - 84.

3. Жолудева С.В Особенности взаимосвязи личностных особенностей и профессиональных представлений об объекте деятельности сотрудников дошкольных образовательных учреждений // Профессиональные представления: сборник научных трудов №7 "Профессиональные представления в образовании и становлении личности" / Под редакцией Е.И. Рогова - Ростов-на-Дону: Изд-во МАРТ, 2015.

4. Жолудева С.В., Антонова А.О. Профессиональные представления студентов технических и гуманитарных специальностей // Профессиональные представления: сборник научных трудов Интернет-конференции «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности» / Под редакцией Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: Изд-во МАРТ, 2013. - 242 с., С. 121 - 128.

5. Жолудева С.В., Панкратова И.А., Яковлева Я.С. Профессиональные представления в структуре ресоциализации осужденных // Субъект профессиональной деятельности: стратегии развития и риски: материалы международной научно-практической конференции (Ростов-на-Дону, 15 апреля 2015 г.). Ростов н/Д, ДГТУ, 2015. - 340 с.

6. Жолудева С.В., Рогов Е.И. Особенности представлений об объекте деятельности психолога у студентов с разной гендерной идентичностью // Динамика профессиональных представлений в период общественных трансформаций / Под редакцией Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: АПСН СКНЦ ВШ ЮФУ, 2010. -292 с., С. 108 - 122.

7. Жолудева С.В., Яковлева Я.С. Особенности профессиональных представлений об объекте вынужденной и предпочитаемой деятельности // Профессиональные представления: сборник научных трудов №7 "Профессиональные представления в образовании и становлении личности" / Под редакцией Е.И. Рогова - Ростов-на-Дону: Изд-во МАРТ, 2015.

8. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Флинта: МПСИ 2000 г. - 169 с.

9. Зеер Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога. - Свердловск, 1985 г. - 348 с.

10. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003 г. - 336 с.

11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Издательство: Смысл, Академия. Серия: Классическая учебная книга; 2005 г. - 352 с.

12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984 г. - 444 с.

13. Маклаков А.Г. Общая психология. Издательство: Питер. 2001 г. - 592 с.

14. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд. // Психологический журнал. 1995. - Т.16. №1. С. 3-18; №2.

15. Науменко М.В. Анализ представлений об объекте деятельности будущих школьных психологов // Динамика профессиональных представлений в онтогенезе: сборник научных статей Международной интернет-конференции / Под редакцией Е.И.Рогова. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. -246 с., С. 111-116.

16. Панкратова И.А., Сергиенко М.Ю. Взаимосвязь представлений об профессиональном объекте деятельности и управленческих компетенций у менеджеров среднего звена // Профессиональные представления: сборник научных трудов Интернет-конференции «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности» / Под редакцией Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: Изд-во МАРТ, 2013. - 242 с., С. 196-202.

17. Рогов Е.И. Значение представлений об объекте деятельности при диагностике уровня профессионализма личности // Профессиональные представления: теория и реальность / Под редакцией Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. - 160 с., С. 200-219.

18. Рогов Е.И. Особенности представлений о деятельности водителя у профессионалов и любителей. // Сборник научных трудов Sworld. Материалы международной научно-практической конференции "Современные направления теоретических и прикладных исследований 2013". - Вып.1.Том 18. - Одесса: КУПРИЕНКО, 2013 г.

19. Рогов Е.И. Особенности становления профессиональных представлений психологов об объекте деятельности // Профессиональные представления: теория и реальность / Под редакцией Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: ИПО ПИ ЮФУ, 2008. - 160 с., С. 255-289.

20. Рогов Е.И. Феноменология представлений об объекте деятельности педагога // Профессиональные представления: сборник научных трудов Интернет-конференции «Значение представлений в образовании и профессиональном становлении личности» / Под редакцией Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: Изд-во МАРТ, 2013. - 242 с., С. 5 - 21.

21. Рогов Е.И., Роль профессиональных представлений в становлении специалиста в ВУЗе // Роль представлений в профессиональном становлении личности. Ростов на Дону, 2012.

22. Рогова Е.Е. Представления об объекте деятельности у студентов разных специальностей // Динамика профессиональных представлений в онтогенезе: сборник научных статей Международной интернет-конференции / Под редакцией Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011. - 246 с., С. 155-167.

23. Рогова Е.Е. Профессиональные представления спасателей с разной профессиональной специализацией // Роль представлений в профессиональном становлении личности: сборник научных статей III Интернет-конференции./Под редакцией Е.И. Рогова. - Ростов-на-Дону, Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2012. -200с., С. 102 - 112.

24. Семенова Е.А. Представления о психологии как будущей профессии у студентов технического университета//Материалы международного форума «Образ российской психологии в регионах страны и в мире». Сочи, 2006 г.

25. Щербатых Ю.В. Общая психология. - СПб: Питер, Серия "Завтра экзамен", 2008 г. - 272 с.

Рецензент: Суроедова Елена Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психологии», ФГБОУ ВПО «Донской государственный университет».

Zholudeva Svetlana Vasilievna

Southern Federal University Russia Rostov-on-Don E-mail: [email protected]

Pankratova Irina Anatolievna

Southern Federal University Russia Rostov-on-Don E-mail: [email protected]

Yakovleva Yana Sergeevna

Southern Federal University Russia Rostov-on-Don E-mail: [email protected]

Features professional performances in a forced and preferred activities

Abstract. This article draws attention to the relevance and importance of the study of professional performances in a forced and preferred professional activity, in particular, such social groups as prisoners. Examines some aspects of the concept of "professional presentations", researched by domestic experts. Identifies the differences between the concepts of the preferred and induced activity. It draws conclusions about the features of representations of the preferred and induced activity at the types of crimes committed by individuals sentenced. The article describes the results of empirical studies of professional performances in a forced and preferred activities. The analysis of submissions on the factors of strength, activity, definition and evaluation of the image of forced and preferred work. A comparative analysis between the professional views of different activities and attempt to identify the factors influencing the process of formation of professional performances. The data obtained in the study has an applied character. This study allows to draw conclusions about the features of the views of prisoners about the work in forced and preferred professional activity. So in General, if preferred activity occurs emotional response, then flag the activity is perceived as more structured process. Flag activity involves more than willpower, it is not recognized and is not clear, although its performance seems to be easier for respondents.

Keywords: presentation; professional presentations; presentation on the work; factor activity; power factor; factor definition; factor scores; profession; professional activity; a preferred activity; flag operation; the object of activity; prisoners; crime; risk group.

REFERENCES

1. Anan'ev B.G. Izbrannye psikhologicheskie trudy. - V 2-kh t. - M.: Pedagogika, 1980 g.

2. Andreeva L.V. Professional'nye predstavleniya studentov // Professional'nye predstavleniya: sbornik nauchnykh trudov Internet-konferentsii «Znachenie predstavleniy v obrazovanii i professional'nom stanovlenii lichnosti» / Pod redaktsiey E.I. Rogova. - Rostov-na-Donu: Izd-vo MART, 2013. - 242 s., S. 74 - 84.

3. Zholudeva S.V Osobennosti vzaimosvyazi lichnostnykh osobennostey i professional'nykh predstavleniy ob ob"ekte deyatel'nosti sotrudnikov doshkol'nykh obrazovatel'nykh uchrezhdeniy // Professional'nye predstavleniya: sbornik nauchnykh trudov №7 "Professional'nye predstavleniya v obrazovanii i stanovlenii lichnosti" / Pod redaktsiey E.I. Rogova - Rostov-na-Donu: Izd-vo MART, 2015.

4. Zholudeva S.V., Antonova A.O. Professional'nye predstavleniya studentov tekhnicheskikh i gumanitarnykh spetsial'nostey // Professional'nye predstavleniya: sbornik nauchnykh trudov Internet-konferentsii «Znachenie predstavleniy v obrazovanii i professional'nom stanovlenii lichnosti» / Pod redaktsiey E.I. Rogova. -Rostov-na-Donu: Izd-vo MART, 2013. - 242 s., S. 121 - 128.

5. Zholudeva S.V., Pankratova I.A., Yakovleva Ya.S. Professional'nye predstavleniya v strukture resotsializatsii osuzhdennykh // Sub"ekt professional'noy deyatel'nosti: strategii razvitiya i riski: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Rostov-na-Donu, 15 aprelya 2015 g.). Rostov n/D, DGTU, 2015. - 340 s.

6. Zholudeva S.V., Rogov E.I. Osobennosti predstavleniy ob ob"ekte deyatel'nosti psikhologa u studentov s raznoy gendernoy identichnost'yu // Dinamika professional'nykh predstavleniy v period obshchestvennykh transformatsiy / Pod redaktsiey E.I. Rogova. - Rostov-na-Donu: APSN SKNTs VSh YuFU, 2010. - 292 s., S. 108 - 122.

7. Zholudeva S.V., Yakovleva Ya.S. Osobennosti professional'nykh predstavleniy ob ob"ekte vynuzhdennoy i predpochitaemoy deyatel'nosti // Professional'nye predstavleniya: sbornik nauchnykh trudov №7 "Professional'nye predstavleniya v obrazovanii i stanovlenii lichnosti" / Pod redaktsiey E.I. Rogova - Rostov-na-Donu: Izd-vo MART, 2015.

8. Zavalova N.D., Lomov B.F., Ponomarenko V.A. Obraz v sisteme psikhicheskoy regulyatsii deyatel'nosti. M.: Flinta: MPSI 2000 g. - 169 s.

9. Zeer E.F. Psikhologicheskie osnovy professional'nogo stanovleniya lichnosti inzhenera-pedagoga. - Sverdlovsk, 1985 g. - 348 s.

10. Zeer E.F. Psikhologiya professiy. M.: Akademicheskiy proekt; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 2003 g. - 336 s.

11. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Izdatel'stvo: Smysl, Akademiya. Seriya: Klassicheskaya uchebnaya kniga; 2005 g. - 352 s.

12. Lomov B.F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy psikhologii. - M.: Nauka, 1984 g. - 444 s.

13. Maklakov A.G. Obshchaya psikhologiya. Izdatel'stvo: Piter. 2001 g. - 592 s.

14. МоБкоуюЫ Б. Бо1Б1а1'пуе ргеёБ1ау1ешуа: 1Б1;опскеБк1у У2§1уаё. // РБ^кЬо^юЬеБЫу гЬигпа1. 1995. - Т.16. №1. S. 3-18; №2.

15. Шитепко М.У. Лпа^ ргеёБ1ау1ешу оЬ оЬ"ек1е ёеуа1е1'поБ1;1 ЬиёшЬсЫкЬ БЬкоГпукЬ р81кЬо1о§оу // Б1пат1ка ргоГеББюпаГпукЬ ргеёБ1ау1ешу V оп1о§епе2е: БЬогшк паисЬпукЬ Б1а1еу Ме2Ьёипагоёпоу т1егпе1;-копГегеп1Бп / Роё геёа^1еу Б.1.Яо8оуа. - ЯоБЮу-па-Бопи: Ы-уо SKNTs УБЬ УиБИ, 2011. - 246 б., Б. 111116.

16. Рапкга1»уа 1.Л., Бе^епко М.Уи. У2а1шоБууа2' ргеёБ1ау1ешу оЬ ргоГеББюпаГпот оЬ"ек1е ёеуа1е1'поБ1;1 1 иргау1епсЬеБк1кЬ котре1е^Б1у и тепеё2Ьегоу Бгеёпе§о 2уепа // РгоГеББюпаГпуе ргеёБ1ау1ешуа: БЬогшк паисЬпукЬ 1хиёоу Шегпе1;-копГегеп1БП «£паЛеше predstavleniy V obrazovanii i professional'nom stanovlenii lichnosti» / Роё геёаШеу Е.1. Яо§оуа. - ЯоБЮу-па-Бопи: Ы-уо МЛЯТ, 2013. - 242 б., Б. 196202.

17. Яо§оу Е.1. 2пасЬеше ргеёБ1ау1ешу оЬ оЬ"ек1е ёеуа1е1'поБ1;1 рг1 ё1а§поБ1;1ке игоупуа ргоГеББюпа^та НсЬпоБй // РгоГеББюпаГпуе ргеёБ1ау1ешуа: 1еопуа 1 геа1'поБ1;' / Роё геёаШеу Е.1. Яо§оуа. - ЯоБЮу-па-Бопи: 1РО Р1 УиБИ, 2008. - 160 Б., Б. 200-219.

18. Яо§оу Е.1. ОБоЬеппоБй ргеёБ1ау1ешу о ёеуа1е1'поБ1;1 уоёке1уа и ргоГеББюпа1оу 1 1уиЬке1еу. // БЬогшк паисЬпукЬ 1хиёоу Swoг1d. Ма1епа1у те2Ьёипагоёпоу паисЬпо-ргакйсЬеБкоу копГегеп1БП "Боугетеппуе паргау1еп1уа 1еоге11сЬеБк1кк 1 рпк1аёпукЬ 1ББ1еёоуап1у 2013". - Уур.1.Тот 18. - ОёеББа: КИРШЕЖО, 2013

19. Яо§оу Е.1. ОБоЬеппоБЙ Б1апоу1ешуа ргоГеББюпаГпукЬ ргеёБ1ау1ешу рБ^кЬо^оу оЬ оЬ"ек1е ёеуа1е1'поБ1;1 // РгоГеББюпаГпуе ргеёБ1ау1ешуа: 1еопуа 1 геа1'поБ1;' / Роё геёаШеу Е.1. Яо§оуа. - ЯоБЮу-па-Бопи: 1РО Р1 УиБИ, 2008. - 160 Б., Б. 255-289.

20. Яо§оу Е.1. Бепотепо^^уа ргеёБ1ау1ешу оЬ оЬ"ек1е ёеуа1е1'поБ1;1 реёа§о§а // РгоГеББюпаГпуе ргеёБ1ау1ешуа: БЬогшк паисЬпукЬ 1;гиёоу Шегпе1;-копГегеп1БП «£паЛеше predstavleniy V obrazovanii i professional'nom stanovlenii lichnosti» / Роё геёаШеу Е.1. Яо§оуа. - ЯоБЮу-па-Бопи: Ы-уо МЛЯТ, 2013. - 242 б., Б. 5 -21.

21. Яо§оу Е.1., Яо1' ргоГеББюпаГпукЬ ргеёБ1ау1ешу у Б1апоу1епп Бре1Б1аНБ1а у УИ2е // Яо1' ргеёБ1ау1ешу у ргоГеББюпаГпот Б1апоу1епп НсЬпобй. Яоб1»у па Бопи, 2012.

22. Яо§оуа Е.Е. РгеёБ1ау1ешуа оЬ оЬ"ек1е ёеуа1е1'поБ1;1 и БШёеп1;оу га2пукЬ Бре1Б1а1'поБ1еу // Б1пат1ка ргоГеББюпаГпукЬ ргеёБ1ау1ешу у оп1о§епе2е: БЬогшк паисЬпукЬ Б1а1еу Ме2Ьёипагоёпоу т1егпе1;-копГегеп1БП / Роё геёа^1еу Е.1. Яо§оуа. - Б^оу-па-Бопи: Ы-уо SKNTs УБЬ УиБИ, 2011. - 246 б., Б. 155-167.

23. Яо§оуа Е.Е. РгоГеББюпаГпуе ргеёБ1ау1ешуа БраБа1е1еу Б га2поу ргоГеББюпаГпоу Бре1Б1а112а1Б1еу // Яо1' ргеёБ1ау1ешу у ргоГеББюпаГпот Б1апоу1епп НсЬпобй: БЬогшк паисЬпукЬ Б1а1еу III 1п1егпе1-копГегеп1БИ./Роё геёак1Б1еу Е.1. Яо§оуа. - ЯоБ1оу-па-Бопи, Ы-уо SKNTs УБЬ УиБИ, 2012. - 200б., Б. 102 - 112.

24. Бетепоуа Е.Л. РгеёБ1ау1еп1уа о рБ^кЬо^п как ЬиёиБЬсЬеу ргоГеББИ и БШёеп1;оу tekhnicheskogo universiteta//Materialy mezhdunarodnogo Аэгита «Obraz rossiyskoy psikhologii V regionakh strany i V mire». Sochi, 2006 g.

25. БЬсЬегЬа1укк Уи.У. ОЬБЬсЬауа рБ1кко1о§1уа. - БРЬ: Ркег, Бег1уа "2ау1га ек2атеп", 2008 8. - 272 Б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.