АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОРАЛИ РАБОТНИКОВ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОФЕССИЙ
А.А. Сазонова
Кафедра этики Российский университет дружбы народов ул. Михлухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
В статье представлены характеристики работников политических профессий (политиков, медиаторов, экспертов, политических технологов, спичрайтеров, имиджмейкеров и др.), рассмотрены особенности их профессиональной деятельности как акторов, конструирующих новую социальную реальность. Представлена специфика профессиональной морали и актуализированы нормы профессиональной морали работников политических профессий.
Ключевые слова: моральная позиция, политические акторы, профессиональная мораль, профессионально-нравственная норма, работники политических профессий, социальная реальность.
Политика как социальное явление определяется исследователями неоднозначно. Так, А.Ю. Мельвиль отмечает: «Еще Аристотель определил политику как высший вид человеческого общения, а Макиавелли видел в ней многостороннее противоборство за государство и власть различных социальных субъектов: государя и народа, партий и сословий... Для Лассуэлла... политика — вид социального поведения индивидов (и их групп), характеризующийся установками и мотивациями, связанными с участием во властвовании» [6. С. 42]. Российский политолог Е.Б. Шестопал подчеркивает: «в политическую активность вовлечены и профессионалы, и рядовые граждане; политику делают люди, и она составляет особый тип их поведения» [10].
Политика — многогранное явление, оно рассматривается исследователями с разных позиций: сфера общественной жизни, один из разнообразных видов социальной активности субъектов, тип коллективного и индивидуального поведения, разновидность социальных отношений. М. Вебер отмечает: «Политика означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства» [2. С. 645].
Сам тип государственно-политической системы оказывает непосредственное влияние на характер политической деятельности, в связи с чем возникают вопросы: какую ответственность перед обществом несет власть, какие ценности и нормы должны превалировать, какими способами должна осуществляться политическая борьба и другие аспекты.
В условиях реализации гуманистической парадигмы мы можем рассмотреть политику в качестве системы социальных отношений и определенного вида деятельности, что обосновывает формирование социального требования к уровню профессиональной подготовки, моральному сознанию лиц, связанных с политической деятельностью в той или иной мере.
Появление политического рынка сопряжено с профессионализацией политики. На современном этапе данная сфера представляет собой особую профессиональную деятельность, которая требует основательной подготовки. А.Ю. Мельвиль подчеркивает: «В современных условиях специализация по политической науке стала поистине массовой. Достаточно сказать, что среди занятых в исполнительной и законодательной ветвях власти, в обслуживающих их аппаратах подавляющее большинство — именно профессиональные политологи» [6. С. 60]. Разнообразие и социальную роль различных политических профессий подчеркивает С.А. Марков в своей статье «Политические профессии»: «Как известно, в России политикой занимаются практически все. Но некоторые занимаются ею профессионально (в том смысле что она является основной сферой их доходов). И это не только политики. Это и администраторы (чиновники, управленцы, государственная бюрократия), и политические советники, и журналисты, и политические публицисты, или идеологи, и партийные функционеры, и специалисты в области избирательных технологий, и независимые аналитики» [5. С. 8—9]. Можно сделать вывод о том, что в настоящее время любая политическая профессия подразумевает наличие у специалиста определенный набор знаний и умений, выраженных в профессиональных компетенциях.
Сегодня спрос на политические профессии наблюдается со стороны политических партий, организаций, российского государственно-управленческого аппарата. Данная сфера деятельности находится на стадии институционализации, в связи с чем в современной литературе имеются неоднозначные, а часто противоречивые определения, классификации, задачи политических профессий.
Среди политических профессий самыми массовыми являются политики, политические консультанты, посредники, помощники, идеологи, эксперты. К политикам относят не только тех людей, которые принимают участие в реализации публичной политики на разных ее уровнях, но также партийных функционеров и чиновников.
Посредниками или медиаторами являются специалисты, осуществляющие связь политиков, корпоративных и общественных структур с гражданами (лоббисты, функционеры разных организаций, движений, компаний, благотворительных и иных фондов и т.д.). К данной группе также принадлежат профессии, в основные функции которых входит налаживание новых форм политического общения
(например, специалисты по связям с общественностью: англ. public relations — PR; организаторы сетевых и виртуальных взаимодействий и т.д.).
К разновидности политических профессий относятся эксперты (работники различных аналитических и информационных центров), которые сотрудничают с государственными структурами, партиями, корпорациями, банками, средствами массовой информации, заинтересованными в получении надежных сведений, как о конкретной области деятельности, так и политике в целом. В составе данной группы преобладают наиболее авторитетные и компетентные сотрудники научно-исследовательских учреждений и университетов, могут быть привлечены политологи-теоретики, способные дать систематический анализ политического процесса. Нередко работа аналитиков строится на данных социологов и психологов, которые привлекаются к проведению исследований.
Областью деятельности политических технологов или политических консультантов является разработка и применение специфических методов для решения политических задач, например, обеспечение победы в избирательной кампании.
Спичрайтеры — это специалисты по составлению речей для политиков, в их основные обязанности входит также подготовка текстов для публикации в средствах массовой информации согласно цели, аудитории и имиджу политика.
Политические помощники являются специалистами, выполняющие функцию обслуживания политической деятельности (советники, сотрудники политических и/или административно-управленческих аппаратов, аналитики, политические технологи, имиджмейкеры и т.д.).
В современной литературе издано немало книг, в которых рабочий процесс специалистов в сфере политики представлен в качестве суммы определенных технологий. При таком подходе технологии лишаются содержания, что выражается в отсутствии понимания профессионального долга специалиста в области политики. В большинстве случаев это приводит к разрыву между профессиональной деятельностью и этическими регуляторами, отказу следовать нормам морали в своей профессиональной деятельности, выраженном в постулате: «Политика — грязное дело».
Однако представители политических профессий, как правило, вовлечены в процесс разработки, принятия и осуществления политических решений, являясь, таким образом, акторами политического процесса. «Политический актор (лат. actor — деятель) — индивид, общественная группа, институт и пр., осуществляющий конкретное политическое действие, т.е. субъект действия. В политологии термины актор и субъект выступают как синонимы» [6. С. 35].
Осуществление профессиональной деятельности политических акторов связано с тем или иным изменением социальной реальности. П.В. Мусиец, раскрывая данную проблему, указывает: «объективное явление (социальная реальность), данное в опыте одновременно различных социальных групп и их отдельных представителей и оказывающее на их социальное поведение и жизнь в целом значительное влияние» [7].
Можно утверждать, что такой вывод позволяет соотнести понятия «социальная реальность» и «общество». При данной трактовке общество, как система, являет собой социальную реальность особого рода, которая не сводится к сумме индивидуальностей, диктующих другим членам социума определенные законы и правила поведения. Таким образом, в процессе социальных взаимодействий субъектов образуется социальная реальность, являясь результатом их жизнедеятельности, состоит из общепринятых в обществе тенденций.
В процессе своей профессиональной деятельности рассмотренные выше работники политических профессий как акторы, обладающие специальными знаниями, оказывают прямое влияние на характер общественных отношений, реализацию политических решений, формирование общественного мнения, повышение авторитета государственных и политических деятелей, лоббирование тех или иных интересов, достижение политических союзов и других социальных взаимодействий, и в итоге способствуют конструированию новой социальной реальности.
Подобная интерпретация неизбежно связана с моралью. Область деятельности работников политических профессий — политико-социальные проблемы, что актуализирует особое внимание к нравственной составляющей выполняемых ими функций, вопросам ответственности, объективности, принципиальности, корректности.
Моральные нормы в отношении любой интеллектуальной (в том числе и политической) деятельности стали объектом изучения многих зарубежных исследователей, среди которых Д.Э. Мур, Д. Рэндал, Т. Ункер. В работах российских исследователей С.Ф. Анисимова, А.А. Гусейнова, Б.О. Николаичева и других описываются сущность морали, ее механизмы действия как социального феномена.
Исследователями выделяются те профессии, объектом деятельности которых является человек, его здоровье, духовный мир и положение в обществе, то есть представители этих профессий оказывают целенаправленное воздействие на него (это профессии врача, педагога, юриста и др.). В выделенных профессиях моральное сознание является неотъемлемой частью профессиональной деятельности.
Определенным ориентиром в разработке проблемы морали работников политических профессий, безусловно, выступают работы М. Вебера, в особенности «Политика как призвание и профессия».
В данной работе им были выделены ведущие профессионально значимые качества личности для осуществления профессионально-политической деятельности: «Можно сказать, что в основном три качества являются для политика решающими: страсть, чувство ответственности, глазомер... И проблема в том и состоит, чтобы „втиснуть" в одну и ту же душу жаркую страсть и холодный глазомер» [2. С. 698].
Анализ работ, посвященных исследованию морали в различных видах профессиональной деятельности, показал, что в проблемное поле профессиональной этики включают нравственные отношения работников и объектов их деятельности;
взаимоотношения специалиста с обществом; взаимоотношения внутри профессионального сообщества и регулирующие их нормы; личные качества специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга; специфику задач и методов профессионального обучения [1; 8; 9; 11].
Нравственную культуру, моральное сознание выделяют в качестве компонентов профессионализма политика, государственного деятеля. Г.А. Урбан отмечает в своем исследовании: «...основным мерилом нравственной компоненты в деятельности политика выступает, с одной стороны, степень заряженности на политические действия, а, с другой, — уровень его ответственности за принимаемые решения и их последствия» [9. С 10]
Появление в России политического рынка и политических профессий как самостоятельной области профессиональной деятельности требуют системы регулирования и саморегулирования данной сферы с учетом определенной специфики. Как указывает Н.А. Сильвачёва: «Сфера политических технологий, как и в целом рынок политических услуг, в России характеризуется сегодня противоречивостью и неустойчивостью развития... Вся совокупность используемых политических технологий и отношения между теми, кто запрашивает, и теми, кто предлагает политические технологии, во многом не отвечают требованиям демократии, права, политической культуры, задачам стабилизации политической системы» [8. С 9]. Широкое распространение получили процессы «технократи-зации» политиков, чиновников, политтехнологов [3].
Этические принципы в области политических профессий могут выступать одним из механизмов регулирования политической деятельности. Они служат некой защитой деятельности специалиста от целого ряда опасностей, с которыми связано функционирование политики в современном обществе, а также позволяют способствовать улучшению климата внутри профессионального сообщества. Основными принципами профессиональной этики работников политических профессий должны стать: приоритет гуманистических ценностей и общественных интересов перед индивидуальными, соблюдение общепринятых норм морали и культуры взаимоотношений. Именно моральные нормы определяют моральный выбор, который встает перед работниками политических профессий, а также конкретизируют политические технологии, наполняя их сутью.
Разрозненность нравственной практики, моральные противоречия, сосуществование многочисленных этических кодексов актуализируют сегодня этическую рефлексию в научной мысли, в том числе и в сфере политической деятельности. Нельзя не согласиться с Н.А. Сильвачёвой, настаивающем в своем диссертационном исследовании [8] на необходимости разработки и принятия единого кодекса этических отношений в сфере специалистов в области политики, созданного с учетом перспектив развития отрасли и с учетом определенной специфики деятельности. Проделанный анализ определяет особую значимость формирования профессионального долга и морального сознания работников политических профессий, поиска адекватной модели этического регулирования данной профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Ахмадиев Ф.В. Профессиональная мораль журналиста как социокультурное явление: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2009.
[2] Вебер М. Избранные произведения: пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова; Предисл. П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990.
[3] Иванов В.Г. Кризис концепции технократии в контексте изучения постиндустриального общества // Вопросы гуманитарных наук. 2007. № 1.
[4] Лысенко Г.В. Коммуникативные основания субъектности власти и общества: автореф. дис. ... доктора полит. наук. М., 2001.
[5] Марков С.А. Политические профессии // Полития. 1999. № 2.
[6] Мельвиль А.Ю. Категории политической наук / А.Ю. Мельвиль, Т.А. Алексеева, К.П. Бо-ришполец и др. М.: Моск. гос. ин-т междунар. отношений (Университет) МИД РФ, «Российская политическая энциклопедия» (РОСПЭН), 2002.
[7] Мусиец П.В. Социальная реальность: основные теоретические подходы // Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 4(20). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/022-036.pdf.
[8] Сильвачёва Н.А. Регулирование и саморегулирование профессиональной деятельности политических технологов в России: автореф. дис. ... канд. полит. наук. М., 2003.
[9] Урбан Г.А. Профессионализм в политике: персоналисткий и институциональный аспекты: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Ростов-на-Дону, 2004.
[10] Шестопал Е.Б. Психологический профиль российской политики 1990-х: Теоретические и прикладные проблемы политической психологии. М.: РОССПЭН, 2000. URL: http://www.nationalism.org/library/science/psychology/shestopal/shestopal-psychoprofile.htm.
[11] Ярмак Ю.В. Праксио-тектологические основы профессиональной деятельности политической элиты: автореф. дис. ... доктора полит. наук. М., 2002.
THE PECULIARITIES OF PROFESSIONAL MORALITY OF THE POLITICAL PROFESSIONALS
A.A. Sazonova
The Department of Ethics Peoples" Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article presents the characteristics of those professionals who make political careers (politicians, mediators, experts, political technologists, speechwriters, image-makers, etc.). The peculiarities of their professional activity are based on their multifaceted roles as the actors who construct a new social reality. The specificity of the professional morality and actualized norms of professional morality of policy-makers are analyzed in the given article.
Key words: moral stance, political actors, professional morals, professional ethical norm, political professions, social reality.
REFERENCES
[1] Ahmadiev F.V. Professional'naja moral' zhurnalista kak sociokul'turnoe javlenie: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk: 09.00.11. Ufa, 2009.
[2] Veber M. Izbrannye proizvedenija: per. s nem. Sost., obshh. red. i poslesl. Ju.N. Davydova; Predisl. P.P. Gajdenko. M.: Progress, 1990.
[3] Ivanov V.G. Krizis koncepcii tehnokratii v kontekste izuchenija postindustrial'nogo obshhestva. Voprosy gumanitarnyh nauk. 2007. № 1.
[4] Lysenko G.V. Kommunikativnye osnovanija sub#ektnosti vlasti i obshhestva: avtoref. dis. ... doktora polit. nauk: 22.00.04. M., 2001.
[5] Markov S.A. Politicheskie professii. Politija. 1999. № 2.
[6] Mel'vil' A.Ju. Kategorii politicheskoj nauk [Tekst]. A.Ju. Mel'vil', T.A. Alekseeva, K.P. Borish-polec i dr. M.: Mosk. gos. in-t mezhdunar. otnoshenij (Universitet) MID RF, «Rossijskaja politicheskaja jenciklopedija» (ROSPJeN), 2002.
[7] Musiec P.V. Social'naja real'nost': osnovnye teoreticheskie podhody. Uchenye zapiski: jelek-tronnyj nauchnyj zhurnal Kurskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 4(20). URL: http://www.scientific-notes.ru/pdf/022-036.pdf.
[8] Sil'vachjova N.A. Regulirovanie i samoregulirovanie professional'noj dejatel'nosti politicheskih tehnologov v Rossii: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk: 23.00.02. M., 2003.
[9] Urban G.A. Professionalizm v politike: personalistkij i institucional'nyj aspekty: avtoref. dis. ... kand. polit. nauk: 23.00.02. Rostov-na-Donu, 2004.
[10] Shestopal E.B. Psihologicheskij profil' rossijskoj politiki 1990-h: Teoreticheskie i prikladnye problemy politicheskoj psihologii. M.: ROSSPJeN, 2000. URL: http://www.nationalism.org/ library/science/psychology/shestopal/shestopal-psychoprofile.htm.
[11] Jarmak Ju.V. Praksio-tektologicheskie osnovy professional'noj dejatel'nosti politicheskoj jelity: avtoref. dis. ... doktora polit. nauk: 23.00.01. M., 2002.