Научная статья на тему 'Особенности профессиональной идентичности студентов-психологов с разными типами карьерных ориентаций'

Особенности профессиональной идентичности студентов-психологов с разными типами карьерных ориентаций Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
189
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / СТУДЕНТ-ПСИХОЛОГ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ТИП КАРЬЕРНЫХ ОЖИДАНИЙ / PSYCHOLOGY / PSYCHOLOGY STUDENT / CAREER ORIENTATIONS / PROFESSIONAL IDENTITY / TYPE OF CAREER EXPECTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Наумова Д.Н.

Эмпирически исследованы взаимосвязи между профессиональной идентичностью и карьерными ориентациями студентов-психологов. Проведено попарное сравнение особенностей профессиональной идентичности студентов-психологов с разными типами карьерных ориентаций. Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязи компонентов профессиональной идентичности и типов карьерных ожиданий у студентов-психологов. В частности, установлено, что одна из важнейших карьерных ориентаций это «стабильность рабочего места».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF PSYCHOLOGY STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF CAREER ORIENTATIONS

The interrelations between professional identity and career orientations of psychology students are investigated empirically. The pairwise comparison of features of professional identity of psychology students with different types of career orientations is carried out. The correlation analysis allowed us to reveal interrelations of components of professional identity and types of career expectations for psychology students. In particular, it is established that one of the most important career orientations is "stability of the workplace".

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной идентичности студентов-психологов с разными типами карьерных ориентаций»

УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМИ ТИПАМИ КАРЬЕРНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Наумова Д. Н.

Донской государственный технический университет, Российская Федерация, Ростов-на-Дону naymova-dasha97@mail.ru

Эмпирически исследованы взаимосвязи между профессиональной идентичностью и карьерными ориентациями студентов-психологов. Проведено попарное сравнение особенностей профессиональной

идентичности студентов-психологов с разными типами карьерных ориентаций. Корреляционный анализ позволил выявить взаимосвязи компонентов профессиональной идентичности и типов карьерных ожиданий у студентов-психологов. В частности, установлено, что одна из важнейших карьерных ориентаций — это «стабильность рабочего места».

Ключевые слова: психология, студент-психолог, карьерные ориентации,

профессиональная идентичность, тип карьерных ожиданий.

L4QQ/J

UDC 159.9

FEATURES OF PROFESSIONAL IDENTITY OF PSYCHOLOGY STUDENTS WITH DIFFERENT TYPES OF CAREER ORIENTATIONS.

Naumova D. N.

Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation

naymova-dasha97@mail.ru

The interrelations between professional identity and career orientations of psychology students are investigated empirically. The pairwise comparison of features of professional identity of psychology students with different types of career orientations is carried out. The correlation analysis allowed us to reveal interrelations of components of professional identity and types of career expectations for psychology students. In particular, it is established that one of the most important career orientations is "stability of the workplace".

Keywords: psychology, psychology student, career orientations, professional identity, type of career expectations.

Введение. Актуальность темы исследования обусловлена проблемами профессиональной идентичности студентов вуза в период обучения, а также наличием взаимосвязи профессиональной идентичности и карьерных ориентаций.

Сложный феномен «идентичность» в психологии понимается как психическая реальность, включающая различные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические и социогенетические основания [1]. Человек социально адаптивен, если он способен идентифицировать себя в обществе и профессии.

Человек, включенный в социальную ситуацию профессионального развития и в профессиональное сообщество с определенной системой профессиональных отношений, становится субъектом собственной карьеры. Он постоянно идентифицирует себя с профессией, происходит становление его профессиональной «Я-концепции» и профессиональной рефлексии [2].

Проблема профессиональной идентичности достаточно хорошо разработана (Е. П. Ермолаева, Д. И. Завалишина, Н. С. Пряжников, Е. А. Климов, А. А. Реан, Д. В. Ронзин, В. И. Павленко, Л. Б. Шнейдер, В. М. Проселова, Ю. П. Поваренков). Изучена и профессиональная

идентичность студентов-психологов (О. Б. Полякова, Э. Н. Ахметшина, А. Р. Мусалаева,

A. В. Шилакина, С. В. Тарасов, А. Ф. Березин, С. С. Чеботарев, И. В. Завгородняя).

Заявленная тема данного исследования актуальна, т. к. в современном мире одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры.

Объективный критерий удавшейся карьеры — это социальная успешность, последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций [3-5]. Субъективный критерий — это удовлетворенность жизненной ситуацией, то, как человек воспринимает свою карьеру, какой видит профессиональную жизнь и собственную роль в ней [6, 7]. По мере карьерного роста развивается профессиональная «Я-концепция». Авторы данного исследования исходят из представлений о карьерных ориентациях В. А. Ядова, Э. Шейна, В. А. Чикер и Л. Г. Почебут.

Цель работы — изучение особенностей профессиональной идентичности студентов-психологов с разным типом карьерных ориентаций.

Основная часть. Исследование строится на данных выборки из 60 человек: 43 студента ДГТУ 1-го курса в возрасте 17-18 лет и 17 студентов 4-го курса в возрасте 20-21 года. Юношей было 11 (18,3%), девушек — 49 (81,7%). Методический инструментарий исследования:

— методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э. Шейн, адаптация

B. А. Чикер, В. Э. Винокурова);

— опросник профессиональной идентичности студентов — будущих психологов (авторская разработка У. С. Родыгиной).

В ходе исследования проверялись предположения:

— профессиональная идентичность имеет специфические особенности у студентов-психологов с разными типами карьерных ориентаций;

— компоненты профессиональной идентичности студентов-психологов могут быть взаимосвязаны с карьерными ориентациями.

Результаты исследования позволяют сделать ряд выводов. В процессе развития и становления профессиональной идентичности будущих специалистов большое значение имеют мотивационно-ценностные характеристики студентов. Одной из самых важных карьерных ориентацией является «стабильность рабочего места». В группе достаточно слабо выражены карьерные ориентации «менеджмент» и «вызов». Полностью отсутствуют такие карьерные ориентации, как «стабильность места жительства» и «интеграция стилей жизни».

Компоненты профессиональной идентичности студентов-психологов 1-го и 4-го курсов не различаются. Положительные эмоции и активное отношение к будущей профессии студентов 1-го и 4-го курсов преобладают над отрицательными эмоциями и пассивным отношением. Можно обоснованно утверждать, что профессия психолога удовлетворяет их потребностям и запросам, в ней они видят свое призвание и способ самореализации [8, 9].

Попарное сравнение особенностей профессиональной идентичности студентов-психологов с разными типами карьерных ориентаций (ТКО) демонстрирует следующие закономерности:

1) положительные эмоции по отношению к будущей профессии психолога преобладают у студентов с выраженными ТКО «интеграция стилей жизни» и «служение» (р = 0,026);

2) отрицательные эмоции по отношению к будущей профессии психолога преобладают у студентов с выраженными ТКО «менеджмент», «независимость» и «стабильность рабочего места» (р = 0,030);

3) активное отношение к будущей профессии психолога в большей мере выражено у студентов с ТКО «служение» (р = 0,033).

Корреляционный анализ позволил выявить перечисленные ниже взаимосвязи компонентов профессиональной идентичности и ТКО у студентов-психологов:

1) ТКО «профессиональная компетентность» — положительные эмоции (г = 0,316, р = 0,014), активное отношение к профессии (г = 0,320, р = 0,013);

2) ТКО «менеджмент» — положительные эмоции (г = 0,309, р = 0,016);

3) ТКО «независимость» — отрицательные эмоции (г = -0,271, р = 0,036);

4) ТКО «служение» — положительные эмоции (г = 0,302, р = 0,019), активное отношение к профессии (г = 0,276, р = 0,033);

5) ТКО «вызов» — отрицательное отношение (г = 0,295, р = 0,022);

6) ТКО «интеграция стилей жизни» — отрицательное отношение (г = 0,280, р = 0,030).

Можно заключить, что удовлетворенность профессией присутствует у студентов-

психологов с ТКО «профессиональная идентичность», «менеджмент» и «служение». При этом студенты с ТКО «вызов», «независимость» и «интеграция стилей жизни» ориентированы на преодоление отрицательного отношения к профессии.

Не различается уровень выраженности профессиональной идентичности у студентов-психологов с разными типами карьерных ориентаций. Можно также сделать вывод, что в целом по группе преобладает выраженная пассивная профессиональная идентичность (средняя).

Выводы. В процессе развития и становления профессиональной идентичности будущих специалистов большое значение имеют мотивационно-ценностные характеристики студентов. Для всех курсов одной из самых важных карьерных ориентацией является «стабильность рабочего места». Достаточно слабо в группе выражены карьерные ориентации «менеджмент» и «вызов». Полностью отсутствуют такие карьерные ориентации, как «стабильность места жительства» и «интеграция стилей жизни». Положительные эмоции по отношению к будущей профессии психолога отмечены у студентов с наиболее выраженными типами карьерных ориентаций «интеграция стилей жизни», «служение». Активную позицию по отношению к профессии психолога занимают студенты с наиболее выраженным типом карьерной ориентаций «служение».

Библиографический список

1. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2012. — 510 с.

2. Асеев, В. Г. Проблема мотивации и личности / В. Г. Асеев // Теоретические проблемы психологии личности. — 1974. — С. 122-144.

3. Алексеева, В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности / В. Г. Алексеева // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5, № 5. — С. 63-67.

4. Вилюнас, С. К. Психологические механизмы мотивации человека / С. К. Вилюнас. — Москва : МГУ, 1990. — 288 с.

5. Донцов, И. И. Профессиональные представления студентов-психологов / И. И. Донцов, Г. М. Белокрылова // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 50.

6. Киприянова, Е. В. Жизненные планы, мотивы, потребности: результаты одного исследования ценностных ориентаций старшеклассников // Экспресс-опыт. — 1999. — № 1. — С. 34-36.

7. Лазорева, О. П. Проблема мотивации студентов вуза к обучению / О. П. Лазорева // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 8 (50), ч. 5. — С. 46-48.

8. Леонтьев, А. Н. Потребности, мотивы и эмоции / А. Н. Леонтьев // Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. — 2-е изд., стер. — Москва : ЧеРо ; Омега-Л ; МПСИ, 2006. — С. 57-79.

9. Буланова-Топоркова, М. В. Педагогика и психология высшей школы / М. В. Буланова-Топоркова. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. — 544 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.