Научная статья на тему 'Особенности профессиональной морали работников политических профессий'

Особенности профессиональной морали работников политических профессий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
711
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ АКТОРЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОРАЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-НРАВСТВЕННАЯ НОРМА / РАБОТНИКИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / MORAL STANCE / POLITICAL ACTORS / PROFESSIONAL MORALS / PROFESSIONAL ETHICAL NORM / POLITICAL PROFESSIONS / SOCIAL REALITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сазонова Анна Александровна

В статье представлены характеристики работников политических профессий (политиков, медиаторов, экспертов, политических технологов, спичрайтеров, имиджмейкеров и др.), рассмотрены особенности их профессиональной деятельности как акторов, конструирующих новую социальную реальность. Представлена специфика профессиональной морали и актуализированы нормы профессиональной морали работников политических профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Peculiarities of Professional Morality of the Political Professionals

The article presents the characteristics of those professionals who make political careers (politicians, mediators, experts, political technologists, speechwriters, image-makers, etc.). The peculiarities of their professional activity are based on their multifaceted roles as the actors who construct a new social reality. The specificity of the professional morality and actualized norms of professional morality of policy-makers are analyzed in the given article.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной морали работников политических профессий»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ РАБОТНИКОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ

А.А. Сазонова

Кафедра этики Российский университет дружбы народов ул. Михлухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198

В статье представлены характеристики работников политических профессий (политиков, медиаторов, экспертов, политических технологов, спичрайтеров, имиджмейкеров и др.), рассмотрены особенности их профессиональной деятельности как акторов, конструирующих новую социальную реальность. Представлена специфика профессиональной морали и актуализированы нормы профессиональной морали работников политических профессий.

Ключевые слова: моральная позиция, политические акторы, профессиональная мораль, профессионально-нравственная норма, работники политических профессий, социальная реальность.

Политика как социальное явление определяется исследователями неоднозначно. Так, А.Ю. Мельвиль отмечает: «Еще Аристотель определил политику как высший вид человеческого общения, а Макиавелли видел в ней многостороннее противоборство за государство и власть различных социальных субъектов: государя и народа, партий и сословий... Для Лассуэлла... политика — вид социального поведения индивидов (и их групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во властвовании» [6. С. 42]. Российский политолог Е.Б. Шестопал подчеркивает: «в политическую активность вовлечены и профессионалы, и рядовые граждане; политику делают люди, и она составляет особый тип их поведения» [10].

Политика — многогранное явление, оно рассматривается исследователями с разных позиций: сфера общественной жизни, один из разнообразных видов социальной активности субъектов, тип коллективного и индивидуального поведения, разновидность социальных отношений. М. Вебер отмечает: «Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства» [2. С. 645].

Сам тип государственно-политической системы оказывает непосредственное влияние на характер политической деятельности, в связи с чем возникают вопросы: какую ответственность перед обществом несет власть, какие ценности и нормы должны превалировать, какими способами должна осуществляться политическая борьба и другие аспекты.

В условиях реализации гуманистической парадигмы мы можем рассмотреть политику в качестве системы социальных отношений и определенного вида деятельности, что обосновывает формирование социального требования к уровню профессиональной подготовки, моральному сознанию лиц, связанных с политической деятельностью в той или иной мере.

Появление политического рынка сопряжено с профессионализацией политики. На современном этапе данная сфера представляет собой особую профессиональную деятельность, которая требует основательной подготовки. А.Ю. Мельвиль подчеркивает: «В современных условиях специализация по политической науке стала поистине массовой. Достаточно сказать, что среди занятых в исполнительной и законодательной ветвях власти, в обслуживающих их аппаратах подавляющее большинство — именно профессиональные политологи» [6. С. 60]. Разнообразие и социальную роль различных политических профессий подчеркивает С.А. Марков в своей статье «Политические профессии»: «Как известно, в России политикой занимаются практически все. Но некоторые занимаются ею профессионально (в том смысле что она является основной сферой их доходов). И это не только политики. Это и администраторы (чиновники, управленцы, государственная бюрократия), и политические советники, и журналисты, и политические публицисты, или идеологи, и партийные функционеры, и специалисты в области избирательных технологий, и независимые аналитики» [5. С. 8—9]. Можно сделать вывод о том, что в настоящее время любая политическая профессия подразумевает наличие у специалиста определенный набор знаний и умений, выраженных в профессиональных компетенциях.

Сегодня спрос на политические профессии наблюдается со стороны политических партий, организаций, российского государственно-управленческого аппарата. Данная сфера деятельности находится на стадии институционализации, в связи с чем в современной литературе имеются неоднозначные, а часто противоречивые определения, классификации, задачи политических профессий.

Среди политических профессий самыми массовыми являются политики, политические консультанты, посредники, помощники, идеологи, эксперты. К политикам относят не только тех людей, которые принимают участие в реализации публичной политики на разных ее уровнях, но также партийных функционеров и чиновников.

Посредниками или медиаторами являются специалисты, осуществляющие связь политиков, корпоративных и общественных структур с гражданами (лоббисты, функционеры разных организаций, движений, компаний, благотворительных и иных фондов и т.д.). К данной группе также принадлежат профессии, в основные функции которых входит налаживание новых форм политического общения

(например, специалисты по связям с общественностью: англ. public relations — PR; организаторы сетевых и виртуальных взаимодействий и т.д.).

К разновидности политических профессий относятся эксперты (работники различных аналитических и информационных центров), которые сотрудничают с государственными структурами, партиями, корпорациями, банками, средствами массовой информации, заинтересованными в получении надежных сведений, как о конкретной области деятельности, так и политике в целом. В составе данной группы преобладают наиболее авторитетные и компетентные сотрудники научно-исследовательских учреждений и университетов, могут быть привлечены политологи-теоретики, способные дать систематический анализ политического процесса. Нередко работа аналитиков строится на данных социологов и психологов, которые привлекаются к проведению исследований.

Областью деятельности политических технологов или политических консультантов является разработка и применение специфических методов для решения политических задач, например, обеспечение победы в избирательной кампании.

Спичрайтеры — это специалисты по составлению речей для политиков, в их основные обязанности входит также подготовка текстов для публикации в средствах массовой информации согласно цели, аудитории и имиджу политика.

Политические помощники являются специалистами, выполняющие функцию обслуживания политической деятельности (советники, сотрудники политических и/или административно-управленческих аппаратов, аналитики, политические технологи, имиджмейкеры и т.д.).

В современной литературе издано немало книг, в которых рабочий процесс специалистов в сфере политики представлен в качестве суммы определенных технологий. При таком подходе технологии лишаются содержания, что выражается в отсутствии понимания профессионального долга специалиста в области политики. В большинстве случаев это приводит к разрыву между профессиональной деятельностью и этическими регуляторами, отказу следовать нормам морали в своей профессиональной деятельности, выраженном в постулате: «Политика — грязное дело».

Однако представители политических профессий, как правило, вовлечены в процесс разработки, принятия и осуществления политических решений, являясь, таким образом, акторами политического процесса. «Политический актор (лат. actor — деятель) — индивид, общественная группа, институт и пр., осуществляющий конкретное политическое действие, т.е. субъект действия. В политологии термины актор и субъект выступают как синонимы» [6. С. 35].

Осуществление профессиональной деятельности политических акторов связано с тем или иным изменением социальной реальности. П.В. Мусиец, раскрывая данную проблему, указывает: «объективное явление (социальная реальность), данное в опыте одновременно различных социальных групп и их отдельных представителей и оказывающее на их социальное поведение и жизнь в целом значительное влияние» [7].

Можно утверждать, что такой вывод позволяет соотнести понятия «социальная реальность» и «общество». При данной трактовке общество, как система, являет собой социальную реальность особого рода, которая не сводится к сумме индивидуальностей, диктующих другим членам социума определенные законы и правила поведения. Таким образом, в процессе социальных взаимодействий субъектов образуется социальная реальность, являясь результатом их жизнедеятельности, состоит из общепринятых в обществе тенденций.

В процессе своей профессиональной деятельности рассмотренные выше работники политических профессий как акторы, обладающие специальными знаниями, оказывают прямое влияние на характер общественных отношений, реализацию политических решений, формирование общественного мнения, повышение авторитета государственных и политических деятелей, лоббирование тех или иных интересов, достижение политических союзов и других социальных взаимодействий, и в итоге способствуют конструированию новой социальной реальности.

Подобная интерпретация неизбежно связана с моралью. Область деятельности работников политических профессий — политико-социальные проблемы, что актуализирует особое внимание к нравственной составляющей выполняемых ими функций, вопросам ответственности, объективности, принципиальности, корректности.

Моральные нормы в отношении любой интеллектуальной (в том числе и политической) деятельности стали объектом изучения многих зарубежных исследователей, среди которых Д.Э. Мур, Д. Рэндал, Т. Ункер. В работах российских исследователей С.Ф. Анисимова, А.А. Гусейнова, Б.О. Николаичева и других описываются сущность морали, ее механизмы действия как социального феномена.

Исследователями выделяются те профессии, объектом деятельности которых является человек, его здоровье, духовный мир и положение в обществе, то есть представители этих профессий оказывают целенаправленное воздействие на него (это профессии врача, педагога, юриста и др.). В выделенных профессиях моральное сознание является неотъемлемой частью профессиональной деятельности.

Определенным ориентиром в разработке проблемы морали работников политических профессий, безусловно, выступают работы М. Вебера, в особенности «Политика как призвание и профессия».

В данной работе им были выделены ведущие профессионально значимые качества личности для осуществления профессионально-политической деятельности: «Можно сказать, что в основном три качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности, глазомер... И проблема в том и состоит, чтобы „втиснуть" в одну и ту же душу жаркую страсть и холодный глазомер» [2. С. 698].

Анализ работ, посвященных исследованию морали в различных видах профессиональной деятельности, показал, что в проблемное поле профессиональной этики включают нравственные отношения работников и объектов их деятельности;

взаимоотношения специалиста с обществом; взаимоотношения внутри профессионального сообщества и регулирующие их нормы; личные качества специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга; специфику задач и методов профессионального обучения [1; 8; 9; 11].

Нравственную культуру, моральное сознание выделяют в качестве компонентов профессионализма политика, государственного деятеля. Г.А. Урбан отмечает в своем исследовании: «...основным мерилом нравственной компоненты в деятельности политика выступает, с одной стороны, степень заряженности на политические действия, а, с другой, — уровень его ответственности за принимаемые решения и их последствия» [9. С 10]

Появление в России политического рынка и политических профессий как самостоятельной области профессиональной деятельности требуют системы регулирования и саморегулирования данной сферы с учетом определенной специфики. Как указывает Н.А. Сильвачёва: «Сфера политических технологий, как и в целом рынок политических услуг, в России характеризуется сегодня противоречивостью и неустойчивостью развития... Вся совокупность используемых политических технологий и отношения между теми, кто запрашивает, и теми, кто предлагает политические технологии, во многом не отвечают требованиям демократии, права, политической культуры, задачам стабилизации политической системы» [8. С 9]. Широкое распространение получили процессы «технократи-зации» политиков, чиновников, политтехнологов [3].

Этические принципы в области политических профессий могут выступать одним из механизмов регулирования политической деятельности. Они служат некой защитой деятельности специалиста от целого ряда опасностей, с которыми связано функционирование политики в современном обществе, а также позволяют способствовать улучшению климата внутри профессионального сообщества. Основными принципами профессиональной этики работников политических профессий должны стать: приоритет гуманистических ценностей и общественных интересов перед индивидуальными, соблюдение общепринятых норм морали и культуры взаимоотношений. Именно моральные нормы определяют моральный выбор, который встает перед работниками политических профессий, а также конкретизируют политические технологии, наполняя их сутью.

Разрозненность нравственной практики, моральные противоречия, сосуществование многочисленных этических кодексов актуализируют сегодня этическую рефлексию в научной мысли, в том числе и в сфере политической деятельности. Нельзя не согласиться с Н.А. Сильвачёвой, настаивающем в своем диссертационном исследовании [8] на необходимости разработки и принятия единого кодекса этических отношений в сфере специалистов в области политики, созданного с учетом перспектив развития отрасли и с учетом определенной специфики деятельности. Проделанный анализ определяет особую значимость формирования профессионального долга и морального сознания работников политических профессий, поиска адекватной модели этического регулирования данной профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ахмадиев Ф.В. Профессиональная мораль журналиста как социокультурное явление: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2009.

[2] Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.

[3] Иванов В.Г. Кризис концепции технократии в контексте изучения постиндустриального общества // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 1.

[4] Лысенко Г.В. Коммуникативные основания субъектности власти и общества: автореф. дис. ... доктора полит. наук. М., 2001.

[5] Марков С.А. Политические профессии // Полития. 1999. № 2.

[6] Мельвиль А.Ю. Категории политической наук / А.Ю. Мельвиль, Т.А. Алексеева, К.П. Бо-ришполец и др. М.: Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Университет) МИД РФ, «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2002.

[7] Мусиец П.В. Социальная реальность: основные теоретические подходы // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 4(20). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/022-036.pdf.

[8] Сильвачёва Н.А. Регулирование и саморегулирование профессиональной деятельности политических технологов в России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2003.

[9] Урбан Г.А. Профессионализм в политике: персоналисткий и институциональный аспекты: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2004.

[10] Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М.: РОССПЭН, 2000. URL: http://www.nationalism.org/library/science/psychology/shestopal/shestopal-psychoprofile.htm.

[11] Ярмак Ю.В. Праксио-тектологические основы профессиональной деятельности политической элиты: автореф. дис. ... доктора полит. наук. М., 2002.

THE PECULIARITIES OF PROFESSIONAL MORALITY OF THE POLITICAL PROFESSIONALS

A.A. Sazonova

The Department of Ethics Peoples" Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198

The article presents the characteristics of those professionals who make political careers (politicians, mediators, experts, political technologists, speechwriters, image-makers, etc.). The peculiarities of their professional activity are based on their multifaceted roles as the actors who construct a new social reality. The specificity of the professional morality and actualized norms of professional morality of policy-makers are analyzed in the given article.

Key words: moral stance, political actors, professional morals, professional ethical norm, political professions, social reality.

REFERENCES

[1] Ahmadiev F.V. Professional'naja moral' zhurnalista kak sociokul'turnoe javlenie: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11. Ufa, 2009.

[2] Veber M. Izbrannye proizvedenija: per. s nem. Sost., obshh. red. i poslesl. Ju.N. Davydova; Predisl. P.P. Gajdenko. M.: Progress, 1990.

[3] Ivanov V.G. Krizis koncepcii tehnokratii v kontekste izuchenija postindustrial'nogo obshhestva. Voprosy gumanitarnyh nauk. 2007. № 1.

[4] Lysenko G.V. Kommunikativnye osnovanija sub#ektnosti vlasti i obshhestva: avtoref. dis. ... doktora polit. nauk: 22.00.04. M., 2001.

[5] Markov S.A. Politicheskie professii. Politija. 1999. № 2.

[6] Mel'vil' A.Ju. Kategorii politicheskoj nauk [Tekst]. A.Ju. Mel'vil', T.A. Alekseeva, K.P. Borish-polec i dr. M.: Mosk. gos. in-t mezhdunar. otnoshenij (Universitet) MID RF, «Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija» (ROSPJeN), 2002.

[7] Musiec P.V. Social'naja real'nost': osnovnye teoreticheskie podhody. Uchenye zapiski: jelek-tronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 4(20). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/022-036.pdf.

[8] Sil'vachjova N.A. Regulirovanie i samoregulirovanie professional'noj dejatel'nosti politicheskih tehnologov v Rossii: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk: 23.00.02. M., 2003.

[9] Urban G.A. Professionalizm v politike: personalistkij i institucional'nyj aspekty: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk: 23.00.02. Rostov-na-Donu, 2004.

[10] Shestopal E.B. Psihologicheskij profil' rossijskoj politiki 1990-h: Teoreticheskie i prikladnye problemy politicheskoj psihologii. M.: ROSSPJeN, 2000. URL: http://www.nationalism.org/ library/science/psychology/shestopal/shestopal-psychoprofile.htm.

[11] Jarmak Ju.V. Praksio-tektologicheskie osnovy professional'noj dejatel'nosti politicheskoj jelity: avtoref. dis. ... doktora polit. nauk: 23.00.01. M., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.