Научная статья на тему 'Особенности профессиональной ориентации выпускниц ТулГУ'

Особенности профессиональной ориентации выпускниц ТулГУ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
158
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ / КАРЬЕРА / КВАЛИФИКАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИЯ / РЫНОК ТРУДА / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ / ТРУД / ТРУДОУСТРОЙСТВО

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абросимова О. В.

Рассматриваются особенности трудовых намерений выпускниц, выявляется степень их определенности в трудоустройстве. Выделяются некоторые факторы низкой конкурентоспособности выпускниц на рынке труда. Описывается мотивационная структура трудового поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной ориентации выпускниц ТулГУ»

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 378.048.45(470.312)

О.В. Абросимова, аспирант, (4872) 23-99-36, <Лшо181-81 @шаП.ги (Россия, Тула, ТулГУ)

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВУПУСКНИЦ ТулГУ

Рассматриваются особенности трудовых намерений выпускниц, выявляется степень их определенности в трудоустройстве. Выделяются некоторые факторы низкой конкурентоспособности выпускниц на рынке труда. Описывается мотивационная структура трудового поведения.

Ключевые слова: занятость, карьера, квалификация, профессиональная подготовка, профессия, рынок труда, социальная мобильность, специальность, труд, трудоустройство.

В современных условиях проблема трудовой занятости коснулась практически всех социально-профессиональных и возрастных групп населения, но наиболее уязвимой оказалась молодежь, особенно та ее часть, которая, завершив учебу, готова приступит к иной деятельности. Профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессиональной деятельности определяет очень многое: к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни выбрать. Работа - это та основа, на которой строится у подавляющего большинства выпускников их сегодняшнее материальное благосостояние [1, с. 89].

Готовность к смене характера деятельности, которая является сегодня едва ли не главным фактором успешного трудоустройства в условиях структурной перестройки экономики, у молодежи очень высока. Многие меняют специальность после опыта работы по своей основной профессии, а некоторые вообще никогда по ней не работали, сразу начав осваивать другую специальность. Падение «престижности» и «доходности» в об-

щественном мнении молодежи ряда специальностей означает лишь смену приоритетов в рамках специальностей квалифицированного и высококвалифицированного труда, а не падение престижности и доходности квалифицированного труда вообще.

Сегодня молодежь считает наиболее престижными те профессии, которые обладают значимостью в условиях рыночной экономики. Как в 60-70 гг. XX века наиболее престижными были профессии (от физика-ядерщика до космонавта), отражавшие приоритеты поддержания статуса СССР как великой державы и сохранения его позиций в гонке вооружений. Так и сейчас молодежь в своих приоритетах вполне адекватно отражает запросы российского общества, только сами эти запросы изменились.

Важным моментом в современных условиях является специфика положения женщин на рынке труда и, в особенности, трудоустройство выпускниц вузов. В сегодняшних условиях женщина не может себе позволить остаться без заработка. Подавляющая часть женщин занимают рядовые должности как на производстве, так и в сфере интеллектуального труда. Несмотря на более высокий образовательный уровень, женщины занимают должности более низкой квалификации, чем мужчины [2, с. 103]. Их карьерные возможности сокращаются. Более того, на рынке труда резко усилилась профессионально-деловая конкуренция как между мужчинами и женщинами, так и между самими женщинами.

Как же согласуется ситуация на российском рынке труда с жизненными планами выпускниц вузов?

Изучение профессиональных ориентаций выпускниц ТулГУ позволяет сказать, что ключевой предпосылкой в достижении материального достатка, дела по душе является получение образования, причем место, которое отводится респондентами ценности образования, рассматривается как непременное условие жизненного успеха. Примерно 33 % опрошенных считают, что получают образование выше среднего уровня, чуть меньше (28 %) указали, что получают специальные знания по определенной профессии. Следовательно, получение образования может рассматриваться выпускницами как своего рода инвестиции в будущую статусную позицию.

Если рассматривать такой показатель, как «оценка перспективности получаемой специальности», то более половины опрошенных (57 %) ответили, что не испытывают оптимизма в этом отношении, 14 % указали, что работая по специальности не смогут добиться ни высоких заработков, ни положения в обществе, однако 29 % все же надеются добиться относительно высокого статусного положения и высоких заработков.. Примечателен и тот факт, что на вопрос о том, хотели бы опрашиваемые освоить смежную специальность 60 % опрошенных ответили отрицательно.

Здесь мы видим некоторую негативную тенденцию. В частности, коммерческие фирмы предпочитают нанимать на работу, даже не требую-

щую высокой квалификации, не лиц со средним образованием, а выпускников вузов. Немаловажная сторона этого противоречия состоит в том, что квалифицированный, интеллектуальный труд сегодня - низкооплачиваемый [3, с. 12]. Тем самым это сказывается на структуре ценностей и жизненных планах выпускниц и не может не снижать их адекватного самоопределения. Можно сказать, что профессиональное самоопределение выпускниц носит двойственный характер: с одной стороны, есть интерес к специальности, желание освоить ее, реализовать свою профессиональную подготовку. Но поскольку реализация такого плана, как правило, затруднительна, девушки формируют в качестве возможного варианта менее для них привлекательный, но реальный - найти любую работу, не обязательно по специальности, но обеспечивающую приемлемый доход.

Реализовать полученные знания анкетируемые (75 %) планируют в трудовой сфере. Примерно 15 % опрошенных намереваются продолжить обучение, посвятить себя дому, семье желает совсем незначительная часть обследуемых. На рисунке представлены варианты действий выпускниц после получения диплома.

Действия выпускниц после получения диплома

Таким образом мы видим, что домашняя жизнь как традиционная система ценностей в жизни женщины отходит на второй план, уступая место профессиональной карьере. Все, что связано с внутренним миром домашней жизни, лишено перспективы, препятствует движению вперед. Завоевывая профессиональную сферу, девушки нарушают тем самым стереотипные мнения о том, что основная роль женщины - быть матерью, женой, вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины - это работа. Таким образом, девушки, можно сказать, «ожесточенно» доказывают важность работы, как бы, заочно споря с представлениями о том, что у женщины притязания в отношении работы могут быть более низкими, чем у

мужчины и что они не просто легче переносят отсутствие работы, но даже стремятся к этому.

Занимающихся трудовой деятельностью во время обучения, большинство (62 %), причем в непрофильной сфере. Социальная опасность данной тенденции заключается в том, что при сохранении низкой оплаты труда в государственных структурах и высокой значимости материальной обеспеченности у выпускниц растет предпочтение трудоустройства в коммерческой сфере при соответствующем падении престижа госструктур в ущерб трудоустройству по специальности. В силу этого возможна ситуация, при которой вузы практически будут давать профессиональное образование лишь номинально.

К моменту получения диплома договоренности с работодателем не имеют 85 % опрошенных. Более половины выпускниц (52 %) предвидят проблемы со своим трудоустройством в будущем. Причина этого кроется в том, что для молодых специалистов невыполнимо требование, которое, как правило, возглавляет перечень условий приема на работу - наличие стажа по специальности (данный вариант указали 95 % анкетируемых). Поэтому повышение конкурентоспособности связано, в первую очередь, с расширением профессиональных возможностей, наличием общей эрудиции и коммуникативной культуры. В таблице представлены основные преимущества, на которые рассчитывают выпускницы при трудоустройстве.

Уровень конкурентных преимуществ при приеме на работу (в % от общего числа опрошенных)

(Укажите, пожалуйста, Ваши конкурентные преимущества, на которые Вы рассчитываете при приеме на работу?)

Варианты ответов % Рейтинг

Мои личные качества 48,5 1

Перспективная профессия на современном рынке труда 9,4 5

Наличие диплома о высшем образовании 17,6 2

Помощь друзей и родственников 10 4

Опыт работы 14,5 3

Как мы видим, надежды молодых специалистов на помощь и содействие родителей и родственников незначительны. Таким образом, если учесть тот факт, что больше половины выпускниц не испытывают оптимизма в отношении перспективности получаемой специальности и при этом рассчитывают в значительной степени на себя или случайное везение,

следует признать: от трети до половины молодых квалифицированных специалистов становятся представителями массовых профессий.

Трудовые стратегии также опосредованы мотивацией труда, которая является важным показателем направленности воспроизводственных процессов. Лидирующим мотивом при выборе работы у респондентов является хорошая оплата.

Укажем на несколько возможных интерпретаций феномена, связанного с доминирующим положением ценности высокого заработка в сознании выпускниц. К примеру, на это влияют сформировавшиеся социальные образцы. По меткому замечанию Э.Эриксона, с молодыми людьми наиболее отчетливо говорит именно идеологический потенциал общества, влияя на восприятие ценных «способов жизни» [4, с. 115]. Сейчас перечень этих способов у выпускниц невелик. В итоге, между понятиями «престижный труд» и «высокий доход» в их сознании поставлен знак равенства.

Доминирующее положение ценности высокого заработка также уместно рассматривать с точки зрения удовлетворения тех или иных потребностей. Удовлетворение физиологических потребностей и потребности в безопасности (в терминах широко известной теории мотивации А.Маслоу) опосредуется денежными средствами, даваемыми работой. В этом контексте стремление к высокому заработку может быть охарактеризовано и как фактор, и как индикатор выживания девушек-специалистов в нынешней ситуации. По мнению Э. Ро неудовлетворенность потребностей молодежи в простом существовании блокирует любую иную информацию о профессиях. Если продолжить данную мысль, то можно сделать вывод, что в современных условиях материальная компонента оказывается весьма и весьма существенной при выборе работы, предметное содержание которой нередко отходит на второй план. О этом свидетельствуют и данные настоящего исследования: такие индикаторы, как ответственная работа, полезность для общества, возможность общения с людьми для респондентов практически незначительны.

Таким образом, исследование профессиональных предпочтений современных молодых специалистов показало, что часто девушки выбирают профессию из соображений престижности и высокой оплаты труда в будущем, иногда пренебрегая собственными склонностями и потребностями. В результате падения социальной ценности труда у большей части выпускниц сформировался социальный пессимизм - неверие в возможность реализовать свои лучшие силы и способности в интересной и содержательной работе, оплачиваемой в соответствии с затраченными усилиями.

Однако подобная ситуация не может сохраняться долго. Жизнь рано или поздно заставит проводить разумную экономическую политику, стимулирующую высококвалифицированный труд во всех социальных сферах. Это, естественно, будет способствовать нормализации

процессов формирования профессиональных интересов молодых специалистов, их согласованию с интересами общества.

Библиографический список

1. Здравомыслов А.Г., Ядов В.А. Человек и его работа в СССР и после. М.: Аспект Пресс, 2003. 485 с.

2. Мальцева О.И., Рощин С.Ю. Гендерная сегрегация и мобильность на российском рынке труда. М.: Изд. Дом ГУВШЭ, 2006. 296 с.

3. Социальные проблемы трудовой занятости в регионах Российской Федерации. М.: Институт социологии РАН, 2009. 99 с.

4. Шеклтон В. Психология лидерства в бизнесе. СПб.: Питер, 2003.

222 с.

O. V. Abrosimova

The particularities of the professional orientation of the graduating-studients of tula state university

In the article are viewed the particularities of the labor intentions of the graduating students; reveals the degree of certainty in employment. Identifies some factors of low competitiveness of the graduating students in the labor market. The motivational structure of labor behavior is described.

Получено 25.10.2009 г.

УДК 32.001

Е.В. Бродовская, д-р полит. наук, доцент, (4872)-33-23-52, brodovskaya@inb ox.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

A. Влодарская, аспирант, магистр политологии, +48601386322, afwlodarska@gmail.com (Польша, Лодзь , Лодзинский университет)

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОСТКОММУНИСТИЧЕСКОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В СТРАНАХ ПРИБАЛТИКИ

Рассматриваются факторы, определившие вариативность и результативность посткоммунистических трансформаций в странах Балтийского субрегиона Европы. Особое внимание уделено социальным аспектам трансформационных процессов, связанных с формированием новых систем идентичностей и становлением так называемых «этнических демократий». По мнению авторов, ограниченное представительство интересов этнических меньшинств является базовым барьером консолидации демократии в странах региона.

Ключевые слова: посткоммунистическая трансформация, демократический транзит, консолидация демократии, этническая структура, этническая демократия, этнические меньшинства.

Страны Прибалтики включаются политологами различных научных школ в группу государств наиболее успешно прошедших период

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.